цифровой
Шуховцева Подписано
подписью:
Светлана
Светлана Шуховцева
Евгеньевна
2024.05.02
Евгеньевна Дата:
15:24:12 +05'00'
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 2)
Учебный план ГБОУ СО «Березовская школа» (далее ― Учебный план) для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план для ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), составлен в соответствии с требованиями нормативно-правовых
документов:
1) Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
2) Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3) Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Березовская
школа»;
4) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
5) Устав ГБОУ СО «Березовская школа».
Организация временного режима обучения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) соответствует их особым образовательным потребностям и
учитывать их индивидуальные возможности.
Устанавливается следующая продолжительность учебного года 5-9 классы-34 учебные недели.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане
предусмотрены промежутки учебного времени и каникул.
В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся устанавливается продолжительность
учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам
недельной образовательной нагрузки согласно действующему СанПиН). Продолжительность
учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность перемен не менее 10 минут, для
приема пищи – н менее 30 минут.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом — не менее 8 недель.
Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя из реальных условий,
ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей
психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными
возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля
труда, включающего в себя подготовку учащегося к индивидуальной трудовой деятельности.
Вариант 2 АООП обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) может
включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная программа
развития (СИПР), разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает
индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и
коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и
особенностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может
превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП.
Обязательная часть АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми и множественными нарушениями
развития составляет не менее 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений,
не более 40% от общего объема АООП. В отдельных случаях соотношение объема обязательной
части СИПР и части, формируемой участниками образовательных отношений, определяется
индивидуальными образовательными возможностями обучающегося.
I – обязательная часть, включает:
-шесть предметных областей, представленных десятью учебными предметами;
-коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, учителем или
учителем-дефектологом.
II – часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает:
-коррекционные курсы, проводимые различными специалистами;
-внеурочные мероприятия.
Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания
предметных областей.
Предметная область: Язык и речевая практика.
Основные задачи реализации содержания: Речь и альтернативная коммуникация.
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного
опыта ребенка. Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков
(рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные
компьютеры и другие). Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его,
используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации,
соблюдая общепринятые правила общения. Умение пользоваться доступными средствами
коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих
возрасту житейских задач. Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах,
формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв,
слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и
письмом на доступном уровне.
Предметная область: Математика.
Основные задачи реализации содержания: Математические представления.
Формирование элементарных математических представлений о форме, величине,
количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях. Формирование
представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку
пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Овладение
способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту
житейских задач.
Предметная область Окружающий мир.
Основные задачи реализации содержания: Окружающий природный мир.
Формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным
и климатическим условиям. Формирование представлений о животном и растительном мире, их
значении в жизни человека. Человек. Представление о себе как «Я», осознание общности и различий
«Я» от других. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание). Умение
поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, особенностям и ограничениям здоровья;
поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Представления о своей
семье, о взаимоотношениях в семье.
Домоводство. Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности),
связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами; участие в покупке продуктов, в ходе
приготовления пищи, в сервировке и уборке столов.
Окружающий социальный мир. Формирование первоначальных представлений о мире,
созданном человеком: о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д.
Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице. Представления об окружающих
людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и
социальных ролях людей. Развитие межличностных и групповых отношений. Накопление
положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. Формирование
представлений об обязанностях и правах ребенка. Представление о своей стране (Россия).
Предметная область: Искусство.
Основные задачи реализации содержания: Музыка и движение. Накопление впечатлений и
формирование интереса к доступным видам музыкального искусства. Развитие слуховых и
двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игры на доступных
музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в ходе музыкальных
занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. Готовность к
участию в совместных музыкальных мероприятиях.
Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация). Накопление впечатлений и
формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства. Формирование простейших
эстетических ориентиров (красиво - не красиво) в практической жизни и их использование в
организации обыденной жизни и праздника. Освоение доступных средств изобразительной
деятельности: лепка, рисование, аппликация; использование различных изобразительных
технологий. Развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности.
Накопление опыта самовыражения в ходе изобразительной деятельности.
Предметная область: Технология.
Основные задачи реализации содержания: Профильный труд. Овладение трудовыми
умениями, необходимыми в разных жизненных сферах. Овладение умением адекватно применять
доступные технологии и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.
Обогащение положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и
навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Предметная область: Физическая культура.
Основные задачи реализации содержания: Адаптивная физическая культура. Развитие
восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений. Освоение
доступных способов передвижения (в том числе с использованием технических средств).
Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и
независимостью. Формирование двигательных навыков, координации движений, физических
качеств. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: велосипедная езда,
ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, туризм и других.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными
коррекционными курсами: «Сенсорное развитие», «Предметно-практические действия»,
«Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация», «Коррекционно-развивающие занятия».
Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании
рекомендаций ПМПК, ИПР.
Коррекционный курс «Сенсорное развитие».
Основные задачи реализации содержания: Обогащение чувственного опыта через
целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие зрительного,
слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как
пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной
деятельности.
Коррекционный курс «Предметно-практические действия».
Основные задачи реализации содержания: Формирование интереса к предметному
рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать
определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. Овладение
навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания,
коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
Коррекционный курс «Двигательное развитие».
Основные задачи реализации содержания: Мотивация двигательной активности; поддержка и
развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных
нарушений. Обучение переходу из одной позы в другую; освоение новых способов передвижения
(включая передвижение с помощью технических средств реабилитации); формирование
функциональных двигательных навыков; развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;
формирование ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта.
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация».
Основные задачи реализации содержания: Освоение доступных средств невербальной
коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы.
Освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства
коммуникации. Составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в
школе, дома и в других местах. Освоение технических коммуникативных устройств.
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия».
Основные задачи реализации содержания: Коррекция отдельных сторон психической
деятельности и личностной сферы. Формирование социально приемлемых форм поведения, сведение
к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и
другое. Коррекция речевых расстройств и нарушений коммуникации. Дополнительная помощь в
освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно
трудными. Развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
В целях обеспечения индивидуальных особенностей обучающихся часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает введение учебных курсов,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных особенностей обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии.
При организации образовательной деятельности по индивидуальному учебному плану для
обучения на дому норматив учебной нагрузки обучающихся в неделю составляет не менее 10 часов;
коррекционно-развивающих занятий не менее 2 часов.
Недельный учебный план АООП УО (вариант 2) обучающихся V-IX классов
Предметные
области
1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Окружающий
мир
4.Искусство
Класс
Количество часов
Учебные предметы
V
VI
VII
VIII
Обязательная часть
Речь и альтернативная
3
3
3
3
коммуникация
Математические
2
2
2
2
представления
Окружающий
2
2
2
2
природный мир
Человек
2
1
1
1
Домоводство
3
5
5
5
Окружающий
2
2
2
3
социальный мир
Музыка и движение
3
2
2
2
Изобразительная
деятельность
Адаптивная
физкультура
Профильный труд
5. Физическая
культура
6. Технология
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений:
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность, в том числе
Коррекционные курсы:
1. Сенсорное развитие
2. Предметно-практические действия
3. Двигательное развитие
4. Альтернативная коммуникация
Внеурочная деятельность (по направлениям)
«Движение есть жизнь!»
«Рукотворный мир»
«Ритмика»
«В мире музыкальных звуков»
«Я умею…»
«Общение!»
Всего
IX
3
15
2
10
2
10
5
3
5
23
12
2
11
3
3
3
-
-
9
3
2
2
2
2
11
23
6
2
24
6
2
24
6
4
24
6
5
24
6
13
119
30
29
30
30
30
30
149
10
4
1
1
1
1
6
10
4
1
1
1
1
6
10
4
1
1
1
1
6
10
4
1
1
1
1
6
10
4
1
1
1
1
6
50
20
5
5
5
5
30
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
5
5
5
5
5
Недельный учебный план АООП УО (вариант 2) обучающихся с НОДА V-IX классов
Предметные
Класс
Количество часов
Всего
области
Учебные предметы
V
VI
VII
VIII
IX
Обязательная часть
Язык и речевая
Речь и альтернативная
2
2
2
2
2
10
практика
коммуникация
Математика
Математические
2
2
2
2
2
10
представления
Окружающий мир Окружающий
2
2
2
3
3
12
природный мир
Человек
2
1
1
1
5
Домоводство
5
7
7
7
7
33
(Самообслуживание)
Окружающий
2
2
2
3
3
12
социальный мир
Искусство
Музыка и движение
2
2
2
2
2
10
Изобразительная
деятельность
Профильный труд
3
3
3
-
-
9
-
2
2
4
5
13
2
2
2
2
2
10
22
7
25
5
25
5
26
4
26
4
124
25
Предельно
допустимая
аудиторная
учебная нагрузка при 5-дневной учебной
неделе
Внеурочная деятельность:
- коррекционно-развивающая область:
индивидуальные и групповые
коррекционно-развивающие занятия
29
30
30
30
30
149
10
10
10
10
10
50
5
5
5
5
5
25
- другие направления внеурочной
деятельности
5
5
5
5
5
25
Технология
Физическая
Адаптивная
культура
физическая культура
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений при 5дневной неделе
Недельный учебный план АООП УО (вариант 2) обучающихся с РАС V-IX классов
Предметные
Класс
Количество часов
Всего
области
Учебные предметы
V
VI
VII
VIII
IX
Обязательная часть
Язык и речевая
Речь и альтернативная
2
2
2
2
2
10
практика
коммуникация
1
1
1
1
1
5
Математика
Математические
представления
Окружающий
природный мир
Человек
Домоводство
Окружающий
социальный мир
Музыка и движение
2
2
2
2
2
10
2
1
1
1
1
6
2
1
2
1
2
2
1
2
2
1
2
2
2
2
5
9
10
2
2
2
2
2
10
Изобразительная
деятельность
Адаптивная
физическая культура
Профильный труд
2
2
2
-
-
6
3
3
3
3
3
15
1
27
3
2
27
3
2
27
3
2
25
5
3
25
5
10
131
19
Максимально
допустимая
недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность:
- коррекционно-развивающая область:
индивидуальные и групповые
коррекционно-развивающие занятия по
программе коррекционной работы
29
30
30
30
30
149
10
10
10
10
10
50
5
5
5
5
5
25
- другие направления внеурочной
деятельности
5
5
5
5
5
25
Окружающий мир
Искусство
Физическая
культура
Технология
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений