Рабочая программа по ОДНК 5 класс

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор, O="
ГБОУ СО ""Березовская
школа""", CN=Массанова
Алёна Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого
документа
Дата: 2021.10.13 12:06:
38+05'00'

Рабочая программа учебных предметов «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) 4
класс и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКнР) 5 класс составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

Примерной программы учебного предмета, включенной в Примерную основную
образовательную программу основного общего образования (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015г. №1/15).

программы Основы духовно-нравственной культуры народов России «Основы религиозных
культур и светской этики». Программы 4-5 классы. А.Я. Данилюк — М.: Просвещение, 2014, в
соответствии с выбранными учебниками: Беглов Е. В., Саплина. Основы мировых религиозных
культур. 4-5 класс. М.: Просвещение; Виноградова Н.Ф., Власенко В.И. Основы духовнонравственной культуры народов России. –М.

Постановление от 10.07.2015г №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15».

Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ СО
«Березовская школа»;

Учебного плана ГБОУ СО Березовская школа» на 2021-2022 учебный год;
Цель учебного курса ОРКСЭ и ОДНКНР - формирование у обучающихся мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- воспитывать способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
- формировать начальные представления об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре,
истории и современности России;
- способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, предусматривающее
принятию ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- воспитывать и развивать качества личности, отвечающие задачам построения демократического
гражданского общества;
- формировать внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести и основам гражданской
идентичности и мировоззрения обучающихся.
Рабочая программа включает разделы:
- цели и задачи;
- коррекционная цель;
- планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета;
- содержание учебного предмета по годам обучения;
- тематическое планирование с определение основных видов учебной деятельности и распределением
содержания учебного предмета по годам обучения;
- система оценивания.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане ГБОУ СО «Березовская школа»
Предмет ОРКСЭ и ОДНКнР входит в обязательную часть учебного плана. Общее число учебных часов за 1,5
года обучения составляет 52 часа.
Количество часов в год (по программе): 4 класс -34 ч, 1час в неделю), 5 класс – 17 часов (первое полугодие).

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения
сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране, в частности. Вполне очевидно, что
воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его
интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы
без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных
культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное
значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и ее отношениями с
социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и

мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование,
решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России,
достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В тоже время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной
школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых
психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы
религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего
школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности,
гуманизм и духовные традиции.
Цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – приобщение
школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям
предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных
традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовнонравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному
совершенствованию и развитию.
Задачи курса:
• расширение и систематизация знаний и представлений учащихся о культуре и духовных традициях
народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира,
литературного чтения и других предметов начальной школы;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли
в культуре, истории российского общества;
• формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих
поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;
• воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным
традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;
• развитие информационной культуры учащихся (об источниках информации, её отборе и
применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.
Основные направления коррекционной работы
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавание;
- развитие пространственных представлений и ориентировки;
- развитие слухового внимания и памяти.
2. Развитие основных мыслительных операций:
- формирование навыков соотносительного анализа;
- развитие навыков группировки и классификации;
- формирование умения работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, ролевые игры и т.д.)
4. Развитие речи, владение техникой речи.
5. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
6. Совершенствование движений и сенсорного развития:
- развитие мелкой моторики кисти
7. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи
между предметами, явлениями и событиями).
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также
актуализации полученных знаний и умений по другим предметам в школе, у учеников будут

сформированы предметные, а также универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные).
Личностные результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России».
У обучающегося будут сформированы:
• осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы,
семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России,
их культурным и религиозным традициям;
• понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения
между её членами;
• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;
• способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников,
других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;
• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки
одноклассников, учителя, родителей.
У обучающегося могут быть сформированы:
• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными
нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими
(одноклассниками, родственниками, учителем);
• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше
узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт
толерантности;
• зарождение элементов гражданской, патриотической
позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в
общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебнопознавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на
основе учёта сделанных ошибок;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать
их;
• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и
способы преодоления.
Обучающийся получит возможность научиться:
• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей
и преодолевать их;
• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя
и одноклассников;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника
(текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников,
общений с людьми;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь
переводить её в словесную форму;
• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа,
сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;
Обучающийся получит возможность научиться:

• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных
источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную
литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках
урока или внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение,
участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не
перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к
совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий,
осуществлять помощь одноклассникам;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и
доброжелательность к одноклассникам.
Обучающийся получит возможность научиться:
• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников,
родителей) и учитывать их в своей деятельности;
• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса
(исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести
диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения
коллективной (групповой) работы;
• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие
сообщения, сочинения, презентации).
Предметные результаты
В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
обучающийся научится:
•находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;
•определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
•описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;
•рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных
религиях, обычаях и традициях народов России;
•готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов
России, защитниках Отечества, национальных героях;
•характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных
религиях, фольклоре и других источниках;
•различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных
позиций;
•рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных
взаимоотношений;
•оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
•использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан
России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования
представлений о России, как общем доме для народов, её населяющих;
•объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
•приводить примеры беззаветного служения Родине – России.
Обучающийся получит возможность научиться:
•использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их
нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
•сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным
героям, реальным событиям и людям;
•находить на карте столицы национально-территориальных образований России;
•соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо
относиться к младшим, уважать старших;

•различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам;
•использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную
литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни,
обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных
сообщений, презентаций.

№
1.

Содержание учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс
Раздел
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни
человека и общества - 1ч.

2.

Основы мировых религиозных культур - 28ч

3.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России - 5ч

Тематическое планирование 4а класс
№
урока

Дата

Тема

Колво
час

Основное
содержание

Характеристика основных видов
деятельности

1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества - 1ч.
1.

Россия - наша Родина.

1

Основные термины и
понятия: Россия, родина,
патриот,
отечество,
столица,
президент,
государственные
символы.

беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на
тему, работа с иллюстративным
материалом,
самостоятельная
работа с источниками информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи

2.Основы мировых религиозных культур - 28ч
Культура и религия

2

Основные термины
понятия: культура
религия.

и
и

беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на
тему, работа с иллюстративным
материалом,
самостоятельная
работа с источниками информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи

4-5

Возникновение религий.
Древнейшие верования

2

Основные термины и
понятия:
Пантеон
Многобожие Завет

беседа, комментированное чтение,
устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным
материалом,
самостоятельная
работа
с
источниками
информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи

6

Священные
религий мира:
Авеста, Типитака

1

Основные термины и
понятия: Веды, Авеста,
Типитака

беседа, комментированное чтение,
устный
рассказ
на
тему,
самостоятельная
работа
с
источниками
информации,
заполнение таблицы, подготовка
творческой беседы с членами
семьи

2-3

книги
Веды,

7

Священные книги
религий мира: Танах
(Тора), Библия, Коран

1

Основные термины и
понятия:
Типитака
Танах (Тора), Библия,
Коран

8

Хранители предания
религиях мира

1

Основные термины и
понятия: Жрец Раввин
Апостол
Епископ
Священник
Диакон
Иерархия Умма Имам
Хафиз Сангха Лама

9-10

Добро и зло.
Возникновение зла в
мире.

2

Понятие
греха,
раскаяния и воздаяния.
Рай
и
ад
Грех
Грехопадение Покаяние
добро, зло, традиция

11

Человек в религиозных
традициях мира

1

Основные термины и
понятия:
Молитва
Таинства Намаз Мантра
православная культура

12

Священные сооружения
(синагога, церковь)

1

Основные термины и
понятия:
Синагога
Церковь Алтарь Икона
Фреска

13

Священные сооружения
(мечеть, минарет, пагода)

1

Основные термины и
понятия:
Мечеть
Минарет Ступа Пагода

14-15

Искусство в религиозной
культуре

2

16-17

История религий в
России

2

18-19

Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды

2

Основные термины и
понятия:
Икона
Каллиграфия Арабески
семисвечник, способы
изображения Будды
Основные термины и
понятия: Митрополия
Патриарх
Синод
Протестанты
Основные термины и
понятия:
Обряды
Ритуалы Таинства

20

Паломничества и святыни

1

21

Календари религий мира.
Праздники в религиях
мира
(Пейсах
Шавуот Суккот Ханука
Пурим)

1

в

Основные термины и
понятия: Паломничество
Реликвия Мощи Хадж
Кааба
Основные термины и
понятия: Пейсах Шавуот
Суккот Ханука Пурим

беседа, комментированное чтение,
устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным
материалом,
самостоятельная
работа
с
источниками
информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи
беседа, комментированное чтение,
устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным
материалом,
самостоятельная
работа
с
источниками
информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи
беседа, комментированное чтение,
устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным
материалом,
самостоятельная
работа
с
источниками
информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи
беседа, комментированное чтение,
устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным
материалом,
самостоятельная
работа
с
источниками
информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи
беседа, комментированное чтение,
устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным
материалом,
самостоятельная
работа
с
источниками
информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи
беседа, комментированное чтение,
устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным
материалом,
самостоятельная
работа
с
источниками
информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи

беседа, комментированное чтение,
устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным
материалом,
самостоятельная
работа
с
источниками
информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи

беседа, комментированное чтение,
устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным
материалом,
самостоятельная
работа
с
источниками
информации,

22

Календари религий мира.
Праздники в религиях
мира (Рождество Пасха
Вознесение Троица
Крещение)

1

Основные термины и
понятия:
Рождество
Пасха
Вознесение
Троица Крещение

23

Календари религий мира.
Праздники в религиях
мира (Курбан-байрам,
Ураза-байрам)

1

Основные термины и
понятия: Курбан-байрам
Ураза-байрам

24

Календари религий мира.
Праздники в религиях
мира (Вишакха Пуджа,
Дончод-хурал Сагаалган)

1

Основные термины и
понятия:
Вишакха
Пуджа,
Дончод-хурал
Сагаалган

25-26

Религия и мораль.
Нравственные заповеди в
религиях мира
Милосердие, забота о
слабых, взаимопомощь,
социальные проблемы
общества и отношение к
ним разных религий

2

Основные
понятия:
Притча

Семья, семейные
ценности

1

Любовь и уважение к
Отечеству

1

Подготовка творческих
проектов.
Выступление учащихся со
своими
творческими
работами:
«Как
я
понимаю православие»,
«Как я понимаю ислам»,
«Как
я
понимаю
буддизм»,
«Как
я
понимаю иудаизм», «Что
такое этика?», «Значение
религии в жизни человека
и общества», «Памятники
религиозной культуры (в
моем городе, селе)» и т.д.
Итоговое тестирование
Обобщающий урок

1

Итого

34

27

подготовка творческой беседы с
членами семьи
беседа, комментированное чтение,
устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным
материалом,
самостоятельная
работа
с
источниками
информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи
беседа, комментированное чтение,
устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным
материалом,
самостоятельная
работа
с
источниками
информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи
беседа, комментированное чтение,
устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным
материалом,
самостоятельная
работа
с
источниками
информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи

термины и
Бодхисаттва
беседа, комментированное чтение,
устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным
материалом,
самостоятельная
работа
с
источниками
информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи

1

Основные термины и
понятия
Семья,
семейные
ценности
29
Долг, свобода,
1
Основные термины и
ответственность, учение и
понятия Долг, свобода,
труд
ответственность
3. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа
России - 5ч
28

30
31
32

33
34

1

1
1

Основные термины и
понятия: государство,
гражданин,
мораль,
патриотизм, народ.
самостоятельная
работа
с
источниками
информации,
подготовка творческой беседы

Содержание учебного предмета
Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.

Раздел
В мире культуры - 2ч
Нравственные ценности российского народа - 7ч
Религия и культура 5ч
Как сохранить духовные ценности - 2ч
Твой духовный мир - 1ч

Содержание разделов
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры - 2ч.
Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей
разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д.
Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры - 1ч.
Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта,
способностей, упорства.
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные
установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую» - 1ч.
Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных
народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна - 1ч.
Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма
Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий
Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека -1ч
Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…» - 1ч
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда 1ч
Примеры самоотверженного труда людей разной национальности
(землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).

на

благо

Родины

Бережное отношение к природе 1ч
Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов.
Заповедники на карте России.

Семья – хранитель духовных ценностей 1ч
Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка –
главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в
православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей
семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры - 1ч
Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси - 1ч
Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней
Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм
(внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение.
Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама - 1ч
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)
Золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы
в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих
ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура - 1ч
Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев.
Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой
живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма - 1ч
Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри.
Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей – 1ч
Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление
памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными
религиями.
Хранить память предков – 1ч
Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории.
Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир
Что составляет твой духовный мир -1ч
Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества
личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных
жизненных ситуациях.

Тематическое планирование 5а класс

№
урока

1

2

3

4

5

6

7

Дата

Тема

Кол- Основное
во
содержание
час
Раздел 1. В мире культуры 2ч
Величие
1
Ученые, деятели литературы и
многонацион
искусства России в разные
альной
исторические времена и эпохи
российской
внесли большой вклад в
культуры
мировую культуру. В культуре
России
сконцентрированы
достижения разных народов.
Многонациональная культура
способствует
укреплению
дружбы и добрососедству
народов.

Характеристика
деятельности

основных

видов

Люди труда.

Анализ и оценка ситуаций;
осознавать и выражать свое мнение о
ценности труда; приводить примеры о роли

выразить мнение о важности уважительного
отношения к истории своего народ, страны;
выбрать персоналии и составить рассказ об
известных деятелях российской науки и
культуры;
анализировать
и
структурировать информацию из разных
источников; приводить примеры из
прочитанных текстов; составлять план,
следовать плану, сверяя с ним свои действия
и ориентируясь во времени; анализировать
текст, выделять в нём главное и
формулировать своими словами выводы.
Человек –
1
В процессе своей жизни
выражать
мнение
о
важности
творец и
человек усваивает культуру и уважительного отношения к истории своего
носитель
сам вносит вклад в нее. Вклад народ,
страны;
объяснить
связь
культуры
человека в культуру зависит
нравственного поведения и культуры,
от его таланта, способностей,
привести примеры благородного поведения
упорства. Законы
из истории, личного опыта; приводить
нравственности - часть
примеры из прочитанных текстов; выполнять
культуры общества.
учебный
проект;
анализировать
и
структурировать информацию из разных
источников; составлять план, следовать
плану, сверяя с ним свои действия и
ориентируясь во времени.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа 7ч
«Береги
Древние предания,
осознавать свою принадлежность к народу,
землю
1
священные книги, пословицы национальности, стране;
родимую, как
и поговорки разных народов
объяснять связь нравственного поведения и
мать
России о защите Родины.
культуры, привести примеры благородного
любимую».
Примеры героизма и
поведения из истории, личного опыта;
патриотизма, представленные выполнять учебный проект; определять и
в эпических образах.
формулировать цель своей деятельности
(решаемую проблему, поставленную задачу);
анализировать и структурировать
информацию из разных источников.
Жизнь
1
Героические страницы
осознавать
свою
принадлежность
к
ратными
истории нашей страны.
российскому народу, чувство уважения к
подвигами
Подъем патриотических
предкам; читать и анализировать учебный
полна.
чувств россиян в эпоху
текст; анализировать и структурировать
освободительных войн.
информацию
из
разных
источников
Примеры героизма. Участие
(иллюстрации, тексты, стихотворения, др.)
церкви и церковнослужителей
в организации защиты
Отечества.
В труде 1
Трудолюбие как нравственное осознавать и выражать свое мнение о
красота
качество человека, основа
ценности труда; приводить примеры о роли
человека.
трудовой деятельности.
труда из разных источников.
анализировать информацию; продолжить
формирование способности к согласованным
действиям с учетом позиции других,
овладевать нормами общения
«Плод
Буддизм, ислам, христианство осознавать и выражать свое мнение о
1
добрых
о труде и трудолюбии.
ценности труда; приводить примеры о роли
трудов
труда из разных источников; читать и
славен».
анализировать текст; продолжить
формирование способности к
согласованным действиям с учетом позиции
других, овладевать нормами общения
1

В любую историческую эпоху
у любого народа есть люди,
которые славными трудовыми

делами и подвигами внесли
вклад в развитие культуры
общества.

8

Бережное
отношение к
природе.

1

Не зная законов природы,
люди в давние времена
одушевляли и обожествляли
природные явления. Почему
современный человек должен
относиться к природе
бережно и рационально?

9

Семья хранитель
духовных
ценностей.

1

Семья - первая «школа», где
ребенок получает уроки
нравственности. Знание
истории своей семьи, ее
обычаев и традиций - залог
интереса к культурным
традициям российского
народа.

10

11

Раздел 3. Религия и культура 5ч
Роль религии 1
Роль религии в развитии
в развитии
культуры и общества.
культуры
Использование религиозных
образов и сюжетов в
искусстве, литературе.
Религиозные праздники,
культовые
сооружения(оживление
имеющихся представлений).

Культурное
наследие
христианской
Руси.

1

Принятие христианства на
Руси. Древняя Русь после
принятия христианства.
Влияние церкви на
образование, культуру народа.
Исторические личности,
оказавшие влияние на
развитие культуры Руси.

труда из разных источников; читать и
анализировать текст; выполнять учебный
проект; определять и формулировать цель
своей деятельности; анализировать и
структурировать информацию из разных
источников
анализ информации, представленной в
рассказе-обобщении; обсуждение и
формулирование вывода по материалам
урока; осознавать и выражать свое мнение
о ценности бережного отношения к природе,
объяснять роль заповедников,
национальных парков в деле охраны
природы; анализировать текст;
продолжить формирование способности к
согласованным действиям с учетом позиции
других, овладевать нормами общения
анализ информации, представленной в
материалах
Анализ текстов и иллюстраций в учебнике:
семейные ценности в православии,
буддизме, исламе, иудаизме;
осознавать и выражать свое мнение о
ценности семьи; объяснять роль семейных
традиций, необходимости уважения своих
близких; продолжить формирование
способности к согласованным действиям с
учетом позиции других, овладевать
нормами общения
Восприятие и анализ информации,
представленной в рассказе учителя.
осознавать и выражать свое мнение о роли
христианства для развития культуры России
и православных россиян.
объяснять роль христианства для развития
культуры, образования, просвещения;
сравнивать нравственные ценности разных
народов, представленные в фольклоре,
искусстве,
религиозных
учениях;
определять
культовые
сооружения
православия;
читать и анализировать текст;
делать выводы;
продолжить формирование умения
объяснять явления социальной
действительности с научных (исторических,
философских) позиций
Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о
христианской вере? Когда Древняя Русь
приняла христианство?».
Чтение и обсуждение текста учебника
«Откуда на Русь пришло христианство?».
Учебный диалог: анализ информации,
представленной в текстах учебника.
Чтение и выделение главной мысли текста
о Ярославе Мудром;
понимать роль христианства для развития
культуры России и православных россиян;
давать характеристики изученным
объектам; делать выводы;
продолжить формирование умения
объяснять явления социальной
действительности с научных (исторических,
философских) позиций.

12

Культура
ислама.

1

Возникновение ислама.
Золотой век исламской
культуры. Роль ислама в
развитии мировой культуры.
Искусство, литература и
архитектура ислама.

13

Иудаизм и
культура.

1

Возникновение иудаизма.
Тора и Ветхий Завет
христианской Библии.
Синагога. Священная история
иудеев в сюжетах мировой
живописи.

14

Культурные
традиции
буддизма.

1

15

Забота
государства о
сохранении
духовных
ценностей.

16

Хранить
память
предков.

17

Твой
духовный
мир.

Чтение и обсуждение текста учебника
«Возникновение ислама»; чтение и
обсуждение текста учебника о мечети;
рассматривание иллюстраций, оценка
информации, представленной в
видеофильме; понимать роль ислама для
развития культуры России; перечислить
памятники культуры ислама;
сравнивать нравственные ценности разных
народов, представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
определять культовые сооружения ислама;
давать характеристики изученным
объектам; делать выводы;
Анализ информации, представленной в
материале рубрик;
понимать роль иудаизма для развития
культуры России; сравнивать
нравственные ценности разных народов,
представленные в фольклоре, искусстве,
религиозных учениях; определять
культовые сооружения иудаизма»; давать
характеристики изученным объектам;
делать выводы.
понимать роль буддизма для развития
культуры России; перечислить памятники
культуры буддизма; давать
характеристики изученным объектам;
делать выводы; объяснять явления
социальной действительности с научных
(исторических, философских) позиций.

Возникновение буддизма.
Буддизм в России. Народы
России, исповедующие
буддизм. Первый буддийский
храм в российской столице.
Культовые сооружения
буддистов: ступа, пагода.
Архитектура буддийских
храмов. Влияние буддийских
монастырей и монахов на
развитие культуры. Искусство
танка.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности 2ч
1
Государство заботится о
понимать роль государства для сохранения
сохранении духовной
и поддержки духовной культуры;
культуры и ее развитии.
обосновать роль государства в деле
Взаимная помощь и
сохранения памятников культуры; давать
поддержка государства,
характеристики изученным объектам;
общественных и религиозных делать выводы;
организаций. Восстановление
на территории России
памятников религиозной
культуры.
Без памяти нет
понимать роль меценатства для сохранения
1
нравственности, совести.
и поддержки духовной культуры.
Беспамятный человек обосновать меценатов в деле сохранения
неблагодарный,
памятников культуры уметь организовывать
безответственный. Уважение
свою познавательную деятельность, давать
к труду, обычаям, вере
характеристики изученным объектам;
предков. Благотворительность делать выводы; объяснять явления
как духовно-нравственная
социальной действительности с научных
ценность.
(исторических, философских) позиций.
Раздел 5. Твой духовный мир 1ч
Что составляет твой духовный Анализ информации, представленной в
1
мир? Культура поведения
объяснении учителя «Что такое этикет и
современного человека.
зачем он нужен?».
Правила хорошего тона этикет. Твоя культура
поведения.
Тестирование.

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации

Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей,
тестирование, подготовка и презентация проекта. По предмету отметки не выставляются.

Формы контроля и возможные варианты его проведения: индивидуальный контроль
(контроль учителем): - устный опрос, - домашняя работа (поисковая, творческая), - самостоятельная
работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая).


Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения являются критерий факта
(что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий
деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и
преимущественно проводит).


Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и
фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого
ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы.



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».