Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Подписан:
Массанова Алёна
Владимировна
DN: OU=директор,
O="ГБОУ СО ""
Березовская
школа""",
CN=Массанова
Алёна
Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я
являюсь автором
этого документа
Дата: 2021.11.25 10:
37:46+05'00'

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы
Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение» М., «Просвещение»
(программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы;
Учебно-методический комплект «Школа России: М., «Просвещение») и является
приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования учащихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2).
«Литературное чтение» в начальной школе является неотъемлемой частью
курса русского языка, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной
литературы.
Данный
предмет
способствует
повышению
читательской
компетентности учащихся с ЗПР, формирует потребность в систематическом
чтении.
Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с
учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность
специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к
изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной
записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в
тематическом планировании.
Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является
формирование у учащихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение
ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.
Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет
сложность для учащихся с (ЗПР). Это связано с недостатками фонематического
восприятия, непониманием содержания звучащей речи, бедностью словаря,
трудностями порождения связного высказывания, несовершенством навыков чтения,
несформированностью основных мыслительных операций.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС
НОО
учащихся
с
ЗПР
особыми
образовательными
потребностями
определяются общие задачи учебного предмета:
 формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
 формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения
(сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);
 уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации
непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
 формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его
эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в
развитии эмоционально-волевой сферы детей;
 развивать
нравственные и эстетические представления и чувства,
художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать
отклонения личностного развития ребенка;

преодолевать недостатки в развитии речи учащихся, формировать речевые
умения и навыки;
 развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать
чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную
активность;
 прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;
 формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения
навыком чтения (наблюдения, сравнения и обобщения);
 способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой
коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших
школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
 содействовать
достижению личностных, метапредметных и предметных
результатов образования.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР обозначенные
задачи конкретизируются следующим образом:
 учить выделять последовательность звуков и слогов в словах, использовать
знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем
предложения);
 формировать умение слитного послогового чтения слов с разной слоговой
структурой, умение правильно понимать читаемые слова, предложения,
небольшие тексты;
 учить элементам выразительного чтения;
 учить понимать звучащую речь, отвечать на вопросы по содержанию
услышанного произведения, передавать содержание прослушанного;
 учить использовать формы речевого этикета;
 познакомить с произведениями устного народного творчества и детской
литературы, доступными для восприятия младших школьников с ЗПР, развивать
нравственные и эстетические представления и чувства;
 учить создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению, на
основе личного опыта или впечатлений;
 развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать
чувственный опыт и словарь, развивать мыслительную деятельность и
познавательную активность;
 воспитывать интерес к книгам и чтению;
 содействовать
достижению личностных, метапредметных и предметных
результатов образования.


Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в
системе подготовки младшего школьника с ЗПР. Овладение читательской
компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной
социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует
формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное

чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость учащегося по
всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по
возможностям здоровья овладение навыками правильного, осознанного и беглого
чтения нередко вызывает трудности, которые связаны со сложной структурной
организацией чтения.
У детей с ЗПР часто оказываются несформированными предпосылки овладения
навыком чтения: дети с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы,
плохо запоминают буквы, наблюдается нарушение перекодировки звука в букву и
наоборот. Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность
мыслительной деятельности затрудняют овладение способом слияния согласной и
гласной, привязывая ребенка к побуквенному чтению. Дети с ЗПР не слышат в слове
отдельных звуков, не могут установить их последовательность, правильно
произнести, отмечаются недостатки лексико-грамматической стороны и связной
речи.
При обеспечении коррекционной направленности уроки по литературному
чтению позволяют младшим школьникам с ЗПР освоить обязательный базисный
минимум, преодолеть затруднения в чтении.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает
результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате
освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают
общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить
диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного
произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты,
самостоятельно пользоваться справочниками, находить информацию в словарях и
др.
Работа на уроке направлена на формирование языкового анализа и синтеза как
основы, на которой формируется позиционный принцип чтения. Содержание работы
на уроке позволяет учащимся овладеть техникой чтения, помогает научиться
понимать смысл прочитанного, предотвратить ошибки, возникающие при обучении
чтению. Уметь передавать при чтении различными выразительными средствами свое
отношение к прочитанному, способность сделать подробный, выборочный и краткий
пересказ, уметь воспроизводить содержание текста-описания или рассуждения
являются одним из необходимых условий успешного обучения. Уметь различать в
тексте слова, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов,
образные средства выразительности способствуют развитию всех компонентов
речевой системы. Уметь отличать связный текст от набора предложений, делить
текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и смысл текста в
целом также является необходимым школьным навыком.
Кроме того, на уроках в процессе работы расширяется запас представлений об
окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического
значения отдельных слов и содержания текстов в целом. Младшие школьники с ЗПР
с помощью учителя учатся самостоятельно использовать контекст при осмыслении
встречающихся в нем незнакомых слов и выражений.
Специально организованная учителем работа позволяет детям передать
содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно-

следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их
поступкам. Школьники также учатся в правильном интонировании при чтении.
Работа над перечисленными выше компонентами на уроках чтения
способствует пониманию прочитанного и, следовательно, накоплению необходимых
сведений и знаний об окружающей действительности, речевому развитию учащихся,
преодолению специфических недостатков познавательной деятельности, оказывая
положительное влияние на весь процесс обучения младшего школьника, имеющего
ЗПР.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом ГБОУ СО «Березовская школа» на изучение
предмета отводится 4 часа, всего 136 ч ( 4 ч в неделю, 34 учебные недели – 17 часов
на изучение литературного чтения на родном языке) итого 119ч.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Литературное чтение»
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное
чтение» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных
изменений по ниже перечисленным параметрам.
В формировании фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза:
 развитие
умения устанавливать последовательность звуков в слове,
осуществлять звуко-буквенный анализ слов;
 понимание содержания звучащей речи.
В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:
 овладение навыком плавного слогового чтения слогов, слов и предложений,
состоящих из слов несложной слоговой структуры;
 определение последовательности событий, понимание прочитанного.
В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и
дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных
при чтении:
 накопление
необходимых
сведений
и
знаний
об
окружающей
действительности;
 понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в
целом.
В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого
и воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития
ребенка:
 развитие умение сопереживать героям;
 умение охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.
В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании
речевых умений:

осознание цели речевого высказывания;
 умение задавать вопрос по услышанному произведению;
 умение слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу
беседы.

В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении
чувственного опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной
активности:
 умение отвечать на вопросы, нацеленные на осознание причинноследственных связей по содержанию;
 формирование запаса литературных художественных впечатлений;
 понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки
героев;
 актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного;
 развитие у детей интереса к художественной литературе.
Личностные результаты освоения РП по учебному предмету «Литературное
чтение» могут проявиться в:
 принятии и освоении социальной роли учащегося, формировании и развитии
социально значимых мотивов учебной деятельности;
 формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе
знакомства с литературными произведениями);
 развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
 развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
 овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).
Метапредметные результаты освоения РП по учебному предмету
«Литературное чтение» включают осваиваемые учащимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей учащихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть
обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия
проявляются возможностью:
 осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее
достижения;
 кодировать и перекодировать информацию;
 осуществлять разносторонний анализ объекта (содержание услышанного,
прочитанного).
Сформированные
регулятивные
универсальные
учебные
действия
проявляются возможностью:
 понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на
вопросы по содержанию);
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием
ее реализации;
 вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета
характера сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания).
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия
проявляются возможностью:

адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и
познавательных задач;
 слушать собеседника и вести диалог;
 использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и
учителем.
Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение для
формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой
оценивается по ниже перечисленным направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях
проявляется в умениях:
 обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или
прочитанного, сформулировать запрос о помощи;
 распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок
времени;
 словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия проявляется:
 в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь,
получать и уточнять информацию от собеседника;
 в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его
одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;
 в умении выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно- временной организации проявляется:
 в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия;
 в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
проявляется:
 в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и
одноклассниками;
 в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить
просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).
Предметные результаты:


1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства

сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2. осознание
значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных
этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности
обучения по всем учебным предметам;
3. осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с
использованием некоторых средств устной выразительности речи;
4. понимание роли чтения, использование разных видов чтения;

5. формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов,

участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать
отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с
учетом принятых в обществе норм и правил;
6. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух
и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов;
7. формирование потребности в систематическом чтении;
8. выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
4 КЛАСС (119ч.)

Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают
отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется
круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской
литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.

Тематическое планирование
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Летописи. Былины. Жития.
Чудесный мир классики
Поэтическая тетрадь
Литературные сказки
Поэтическая тетрадь Делу время – потехе час
Страна детства
Природа и мы
Родина
Страна «Фантазия»
Зарубежная литература
ИТОГО

9
15
7
13
8
13
14
13
10
15
119

Примерное календарно – тематическое планирование
Требования к уровню подготовки учащихся
№
п/
п

Тема урока

Тип
урока

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Предметные

Коммуникативные
УУД

Лич
ност
ные
УУД

Коммуникативные:
ставить вопросы к
тексту
учебника.
Кратко передавать
свои впечатления о
прочитанном.
Коммуникативные:
Доказательство
своей точки зрения,
ответы на вопросы
учебника на основе
ствтьи.

Чувствова
ть
красоту
художест
венного
слова,
стремитьс
як
совершен
ствовани
ю
собственн
ой речи;
любовь и
уважение
к
Отечеств
у,
его
языку,
культуре,
истории.
Проявлен

Былины. Летописи. Бытия. (9ч)
1. Знакомство с
учебником по
литературном
у чтению.
Знакомство с
названием
раздела,
прогнозирова
ние
его
содержания.

Урок
введени
я
в
новую
тему

Ориентироваться
в учебнике по
литературному
чтению.
Применять систему
условных
обозначений при
выполнении заданий.
Умения называть
элементы учебной
книги, отвечать на
вопросы: в чём
заключается талант
читателя.

Регулятивные:
формирование
учебной
задачи
урока, понимание её,
планирование
деятельностипо
по
изучению темы
урока

Познавательные:
пользоваться
оглавлением, словарём.
Различать элементы
книги
(обложка,
оглавление,
титульный лист,
иллюстрация,
аннотация).
Познавательные:
анализ научнопознавательного текста,
выделение в нём
основной мысли.

Дата
пров.
Пл Фа
а
кт.
н.

ие
уважения
к истории
своей
родины.

2. Летописи,
Былины,
Сказания,
Жития.
Поэтический
текст былины
«Ильины три
поездочки»

Комбин Учить находить в
ированн былине аналогии с
реальными
ый
историческими
событиями.

Регулятивные: форм анализ
прочитанного
улирование учебной текста, выделение в нем
задачи урока, исходя основной мысли.
из анализа материала
учебника в
совместной
деятельности,
понимание ее,
планирование вместе
с учителем
деятельности по
изучению темы
урока, оценивание
своей работы на
уроке.

Коммуникативные:
ставить вопросы к
тексту учебника,
рассказу учителя.
Кратко передавать
свои впечатления о
прочитанном
материале.

Проявлен
ие
бережного
отношени
як
учебной
книге,
аккуратно
сть в ее
использов
ании

3.

Прозаический
текст былины
в пересказе И.
Карнауховой

Познакомить с
прозаическим
текстом былины «
Три поездки Ильи
Муромца» в
пересказе И.
Карнауховой;
обобщить и обогатить
знания о былинах;
учить правильно
читать их, понимать
исторический текст

формулирование
учебной задачи
урока, исходя из
анализа материала
учебника в
совместной
деятельности,
понимание ее,
планирование
вместе с учителем
деятельности по
изучению темы
урока, оценивание
своей работы на
уроке.

4

События
летописи –
основные
события
Древней Руси.
Из летописи
«И повесил
Олег щит свой
на вратах
Царьграда»

Продолжить
самостоятельно
знакомить с
формулировать
событиями летописи тему и цели урока.
как основными
событиями Древней
Руси; учить
сравнивать текст
летописи с
историческими
источниками.
Познакомить с новым
разделом учебника;
помочь осознать
мотивы чтения и
изучения
исторических
произведений

анализ научнопознавательного
текста, выделение в
нем основной мысли.

ответы на вопросы
учебника на основе
художественного
произведения

Формирование чувства
гордости за свою
родину, ее историю,
народ, целостного
взгляда на мир в
единстве и
разнообразии
природы, народов,
культур и религий

строить
рассуждения.

ставить вопросы к
тексту учебника,
рассказу учителя.
Кратко передавать
свои впечатления о
прочитанном
материале.

Проявление уважения
к истории своей
родины

События летописи –
основные события
Древней Руси.
Сравнение текста
летописи и
исторических
источников.
Использование
разных видов чтения.
Умение осознанно
воспринимать и
оценивать
содержание и
специфику различных
текстов, участвовать в
их обсуждении,
давать и
обосновывать
нравственную оценку
поступков

5
Из летописи «
И вспомнил
Олег коня
своего»

Познакомить с
самостоятельно
отрывками из
формулировать
летописей, помочь
тему и цели урока.
необходимость
знания истории;
развивать интерес к
истории,
историческим
произведениям
Летопись – источник
исторических фактов.
Сравнение текста
летописи с текстом
произведения А. С.
Пушкина «Песнь о
вещем Олеге».
Знать жанр
"летопись".
Уметь проводить
сравнительный
анализ летописи и
стихотворения А.С.
Пушкина; читать
осознанно текст
художественного
произведения;
высказывать
оценочные суждения
о прочитанном
произведении.

строить
рассуждения.

ставить вопросы к
тексту учебника,
рассказу учителя.
Кратко передавать
свои впечатления о
прочитанном
материале.

Чувствовать красоту
художественного
слова, стремиться к
совершенствованию
собственной речи;
любовь и уважение к
Отечеству, его языку,
культуре, истории.

6

«Житие
Сергия
Радонежского
».
Особенности
жития как
жанра.

«

7

Герой былины
– защитник
Русского
государства.
Картины:
М. Авилов
«Поединок
Пересвета с
Челубеем»,
А. Бубнов
«Утро на
Куликовом
поле»

Изучен
ие
и
первичн
ое
закрепл
ение
знаний.

Знать произведение
"Житие Сергия
Радонежского".
Уметь
анализировать язык
произведения,
оценивать
мотивы
поведения героев,

Регулятивные:
составлять план
решения
учебной
проблемы
совместно с
учителем.

Познавательные:
ставить вопросы к
тексту
учебника,
рассказу учителя.

Коммуникативные:
ставить вопросы к
тексту
учебника.
Кратко передавать
свои впечатления о
прочитанном.

пересказывать доступный
по объему текст, делить
текст на смысловые
части, составлять его
простой план.
Обогатить знания о
формулирование
анализ научнобылинах; учить делить текст учебной задачи
познавательного текста,
на части, понимать
урока, исходя из
выделение в нем
исторический текст,
анализа материала основной мысли.
составлять рассказ о
учебника в
былинном герое, рассказ по совместной
картине.
деятельности,
События летописи –
понимание ее,
основные события Древней планирование
Руси. Сравнение текста
вместе с учителем
летописи и исторических
деятельности по
источников.
изучению темы
Создавать собственный
урока, оценивание
текст на основе
своей работы на
художественного
уроке.
произведения, репродукции
картин художников, по
иллюстрациям

Чувствовать красоту
художественного
слова, стремиться к
совершенствованию
собственной
речи;
любовь и уважение к
Отечеству, его языку,

культуре, истории.

ответы на вопросы
учебника на основе
художественного
произведения

Формирование
чувства гордости за
свою родину, ее
историю, народ,
целостного взгляда на
мир в единстве и
разнообразии
природы, народов,
культур и религий

8.

Обобщение,
проверка и
оценка
знаний по
разделу
«Летописи.
Былины.
Жития».

произведения:
Закрепл Знать
летописи, былины, жития.
ение
анализировать
знаний. Уметь
язык
произведения,
оценивать
мотивы
поведения
героев,
пересказывать доступный
по объему текст, делить
текст на смысловые части,
составлять его простой
план.

Регулятивные:
работать по
плану, сверяя
свои действия с
целью,
корректировать
свою
деятельность.

Познавательные:
устанавливать
причинноследственные
связи.

Коммуникативные:
высказывать
и
обосновывать свою
точку зрения

Работать по плану,
сверяя
свои
действия с целью,
корректировать
свою деятельность.

Чудесный мир классики (15)
9

Чудесный
мир классики

Познакомить с новым
разделом; учить
формулировать тему урока
на основе ключевых слов,
составлять план урока,
проводить рефлексию на
основе данного плана
Знакомство с названием
раздела.
Знать название и основное
содержание изученного
произведения. Уметь читать
осознанно вслух тексты
художественных

составлять план
решения учебной
проблемы
совместно с
учителем.

строить рассуждения. адекватно
использовать речевые
средства для решения
различных
коммуникативных
задач.

Интерес к чтению, к
ведению диалога с
автором текста;
потребность в чтении.

произведений целыми
словами, соблюдая
орфоэпические нормы
русского литературного
языка.

10- А.С. Пушкин 11 великий
русский
писатель.
Стихотворени
я
«Няне»,
«Туча»,
«Унылая
пора!..».

Изучен
ие
нового
материа
ла.

Уметь читать
стихотворные
произведения
наизусть
(по
выбору),
определять
средства
выразительности,
отвечать
на
вопросы
по
тексту.

Регулятивные:
самостоятельно
формулировать
тему и цели урока.
Работать в
заданном темпе.

Познавательные:
строить
рассуждения.

Коммуникативные:
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных
задач.

Чувствовать красоту
художественного
слова, стремиться к
совершенствованию
собственной речи;
любовь и уважение к
Отечеству, его языку,
культуре. Чувство
прекрасного – умение
воспринимать красоту
природы.

12- А.С. Пушкин Комбин Знать название и Регулятивные:
самостоятельно
15 «Сказка о
ирован основное
формулировать
мертвой
содержание
ный.
тему
изученного
царевне и о
произведения.
семи
и
цели
урока.
богатырях».
Уметь
Работать
в
Мотивы
анализировать
заданном темпе.
народной
поведение
героев
сказки
в
Развивать внимание
литератур
к авторскому слову,
ной.
к
точности
употребления слов в
поэтической речи.
16 А.С. Пушкин
Знать название и Регулятивные:
«Сказка о
Закре
основное содержание учиться
пле
мертвой
царевне и о
семи
богатырях».
Поступки и
действия как
основное
средство
изображения
персонажей.

ние
получен
ных
знаний.

изученного
произведения.
Уметь анализировать
поведение героев

Коммуникативные: Познавательные:
адекватно
строить рассуждения.
использовать
речевые средства для
решения различных
коммуникативных
задач.

Чувствовать красоту
художественного
слова, стремиться к
совершенствованию
собственной речи;
любовь и уважение к
Отечеству, его языку,
культуре. Чувство
прекрасного – умение
воспринимать красоту
природы.

Познавательные:
Коммуникативные:
обобщение
и адекватно

Чувствовать красоту
художественного
слова,

пооперационному систематизация.
контролю учебной
работы как своей,
так и других.

использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных
задач.

стремиться
к
совершенствованию
собственной
речи;
любовь и уважение к
Отечеству, его языку,
культуре.
Чувство
прекрасного – умение
воспринимать красоту
природы.

Знать название и
основное содержание
изученного
произведения,
творчество
М.Ю.
Лермонтова.
Уметь
различать
жанры
произведений,
видеть языковые
средства,
использованные
автором.
20 М.Ю.
Комбин Уметь
Лермонтов
составлять
ирован
небольшое
«Ашикный.
монологическое
Кериб».
высказывание
с
Сравнение
опорой на авторский
мотивов
текст;
оценивать
русской
и
события,
героев
турецкой
произведения;
сказки.
делить текст на
составные
части,
составлять
его
простой план.
Иметь
представление
о
классической
литературе
17- М.Ю.
19 Лермонтов выдающийся
русский поэт
и писатель.
Турецкцая
сказка
«АшикКериб».

Изучен
ие
нового
материа
ла.

Регулятивные:
самостоятельно
формулировать
тему и цели урока.

Познавательные:
строить
рассуждения.

Регулятивные: в Познавательные:
диалоге с учителем строить
вырабатывать
рассуждения.
критерии оценки и
определять
степень
успешности своей
работы и работы
других
в
соответствии с
этими критериями

Коммуникативные: Чувствовать красоту
учиться
связно художественного
слова, стремиться к
отвечать по плану.
совершенствованию
собственной речи;
любовь и уважение к
Отечеству, его языку,
культуре. Чувство
прекрасного – умение
воспринимать красоту
природы.
Коммуникативные:
учиться
связно
отвечать по плану

Чувствовать красоту
художественного
слова, стремиться к
совершенствованию
собственной речи;
любовь и уважение к
Отечеству, его языку,
культуре. Чувство
прекрасного – умение
воспринимать красоту
природы.

21 Л.Н.Толстой великий
22 русский
писатель.
Главы
из
автобиографи
ческой
повести Л.Н.
Толстого
«Детство».

23- А.П.Чехов 24 великий
русский
писатель.
Рассказ
«Мальчики».

25 А.П. Чехов
«Мальчики».

Изучен
ие
нового
материа
ла.

Уметь
самостоятельно
осваивать
незнакомый текст
(чтение про себя,
задавание
вопросов
автору по ходу
чтения,
прогнозирование
ответов,
самоконтроль;
словарная работа по
ходу чтения);
формулировать
основную
мысль
текста.
Уметь
высказывать
оценочные суждения
о прочитанном
произведении.
Аргументировано
высказывать своё
отношение к
прочитанному,
к
героям.

Регулятивные:
самостоятельно
формулировать
тему и цели урока.
Работать по плану,
сверяя свои
действия с целью
урока.

Познавательные:
вычитывать все виды
текстовой
информации:
фактуальную,
подтекстовую,
концептуальную

Коммуникативные:
адекватно
использовать
речевые средства для
решения различных
коммуникативных
задач.

Ориентация
в
нравственном
содержании и смысле
поступков – своих и
окружающих людей.

Регулятивные:
составлять план
решения
учебной
проблемы
совместно с
учителем.

Познавательные:
владеть
основами
смыслового
восприятия
художественных
текстов,
выделять
существенную
информацию.

Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и
позицию.
Строить
понятные для
партнёра
высказывания.

Эмоциональность;
умение осознавать и
определять
(называть)
свои
эмоции.

Комбин Знать
отличие Регулятивные:
ирован рассказа от сказки.
планировать свои

Познавательные:
владеть

Коммуникативные:
самостоятельно

Иметь
собственные
читательские

основами
в смыслового
различать
восприятия
жанры
художественных
художественной
текстов,
литературы,
выделять
анализировать
существенную
характеры героев
информацию.
Знать произведения Регулятивные:
26 Обобщение,
Урок
Познавательные:
обобще разных авторов, их работать по плану, сопоставлять
проверка
ния и содержание.
и
сверяя
свои
и
система
действия
с отбирать
Иметь
оценка
тизации
собственные
целью,
информацию,
знаний
по
знаний. читательские
корректировать
полученную
из
разделу
приоритеты,
свою деятельность. различных
«Чудесный
уважительно
источников.
мир
относиться
к
классики».
предпочтениям
других
Составление
плана.

ный

Уметь

действия
соответствии с
поставленной
задачей.

выбирать и читать приоритеты,
уважительно
детские книги
относиться
к
предпочтениям других.

Коммуникативные:
оформлять
свои
мысли в устной и
письменной форме с
учётом
речевой
ситуации.

Интерес к чтению, к
ведению диалога с
автором
текста;
потребность в чтении.

27 Знакомство с
названием
29 раздела.
Прогнозирова
ние
содержания
раздела.
К.Ушинский
«Четыре
желания»
Лирика Ф.И.
Тютчева.
«Ещё земли
печален
вид…», «Как
неожиданно и
ярко…».
А.
Фет.
«Бабочка»,
«Весенний
дождь».
30 Картины
весенней
природы
и

Изучен
ие
нового
материа
ла.

Знать произведения
Ф. Тютчева, А. Фета,
Уметь выразительно
читать, участвовать в
обсуждении текста.
Уметь
видеть
языковые средства,
использованные
автором.

Комбин Знать
название,
ирован основное
ный
содержание
изученных

Регулятивные:
составлять
план
решения учебной
проблемы
совместно
с
учителем.
Самостоятельно
формулировать
тему и цели урока.

Познавательные:
самостоятельно
делать
выводы,
перерабатывать
информацию.
В
диалоге с учителем
вырабатывать
критерии оценки и
определять степень
успешности своей
работы и работы
других
в
соответствии
с
этими критериями

Регулятивные:
составлять
план решения
учебной

Познавательные:
Коммуникативные: Чувство прекрасного
самостоятельно
адекватно
–
умение
использовать
речевые
делать
выводы,
воспринимать красоту
природы,

Коммуникативные:
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных
задач.

Чувство прекрасного
–
умение
воспринимать красоту
природы,
бережно
относиться ко всему
живому.
Чувствовать красоту
художественного
слова, стремиться к
совершенствованию
собственной
речи;
любовь и уважение к
Отечеству, его языку,
культуре, истории.

настроение в
стихах Е. А.
Баратынског
о
«Весна,
весна! Как
воздух
чист!..», «Где
сладкий
шепот…».

проблемы
литературных
перерабатывать
совместно
с
произведений о
информацию.
учителем.
ребятахСамостоятельно
сверстниках.
формулировать
Уметь читать
тему и цели урока.
осознанно текст
В диалоге с
художественного
учителем
произведения "про вырабатывать
себя", высказывать критерии оценки и
оценочные суждения определять
о прочитанном
степень
успешности своей
произведении
работы и работы
других в
соответствии с
этими критериями

средства для решения
различных
коммуникативных
задач.

бережно
относиться
ко
всему живому.
Чувствовать
красоту
художественного
слова,
стремиться к
совершенствованию
собственной речи; любовь и
уважение к Отечеству, его
языку, культуре, истории.

31 Тема любви к Комбин Знать произведения
Родине
в ирован о
Родине.
стихотворени ный
и
И. С.
Уметь читать,
Никитина
соблюдая
«В
синем
логическое
небе плывут
ударение, отвечать
над
на вопросы ,
полями…»
высказывать
оценочные
суждения о
прочитанном
произведении,
отвечать на
вопросы

Регулятивные:
Составлять план
решения учебной
проблемы
совместно с
учителем.
Самостоятельно
формулировать
тему и цели урока.
В диалоге с
учителем
вырабатывать
критерии оценки и
определять
степень
успешности своей
работы и работы
других в
соответствии с
этими критериями

Познавательные:
Самостоятельно
делать
выводы,
перерабатывать
информацию.

32 Тема детства Комбин Знать произведения Регулятивные: В Познавательные:
в стихах Н. А. ирован о детстве и дружбе. диалоге
с строить
учителем
рассуждения.
Некрасова
ный.
«В зимние
сумерки
нянины
сказки…»

Уметь читать,
соблюдая
логическое
ударение, отвечать
на вопросы ,
высказывать
оценочные

вырабатывать
критерии оценки и
определять степень
успешности своей
работы и работы
других
в
соответствии
с
этими критериями.

Коммуникативные:
Адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных
задач.

Этические чувства, преждеи
всего
доброжелательность
эмоциональнонравственнаяк
отзывчивость, любовь
Родине

Коммуникативные:
самостоятельно

Ориентация нравственном в

выбирать и читать содержании и смысле как
детские книги.
собственных
поступков, так
и
поступков окружающих
людей.

суждения о
прочитанном
произведении,
отвечать на
вопросы.

33- Неповторим Обобще Уметь читать
стихотворные
ый
ние
34 красочный
знаний. произведения
образ
наизусть
Родины
(по выбору),
в
анализировать
стихотворен
образные языковые
и и И.А.
средства
Бунина
«Листопад».
Обобщение,
проверка
и
оценка
знаний
по
разделу
«Поэтическая
тетрадь».

Регулятивные: в
диалоге с учителем
вырабатывать
критерии оценки и
определять степень
успешности своей
работы и работы
других
в
соответствии
с
этими критериями.

Познавательные:
смысловое чтение,
выбирать
вид
чтения
в
зависимости
от
цели.

Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение
и позицию.
Строить
понятные для
партнёра
высказывания.

Чувствовать
красоту
художественного слова,
стремиться
к
совершенствованию
собственной речи; любовь
и уважение к Отечеству,
его
языку,
культуре,
истории.

Литературны Комбин Познакомить с
35- е сказки.
ирован жизнью и
творчеством В. Ф.
38 В. Ф.
ный
Одоевский.
Одоевского. Изучить
«Городок в
литературную сказку.
Табакерке».
При помощи сказки
Анализ сказки.
ознакомить с
реальным
устройством
музыкальной
шкатулки.
Формировать навыки
выборочного чтения,
грамотного
составления ответов
на вопросы. Обучать
детей делить текст на
смысловые части,
составлять план.
Учить передавать
содержание
прочитанного от
имени героя.
Знакомство с
названием раздела.
Литературная сказки
и особенности
данного жанра.
Заглавие и главные
герои сказки.
Деление текста на
части. Составление
плана сказки.
Подробный пересказ.

вычитыват
составлять план
ь все виды
решения учебной
проблемы совместно текстовой
информац
с учителем.
ии.
Сопоставл
ять и
отбирать
информац
ию,
полученну
ю из
различных
источнико
в.

Ориентация в
высказывать и
обосновывать свою нравственном
содержании и смысле
точку зрения.
поступков – своих и
окружающих людей;
этические чувства –
совести, вины, стыда –
как регуляторы
морального поведения.

Знать отличительные
особенности
литературной сказки.
Уметь делить текст
на смысловые части,
составлять его
простой план,
анализировать
характер героя,
составлять простой и
сложный план текста.
39 П. П. Бажов.
-41 «Серебряное
копытце».

Комбин Познакомить с
ирован жизнью и
творчеством П. п.
ный
Бажова.
Отрабатывать навыки
правильного
выразительного
чтения. Обучать
чтению по ролям,
умению
характеризовать
поступки героев.
Мотивы народных
сказок в авторском
тексте. Заглавие.
Герои
художественного
произведения.
Авторское
отношение к героям
произведения.

анализ
самостоятельной
работы,
планирование
учебной задачи.

работать по плану, составлять устное
сверяя свои действия сочинение
с
целью,
корректировать свою
деятельность

Оценивание поступков
в соответствии с
определенной
ситуацией.

Знать что такое сказ,
его особенности.
Уметь работать с
иллюстрациями,
анализировать
мотивы поведения
героев,
пересказывать по
плану.
42- С. Т. Аксаков. Комбин Познакомить детей с
45 «Аленький
ирован жизнью и
цветочек».
творчеством С. Т.
ный
Аксакова. Начать
работу над сказкой.
Воспитывать любовь
и уважение к
родителям. Учить
делить текст на
части. Отрабатывать
навыки
выразительного
чтения.
Мотивы народных
сказок в авторском
тексте. Заглавие.
Герои
художественного
текста. Деление
текста на части.
Составление плана.
Выборочный

осуществлять анализ учиться связно
составлять план
и синтез. Строить отвечать по плану.
решения учебной
Кратко передавать
проблемы совместно рассуждения.
прочитанное.
с учителем.

Понимание ценности
семьи, чувства
уважения,
благодарности,
ответственности по
отношению к своим
близким.

пересказ сказки.
Словесное
иллюстрирование.
Уметь читать
осознанно текст
художественного
произведения "про
себя", анализировать
особенности речи
героев произведения.
46 Сказки
любимых
писателей.
Обобщающий
урок.
Проверим
себя.

Обобщить знания
детей по изученному
разделу. Учить
работать сообща.
Развивать творческие
способности
учащихся.
Обобщение и
закрепление знаний
по разделу в игровой
форме.
Уметь анализировать
характер, мотивы
поведения героев;
выделять
фантастические
события, отвечать на
вопросы.

работать по плану, мыслительный
эксперимент.
сверяя свои
действия с целью,
корректировать
свою деятельность

оформлять свои
мысли в устной и
письменной форме с
учётом речевой
ситуации.

Интерес к чтению, к
ведению диалога с
автором текста;
потребность в чтении.

47
Что уже знаем
и умеем.
В мире книг

Учить использовать
информацию из
учебника,
энциклопедии или
Интернета
Уметь с помощью
взрослых работать с
ресурсами Интернета

Делу
Комбин Познакомить жизнью и
Е.
Л.
48- время –
ирован творчеством
потехе
Шварца.
Отрабатывать
50
ный
час.
навыки
беглого
Е. Л. Шварц.
выразительного чтения.
«Сказка о
Учить делить текст на
потерянном
части,
выделять
времени».
главное,
составлять
Анализ
план.
Отрабатывать
произведения.
навыки выразительного
Характеристика
чтения.
Учить
героев.
анализировать характер
и поступки героев.
Знакомство с названием
раздела. Нравственный смысл
произведения. Жанр
произведения. Инсценирование.
Уметь различать сказки
народные и литературные,
отвечать на вопросы,
высказывать оценочные
суждения о
прочитанном. Ориентироваться
в жанрах по определенным
признакам. Осознавать идею
произведения, правильно
оценивать ее и выражать свое
отношение.

формулировать
тему и цели
урока.
Составлять план
решения учебной
проблемы
совместно с
учителем.

видами чтения:
изучающим,
просмотровым,
ознакомительным
Пользоваться
разными видами
чтения:
изучающим,
просмотровым,
ознакомительным.

отвечать по плану.
Кратко передавать
прочитанное.
Пользоваться
монологической и
диалогической
речью.

содержании
и
смысле поступков
–
своих
и
окружающих
людей; этические
чувства – совести,
вины, стыда – как
регуляторы
морального
поведения.

51 Поучительны
й
смысл
«Сказки
о
потерянном
времени» Е.Л.
Шварца.

52 В.Ю.
Драгунский
53 «Главные
реки».
Средства
создания
комического
эффекта.

составлять
Комбин Уметь
небольшое
ирован
монологическое
ный.
высказывание с опорой на
авторский текст, оценивать
события, героев
произведения

Регулятивные:
использовать
речь
для
регуляции
своего действия.

Познавательные:
смысловое чтение,
выбирать
вид
чтения
в
зависимости
от
цели.

Коммуникативные:
учиться
связно
отвечать по плану.
Кратко
передавать
прочитанное.
Пользоваться
монологической
и
диалогической
речью.

Ориентация
в
нравственном
содержании и
смысле поступков –
своих и
окружающих
людей;

этические чувства
– совести, вины,
стыда
–
как
регуляторы
морального
поведения.
Комбин Уметь
анализировать Регулятивные:
в
Познавательные: Коммуникативные: Ориентация
осуществлять
высказывать и
ирован характер, мотивы поведения самостоятельно
нравственном
формулировать
анализ и синтез. обосновывать
ный.
героев; отвечать на вопросы.
содержании
и
тему и цели Строить
смысле поступков
свою точку
урока.
рассуждения.
–
своих
и
зрения.
окружающих
Принимать
людей; этические
иную точку
чувства – совести,
зрения.
вины, стыда – как
регуляторы
морального
поведения.

54 Авторское
отношение к
55 герою в
рассказе В.В.
Голявкина
«Никакой
горчицы я не
ел».

Комбин Уметь
определять
ирован тему и главную мысль
ный.
произведения, отвечать на
вопросы по прочитанному,

Регулятивные:
ориентация
в
нравственном
содержании
и
смысле
поступков
–
своих и
окружающих
людей; этические
чувства
–
совести,
вины,
стыда – как
регуляторы
морального
поведения.
56 Обобщение,
Комбин Уметь воспринимать на Регулятивные:
проверка
и ирован слух тексты в исполнении работать
по
учителя,
учащихся.
Иметь
плану,
сверяя
оценка
ный.
собственные читательские свои действия с
знаний
по
приоритеты.
целью,
разделу «Делу
корректировать
время – потехе
свою
час».
деятельность.
57- Знакомство с
названием
раздела.

Комбин Уметь
пересказывать Регулятивные:
ирован текст, различать жанры самостоятельно
ный.
литературных
формулировать
тему

Познавательные:
самостоятельно
формулировать
тему и цели урока.
Составлять
план
решения учебной
проблемы
совместно
с
учителем.

Коммуникативные:
высказывать и
обосновывать
свою точку
зрения.
Принимать
иную точку
зрения.

Оценка жизненных
ситуаций
и
поступков
героев
художественных
текстов с точки
зрения
общечеловеческих
норм, нравственных
и
этических
ценностей.

Познавательные:
Коммуникативные: Интерес к чтению, к
сопоставлять
Самостоятельно ведению диалога с
текста;
и
выбирать
и автором
в
отбирать
читать потребность
чтении.
информацию,
детские
книги.
Интерес к географии.
полученную
из Задавать вопросы.
различных
источников.
Познавательные:
строить
рассуждения

Коммуникативные: Эмпатия – умение
учиться
связно осознавать
и
отвечать по плану.
определять эмоции
других людей.

59 Прогнозирова
произведений,
ние
отвечать на вопросы.
содержания
раздела. Б.С.
Житков «Как
я
ловил
человечков».
Плохое
и
хорошее в
поступках
людей.
Б.С. Житков Комбин Самостоятельно
60 «Как я ловил ирован давать
характеристику
человечков». ный.
героя
(портрет,
Взаимоотнош
черты
характера
и
ения детей и
поступки,
речь,
взрослых.
отношение автора к
герою;
собственное
отношение к герою).
61 К.Г.
Комбин Уметь составлять
Паустовский ирован небольшое
62 «Корзина
ный.
монологическое
с
высказывание
с
еловыми
опорой
на
шишками».
авторский
текст,
Поступки как
оценивать
средство
события,
героев
характеристи
произведения,
ки героев.
последовательно
воспроизводить

и цели урока.

Регулятивные:
составлять план
решения
учебной
проблемы
совместно с
учителем.

Кратко
передавать
прочитанное.

Коммуникативные: Сочувствовать другим
Познавательные:
осуществлять анализ пользоваться
людям, сопереживать.
монологической
и
и синтез.
диалогической
речью.
Высказывать и
обосновывать
свою точку
зрения.

Регулятивные:
Познавательные:
самостоятельно
строить
формулировать
рассуждения.
тему и цели урока.
Составлять план
решения учебной
проблемы
совместно
с
учителем.

Коммуникативные:
учиться
связно
отвечать по плану.
Кратко
передавать
прочитанное.

Понимание
чувства
уважения,
благодарности,
ответственности
по
отношению к своим
близким.

содержание
рассказа.
63 Средства
Комбин Уметь
Регулятивные:
Познавательные:
художественн ирован
составлять
осуществлять анализ
самостоятельно
ой
небольшое
ный.
формулировать
и синтез.
выразительно
монологическое
тему и цели урока.
высказывание
с Составлять план
сти
опорой на авторский решения учебной
(сравнение,
текст, оценивать
олицетворени
события,
героев проблемы
е),
произведения.
совместно с
используемые
учителем.
в
рассказ
е
К.Г.
Паустовского
«Корзина
с
еловыми
шишками».

Коммуникативные:
учиться
связно
отвечать по плану.
Кратко
передавать
прочитанное.

Пользоваться
монологической и
диалогической речью.
Высказывать и
обосновывать свою
точку зрения.

64 М.М.
Комбин Уметь высказывать
Зощенко
ирован оценочные суждения
о
прочитанном
65 «Ёлка».
ный.
произведении
(герое,
Комическое в
событии),
рассказе,
анализировать
средства его
образные
создания.
языковые
средства.
66 Тема
Комбин Умение
природы
и ирован выразительно читать
67 Родины
по книге стихи перед
в ный.
аудиторией.
стихах
М.И.
Цветаевой
«Бежит
тропинка
с
бугорка»,
«Наши
царства».
творчество
68 Тема детства в Комбин Знать
ирован В.Я.Брюсова.
ный.
Уметь
читать
осознанно текст
художественного
произведения,
определять тему и
главную мысль

Регулятивные:
самостоятельно
формулировать
тему и цели урока.

Познавательные:
строить
рассуждения.

Коммуникативные:
принимать
иную точку
зрения.

Ориентация
в
нравственном
содержании и смысле
поступков

Регулятивные: в
диалоге
с
учителем
вырабатывать
критерии оценки и
определять
степень
успешности своей
работы и работы
других
в
соответствии
с
этими критериями.

Познавательные:
сопоставлять
и
отбирать
информацию.

Коммуникативные:
оформлять
свои
мысли в устной и
письменной форме с
учётом
речевой
ситуации.

Адекватно
использовать речевые
средства.
Пользоваться
словарем.

Регулятивные:
самостоятельно
формулировать
тему и цели урока.

Познавательные:
вычитывать все виды
текстовой
информации:
фактуальную,
подтекстовую,
концептуальную

Коммуникативные:
адекватно
использовать
речевые средства.
Пользоваться
словарем

Умение воспринимать
красоту
природы.
Чувствовать красоту
художественного
слова, стремиться к
совершенствованию
собственной речи.

произведении
С.А. Есенина
«Бабушкины
сказки»

произведения.

69 Обобщение,
Комбин Уметь
Регулятивные:
определять
проверка
работать по плану,
ирован
тему и главную
и
сверяя
свои
ный.
мысль
произведения,
действия с целью,
оценка
различать
жанры
корректировать
знаний
литературных
свою
по
произведений,
деятельность.
разделу
прогнозировать
«Поэтическая
содержание
тетрадь».
произведения
по заглавию.
70- Знакомство с Комбин Знать творчество
Регулятивные:
самостоятельно
71 названием
ирован Д.Н. Маминаформулировать
раздела.
ный.
Сибиряка.
Прогнозирова
Уметь определять тему и цели урока.
ние
диалоге
с
тему и главную В
содержания
учителем
мысль произведения,
раздела.
отвечать на вопросы, вырабатывать
критерии оценки и
различать жанры

Познавательные:
Коммуникативные:
осуществлять анализ оформлять
свои
мысли
в
устной
и
и синтез.
письменной форме с
учётом
речевой
ситуации.

Чувствовать красоту
художественного
слова, стремиться к
совершенствованию
собственной
речи;
любовь и уважение к
Отечеству, его языку,
культуре, истории.
Потребность в чтении.

Познавательные:
извлекать
информацию,
представленную
в разных
формах.

Чувство прекрасного
–
умение
воспринимать красоту
природы,
бережно
относиться ко всему
живому; стремиться к
совершенствованию

Коммуникативные:
учиться
связно
отвечать по плану.
Кратко
передавать
прочитанное.
Высказывать
и
обосновывать свою

Отношения
человека
и
птицы в рассказе
Д.Н.
МаминаСибиряка
«Приёмыш».

произведений.

72 Роль
Комбин Уметь
составлять
рассуждений и
ирован
небольшое
диалогов в
ный.
монологическое
рассказе Д.Н.
высказывание
с
МаминаСибиряка
опорой на авторский
«Приёмыш».
текст, оценивать
события,
героев
произведения.

определять
степень
успешности своей
работы и работы
других
в
соответствии
с
этими
критериями.

точку зрения.
Принимать
иную точку
зрения.

собственной речи;
любовь и уважение к
Отечеству.

Регулятивные:
Познавательные:
самостоятельно
строить
формулировать
рассуждения.
тему и цели урока.
В
диалоге
с
учителем
вырабатывать
критерии оценки
и
определять
степень
успешности своей
работы и работы
других
в
соответствии
с
этими
критериями.

Коммуникативные:
учиться
связно
отвечать по плану.
Кратко
передавать
прочитанное.
Высказывать и
обосновывать
свою точку
зрения.
Принимать
иную точку
зрения.

Чувство прекрасного –
умение воспринимать
красоту природы,
бережно относиться ко
всему живому;
стремиться к
совершенствованию
собственной речи;
любовь и уважение к
Отечеству.

73- С. А. Есенин.
74 «Лебёдушка».

Познакомить новым
произведением С.
Есенина. Обогащать
словарный запас
учащихся. Обучать
правильному
выразительному
чтению. Раскрыть
красоту поэтического
произведения.
Мотивы народного
творчества в
авторском
произведении.
Уметь читать
стихотворные
произведения
наизусть (по выбору),
отвечать на вопросы,
определять тему и
главную мысль
произведения, читать
выразительно и
осознанно
стихотворения.

Регулятивные: в Познавательные:
диалоге с учителем строить
вырабатывать
рассуждения.
критерии оценки и
определять степень
успешности своей
работы и работы
других в
соответствии с
этими критериями.

Коммуникативные:
Пользоваться
словарем. Слушать и
слышать других,
пытаться принимать
иную точку зрения,
быть готовым
корректировать свою
точку зрения.

Чувствовать красоту
художественного
слова, стремиться к
совершенствованию
собственной речи;
умение воспринимать
красоту природы.

75 Писательская Комбин Знать
Регулятивные:
самостоятельно
наблюдатель ирован
творчество
ность
76
ный.
М.М. Пришвина, Е.И. формулировать
тему и цели урока.
М. М.
Чарушина.
В
диалоге
с
Пришвина в
Уметь
учителем
определять тему
рассказе
вырабатывать
и главную мысль
«Выскочка».
критерии оценки и
произведения,
определять
составлять небольшое степень
высказывание
с успешности своей
опорой на авторский работы и работы
текст,
других
в
оценивать
соответствии
с
события,
героев
этими критериями.
произведения.
Куприн Комбин Знать творчество
77 А.И.
Регулятивные:
самостоятельно
«Барбос и
ирован А.И.Куприна.
78 Жулька».
ный.
Уметь
создавать формулировать
тему и цели урока.
Характеристи
небольшой
устный
В
диалоге
с
ки
и
текст на заданную
учителем
портреты
тему.
вырабатывать
животных
в
критерии оценки и
рассказе.
определять степень
успешности своей
работы и работы
других
в
соответствии
с
этими критериями.

Познавательные:
Коммуникативные:
извлекать
учиться
связно
информацию,
отвечать по плану.
представленную в Кратко
разных формах.
передавать
Строить
прочитанное.
рассуждения.
Высказывать
и
обосновывать
свою точку
зрения.
Принимать
иную точку
зрения.

Познавательные:
Коммуникативные:
извлекать
учиться
связно
информацию,
отвечать по плану.
представленную
в Кратко
разных формах.
передавать
Строить рассуждения. прочитанное.
Высказывать и
обосновывать
свою точку
зрения.
Принимать
иную точку
зрения.

Чувство прекрасного
–
умение
воспринимать красоту
природы,
бережно
относиться ко всему
живому; стремиться к
совершенствованию
собственной
речи;
любовь и уважение к
Отечеству.

Чувство прекрасного –
умение воспринимать
красоту природы,
бережно относиться ко
всему живому;
стремиться к
совершенствованию
собственной речи;
любовь и уважение к
Отечеству.

творчество Регулятивные:
79 Тема
Комбин Знать
самостоятельно
самопожертво ирован А.И.Куприна
вания
в ный.
Уметь
создавать формулировать
рассказе
небольшой устный тему и цели урока.
диалоге
с
А.И. Куприна
текст на заданную В
учителем
«Барбос и
тему.
вырабатывать
Жулька».
критерии оценки и
определять
степень
успешности своей
работы и работы
других
в
соответствии
с
этими критериями.

Познавательные:
Коммуникативные:
извлекать
учиться
связно
информацию,
отвечать по плану.
представленную в Кратко
разных формах.
передавать
Строить
прочитанное.
рассуждения.
Высказывать
и
обосновывать
свою точку
зрения.
Принимать
иную точку
зрения.

Чувство прекрасного
–
умение
воспринимать красоту
природы,
бережно
относиться ко всему
живому; стремиться к
совершенствованию
собственной
речи;
любовь и уважение к
Отечеству.

80 Тема
природы
в
рассказе В.П.
Астафьева
«Стрижонок
Скрип».

Комбин Уметь
различать
ирован
жанры
ный.
художественной
литературы, работать
с иллюстрациями,
анализировать
образные
языковые
средства.

Регулятивные:
самостоятельно
формулировать
тему и цели урока.
В
диалоге
с
учителем
вырабатывать
критерии оценки и
определять
степень
успешности своей
работы и работы
других
в
соответствии
с
этими критериями.

Коммуникативные:
Познавательные:
извлекать
учиться
связно
информацию,
отвечать по плану.
представленную в Кратко
разных формах.
передавать
Строить
прочитанное.
рассуждения.
Высказывать и
обосновывать
свою точку
зрения.
Принимать
иную точку
зрения.

Чувство прекрасного
–
умение
воспринимать красоту
природы,
бережно
относиться ко всему
живому; стремиться к
совершенствованию
собственной
речи;
любовь и уважение к
Отечеству.

81- Научно82 естественные
сведения
о
природе
в
рассказе В.П.
Астафьева
«Стрижонок
Скрип».

Комбин Уметь
различать
ирован
жанры
ный.
художественной
литературы, работать
с иллюстрациями,
анализировать
образные
языковые
средства.

Регулятивные:
самостоятельно
формулировать
тему и цели урока.
В
диалоге
с
учителем
вырабатывать
критерии оценки и
определять
степень
успешности своей
работы и работы
других
в
соответствии с
этими критериями

Познавательные:
Коммуникативные:
извлекать
учиться
связно
информацию,
отвечать по плану.
представленную в Кратко
разных формах.
передавать
Строить
прочитанное.
рассуждения.
Высказывать и
обосновывать
свою точку
зрения.
Принимать
иную точку
зрения.

Чувство прекрасного
–
умение
воспринимать красоту
природы,
бережно
относиться ко всему
живому; стремиться к
совершенствованию
собственной
речи;
любовь и уважение к
Отечеству.

83 Обобщение,
проверка
и

Комбин Знать
изученные Регулятивные:
ирован литературные
работать по плану,

Познавательные:
Коммуникативные:
осуществлять анализ оформлять свои
мысли

Интерес к чтению, к
ведению диалога с

оценка
ный.
знаний
по
разделу
«Природа
и мы».

84
85

8687

произведения
и
их авторов,
основное
содержание
изученных
литературных
произведений
о
природе.
Знакомство с Комбин Уметь
определять
названием
и
главную
ирован тему
раздела.
мысль
ный.
Прогнозирова
произведения,
ние
анализировать
содержания
образные
раздела. Тема
языковые
любви к
средства,
Родине и ее
различать
героическому
жанры произведений.
прошлому в
стихах И.С.
Никитина
«Русь». С.Д.
Дрожжина
«Родине А.В.
Жигулина
«О, Родина! В
неярком
Повторить и
Обобщающий
обобщить изученный
урок по
раздел.
разделу
Повторение и
«Родина».
обобщение знаний по
Проверим себя
разделу. Поэтический

сверяя
свои и синтез.
действия с целью,
корректировать
свою
деятельность.

в
устной
и автором
текста;
письменной форме с потребность в чтении.
учётом
речевой
ситуации.

Регулятивные:
самостоятельно
формулировать
тему и цели урока.
Работать по плану,
сверяя
свои
действия с целью,
корректировать
свою
деятельность.

Познавательные:
Коммуникативные:
строить
адекватно
рассуждения.
использовать
средства.
Сопоставлять
и речевые
Пользоваться
отбирать
словарем. Слушать и
информацию.
слышать других.

Чувство прекрасного –
умение воспринимать
красоту природы;
чувствовать красоту
художественного
слова, стремиться к
совершенствованию
собственной речи;
любовь и уважение к
Отечеству, его языку,
культуре, истории.

Регулятивные:
самостоятельно
формулировать
тему и цели урока.
Работать по плану,
сверяя свои

Познавательные:
строить
рассуждения.
Сопоставлять и
отбирать
информацию.

Чувство прекрасного –
умение воспринимать
красоту природы;
чувствовать красоту
художественного
слова, стремиться к

Коммуникативные:
адекватно
использовать речевые
средства.
Пользоваться
словарем. Слушать и

Песня
защитников
Брестской
крепости.

вечер. Оценка
действия с целью,
планируемых
корректировать
достижений.
свою деятельность.
Умение выразительно
читать наизусть стихи
перед аудиторией.
Выразительное
чтение,
использование
интонаций,
соответствующих
смыслу текста.

88 Обобщение,
Комбин Знать/понимать:
Регулятивные:
проверка
ирован изученные
работать по плану,
и
сверяя
свои
ный
литературные
оценка
произведения и их действия с целью,
знаний
по
авторов,
основное корректировать
свою деятельность.
разделу
содержание
.
«Поэтическая
изученных
тетрадь».
литературных
произведений.

Познавательные:
осуществлять анализ
и
синтез.
Сопоставлять
и
отбирать
информацию

слышать других.

совершенствованию
собственной речи;
любовь и уважение к
Отечеству, его языку,
культуре, истории.

Коммуникативные:
Самостоятельно
выбирать
и
читать детские
книги.

Интерес к чтению, к
ведению диалога с
автором
текста;
потребность в чтении.

89 Проект «Они
защищали
90 Родину»

Показать богатство
литературы,
повествующей о
ратных подвигах
нашего народа;
воспитывать
патриотические
чувства
Проект: «Они
защищали Родину».
Умение представить
свой проект

Регулятивные:
умения
эмоционально
откликаться на
произведения
литературы и
живописи,
составлять план
урока.

Познавательные:
умения
анализировать
лирический текст,
находить опорные
слова, видеть
картины Родины.

Коммуникативные:
осмысление правил
взаимодействия в
паре и группе,
деление полномочий
в группе при
планировании
проекта

Умение оперировать
понятиями «любовь к
Родине», «гордость за
свою страну»

91 Знакомство с
названием
раздела.
Прогнозирова
ние содержания
раздела.

92 Е.С.
Велтистов
93 «Приключени
я
Электроника
».

Комбин Уметь
Регулятивные:
составлять самостоятельно
ирован
формулировать
небольшое
ный.
тему и цели
высказывание
с опорой на урока;
авторский текст, составлять план
оценивать решения учебной
проблемы
события,
совместно
с
героев
учителем.
произведения..

Регулятивные:
Комбин Уметь
ирован определять тему самостоятельно
и главную мысль формулировать
ный.
произведения,
тему и
цели
различать
жанры урока;
литературных
составлять план
произведений;
решения
читать по ролям,
учебной
составлять
проблемы
вопросы
по совместно с
тексту,
учителем
анализировать
мотивы
поведения
героев.

Познавательные:
перерабатывать
и
преобразовывать
информацию из
одной формы в
другую
(составлять план).
Строить
рассуждения.

Познавательные:
осуществлять
мыслительный
эксперимент.

Коммуникативные:
учиться
связно
отвечать по плану.
Кратко передавать
прочитанное.

Умение осознавать и
определять эмоции
других
людей;
сочувствовать
другим
людям,
сопереживать.

Коммуникативные:
учиться
связно
отвечать по плану.
Кратко передавать
прочитанное.

Умение
осознавать
и
определять
эмоции других
людей;
сочувствовать
другим людям,
сопереживать.

94- К, Булычёв
Комбин Уметь
составлять
96 «Путешествие
ирован
небольшое
Алисы».
ный.
высказывание
Обобщение,
проверка оценкаи
с опорой на
авторский текст,
знанийразделу
по
«Страна
оценивать
события,
«Фантазия».
героев
произведения.
Обобщить знания
по прочитанному.

Регулятивные:
в диалоге с
учителем
вырабатывать
критерии
оценки
и
определять
степень
успешности
своей работы и
работы других
в
соответствии с
этими
критериями.

Познавательные: и
сопоставлять
отбирать
из
информацию,
полученную
различных
источников.
Строить
рассуждения.

Коммуникативные:
самостоятельно
выбирать и читать
детские
книги.
Оформлять
свои
мысли в устной и
письменной форме.

Интерес
к
чтению,
к
ведению
диалога
с
автором текста;
потребность в
чтении.

97 Знакомство с
названием
99 раздела.
Прогнозирова
ние
содержания
раздела.
Фантастическ
ие события,
персонажи в
произведении
Д.
Свифта
«Путешествие
Гулливера».
100 Персонажи
сказки
103
Г.-Х.
Андерсена
«Русалочка».

Комбин Уметь
составлять
ирован
небольшое
ный.
высказывание
с
опорой на авторский
текст, оценивать
события,
героев
произведения..

Регулятивные:
самостоятельно
формулировать
тему и цели урока;
составлять
план
решения учебной
проблемы
совместно
с
учителем.

Познавательные:
перерабатывать
и
преобразовывать
информацию
из
одной формы в
другую (составлять
план).
Строить
рассуждения.

Коммуникативные:
учиться
связно
отвечать по плану.
Кратко передавать
прочитанное.

Умение осознавать и
определять
эмоции
других
людей;
сочувствовать другим
людям, сопереживать.

творчество
Комбин Знать
ирован Г.-Х.
Андерсена.
ный.
Уметь
определять
тему и
главную
мысль произведения,
работать
с
иллюстрациями,
отвечать на вопросы.

Регулятивные:
самостоятельно
формулировать
тему и цели урока;
составлять
план
решения учебной
проблемы
совместно
с
учителем.

Познавательные:
перерабатывать
и
преобразовывать
информацию
из
одной формы в
другую (составлять
план).
Строить
рассуждения.

Коммуникативные:
учиться
связно
отвечать по плану.
Кратко передавать
прочитанное.

Умение осознавать и
определять
эмоции
других
людей;
сочувствовать другим
людям, сопереживать.
Ориентация
в
нравственном
содержании и смысле
поступков.

104 Поступки,
113 действия
как
основное
средство
изображения
персонажей
в сказке Г.Х.
Андерсена
«Русалочка»
96 Тема первой
любви
в
сказке

Комбин Уметь
составлять
ирован
небольшое
ный.
высказывание
с
опорой на авторский
текст, оценивать
события,
героев
произведения.

Марк Твен.
«Приключения
Тома Сойера».

Познакомить с
жизнью и
творчеством М.
Твена. Отрабатывать
навыки беглого

Регулятивные:
самостоятельно
формулировать
тему и цели урока;
составлять
план
решения учебной
проблемы
совместно
с
учителем.

Комбин Уметь пересказывать Регулятивные:
ирован текст, анализировать самостоятельно
Регулятивные:
самостоятельно
формулировать
тему и цели урока;
составлять план

Познавательные:
перерабатывать
и
преобразовывать
информацию
из
одной формы в
другую (составлять
план).
Строить
рассуждения.

Коммуникативные:
учиться
связно
отвечать по плану.
Кратко передавать
прочитанное.

Умение осознавать и
определять
эмоции
других
людей;
сочувствовать другим
людям, сопереживать.
Ориентация
в
нравственном
содержании и смысле
поступков.

Познавательные:
перерабатывать
и

Коммуникативные:
учиться
связно

Ориентация
нравственном

Познавательные:
перерабатывать и
преобразовывать
информацию из

Коммуникативные:
учиться связно
отвечать по плану.
Кратко передавать
прочитанное.

Ориентация в
нравственном
содержании и смысле
поступков.

в

выразительного
чтения, чтения по
ролям. Учить
пересказывать текст
от имени героя.
Прививать интерес к
зарубежной
литературе.
Особенности
повествования. Герои
приключенческой
литературы.
Сравнение героев, их
поступков.
Уметь пересказывать
текст, анализировать
мотивы поведения
героев, отвечать на
вопросы.

114

«Путешествие
по дорогам
любимых
книг».

Показать учащимся,
как много они уже
прочитали.
Воспитывать
взаимопомощь,
любовь к книгам.
Урок-праздник.
Уметь использовать
полученные знания
для самостоятельного
чтения книг.

решения учебной
проблемы
совместно с
учителем.

одной формы в
другую (составлять
план). Строить
рассуждения.

Регулятивные: в
диалоге с учителем
вырабатывать
критерии оценки и
определять степень
успешности своей
работы и работы
других в
соответствии с
этими критериями.

Познавательные:
сопоставлять и
отбирать
информацию,
полученную из
различных
источников. Строить
рассуждения.

Коммуникативные:
самостоятельно
выбирать и читать
детские книги.
Слушать и слышать
других.

Интерес к чтению, к
ведению диалога с
автором текста;
потребность в чтении.
Любовь и уважение к
Родине, его языку,
культуре, истории.

Знать изученные
литературные
произведения и их
авторов, основное
содержание
изученных
литературных
произведений.
115 Обобщающий
урок
«Зарубежная
литература».
Проверим себя

Регулятивные:
самостоятельно
Повторить и
формулировать
обобщить материал
тему и цели урока;
изученного раздела,
составлять план
учить работать в
решения учебной
коллективе,
проблемы
прислушиваться к
совместно с
чужому мнению,
отстаивать свою точку учителем.
зрения
Знание зарубежной
литературы,
определение ее
особенностей, знание,
как писатели и поэты
создают эти
произведения, в чем
заключается талант
читателя, пересказ
самых интересных
эпизодов от лица
главных героев

Познавательные
:перерабатывать и
преобразовывать
информацию из
одной формы в
другую (составлять
план). Строить
рассуждения.

Коммуникативные:
учиться связно
отвечать по плану.
Кратко передавать
прочитанное.

Формирование
уважительного
отношения к иному
мнению, истории и
культуре иных народов

116 Обобщение и
повторение.
Контрольна
я работа за
второе
полугодие

Урок-игра «
117 Литературны
е тайны»

Повторить и
закрепить знания,
полученные в 4
классе

Регулятивные: в
диалоге с учителем
вырабатывать
критерии оценки и
определять степень
Уметь использовать успешности своей
полученные знания
работы и работы
для самостоятельного других в
чтения книг.
соответствии с
Знать изученные
этими критериями.
литературные
произведения и их
авторов, основное
содержание
изученных
литературных
произведений.

Познавательные:
сопоставлять и
отбирать
информацию,
полученную из
различных
источников. Строить
рассуждения.

Коммуникативные: Интерес к чтению, к
ведению диалога с
самостоятельно
автором текста;
выбирать и читать
потребность в чтении.
детские книги.
Любовь и уважение к
Родине, его языку,
культуре, истории.

118 Контрольно119 установочное
«Что читать
летом»

Перечень литературы и средств обучения.
Книгопечатная продукция, характерная для учебного курса формы деятельности учащихся
«Сборник рабочих программ УМК «Школа России» в соответствии с требованием ФГОС 1 – 4 классы по новому образовательному
стандарту». Издательство «Просвещение». 2011 г.
Рабочие программы. 1-4 классы. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение».
Учебники:
Учебник «Литературное чтение» 4 класс в двух частях Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной и др. Издательство
«Просвещение»,
2014); Рабочие тетради на
печатной основе:
Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 4 класс в двух частях Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной и др. Издательство
«Просвещение», 2018;
Проверочные работы:
«Тесты. Литературное чтение. 4 класс» Климанова Л.Ф. Издательство «Просвещение», 2012;
«Контроль и проверка техники чтения в начальных классах». Издательство «Просвещение»,
2013; Методические пособия для учителя:
«Тематическое планирование и методические рекомендации по литературному чтению в 4 классе» к учебнику «Литературное чтение 3
класс» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной и др. авторы: С. П. Гетто, А, В. Данилова (Издательство «Экзамен», ДП г.
Самара. 2013).
Печатные пособия
Портреты русских писателей.
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
Электронные учебные пособия:

Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс. (Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова, М.К. Антошин, Н.В.
Сафонова. Компьютерное оборудование.
Интернет-ресурсы: http://school-collection.edu.ru – коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
Технические средства:
Классная доска.
Теле- , виде - , аудиоаппаратура.
Кассеты, видеодиски.
Проектор,/экран.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: Тренажеры
«Литературное чтение. 4 класс». Мишакина Л.В.
Издательство «Просвещение», 2013.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».