Учебный план начального общего образования обучающихся с ЗПР на 2023-2024 учебный год

Подписано

Шуховцева цифровой подписью:
Светлана
Светлана Шуховцева
Евгеньевна
2024.05.02
Евгеньевна Дата:
15:22:37 +05'00'

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ начального ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С задержкой

•
•
•
•

•

психического развития

Учебный план ГБОУ СО «Березовская школа» составлен на основе следующих
нормативных документов:
•
Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ;
Федеральный Закон от 03 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации»;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках
народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185ФЗ);
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении
в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» от 06.10.2009 г. №373;
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья";
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26.
Учебный план ГБОУ СО «Березовская школа», реализующей АООП НОО
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) (далее учебный план), фиксирует общий

объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав
и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Содержание начального общего образования обучающихся с ЗПР реализуется
преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих
целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей
и возможностей, а также коррекционных курсов, направленных на коррекцию
недостатков физической и (или)психической сферы.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с ЗПР:
- формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;
- готовность обучающихся к продолжению образования на
последующей ступени основного общего образования;
- формирование основ нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил
поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его
индивидуальностью.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
отношений,
образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося. В
1 и 11
(дополнительном) классах в соответствии с санитарно­гигиеническими
требованиями эта часть отсутствует. Время, отводимое на данную часть, внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся использовано на
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного
плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, в совокупности не превышает величину
максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в
соответствии с санитарно­гигиеническими требованиями.

В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и
внеурочная деятельность.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта,
является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено
фронтальными и индивидуальными коррекционно- развивающими занятиями
(логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на
коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных
жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для
индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение,
содержание может осуществляться Организацией самостоятельно, исходя из
психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций
ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Коррекционноразвивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе
принимают участие все педагогические работники Организации (учителядефектологи, учителя групп продленного дня, воспитатели, учителя- логопеды,
педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги
дополнительного
образования и др.), так же и медицинские работники.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но
учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на
реализацию АОП НОО. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную
деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка ― 10 ч,
из них 7 ч отводится на проведение коррекционных занятий.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АОП
НОО определяет Организация.
АОП НОО обучающихся с ЗПР может включать как один, так и несколько
учебных планов. Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР, которые в
силу особенностей психофизического развития испытывают трудности в
усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их
родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках
которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание
дисциплин, курсов, формы образования).
Учебный план обеспечивает в случаях предусмотренных законодательством
Российской Федерации в области образования1 возможность обучения на
государственных языках субъектов Российской Федерации, а также возможность
их изучения, и устанавливает количество занятий, отводимых на их изучение, по
классам (годам) обучения.
1

Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя: Конституцию Российской
Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», а также
другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в
сфере образования (пункт 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации»)

Сроки освоения АОП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет,
с обязательным введение 1 дополнительного класса (11 класс).
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления
здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования
составляет 34 недели, в 1 и 11 классах — 33 недели. Продолжительность учебных
занятий в 1-4 классах составляет 35 минут.
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов
«Русский язык», «Литературное чтение», «Родной язык», «Литературное чтение
на родном языке» может корректироваться в рамках предметной области с
учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР.
В результате обучения предмета «Иностранный язык» у обучающихся с ЗПР
будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости
иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира.
Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт использования иностранного
языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания
мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения
иностранным языком. Изучение учебного предмета «Иностранный язык»
начинается со 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю в 3-4
классах.
Часы внеурочной деятельности направлены на достижение обучающимися
планируемых результатов освоения АОП начального общего образования и
обеспечивает реализацию индивидуальных особенностей, образовательных
потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных
представителей). Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов
организуется в объеме 4 часа в неделю по следующим направлениям:
 интеллектуальное;
 общекультурное;
 духовно-нравственное.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, включая коррекционноразвивающую область (до 10 часов в неделю), составляет до 1680 часов за пять
лет обучения.
В 1-4 х классах в коррекционно-развивающей области выделены часы
следующих коррекционных курсов:
 Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку - 1 час с
целью коррекции пробелов общего развития, восполнения
возникающих пробелов в знаниях по учебному предмету,

пропедевтики изучения сложных разделов учебной программы, овладения
орфографическими, каллиграфическими навыками.
 Коррекционно-развивающие занятия по математике - 1 час с целью
коррекции пробелов общего развития, восполнение возникающих
пробелов в знаниях по учебному предмету, пропедевтика изучения
сложных разделов учебной программы.
 Коррекционно-развивающие занятия по литературному чтению - 1 час
с целью коррекции пробелов общего развития, восполнения
возникающих пробелов в знаниях по учебному предмету,
пропедевтики изучения сложных разделов учебной программы, овладения
осознанным
чтением.

 Коррекционно-развивающие занятия с психологом – 2 часа с целью
коррекции основных психологических функций, преодоление или
ослабление проблем в психическом и личностном развитии,
гармонизацию личности и межличностных отношений.
 Коррекционные занятия с логопедом – 1 час.
 Ритмика – 1 час с целью развития чувства ритма, связи движений с
музыкой, двигательной активности, координации движений,
двигательных
умений
и
навыков;
формирования
умения
дифференцировать движения по степени мышечных усилий;
овладения специальными ритмическими упражнениями (ритмичная
ходьба, упражнения с движениями рук и туловища, с проговариванием
стихов и т.д.), упражнениями на связь движений с музыкой; развития
двигательных качеств и устранения недостатков физического
развития; овладения подготовительными упражнениями к танцам,
овладения элементами танцев, танцами, способствующими развитию
изящных движений, эстетического вкуса; развития выразительности
движений и самовыражения; развитие мобильности.
Внеурочная деятельность
Коррекционно развивающая
область

Направления
внеурочной
деятельности
Итого

Количество
часов в
неделю
Индивидуальные занятия с
2
психологом и логопедом
Индивидуальные занятия с
3
педагогом по коррекции
пробелов в знаниях
Ритмика
1
Разговоры о важном
1

Количество
часов за год
1 кл/2-4 кл
66/68
132/1136

33/34
33/34

Изучение правил ДД
Здоровье

1
1

33/34
33/34

Интелектуальное развитие

1

33/34
330/340

10

Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями

(логопедическими и психокоррекционными), направленными на
коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и
восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по
ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии
моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных
представлений, координации движений и улучшения осанки детей.
Количество часов в неделю указывается на одного учащегося.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного
дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия
отводится 15-20 мин., на групповыезанятия – до 40 минут.

Предметные

Классы

Количество часов в неделю

Всего

Учебные
предметы

1

1
доп.

2

3

4

Русский язык и

Русский язык

5

5

5

4

4

23

литературное чтение

Литературное чтение

4

4

4

4

3

19

Иностранный язык

Иностранный
(английский)

-

-

-

1

1

2

Математика

4

4

4

4

4

20

Окружающий мир

2

2

2

2

2

10

Основы
культур
этики

-

-

-

-

1

1

Музыка

1

1

1

1

1

5

Искусство

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

1

5

Технология

Технология

1

1

1

1

1

5

Физическая культура

Физическая культура
(Адаптивная

3

3

3

3

3

15

области

Математика
информатика

и

Обществознание
естествознание

и

Основы религиозных
культур и светской
этики

язык

религиозных
и светской

физическая культура)
Итого

21

21

21

21

21

105

-

-

2

2

2

6

Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)

21

21

23

23

23

111

Внеурочная
деятельность
(включая
коррекционно-развивающую область):

10

10

10

10

10

50

коррекционно-развивающая область

7

7

7

7

7

35

коррекционно-развивающие занятия

6

6

6

6

6

30

ритмика

1

1

1

1

1

5

направления внеурочной деятельности

3

3

3

3

3

15

31

31

33

33

33

161

Часть,
формируемая
образовательного процесса

участниками

Всего


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».