Учебный план основного общего образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2 на 2023-2024 учебный год

цифровой
Шуховцева Подписано
подписью:
Светлана
Светлана Шуховцева
Евгеньевна
2024.05.02
Евгеньевна Дата:
15:24:12 +05'00'

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 2)
Учебный план ГБОУ СО «Березовская школа» (далее ― Учебный план) для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план для ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), составлен в соответствии с требованиями нормативно-правовых
документов:
1) Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
2) Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3) Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Березовская
школа»;
4) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
5) Устав ГБОУ СО «Березовская школа».
Организация временного режима обучения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) соответствует их особым образовательным потребностям и
учитывать их индивидуальные возможности.
Устанавливается следующая продолжительность учебного года 5-9 классы-34 учебные недели.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане
предусмотрены промежутки учебного времени и каникул.
В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся устанавливается продолжительность
учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам
недельной образовательной нагрузки согласно действующему СанПиН). Продолжительность
учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность перемен не менее 10 минут, для
приема пищи – н менее 30 минут.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом — не менее 8 недель.
Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя из реальных условий,
ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей
психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными
возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля
труда, включающего в себя подготовку учащегося к индивидуальной трудовой деятельности.
Вариант 2 АООП обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) может
включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная программа
развития (СИПР), разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает
индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и
коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и
особенностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может
превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП.
Обязательная часть АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми и множественными нарушениями
развития составляет не менее 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений,
не более 40% от общего объема АООП. В отдельных случаях соотношение объема обязательной

части СИПР и части, формируемой участниками образовательных отношений, определяется
индивидуальными образовательными возможностями обучающегося.
I – обязательная часть, включает:
-шесть предметных областей, представленных десятью учебными предметами;
-коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, учителем или
учителем-дефектологом.
II – часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает:
-коррекционные курсы, проводимые различными специалистами;
-внеурочные мероприятия.
Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания
предметных областей.
Предметная область: Язык и речевая практика.
Основные задачи реализации содержания: Речь и альтернативная коммуникация.
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного
опыта ребенка. Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков
(рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные
компьютеры и другие). Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его,
используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации,
соблюдая общепринятые правила общения. Умение пользоваться доступными средствами
коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих
возрасту житейских задач. Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах,
формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв,
слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и
письмом на доступном уровне.
Предметная область: Математика.
Основные задачи реализации содержания: Математические представления.
Формирование элементарных математических представлений о форме, величине,
количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях. Формирование
представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку
пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Овладение
способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту
житейских задач.
Предметная область Окружающий мир.
Основные задачи реализации содержания: Окружающий природный мир.
Формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным
и климатическим условиям. Формирование представлений о животном и растительном мире, их
значении в жизни человека. Человек. Представление о себе как «Я», осознание общности и различий
«Я» от других. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание). Умение
поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, особенностям и ограничениям здоровья;
поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Представления о своей
семье, о взаимоотношениях в семье.
Домоводство. Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности),
связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами; участие в покупке продуктов, в ходе
приготовления пищи, в сервировке и уборке столов.
Окружающий социальный мир. Формирование первоначальных представлений о мире,
созданном человеком: о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д.
Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице. Представления об окружающих
людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и
социальных ролях людей. Развитие межличностных и групповых отношений. Накопление
положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. Формирование
представлений об обязанностях и правах ребенка. Представление о своей стране (Россия).

Предметная область: Искусство.
Основные задачи реализации содержания: Музыка и движение. Накопление впечатлений и
формирование интереса к доступным видам музыкального искусства. Развитие слуховых и
двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игры на доступных
музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в ходе музыкальных
занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. Готовность к
участию в совместных музыкальных мероприятиях.
Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация). Накопление впечатлений и
формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства. Формирование простейших
эстетических ориентиров (красиво - не красиво) в практической жизни и их использование в
организации обыденной жизни и праздника. Освоение доступных средств изобразительной
деятельности: лепка, рисование, аппликация; использование различных изобразительных
технологий. Развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности.
Накопление опыта самовыражения в ходе изобразительной деятельности.
Предметная область: Технология.
Основные задачи реализации содержания: Профильный труд. Овладение трудовыми
умениями, необходимыми в разных жизненных сферах. Овладение умением адекватно применять
доступные технологии и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.
Обогащение положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и
навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Предметная область: Физическая культура.
Основные задачи реализации содержания: Адаптивная физическая культура. Развитие
восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений. Освоение
доступных способов передвижения (в том числе с использованием технических средств).
Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и
независимостью. Формирование двигательных навыков, координации движений, физических
качеств. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: велосипедная езда,
ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, туризм и других.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными
коррекционными курсами: «Сенсорное развитие», «Предметно-практические действия»,
«Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация», «Коррекционно-развивающие занятия».
Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании
рекомендаций ПМПК, ИПР.
Коррекционный курс «Сенсорное развитие».
Основные задачи реализации содержания: Обогащение чувственного опыта через
целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие зрительного,
слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как
пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной
деятельности.
Коррекционный курс «Предметно-практические действия».
Основные задачи реализации содержания: Формирование интереса к предметному
рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать
определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. Овладение
навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания,
коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
Коррекционный курс «Двигательное развитие».
Основные задачи реализации содержания: Мотивация двигательной активности; поддержка и
развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных
нарушений. Обучение переходу из одной позы в другую; освоение новых способов передвижения
(включая передвижение с помощью технических средств реабилитации); формирование
функциональных двигательных навыков; развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;
формирование ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта.
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация».

Основные задачи реализации содержания: Освоение доступных средств невербальной
коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы.
Освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства
коммуникации. Составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в
школе, дома и в других местах. Освоение технических коммуникативных устройств.
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия».
Основные задачи реализации содержания: Коррекция отдельных сторон психической
деятельности и личностной сферы. Формирование социально приемлемых форм поведения, сведение
к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и
другое. Коррекция речевых расстройств и нарушений коммуникации. Дополнительная помощь в
освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно
трудными. Развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
В целях обеспечения индивидуальных особенностей обучающихся часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает введение учебных курсов,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных особенностей обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии.
При организации образовательной деятельности по индивидуальному учебному плану для
обучения на дому норматив учебной нагрузки обучающихся в неделю составляет не менее 10 часов;
коррекционно-развивающих занятий не менее 2 часов.

Недельный учебный план АООП УО (вариант 2) обучающихся V-IX классов
Предметные
области
1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Окружающий
мир

4.Искусство

Класс
Количество часов
Учебные предметы
V
VI
VII
VIII
Обязательная часть
Речь и альтернативная
3
3
3
3
коммуникация
Математические
2
2
2
2
представления
Окружающий
2
2
2
2
природный мир
Человек
2
1
1
1
Домоводство
3
5
5
5
Окружающий
2
2
2
3
социальный мир
Музыка и движение
3
2
2
2
Изобразительная
деятельность
Адаптивная
физкультура
Профильный труд

5. Физическая
культура
6. Технология
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений:
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность, в том числе
Коррекционные курсы:
1. Сенсорное развитие
2. Предметно-практические действия
3. Двигательное развитие
4. Альтернативная коммуникация
Внеурочная деятельность (по направлениям)
«Движение есть жизнь!»
«Рукотворный мир»
«Ритмика»
«В мире музыкальных звуков»
«Я умею…»
«Общение!»

Всего
IX
3

15

2

10

2

10

5
3

5
23
12

2

11

3

3

3

-

-

9

3

2

2

2

2

11

23
6

2
24
6

2
24
6

4
24
6

5
24
6

13
119
30

29

30

30

30

30

149

10
4
1
1
1
1
6

10
4
1
1
1
1
6

10
4
1
1
1
1
6

10
4
1
1
1
1
6

10
4
1
1
1
1
6

50
20
5
5
5
5
30

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

5
5
5
5
5
5

Недельный учебный план АООП УО (вариант 2) обучающихся с НОДА V-IX классов
Предметные
Класс
Количество часов
Всего
области
Учебные предметы
V
VI
VII
VIII
IX
Обязательная часть
Язык и речевая
Речь и альтернативная
2
2
2
2
2
10
практика
коммуникация
Математика
Математические
2
2
2
2
2
10
представления
Окружающий мир Окружающий
2
2
2
3
3
12
природный мир
Человек
2
1
1
1
5
Домоводство
5
7
7
7
7
33
(Самообслуживание)
Окружающий
2
2
2
3
3
12
социальный мир
Искусство
Музыка и движение
2
2
2
2
2
10
Изобразительная
деятельность
Профильный труд

3

3

3

-

-

9

-

2

2

4

5

13

2

2

2

2

2

10

22
7

25
5

25
5

26
4

26
4

124
25

Предельно
допустимая
аудиторная
учебная нагрузка при 5-дневной учебной
неделе
Внеурочная деятельность:
- коррекционно-развивающая область:
индивидуальные и групповые
коррекционно-развивающие занятия

29

30

30

30

30

149

10

10

10

10

10

50

5

5

5

5

5

25

- другие направления внеурочной
деятельности

5

5

5

5

5

25

Технология

Физическая
Адаптивная
культура
физическая культура
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений при 5дневной неделе

Недельный учебный план АООП УО (вариант 2) обучающихся с РАС V-IX классов
Предметные
Класс
Количество часов
Всего
области
Учебные предметы
V
VI
VII
VIII
IX
Обязательная часть
Язык и речевая
Речь и альтернативная
2
2
2
2
2
10
практика
коммуникация
1
1
1
1
1
5
Математика

Математические
представления
Окружающий
природный мир
Человек
Домоводство
Окружающий
социальный мир
Музыка и движение

2

2

2

2

2

10

2

1

1

1

1

6

2
1
2

1
2
2

1
2
2

1
2
2

2
2

5
9
10

2

2

2

2

2

10

Изобразительная
деятельность
Адаптивная
физическая культура
Профильный труд

2

2

2

-

-

6

3

3

3

3

3

15

1
27
3

2
27
3

2
27
3

2
25
5

3
25
5

10
131
19

Максимально
допустимая
недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность:
- коррекционно-развивающая область:
индивидуальные и групповые
коррекционно-развивающие занятия по
программе коррекционной работы

29

30

30

30

30

149

10

10

10

10

10

50

5

5

5

5

5

25

- другие направления внеурочной
деятельности

5

5

5

5

5

25

Окружающий мир

Искусство

Физическая
культура
Технология
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».