Рабочая программа по домоводству 9б класс

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор, O="
ГБОУ СО ""Березовская
школа""", CN=Массанова
Алёна Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого
документа
Дата: 2021.10.13 12:02:
26+05'00'

Рабочая программа по домоводству для обучающихся с УО 9б класса разработана и
адаптирована на основе:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями и
дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ №576 от 8 июня 2015г. «О внесении
изменений федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки РФ от 31.03.2014 №253»
4. Учебного плана ГБОУ СО «Березовская школа».
5. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП)
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности
учащегося, содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и
коррекционной направленности обучения и воспитания.
Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить о целях,
содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся. Программа содействует
сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для
реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных
способностей и потребностей учащегося.
Данная программа предназначена для обучающихся с УО 9 класса. В соответствии с базисным
учебным планом школы программа рассчитана на 2ч в неделю (68ч в год).
Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно
актуальна в отношении детей и подростков с нарушением интеллекта, так как они являются
полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание
детей, право на личную и частную собственность.
Цель предмета «Домоводство» — формирование у обучающихся знаний о самостоятельной
жизни, практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.
Задачи предмета «Домоводство» — научить обучающихся правилам ведения семейного
хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов
семьи, и заложить основы нравственного поведения, норм этики в семейном окружении. Умение
вести хозяйство должно складываться из знакомых, привычных им обязанностей и дел, которые на
первый взгляд просты, но, когда они сталкиваются с ними в быту, это вызывает значительные
затруднения.
Занятия по «Домоводству» создают богатейшие возможности для развития познавательной
деятельности и личностной сферы обучающихся. Ролевые, деловые игры, экскурсии и практические
занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического
поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений,
мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.
Содержание программы помогает комплексно решать основные задачи коррекции
(выравнивания) личностного развития детей с нарушением интеллекта, практически подготовить
их к самостоятельной жизни.
Содержание учебного предмета
Я и моя будущая семья
Работа с анонимными анкетами. Примерный перечень вопросов: хочешь ли ты иметь свою семью, в каком возрасте
люди могут вступать в брак, что нужно для того, чтобы семья была дружной, какую (какого) ты хочешь иметь жену
(мужа), чем должны заниматься в доме мужчины (мужья), женщины (жены) и др. Закон о семье, о браке. Когда создается
семья (возраст, материальные предпосылки и др.). Сиротство — что это такое? Государственные проблемы, связанные

с сиротством. Кто виноват в сиротстве? Бюджет молодой семьи, способы его пополнения надомной деятельностью
(ремонт, шитье, вязание, плетение и др.).
Как возникает семья (планирование семьи).
Ответственность отца и матери за жизнь и здоровье будущих детей. Поведение супругов в семье, где ждут ребенка.
Беременность. Роды. Семейный уклад с появлением новорожденного в доме, распределение обязанностей. Что нужно
малышу. Уход за новорожденным. Питание новорожденного. Детский гардероб. Чему нужно обучать малыша. Развитие
ребенка первого года жизни. Охрана здоровья: детская поликлиника. Здоровье родителей и ребенка. Если ребенка иметь
рано (средства контрацепции, консультации медработников).
Домашние умельцы
Здоровье и экономное питание. Уютный быт (уборка помещений, гигиена предметов быта, навыки дизайна). Здоровье
членов семьи, воспитание детей (повторение). Инструменты домашней хозяйки. Волшебный сундучок (спицы, крючки
для вязания, нитки, пяльцы, наперсток и др.). Вторая жизнь старых вещей (обновление, украшение, ремонт)
Рабочее место домашнего умельца. Рабочие инструменты, их назначение: дрель, паяльник, набор отверток, набор
водопроводных ключей, клещи, напильники, молотки, плоскогубцы и др. Мелкий технический ремонт при утечке воды,
засоре труб и др. Приемы укрепления карнизов (струн) для штор, занавесей. Сборка и ремонт мебели простой
конструкции. Косметический ремонт в доме (повторение).
Совместные практические работы в саду, огороде, усадьбе
Перекапывание земли, грядок. Работа в теплице, высадка семян, уход за растениями, животными и др. (в соответствии
с условиями школы).
Учебно-методический комплект
1.

В.В. Гладкая, Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида. 2014 год М. НЦ ЭНАС.

2.

Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова. Социально - бытовая ориентировка 2014 год М. Владос

3.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Под редакцией
И. М. Бгажноковой, 2017 год., Москва, «Просвещение»
Интернет ресурсы на сайтах:

4.

http://school-collection.edu.ru/
http://www.school.edu.ru/
http://bse.sci-lib.com/
Требования к уровню подготовки по предмету
Должны знать:
 нравственные правила создания семьи;
 культуру поведения в семье, основы семейного уклада;
 общие сведения о пищевой ценности названных продуктов, методы определения качества, правила первичной
обработки всех видов названных продуктов, инструменты и приспособления для работы на кухне;
 правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приёмы работы с кухонным
оборудованием и горячими жидкостями;
 технологию приготовления блюд из названных продуктов;
 правила сервировки стола;
 общие сведения из истории интерьера, требования, предъявляемые к интерьеру кухни и столовой, подбор
материалов, дизайн-проектов по созданию интерьера различных жилых помещений;
 правила безопасной работы с ручными инструментами;
 эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к одежде;
 технологию выполнения швов;
 о сезонных работах, проводимых в саду и огороде.
Должны уметь:
- вести диалог, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы.
- применять полученные знания в разных жизненных ситуациях.

- пользоваться терминологией, используемой в законодательных документах.
- планировать бюджет семьи;
- составлять справки, заявления, расписки и др.
- выполнять разного вида ремонтные работы.
- проводить сезонные работы в саду и огороде, выращивать рассаду цветов.
- выполнять разного вида ремонтные работы.
- пользоваться садовым инструментом, высеивать растения на рассаду.
Критерии оценки
Устный опрос учащихся является одним из методов учёта знаний. При оценке ответов принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевого оформления ответа.
5 – ставится, если ученик обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно
обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам
исправляет.
4 – ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает
неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в
речи; при работе над текстом допускает 1 -2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
3 – ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положение данной темы, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, нуждается в постоянной помощи учителя.
Учебно-тематический план
Наименование
разделов и тем

Всего
часов

Я и моя будущая
семья
Как возникает семья
Домашние умельцы
Совместные
практические работы в
саду, огороде, даче.
Повторение

14

Итого:

14
26
14

2
70

Уроки

Практические работы

14

Примерное количество
часов на
самостоятельные работы
учащихся

Календарно-тематическое планирование
№

Кол- Тема урока
во
п\п урок
ов

Тип

Требования к уровню подготовки учащихся

урока

Тема 1. Я и моя будущая семья 14 ч.
Закон о семье, о браке.
Семейное
законодательство.

П

3-4 2

Права и обязанности
отца и матери.
Государственные
проблемы, связанные с
сиротством.

п

5-6 2

п
Бюджет семьи.
Технология совершения
К
покупок.

7-8 2

Расходы. Квартплата –
из чего складывается.

1-2 2

Н

Н

Знать: законы о семье и браке
Уметь: перечислить основные пункты закона
Предполагаемые результаты: называть
членов своей семьи
Знать: ответственность отца и матери за
жизнь и здоровье будущих детей
Уметь: дать определение понятию
«Ответственность»
Знать: что такое сиротство
Уметь: перечислить государственные
проблемы, связанные с сиротством
Знать: что такое бюджет молодой семьи
Уметь: пополнять бюджет молодой семьи
надомной деятельностью.
Предполагаемые результаты: рисунок семьи
за домашними делами
Знать из чего складывается квартплата.

2

Что такое коммунальные П
услуги? Как их
К
оплачивать. Бланки
оплаты.

Знать что такое коммунальные услуги, уметь
считывать информацию из квитанций,
ознакомиться с бланками оплаты.

11- 2
12

Домашний
П
электросчетчик.
Н
Определение расхода
электроэнергии в вашей
квартире. Экономия
электроэнергии.

Уметь рассчитывать расход электроэнергии
по счетчику. Знать, что такое экономия
электроэнергии.

13

1

Повторение темы.

14

1

Тестирование.

Повторить и обобщить знания по
пройденной теме.

910

К

Тема 2. Как возникает семья 15 ч.
15- 2
16

Ответственность отца и К
матери за жизнь и
здоровье будущих детей.

Знать: ответственность отца и матери за
жизнь и здоровье будущих детей
Уметь: дать определение понятию
«Ответственность»

17- 2
18

П
Семейный уклад с
появлением
Н
новорожденного в доме.

Знать: что изменится с появлением ребенка
Уметь: распределить обязанности между
родителями

Дата

Предполагаемые результаты: называть
предметы одежды для новорожденного
Н

Знать: что изменится с появлением ребенка
Уметь: распределить обязанности между
родителями
Предполагаемые результаты: называть
предметы для ухода за новорожденным

19- 2
20

Распределение
обязанностей.

21- 2
22

Уход за новорожденным п
и его питание.
Н

23- 2
24

Чему нужно обучать
малыша.

Н

Знать: особенности развития ребенка первого
года жизни
Уметь: подобрать материал для обучения
малыша по возрасту
Предполагаемые результаты: собирать
картинку с изображением новорожденного

25- 2
26

Развитие ребенка
первого года жизни.

п

Знать: особенности развития ребенка первого
года жизни
Уметь: подобрать материал для обучения
малыша по возрасту
Предполагаемые результаты: собирать
картинку с изображением новорожденного

27- 2
28

Охрана здоровья:
детская поликлиника.

П

29

Тестирование по
изученному материалу

1

Н

К

Знать: как ухаживать за новорожденным
Уметь: определять отличительные
особенности питания новорождённого и
особенности детского гардероба
Предполагаемые результаты: называть
продукты питания для новорожденного

Знать: в чем отличие детской поликлиники
от взрослой
Уметь: перечислить правила приема ребенка
в поликлинике
Предполагаемые результаты: рисовать
детскую поликлинику

Тема 3. Домашние умельцы 25 ч.
30- 2
31

Здоровье и экономное
питание. Как
приготовить простой и
полезный завтрак.

П

32

Как приготовить
праздничный стол.
Проект «День
рождения»

Пр.

1

Пр.

Знать, что такое здоровое питание. Уметь
приготовить простой и полезный завтрак.

Уметь приготовить праздничный стол. Знать
правила сервировки стола.

33- 2
34

п
Уборка квартиры.
Инструменты домашней
К
хозяйки.

35- 2
36

Вторая жизнь старых
вещей. Наложение
заплат.

37- 2
38

Вязание, вышивание.

39- 2
40

Рабочие инструменты,
их назначение: дрель,
паяльник, набор
отверток, молотки,
плоскогубцы.

П

41- 2
42

Организация по
обслуживанию жилья.

К

43- 2
44

П
Сохранение
коммуникационного
К
оборудования квартиры.

45- 2
46

Первая помощь при
травмах.

п

47

Правила безопасной
работы.

К

Уметь объяснять правила безопасности при
работах на конкретных примерах.

48- 2
49

Мытье стекол и зеркал.

Пр.

Знать правила ухода за стеклами и
зеркалами. Изучить специальные моющие
средства для их мытья.

50- 2
51

Пр.
Уход за одеждой из
разных тканей. Стирка и
глажение.

Знать: правила работы с утюгом
Уметь: работать с утюгом
Предполагаемые результаты: работать с
утюгом (с помощью учителя)

52- 2
53

Электроприборы в доме. п
Техника безопасности
К
при работе с
электроприборами.

Знать правила безопасного поведения при
работе с электроприборами в своем доме.

54

1

Повторение темы. Тест.

п
Пр.

Знать правила работы с инвентарем для
уборки пола, стен
Уметь: ухаживать за полом и стенами
Предполагаемые результаты: мыть пол и
стены (с помощью учителя)
Уметь реставрировать старые вещи. Знать
приемы реставрации старых вещей,
придавать им новый вид.
Научиться простой технике вязания
(вышивания.)

К

Пр.

Знать: виды и назначения рабочих
инструментов
Уметь: перечислить виды инструментов
Предполагаемые результаты: рисовать
рабочие инструменты (с помощью учителя)
Знать, как происходит обслуживание жилья
(дома, квартиры).
Знать правила сохранения
коммуникационного оборудования своей
квартиры. Уметь приводить примеры из
жизни.
Уметь оказывать первую помощь при
порезах, ушибах и других травмах.

Повторить и обобщить знания по
пройденной теме.

1
Тема 4. Совместные практические работы в саду, огороде, усадьбе 14ч

55- 2
56

Инструктаж по ТБ.
Перекапывание земли,
грядок. Высадка семян.

Знать: правила техники безопасности работы
с инвентарем
Уметь: выполнять практические работы в
саду
Предполагаемые результаты: различать
садовый инвентарь. Знать: особенности
высадки семян, саженцев
Уметь: высаживать семена и саженцы
Предполагаемые результаты: высаживать
семена, саженцы (с помощью учителя)

57- 2
58

Инструктаж по ТБ. Уход Пр.
за растениями. Обрезка
сухих веток.

Знать: правила техники безопасности работы
с инвентарем
Уметь: выполнять практические работы в
саду
Предполагаемые результаты: различать
садовый инвентарь (с помощью учителя)

59- 2
60

Побелка кустарников и
деревьев.

Пр.

Уметь ухаживать за кустарниками и
деревьями.

61

Расчистка дорожек,
уборка территории.

Пр

Уметь производить уборку территории
вокруг школы

62- 2
63

Сбор и утилизация
мусора.

Пр.

Уметь производить уборку территории
вокруг школы

64

Полив растений.

Пр.

Знать правила полива растений

65- 2
66

Инструктаж по ТБ.
Прополка сорняков
вручную и с помощью
тяпок

Пр

Знать: правила техники безопасности работы
с инвентарем
Уметь: выполнять практические работы в
саду

67

1

Итоговое тестирование

68

1

Обобщающий урок

1

1

Обобщить знания по пройденной теме

Условные обозначения: Н – урок изучения нового, К - комбинированный урок, Пр.- практическая работа, П –
презентация


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».