Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение» М., «Просвещение» (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России: М., «Просвещение») и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). «Литературное чтение» в начальной школе является неотъемлемой частью курса русского языка, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной литературы. Данный предмет способствует повышению читательской компетентности учащихся с ЗПР, формирует потребность в систематическом чтении.
Программа
отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых
образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для
варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета
раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в
распределении учебного содержания по годам обучения и в тематическом
планировании.
Общей
целью изучения предмета
«Литературное чтение» является формирование у учащихся навыков чтения и
понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы,
привитие вкуса к чтению.
Овладение
учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для учащихся с
(ЗПР). Это связано с недостатками фонематического восприятия, непониманием
содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями порождения связного
высказывания, несовершенством навыков чтения, несформированностью основных
мыслительных операций.
В
соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с
ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи
учебного предмета:
·
формировать
фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
·
формировать,
закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения (сознательного,
правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);
·
уточнять и обогащать
словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений
и представлений, полученных при чтении;
·
формировать
умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном,
образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии
эмоционально-волевой сферы детей;
·
развивать
нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус,
творческое и воссоздающее воображение, корригировать отклонения личностного
развития ребенка;
·
преодолевать недостатки
в развитии речи учащихся, формировать речевые умения и навыки;
·
развивать и
расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт,
развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
·
прививать интерес
к книге, к самостоятельному чтению;
·
формировать
приемы умственной деятельности, необходимые для овладения навыком чтения
(наблюдения, сравнения и обобщения);
·
способствовать
совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации,
обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков
сферы жизненной компетенции;
·
содействовать
достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
С
учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР обозначенные задачи конкретизируются
следующим образом:
·
учить выделять
последовательность звуков и слогов в словах, использовать знаково-символические
средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);
·
формировать
умение слитного послогового чтения слов с разной слоговой структурой, умение
правильно понимать читаемые слова, предложения, небольшие тексты;
·
учить элементам
выразительного чтения;
·
учить понимать
звучащую речь, отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения,
передавать содержание прослушанного;
·
учить
использовать формы речевого этикета;
·
познакомить с
произведениями устного народного творчества и детской литературы, доступными
для восприятия младших школьников с ЗПР, развивать нравственные и эстетические
представления и чувства;
·
учить создавать собственный
текст по серии иллюстраций к произведению, на основе личного опыта или
впечатлений;
·
развивать и
расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт и
словарь, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
· воспитывать интерес к книгам и чтению.