Подписан: Массанова Алёна Владимировна DN: OU=директор, O="ГБОУ СО "" Березовская школа""", CN=Массанова Алёна Владимировна, E=berezsksh@mail.ru Основание: Я являюсь автором этого документа Дата: 2021.11.25 12: 15:42+05'00' Мир природы и человека Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» в 1 дополнительном классе образовательной области «Естествознание» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). У обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинноследственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся, коррекции их мышления. Цель: заложить основу для формирования у обучающихся с умственной отсталостью базовых представлений о природе Задачи: уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания; на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды; формировать представления о солнце как источнике света и тепла на земле, его значении в жизни живой природы, смене времён года; выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания; формировать знания о природе своего края; формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности. Предлагаемый курс направлен на обогащение словарного запаса обучающихся простыми понятиями; на формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи; развитие диалогической речи, связного высказывания; формирование коммуникативной функции речи и культуры общения. Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д. Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчёт о работе и т. д. Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными навыками: умением вступать в контакт и работать в группах; умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями; умение обращаться за помощью и принимать помощь; умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие регулятивные учебные действия: входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя); самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения, столовой); организовывать свою деятельность вне учебного занятия с помощью учителя (на перемене, в свободное время, в ожидании выполнения задания другими обучающимися); использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время; самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя; корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя); принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в рамках предмета «Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями научаются следующим познавательным учебным действиям: o выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности, o характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); o находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале; o использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя; o работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях); o называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения; o знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей; o знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств. Основными методами обучения являются беседа, экскурсии, практические работы детей. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учителю необходимо использовать на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, «Четвёртый - лишний», картинное лото, домино и др. На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках - на основе непосредственных чувственных восприятий. Практические работы помогают закреплению полученных на уроках знаний и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности. Правильная организация занятий, специфические приёмы и методы побуждают обучающихся к самостоятельному высказыванию, активизируют их речевую и познавательную деятельность. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Мир природы и человека» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения и русского языка, математики, музыки и рисования, ручного труда и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос и практические работы. Место учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Мир природы и человека» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На изучение предмета в 1 доп. классе отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов, исходя из 33 учебных недель. Длительность уроков составляет 35 минут. Планируемые результаты освоения предмета Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными. Минимальным уровнем является формирование следующих умений: 1. правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки; 2. различать объекты живой и неживой природы; 3. выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы; 4. называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности; 5. называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение; 6. соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы; Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки: 1. овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы; 2. узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях; 3. отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам; 4. знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы всё обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умений и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных умений и навыков: - осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника; - адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения; - способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности; - владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком); - осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»; - осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций. Результаты базовых учебных действий (УД). Личностные учебные действия готовность школьника к положительному отношению к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; способность проявлять учебно-познавательный процесс к новому учебному материалу по предмету «Мир природы и человека»; умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (хорошо и плохо); формирование представления о здоровом образе жизни: знать элементарные гигиенические навыки, режимные моменты класса, в том числе (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и позвоночника, физ. минутка устная и музыкальная); Регулятивные учебные действия организовывать своё рабочее место с помощью учителя; уметь использовать в деятельности на уроках «Мир природы и человека» цветные карандаши, краски, фломастеры, дневник наблюдения за природой, различные линейки, развивающие игры, лото и домино с животными и растениями, другие развивающие игры по темам изучающего предмета; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей. Познавательные учебные действия узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях с помощью учителя; относить изученные объекты к определённым группам (корова - домашнее животное) с помощью учителя; называть объекты, отнесённые к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда); знать основные правила личной гигиены; иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и в обществе; владеть несложными санитарно - гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчёсывать волосы и т.д.); адекватно вести себя в школе, классе, столовой, коридоре школы, спортивном зале, музыкальном кабинете и актовом зале, игровой комнате и т.д. Коммуникативные учебные действия адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителем и родителями; понимать замечания и адекватно воспринимать похвалу; выполнять доступные природоохранительные действия; совершать действия с помощью учителя по соблюдению санитарногигиенических норм в классе. проявлять интерес и активность на уроках и играх на переменах и пришкольном участке. Основные виды организации учебного процесса Технологии обучения Формы обучения Методы обучения - - игровые технологии здоровьесберегающи е технологии личностноориентированные технологии разноуровневого и дифференцированно го обучения проблемнопоисковые информационно коммуникационные технологии индивидуальн ые групповые (парные) фронтальные классные (урочные) внеклассные словесные наглядные практические частичнопоисковые Формы контроля устный опрос практическая работа индивидуальны е задания самостоятельна я работа Система оценки достижения планируемых результатов Во время обучения в первом дополнительном классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. Требования к оцениванию Безотметочное оценивание. Промежуточная аттестация обучающихся дополнительных первых классов в соответствие со школьным Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости (приказ № 174-ОД от 01.09.2014) не проводится. Текущий контроль успеваемости учащихся дополнительных первых классов в течение учебного года осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы без фиксации достижений учащихся в виде отметок по пятибалльной системе и отражается учителем в Листке достижений обучающегося. Содержание программы Перечень разделов программы: № Название разделов Количество часов п\п 1 Безопасное поведение 14 2 Неживая природа 10 3 Сезонные изменения в природе 23 4 Живая природа 18 Растения 7 Животные 4 Человек 7 5 Обобщение по предмету «Мир 1 природы и человека» Итого: 66 часов Безопасное поведение Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб. Правила поведения в школе. Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности дежурного. Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними. Одежда, обувь – назначение (для дома, для улицы, для мальчиков, для девочек), уход за одеждой и обувью. Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. Обязанности членов семьи. Уважительное отношение к старшим. Правила дорожного движения по дороге в школу (домой). Название населённого пункта, в котором проживает. Знакомство с распорядком дня, зачем он нужен. Польза утренней зарядки и физической культуры. Элементарные навыки гигиены (мытье рук). Безопасное поведение на водоёме зимой и летом. Неживая природа Знакомство с миром природы. Мы живем на планете Земля. Элементарные представления о Солнце (согревает нашу планету, днем светит) и Луне (ночью видна на небе, не греет). Различия между днем и ночью, утром и вечером. Занятия людей в различное время (утром просыпаемся, завтракаем, идем в школу; днем обедаем, гуляем и отдыхаем; вечером с семьей читаем, ужинаем, готовимся ко сну; ночью спим). Сезонные изменения в природе Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек; в летние месяцы: жарко, созревание плодов, потомство у животных. Национальные традиции в различные времена года. Правила безопасного поведения в различное время года. Живая природа Растения Овощи. Помидор, огурец. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу. Фрукты. Яблоко, груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу. Внешнее отличие деревьев, кустарников, трав. Узнавание и называние знакомых цветов, трав, деревьев. Нахождение знакомых растений на пришкольном участке. Животные Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек. Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание. Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку. Насекомые – муха, пчела. Польза и вред. Человек Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги, части лица). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук). Органы зрения, слуха. Глазами мы видим. Ушами мы слышим. Носом мы дышим и различаем запахи Календарно-тематическое планирование. Содержание курса Тема Кол-во часов Характеристика деятельности обучающегося Моя школа 2 Экскурсия по школе. Экскурсия по территории школы. Называние знакомых объектов, нахождение и показ объектов и предметов по инструкции учителя. Зарисовка объектов в альбом Безопасное поведение Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб. (по трафарету, с помощью учителя). Отработка названий 274 Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности дежурного. школьных помещений: класс, столовая, раздевалка и другие. Рассматривание условных знаков (запасной выход и др.). Практическая отработка ориентировки на местности Дорога в школу 2 Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними. Одежда, обувь – назначение (для дома, для улицы, для мальчиков, для девочек), уход. Экскурсия. Называние знакомых объектов. Рассматривание и называние знаков дорожного движения, дорожной разметки («зебра»). Нахождение и показ остановок общественного транспорта. Повторение названий домовых знаков. Показ знакомых объектов Аппликация Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. на иллюстрациях. «Дорога» Правила дорожного движения по дороге в Транспорт школу (домой). 2 Называние знакомых объектов. Проговаривание названий (автобус, троллейбус, автомобиль и др.). Называние и показывание частей транспорта на иллюстрациях. Зарисовка в альбоме (по трафарету, с помощью учителя) Мой класс 1 Показ объектов по инструкции учителя (доска, парта, стул, шкаф). Рассматривание иллюстраций. Соотнесение иллюстративного материала с реальным объектом. Действия по инструкции (сядь за парту, встань у доски, подойди к двери и др.). Называние имени соседа по парте. Мои обязанности в 1 Слушание об Название населенного пункта рассказа учителя. Составление рассказа обязанностях дежурного. Ответы на вопросы. Практический 275 классе Мое поведение школе показ обязанностей дежурного. Словарная работа: дежурство, чистота в1 Ответы на вопросы по тексту о правилах поведения в школе. Нахождение иллюстрации, отображающих правильное поведение. Зарисовка в тетрадь по заданию учителя. Слушание стихотворения. Моделирование поведения в различных ситуациях. Учебные вещи 2 Показ и называние знакомых предметов. Классификация предметов по назначению. Дифференциация предметов по назначению. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Зарисовка в тетрадь учебных предметов по инструкции учителя. Рассказ об использовании учебных предметов. Рассматривание иллюстраций. Одежда и обувь 2 Показ и называние натуральных предметов одежды, обуви. Классификация предметов по нескольким признакам. Называние частей одежды, обуви. Практические действия с предметами. Отработка глаголов (одеть, надеть, застегнуть, завязать, повязать, снять). Дидактическая игра «Одень куклу» Расписание уроков 1 Называние дней недели, названий предметов. Соотнесение иллюстрации с названием. составление Практическое 276 расписания на сегодня (на завтра) по образцу (с помощью учителя, самостоятельно). Подбор иллюстраций к расписанию. Мой режим дня 1 Рассказ о режиме дня. Перечисление основных видов деятельности в режиме дня. Беседа. Практическое составление режима дня по образцу (с помощью учителя). Ответы на вопросы. Подбор иллюстраций к режиму дня. Слушание потешек и пословиц. Моя семья 1 Составление предложений (рассказа) о семье. Ответы на вопросы. Перечисление членов семьи. Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстративном материале членов семьи. Рассказ о занятиях и профессиях членов семьи. Слушание стихотворения. Зарисовка в тетради по заданию учителя Мои обязанности в семье 1 Перечисление своих обязанностей в семье. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Распределение обязанностей в зависимости от роли. Практическая отработка навыков. Мой 1 Рассматривание иллюстраций. Определение и называние местности проживания (город, село, поселок). Узнавание и называние объектов на иллюстрации. Составление предложений город (поселок, деревня) село, (рассказа) по вопросам учителя. Слушание рассказа учителя. 277 Ответы на вопросы. Неживая природа Мир природы. Земля 1 Рассматривание иллюстраций. Нахождение и называние знакомых объектов. Словарь: земля, планета. Зарисовка объекта в альбом. Солнце 1 Рассматривание иллюстраций. Нахождение и называние знакомых объектов. Словарь: солнце, свет, тепло. Зарисовка объекта в альбом. Выбор объекта из группы объектов. Составление предложений об изученном объекте по вопросам учителя. Луна 1 Выбор изучаемого объекта из нескольких. Называние объекта. Ответы на вопросы. Отгадывание загадок. Зарисовка объекта в альбом. Словарь: солнце, луна, день, ночь. Разучивание потешки. Составление предложений по вопросам учителя. День 1 Различение частей суток. Выбор иллюстрации с изображением частей суток по инструкции учителя. Словарь: утро, день, вечер, ночь. Отгадывание загадок. Перечисление видов деятельности в утреннее время. Составление предложений по вопросам учителя. Выбор объектов неживой природы (солнце), 278 соответствующего времени суток (день). Ночь 1 Различение частей суток. Выбор иллюстрации с изображением частей суток по инструкции учителя. Словарь: утро, день, вечер, ночь. Отгадывание загадок. Перечисление видов деятельности в утреннее время. Составление предложений по вопросам учителя. Выбор объектов неживой природы (луна), соответствующего времени суток (ночь). Утро 1 Различение частей суток. Выбор иллюстрации с изображением частей суток по инструкции учителя. Словарь: утро, день, вечер, ночь. Отгадывание загадок. Перечисление видов деятельности в утреннее время. Составление предложений по вопросам учителя. Выбор объектов неживой природы (солнце), соответствующего времени суток (утро). Вечер 1 Различение частей суток. Выбор иллюстрации с изображением частей суток по инструкции учителя. Словарь: утро, день, вечер, ночь. Отгадывание загадок. Перечисление видов деятельности в утреннее время. Составление предложений по вопросам учителя. Выбор объектов неживой природы (луна), соответствующего времени суток (вечер). Мой режим дня 1 Подбор иллюстраций к составлению режима дня. Ответы на 279 вопросы о необходимости режима дня. Определение пользы режима дня. Составление иллюстративного рассказа о режиме дня. Зарисовка режима дня в тетрадь. Словарь: режим дня, утро, день, вечер, ночь. Составление предложений (рассказа) о занятиях в выходные дни. Утренняя зарядка 1 Называние частей тела. Подбор иллюстраций к упражнениям на различные части тела. Составление комплекса упражнений. Практический показ комплекса упражнений. Разучивание физкультминутки со стихотворным сопровождением 1 Дать определение погоды – ответы на вопросы учителя. Подбор прилагательных к слову «погода» (погода сегодня какая?). Словарь: погода, ясная, солнечная, пасмурная, дождливая и др. Рассматривание иллюстраций, подбор иллюстраций к описанию погоды сегодня (вчера). Составление описательного рассказа о погоде сегодня (вчера). 1 Знакомство с условными изображениями погоды: ясно, пасмурно, дождь, снег. Отбор условных знаков, изображающих погоду сегодня (вчера). Ответы на вопросы учителя о Сезонные изменения в природе Сезонные изменения в природе. Погода Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в Календарь погоды весенние сегодняшней погоде. Изготовление календаря погоды 280 месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек; в летние месяцы: жарко, созревание плодов, потомство у животных. Национальные Осенняя погода традиции в различные времена года. Правила безопасного поведения в различное время года. (оформление готового календаря). Отметка в календаре погоды сегодня (вчера). 1 Рассматривание иллюстраций времен года. Нахождение изображения осени. Составление описательного рассказа (предложений) по картинке. Подбор прилагательных к словосочетанию «осенняя погода» (осенью погода бывает какой?). Зарисовка осени в альбом. Словарь: осень, пасмурно, ясно, дует ветер (ветрено) Парк (лес, сквер) 2 осенью Экскурсия. Наблюдение за изменениями погоды осенью, объектов живой и неживой природы. Сбор природного материала. Составление предложений (описательного рассказа) на основе наблюдений по вопросам учителя. Подбор иллюстраций по итогам наблюдений. Зарисовка изменений в природе на основе наблюдений. Изготовление поделки из природного материала. Словарь: парк, сквер, листопад. Животные осенью Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстрации и называние известных животных (заяц, белка, еж, лиса, волк, медведь). Слушание рассказа учителя об образе жизни животных. Составление предложений (рассказа) об образе жизни животных, изменениях в образе жизни осенью. 1 Дидактическая игра «Накорми животное». Подбор изображений 281 животных в осенний период. Осенняя простуда (профилактика) 1 Слушание стихотворения И. Финк «Ой, сыночку стало худо…» Беседа о причинах простуды, мерах профилактики. Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя. Словарь: простуда, закаливание. Отработка практических навыков закаливания (умывание прохладной водой) Зимняя погода 1 Экскурсия. Нахождение и называние объектов живой и неживой природы в зимний период. Подбор прилагательных к слову «зима» (зима какая?) Словарь: снежная, морозная. Описание объектов и явлений в зимний период по вопросам (инструкции) учителя. Зарисовка зимнего пейзажа. Отгадывание загадок. Нахождение иллюстраций, изображающих время года – зима. Календарь погоды 1 Закрепление условных изображений погоды: ясно, пасмурно, дождь, снег. Отбор условных знаков, изображающих погоду сегодня (вчера). Ответы на вопросы учителя о сегодняшней погоде. Изготовление календаря погоды (оформление готового календаря). Отметка в календаре погоды сегодня (вчера). Растения зимой 1 Наблюдения в природе. Слушание рассказа учителя. Подбор иллюстративного материала по итогам наблюдения. Составление предложений по вопросам учителя. Зарисовка 282 изменений в природе на основе наблюдений. Изготовление поделки из природного материала. Животные зимой 1 Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстрации и называние известных животных (заяц, белка, еж, лиса, волк, медведь). Слушание рассказа учителя об образе жизни животных. Составление предложений (рассказа) об образе жизни животных, изменениях в образе жизни зимой. Дидактическая игра «Найди животное». Подбор изображений животных в зимний период. Зимние забавы. 1 Беседа о деятельности детей в зимний период. Отбор иллюстраций с предметами для зимних видов деятельности (коньки, санки, лыжи). Составление рассказа по сюжетной картинке. Активизация словаря: коньки, санки, лыжи, снежки. Аппликация «Снеговик» (поделка из бросового материала) Зимние праздники 1 Знакомство с традициями. Беседа о семейных традициях. Рассматривание атрибутов зимних праздников. Словарь: елочные украшения, Новый год, Дед Мороз, Снегурочка. Разучивание стихотворения. Осторожно, лед! 1 Рассматривание (правила поведения иллюстраций. Выбор иллюстраций, демонстрирующих правильное поведение. Составление 283 на льду) Весенняя погода предложений (рассказа) о правильном поведении по вопросам учителя. Разучивание телефонов экстренной помощи. Просмотр видеофрагмента. 1 Экскурсия. Нахождение и называние объектов живой и неживой природы в весенний период. Подбор прилагательных к слову «весна» (весна какая?) Словарь: теплая, дождливая, солнечная. Описание объектов и явлений в весенний период по вопросам (инструкции) учителя. Зарисовка весеннего пейзажа. Отгадывание загадок. Нахождение иллюстраций, изображающих время года. Календарь 1 Закрепление условных изображений погоды: ясно, пасмурно, дождь, гром. Отбор условных знаков, изображающих погоду сегодня (вчера). Ответы на вопросы учителя о сегодняшней погоде. Изготовление календаря погоды (оформление готового календаря). Отметка в календаре погоды сегодня (вчера). Растения весной 1 Наблюдения в природе. Слушание рассказа учителя. Подбор иллюстративного материала по итогам наблюдения. Составление предложений по вопросам учителя. Зарисовка изменений в природе на основе наблюдений. Изготовление поделки из природного материала. 284 Животные весной 1 Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстрации и называние известных животных (заяц, белка, еж, лиса, волк, медведь). Слушание рассказа учителя об образе жизни животных. Составление предложений (рассказа) об образе жизни животных, изменениях в образе жизни весной. Дидактическая игра «Собери животное (из частей)». Подбор изображений животных в весенний период. Праздники. Мамин день 1 Знакомство с весенними праздниками. Беседа о семейных традициях. Рассматривание атрибутов праздника 8 марта (цветы). Разучивание стихотворения. Изготовление открытки из готовых форм (аппликация) Летняя погода 1 Экскурсия. Нахождение и называние объектов живой и неживой природы в летний период. Подбор прилагательных к слову «лето» (лето какое?) Словарь: жаркое, солнечное, дождливое. Описание объектов и явлений в летний период по вопросам (инструкции) учителя. Зарисовка летнего пейзажа. Отгадывание загадок. Нахождение иллюстраций, изображающих время года. Летний календарь 1 Закрепление условных изображений погоды: ясно, пасмурно, дождь, гроза. Отбор условных знаков, изображающих погоду сегодня (вчера). Ответы на вопросы учителя о сегодняшней погоде. Изготовление календаря погоды (оформление готового 285 календаря). Отметка в календаре погоды сегодня (вчера). Летние забавы 1 Рассматривание иллюстраций. Составление рассказа по сюжетной картинке. Нахождение несоответствия на иллюстрации («найди ошибку художника»). Рассказ о летнем отдыхе по вопросам учителя. Слушание стихотворения А. Барто «Жарко». Ответы на вопросы по тексту стихотворения. Осторожно, речка! (правила поведения на воде) 1 Рассматривание сюжетной картинки. Выбор иллюстрации, демонстрирующих правильное поведение. Составление предложений (рассказа) о правильном поведении по вопросам учителя. Просмотр видеофрагмента. Растения летом 1 Наблюдения в природе. Слушание рассказа учителя. Подбор иллюстративного материала по итогам наблюдения. Составление предложений по вопросам учителя. Зарисовка изменений в природе на основе наблюдений. Изготовление поделки из природного материала. Животные летом 1 Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстрации и называние известных животных (заяц, белка, еж, лиса, волк, медведь). Слушание рассказа учителя об образе жизни животных. Составление предложений (рассказа) об образе жизни животных, изменениях в образе жизни летом. 286 Дидактическая игра «Назови детенышей животных». Подбор изображений животных в летний период. Живая природа Растения Овощи. Помидор, огурец. Цвет, форма, Овощи величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу. 1 Описание натурального объекта (помидор, огурец) по плану учителя. Закрепление знания цветов (зеленый, красный), формы (круглый, овальный) объектов. Сравнения помидора, огурца по форме, цвету, вкусу, запаху. Соотнесение иллюстраций с реальным объектом. Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя. Изготовление овощного салата (нарезка овощей). Зарисовка объектов по образцу (по шаблону, по трафарету) в альбом (аппликация). 1 Описание натурального объекта (яблоко, груша) по плану учителя. Закрепление знания цветов (зеленый, красный, желтый), формы (круглый, овальный) объектов. Сравнения объектов по форме, цвету, вкусу, запаху. Соотнесение иллюстраций с реальным объектом. Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя. Отгадывание загадок. Зарисовка объектов по образцу (по шаблону, по трафарету) в альбом (аппликация). Фрукты. Яблоко, груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу. Ягоды: клубника, малина. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение по признакам. Употребление в пищу. Внешнее отличие деревьев, кустарников, трав. Узнавание и называние знакомых цветов, трав, деревьев. Нахождение знакомых растений на пришкольном Фрукты 287 участке. Ягоды 1 Описание натурального объекта (муляжа) по плану учителя. Закрепление знания цветов (зеленый, красный), формы (круглый, овальный) объектов. Сравнения ягод по форме, цвету, вкусу, запаху. Соотнесение иллюстраций с реальным объектом. Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя. Зарисовка объектов по образцу (по шаблону, по трафарету) в альбом (аппликация) «Фруктовый компот». Цветы, травы 1 Рассматривание гербария. Нахождение и называние знакомых объектов. Подбор иллюстраций к названиям цветов. Описание ромашки, розы, клевера, астры по вопросам учителя. Соотнесение изображения с местом произрастания (садовые, полевые). Словарь: садовые, полевые, букет. Аппликация «Букет» (букет из природного материала) Деревья 1 Рассматривание листьев (хвои) деревьев. Дидактическая игра « С какого дерева лист». Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев и называние знакомых объектов. Зарисовка объекта в альбом. Словарь: лист, хвоя, ствол, ветви, корень Кустарники 1 Рассматривание иллюстраций. Дифференциация объектов (дерево-куст). Ответы на вопросы учителя. Называние и описание знакомых объектов. Нахождение изученных объектов 288 в природе. Фотографирование объекта. Составление альбома фотографий «Кустарники». Зарисовка объекта в альбом. Словарь; сирень, боярышник, шиповник. Квест – игра 1 «Угадай растение» Экскурсия. Соотнесение иллюстраций с реальным объектом. Соотнесение объекта с названием. Нахождение объекта по решению загадок. Составление плана рассказа с помощью учителя (по опорным словам). Зарисовка объектов по итогам квеста. Животные Домашние животные. Кошка, собака. Домашние животные 2 Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек. Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание. Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит Дикие животные 1 Экскурсия (зоомагазин, ферма, питомник). Узнавание и называние знакомых животных. Сравнение собаки, кошки по иллюстрации. Составление предложений (рассказа) о повадках животных. Выбор предметов (иллюстраций предметов), необходимых для ухода за животными. Ответы на вопросы о пользе и вреде животных. Слушание аудиозаписи с голосами животных. Дидактическая игра «Узнай животное по описанию». Просмотр фрагмента мультипликационного фильма (видеофильма). Беседам по итогам просмотра. Узнавание и называние знакомых животных. Сравнение волка, лисы по иллюстрации. Составление предложений (рассказа) о 289 человеку. повадках животных. Ответы на вопросы о пользе и вреде животных. Слушание аудиозаписи с голосами животных. Дидактическая игра «Угадай. Чьи лапы (хвост, уши)» Просмотр фрагмента мультипликационного фильма (видеофильма). Беседам по итогам просмотра. Насекомые – бабочка. Польза и вред Птицы 1 Сравнение самолета и птицы. Нахождение сходства (различия). Нахождение и называние знакомых птиц (голубь, ворона, воробей) на иллюстрациях. Рассматривание чучел птиц (из имеющихся). Описание птицы по плану: части тела, чем покрыто тело, где проживают, чем питаются. Прослушивание аудиозаписи с голосами птиц. Узнавание знакомых птиц по голосу. Ответы на вопросы о пользе и вреде птиц. Насекомые 1 Рассматривание коллекции насекомых. Описание объекта. Составление предложений (рассказа) о жизни бабочки по иллюстрациям. Зарисовка по трафарету (по образцу). Дидактическая игра «Четвертый лишний»-дифференциация объектов. Человек Части тела человека (голова, лицо, шея, туловище, руки, ноги). Рука правая и Части тела человека 1 Слушание стихотворения. Показ частей тела со стихотворным сопровождением. Ответы на вопросы учителя по назначению 290 левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук). Органы зрения, слуха. Глазами мы видим. Ушами мы слышим. Носом мы дышим и различаем запахи. частей тела. Дидактическая игра «Один - много». Отгадывание загадок. Разучивание физкультминутки. Рассматривание иллюстраций. Нахождение сходства и различия частей тела человека и животных. Словарь: голова, лицо, туловище, руки, ноги. Расскажи про себя 1 Рассматривание фотографий с изображением людей разного возраста. Рассматривание себя в зеркало. Составление описательного рассказа (предложений) о себе, своем теле по вопросам (инструкциям) учителя. Игра «Зеркало» - выполнение движений в паре друг против друга. Как мы ходим. 1 Рассматривание иллюстративного материала о частях тела человека, плакатов, схем; отгадывание загадок; беседы о теле человека. Повторение физических упражнений по образцу. Как мы видим 1 Рассматривание своего лица в зеркало. Называние частей лица. Показ эмоций по инструкции учителя. Дидактическая игра «Чьи глаза ты видишь». Обобщение знаний – ответы на вопросы учителя. Как мы слышим 1 Дидактическая игра «Умей слушать» - узнавание и называние звуков природы (ветер, волны, дождь и другие). Ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций – органы слуха человека 291 и различных (по животных. Игра «Узнай животное» изображению ушей). Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя. Как мы чувствуем. 1 Дидактическая игра «Узнай по запаху». Составление рассказа об органах чувств по вопросам учителя. Нахождение сходства и различия органов чувств человека и животного (с помощью учителя). Рисунок «Портрет» в альбоме. Гигиена тела человека. Мытье рук 1 Рассматривание предметов гигиены. Нахождение и называние предметов гигиены, отбор необходимых по теме урока. Беседа о правилах гигиены. Составление предложений (рассказа) по теме урока. Практическая Отгадывание загадок отработка навыков мытья рук. Учебно-методический комплекс Учебная программа Учебник Мир природы и человека. 1 класс: .Рабочая программа учебник для 1-4 кл: АООП общеобразоват. образования для организаций, детей с УО реализующих (вариант 1) адапт. основные (сайт www.prosv.ru). общеобразоват. программы. В 2 ч./ Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А.Попова, Т.О. Куртова.М.: Просвещение, 2018. Рабочие тетради и пособия Матвеева Н. Б., Попова М. А. Мир природы и человека. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение Методический материал Матвеева Н.Б. Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. /Н.Б.Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А.Попова. - М.: Просвещение, 2016. (сайт www.prosv.ru)