Рабочая программа по математике 1 класс дополнительный (УО)

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор,
O="ГБОУ СО ""
Березовская
школа""",
CN=Массанова
Алёна
Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я
являюсь автором
этого документа
Дата: 2021.11.25 12:
14:48+05'00'

Математика
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» в 1 дополнительном классе
образовательной области «Математика» составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), на основе Адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1).
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в
образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся с умственной
отсталостью к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
формирование доступных у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебнопознавательных, учебно - практических, житейских и профессиональных задач и развитие
способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств, обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их
индивидуальных возможностей;
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности,
настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умения
планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и
самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми
знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части
множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия,
позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий (понятия
числа, величины, геометрической фигуры).
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться
оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во
внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только
с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как
демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В 1 дополнительном классе необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к
количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это
возможно только при использовании дидактических игр, игровых приёмов, занимательных
упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Одним из важных приёмов обучения математике является сравнение, так как большинство
математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение
возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения
существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приёмов
классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между
понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое
отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными
ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения,
беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к
формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах
учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся,
вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической
деятельности и действий с числами.
Процесс обучения опирается на наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, с
помощью чего формируются элементы абстрактного мышления. Через математическое
содержание формируются и корригируются и такие формы мыслительной деятельности, как
сравнение, анализ, синтез.
При отборе учебного материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению
математических представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от
степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому в каждом классе предлагаемый учителем
материал усваивается учащимися на различном уровне, т. е. программа предусматривает
необходимость дифференцированного подхода в обучении.
Программа в целом определяет оптимальный объём знаний и умений по математике,
который доступен большинству учащихся, обучающихся по программе для детей с умственной
отсталостью. Однако есть в классе часть учащихся, которые постоянно отстают от
одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны
учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом (решать более лёгкие
примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с
помощью учителя арифметические задачи). Для самостоятельного выполнения этим ученикам
требуется предлагать облегчённые варианты примеров, задач, других заданий. Учитывая
указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила два уровня
требований к знаниям и умениям учащихся (минимальный и достаточный). Усвоение этих
знаний и умений даёт основание для перевода учащихся в следующий класс.
Понижать уровень требований нужно только тогда, когда учитель использовал все
возможные коррекционно-развивающие меры воздействия.
Цель АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в 1 дополнительном классе:
- заложить основы элементарных математических знаний и умений учащихся с учётом их
индивидуальных особенностей.
Образовательная задача: дать знания об элементарных математических представлениях.
Коррекционно-развивающая задача: развивать основные мыслительные операции.
Воспитательная задача: воспитывать интерес к математике, любознательность,
настойчивость, терпеливость, трудолюбие.
Методы обучения математике: словесный, наглядный, практический: работа с
учебником, упражнение, самостоятельная работа, экскурсия, наблюдение, демонстрация и т.д.
Приёмы работы: дидактические игры; игровые приёмы; занимательные упражнения;
создание увлекательных ситуаций; сравнение (один из важных приёмов обучения);
материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в
жизненной ситуации.
Форма учебного занятия: вводный урок; урок формирования (сообщения) новых знаний;
обобщающий урок; контрольный урок; урок формирования и закрепления умений и навыков;
комбинированный урок.
Виды контроля: индивидуальный; фронтальный; проверочная работа; математический
диктант.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика» и относится к
обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). На изучение предмета в 1 доп. классе отводится 3 часа в
неделю, всего 99 часов, исходя из 33 учебных недель. Длительность уроков составляет 35 минут.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика»
Личностные результаты:
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является
обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех
обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
Учащиеся должны знать:
■
цвет, величину, массу, размеры, форму предметов;
■
положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга;
■
количественные, порядковые числительные в пределах 5;
■
знаки арифметических действий сложения и вычитания;
■
линии - прямую, кривую;
■
части суток, порядок их следования;
■
дни: вчера, сегодня, завтра.
Учащиеся должны уметь:
■
сравнивать предметы по величине, размеру, массе «на глаз», наложением, приложением,
«на руку»;
■
оценивать и сравнивать количество предметов в совокупности «на глаз», путём
установления взаимно однозначного соответствия, выделять лишнее, недостающее;
■
увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объёмы жидкости,
сыпучего вещества, объяснять эти изменения;
■
определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать
предметы в указанное положение;
■
устанавливать и называть порядок следования предметов;
■
узнавать и называть, классифицировать геометрические фигуры, сравнивать их с
объёмными геометрическими телами;
■
определять форму знакомых предметов;
■
читать, записывать, откладывать на счётах, сравнивать числа в пределах 5, присчитывать,
отсчитывать по 1,2,3,4,5;
■
выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 5;
■
решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с
помощью предметов, их заменителей, рисунков;
■
узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
■
чертить прямую, кривую линии;
■
чертить квадрат, прямоугольник, треугольник по точкам, поставленным учителем.
Достаточный уровень:
Учащиеся должны знать:
-цвет, величину, массу, размеры, форму предметов;

-положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга;
слова, их обозначающие;
-части суток, порядок их следования;
- дни: вчера, сегодня, завтра;
- количественные, порядковые числительные, цифры в пределах 5; состав чисел 2,3,4,5 из
двух слагаемых;
-названия и знаки арифметических действий сложения и вычитания;
- линии: прямую, кривую.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать предметы по величине, размеру, массе «на глаз», наложением, приложением,
«на руку»;
- оценивать, сравнивать количество предметов в совокупности «на глаз», путём
установления взаимно однозначного соответствия, выделять лишнее, недостающее;
- увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объёмы жидкости,
сыпучего вещества, объяснять эти изменения;
-определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать
предметы в указанное положение;
-устанавливать и называть порядок следования предметов;
- узнавать и называть, классифицировать геометрические фигуры, сравнивать их с
объёмными геометрическими телами;
- определять форму знакомых предметов; писать цифры 1,2,3,4,5;
- соотносить количество предметов с соответствующими числительными, цифрой;
- пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из 2-3 предметов без
пересчитывания;
- производить и записывать действия сложения и вычитания чисел в пределах 5;
- использовать переместительное свойство сложения;
- решать задачи на нахождение суммы, остатка, выполняя самостоятельно практические
действия;
- записывать решение задачи в виде примера; числовые данные задачи называть и
записывать с наименованиями;
-выделять в задаче условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ, выполнять
практически с предметами или их заменителями действие, о котором говорится в задаче;
- чертить квадрат, прямоугольник, треугольник по заданным вершинам.
Результаты базовых учебных действий.
Личностными результатами изучения математики являются:
Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной
жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факты);
Способность характеризовать собственные знания по предмету: формулировать
вопросы, устанавливать какие из предложенных математических задач могут быть успешно
решены;
познавательный интерес к математической науке.
Формировать навыки аккуратного письма с учётом индивидуальных требований;
Освоить роль ученика;
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и
хорошо);
Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар;
Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические
навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физкультурная

минутка).
Регулятивные УД:
Организовывать себе рабочее место под руководством учителя;
Выполнять задания на уроках при решении примеров и задач под руководством
учителя;
Использовать в своей деятельности простейшие инструменты: карандаш и линейку.
Познавательные УД:
Ориентироваться
в учебнике,
на листе бумаги
и у доски
руководством учителя;
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме,
размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
Группировать предметы на основе существенных признаков (одного- двух) с
помощью учителя.

под

Коммуникативные УД:
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
Оформлять свои мысли в устной речи;
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
Слушать и понимать речь других;
Участвовать в паре;
Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников.
Основные виды организации учебного процесса
Технологии обучения
Формы обучения
Методы обучения
Формы контроля
-

-

игровые технологии
здоровьесберегающи
е технологии
личностноориентированные
технологии
разноуровневого и
дифференцированно
го обучения
проблемнопоисковые
информационно коммуникационные
технологии

 индивидуальн
ые
 групповые
(парные)
 фронтальные
 классные
(урочные)
 внеклассные






словесные
наглядные
практические
частичнопоисковые

 устный
опрос
 письменный
опрос
 индивидуаль
ные задания
 решение
упражнений
и задач
 самостоятел
ьная работа
 контрольная
работа

Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании
уровня подготовки учащихся
Виды контроля
Текущий
Тематический

Формы
Количество
контроля
работ
самостоятельная в течение
работа
учебного года
контрольная
работа

---

Методическое обеспечение
Резникова
Е.В.
«Контрольнодиагностический инструментарий по
русскому языку, чтению, математике
для обучающихся 1-4 классов с
нарушением интеллекта». - М.: ВАКО,

Диагностический
Итоговый

контрольная
работа

1

2016.
Алышева Т.В. Поурочные разработки
по математике: 1 класс. - ВАКО, 2016.

Система оценки достижения планируемых результатов
Во время обучения в первом дополнительном классе целесообразно всячески поощрять
и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не
является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того
или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является
появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является
способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и
контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с
учителем и одноклассниками.
Требования к оцениванию
Безотметочное оценивание.
Промежуточная аттестация обучающихся дополнительных первых классов в соответствие со
школьным Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении
текущего контроля их успеваемости (приказ № 174-ОД от 01.09.2014) не проводится.
Текущий контроль успеваемости учащихся дополнительных первых классов в течение учебного
года осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть
образовательной программы без фиксации достижений учащихся в виде отметок по
пятибалльной системе и отражается учителем в Листке достижений обучающегося.
Содержание программы
1.Свойства предметов: цвет, форма, величина, назначение. Слова: каждый, все, кроме,
остальные (оставшиеся), другие.
2.Сравнение предметов: 2-3-х предметов по величине, по размеру
(больше, меньше, равны, одинаковые); 3-4-х предметов по длиннее, по ширине, глубине,
толщине (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); по массе, по весу
(тяжелее, легче).
3.Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих:
сравнение 2-3 предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько
же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного. Сравнение предметных
совокупностей после изменения количества предметов, её составляющих. Установление взаимнооднозначного соответствия путём сравнения небольших предметных совокупностей путём
установления взаимно-однозначного соответствия их элементов.
4.Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ: сравнение объёмов жидкостей и
сыпучих веществ, находящихся в одинаковых ёмкостях. Слова: больше, меньше, одинаково,
равно, столько же. Сравнение объёмов жидкостей, сыпучего вещества в одной ёмкости до и
после изменения объёма.
5.Положение предметов в пространстве, на плоскости: относительно учащегося, по
отношению друг к другу, впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже,
далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под,
напротив, между, в середине, в центре. Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа,
слева, в середине (в центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; тоже для сторон:
верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Отношение порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.
6.Временные представления: сутки: утро, день, вечер, ночь. Дни недели. Сегодня, завтра,
вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро. Сравнение
по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
7.Геометрические фигуры и формы

Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Шар, куб, брус.
Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.
Числа и величины. Первый десяток в пределах 5.
8.Названия, обозначение чисел от 1 до 5. Счёт по 1 в пределах 5. Количественные,
порядковые числительные. Число и цифра 0,1,2,3,4,5. Соответствие количества, числительного,
цифры. Место каждого числа в числовом ряду (0—5). Сравнение чисел. Установление отношения
больше, меньше, равно.
9.Числа первого десятка 5. Число и цифра.
Состав чисел первого десятка из двух слагаемых в пределах 5. Приемы сложения и
вычитания. Таблицы состава чисел в пределах 5, ее использование при выполнении действия
вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя).
Переместительное свойство сложения (практическое использование).
10.Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.
Простые задачи на нахождение суммы и остатка решаются на основе выполнения
практических действий. Запись задачи примером.
11.Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в
различном положении по отношению к краю листа бумаги. Черчение прямых, кривых линий.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Изучаемый раздел, тема
учебного материала

1

День знаний.

2

Вводное занятие. Выявление
элементарных математических
представлений. Предметы, их
свойства: цвет, назначение
предметов.

3

Предметы, их свойства: цвет,
назначение предметов.

4

Круг.

5

Понятия о размере предмета:
большой – маленький.

6
7

Понятия о размере предмета:
большой – маленький.
Сравнение по размеру: больше –

Основные вопросы
Дифференциация предметов по
цвету и практическому
применению. Игра
«Геометрическое лото», обводка
и раскрашивание по трафарету
геометрических форм.
Дифференциация предметов по
цвету и практическому
применению
Рассматривание геометрической
формы (круг), складывание
разрезной формы, обводка и
раскрашивание по трафарету,
рисование пластилином круга
Нахождение предметов
различной величины, работа со
сборно-разборными игрушками
Нахождение предметов

Словарь

Обратная связь

Название основных цветов и
геометрических форм

Знание основных цветов
Применение знаний

Название основных цветов и
геометрических форм

Знание свойств предметов
Применение знаний

Круг

Дифференциация основных
геометрических фигур

большой – маленький

Различение предметов по
размеру

больше - меньше

Различение предметов по

12

меньше.

8

9
10
11

12

13

14

15
16
17
18
19

Сравнение двух предметов по
величине: одинаковые, такой же.

различной величины, работа со
сборно-разборными игрушками
Нахождение предметов
одинаковой величины.
Нахождение и показ предметов
определенной величины,
использование условной мерки

Положение предметов в
пространстве: справа - слева.
Положение предметов в
пространстве: справа - слева.
Положение предметов в
пространстве: в центре, между, в
середине.
Квадрат
Пространственные представления:
вверху – внизу, выше-ниже,
верхний-нижний, на, над, под.
Пространственные представления:
вверху – внизу, выше-ниже,
верхний-нижний, на, над, под.
Пространственные представления:
вверху – внизу, выше-ниже,
верхний-нижний, на, над, под.
Сравнение двух предметов по
длине: длинный-короткий.
Пространственные представления:
внутри - снаружи, в.
Пространственные представления:
рядом - около.
Треугольник

Рассматривание геометрической
формы (квадрат), складывание
разрезной формы, обводка и
раскрашивание по трафарету,
рисование пластилином квадрата

Рассматривание геометрической

размеру

одинаковые, такой же

Различение предметов по
размеру

справа - слева

Ориентация в пространстве

справа - слева

Ориентация в пространстве

в центре, между, в середине

Ориентация в пространстве

квадрат

Дифференциация основных
геометрических фигур

вверху – внизу, выше-ниже,
верхний-нижний, на, над, под.

Ориентация в пространстве

вверху – внизу, выше-ниже,
верхний-нижний, на, над, под.

Ориентация в пространстве

вверху – внизу, выше-ниже,
верхний-нижний, на, над, под

Ориентация в пространстве

длинный - короткий

Сравнение предметов по длине

внутри - снаружи, в

Ориентация в пространстве

рядом - около

Ориентация в пространстве

треугольник

Дифференциация основных
13

формы (треугольник),
складывание разрезной формы,
обводка и раскрашивание по
трафарету, рисование
пластилином треугольника
20
21
22

23

24
25
26

27

28

Сравнение двух предметов:
широкий – узкий.
Сравнение двух предметов:
широкий – узкий
Положение предметов в
пространстве: далеко-близко,
ближе - дальше, к, от.

Прямоугольник

Сравнение двух предметов:
высокий – низкий, глубокий –
мелкий.
Отношения порядка следования:
впереди - сзади, перед, за.
Отношения порядка следования:
первый -последний, крайний,
после, следом, следующий за.
Отношения порядка следования:
первый -последний, крайний,
после, следом, следующий за.
Отношения порядка следования:
первый -последний, крайний,
после, следом, следующий за.

геометрических фигур

широкий – узкий
широкий – узкий

Сравнение предметов по
ширине
Сравнение предметов по
ширине

далеко- близко, ближе - дальше,
к, от

Ориентация в пространстве

Рассматривание геометрической
формы (прямоугольник),
складывание разрезной формы,
обводка и раскрашивание по
трафарету, рисование
пластилином прямоугольника

прямоугольник

Дифференциация основных
геометрических фигур

Сравнение предметов по высоте и
глубине

высокий – низкий, глубокий –
мелкий.

Различение предметов по
высоте и глубине

Порядок следования предметов

Впереди - сзади, перед, за.

Ориентация в пространстве

Порядок следования предметов

Первый - последний, крайний,
после, следом, следующий за.

Ориентация в пространстве

Порядок следования предметов

Первый - последний, крайний,
после, следом, следующий за.

Ориентация в пространстве

Порядок следования предметов

Первый - последний, крайний,
после, следом, следующий за.

Ориентация в пространстве

14

29

Сравнение двух предметов:
толстый - тонкий.

30

Временные представления. Сутки:
утро, день, вечер, ночь.

31

Временные представления. Сутки:
утро, день, вечер, ночь.

32

Временные представления: рано поздно.

33

Временные представления:
сегодня, завтра, вчера. На
следующий день.

34

35
36
37

38

40

41

Временные представления:
сегодня, завтра, вчера. На
следующий день.
Временные представления:
сегодня, завтра, вчера. На
следующий день.
Временные представления:
медленно, быстро.
Сравнение двух предметов по
массе: тяжелый - легкий, тяжелее
- легче.
Сравнение двух предметов по
массе: тяжелый - легкий, тяжелее
- легче.
Сравнение двух предметных
совокупностей по количеству:
много, мало, несколько.
Сравнение двух предметных
совокупностей по количеству:
много, мало, несколько

Толстый -тонкий

Сравнение предметов по
толщине

:утро, день, вечер, ночь

Ориентация во времени и
пространстве

утро, день, вечер, ночь

Ориентация во времени и
пространстве

рано - поздно

Ориентация во времени и
пространстве

Закрепление временных
представлений.

сегодня, завтра, вчера

Ориентация во времени и
пространстве

Закрепление временных
представлений.

сегодня, завтра, вчера

Ориентация во времени и
пространстве

Закрепление временных
представлений.

медленно, быстро.

Ориентация во времени и
пространстве

Практическая работа по
определению веса предметов

тяжелый - легкий, тяжелее легче.

Сравнение предметов по весу

Практическая работа по
определению веса предметов

тяжелый - легкий, тяжелее легче.

Сравнение предметов по весу

много, мало, несколько

Сравнение предметов по
количеству

много, мало, несколько

Сравнение предметов по
количеству

Сравнение предметов по толщине
Определение времени суток по
деятельности людей, природным
показателям
Определение времени суток по
деятельности людей, природным
показателям
Закрепление временных
представлений. Настольная игра
«Твой режим дня»

Практическая работа по
определению количества
предметов без пересчёта
Практическая работа по
определению количества
предметов без пересчёта

15

42

43
44
45

46

47

48
49
50

Сравнение двух предметных
совокупностей по количеству:
один, немного, ни одного.
Сравнение двух предметных
совокупностей по количеству:
один, немного, ни одного.
Временные представления: давно,
недавно.
Возраст человека. Сравнение по
возрасту: молодой - старый,
моложе - старше.
Сравнение предметных
совокупностей: больше, меньше,
столько же, одинаковое (равное)
количество.
Сравнение предметных
совокупностей: больше, меньше,
столько же, одинаковое (равное)
количество.
Повторение пройденного за
первое полугодие
Сравнение объёмов жидкостей,
сыпучих веществ.
Сравнение объёмов жидкостей,
сыпучих веществ.

51

Число и цифра 1. Образование
числа. Соотношение количества
числа и цифры.

52

Число и цифра 1.Количественные
и порядковые числительные.

Практическая работа по
определению количества
предметов без пересчёта
Практическая работа по
определению количества
предметов без пересчёта
Закрепление временных
представлений.
Практическая работа по
определению возраста человека.
Настольная игра «Моя семья»

один, немного, ни одного

Сравнение предметов по
количеству

один, немного, ни одного

Сравнение предметов по
количеству

давно, недавно.

Ориентация во времени и
пространстве

молодой - старый

Ориентация во времени и
пространстве

Практическое сравнение
предметных совокупностей

больше, меньше, столько же,
одинаковое (равное)
количество.

Сравнение предметов по
количеству

Практическое сравнение
предметных совокупностей

больше, меньше, столько же,
одинаковое (равное)
количество.

Сравнение предметов по
количеству
Применение знаний

Практическое сравнение объёмов

Жидкости и сыпучие вещества

Практическое сравнение объёмов
Закрепление умения считать
предметы, знание названия,
последовательности и записи
чисел. Решение примеров на
сложение и вычитание единицы.
Понятия: предыдущее и
последующее число. Закрепление

Определение объёма
Определение объёма

Число и цифра «один»;
предыдущее и последующее
число.

Умение пользоваться навыками
счёта.

числовой ряд;
точка

Умение пользоваться навыками
счёта.

16

Место числа в числовом ряду.
Геометрический знак: точка.

53

54

Число и цифра 1.Соотношение
количества и цифры.
Геометрический знак: прямая
линия.

Число и цифра 1. Количественные
и порядковые числительные.
Круг.

умения считать предметы, знание
названия, последовательности и
записи чисел. Решение примеров
на сложение и вычитание
единицы.
Понятия: предыдущее и
последующее число. Закрепление
умения считать предметы, знание
названия, последовательности и
записи чисел. Решение примеров
на сложение и вычитание
единицы.
Понятия: предыдущее и
последующее число. Закрепление
умения считать предметы, знание
названия, последовательности и
записи чисел. Решение примеров
на сложение и вычитание
единицы.
Понятия: предыдущее и
последующее число. Закрепление
умения считать предметы, знание
названия, последовательности и
записи чисел. Решение примеров
на сложение и вычитание
единицы.

прямая линия

Умение пользоваться навыками
счёта.

Круг.

Умение пользоваться навыками
счёта.

Числовой ряд

Умение пользоваться навыками
счёта.

55

Образование числа 1. Количество,
порядок (один, одна, одно).

56

Число и цифра 2. Прямая. Кривая.

Распознавание и изображение
геометрических линий: точки,
прямой, кривой.

Прямая. Кривая.

57

Число и цифра 2.

Образование числа 2.

Число и цифра «два»

Знание состава чисел,
применение знаний
17

58
59
60
61
62
63
64
65
66

67

68
69
70

71

Число и цифра 2.
Число и цифра 2. Счет в прямой и
обратной последовательности.
Точка.
Число и цифра 2. Соотношение
количества, числа и цифры.
Число и цифра 2. Место числа в
числовом ряду.
Число и цифра 2.Число
предшествующее и следующее.
Число и цифра 2. Сравнение
чисел. Математический знак:
плюс.
Число и цифра 2. Сложение в
пределах двух.
Число и цифра 2. Вычитание в
пределах двух. Математический
знак: минус
Число и цифра 2. Шар.
Число и цифра 3. Образование
числа. Соотношение количества,
числа и цифры. Круг,
треугольник, квадрат.
Число и цифра 3. Число
предшествующее и следующее.
Число и цифра 3. Сравнение
чисел: больше, меньше, равные
Число и цифра 3. Решение
примеров на сложение в пределах
трёх
Число и цифра 3. Решение
примеров на вычитание в
пределах трёх.

Знание состава чисел,
применение знаний

Состав числа 2.
Числовой ряд в пределах 2.

точка
Числовой ряд

Числовой ряд в пределах 2.

Числовой ряд

Числовой ряд в пределах 2.

предыдущее и последующее
число.

Знание состава чисел,
применение знаний
Знание состава чисел,
применение знаний
Знание состава чисел,
применение знаний

плюс

Умение пользоваться навыками
счёта.

Закрепление умения считать
предметы в пределах 2.

сложение

Умение пользоваться навыками
счёта.

Закрепление умения считать
предметы в пределах 2.

сложение

Умение пользоваться навыками
счёта.

Минус
Вычитание шар

Умение пользоваться навыками
счёта.

Число и цифра «три»
. Круг, треугольник, квадрат

Умение пользоваться навыками
счёта.

Закрепление умения считать
предметы.
Рассматривание геометрического
тела
( шар),
приемы обследования, игры с
мячом

Число и цифра «три»
.
Числовой ряд в пределах 3.
Числовой ряд в пределах 3.

Умение пользоваться навыками
счёта.
Умение пользоваться навыками
счёта.

Число и цифра три

Умение пользоваться навыками
счёта.

предыдущее и последующее
число.

Умение пользоваться навыками
счёта.
18

72

Число и цифра 3.Решение простой
задачи на нахождение суммы по
картинке.

73

Число и цифра 3. Решение
простой задачи на нахождение
остатка по картинке.

74

Повторение пройденного за 3
четверть

75

Повторение. Решение примеров в
пределах трёх

76
77
78
79
80
81
82

Число и цифра 4. Образование
числа.
Число и цифра 4. Счёт в прямой и
обратной последовательности.
Число и цифра 4.
Количественный и порядковый
счёт.
Число и цифра 4. Соотношение
количества, числа, цифры.
Число и цифра 4. Место в
числовом ряду.
Число и цифра 4. Сравнение
чисел: больше-меньше.
Число и цифра 4. Сравнение
чисел: больше, меньше, равны.

Числовой ряд в пределах 3.
Сравнение чисел: большеменьше. Сравнивание чисел,
постановка знаков больше (>),
меньше (<), равно ( =).
Числовой ряд в пределах 3.
Сравнение чисел: большеменьше. Сравнивание чисел,
постановка знаков больше (>),
меньше (<), равно ( =).

больше (>), меньше (<), равно (
=).

Навык счёта и решения задач

больше (>), меньше (<), равно (
=).

Навык счёта и решения задач

Применение знаний
Решение примеров на сложение и
вычитание 3.

сложение и вычитание

предыдущее и последующее
число.

Умение пользоваться навыками
счёта.
Умение пользоваться навыками
счёта.

предыдущее и последующее
число.

Умение пользоваться навыками
счёта.

Образование числа 4.
Состав числа 4. Основные
геометрические формы.
Образование числа 4.
Количественный и порядковый
счёт.
Состав числа 4. Основные
геометрические формы.
Числовой ряд в пределах 4. Место
в числовом ряду.
Сравнение чисел: большеменьше.
Сравнение чисел: большеменьше. Сравнивание чисел,
постановка знаков больше (>),

Умение пользоваться навыками
счёта.

больше (>), меньше (<), равно (
=).

Умение пользоваться навыками
счёта.
Умение пользоваться навыками
счёта.
Умение пользоваться навыками
счёта.

больше (>), меньше (<), равно (
=).

Умение пользоваться навыками
счёта.

Круг, треугольник, квадрат
Число и цифра «четыре»

19

меньше (<), равно ( =).

83

Решение примеров на сложение в
пределах 4.

84

День Здоровья

85

Решение примеров на вычитание в
пределах 4.

86

Решение примеров на сложение и
вычитание в пределах 4.

87

Число и цифра 4. Повторение.
Сравнение чисел: больше,
меньше, равные.

88

Решение примеров на сложение и
вычитание в пределах четырёх.

89

90

Число и цифра 4. Решение
простой задачи на нахождение
суммы по картинке.
Число и цифра 4. Решение
простой задачи на нахождение
остатка по картинке.

91

Число и цифра 4. Брус.

92

Число и цифра 5. Образование
числа. Обводка геометрических
фигур по контуру.

Предыдущее и последующее
число. Закрепление умения
считать предметы, знание
названия, последовательности и
записи чисел.

Сравнивание чисел, постановка
знаков больше (>), меньше (<),
равно ( =).

Составление условия задачи по
рисунку. Запись условия и
решение задачи
Составление условия задачи по
рисунку. Запись условия и
решение задачи
Знакомство с геометрическим
телом –брус.
Образование числа 5. Основные
геометрические формы.

предыдущее и последующее
число.

Умение пользоваться навыками
счёта.

Минус
вычитание
минус
вычитание
плюс
сложение

Умение пользоваться навыками
счёта.

больше (>), меньше (<), равно (
=).

Умение пользоваться навыками
счёта.

Минус
Вычитание
Плюс
сложение

Умение пользоваться навыками
счёта.

Условие задачи

Навык счёта и решения задач

Условие задачи

Навык счёта и решения задач

Умение пользоваться навыками
счёта.

Брус.
Число и цифра «пять»
Шар, брус.

Умение пользоваться навыками
счёта.

20

21

93

Число и цифра 5. Количественный
и порядковый счёт.

94

Число и цифра 5. Соотношение
количества, числа, цифры.

95

Число и цифра 5. Сравнение
чисел

96

Число и цифра 5. Решение
примеров на сложение и
вычитание в пределах 5.

97

Число и цифра 5. Решение
простой задачи на нахождение
суммы по картинке.

98

Число и цифра 5. Решение
простой задачи на нахождение
разности по картинке.

99

Повторение пройденного за год

Состав числа 5. . Счёт в прямой
и обратной последовательности.
Образование числа 5.
Предыдущее и последующее
число. Закрепление умения
считать предметы, знание
названия, последовательности и
записи чисел.
Место в числовом ряду.
Количественный и порядковый
счёт.
Через сравнение и наблюдение
формировать умение составлять
условие задачи на сложение и
вычитание по рисунку
Через сравнение и наблюдение
формировать умение составлять
условие задачи на сложение по
рисунку
Через сравнение и наблюдение
формировать умение составлять
условие задачи на вычитание по
рисунку

Число и цифра «пять»

Число и цифра «пять»

Закрепление алгоритмов
вычислений.

Число и цифра «пять»

Закрепление алгоритмов
вычислений.

Сложение, вычитание

Закрепление алгоритмов
вычислений.

Плюс
сложение

Навык счёта и решения задач

Минус
вычитание

Навык счёта и решения задач

Применение знаний

22

Учебно-методический комплекс
Учебная программа

Учебник

Рабочие тетради:
Алышева
Т.В.
.Рабочая программа Математика.
1-4
кл:
АООП Рабочая тетрадь
образования
для для 1 доп. класса детей с УО
М.: Просвещение,
(вариант 1)
2020.
(сайт www.prosv.ru).

Методический материал

Перова М.Н. Методика преподавания
математики во вспомогательной школе. – М.:
Просвещение, 2003г.
Алышева Т.В. Математика. Методические
рекомендации. 1-4 классы: учебное пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы.
/Т.В. Алышева. - М.: Просвещение, 2016 (сайт
www.prosv.ru).

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».