Подписан: Массанова Алёна Владимировна DN: OU=директор, O=" ГБОУ СО ""Березовская школа""", CN=Массанова Алёна Владимировна, E=berezsksh@mail.ru Основание: Я являюсь автором этого документа Дата: 2021.11.25 12:19: 41+05'00' Чтение Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Чтение» в 1 дополнительном классе образовательной области «Язык и речевая практика» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Программа составлена с учётом уровня обученности учащихся, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включён учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. Цель обучения: формирование навыков плавного послогового чтения. Образовательная задача: научить правильно и осмысленно читать доступный пониманию текст. Коррекционно-развивающая задача: повысить уровень общего и речевого развития учащихся. Воспитательная задача: привить интерес к чтению, формировать нравственные качества. Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам. Основные задачи добукварного периода: • подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения; • привить интерес к обучению; • выявить особенности общего и речевого развития каждого ребёнка. В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. На уроках чтения в добукварный период обучающиеся практически знакомятся с понятием слово, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки направлены на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. На уроках чтения параллельно проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Обучающиеся приобретают навык пользования карандашом, ручкой учатся рисовать и раскрашивать по трафарету, геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв. К концу добукварного периода обучающиеся должны уметь делить предложения (из двух-трёх слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки, а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками. Букварный период. Задачи букварного периода: • формировать звукобуквенный анализ и синтез; • заложить основы овладения навыков чтения. Учащиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчётливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами, соотнесение буквы и звука. При обучении чтению обучающиеся учатся правильному названию букв (название буквы соответствует названию звука) и соединению их в слоги, слова, предварительно выполнять звукобуквенный анализ, составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки. Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова, затем обратные слоги, после этого прямые слоги, требующие особого внимания при обучении слитному чтению, и после них слоги со стечением согласных. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа (звуковой аналитикосинтетический), а также словесный, наглядный, практический. Место учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На изучение чтения в 1 доп. классе отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов, исходя из 33 учебных недель. Длительность уроков составляет 35 минут. Планируемые результаты освоения учебного предмета Освоение программы, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные результаты 1. Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. 2. Формирование уважительного отношения к иному мнению. 3. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. 4. Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. 5. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. 6. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. 7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. 8. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 9. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты Программа, реализующая ФГОС, определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень: Обучающиеся должны уметь: различать звуки на слух и в произношении; анализировать слова по звуковому составу, составлять слоги, слова из букв и слогов разрезной азбуки; плавно читать по слогам слова и короткие предложения; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту; слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ. Обучающиеся должны знать: наизусть 1-2 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя. Достаточный уровень: Обучающиеся должны уметь: различать звуки на слух и в произношении; анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; плавно читать по слогам слова, предложения и короткие тексты; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту; слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ; выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам. Обучающиеся должны знать: наизусть 3-4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя. Основные виды организации учебного процесса Технологии обучения - - игровые технологии здоровьесберегающ ие технологии личностноориентированные технологии разноуровневого и дифференцированн ого обучения проблемнопоисковые информационно коммуникационны е технологии Формы обучения индивидуальные групповые (парные) фронтальные классные (урочные) внеклассные Методы обучения Формы контроля звуковой аналитикосинтетический слоговой словесный наглядный практический частичнопоисковый устный опрос индивидуаль ные задания самостоятел ьная работа контрольные чтения Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся Виды контроля Формы контроля Количество работ Методическое обеспечение Текущий проверка чтения в течение учебного года Резникова Е.В. «КонтрольноТематический --диагностический Диагностический контрольные чтения 1 инструментарий по Итоговый русскому языку, чтению, математике для обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта». М.: ВАКО, 2016. Система оценки достижения планируемых результатов Во время обучения в первом дополнительном классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. Требования к оцениванию Безотметочное оценивание. Промежуточная аттестация обучающихся дополнительных первых классов в соответствие со школьным Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости (приказ № 174-ОД от 01.09.2014) не проводится. Текущий контроль успеваемости учащихся дополнительных первых классов в течение учебного года осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы без фиксации достижений учащихся в виде отметок по пятибалльной системе и отражается учителем в Листке достижений обучающегося. Содержание программы Перечень разделов программы: № п\п Название разделов Количество часов 1 Добукварный период 9 часов 2 Букварный период 57 часов Итого: 66 часов ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД 1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Школа», «Класс» «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Перемены в школе и их назначение», «Семья», «Окружающий меня мир». 2. Привитие обучающимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что- то сказать, просить разрешения выйти из класса. 3. Изучение уровня общего развития и подготовленности обучающихся к обучению чтению в процессе фронтальной и индивидуальной работы. 4. Развитие устной речи учащихся. 5. Уточнение и развитие слухового восприятия обучающихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков и простых звукосочетаний в речи. 6. Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом. 7. Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путём подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант). 8. Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, ёлочка и др.). 9. Различение обучающимися звуков окружающей действительности (речевых и неречевых). 10. Выработка у обучающихся умения отчётливо повторять произносимые учителем изучаемые звуки изолированно и в звукоподражаниях; повторять слова и фразы, сходные по звуковому составу (Саша-Маша, стол - стул, сом-сам). 11. Деление простого предложения (из двух - трёх слов) на слова. 12. Деление простых по структуре слов на слоги. 13. Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков, различие их в словах. БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД Букварный период обучения чтению условно делится на 2 этапа. Каждый этап включает изучение новых звуков и букв, а также повторение ранее изученных звуков и букв, усвоение основных слоговых структур, практическое знакомство с гласными и согласными звуками и буквами. 1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчётливое произнесение изучаемых звуков, различие их в начале, в конце и в середине слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление, чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Образование из усвоенных звуков и букв слогов и слов. Чтение предложений из 2 - 3-х слов. 2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, ы, л, н, р. Правильное артикуляторное произношение звуков. Подбор слов с заданным звуком и определение местонахождения звука в слове. Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление, чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ра-ма, но-ра). Образование и чтение предложений из 2-3 слов и воспроизведение их устно. Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся Подготовка к усвоению грамоты (66ч) Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки (10ч) Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный), их последовательное введение. Выкладывание и называние цветных полосок. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных коротких и длинных полосок по - понимать и рассказывать, кто такой ученик, чем он отличается от дошкольника; - понимать и выполнять правила посадки за партой; образцу схематического изображения знакомых предметов. Выкладывание по образцу из полосок различного цвета и величины прописных буквенных знаков печатного шрифта (А, У, М, О, Х, С, Н) без их называния. Знакомство и последовательное введение простейших геометрических фигур. Подбор одинаковых фигур разного цвета или разной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета. Выкладывание из геометрических фигур конфигураций знакомых предметов. Показ и называние предметов, их изображений в заданном порядке слева направо. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи.. Выкладывание из кубиков картинки по образцу. Исключение лишнего предмета из ряда предложенных по заданной характеристике: цвету, форме, величине. Рисование, лепка, конструирование, легоконструирование, дидактические игры, игрушки, мозаика, предметные картинки, счетный материал, природный материал, геометрические формы и фигуры. - дифференцировать шесть основных цветов, правильно называть их; - выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур по образцу; - исключать лишний предмет по цвету, форме, величине; Развитие слухового внимания, фонематического слуха и элементарного звукового анализа (10ч) Различение звуков окружающей действительности, их узнавание. Использование игровых упражнений на определение источника звука, направления звука, силы звука и т.д. Дифференциация неречевых звуков: различные и сходные звуки: звон маленького колокольчика и большого колокольчика, шуршание толстой и тонкой бумаги, тихие шаги и топот, писк большой или маленькой резиновой игрушки и т.д. Имитация голосов животных: кто как голос подает, узнавание животного по имитации голоса: корова – му, собака – ав и др. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: как звенит комар, воет ветер, жужжит жук и др. - дифференцировать звуки окружающего мира, соотнося их с речевыми звуками; - составлять предложения на основе выполненного действия, по картинке, по вопросу учителя; - выделять звуки А, У, М, О, Х, С, Н, в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему; Работа над звукопроизношением (30ч) Слово Практическое знакомство со словом . Фиксация слова условно-графическим изображением . «Чтение» зафиксированных слов, их соотнесение с конкретными предметами. Четкое различение предмета и слова. Называние окружающих предметов, предметов на картинке, запись слов условно-графической схемой. Дифференциация сходных по звучанию слов с показом предметов или их изображений. Выделение слов из ряда предложенных на слух с фиксацией каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов. Предложение Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий: Маша пише. Фиксация - дифференцировать звуки окружающего мира, соотнося их с речевыми звуками; - иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть слова (слог), звук; - составлять предложения на основе выполненного действия, по картинке, по вопросу учителя; - определять количество слов в предложении (2 – 3), выкладывать условнографическую схему предложения и слов его предложения условно-графическим изображением. Составление предложений из 2 слов, далее из 3 по подобию с опорой на картинку. Составление схем предложений. «Чтение» каждого предложения. Деление предложения на слова, их фиксация условно-графической схемой и последующее «чтение» предложения. После того как у учащихся будет сформировано представление о предложении, их внимание обращается на возможность деления предложения на отдельные слова, что находит отражение в условно-графическом изображении. Черные короткие полоски под схемой предложения — слова, входящие в данное предложение. Различение сходных предложений, сказанных учителем, показ ситуации на картинке. После успешного формирования практических представлений о предложении и слове как разных единицах речи, двухуровневая схема предложения «сворачивается», в ней сразу обозначаются входящие в предложение слова, а вертикальная черта на месте первого слова и точка в конце сохраняются, как и в предыдущем варианте схемы. Часть слова (слог) Деление двусложных слов на части. Игровые упражнения на произнесение слов по слогам в сопровождении хлопков, шагов, музыкальных инструментов. Фиксация части слов условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам с опорой на картинку и условно – графическую схему. Дифференциация сходных слогов: ма - мо, со – су, ма - на, ва - фа, бо – по, ту – ду и т.д. Буква Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных нерасчлененных структур: А, У, М, О, Х, С, Н. Нахождение предъявляемой буквы среди других букв, наложение одинаковых букв друг на друга, объединение одинаковых букв, разных по размеру, складывание предъявленной буквы из палочек, полосок. Звук и буква Печатание прописных букв: А, У, М, О, Х, С, Н и соотнесение их со звуком. Обозначение звука соответствующей буквой. Фиксация буквой начального звука в схеме слов при назывании предметных картинок. Чтение букв, выделение знакомой буквы среди других. Слог Образование и чтение слогов с изученными согласными в данной последовательности: слог, состоящий из одной гласной в словах, закрытые двубуквенные слоги; открытые двубуквенные слоги. Дифференциация сходных звуков в слогах: ам - ан, ма - на, ха - хо. Термин «слог» не используется, используется понятие «часть слова». Слово Чтение слов, состоящих из двух слогов с изученными слоговыми структурами: ма - ма, му - ха, у - ха и др. Составление слов из заданных слогов с опорой на картинку, дополнение слога до слова одним из двух составляющих; - делить двусложные слова на слоги (части), с опорой на схему; - выделять звуки А, У, М, О, Х, С, Н, в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему; предложенных слогов. Звук Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: покатай ватный шарик, назови на одном выдохе игрушки на столе и др. Отработка четкого и выразительного произношения на материале коротких стихотворений, потешек, чистоговорок вместе с учителем. Использование игровых приемов. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №п/п Тема урока 1 Выявление представлений детей о школе и празднике 1 сентября 2 Звуки вокруг нас. 3 Различение неречевых действительности 4н звуков окружающей Обобщающий урок. Урок – игра. 5 Звуки вокруг нас. 6 Звуки вокруг нас. Продолжение. 7н БУД Обобщающий урок. Урок – сказка 8 Практическое ознакомление с понятием «слово» и его условно-графическим изображением 9 Практическое ознакомление с понятием «слово» и его условно-графическим изображением. Продолжение. 10 н 11 Обобщающий урок. Урок-путешествие. Понятие «слово» изображение. и его условно-графическое Личностные: -осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению; -формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; -развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно; -умение обращаться за помощью, принимать помощь; -умение организовать своё рабочее место; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения; 12 13 н 14 15 «Чтение» условно-графической записи слов сходных по звучанию. Обобщающий урок. Урок – сказка Практическое «предложение» изображением. ознакомление с понятием и его условно-графическим Практическое ознакомление с понятием «предложение» и его условно-графическим изображением. Продолжение. 16 Понятие «предложение» и его условно-графическое изображение. 17 «Чтение» и «запись» предложений. 18 н Обобщающий урок. Урок-путешествие. 19 Знакомство с новым видом схемы предложения. 20 Деление предложения, состоящего из двух слов, на слова, его условно-графическое изображение и «чтение» 3 Составление предложений из трёх слов, их условнографическое изображение и «чтение» 4 Составление предложений из трёх слов, их условнографическое изображение и «чтение» 5н Обобщающий урок. Урок – игра. 6 Составление предложений из двух-трёх слов, их условно-графическое изображение и «чтение» 7 Составление предложений из двух-трёх слов, их условно-графическое изображение и «чтение». Продолжение. 8н Обобщающий урок. Урок-путешествие. 9 Знакомство с делением слова на слоги. 10 «Чтение» и условно-графическое изображение слов, разделенных на слоги 11 н 12 Обобщающий урок. Урок – сказка Деление слова на части. -формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво, аккуратно); -формирование мотивации к творческому труду; -формирование бережного отношения к материальным ценностям. Регулятивные -принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя; -планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя; - контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем; - оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником); -фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата; - анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал; - осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др. 13 Дифференциация сходных слогов. 14 Дифференциация сходных слов. Познавательные: Обобщающий урок. Урок – игра. - составлять предложения по заданию, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; 1н 2 3 Выделение звука А в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова Выделение звука А в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. Продолжение. 4 Выделение звука У в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова 5 Выделение звука У в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. Продолжение. 6н Обобщающий урок. Урок-путешествие. - анализировать слова по звуковому составу; - различать гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании; - списывать по слогам с рукописного и печатного текстов; - писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку; 7 Образование и чтение слогов с буквами А и У 8 Образование и чтение слогов с буквами А и У. Продолжение. 9 Выделение звука М в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. - писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа. 10 Выделение звука М в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. Продолжение. Коммуникативные 11 Составление слогов из букв А, У, М 12 Составление слов из букв А, У, М 13 Выделение звука О в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. 14 Выделение звука О в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. Продолжение. 15 Составление слогов и слов из букв А, У, М, О 16 Контрольная работа 17 н Составление слогов и слов из букв А, У, М, О Урок – сказка. - отвечать на вопросы учителя по теме урока; - слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; - под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над 18 1 Выделение звука Х в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. Выделение звука Х в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. Продолжение. 2 Составление слогов из букв А, У, М, О, Х 3 Промежуточная аттестация. Итоговая диагностическая работа. 4н 5 6 7 Составление слов из букв А, У, М, О, Х. 8 Составление слогов из букв А, У, М, О, Х, С 9 Составление слов из букв А, У, М, О, Х, С 10 Выделение звука Н в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова 11 Выделение звука Н в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. Продолжение. 12 Составление слогов из букв А, У, М, О, Х, С, Н 13 Составление слов из букв А, У, М, О, Х, С, Н 15 -оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения; - соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске; - оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения, пересказ текста, Выделение звука С в начале слова, фиксация его выполнение проекта; условно-графическим изображением в схеме слов -признавать свои ошибки, озвучивать их, Выделение звука С в начале слова, фиксация его соглашаться, если на ошибки указывают условно-графическим изображением в схеме слова. другие; Составление слов из букв А, У, М, О, Х. Урок – игра. Продолжение. 14 н другими, вежливо общаться; Составление слов из букв А, У, М, О, Х, С, Н. Урок – игра. Повторение пройденного материала. н - нетрадиционный урок (13ч) Учебно-методический комплекс Учебная программа Учебник Букварь. 1 класс: .Рабочая программа учебник для 1-4 кл: АООП общеобразоват. образования для организаций, детей с УО реализующих (вариант 1) адапт. основные (сайт www.prosv.ru). общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 /А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. - М.: Просвещение, 2018. Рабочие тетради: Аксёнова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Прописи в 3 частях.М.: Просвещение, 2018. Методический материал Аксёнова А.К.Обучение грамоте. Методические рекомендации. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. /А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. - М.: Просвещение, 2016. (сайт www.prosv.ru)