Программа воспитания ГБОУ СО Березовская школа

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение Свердловской области «Березовская школа, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы» ГБОУ СО «Березовская школа» 623704. Свердловская обл., г.
Березовский, ул. М.Горького, д. 2 «а». Тел: 8(34369) 6-01-69, 6-07-58 berezsksh@mail.ru

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
ГБОУ СО «Березовская школа
Протокол от 27.08.2021 года

Утверждено Приказом ГБОУ СО «Березовская
школа» №76 от «27» августа 2021 года

Согласовано с Советом старшеклассников
ГБОУ СО «Березовская школа»
Протокол №5 от 14.05.21г

Согласовано с общешкольным родительским
комитетом ГБОУ СО «Березовская школа»
Протокол №2 от 28.05.2021 года

Шуховцева Подписано
цифровой подписью:
Светлана
Светлана Шуховцева
Евгеньевна
2024.04.26
Евгеньевна Дата:
08:56:24 +05'00'

Программа воспитания
ГБОУ СО «Березовская школа»
на 2021-2025 год

Подписан: Массанова Алёна
Владимировна
DN: OU=директор, O="ГБОУ СО
""Березовская школа""",
CN=Массанова Алёна
Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Дата: 2021.09.20 15:08:08+05'00'

Березовский городской округ, 2021 год

Содержание
Пояснительная записка ………....................................................................................... 3
1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса .......................... 3
2. Цель и задачи воспитания ……................................................................................... 8
3. Виды, формы и содержание деятельности …………….......................................... 12
3.1 Модуль «Классное руководство» …....................................................................... 12
3.2 Модуль «Школьный урок» ..................................................................................... 13
3.3 Модуль «Курсы внеурочной деятельности» ......................................................... 14
3.4 Модуль «Работа с родителями» ............................................................................. 15
3.5 Модуль «Самоуправление» .................................................................................... 16
3.6 Модуль «Профориентация» .................................................................................... 17
3.7 Модуль «Ключевые общешкольные дела» ........................................................... 18
3.8 Модуль «Организация предметно-эстетической среды» .................................... 19
4. Основные направления самоанализа ....................................................................... 20
Приложение 1. Анкета для самоанализа организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых .................................................................................... 22
Приложение 2. Календарный план воспитательной работы на 2021 – 2022 учебный
год .................................................................................................................................... 27

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в
ГБОУ СО «Березовская школа» обусловлен тем, что государственная стратегия
обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого
развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во
многом состоянием системы образования. В условиях решения этих стратегических
задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность
творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать
профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
На федеральном уровне определены стратегические задачи развития
образовательной системы; решение этих задач возможно в условиях использования
инновационных подходов к организации воспитания, межведомственного
взаимодействия субъектов, реализующих программы воспитания, и при участии
общественности.
Естественно, что субъектом обучения и воспитания является один и тот же
школьник, поэтому разграничивать эти два вида деятельности в структуре
школьного образования невозможно. Мы стремимся к интеграции учебной и вне
учебной деятельности, их взаимопроникновению, т. е. создать условия, в которых
само освоение учебной программы позволит ученику удовлетворить свои
потребности в самореализации. В этом случае учиться хорошо станет престижно, а
рост личностных достижений конкретного ученика, возможно, станет не только
фактом его биографии (что само по себе достаточно значимо), но и достоянием
школы, объектом сопереживания и основой мотивации остальных школьников.
Рабочая программа воспитания описывает систему форм и способов работы с
детьми и включает в себя четыре основных раздела:
1. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса».
2. «Цель и задачи воспитания».
3. «Виды, формы и содержание деятельности».
4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы».
К Программе прилагается календарный план воспитательной работы.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ГБОУ СО «Березовская школа» основана в 1989 году как филиал
общеобразовательной школы и находилась в здании музыкальной школы.
Первоначально в школу принимались дети с задержкой психического развития
неорганического поражения, которые обучались в школе с 1-4 классы.
Постепенно возникла необходимость обучать данную категорию детей в 5-9
классах, и глава города выделяет школе здание бывшего детского сада для
реализации данной задачи. В 2006 году школа лицензирует программу обучения для
детей с умственной отсталостью. В 2011 году в Устав школы вносятся изменения,
добавляется ещё одна программа обучения – для детей с тяжелыми нарушениями
речи.
3

Школа работает в 1 смену, вторая половина дня: внеурочные занятия,
индивидуальные консультации для учащихся, родителей, работа кружков,
внешкольные и общешкольные мероприятия. Школа имеет собственную столовую,
оснащенный спортивный зал, библиотеку, компьютерный класс с выходом в
Интернет, спортивную площадку, мастерскую, оборудованную площадку и
автокласс для проведения практических и теоретических занятий по ПДД.
Среда воспитательной системы ГБОУ СО «Березовская школа» включает в себя
не только возможности школы, но и социокультурные ресурсы города. Школа тесно
сотрудничает с БМБУК ГКДЦ ДК «Современник», БМБУК «Радуга-Центр», БМАУ
СОК «Лидер».
В рамках профилактической работы школа сотрудничает с ПДН ОМВД г.
Березовского, РЭО ГИБДД ОМВД России по городу Березовскому, Березовским
городским судом Свердловской области.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой
психического развития.
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом
развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без
создания специальных условий. Среди причин возникновения ЗПР могут
фигурировать органическая и функциональная недостаточность центральной
нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические
заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная
депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает
значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний,
приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих
отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той
или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ,
обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими
расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),
нарушениями в организации деятельности и поведения. Общими для всех
обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в
формировании высших психических функций, замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной
саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и
мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной
ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие
познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического
поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости»
по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе
детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует
(соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло
4

раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных
нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко
умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной
этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации
медицинского сопровождения таких обучающихся образовательных организациях.
В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени
умственной отсталости: легкая (IQ — 69-50), умеренная (IQ — 50-35), тяжелая (IQ
— 34-20), глубокая (IQ<20).
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей
нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения,
замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных
процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.).
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие
познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено
замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и
переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие
психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях
физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде
всего, способность к отвлечению и обобщению.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием.
Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ―
ощущение и восприятие. Меньший потенциал у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их
мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез,
сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. У школьников с умственной
отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности. Снижение
потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в
полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и
наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию.
Исходя из этих обстоятельств, программа воспитания школы имеет
направленность, учитывая потребности, особенности, уровень развития личности и
воспитания разных групп учащихся школы. Данная программа воспитания
направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников с
ограниченными возможностями здоровья в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Процесс воспитания в ГБОУ СО «Березовская школа» основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
 неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности
ребенка при нахождении в образовательной организации;
 ориентира на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
5

конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
 реализации процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
 организации основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
 системности, целесообразности и нешаблонности воспитания как условий его
эффективности.
Основными традициями воспитания в ГБОУ СО «Березовская школа»
являются:
 годовой цикл ключевых общешкольных дел, связанных с важнейшими
историческими датами и направлениями воспитательной деятельности, являющихся
приоритетными для школы, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов.
 важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников – коллективная
разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный
анализ их результатов;
 в школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка
увеличивалась и его роль в таких совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
в
проведении
общешкольных
дел
присутствует
дружественная
соревновательность между классами и максимально поощряется конструктивное
межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников;
 педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
 ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

6

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских
школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в
общеобразовательной организации – личностное развитие школьников,
проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то
есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности
ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его
личности.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний –
знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном
статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к
носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода
нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно
как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития
социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта
осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и
юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
 быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи;
выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
 быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах;
 знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
7

страну;
 беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или
дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
 проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
 стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
 быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
 соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
 уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды,
защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
 быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чёмто непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных
отношений:
 к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
 к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;
 к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками
и которую нужно оберегать;
 к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
 к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
 к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
 к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
8

человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;
 к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
 к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
 к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют
его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного
приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего
образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их
стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных
взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает
становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных
ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития
социально значимых отношений школьников.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам,
работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять
первостепенное, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной
цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые
помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих
взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими,
увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать
с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и
находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой
жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать
решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения
и анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции и иные объединения, работающие
по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного
образования, реализовывать их воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
9

5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
6) организовывать в школе волонтерскую деятельность и привлекать к ней
школьников для освоения ими новых видов социально значимой деятельности;
7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
8) организовывать профориентационную работу со школьниками;
9) организовать работу школьных бумажных и электронных медиа,
реализовывать их воспитательный потенциал;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет
эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

10

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом;
индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями,
преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями
Работа с классом:
• инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
• организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой,
профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в
них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные
отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим
образцы поведения в обществе.
• проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного
отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в
беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений
по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
• сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; празднования в классе дней рождения детей, включающие в
себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы,
творческие подарки и розыгрыши; регулярные беседы, дающие каждому школьнику
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
• выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям
освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
• изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе
учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом.
• поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая
11

проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника,
которую они совместно стараются решить.
• индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение
ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные,
творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных
неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют
их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
• коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на
себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
• регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и требований
педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение
конфликтов между учителями и учащимися;
• проведение педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса
и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
• привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной,
отличной от учебной, обстановке;
• привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
• регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их
детей, о жизни класса в целом;
• помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
• организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
• создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их детей;
• привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса;
• организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
3.2. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
 установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
12

активизации их познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими
детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;
 организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей,
навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
 вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития
социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых
делах;
 формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
13

эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
 создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
 поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально
значимых традиций;
 поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности,
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие
их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим,
политическим, экологическим, гуманитарным
проблемам нашего общества,
формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественно-эстетическая
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной
самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих
способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на
воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовнонравственное развитие.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного
отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание
силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и
уважительного отношения к физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников,
развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
3.4. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с
родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
 Совет родителей школы, участвующий в управлении образовательной
организации и решении вопросов воспитания и социализации детей;
 классные родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы
возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия
родителей с детьми, проводятся мастер-классы, круглые столы с приглашением
специалистов;
 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
14

наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
 родительский всеобуч, такая форма помогает вооружить родителей основами
педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей;
 родительские форумы на страницах социальных сетей, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы
На индивидуальном уровне:
 работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
 индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.
 работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам
воспитания, обучения, материального содержания детей.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать
в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности
для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается
самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и
на время может трансформироваться (посредством введения функции педагогакуратора) в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
 через деятельность выборного Совета старшеклассников, создаваемого для
учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и
принятия административных решений, затрагивающих их права и законные
интересы; для облегчения распространения значимой для школьников информации
и получения обратной связи от классных коллективов;
 через деятельность творческих групп, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
 через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и
курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных
ситуаций в школе (служба школьной медиации - СШМ).
На уровне классов:
 через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся
класса лидеров (старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах
и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов
самоуправления и классных руководителей;
 через деятельность актива класса, отвечающего за различные направления
15

работы.
На индивидуальном уровне:
 через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и
анализ общешкольных и внутриклассных дел;
 через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за соблюдением порядка и чистоты в классе, уходом за
классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
3.6. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и
ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности.
Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие
готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
 циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
 профориентационные игры, расширяющие знания школьников о типах
профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или
иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
 экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней
открытых дверей в учебных заведениях начального профессионального образования
и среднего профессионального образования;
 совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение
онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
 индивидуальные консультации педагога-психолога для школьников и их
родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе
выбора ими профессии;
 освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включенных в основную образовательную программу школы.
3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в
которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно
16

планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми.
Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и
взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную
позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы
помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору
мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы
работы:
На внешкольном уровне:
 социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума;
 проводимые для жителей города и организуемые совместно с семьями
учащихся спортивные состязания, праздники, которые открывают возможности для
творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об
окружающих.
На школьном уровне:
 общешкольные
праздники
–
ежегодно
проводимые
творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют
все классы школы;
 торжественные ритуалы - посвящения, связанные с переходом учащихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых
социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей;
 церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Способствует поощрению
социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений
между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения
друг к другу.
На уровне классов:
 выбор и делегирование представителей классов в общешкольный Совет
старшеклассников, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
 участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
 проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел
на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
 вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела школы в одной
из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за
костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
17

 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать
хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом
деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического
комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации,
способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние
на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической
средой школы как:
 оформление интерьера школьных помещений (коридоров, рекреаций,
лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может
служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на
учебные и внеучебные занятия;
 размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих
работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а
также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного
стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира;
фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных
ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми
и т.п.);
 озеленение пришкольной территории, разбивка клумб;
 благоустройство классных
кабинетов, осуществляемое
классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся
проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для
длительного общения классного руководителя со своими детьми;
 событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
 акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания
ценностях школы, ее традициях, правилах.

18

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с целью
выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Анализ осуществляется ежегодно силами экспертов самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов (Приложение 1).
Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ
воспитательного процесса в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и
к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных, таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа
участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной
социализации, и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса являются следующие:
1. Вовлеченность детей и взрослых в организацию и проведение ключевых дел,
которые способствуют интенсификации общения и ставят их в ответственную
позицию к происходящему в школе. Уровень занятости учащихся во внеурочную
деятельность (кружки, секции, курсы внеурочной деятельности).
2. Воспитательная деятельность педагогов (испытывают ли педагоги
затруднения в определении цели и задач своей воспитательной деятельности;
испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного потенциала их
совместной с детьми деятельности; доброжелателен ли стиль их общения со
школьниками; складываются ли у них доверительные отношения со школьниками;
являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми людьми?).
3. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной
организации (в каких материальных, информационных ресурсах, необходимых для
организации воспитательного процесса, особенно нуждается школа – с учётом ее
реальных возможностей; какие имеющиеся у школы ресурсы используются
недостаточно; какие нуждаются в обновлении?).

19

4. Работа с родителями или законными представителями школьников (формы и
методы работы, виды деятельности) как одно из направлений более эффективного
достижения цели воспитания.
5. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников (какова
динамика личностного развития школьников каждого класса; какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить;
какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над
чем далее предстоит работать?).
Итогом анализа организуемого в школе воспитательного процесса является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.

20

Приложение 1
Анкета для самоанализа организуемой в школе совместной деятельности
детей и взрослых
Оцените качество организуемой в нашей школе совместной деятельности детей
и взрослых. Ваша оценка может находиться в пределах от 1 до 10 баллов.
Пожалуйста, познакомьтесь с основными «крайними» характеристиками этой
деятельности, а после этого обведите на каждой шкале балл, соответствующий
Вашей личной оценке.
Проблемы, которых следует
избегать

Оценочная шкала

Идеал, на который следует
ориентироваться

Качество общешкольных ключевых дел

Общешкольные дела придумываются
только взрослыми, школьники не
участвуют в планировании,
организации и анализе этих дел

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Дела не интересны большинству
школьников

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Участие школьников в этих делах
принудительное, посещение –
обязательное, а сотрудничество друг с
другом обеспечивается только волей
педагогов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Общешкольные дела всегда
планируются, организуются,
проводятся и анализируются
совместно – школьниками и
педагогами

Дела интересны большинству
школьников

Участие школьников в этих делах
сопровождается их увлечением
общей работой, радостью и
взаимной поддержкой

Качество совместной деятельности классных руководителей и их классов

Классные руководители не
пользуются авторитетом у детей
своих классов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

21

Классные руководители являются
значимыми взрослыми для
большинства детей своих классов.
Школьники доверяют своим
классным руководителям

Большинство решений, касающихся
жизни класса, принимаются классным
руководителем единолично.
Поручения классного руководителя
дети часто выполняют из страха или
по принуждению

В отношениях между детьми
преобладают равнодушие, грубость,
случается травля детей

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Большинство решений,
касающихся жизни класса,
принимаются совместно
классным руководителем и
классом, у детей есть
возможность проявить свою
инициативу

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В классе дети чувствуют себя
комфортно, здесь преобладают
товарищеские отношения,
школьники внимательны друг к
другу

Качество организуемых в школе курсов внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в школе
организуется преимущественно в
виде познавательной деятельности,
как продолжение учебных занятий

Участие школьников в занятиях
курсов внеурочной деятельности
часто принудительное

Результаты внеурочной деятельности
детей никак не представлены в школе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В школе реализуются
разнообразные виды внеурочной
деятельности школьников:
познавательная, игровая,
трудовая, спортивнооздоровительная, туристскокраеведческая, художественное
творчество и т. п.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Занятия в рамках курсов
внеурочной деятельности
интересны для школьников,
школьники стремятся участвовать
в этих занятиях

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

С результатами внеурочной
деятельности детей могут
познакомиться другие
школьники, родители, гости
(например, на концертах,
выставках, ярмарках,
родительских собраниях, сайте
школы и т. п.)

Качество реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков

22

Уроки скучны для большинства
школьников

Уроки обычно однообразны,
преобладают лекционные формы
работы

Уроки ориентированы
преимущественно на подготовку
учащихся к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и другим
формам проверки знаний

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Дети заинтересованы в
происходящем на уроке и
вовлечены в организуемую
учителем деятельность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учителя часто используют на
уроке игры, дискуссии и другие
парные или групповые формы
работы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Уроки не только дают детям
знания, но и побуждают их
задуматься о ценностях,
нравственных вопросах,
жизненных проблемах

Качество существующего в школе ученического самоуправления

Школьники занимают пассивную
позицию по отношению к
происходящему в школе, чувствуют,
что не могут повлиять на это

Ребята не вовлечены в организацию
школьной жизни, школьное
самоуправление имитируется
(например, органы самоуправления не
имеют реальных полномочий, дети
поставлены педагогами в позицию
исполнителей, самоуправление часто
сводится к проведению дней
самоуправления и т.п.)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

23

Ребята чувствуют свою
ответственность за
происходящее в школе,
понимают, на что именно они
могут повлиять в школьной
жизни и знают, как это можно
сделать

Ребята часто выступают
инициаторами, организаторами
тех или иных школьных или
внутриклассных дел, имеют
возможность выбирать зоны своей
ответственности за то или иное
дело

Лидеры ученического
самоуправления безынициативны или
вовсе отсутствуют в школе. Они
преимущественно назначаются
взрослыми и реализуют только их
идеи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Лидеры ученического
самоуправления выступают с
инициативой, являются
активными участниками и
организаторами событий в школе
и за ее пределами

Качество профориентационной работы школы

Профориентационная работа
ориентирована лишь на ознакомление
школьников с рынком труда и
основными профессиями

Профориентационной работой
занимается только классный
руководитель

Профориентационные занятия
проходят формально, дети занимают
пассивную позицию. Формы
профориентационной работы носят
преимущественно лекционный
характер

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Профориентационная работа
ориентирована на формирование у
школьников трудолюбия,
готовности к планированию своего
жизненного пути, выбору будущей
профессиональной сферы
деятельности и необходимого для
этого образования

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Профориентационной работой
занимается команда педагогов с
привлечением социальных
партнеров

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Формы профориентационной
работы разнообразны, дети
заинтересованы в происходящем и
вовлечены в организуемую
деятельность

Качество оформления школы, организации ее предметно-эстетической среды

Оформлению школы не уделяется
внимание. Оформление кабинетов,
коридоров, рекреаций и т. п.
безвкусно или напоминает
оформление офисных помещений, а
не пространства для детей

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

24

Пространство школы
оформлено со вкусом, отражает
дух школы, учитывает
возрастные особенности детей,
предусматривает зоны как
тихого, так и активного отдыха.
Время от времени происходит
смена оформления школьных
помещений

В оформлении школы не участвуют
ни дети, ни педагоги. Здесь нет места
проявлению их творческой
инициативы

Содержание плакатов, стендов,
пространственных композиций носит
формальный характер, на них редко
обращают внимание школьники

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Оформление школы часто
осуществляется совместно
педагогами и детьми (иногда с
привлечением специалистов). В
нем используются творческие
работы учеников и учителей, здесь
представлена актуальная жизнь
школы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Элементы оформления в
привлекательных для ребят
формах акцентируют внимание на
важных ценностях школы, ее
нормах и традициях

Качество взаимодействия школы и семей школьников

Большинство родителей безразлично
к участию ребенка в школьных делах,
высказывает недовольство, если это
влияет на их планы

Работа с родителями сводится
преимущественно к информированию
об успеваемости детей, предстоящих
конкурсах, мероприятиях. Реакция
родителей на нее формальна

Педагоги испытывают трудности в
организации диалога с родителями по
вопросам воспитания детей. Родители
в основном игнорируют мнение
педагогов, вступают с ними и друг с
другом в конфликты, нередко
вовлекая в них учеников класса. В
организации совместных с детьми дел
педагоги могут рассчитывать только
на себя

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Большинство родителей
поддерживает участие ребенка в
школьных делах, может
координировать свои планы с
планами ребенка, связанными с
его участием в делах школы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Школе удалось наладить
взаимодействие с родителями в
вопросах воспитания детей
(информирование, обучение,
консультирование и т. п.), его
формы востребованы и
пользуются доверием со стороны
родителей

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Педагоги организовали
эффективный диалог с родителями
по вопросам воспитания детей.
Большая часть родителей
прислушивается к мнению
педагогов, считая их
профессионалами своего дела,
помогает и поддерживает их,
выступает с инициативами в сфере
воспитания детей и помогает в их
реализации

25

Приложение 2
Календарный план воспитательной работы школы
на 2021-2022 учебный год
1-4 классы
Ключевые общешкольные дела
Название мероприятия

Срок

Ответственный

День знаний «Здравствуй, школа!»

01.09.2021

Серова О.В., Иневаткин В.А.,
классные руководители

Участие во Всероссийском дне бега
«Кросс наций 2021»

18.09.2021

Серова М.С., классные
руководители

Неделя безопасности дорожного
движения

01.09.21-08.09.21

Ковалева И.Т., классные
руководители

Мероприятия, посвященные Дню
учителя

05.10.2021

Серова О.В., Иневаткин В.А.,
классные руководители

Конкурс поделок: «Осенний
калейдоскоп»

25.10.21-29.10.21

Серова О.В., Иневаткин В.А.,
классные руководители

Мероприятия, посвященные Дню
народного единства

04.11.21-11.11.21

Серова О.В. классные
руководители

Мероприятия, посвященные Дню
матери

22.11.21-30.11.21

Чернова М.В., Иневаткин В.А.,
Котова Н.А., классные
руководители

Праздничая новогодняя программа
«Мастерская Деда Мороза»

27.12.21-30.12.21

Серова О.В., Иневаткин В.А.,
классные руководители

Участие во Всероссийской массовой
лыжной гонки «Лыжня России-2021»

12.02.2022

Серова М.С., классные
руководители

Мероприятия, посвященные Дню
защитника Отечества

21.02.22-25.02.22

Серова О.В., Иневаткин В.А.,
классные руководители

Мероприятие, посвященное
Международному женскому дню

07.02.22-11.02.22

Серова О.В., Иневаткин В.А.,
классные руководители

Мероприятия, посвященные
Всемирному дню авиации и
космонавтики

11.04.22-15.04.22

Серова О.В., Котова Н.А., классные
руководители

Акция «Чистый двор»

25.04.22-29.04.22

Зам. директора по АХЧ, классные
руководители

Мероприятия, посвященные Дню
Победы в Великой Отечественной
войне

06.05.22-13.05.22

Серова О.В., Иневаткин В.А.,
Котова Н.А., классные
руководители

26

Выпускной праздник начальной школы

27.05.2022

Серова О.В., Иневаткин В.А.,
Малкова Н.А., Ковалёва И.Т.

Название мероприятия

Срок

Ответственный

Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(урок подготовки детей к действиям в
условиях различного рода
чрезвычайных ситуациях)

01.09.2021

Классные руководители

День солидарности в борьбе с
терроризмом

03.09.2021

Классные руководители

Международный день распространения
грамотности

08.09.2021

Классные руководители

Всемирный день трезвости

11.09.2021

Классные руководители

Дни воинской славы России

В течение месяца

Классные руководители

«Я, ты, он она – вместе целая страна!»
(к Международному дню мира)

21.09.2021

Классные руководители

«Не обижайте старость!», (к
Международному дню пожилых людей)

01.10.2021

Классные руководители

Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(приуроченный ко Дню гражданской
обороны РФ)

04.10.2021

Классные руководители

Всероссийский урок «Экология и
энергосбережение» в рамках
Всероссийского фестиваля
энергосбережения # ВместеЯрче

16.10.2021

Классные руководители

Единый Общероссийский телефон
доверия для детей, подростков и их
родителей

22.10.2021

Классные руководители

День памяти жертв политических
репрессий

30.10.2021

Классные руководители

Всероссийский урок безопасности
школьников в сети Интернет

28.10.21-30.10.21

Классные руководители

«Мы один народ – у нас одна страна!»
(ко Дню народного единства)

03.11.2021

Классные руководители

Всероссийский урок «История самбо»

14.11.2021

Классные руководители, Серова
М.С.

Международный день толерантности

16.11.2021

Классные руководители

Классное руководство

27

Час общения «Я выбираю жизнь»- о
вреде курения, пьянства, наркомании (к
Всемирному дню борьбы со СПИДом)

01.12.2021

Классные руководители

Международный день инвалидов

03.12.2021

Классные руководители

День Неизвестного солдата

03.12.2021

Классные руководители

Международный день добровольцев

05.12.2021

Классные руководители

День героев Отечества

09.12.2021

Классные руководители

Международный день борьбы с
коррупцией

09.12.2021

Классные руководители

Единый урок «Права человека»

10.12.2021

Классные руководители

День Конституции Российской
Федерации

12.12.2021

Классные руководители

Часы общения, посвященные снятию
блокады Ленинграда «Дети блокадного
Ленинграда»

27.01.2022

Классные руководители

Международный день памяти жертв
Холокоста

27.01.2022

Классные руководители

Часы общения, посвященные разгрому
советскими войсками немецкофашистских войск в Сталинградской
битве

02.02.2022

Классные руководители

День российской науки

08.02.2022

Классные руководители

Часы общения, посвященные дню
памяти о россиянах, исполнявших
служебный долг за пределами
Отечества

15.02.2022

Классные руководители

Международный день родного языка

21.02.2022

Классные руководители

Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(приуроченный к празднованию
Всемирного дня гражданской обороны)

01.03.2022

Классные руководители

День воссоединения Крыма с Россией

18.03.2022

Классные руководители

Часы общения, посвященные
Всемирному Дню земли

21.03.2022

Классные руководители

День космонавтики. Гагаринский урок
«Космос – это мы»

12.04.2022

Классные руководители

День местного самоуправления

21.04.2022

Классные руководители

Шуховцева С.Е.

28

Час памяти «Уроки Чернобыля» (ко
Дню памяти погибших в радиационных
авариях и катастрофах)

26.04.2022

Классные руководители

Праздник весны и труда

29.04.2022

Классные руководители

Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(день пожарной охраны)

30.04.2022

Классные руководители

День Победы в Великой Отечественной
войне

06.05.2022

Классные руководители

Международный день семьи

15.05.2022

Классные руководители

Единый Общероссийский телефон
доверия для детей, подростков и их
родителей

17.05.2022

Классные руководители,
Шуховцева С.Е.

День государственного флага
Российской Федерации

22.05.2022

Классные руководители

День славянской письменности и
культуры

24.05.2022

Классные руководители

Международный день защиты детей

31.05.2022

Классные руководители

Организация мониторинга социальных
сетей учащихся

Ежеквартально

Классные руководители

Название мероприятия

Срок

Ответственный

«Занимательная грамматика»

В течение года

Липина Л.В., Галлямова С.В.

Курсы внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

Липина Л.В., Галлямова С.В.

«Родной край»

В течение года

Серова О.В.

«ПДД»

В течение года

Галлямова С.В., Веретенникова
Л.Б., Пятакова Н.К., Серова О.В.,
Скурепова Г.В., Малкова Н.А.,
Ковалева И.Т.

«Урок здоровья»

В течение года

Липина Л.В., Серова О.В., Малкова
Н.А., Галлямова С.В., Пятакова
Н.К.

«АБВГДейка»

В течение года

Серова О.В.

«Интеллектика»

В течение года

Скурепова Г.В.

«Умелые пальчики»

В течение года

Пятакова Н.К.

Срок

Ответственный

Работа с родителями
Название мероприятия

29

Участие родителей в проведении
общешкольных, классных мероприятий

В течение года

Классные руководители

Классные собрания

Раз в триместр

Классные руководители

Общешкольное собрание

Раз в полгода

Администрация, классные
руководители

Индивидуальные консультации

В течение года

Классные руководители, педагогпсихолог, учитель-логопед,
учителя-предметники

Совместные походы, экскурсии,
поездки

В течение года

Классные руководители

Работа Совета профилактики с

В течение года

Классные руководители,
администрация, социальный
педагог, инспектор ПДН

Название мероприятия

Срок

Ответственный

Оформление классных уголков

06.09.21-17.09.21

Классные руководители

Экскурсии на предприятия города

В течение года

Классные руководители

Встречи с представителями профессий

В течение года

Шуховцева С.Е., классные
руководители

неблагополучными семьями по
вопросам воспитания, обучения детей
Профориентация

Организация предметно-эстетической среды
Название мероприятия

Срок

Ответственный

Оформление классных уголков, уголков
безопасности

01.09.21-15.09.21

Классные руководители

Выставки рисунков, фотографий,
творческих работ, посвященных
событиям и памятным датам

В течение года

Серова О.В., классные
руководители

Оформление стендов, кабинетов,
коридоров школы к различным
праздникам в рамках ключевых
общешкольных дел

В течение года

Серова О.В, классные
руководители,

Календарный план воспитательной работы школы
на 2021-2022 учебный год
5-9 классы
Ключевые общешкольные дела
Название мероприятия
Срок
Ответственный
День знаний «Здравствуй, школа!»
01.09.2021
Чернова М.В., Иневаткин В.А.,
классные руководители
30

Посвящение в пятиклассники
Участие во Всероссийском дне бега
«Кросс наций 2021»
Неделя безопасности дорожного
движения
Мероприятия, посвященные Дню
учителя
Праздник осени «Осенний бал»

27.09.21-30.09.21
18.09.2021
01.09.21-08.09.21
05.10.2021
25.10.21-29.10.21

Выставка информационных стенгазет,
посвященных Дню народного единства
Мероприятия, посвященные Дню
матери

04.11.21-11.11.21

Праздничая новогодняя программа

27.12.21-30.12.21

Участие во Всероссийской массовой
лыжной гонки «Лыжня России-2021»
Мероприятия, посвященные Дню
защитника Отечества
Мероприятие, посвященное
Международному женскому дню
Мероприятия, посвященные
Всемирному дню авиации и
космонавтики
Акция «Чистый двор»

22.11.21-30.11.21

12.02.2022
21.02.22-25.02.22
07.02.22-11.02.22
11.04.22-15.04.22

25.04.22-29.04.22

Мероприятия, посвященные Дню
Победы в Великой Отечественной
войне
Праздник «Последний звонок»

06.05.22-13.05.22

Торжественное вручение аттестатов
учащимся основной школы

15.06.22-22.06.22

20.05.2022

Классное руководство
Название мероприятия
Срок
Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
01.09.2021
(урок подготовки детей к действиям в
условиях различного рода
чрезвычайных ситуациях)
День солидарности в борьбе с
03.09.2021
терроризмом
Международный день распространения
08.09.2021
грамотности
Всемирный день трезвости
11.09.2021
Дни воинской славы России
«Я, ты, он она – вместе целая страна!»
(к Международному дню мира)

В течение месяца
21.09.2021
31

Чернова М.В., Котова Н.А.,
Лагутова Н.И.
Егорова Н.В., классные
руководители
Ковалева И.Т., классные
руководители
Чернова М.В., Иневаткин В.А.,
классные руководители
Чернова М.В., Иневаткин В.А.,
Котова Н.А., классные
руководители
Чернова М.В., классные
руководители
Чернова М.В., Иневаткин В.А.,
Котова Н.А., классные
руководители
Чернова М.В., Иневаткин В.А.,
классные руководители
Егорова Н.В., классные
руководители
Чернова М.В., Иневаткин В.А.,
классные руководители
Чернова М.В., Иневаткин В.А.,
классные руководители
Чернова М.В., Котова Н.А.,
классные руководители
Зам. директора по АХЧ, классные
руководители
Чернова М.В., Иневаткин В.А.,
Котова Н.А., классные
руководители
Чернова М.В., Иневаткин В.А.,
Ачимова Л.В., Лагутова Н.И.
Чернова М.В., Иневаткин В.А.,
Ачимова Л.В., Лагутова Н.И.
Ответственный
Классные руководители, Лагутова
Н.И.
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители, Топоркова
О.А.
Классные руководители

«Не обижайте старость!», (к
Международному дню пожилых людей)
Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(приуроченный ко Дню гражданской
обороны РФ)
Всероссийский урок «Экология и
энергосбережение» в рамках
Всероссийского фестиваля
энергосбережения # ВместеЯрче
Единый Общероссийский телефон
доверия для детей, подростков и их
родителей
День памяти жертв политических
репрессий
Всероссийский урок безопасности
школьников в сети Интернет

01.10.2021

Классные руководители

04.10.2021

Классные руководители, Лагутова
Н.И.

16.10.2021

Классные руководители

22.10.2021

Классные руководители

30.10.2021

Классные руководители, Топоркова
О.А.

28.10.21-30.10.21

Классные руководители, Ачимова
Л.В.

«Мы один народ – у нас одна страна!»
(ко Дню народного единства)
Всероссийский урок «История самбо»

03.11.2021

Классные руководители

14.11.2021

Классные руководители, Егорова
Н.В.

Международный день толерантности

16.11.2021

Классные руководители

Час общения «Я выбираю жизнь»- о
вреде курения, пьянства, наркомании (к
Всемирному дню борьбы со СПИДом)
Международный день инвалидов

01.12.2021

Классные руководители

03.12.2021

Классные руководители

День Неизвестного солдата

03.12.2021

Классные руководители, Топоркова
О.А.

Всероссийская акция «Час кода».
Тематический урок информатики

03.12.21-09.12.21

Классные руководители, Ачимова
Л.В.

Международный день добровольцев

05.12.2021

Классные руководители, Чернова
М.В., Совет старшеклассников

День героев Отечества

09.12.2021

Классные руководители, Топоркова
О.А.

Международный день борьбы с
коррупцией
Единый урок «Права человека»

09.12.2021

Классные руководители

10.12.2021

Классные руководители, Топоркова
О.А.

День Конституции Российской
Федерации
Часы общения, посвященные снятию
блокады Ленинграда «Дети блокадного
Ленинграда»
Международный день памяти жертв
Холокоста

12.12.2021

Классные руководители, Топоркова
О.А.
Классные руководители, Топоркова
О.А.

27.01.2022

27.01.2022

32

Классные руководители, Топоркова
О.А.

Часы общения, посвященные разгрому
советскими войсками немецкофашистских войск в Сталинградской
битве
День российской науки
Часы общения, посвященные дню
памяти о россиянах, исполнявших
служебный долг за пределами
Отечества
Международный день родного языка

02.02.2022

Классные руководители, Топоркова
О.А.

08.02.2022
15.02.2022

Классные руководители
Классные руководители, Топоркова
О.А.

21.02.2022

Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(приуроченный к празднованию
Всемирного дня гражданской обороны)
День воссоединения Крыма с Россией

01.03.2022

Классные руководители, учителя
русского языка и литературы
Классные руководители, Лагутова
Н.И.

Часы общения, посвященные
Всемирному Дню земли
День космонавтики. Гагаринский урок
«Космос – это мы»
День местного самоуправления

21.03.2022

Классные руководители, Топоркова
О.А.
Классные руководители

12.04.2022

Классные руководители

21.04.2022

Классные руководители

Час памяти «Уроки Чернобыля» (ко
Дню памяти погибших в радиационных
авариях и катастрофах)
Праздник весны и труда

26.04.2022

Классные руководители, Топоркова
О.А., Лагутова Н.И.

29.04.2022

Классные руководители

Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(день пожарной охраны)

30.04.2022

Классные руководители, Лагутова
Н.И.

День Победы в Великой Отечественной
войне

06.05.2022

Классные руководители, Топоркова
О.А.

Международный день семьи
Единый Общероссийский телефон
доверия для детей, подростков и их
родителей
День государственного флага
Российской Федерации
День славянской письменности и
культуры
Международный день защиты детей
Организация мониторинга социальных
сетей учащихся

15.05.2022
17.05.2022

Классные руководители
Классные руководители

22.05.2022

Классные руководители, Топоркова
О.А.
Классные руководители, учителя
русского языка и литературы
Классные руководители
Классные руководители

Название мероприятия
Выборы органов ученического
самоуправления
Обсуждение плана работы Совета на
новый учебный год
Рейд по проверке классных уголков

18.03.2022

24.05.2022
31.05.2022
Ежеквартально
Самоуправление
Срок
01.09.21-03.09.21

01.09.21-03.09.21
13.09.21-17.09.21
33

Ответственный
Совет старшеклассников, Чернова
М.В., Ачимова Л.В., классные
руководители
Совет старшеклассников, Чернова
М.В., Ачимова Л.В.
Совет старшеклассников

Организация праздника ко Дню учителя

05.10.2021

«Осенний вернисаж» -выставка работ
учащихся школы ко праздничному
мероприятию «Осенний бал»
Поздравительное мероприятие ко Дню
матери
Акция по безопасному использованию
пиротехники в преддверии новогодних
праздников
Конкурс на лучшее украшение
кабинетов «Новый год стучится в
класс»
Организация украшения школы к
Новогоднему празднику
Организация акции по сбору корма
бездомным животным
Подготовка и проведение военнопатриотической игры «Зарница»

25.10.21-29.10.21

Выпуск поздравительных газет к
празднику 8 марта
Возложение цветов к памятникам
погибшим землякам
Подготовка к Последнему звонку,
украшение школы
Отчетное собрание Совета
старшеклассников
Рейд по сохранности учебников
Рейд по проверке чистоты в кабинетах
Заседание актива школьного
самоуправления
Подготовка материала для сайта школы

01.03.22-08.03.22

26.11.2021
20.12.21-24.12.21

Совет старшеклассников, Чернова
М.В., Ачимова Л.В.
Совет старшеклассников, Чернова
М.В., Ачимова Л.В.
Совет старшеклассников, Чернова
М.В., Ачимова Л.В.
Совет старшеклассников, Чернова
М.В.

20.12.21-30.12.21

Совет старшеклассников, Чернова
М.В., Ачимова Л.В.

13.12.21-30.12.21

Совет старшеклассников, Чернова
М.В., Ачимова Л.В.
Совет старшеклассников, Чернова
М.В.
Совет старшеклассников, Чернова
М.В., Ачимова Л.В., Егорова Н.В.,
Лагутова Н.И.
Совет старшеклассников, Чернова
М.В., Котова Н.А.
Совет старшеклассников, классные
руководители.
Совет старшеклассников, Чернова
М.В., Ачимова Л.В.
Совет старшеклассников, Чернова
М.В., Ачимова Л.В.
Совет старшеклассников
Совет старшеклассников
Совет старшеклассников

17.01.22-31.01.22
14.02.22-23.02.22

06.05.2022
19.05.22-20.05.22
27.05.2022
Раз в триместр
Раз в месяц
Раз в месяц
Раз в месяц

Совет старшеклассников

Курсы внеурочной деятельности
Название мероприятия
Срок
Ответственный
«Веселые нотки» (игра на гитаре)
В течение года
Корнилова У.К.
«Спортивные игры»
В течение года
Егорова Н.В.
«Библиотечные уроки»
В течение года
Котова Н.А.
Работа с родителями
Название мероприятия
Срок
Ответственный
Участие родителей в проведении
В течение года
Классные руководители
общешкольных, классных мероприятий
Классные собрания
Раз в триместр
Классные руководители
Общешкольное собрание
Раз в полгода
Администрация, классные
руководители
Индивидуальные консультации
В течение года
Классные руководители, педагогпсихолог, учитель-логопед,
учителя-предметники
Совместные походы, экскурсии,
В течение года
Классные руководители
поездки
34

Работа Совета профилактики с
неблагополучными семьями по
вопросам воспитания, обучения детей
Название мероприятия
Оформление уголка по профориентации
«В мире профессий»
Оформление информационного стенда
«Куда пойти учиться». Информации об
учреждениях профессионального
образования
Диагностическая работа по выявлению
склонностей, способностей
обучающихся
Посещение Дней открытых дверей
Информирование учащихся и их семей
об образовательных возможностях
территориально доступной им
образовательной среды начального и
среднего профессионального
образования
Тематические классные часы
профориентационной направленности
Экскурсии на предприятия города
Встречи с представителями профессий

В течение года
Профориентация
Срок
06.09.21-17.09.21

Классные руководители,
администрация, социальный
педагог, инспектор ПДН
Ответственный
Ачимова Л.В, Лагутова Н.И.

06.09.21-17.09.21

Ачимова Л.В., Лагутова Н.И.,
Просвиряков В.С., Иневаткин В.А.

01.11.21-30.11.21

Чернова М.В.

По расписанию
учебных заведений
В течение года

Ачимова Л.В., Лагутова Н.И.,
Просвиряков В.С., Иневаткин В.А.
Ачимова Л.В., Лагутова Н.И.,
Просвиряков В.С., Иневаткин В.А.

В течение года

Ачимова Л.В., Лагутова Н.И.

В течение года

Ачимова Л.В., Лагутова Н.И.,
Просвиряков В.С., Иневаткин В.А.
Ачимова Л.В., Лагутова Н.И.

В течение года

Проведение сюжетно-ролевых игр
В течение года
Ачимова Л.В., Лагутова Н.И.
среди учащихся 9-х классов
Консультирование родителей по
В течение года
Ачимова Л.В., Лагутова Н.И.,
вопросам профориентации учащихся
Просвиряков В.С., Иневаткин В.А.
Организация предметно-эстетической среды
Название мероприятия
Срок
Ответственный
Оформление классных уголков, уголков
01.09.21-15.09.21
Классные руководители
безопасности
Выставки рисунков, фотографий,
В течение года
Чернова М.В., классные
творческих работ, посвященных
руководители
событиям и памятным датам
Оформление стендов, кабинетов,
В течение года
Чернова М.В., классные
коридоров школы к различным
руководители, Совет
праздникам в рамках ключевых
старшеклассников
общешкольных дел
Школьный урок
(согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников)

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».