Подписан: Массанова Алёна Владимировна DN: OU=директор, O=" ГБОУ СО ""Березовская школа""", CN=Массанова Алёна Владимировна, E=berezsksh@mail.ru Основание: Я являюсь автором этого документа Дата: 2021.10.13 12:06: 38+05'00' Рабочая программа учебных предметов «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) 4 класс и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКнР) 5 класс составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; Примерной программы учебного предмета, включенной в Примерную основную образовательную программу основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015г. №1/15). программы Основы духовно-нравственной культуры народов России «Основы религиозных культур и светской этики». Программы 4-5 классы. А.Я. Данилюк — М.: Просвещение, 2014, в соответствии с выбранными учебниками: Беглов Е. В., Саплина. Основы мировых религиозных культур. 4-5 класс. М.: Просвещение; Виноградова Н.Ф., Власенко В.И. Основы духовнонравственной культуры народов России. –М. Постановление от 10.07.2015г №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15». Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ СО «Березовская школа»; Учебного плана ГБОУ СО Березовская школа» на 2021-2022 учебный год; Цель учебного курса ОРКСЭ и ОДНКНР - формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи: - воспитывать способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; - формировать начальные представления об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; - способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, предусматривающее принятию ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; - воспитывать и развивать качества личности, отвечающие задачам построения демократического гражданского общества; - формировать внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести и основам гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся. Рабочая программа включает разделы: - цели и задачи; - коррекционная цель; - планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета; - содержание учебного предмета по годам обучения; - тематическое планирование с определение основных видов учебной деятельности и распределением содержания учебного предмета по годам обучения; - система оценивания. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане ГБОУ СО «Березовская школа» Предмет ОРКСЭ и ОДНКнР входит в обязательную часть учебного плана. Общее число учебных часов за 1,5 года обучения составляет 52 часа. Количество часов в год (по программе): 4 класс -34 ч, 1час в неделю), 5 класс – 17 часов (первое полугодие). Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране, в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа. В тоже время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых психологических, дидактических и воспитательных проблем. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. Цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – приобщение школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовнонравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию. Задачи курса: • расширение и систематизация знаний и представлений учащихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы; • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества; • формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной; • воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры; • развитие информационной культуры учащихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности. Основные направления коррекционной работы 1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - развитие зрительного восприятия и узнавание; - развитие пространственных представлений и ориентировки; - развитие слухового внимания и памяти. 2. Развитие основных мыслительных операций: - формирование навыков соотносительного анализа; - развитие навыков группировки и классификации; - формирование умения работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму; 3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, ролевые игры и т.д.) 4. Развитие речи, владение техникой речи. 5. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря. 6. Совершенствование движений и сенсорного развития: - развитие мелкой моторики кисти 7. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также актуализации полученных знаний и умений по другим предметам в школе, у учеников будут сформированы предметные, а также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Личностные результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». У обучающегося будут сформированы: • осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям; • понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами; • знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение; • способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями; • стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах); • готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. У обучающегося могут быть сформированы: • стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем); • осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности; • зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: • организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебнопознавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления; • контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок; • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их; • оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. Обучающийся получит возможность научиться: • оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их; • проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; • самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: • осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников; • осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми; • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму; • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов; Обучающийся получит возможность научиться: • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её; •осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей; • осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.); • сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам. Обучающийся получит возможность научиться: • принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности; • правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми; • проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы; • участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации). Предметные результаты В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обучающийся научится: •находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации; •определять влияние природных условий на жизнь и быт людей; •описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника; •рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России; •готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях; •характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках; •различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций; •рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений; •оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их; •использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов, её населяющих; •объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»; •приводить примеры беззаветного служения Родине – России. Обучающийся получит возможность научиться: •использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми; •сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; •находить на карте столицы национально-территориальных образований России; •соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших; •различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам; •использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций. № 1. Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс Раздел Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества - 1ч. 2. Основы мировых религиозных культур - 28ч 3. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России - 5ч Тематическое планирование 4а класс № урока Дата Тема Колво час Основное содержание Характеристика основных видов деятельности 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества - 1ч. 1. Россия - наша Родина. 1 Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы. беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи 2.Основы мировых религиозных культур - 28ч Культура и религия 2 Основные термины понятия: культура религия. и и беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи 4-5 Возникновение религий. Древнейшие верования 2 Основные термины и понятия: Пантеон Многобожие Завет беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи 6 Священные религий мира: Авеста, Типитака 1 Основные термины и понятия: Веды, Авеста, Типитака беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи 2-3 книги Веды, 7 Священные книги религий мира: Танах (Тора), Библия, Коран 1 Основные термины и понятия: Типитака Танах (Тора), Библия, Коран 8 Хранители предания религиях мира 1 Основные термины и понятия: Жрец Раввин Апостол Епископ Священник Диакон Иерархия Умма Имам Хафиз Сангха Лама 9-10 Добро и зло. Возникновение зла в мире. 2 Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад Грех Грехопадение Покаяние добро, зло, традиция 11 Человек в религиозных традициях мира 1 Основные термины и понятия: Молитва Таинства Намаз Мантра православная культура 12 Священные сооружения (синагога, церковь) 1 Основные термины и понятия: Синагога Церковь Алтарь Икона Фреска 13 Священные сооружения (мечеть, минарет, пагода) 1 Основные термины и понятия: Мечеть Минарет Ступа Пагода 14-15 Искусство в религиозной культуре 2 16-17 История религий в России 2 18-19 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды 2 Основные термины и понятия: Икона Каллиграфия Арабески семисвечник, способы изображения Будды Основные термины и понятия: Митрополия Патриарх Синод Протестанты Основные термины и понятия: Обряды Ритуалы Таинства 20 Паломничества и святыни 1 21 Календари религий мира. Праздники в религиях мира (Пейсах Шавуот Суккот Ханука Пурим) 1 в Основные термины и понятия: Паломничество Реликвия Мощи Хадж Кааба Основные термины и понятия: Пейсах Шавуот Суккот Ханука Пурим беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, 22 Календари религий мира. Праздники в религиях мира (Рождество Пасха Вознесение Троица Крещение) 1 Основные термины и понятия: Рождество Пасха Вознесение Троица Крещение 23 Календари религий мира. Праздники в религиях мира (Курбан-байрам, Ураза-байрам) 1 Основные термины и понятия: Курбан-байрам Ураза-байрам 24 Календари религий мира. Праздники в религиях мира (Вишакха Пуджа, Дончод-хурал Сагаалган) 1 Основные термины и понятия: Вишакха Пуджа, Дончод-хурал Сагаалган 25-26 Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий 2 Основные понятия: Притча Семья, семейные ценности 1 Любовь и уважение к Отечеству 1 Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Итоговое тестирование Обобщающий урок 1 Итого 34 27 подготовка творческой беседы с членами семьи беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи термины и Бодхисаттва беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи 1 Основные термины и понятия Семья, семейные ценности 29 Долг, свобода, 1 Основные термины и ответственность, учение и понятия Долг, свобода, труд ответственность 3. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России - 5ч 28 30 31 32 33 34 1 1 1 Основные термины и понятия: государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ. самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы Содержание учебного предмета Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс № 1. 2. 3. 4. 5. Раздел В мире культуры - 2ч Нравственные ценности российского народа - 7ч Религия и культура 5ч Как сохранить духовные ценности - 2ч Твой духовный мир - 1ч Содержание разделов Раздел 1. В мире культуры Величие российской культуры - 2ч. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры - 1ч. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки. Раздел 2. Нравственные ценности российского народа «Береги землю родимую, как мать любимую» - 1ч. Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна - 1ч. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека -1ч Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…» - 1ч Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда 1ч Примеры самоотверженного труда людей разной национальности (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). на благо Родины Бережное отношение к природе 1ч Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей 1ч Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. Раздел 3. Религия и культура Роль религии в развитии культуры - 1ч Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси - 1ч Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама - 1ч Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) Золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура - 1ч Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма - 1ч Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь. Раздел 4. Как сохранить духовные ценности Забота государства о сохранении духовных ценностей – 1ч Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков – 1ч Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Раздел 5. Твой духовный мир Что составляет твой духовный мир -1ч Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Тематическое планирование 5а класс № урока 1 2 3 4 5 6 7 Дата Тема Кол- Основное во содержание час Раздел 1. В мире культуры 2ч Величие 1 Ученые, деятели литературы и многонацион искусства России в разные альной исторические времена и эпохи российской внесли большой вклад в культуры мировую культуру. В культуре России сконцентрированы достижения разных народов. Многонациональная культура способствует укреплению дружбы и добрососедству народов. Характеристика деятельности основных видов Люди труда. Анализ и оценка ситуаций; осознавать и выражать свое мнение о ценности труда; приводить примеры о роли выразить мнение о важности уважительного отношения к истории своего народ, страны; выбрать персоналии и составить рассказ об известных деятелях российской науки и культуры; анализировать и структурировать информацию из разных источников; приводить примеры из прочитанных текстов; составлять план, следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени; анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами выводы. Человек – 1 В процессе своей жизни выражать мнение о важности творец и человек усваивает культуру и уважительного отношения к истории своего носитель сам вносит вклад в нее. Вклад народ, страны; объяснить связь культуры человека в культуру зависит нравственного поведения и культуры, от его таланта, способностей, привести примеры благородного поведения упорства. Законы из истории, личного опыта; приводить нравственности - часть примеры из прочитанных текстов; выполнять культуры общества. учебный проект; анализировать и структурировать информацию из разных источников; составлять план, следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Раздел 2. Нравственные ценности российского народа 7ч «Береги Древние предания, осознавать свою принадлежность к народу, землю 1 священные книги, пословицы национальности, стране; родимую, как и поговорки разных народов объяснять связь нравственного поведения и мать России о защите Родины. культуры, привести примеры благородного любимую». Примеры героизма и поведения из истории, личного опыта; патриотизма, представленные выполнять учебный проект; определять и в эпических образах. формулировать цель своей деятельности (решаемую проблему, поставленную задачу); анализировать и структурировать информацию из разных источников. Жизнь 1 Героические страницы осознавать свою принадлежность к ратными истории нашей страны. российскому народу, чувство уважения к подвигами Подъем патриотических предкам; читать и анализировать учебный полна. чувств россиян в эпоху текст; анализировать и структурировать освободительных войн. информацию из разных источников Примеры героизма. Участие (иллюстрации, тексты, стихотворения, др.) церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества. В труде 1 Трудолюбие как нравственное осознавать и выражать свое мнение о красота качество человека, основа ценности труда; приводить примеры о роли человека. трудовой деятельности. труда из разных источников. анализировать информацию; продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения «Плод Буддизм, ислам, христианство осознавать и выражать свое мнение о 1 добрых о труде и трудолюбии. ценности труда; приводить примеры о роли трудов труда из разных источников; читать и славен». анализировать текст; продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения 1 В любую историческую эпоху у любого народа есть люди, которые славными трудовыми делами и подвигами внесли вклад в развитие культуры общества. 8 Бережное отношение к природе. 1 Не зная законов природы, люди в давние времена одушевляли и обожествляли природные явления. Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально? 9 Семья хранитель духовных ценностей. 1 Семья - первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций - залог интереса к культурным традициям российского народа. 10 11 Раздел 3. Религия и культура 5ч Роль религии 1 Роль религии в развитии в развитии культуры и общества. культуры Использование религиозных образов и сюжетов в искусстве, литературе. Религиозные праздники, культовые сооружения(оживление имеющихся представлений). Культурное наследие христианской Руси. 1 Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси. труда из разных источников; читать и анализировать текст; выполнять учебный проект; определять и формулировать цель своей деятельности; анализировать и структурировать информацию из разных источников анализ информации, представленной в рассказе-обобщении; обсуждение и формулирование вывода по материалам урока; осознавать и выражать свое мнение о ценности бережного отношения к природе, объяснять роль заповедников, национальных парков в деле охраны природы; анализировать текст; продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения анализ информации, представленной в материалах Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме; осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи; объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких; продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. осознавать и выражать свое мнение о роли христианства для развития культуры России и православных россиян. объяснять роль христианства для развития культуры, образования, просвещения; сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; определять культовые сооружения православия; читать и анализировать текст; делать выводы; продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?». Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог: анализ информации, представленной в текстах учебника. Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром; понимать роль христианства для развития культуры России и православных россиян; давать характеристики изученным объектам; делать выводы; продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций. 12 Культура ислама. 1 Возникновение ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии мировой культуры. Искусство, литература и архитектура ислама. 13 Иудаизм и культура. 1 Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий Завет христианской Библии. Синагога. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. 14 Культурные традиции буддизма. 1 15 Забота государства о сохранении духовных ценностей. 16 Хранить память предков. 17 Твой духовный мир. Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама»; чтение и обсуждение текста учебника о мечети; рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме; понимать роль ислама для развития культуры России; перечислить памятники культуры ислама; сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; определять культовые сооружения ислама; давать характеристики изученным объектам; делать выводы; Анализ информации, представленной в материале рубрик; понимать роль иудаизма для развития культуры России; сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; определять культовые сооружения иудаизма»; давать характеристики изученным объектам; делать выводы. понимать роль буддизма для развития культуры России; перечислить памятники культуры буддизма; давать характеристики изученным объектам; делать выводы; объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций. Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народы России, исповедующие буддизм. Первый буддийский храм в российской столице. Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. Искусство танка. Раздел 4. Как сохранить духовные ценности 2ч 1 Государство заботится о понимать роль государства для сохранения сохранении духовной и поддержки духовной культуры; культуры и ее развитии. обосновать роль государства в деле Взаимная помощь и сохранения памятников культуры; давать поддержка государства, характеристики изученным объектам; общественных и религиозных делать выводы; организаций. Восстановление на территории России памятников религиозной культуры. Без памяти нет понимать роль меценатства для сохранения 1 нравственности, совести. и поддержки духовной культуры. Беспамятный человек обосновать меценатов в деле сохранения неблагодарный, памятников культуры уметь организовывать безответственный. Уважение свою познавательную деятельность, давать к труду, обычаям, вере характеристики изученным объектам; предков. Благотворительность делать выводы; объяснять явления как духовно-нравственная социальной действительности с научных ценность. (исторических, философских) позиций. Раздел 5. Твой духовный мир 1ч Что составляет твой духовный Анализ информации, представленной в 1 мир? Культура поведения объяснении учителя «Что такое этикет и современного человека. зачем он нужен?». Правила хорошего тона этикет. Твоя культура поведения. Тестирование. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование, подготовка и презентация проекта. По предмету отметки не выставляются. Формы контроля и возможные варианты его проведения: индивидуальный контроль (контроль учителем): - устный опрос, - домашняя работа (поисковая, творческая), - самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая). Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы.