Рабочая программа по предмету общение и чтение 4 класс (НОДА)

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор, O="
ГБОУ СО ""
Березовская школа""",
CN=Массанова Алёна
Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого
документа
Дата: 2021.11.25 11:
45:39+05'00'

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка
Рабочая программа по программе составлена на основе:


Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ),
 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие
нормативно-правовые акты в области образования,
 Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ГБОУ СО «Березовская школа».
 Устав ГБОУ СО “Березовская школа”.
У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие
речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей.
У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная
(звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание её окружающими
сильно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей общению включает целенаправленную
педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие
сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных
средств общения.
Цель обучения: формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Задачи:
1. Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного
опыта ребенка.
2.
Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения –
вербальными и невербальными.
3. Вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских
задач.
Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических
особенностей учащихся, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой
весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. При обучении происходит
развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья.
Учебный предмет «Общение и чтение» входит в образовательную область «Язык и
речевая практика» и является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на
его изучение в 4 классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ АООП:
Личностные:
 освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
 основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определённому полу, осознание себя как «Я»;
2

 социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
Предметные:
1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и
невербальными.

Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных
невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических
изображений), неспецифических жестов.
2) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих
возрасту житейских задач.

Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе
общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания на них
жестом, взглядом;
3) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего
мира, личным опытом ребенка.
 Понимание слов, обозначающих объекты, явления природы, рукотворного
мира.
2.Содержание учебного предмета «Общение и чтение»
В настоящую программу включены следующие разделы:
«Коммуникация». Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на
собственное имя. Приветствие собеседника. Выражение своих желаний с использованием
взгляда, указательного жеста, изображения. Выражение согласия и несогласия. Выражение
благодарности. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты, субъекты (предметы,
материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих функциональное
назначение объектов и субъектов, действия.
«Экспрессивная речь». Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых
комплексов.
«Чтение и письмо». Понимание и узнавание слов, обозначающих количество объектов,
субъектов. Понимание и узнавание слов, обозначающих места расположения объектов,
субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). Понимание слов,
указывающих на объекты, субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Узнавание (различение)
напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.
Использование карточек с напечатанными словами как дополнительного средства
коммуникации. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с
использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Узнавание
звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения
буквы в слоге (слове).
3. Тематическое планирование
№
1
2
3
4

Наименование разделов и тем
Коммуникация
Импрессивная речь
Экспрессивная речь
Чтение и письмо

3

№
п/п

Календарно - тематическое планирование по предмету
«Общение и чтение», 4 класс (4 часа в неделю, 136 часа в год)
Содержание
Количест
Дата проведения
во
По
По
часов
плану
факту

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Звук и буква А.
Умение узнавать и писать букву А.
Звук и буква У.
Звук и буква О.
Звук и буква М.
Звук и буква С.
Звук и буква Х.
Звук и буква Ш.
Звук и буква Н.
Звук и буква Ы.
Упражнения на изменение темпа речи.
Упражнения на изменение темпа речи.
Звук и буква Л.
Звук и буква В.
Развитие фонематического слуха. Игра «Кто позвал?»
Развитие фонематического слуха. Игра «Чей голос?»
Звук и буква И.
Звук и буква Ш.
Чтение слоговых таблиц.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

20

Чтение слоговых таблиц.

1

21

Звук и буква П.

1

22

Звук и буква Т.

1

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

Работа с сюжетом картинок.
Работа с сюжетом картинок.
Звук и буква К.
Звук и буква З.
Что сначала, что потом?
Что сначала, что потом?
Звук и буква Р.
Звук и буква Й.
Чтение слоговых таблиц.
Чтение слоговых таблиц.
Чтение слоговых таблиц.
Контрольная работа
Звук и буква Ж.
Звук и буква Ж.
Чтение слогов с буквой Ж.
Чтение слогов с буквой Ж.
Чтение слогов и слов с буквой Ж.
Чтение слогов и слов с буквой Ж.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83

Написание элементов буквы Ж.
Написание элементов буквы Ж.
Игры на определение предлогов.
Игры на определение предлогов.
Звук и буква Б.
Звук и буква Б.
Чтение слогов с буквой Б.
Чтение слогов с буквой Б.
Чтение слогов с изученными буквами.
Чтение слогов с изученными буквами.
Написание элементов буквы Б.
Написание элементов буквы Б.
Написание изученных букв по образцу.
Написание изученных букв по образцу.
Написание изученных букв под диктовку.
Написание изученных букв под диктовку.
Беседа на тему «Зима».
Игры и упражнения на тему «Зима».
Звук и буква Д.
Звук и буква Д.
Чтение слогов с буквой Д.
Чтение слогов с буквой Д.
Чтение слогов и слов с буквой Д.
Чтение слогов и слов с буквой Д.
Написание элементов буквы Д.
Написание элементов буквы Д.
Написание изученных букв и слогов по образцу.
Написание изученных букв и слогов по образцу.
Написание изученных букв и слогов под диктовку.
Написание изученных букв и слогов под диктовку.
Звук и буква Г.
Звук и буква Г.
Различение звуков Г и К.
Различение звуков Г и К.
Чтение слогов с буквой Г.
Чтение слогов с буквой Г.
Чтение слогов и слов с буквой Г.
Чтение слогов и слов с буквой Г.
Написание элементов буквы Г.
Написание элементов буквы Г.
Написание изученных букв по образцу.
Написание изученных букв по образцу.
Написание изученных букв и слогов под диктовку.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

84

Написание изученных букв и слогов под диктовку.

1

85

Контрольная работа

1

86

Чтение слоговых таблиц

1

87
88

Чтение слоговых таблиц
Звук и буква Ь.

1
1
5

89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104

Звук и буква Ь.
Звук и буква Ь.
Чтение слогов с буквой Ь.
Чтение слогов с буквой Ь.
Чтение слогов и слов с буквой Ь.
Чтение слогов и слов с буквой Ь.
Написание элементов буквы Ь.
Написание элементов буквы Ь.
Написание изученных букв по образцу.
Написание изученных букв по образцу.
Написание изученных букв и слогов под диктовку.
Написание изученных букв и слогов под диктовку.
Выявление знакомых зашумленных букв.
Выявление знакомых зашумленных букв.
Беседа на тему «Весна».
Игры и упражнения на тему «Весна».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

Звук и буква Е.
Звук и буква Е.
Чтение слогов с буквой Е.
Чтение слогов с буквой Е.
Чтение слогов и слов с буквой Е.
Чтение слогов и слов с буквой Е.
Написание элементов буквы Е.
Написание элементов буквы Е.
Написание изученных букв по образцу.
Написание изученных букв по образцу.
Звук и буква Я.
Звук и буква Я.
Чтение слогов с буквой Я.
Чтение слогов с буквой Я.
Чтение слоговых таблиц.
Чтение слоговых таблиц.
Написание элементов буквы Я.
Написание элементов буквы Я.
Написание изученных букв по образцу.
Написание изученных букв по образцу.
Звук и буква Ю.
Звук и буква Ю.
Чтение слогов с буквой Ю.
Чтение слогов с буквой Ю.
Чтение слоговых таблиц.
Чтение слоговых таблиц.
Написание элементов буквы Ю.
Написание элементов буквы Ю.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Контрольная работа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 136 часов
6

Учебно–методическое обеспечение образовательного процесса
Методическая литература для учителя:
1. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.
2. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей
с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
3.Бгажноковой, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и
множественными нарушениями развития: программно-методические материалы /
Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».