Рабочая программа по ОБЖ 5 класс

Подписан: Массанова Алёна
Владимировна
DN: OU=директор, O="ГБОУ СО ""
Березовская школа""",
CN=Массанова Алёна
Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Дата: 2021.10.12 09:22:25+05'00'

Рабочая программа по ОБЖ
5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учётом нормативно-правовых документов:
1. Закона Российской Федерации «Об Образовании» (статья 7)
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по
предмету;
3. Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»,
авторской программы предметной лини учебников под редакций А.Т.Смирнова, .- 2-е изд. – М.:
Просвещение, 2012 г. стр.14-17.
4. Постановления от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении СанПИН 2.4.2.3286-15 Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
(Зарегистрирован 03.07.2020 № 58824)
Рабочая программа рассчитана на 0,5 часов в неделю, 17 часов в год, на основе учебного
плана образовательного учреждения.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так,
чтобы были достигнуты следующие цели:
 безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
 понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как
индивидуальной и общественной ценности;
 принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового
государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
 антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе
нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
 отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе
наркотиков;
 готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
 формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в
транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера;
 формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
 выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и
отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Курс предназначен для:
формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в
повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности
окружающих;

приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и
угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с
учётом своих возможностей;
формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения,
отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:
формы обучения учащихся на уроке: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
Методы обучения:
1. Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
2. наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, презентаций);
3. эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
4. практические (отработка нормативов, решение теоретических и практических задач).
Коррекционная направленность на уроках ОБЖ
Цель коррекционной работы на уроках ОБЖ – воспитание “личности безопасного типа”,
хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и деятельности человека,
осознающего важность, стремящегося решить эти проблемы, разумно сочетать свои интересы с
интересами общества. Так же развитие самостоятельности и ответственности.
На уроках необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны
выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их безопасность, жизнь и здоровье. Подробно
разъяснять и четко следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни –
это не только сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных
ситуациях.
Предмет ОБЖ имеет множественные межпредметные связи (чтение, русский язык,
развитие речи, знакомство с окружающим миром, рисованием, трудом). На уроке это комплекс
обучения не только безопасной жизни, но и развитие, закрепление, систематизация и коррекция
всего пройденного материала.
Уроки ОБЖ позволяют решать основные задачи как: - развитие речи, чтения, письма,
орфографии, грамматики, развитие словарного запаса, понимание речи, закрепление практической
стороны математики, привитие навыков самообслуживания, воспитание культуры в общении с
окружающими, воспитание чувства патриотизма, привитие любви к своей Родине, знакомство с
русской культурой;
- многие коррекционные задачи: - развитие всех психических процессов; игротерапия;
пропедевтика страхов, тревожных состояний; снижение агрессии; воспитание адекватности
поведения; работа над правильным произношением.
Ситуативный метод наиболее приемлем для детей с задержкой психического развития, т.к.
во время анализа опасных ситуаций развивается мыслительная деятельность подростков,
вырабатываются навыки целостного и осмысленного восприятия, развиваются воссоздающее
воображение, концентрированное внимание, оперативная память, формируется социальнонравственное поведение.
На уроках применяются как традиционные так и нетрадиционные формы обучения и
проведения занятий (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа, моделирование
ситуаций, показ и обсуждение презентаций, тренинги, тренировки), уделяю больше внимания
организации различных видов деятельности и приобретению детьми жизненно важного опыта.
Планируемые образовательные результаты обучающихся
Личностные:
 усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах;














формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения,
учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты:













формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя,
наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности,
общества и государства;








знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.

Метапредметными
результатами обучения
курса «Основы безопасности
жизнедеятельности являются УУД.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей
защищённости, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим.

Коммуникативные УУД:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
 формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Формы контроля
1. Тестовые задания (7- 15 мин).
2. Устный опрос (7-15 мин)

4. Контрольные работы (промежуточная и итоговая)
Средства контроля и оценки результатов обучения
Все тестовые задания оцениваются:
- правильный ответ – 1 балл;
- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов
Критерии оценивания:
«2» - менее 25% правильных ответов.
«3» - от 25% до 50% правильных ответов.
«4» - от 50% до 75% правильных ответов.
«5» - от 75% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающихся:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотно в определенной логической последовательности, точно используя
терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять
их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и
устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках,
которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку
«5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по
замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко
исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание
вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного
материала;
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после
нескольких вопросов.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части
материала.
Отметка «1» ставится, если:
• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на
один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий программу.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват.
учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2012.
Средствами оснащения ОБЖ являются:
1. Нормативно-правовая база:
 Конституция Российской Федерации













Правила дорожного движения Российской Федерации
Семейный кодекс Российской Федерации
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020.
Уголовный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон «О гражданской обороне»
Закон «Об образовании»
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
Федеральный закон «О пожарной безопасности»
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
Федеральный закон «О противодействии терроризму»
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»

2. Стенды, плакаты
 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС)
 Безопасность на улицах и дорогах
 Криминогенные ситуации
 Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
 Правила поведения при землетрясениях
 Пожары, взрывы
 Наводнения и затопления
 Правила оказания первой помощи
 Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
 Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
 Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации
 Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями)
 Дорожные знаки
 Пожарная безопасность
 Безопасность в быту
 Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
 Активный отдых на природе
 Опасные ситуации в природных условиях
 Безопасность на воде
 Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения
 Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по
масштабу их распространения и тяжести последствий
 Правила безопасного поведения при землетрясении
 Правила безопасного поведения при наводнении
 Правила безопасного поведения при аварии на радиационно опасном объекте
 Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте
 Первая помощь при массовых поражениях
 Правила транспортировки пострадавших
 Безопасность дорожного движения
 Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
 Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
3. Аудиовизуальные пособия
 Учебные видеофильмы на цифровых носителях
 Действия учащихся по сигналам ГО
 Средства индивидуальной защиты
 Средства коллективной защиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего
укрытия)

 Гидродинамические аварии
 Автономное существование человека в природных условиях
 Оползни, сели, обвалы
 Ураганы, бури, смерчи
 Наводнения
 Лесные и торфяные пожары
 Безопасность на улицах и дорогах
 Безопасность на воде
 Безопасность на природе
 Правила безопасного поведения в быту
 Поведение при ситуации криминогенного характера
 Правила безопасного поведения при землетрясениях
Правила поведения при угрозе возникновения
Тематическое планирование
Раздел программы

Общее кол-во практические Контрольные Самостоятель
часов
работы
работы
ные работы
(тесты,
диктанты)

1.Человек, среда его обитания,
безопасность человека.
2. Чрезвычайные ситуации
техногенного характера
3. Чрезвычайные ситуации
природного характера
4. Опасные ситуации социального
характера, антиобщественное
поведение
5. Экстремизм и терроризм —
чрезвычайные опасности для
общества и государства
6. Возрастные особенности развития
человека и здоровый образ жизни
7. Факторы, разрушающие здоровье

3

0

0

1

2

0

1

0

2

0

0

1

2

0

0

1

2

0

1

0

1

0

0

0

2

0

0

1

8. Первая помощь и правила её
оказания

2

2

0

0

Итоговый урок

1

Итого:

17

1
2

3

Тематическое поурочное планирование
№
урока

Тема урока

Виды
Содержание
контроля
Тема 1: «Человек, среда его обитания, безопасность человека» (3ч)

4

Планируемые результаты освоения раздела.
Предметные:
 формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
 формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
 понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Коммуникативные УУД:
 формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
1
Город как среда обитания.
2
Жилище человека,
особенности жизнеобеспечения жилища.
3
Безопасность в повседневной
Тест
жизни
Тема 2: Чрезвычайные ситуации техногенного характера (2 ч)
Планируемые результаты освоения раздела.
Предметные:
 формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
 знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
 умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
Познавательные УУД:



освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные
роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
4
Дорожное движение,
безопасность участников
дорожного движения
5
Пожарная безопасность
Контрольная
работа
Тема 3: Чрезвычайные ситуации природного характера (2 ч)
Планируемые результаты освоения раздела.
Предметные:
 знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности,
общества и государства;
 знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
 формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
 освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим.
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативные УУД:
 формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
6
Погодные условия и
безопасность человека.
7
Безопасность на водоёмах
Тест
Тема 4: Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (2 ч)
Планируемые результаты освоения раздела.
Предметные:
 понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
 формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление

алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Коммуникативные УУД:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
8
Антиобщественное поведение
и его опасность.
9
Обеспечение личной
Тест
безопасности на улице
Тема 5: Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства (2
ч)
Планируемые результаты освоения раздела.
Предметные:
 понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;
 формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;


знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности,
общества и государства;

Метапредметные.
Регулятивные УУД:
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Коммуникативные УУД:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение.
10
Виды экстремистской и
террористической
деятельности.
11
Ответственность
Контрольна
несовершеннолетних за аня работа
тиобщественное поведение и
участие в террористической
деятельности
Тема 6: Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
(1 ч)
Планируемые результаты освоения раздела.
Предметные:
 формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
 понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
 формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии и делать выводы;
Коммуникативные УУД:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
12
0 здоровом образе жизни.
Тема 7: Факторы, разрушающие здоровье (2 ч)
Планируемые результаты освоения раздела.
Предметные:
 формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
 понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
 формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для

себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии и делать выводы;
Коммуникативные УУД:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
13
Вредные привычки и их
влияние на здоровье.
14
Здоровый образ жизни и
тест
профилактика вредных
привычек
Тема 8: Первая помощь и правила её оказания (2 ч)
Планируемые результаты освоения раздела.
Предметные:
 знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
 умение оказать первую помощь пострадавшим;
 умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
15
Первая помощь при различных практическ
видах повреждений
ая работа
16
Первая помощь при
практическ
отравлениях
ая работа
17

Итоговый урок

Контрольн
ая работа

Календарно-тематическое планирование

№
п/
п

Тема
урока

Кол
ичес
тво
часо
в

Планируемые результаты
Личностны
е
УУД

Предметные
УУД

Виды
Дополнитель
деятельн Оборудо
ная
ости и
вание
литература
контроля

Метапредметн
ые УУД

1

Город как среда
обитания
человека.

1

Определить
зоны
опасности.
Соблюдать
алгоритм
поведения

Знакомство
Наличие зон
с
повышенной
учебником.
опасности. Алгоритм
Изучение и
поведения. Понятия: П: Установление
анализ
зона, опасность.
иллюстрац
аналогий.
ий
К: Ставить
вопросы

дата
пла
н

Раздел 1.Основы комплексной безопасности
Тема 1.Человек, среда его обитания, безопасность человека(3ч.)
Р:
Преобразование
практической
задачи в
познавательную.

Д/З

Плакат
.

ЭОР,ЦОР
Единая колле
кция Цифров
ых Образоват
ельных Ресур
сов
http://schoolcollection.edu.
ru/

ф
ак
т

2

Жилище
человека,
особеннос
ти
жизнеобес
печения
жилища.

1

Называть
причины и
последствия
названных
причин

Система
обеспечения жилища
человека водой,
теплом,
электроэнергией,
газом. Бытовые
приборы,
используемые
человеком.
Возможные опасные
и аварийные
ситуации, которые
могут возникнуть в
жилище, и меры по
их профилактике.
Причины
возникновения
опасных ситуаций в
жилище

Р: Применять
установленные
правила в
планировании
способа
решения.
П:
Самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель.
К: Ставить
вопросы

Формирова
ние
приемов
работы с
учебником
и
электронн
ым
приложени
ем

Плакат
.

ЭОР,ЦОР
Единая колле
кция Цифров
ых Образоват
ельных Ресур
сов
http://schoolcollection.edu.
ru/

3

Безопасно
сть в
повседнев
ной жизни

1

Использован
ие служб
безопасност
и по мере
необходимо
сти

Общие понятия об
опасных и
чрезвычайных
ситуациях.
Организация
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности
человека в городе.
Основные службы
города,
предназначенные
для защиты
населения от
опасных и
чрезвычайных
ситуаций. ЧС,
основные службы
города, основные
службы. И их задачи
01,02,03

Р: Применять
установленные
рекомендации.
П: Установление
аналогий.
К: Ставить
вопросы.

Работа с
учебником,
решение
заданий

Тема 2
Опасные ситуации техногенного характера (2 часа)

Плакат
.

ЭОР,ЦОР
Единая колле
кция Цифров
ых Образоват
ельных Ресур
сов
http://schoolcollection.edu.
ru/

4

5

Дорожное
движение

Пожарная
безопасность

.1

1

Применять
дорожные
знаки на
практике

Владеть
основными
правилами
поведения
при пожаре.

Дорожные знаки и
их деление на
группы.

Пожар в жилище
и причина его
возникновения.
Пожарная
безопасность,
основные правила
пожарной
безопасности в
жилище. Личная
безопасность при
пожаре. Причины
возгорания в
жилище
.

Р:
Преобразовани
е практической
задачи в
познавательну
ю.
П:
Установление
аналогий.
К: Ставить
вопросы.
Р:
Преобразовани
е практической
задачи в
познавательну
ю.
П:
Установление
аналогий.

Работа с
учебнико
м,
иллюстра
циями,
решение
заданий

Работа с
учебнико
м
плакатам
и,
презентац
ией

К: Ставить
вопросы.

Тема 3 Опасные ситуации природного характера.(2ч)

Плакат.

ЭОР,ЦОР
Единая колле
кция Цифров
ых Образоват
ельных Ресур
сов
http://schoolcollection.edu.
ru/

Плакат.

ЭОР,ЦОР
Единая колле
кция Цифров
ых Образоват
ельных Ресур
сов
http://schoolcollection.edu.
ru/

6

7

Погодные
условия и
безопасность
человека.

Безопасность
на водоемах

1

правила
безопасного
поведения
до и во
время
опасных
природных
явлений.

1

Правильно
действовать
в случае
опасной
ситуации на
водном
транспорте.
Правила
безопасного
поведения
на льду
водоема

Погода и ее
основные
показатели.
Р: Применять
Опасные
установленные
природные
явления и правила рекомендации
Ответ на
П:
безопасного
вопросы
поведения до и во Установление
учебника
аналогий.
время опасных
К:
Ставить
природных
вопросы.
явлений. Погода,
природные
явления.
Водоемы в черте
города. Состояние
водоемов в
различное врем
Р: Применять
года. Меры
установленные
безопасного
рекомендации Формиро
поведения на
вание
водоемах в
П: Уметь
понятий о
различное время
действовать
безопасно
года. Причины
самостоятельно
сти на
опасных
водоемах
К: Ставить
происшествий и
вопросы
несчастных
случаев на воде.
Правила перехода
по льду, игра на
льду

Тема 4 Опасные ситуации социального характера.(2 ч)

Плакат.

ЭОР,ЦОР
Единая колле
кция Цифров
ых Образоват
ельных Ресур
сов
http://schoolcollection.edu.
ru/

Плакат.

ЭОР,ЦОР
Единая колле
кция Цифров
ых Образоват
ельных Ресур
сов
http://schoolcollection.edu.
ru/

8

Антиобщест
венное
поведение и
его
опасность

1

Соблюдать
правила
поведения в
криминальн
ых
ситуациях

Криминогенные
ситуации в
городе. Меры
личной
безопасности при
общении с
незнакомыми
людьми и
профилактика
возникновения
криминогенной
ситуации.
Криминогенные
ситуации

Р:
Применять
установлен
ные
рекоменда
ции
П: Уметь
действоват
ь
самостояте
льно
К: Ставить
вопросы

Решение
задач
учебника,
работа с
плакатами

Плакат.

ЭОР,ЦОР
Единая колле
кция Цифров
ых Образоват
ельных Ресур
сов
http://schoolcollection.edu.
ru/

9

Обеспечение
личной
безопасност
и на улице

1

Снижение
риска
самому
стать
жертвой
преступлени
я.

Безопасность на
улице. Знание
своего города и
его особенностей.
Умение
предвидеть
события и
избегать опасные
ситуации. Умение
выбрать
безопасный
маршрут
движения по
городу, знание
расположения
безопасных зон в
городе. Взрывное
устройство на
улице.
Безопасные зоны
.

Р:
Применять
установлен
ные
рекоменда
ции
П: Уметь
действоват
ь
самостояте
льно

Решение
заданий,
работа в
группах

Плакат.

ЭОР,ЦОР
Единая колле
кция Цифров
ых Образоват
ельных Ресур
сов
http://schoolcollection.edu.
ru/

К: Ставить
вопросы

Тема 5: Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства (2 ч)

10

11

Виды
экстремистс
кой и
террористич
еской
деятельности
.

Ответственн
ость
несовершенн
олетних за
антиобществен
ное
поведение и
участие в
террористической
деятельности

1

1

Отличать
экстремистс
кую
деятельност
ь

Понимать и
различать
противоправ
ные
действия.

Понимание роли
государства и
действующего
законодательства
в обеспечении
национальной
безопасности и
защиты населения
от экстремизма и
терроризма;

Формирование
антиэкстремистск
ой и
антитеррористической
личностной
позиции

Умение
определять
понятия,
создавать
обобщения
, устанавливат
ь аналогии,
Владение
основами
самоконтро
ля,
самооценк
и, принятия
решений,
находить
общее
решение и
разрешать
конфликты
на основе
согласован
ия позиций
и учёта интересов

Формировани
е понятий

Решение
заданий

Презент
ация

ЭОР,ЦОР
Единая колле
кция Цифров
ых Образоват
ельных Ресур
сов
http://schoolcollection.edu.
ru/

Видео

ЭОР,ЦОР
Единая колле
кция Цифров
ых Образоват
ельных Ресур
сов
http://schoolcollection.edu.
ru/

Тема 6 Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (1)

Р:
Применять
установлен
ные
рекоменда
ции

12

О здоровом
образе
жизни

1

ЗОЖ как система
повседневного
поведения
Умение
человека,
рационально
обеспечивающая П: Владеть
Ответы на
распределят
совершенствовани методами
вопросы,
ь свое время
е его физических противодей ознакомление
как основная
и духовных
с плакатами
ствия
составляющ
качеств.
злоумышле
ая ЗОЖ
Основные
нникам.
составляющие
К:
ЗОЖ, режим дня Аргументи
ровать
свою точку
зрения
Тема 7 Факторы, разрушающие здоровье (2 ч.)

Плакат.

ЭОР,ЦОР
Единая колле
кция Цифров
ых Образоват
ельных Ресур
сов
http://schoolcollection.edu.
ru/

13

Вредные
привычки и
их влияние
на здоровье
человека

1

Уметь
называть
возможные
последствия
употреблени
я алкоголя

Вредные
привычки
(курение,
употребление
алкоголя), их
отрицательное
влияние на
развитие
способностей
человека и его
здоровье.
Табачный дым и
его
составляющие.
Влияние
табачного на
организм
курящего и на

Р:
Применять
установлен
ные
рекоменда
ции
П: Умение
характериз
овать,
объяснять.
К:
Представля
ть свои
взгляды и
уметь их
выражать..

Профилактик
а здорового
образа жизни

Плакат.

ЭОР,ЦОР
Единая колле
кция Цифров
ых Образоват
ельных Ресур
сов
http://schoolcollection.edu.
ru/

14

Здоровый
образ жизни
и
профилактик
а вредных
привычек

1

Как уберечь
себя от
курения,
называть
последствия
употреблени
я алкоголя

окружающих.
Р:
Возможные
Применять
последствия
установлен
постоянного
ные
курения для
рекоменда
здоровья
ции
человека. Как
уберечь себя от
П: Умение
курения.
характериз
Алкоголь овать,
наркотический яд. объяснять.
Алкоголь и
К:
преступность.
Представля
ЗОЖ
ть свои
взгляды и
уметь их
выражать..

Работа с
плакатами,
иллюстрация
ми

Плакат.

ЭОР,ЦОР
Единая колле
кция Цифров
ых Образоват
ельных Ресур
сов
http://schoolcollection.edu.
ru/

Тема 8 Первая медицинская помощь и правила ее оказания (2 ч.)

15

ПМП при
различных
видах
повреждений
.

1

Правила
вызова
«скорой
помощи

ПМП, общее
положение по
оказанию ПМП.
Содержание
аптечки первой
помощи, которую
желательно иметь
дома.

» Р:
Применять
установлен
ные
рекоменда
ции
П: Умение
характериз
овать,
объяснять.

Работа с
учебником,
ответить на
вопросы.
Практическая
работа

Плакат.

ЭОР,ЦОР
Единая кол
лекция Ци
фровых Об
разователь
ных Ресурс
ов
http://school
collection.e
du.ru/

К:
Представля
ть свои
взгляды и
уметь их
выражать..

16

ПМП при
отравлениях.

1

Оказание ПМП
при отравлениях
медикаментами,
препаратами
бытовой химии,
кислотами,
щелочами,
никотином
угарным газом.

Р:
Применять
установлен
ные
правила по
оказанию
доврачебно
й помощи.
П:
характериз
овать
различные
отравления
К: Умение
работать в
группе.

Практические
занятия
оказания
первой
медицинской
помощи при
отравлениях

Плакат.

ЭОР,ЦОР
Единая кол
лекция Ци
фровых Об
разователь
ных Ресурс
ов
http://school
collection.e
du.ru/

35

Итоговый
урок

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».