Рабочая программа по предмету мир природы и человека 1 класс дополнительный (УО)

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор,
O="ГБОУ СО ""
Березовская
школа""",
CN=Массанова Алёна
Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я
являюсь автором
этого документа
Дата: 2021.11.25 12:
15:42+05'00'

Мир природы и человека
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» в 1 дополнительном
классе образовательной области «Естествознание» составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), на основе Адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1).
У обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при
обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о
непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который
находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать,
обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинноследственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической
деятельности обучающихся, коррекции их мышления.
Цель: заложить основу для формирования у обучающихся с умственной отсталостью базовых
представлений о природе
Задачи:
 уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые
знания;
 на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о
взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к
условиям внешней среды;
 формировать представления о солнце как источнике света и тепла на земле, его значении в
жизни живой природы, смене времён года;
 выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные
описания;
 формировать знания о природе своего края;
 формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности.
Предлагаемый курс направлен на обогащение словарного запаса обучающихся простыми
понятиями; на формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и
речи; развитие диалогической речи, связного высказывания; формирование коммуникативной
функции речи и культуры общения.
Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной
функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с
интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в
различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на
вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине
и т.д.
Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально
организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков, таких как: выслушивание
инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчёт о работе и т.
д.
Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на
овладение следующими коммуникативными навыками:
 умением вступать в контакт и работать в группах;
 умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками,
сверстниками, учителями;
 умение обращаться за помощью и принимать помощь;
 умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
и быту;
 сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

 договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие регулятивные
учебные действия:
 входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу
(школьный звонок, разрешение учителя);
 самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала,
учебного помещения, столовой);
 организовывать свою деятельность вне учебного занятия с помощью учителя (на перемене,
в свободное время, в ожидании выполнения задания другими обучающимися);
 использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т. д.) в учебное время;
 самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место
под руководством учителя;
 корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под
руководством учителя);
 принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в рамках предмета «Мир
природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями научаются следующим
познавательным учебным действиям:
o выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений
окружающей действительности,
o характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру,
материалу);
o находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;
o использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;
o работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение,
текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,
предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);
o называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные
обобщения;
o знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;
o знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
Основными методами обучения являются беседа, экскурсии, практические работы детей.
Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учителю необходимо
использовать на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на
классификацию, «Четвёртый - лишний», картинное лото, домино и др. На экскурсиях
обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных
уроках - на основе непосредственных чувственных восприятий. Практические работы помогают
закреплению полученных на уроках знаний и умений, учат применять их в обычной
жизнедеятельности.
Правильная организация занятий, специфические приёмы и методы побуждают обучающихся к
самостоятельному высказыванию, активизируют их речевую и познавательную деятельность.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для
широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Мир
природы и человека» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения
и русского языка, математики, музыки и рисования, ручного труда и физической культуры,
совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному
постижению окружающего мира.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта
осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный
опрос и практические работы.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Мир природы и человека» входит в предметную область «Естествознание» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На изучение предмета в 1 доп. классе отводится
2 часа в неделю, всего 66 часов, исходя из 33 учебных недель. Длительность уроков составляет 35
минут.
Планируемые результаты освоения предмета
Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть
минимальными и достаточными.
Минимальным уровнем является формирование следующих умений:
1. правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
2. различать объекты живой и неживой природы;
3. выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
4. называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
5. называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
6. соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными
нарушениями и содержит следующие умения и навыки:
1. овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями
природы;
2. узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;
3. отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным
признакам;
4. знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими
знаниями.
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы всё обучение носило
практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе
«Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умений и навыков. Для детей с
интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций.
В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и
текстовый материал на развитие следующих личностных умений и навыков:
- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения
и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения;
- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при
взаимодействии в совместной деятельности;
- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е.
самой формой поведения, его социальным рисунком);
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через
содержание курса «Мир природы и человека»;
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Результаты базовых учебных действий (УД).
Личностные учебные действия
 готовность школьника к положительному отношению к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
 способность
проявлять учебно-познавательный
процесс к
новому учебному материалу по предмету «Мир природы и человека»;
 умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм
(хорошо и плохо);
 формирование представления о здоровом образе жизни: знать элементарные

гигиенические навыки, режимные моменты класса, в том числе (пальчиковая
гимнастика, гимнастика для глаз и позвоночника, физ. минутка устная и
музыкальная);
Регулятивные учебные действия
 организовывать своё рабочее место с помощью учителя;
 уметь использовать в деятельности на уроках «Мир природы и человека» цветные
карандаши, краски, фломастеры, дневник наблюдения за природой, различные
линейки, развивающие игры, лото и домино с животными и растениями, другие
развивающие игры по темам изучающего предмета;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей,
родителей.








Познавательные учебные действия
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях с помощью учителя;
относить изученные объекты к определённым группам (корова - домашнее
животное) с помощью учителя;
называть объекты, отнесённые к одной и той же изучаемой группе (фрукты;
птицы; зимняя одежда);
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и в
обществе;
владеть несложными санитарно - гигиеническими навыками (мыть руки, чистить
зубы, расчёсывать волосы и т.д.);

 адекватно вести себя в школе, классе, столовой, коридоре школы, спортивном зале,
музыкальном кабинете и актовом зале, игровой комнате и т.д.







Коммуникативные учебные действия
адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителем и родителями;
понимать замечания и адекватно воспринимать похвалу;
выполнять доступные природоохранительные действия;
совершать
действия с помощью учителя
по соблюдению санитарногигиенических норм в классе.
проявлять интерес и
активность на уроках и играх на переменах и
пришкольном участке.

Основные виды организации учебного процесса
Технологии обучения
Формы обучения
Методы обучения
-

-

игровые технологии
здоровьесберегающи
е технологии
личностноориентированные
технологии
разноуровневого и
дифференцированно
го обучения
проблемнопоисковые
информационно коммуникационные
технологии

 индивидуальн
ые
 групповые
(парные)
 фронтальные
 классные
(урочные)
 внеклассные






словесные
наглядные
практические
частичнопоисковые

Формы контроля
 устный опрос
 практическая
работа
 индивидуальны
е задания
 самостоятельна
я работа

Система оценки достижения планируемых результатов
Во время обучения в первом дополнительном классе целесообразно всячески
поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При
этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении
того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом
является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является
способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и
контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с
учителем и одноклассниками.
Требования к оцениванию
Безотметочное оценивание.
Промежуточная аттестация обучающихся дополнительных первых классов в соответствие
со школьным Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении
текущего контроля их успеваемости (приказ № 174-ОД от 01.09.2014) не проводится.
Текущий контроль успеваемости учащихся дополнительных первых классов в течение учебного
года осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть
образовательной программы без фиксации достижений учащихся в виде отметок по
пятибалльной системе и отражается учителем в Листке достижений обучающегося.
Содержание программы
Перечень разделов программы:
№
Название разделов
Количество часов
п\п
1
Безопасное поведение
14
2
Неживая природа
10
3
Сезонные изменения в природе
23
4
Живая природа
18
Растения
7
Животные
4
Человек
7
5
Обобщение по предмету «Мир
1
природы и человека»
Итого:
66 часов
Безопасное поведение
Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб. Правила
поведения в школе.
Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф.
Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности
дежурного.
Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.
Одежда, обувь – назначение (для дома, для улицы, для мальчиков, для девочек), уход за одеждой
и обувью.
Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. Обязанности членов семьи. Уважительное
отношение к старшим.
Правила дорожного движения по дороге в школу (домой).
Название населённого пункта, в котором проживает.
Знакомство с распорядком дня, зачем он нужен. Польза утренней зарядки и физической
культуры.
Элементарные навыки гигиены (мытье рук). Безопасное поведение на водоёме зимой и летом.
Неживая природа
Знакомство с миром природы. Мы живем на планете Земля.
Элементарные представления о Солнце (согревает нашу планету, днем светит) и Луне (ночью
видна на небе, не греет).

Различия между днем и ночью, утром и вечером. Занятия людей в различное время (утром
просыпаемся, завтракаем, идем в школу; днем обедаем, гуляем и отдыхаем; вечером с семьей
читаем, ужинаем, готовимся ко сну; ночью спим).
Сезонные изменения в природе
Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег).
Погода сегодня, вчера.
Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад
(различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод,
снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление,
сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек; в летние месяцы: жарко, созревание
плодов, потомство у животных.
Национальные традиции в различные времена года.
Правила безопасного поведения в различное время года.
Живая природа
Растения
Овощи. Помидор, огурец. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим
признакам. Употребление в пищу.
Фрукты. Яблоко, груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим
признакам. Употребление в пищу.
Внешнее отличие деревьев, кустарников, трав. Узнавание и называние знакомых цветов, трав,
деревьев. Нахождение знакомых растений на пришкольном участке.
Животные
Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища.
Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.
Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.
Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую
пользу приносит человеку.
Насекомые – муха, пчела. Польза и вред.
Человек
Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги, части лица). Рука правая и левая. Нога
правая и левая. Уход за руками (мытье рук). Органы зрения, слуха. Глазами мы видим. Ушами
мы слышим. Носом мы дышим и различаем запахи

Календарно-тематическое планирование.
Содержание курса

Тема

Кол-во
часов

Характеристика деятельности обучающегося

Моя школа

2

Экскурсия по школе. Экскурсия по территории школы.
Называние знакомых объектов, нахождение и показ объектов и
предметов по инструкции учителя. Зарисовка объектов в альбом

Безопасное поведение
Школа. Школьное здание. Классы,
коридоры, зал, буфет или столовая,
гардероб.

(по трафарету, с помощью учителя). Отработка названий

274

Классная комната. Стены, потолок, пол,
дверь, окна, классная доска, парты, стол,
шкаф. Правильная посадка за столом, за
партой. Поддерживание порядка в классе.
Обязанности дежурного.

школьных помещений: класс, столовая, раздевалка и другие.
Рассматривание условных знаков (запасной выход и др.).
Практическая отработка ориентировки на местности
Дорога в школу

2

Учебные вещи. Их назначение. Обращение
с ними.
Одежда, обувь – назначение (для дома, для
улицы, для мальчиков, для девочек), уход.

Экскурсия. Называние знакомых объектов. Рассматривание и
называние знаков дорожного движения, дорожной разметки
(«зебра»). Нахождение и показ остановок общественного
транспорта. Повторение названий домовых знаков.
Показ знакомых
объектов
Аппликация

Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка,
братья, сестры.

на

иллюстрациях.

«Дорога»

Правила дорожного движения по дороге в Транспорт
школу (домой).

2

Называние знакомых объектов. Проговаривание названий
(автобус, троллейбус, автомобиль и др.). Называние и
показывание частей транспорта на иллюстрациях. Зарисовка в
альбоме (по трафарету, с помощью учителя)

Мой класс

1

Показ объектов по инструкции учителя (доска, парта, стул, шкаф).
Рассматривание иллюстраций. Соотнесение иллюстративного
материала с реальным объектом. Действия по инструкции (сядь за
парту, встань у доски, подойди к двери и др.). Называние имени
соседа по парте.

Мои обязанности в

1

Слушание
об

Название населенного пункта

рассказа

учителя.

Составление рассказа

обязанностях дежурного. Ответы на вопросы. Практический

275

классе

Мое поведение
школе

показ обязанностей дежурного. Словарная работа: дежурство,
чистота
в1

Ответы на вопросы по тексту о правилах поведения в школе.
Нахождение иллюстрации, отображающих правильное поведение.
Зарисовка в тетрадь по заданию учителя. Слушание
стихотворения. Моделирование поведения в различных
ситуациях.

Учебные вещи

2

Показ и называние знакомых предметов. Классификация
предметов по назначению. Дифференциация предметов по
назначению. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Зарисовка
в тетрадь учебных предметов по инструкции учителя. Рассказ об
использовании учебных предметов. Рассматривание
иллюстраций.

Одежда и обувь

2

Показ и называние натуральных предметов одежды, обуви.
Классификация предметов по нескольким признакам. Называние
частей одежды, обуви. Практические действия с предметами.
Отработка глаголов (одеть, надеть, застегнуть, завязать, повязать,
снять). Дидактическая игра «Одень куклу»

Расписание уроков

1

Называние дней недели, названий предметов. Соотнесение
иллюстрации с
названием.
составление

Практическое

276

расписания на сегодня (на завтра) по образцу (с помощью
учителя, самостоятельно). Подбор иллюстраций к расписанию.
Мой режим дня

1

Рассказ о режиме дня. Перечисление основных видов
деятельности в режиме дня. Беседа. Практическое составление
режима дня по образцу (с помощью учителя). Ответы на вопросы.
Подбор иллюстраций к режиму дня. Слушание потешек и
пословиц.

Моя семья

1

Составление предложений (рассказа) о семье. Ответы на вопросы.
Перечисление членов семьи. Рассматривание иллюстраций.
Нахождение на иллюстративном материале членов семьи. Рассказ
о занятиях и профессиях членов семьи. Слушание стихотворения.
Зарисовка в тетради по заданию учителя

Мои обязанности в
семье

1

Перечисление своих обязанностей в семье. Сюжетно-ролевая игра
«Семья». Распределение обязанностей в зависимости от роли.
Практическая отработка навыков.

Мой

1

Рассматривание иллюстраций. Определение и называние
местности проживания (город, село, поселок). Узнавание и
называние объектов на иллюстрации. Составление предложений

город

(поселок,
деревня)

село,

(рассказа) по вопросам учителя. Слушание рассказа учителя.

277

Ответы на вопросы.
Неживая природа
Мир природы.
Земля

1

Рассматривание иллюстраций. Нахождение и называние
знакомых объектов. Словарь: земля, планета. Зарисовка объекта в
альбом.

Солнце

1

Рассматривание иллюстраций. Нахождение и называние
знакомых объектов. Словарь: солнце, свет, тепло. Зарисовка
объекта в альбом. Выбор объекта из группы объектов.
Составление предложений об изученном объекте по вопросам
учителя.

Луна

1

Выбор изучаемого объекта из нескольких. Называние объекта.
Ответы на вопросы. Отгадывание загадок. Зарисовка объекта в
альбом. Словарь: солнце, луна, день, ночь. Разучивание потешки.
Составление предложений по вопросам учителя.

День

1

Различение частей суток. Выбор иллюстрации с изображением
частей суток по инструкции учителя. Словарь: утро, день, вечер,
ночь. Отгадывание загадок. Перечисление видов деятельности в
утреннее время. Составление предложений по вопросам
учителя.

Выбор

объектов

неживой

природы

(солнце),

278

соответствующего времени суток (день).
Ночь

1

Различение частей суток. Выбор иллюстрации с изображением
частей суток по инструкции учителя. Словарь: утро, день, вечер,
ночь. Отгадывание загадок. Перечисление видов деятельности в
утреннее время. Составление предложений по вопросам учителя.
Выбор объектов неживой природы (луна), соответствующего
времени суток (ночь).

Утро

1

Различение частей суток. Выбор иллюстрации с изображением
частей суток по инструкции учителя. Словарь: утро, день, вечер,
ночь. Отгадывание загадок. Перечисление видов деятельности в
утреннее время. Составление предложений по вопросам учителя.
Выбор объектов неживой природы (солнце), соответствующего
времени суток (утро).

Вечер

1

Различение частей суток. Выбор иллюстрации с изображением
частей суток по инструкции учителя. Словарь: утро, день, вечер,
ночь. Отгадывание загадок. Перечисление видов деятельности в
утреннее время. Составление предложений по вопросам учителя.
Выбор объектов неживой природы (луна), соответствующего
времени суток (вечер).

Мой режим дня

1

Подбор иллюстраций к составлению режима дня. Ответы на

279

вопросы о необходимости режима дня. Определение пользы
режима дня. Составление иллюстративного рассказа о режиме
дня. Зарисовка режима дня в тетрадь. Словарь: режим дня, утро,
день, вечер, ночь. Составление предложений (рассказа) о занятиях
в выходные дни.

Утренняя зарядка

1

Называние частей тела. Подбор иллюстраций к упражнениям на
различные части тела. Составление комплекса упражнений.
Практический показ комплекса упражнений. Разучивание
физкультминутки со стихотворным сопровождением

1

Дать определение погоды – ответы на вопросы учителя. Подбор
прилагательных к слову «погода» (погода сегодня какая?).
Словарь: погода, ясная, солнечная, пасмурная, дождливая и др.
Рассматривание иллюстраций, подбор иллюстраций к описанию
погоды сегодня (вчера). Составление описательного рассказа о
погоде сегодня (вчера).

1

Знакомство с условными изображениями погоды: ясно, пасмурно,
дождь, снег. Отбор условных знаков, изображающих погоду
сегодня (вчера). Ответы на вопросы учителя о

Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в природе. Погода
Погода
(дни ясные, солнечные, пасмурные, идет
дождь, снег). Погода сегодня, вчера.
Изменения в природе, жизни растений и
животных в осенние месяцы: похолодание,
листопад (различение листьев деревьев по
цвету, величине, форме), отлет птиц; в
зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз,
снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в
Календарь погоды
весенние

сегодняшней

погоде.

Изготовление

календаря

погоды

280

месяцы: потепление, сосульки, таяние
снега, прилет птиц, распускание почек; в
летние месяцы: жарко, созревание плодов,
потомство у животных. Национальные
Осенняя погода
традиции в различные времена года.
Правила безопасного поведения в
различное время года.

(оформление готового календаря). Отметка в календаре погоды
сегодня (вчера).
1

Рассматривание иллюстраций времен года. Нахождение
изображения осени. Составление описательного рассказа
(предложений) по картинке. Подбор прилагательных к
словосочетанию «осенняя погода» (осенью погода бывает
какой?). Зарисовка осени в альбом. Словарь: осень, пасмурно,
ясно, дует ветер (ветрено)

Парк (лес, сквер) 2
осенью

Экскурсия. Наблюдение за изменениями погоды осенью, объектов
живой и неживой природы. Сбор природного материала.
Составление предложений (описательного рассказа) на основе
наблюдений по вопросам учителя. Подбор иллюстраций по
итогам наблюдений. Зарисовка изменений в природе на основе
наблюдений. Изготовление поделки из природного материала.
Словарь: парк, сквер, листопад.

Животные осенью

Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстрации и
называние известных животных (заяц, белка, еж, лиса, волк,
медведь). Слушание рассказа учителя об образе жизни животных.
Составление предложений (рассказа) об образе жизни животных,
изменениях в образе жизни осенью.

1

Дидактическая игра «Накорми животное». Подбор изображений

281

животных в осенний период.
Осенняя
простуда
(профилактика)

1

Слушание стихотворения И. Финк «Ой, сыночку стало худо…»
Беседа о причинах простуды, мерах профилактики. Составление
предложений (рассказа) по вопросам учителя. Словарь: простуда,
закаливание. Отработка практических навыков закаливания
(умывание прохладной водой)

Зимняя погода

1

Экскурсия. Нахождение и называние объектов живой и неживой
природы в зимний период. Подбор прилагательных к слову
«зима» (зима какая?) Словарь: снежная, морозная. Описание
объектов и явлений в зимний период по вопросам (инструкции)
учителя. Зарисовка зимнего пейзажа. Отгадывание загадок.
Нахождение иллюстраций, изображающих время года – зима.

Календарь погоды

1

Закрепление условных изображений погоды: ясно, пасмурно,
дождь, снег. Отбор условных знаков, изображающих погоду
сегодня (вчера). Ответы на вопросы учителя о сегодняшней
погоде. Изготовление календаря погоды (оформление готового
календаря). Отметка в календаре погоды сегодня (вчера).

Растения зимой

1

Наблюдения в природе. Слушание рассказа учителя. Подбор
иллюстративного материала
по
итогам
наблюдения.
Составление предложений по вопросам учителя. Зарисовка

282

изменений в природе на основе наблюдений. Изготовление
поделки из природного материала.
Животные зимой

1

Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстрации и
называние известных животных (заяц, белка, еж, лиса, волк,
медведь). Слушание рассказа учителя об образе жизни животных.
Составление предложений (рассказа) об образе жизни животных,
изменениях в образе жизни зимой. Дидактическая игра «Найди
животное». Подбор изображений животных в зимний период.

Зимние забавы.

1

Беседа о деятельности детей в зимний период. Отбор
иллюстраций с предметами для зимних видов деятельности
(коньки, санки, лыжи). Составление рассказа по сюжетной
картинке. Активизация словаря: коньки, санки, лыжи, снежки.
Аппликация «Снеговик» (поделка из бросового материала)

Зимние праздники

1

Знакомство с традициями. Беседа о семейных традициях.
Рассматривание атрибутов зимних праздников. Словарь: елочные
украшения, Новый год, Дед Мороз, Снегурочка. Разучивание
стихотворения.

Осторожно, лед!

1

Рассматривание

(правила поведения

иллюстраций.

Выбор иллюстраций,

демонстрирующих правильное поведение.

Составление

283

на льду)

Весенняя погода

предложений (рассказа) о правильном поведении по вопросам
учителя. Разучивание телефонов экстренной помощи. Просмотр
видеофрагмента.

1

Экскурсия. Нахождение и называние объектов живой и неживой
природы в весенний период. Подбор прилагательных к слову
«весна» (весна какая?) Словарь: теплая, дождливая, солнечная.
Описание объектов и явлений в весенний период по вопросам
(инструкции) учителя. Зарисовка весеннего пейзажа. Отгадывание
загадок. Нахождение иллюстраций, изображающих время года.

Календарь

1

Закрепление условных изображений погоды: ясно, пасмурно,
дождь, гром. Отбор условных знаков, изображающих погоду
сегодня (вчера). Ответы на вопросы учителя о сегодняшней
погоде. Изготовление календаря погоды (оформление готового
календаря). Отметка в календаре погоды сегодня (вчера).

Растения весной

1

Наблюдения в природе. Слушание рассказа учителя. Подбор
иллюстративного материала по итогам наблюдения. Составление
предложений по вопросам учителя. Зарисовка изменений в
природе на основе наблюдений. Изготовление поделки из
природного материала.

284

Животные весной

1

Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстрации и
называние известных животных (заяц, белка, еж, лиса, волк,
медведь). Слушание рассказа учителя об образе жизни животных.
Составление предложений (рассказа) об образе жизни животных,
изменениях в образе жизни весной. Дидактическая игра «Собери
животное (из частей)». Подбор изображений животных в
весенний период.

Праздники. Мамин
день

1

Знакомство с весенними праздниками. Беседа о семейных
традициях. Рассматривание атрибутов праздника 8 марта (цветы).
Разучивание стихотворения. Изготовление открытки из готовых
форм (аппликация)

Летняя погода

1

Экскурсия. Нахождение и называние объектов живой и неживой
природы в летний период. Подбор прилагательных к слову
«лето» (лето какое?) Словарь: жаркое, солнечное, дождливое.
Описание объектов и явлений в летний период по вопросам
(инструкции) учителя. Зарисовка летнего пейзажа. Отгадывание
загадок. Нахождение иллюстраций, изображающих время года.

Летний календарь

1

Закрепление условных изображений погоды: ясно, пасмурно,
дождь, гроза. Отбор условных знаков, изображающих погоду
сегодня (вчера). Ответы на вопросы учителя о сегодняшней
погоде. Изготовление календаря погоды (оформление готового

285

календаря). Отметка в календаре погоды сегодня (вчера).
Летние забавы

1

Рассматривание иллюстраций. Составление рассказа по сюжетной
картинке. Нахождение несоответствия на иллюстрации («найди
ошибку художника»). Рассказ о летнем отдыхе по вопросам
учителя. Слушание стихотворения А. Барто
«Жарко». Ответы на вопросы по тексту стихотворения.

Осторожно, речка!
(правила поведения
на воде)

1

Рассматривание сюжетной картинки. Выбор иллюстрации,
демонстрирующих правильное поведение. Составление
предложений (рассказа) о правильном поведении по вопросам
учителя. Просмотр видеофрагмента.

Растения летом

1

Наблюдения в природе. Слушание рассказа учителя. Подбор
иллюстративного материала по итогам наблюдения. Составление
предложений по вопросам учителя. Зарисовка изменений в
природе на основе наблюдений. Изготовление поделки из
природного материала.

Животные летом

1

Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстрации и
называние известных животных (заяц, белка, еж, лиса, волк,
медведь). Слушание рассказа учителя об образе жизни животных.
Составление предложений (рассказа) об образе
жизни

животных,

изменениях

в

образе жизни

летом.

286

Дидактическая игра «Назови детенышей животных». Подбор
изображений животных в летний период.
Живая природа

Растения
Овощи. Помидор, огурец. Цвет, форма,
Овощи
величина, вкус, запах. Сравнение овощей
по этим признакам. Употребление в пищу.

1

Описание натурального объекта (помидор, огурец) по плану
учителя. Закрепление знания цветов (зеленый, красный), формы
(круглый, овальный) объектов. Сравнения помидора, огурца по
форме, цвету, вкусу, запаху. Соотнесение иллюстраций с
реальным объектом. Составление предложений (рассказа) по
вопросам учителя. Изготовление овощного салата (нарезка
овощей). Зарисовка объектов по образцу (по шаблону, по
трафарету) в альбом (аппликация).

1

Описание натурального объекта (яблоко, груша) по плану
учителя. Закрепление знания цветов (зеленый, красный, желтый),
формы (круглый, овальный) объектов. Сравнения объектов по
форме, цвету, вкусу, запаху. Соотнесение иллюстраций с
реальным объектом. Составление предложений (рассказа) по
вопросам учителя. Отгадывание загадок. Зарисовка объектов по
образцу (по шаблону, по трафарету) в альбом (аппликация).

Фрукты. Яблоко, груша. Цвет, форма,
величина, вкус, запах. Сравнение фруктов
по этим признакам. Употребление в пищу.
Ягоды: клубника, малина. Цвет, форма,
величина, вкус, запах. Сравнение по
признакам. Употребление в пищу.
Внешнее отличие деревьев, кустарников,
трав. Узнавание и называние знакомых
цветов, трав, деревьев. Нахождение
знакомых растений на пришкольном

Фрукты

287

участке.

Ягоды

1

Описание натурального объекта (муляжа) по плану учителя.
Закрепление знания цветов (зеленый, красный), формы (круглый,
овальный) объектов. Сравнения ягод по форме, цвету, вкусу,
запаху. Соотнесение иллюстраций с реальным объектом.
Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя.
Зарисовка объектов по образцу (по шаблону, по трафарету) в
альбом (аппликация) «Фруктовый компот».

Цветы, травы

1

Рассматривание гербария. Нахождение и называние знакомых
объектов. Подбор иллюстраций к названиям цветов. Описание
ромашки, розы, клевера, астры по вопросам учителя. Соотнесение
изображения с местом произрастания (садовые, полевые).
Словарь: садовые, полевые, букет. Аппликация
«Букет» (букет из природного материала)

Деревья

1

Рассматривание листьев (хвои) деревьев. Дидактическая игра « С
какого дерева лист». Рассматривание иллюстраций с
изображением деревьев и называние знакомых объектов.
Зарисовка объекта в альбом. Словарь: лист, хвоя, ствол, ветви,
корень

Кустарники

1

Рассматривание
иллюстраций.
Дифференциация
объектов (дерево-куст).
Ответы
на
вопросы
учителя.
Называние и
описание знакомых объектов. Нахождение изученных объектов

288

в природе. Фотографирование объекта. Составление альбома
фотографий «Кустарники». Зарисовка объекта в альбом. Словарь;
сирень, боярышник, шиповник.
Квест –

игра

1

«Угадай растение»

Экскурсия. Соотнесение иллюстраций с реальным объектом.
Соотнесение объекта с названием. Нахождение объекта по
решению загадок. Составление плана рассказа с помощью
учителя (по опорным словам). Зарисовка объектов по итогам
квеста.

Животные
Домашние животные. Кошка, собака.
Домашние животные 2
Узнавание, называние. Внешний вид,
повадки, пища. Сравнение. Какую пользу
кошка и собака приносят человеку, как
заботится о них человек.
Дикие животные. Волк, лиса. Внешний
вид. Образ жизни. Питание.
Птицы. Голубь или другие местные птицы.
Внешний вид. Где живет, чем питается.
Какую пользу приносит
Дикие животные

1

Экскурсия (зоомагазин, ферма, питомник). Узнавание и
называние знакомых животных. Сравнение собаки, кошки по
иллюстрации. Составление предложений (рассказа) о повадках
животных. Выбор предметов (иллюстраций предметов),
необходимых для ухода за животными. Ответы на вопросы о
пользе и вреде животных. Слушание аудиозаписи с голосами
животных. Дидактическая игра «Узнай животное по описанию».
Просмотр фрагмента мультипликационного фильма
(видеофильма). Беседам по итогам просмотра.

Узнавание и называние знакомых животных. Сравнение волка,
лисы по иллюстрации. Составление предложений (рассказа) о

289

человеку.

повадках животных. Ответы на вопросы о пользе и вреде
животных. Слушание аудиозаписи с голосами животных.
Дидактическая игра «Угадай. Чьи лапы (хвост, уши)» Просмотр
фрагмента мультипликационного фильма (видеофильма). Беседам
по итогам просмотра.

Насекомые – бабочка. Польза и вред

Птицы

1

Сравнение самолета и птицы. Нахождение сходства (различия).
Нахождение и называние знакомых птиц (голубь, ворона,
воробей) на иллюстрациях. Рассматривание чучел птиц (из
имеющихся). Описание птицы по плану: части тела, чем покрыто
тело, где проживают, чем питаются. Прослушивание аудиозаписи
с голосами птиц. Узнавание знакомых птиц по голосу. Ответы на
вопросы о пользе и вреде птиц.

Насекомые

1

Рассматривание коллекции насекомых. Описание объекта.
Составление предложений (рассказа) о жизни бабочки по
иллюстрациям. Зарисовка по трафарету (по образцу).
Дидактическая игра «Четвертый лишний»-дифференциация
объектов.

Человек
Части тела человека (голова, лицо, шея,
туловище, руки, ноги). Рука правая и

Части тела человека 1

Слушание стихотворения. Показ частей тела со стихотворным
сопровождением. Ответы на вопросы учителя по назначению

290

левая. Нога правая и левая. Уход за руками
(мытье рук). Органы зрения, слуха.
Глазами мы видим. Ушами мы слышим.
Носом мы дышим и различаем запахи.

частей тела. Дидактическая игра «Один - много». Отгадывание
загадок. Разучивание физкультминутки. Рассматривание
иллюстраций. Нахождение сходства и различия частей тела
человека и животных. Словарь: голова, лицо, туловище, руки,
ноги.

Расскажи про себя

1

Рассматривание фотографий с изображением людей разного
возраста. Рассматривание себя в зеркало. Составление
описательного рассказа (предложений) о себе, своем теле по
вопросам (инструкциям) учителя. Игра «Зеркало» - выполнение
движений в паре друг против друга.

Как мы ходим.

1

Рассматривание иллюстративного материала о частях тела
человека, плакатов, схем; отгадывание загадок; беседы о теле
человека. Повторение физических упражнений по образцу.

Как мы видим

1

Рассматривание своего лица в зеркало. Называние частей лица.
Показ эмоций по инструкции учителя. Дидактическая игра «Чьи
глаза ты видишь». Обобщение знаний – ответы на вопросы
учителя.

Как мы слышим

1

Дидактическая игра «Умей слушать» - узнавание и называние
звуков природы (ветер, волны, дождь и другие). Ответы на
вопросы. Рассматривание иллюстраций – органы слуха человека

291

и

различных
(по

животных.

Игра «Узнай

животное»

изображению ушей). Составление предложений (рассказа) по
вопросам учителя.
Как мы чувствуем.

1

Дидактическая игра «Узнай по запаху». Составление рассказа
об органах чувств по вопросам учителя. Нахождение сходства и
различия органов чувств человека и животного (с помощью
учителя). Рисунок «Портрет» в альбоме.

Гигиена

тела

человека.

Мытье

рук

1

Рассматривание предметов гигиены. Нахождение и называние
предметов гигиены, отбор необходимых по теме урока. Беседа о
правилах гигиены. Составление предложений (рассказа) по теме
урока. Практическая
Отгадывание загадок

отработка

навыков

мытья рук.

Учебно-методический комплекс
Учебная программа

Учебник

Мир природы и
человека. 1 класс:
.Рабочая программа учебник
для
1-4
кл:
АООП общеобразоват.
образования
для организаций,
детей с УО
реализующих
(вариант 1)
адапт. основные
(сайт www.prosv.ru). общеобразоват.
программы. В 2 ч./
Н.Б.
Матвеева,
И.А.
Ярочкина,
М.А.Попова, Т.О.
Куртова.М.:
Просвещение,
2018.
Рабочие тетради
и пособия
Матвеева Н. Б.,
Попова М. А. Мир
природы
и
человека. Рабочая
тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение

Методический материал

Матвеева Н.Б. Мир природы и человека.
Методические рекомендации. 1-4 классы: учеб.
пособие для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы. /Н.Б.Матвеева, И.А. Ярочкина,
М.А.Попова. - М.: Просвещение, 2016. (сайт
www.prosv.ru)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».