Рабочая программа по предмету мир природы и человека 1 класс (УО)

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор, O="
ГБОУ СО ""
Березовская школа""",
CN=Массанова Алёна
Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого
документа
Дата: 2021.11.25 11:
52:49+05'00'

Мир природы и человека
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» в 1 классе образовательной
области «Естествознание» составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
У обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при
обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно
окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их
чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать,
делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и
закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся,
коррекции их мышления.
Цель: содействие формированию у обучающихся с умственной отсталостью базовых представлений о
природе.
Задачи:
 уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания;
 на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о
взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям
внешней среды;
 формировать представления о солнце как источнике света и тепла на земле, его значении в
жизни живой природы, смене времён года;
 выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания;
 формировать знания о природе своего края;
 формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности.
Предлагаемый курс направлен на обогащение словарного запаса обучающихся простыми понятиями;
на формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи; развитие
диалогической речи, связного высказывания; формирование коммуникативной функции речи и
культуры общения.
Основными методами обучения являются беседа, экскурсии, практические работы детей.
Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учителю необходимо использовать
на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию,
«Четвёртый - лишний», картинное лото, домино и др. На экскурсиях обучающиеся знакомятся с
предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках - на основе
непосредственных чувственных восприятий. Практические работы помогают закреплению полученных
на уроках знаний и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности.
Правильная организация занятий, специфические приёмы и методы побуждают обучающихся к
самостоятельному высказыванию, активизируют их речевую и познавательную деятельность.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для
широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Мир
природы и человека» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения и
русского языка, математики, музыки и рисования, ручного труда и физической культуры, совместно с
ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению
окружающего мира.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта
осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос
и практические работы.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Мир природы и человека» входит в предметную область «Естествознание» и
относится к обязательной части
учебного плана образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На изучение предмета в 1 классе отводится 2 часа в
неделю, всего 66 часов, исходя из 33 учебных недель. Длительность уроков составляет 35 минут.

Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными
навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях; 10)
формирование эстетических потребностей, ценностей и
чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые предметные результаты освоения программы:
Минимальный
Достаточный уровень:
уровень:
узнавать и называть изученные объекты на узнавать и называть изученные объекты в
иллюстрациях, фотографиях;
натуральном виде в естественных условиях;
иметь представления о назначении объектов иметь представления о взаимосвязях между
изучения;
изученными объектами, их месте в окружающем
относить изученные объекты к
мире
определенным группам (корова -

домашнее животное);
называть сходные объекты, отнесенные к
одной и той же изучаемой группе (фрукты;
птицы; зимняя одежда);
знать требования к режиму дня
школьника и понимать необходимость его
выполнения;
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных
правилах безопасного поведения в природе
и обществе;
выполнять здания под контролем учителя,
адекватно
оценивать свою
работу,
проявлять к ней ценностное отношение,
понимать оценку педагога;
знакомиться с детьми, предлагать
совместную игру и отвечать на
приглашение (давать согласие или
отказываться);
владеть несложными санитарногигиеническими
навыками (мыть
руки, чистить зубы, расчесывать волосы и
т. п.);
владеть
навыками
самообслуживания
(чистить одежду щеткой, хранить ее на
вешалке, чистить кожаную обувь, мыть
посуду после еды и т. п.);
ухаживать за комнатными растениями;
подкармливать птиц, живущих около
школы;
составлять повествовательный или
описательный рассказ из 3-5 предложений
об изученных объектах по предложенному
плану; адекватно взаимодействовать с
изученными объектами окружа-ющего
мира в учебных ситуациях; адекватно вести
себя в классе, в школе, на улице в
условиях реальной или смоделированной
учителем ситуации.

относить изученные объекты к определенным
группам с учетом различных оснований для
классификации (волк ― дикое животное, зверь
(млекопитающее), животное, санитар леса); знать
отличительные существенные признаки групп
объектов; знать правила гигиены органов чувств;
знать некоторые правила безопасного поведения в
природе и обществе с учетом возрастных
особенностей;
быть готовыми использовать полученные знания при
решении учебных, учебно-бытовых и учебнотрудовых задач. проявлять интерес, активность и
самостоятельность в работе на уроке;
применять сформированные знания и умения при
решении новых учебных, учебно-бытовых и учебнотрудовых задач; развернуто характеризовать свое
отношение к изученным объектам;
отвечать и задавать вопросы учителя по
содержанию изученного,
проявлять желание
рассказать о предмете изучения или наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
выполнять задания без текущего контроля учителя
(при наличии
предваряющего
и
итогового
контроля),
качественно осмысленно оценивать
свою работу и работу одноклассников, проявлять к
ней ценностное отношение, понимать замечания,
адекватно воспринимать похвалу;
проявлять активность в организации совместной
деятельности и ситуативного общения с детьми;
адекватно
взаимодействовать
с
объектами
окружающего мира;
совершать действия по соблюдению санитарногигиенических норм;
выполнять доступные природоохранительные
действия;
быть
готовыми
к
использованию
сформированных умений при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме
программы.

Личностные:
-осознать себя как ученика, заинтересованного обучением, занятиями;
-проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и
правилах поведения в современном обществе;
-готовность с безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса;
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения ( понимать руку, вставать выходить из-за парты и
т.д.)
-работать с учебными принадлежностями, организовывать рабочее место;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в
общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-наблюдать;
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик - класс, учитель –
класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности в быту;

5

Основные виды организации учебного процесса
Технологии обучения
Формы обучения

Методы обучения

Формы контроля

-

игровые технологии



индивидуальные



словесные



устный опрос

-

здоровьесберегающие технологии





наглядные



практическая работа

-

личностно-ориентированные

групповые
(парные)



практические



индивидуальные задания

-

технологии разноуровневого и
дифференцированного обучения



частично-поисковые

-

проблемно-поисковые

-

информационно коммуникационные технологии



фронтальные



классные
(урочные)



внеклассные

7

Система оценки достижения планируемых результатов
Во время обучения в первом классе целесообразно всячески поощрять и
стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не
является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того
или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является
появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является
способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и
контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с
учителем и одноклассниками.
Требования к оцениванию
Безотметочное оценивание.
Промежуточная аттестация обучающихся первых классов не проводится. Текущий контроль
успеваемости учащихся первых классов в течение учебного года осуществляется педагогическим
работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы без фиксации
достижений учащихся в виде отметок по пятибалльной системе и отражается учителем в Листке
достижений обучающегося.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся





В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке
подлежат личностные и предметные результаты
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными)
компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, способность их применять в практической деятельности. Оценку предметных
результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда
у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета.
Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее
организовывать под руководством учителя. В течение первого полугодия II-го класса
целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только
качественную оценку.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов
заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения
(репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности
полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные»,
«хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками типа:
если обучающиеся верно выполняют
от 35% до 50% заданий - удовлетворительно» (зачёт);
от 51% до 65% заданий - «хорошо»;
свыше 65% - «очень хорошо» (отлично).

Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае,
при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие,
которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали
бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.











ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обучающиеся должны усвоить следующие представления:
о мире живой и неживой природы;
о человеке, работе его органов чувств;
о погоде и её явлениях;
о смене времён года.
Обучающиеся должны уметь:
правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
различать объекты живой и неживой природы;
выделять части растений, узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Перечень разделов программы:
№
п\п
1
2
3
4
5
6

Название разделов
Неживая природа
Сезонные изменения в природе
Живая природа
Растения
Животные
Человек
Итого:

Количество часов
10
15
41
10
9
22
66 ч.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и даёт возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи
между природными явлениями и жизнью человека.
Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением
объёма предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью
видов работ по той или иной теме.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения»,
«Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).
Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по
этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая
природа».
Неживая природа
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днём и ночью: солнце,
облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь,
их признаки.
Деятельность человека в течение суток.
Земля: песок, камни, глина.

Солнце – источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных,
человека; о влиянии солнца на смену времён года.
Сезонные изменения в природе)
Сезонные изменения в неживой природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь
замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.
Знакомство с временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в
разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние
снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев,
набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен,
мать-и-мачеха.
Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.
Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года
Живая природа
Растения
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы,
цветковые растения (различия этих групп не разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и
семян; приспособление к смене времен года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения
жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.
Животные
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы,
рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).
Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни:
животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках,
приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).
Человек. Безопасное поведение
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо –
орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.

Тематическое планирование по предмету «Мир природы и человека»

№
урока

Тема урока

1

Неживая природа
Введение

2

Объекты живой и
неживой природы

3

Земля и Солнце

4

Значение Солнца

5

Солнце и жизнь
растений

6

День и ночь

Основные вопросы

Рассматривание рисунка.
Нахождение, показ и называние
объектов. Составление рассказа
Рассматривание рисунка.
Нахождение, показ и называние
объектов. Составление
предложений п схеме
Рассматривание рисунка.
Нахождение, показ и называние
объектов. Зарисовка.
Зарисовка и называние объектов
природы. Отгадывание загадок.
Разучивание игры «Горелки».
Определение времени года по
изображению. Составление
рассказа по картине.
Рассматривание рисунка.
Нахождение, показ и называние
объектов. Ответы на вопросы.

Словарь

Наглядные
пособия,
оборудование

Обратная связь

Планета, Земля,
неживая и живая
природа
Город, деревня

Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация

Учебник,
иллюстрации

Развитие речи,
социализация

Планета Земля,
спутник, Луна

Макет

Развитие речи,
социализация

Свет, тепло, смена
времен года

Учебник, таблицы

Применение знаний

Свет, тепло, смена
времен года

Учебник,
иллюстрации

Развитие речи,
социализация

Режим дня,
постельные
принадлежности

Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация

7

7

Небо днём и ночью

8

Сутки

9

Занятия людей в
течение суток

10

Режим дня

11

Сезонные
изменения. Осень

12

Признаки осени

13

Признаки осени

14

Занятия и одежда
осенью

15

Погода. Календарь
природы

Дифференциация изображений.
Показ объектов на рисунке.
Составление рассказа по рисунку.
Рассматривание схемы.
Определение положения объекта.
. Составление рассказа по
рисунку. Нахождение
несоответствий.
Составление рассказа по опорным
картинкам. Определение части
суток по рисункам.
Отработка навыков
распределения деятельности в
режиме дня.
Нахождение рисунка в
соответствии с темой. Работа с
календарём. Прослушивание
текста, стихотворения.
Ответы на вопросы Составление
рассказа с опорой на схему,
иллюстрацию Работа с опорными
словами (осень, листопад)
Ответы на вопросы Составление
рассказа с опорой на схему,
иллюстрацию Работа с опорными
словами (осень, листопад)
. Составление рассказа с опорой
иллюстрацию. Классификация
предметов по назначению. Работа
с опорными словами (урожай,
грибы)
Осенние месяцы. Называние дней
недели.

Свет, тепло, смена
времен года

Учебник,
иллюстрации

Развитие речи,
социализация

Сутки, горизонт

Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация

Сутки, режим дня

Учебник,
иллюстрации

Развитие речи,
социализация

Сутки, режим дня

Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация

Календарь,
Времена года

Учебник,
иллюстрации

Применение знаний

Листопад,
изменения в
природе

Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация

Листопад,
ясно, облачно,
пасмурно

Учебник,
иллюстрации

Применение знаний

Одежда,
инструменты,
грибы съедобные
и несъедобные

Учебник, таблицы

Применение знаний

Урожай, грибы

Учебник,
иллюстрации

Развитие речи,
социализация

8

16

Растения

17

Строение и
сходство растений

18

Различие растений

19

Разнообразие
цветов

20

Семена

21

Плоды растений

22

Плоды растений

23

Приспособление
растений к
сезонным
изменениям

Составление рассказа о пользе
леса. Правила поведения в лесу.
Нахождение на иллюстрации
объектов природы(дерево, цветок,
трава, кустарник).
Схема строения растений. Работа
со словарём (цветок, стебель,
лист, корень)
Нахождение частей растений по
рисунку.
Нахождение объектов природы на
рисунке. Прослушивание
стихотворного текста. Ответы на
вопросы.
Рассматривание изображений
растений и семян. Составление
рассказа по картинке
(проращивание растений из
семян)
Прослушивание текста,
рассматривание иллюстраций
(плоды, овощи, фрукты).
Составление описательного
рассказа по картинке.
Прослушивание текста,
рассматривание иллюстраций
(плоды, овощи, фрукты).
Составление описательного
рассказа по картинке.
Рассматривание иллюстраций
(растения зимой, весной, летом,
осенью).

Деревья, травы,
кустарники. Лес,
дерево, трава
Корень, лист,
стебель, цветок

Развитие речи,
социализация

Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация

Учебник,
иллюстрации
Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация
Развитие речи,
социализация

Семена, свет,
тепло, семена

Учебник,
иллюстрации

Применение знаний

Плоды, овощи,
фрукты, ягоды

Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация

Корнеплоды, сад,
огород

Учебник,
иллюстрации

Развитие речи,
социализация

Солнце,
температура
воздуха,
влажность

Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация

Ромашки,
васильки, луг,
полянка

9

24

Уход за растениями

25

Обобщающий урок

26

Зима

27

Зима. Признаки
зимы

28

Зима. Признаки
зимы

29

Занятия и одежда
зимой

30

Погода. Календарь
природы

31
32

Итоговый урок
Животные

Практические действия: полив
растений, протирание листьев,
рыхление почвы. Проговаривание
названий растений и инвентаря.
Определение и называние
знакомых объектов природы
(деревья, кустарники). Работа с
опорными словами (калина,
сирень, смородина, крыжовник).
Составление предложений по
схеме
Признаки зимы. Растения зимой.
Зимующие птицы, их питание,
помощь человека зимующим
птицам. Звери зимой.
Солнце зимой. Морозы, снег.
Животные и птицы зимой
Нахождение несоответствия в
тексте, изображении.
Классификация и выбор
предметов по картинкам (одежда,
предметы для игр)
Перечисление зимних месяцев.
Определение на календаре
периодов зимних каникул,
времени занятий и отдыха,
праздничных дней.

Учебник,
иллюстрации

Развитие речи,
социализация

Калина, сирень,
крыжовник,
смородина

Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация

Времена года,
зима, снегопад
Пасмурно,
берлога,
зимующие птицы

Учебник,
иллюстрации
Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация
Применение знаний

Кормушки,
снежинка,
воробей, ворона,
берлога, спячка
Виды одежды,

Учебник,
иллюстрации

Развитие речи,
социализация

Учебник, таблицы

Применение знаний

Учебник,
иллюстрации

Применение знаний

Животные ,
насекомые, звери,
рыбы, птицы

Опорные схемы
Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация

10

33

Строение и
сходство животных

34

Различие животных

35

Различие животных

36

Детёныши
животных

37

Домашние
животные

38

Дикие животные

39

Приспособление
животных к
различным
условиям обитания
Приспособление
животных к
временам года

40

Рассматривание рисунков с
изображением животных.
Сравнение по размеру, образу
жизни, способам передвижения.
Зарисовка животного.
Выделение и показ частей тела у
животных. Описание животного
по образцу. Работа с опорными
словами (голова, туловище, ноги,
хвост).
Выделение и показ частей тела у
животных. Описание животного
по образцу. Работа с опорными
словами (голова, туловище, ноги,
хвост).
Определение и называние
детёнышей животных. Игра
«Один-много».
Прослушивание текста.
Составление описательного
рассказа о домашнем животном.
Рисование по теме.
Рассматривание рисунков с
изображением диких животных.
Узнавание и называние диких
животных- героев сказок. Работа с
опорными словами (нора, дупло).
Рассматривание окраски
животных. Работа с опорными
словами (олень, тюлень, песец,
сова, медведь).
Сравнений двух объектов
природы: заяц серый - заяц белый.

Голова, туловище,
хвост, ноги-лапы,
плавники, крылья

Учебник,
иллюстрации

Развитие речи,
социализация

Местообитание,
привычки,
повадки

Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация

Питомец, уход

Учебник,
иллюстрации

Применение знаний

Детеныши, их
название

Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация

Детеныши, их
название

Учебник,
иллюстрации

Развитие речи,
социализация

Дупло, нора,
ночлег

Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация

Олень, тюлень,
песец, сова,
медведь

Учебник,
иллюстрации

Развитие речи,
социализация

Мех, слон,
верблюд, жираф,
попугай и др.

Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация

11

41
42

Животные
Экскурсия в зоопарк. Наблюдение
(обобщающий урок) за объектами природы.
Человек
Сходство и различие (внешний
вид, пол, возраст). Составление
рассказа о себе.

43

Части тела
человека.

44

Части тела
человека

45

Гигиенические
навыки

46

Гигиенические
навыки

47

Лицо человека

48

Глаза

Показ частей тела на рисунке,
объекте. Пространственная
ориентировка (право-лево).
Развитие моторных навыков
(пальчиковая гимнастика).
Дидактическая игра «Части тела».
Работа с опорными словами
(голова, шея, туловище, руки,
ноги).
Разучивание правил гигиены.
Задание на дифференциацию
предметов по назначению.
Задание на дифференциацию
предметов по назначению.

Обобщающие
понятия
Женщина
мужчина,
пожилой,
молодой, пол
мужской и
женский
Части тела,
голова, шея,
туловище, ноги,
руки

Части тела,
голова, шея,
туловище, ноги,
руки
Гигиена, навыки,
предметы
личной гигиены
Гигиена, навыки,
предметы
личной
гигиены
Определение частей лица.
Эмоции,
Нахождение на себе. Определение настроение,
настроения. Мимические
брови., уши
движения.
Зрение, ресницы,
Определение функции глаз.
веко
Рисование предмета.
Нахождение и называние частей
объекта (брови, веки, ресницы).
Работа с предложением (глаза орган зрения).

Учебник,
иллюстрации
Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация
Применение знаний

Учебник,
иллюстрации

Развитие речи,
социализация

Учебник, таблицы

Применение знаний

Учебник,
иллюстрации

Применение знаний

Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация

Учебник,
иллюстрации

Развитие речи,
социализация

Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация

12

49

Глаза

50

Уши

51

Нос

52

Рот

53

Кожа

54

Осанка

Правила гигиены зрения.
Дидактическая игра.
Прослушивание текста (строение
уха).Определение функции уха.
Работа с опорными словами (уши,
слух) и предложением (уши орган слуха).
Прослушивание текста (строение
носа). Определение функции носа.
Работа с опорными словами (нос,
запах, обоняние, дыхание) и
предложением (нос- орган
обоняния и дыхания).
Прослушивание текста (строение
рта). Дифференциация предметов
по функциям. Нахождение и
называние объекта (рот, губы,
зубы, язык). Работа с опорными
словами (рот, язык, сладкий,
кислый, горький, солёный).
Прослушивание текста. Описание
предмета по ощущениям
(волшебный мешочек). Работа с
опорными словами (кожа,
горячий, тёплый, холодный,
твёрдый, мягкий). Правила
работы с ножом и утюгом,
правила гигиены кожи.
Дидактическая игра «Чем
покрыто тело животного».
Правила посадки за партой,
ношение груза для правильной
осанки.

Зрение, ресницы,
веко
Слух, орган слуха

Учебник,
иллюстрации
Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация
Развитие речи,
социализация

Запахи,
обоняние,
дыхание

Учебник,
иллюстрации

Развитие речи,
социализация

Сладкий, кислый,
солений, горький

Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация

Ожог, горячий,
теплый,
холодный, порез,

Учебник,
иллюстрации

Применение знаний

Осанка, скелет,
мышцы

Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация

13

55

Скелет и мышцы
человека

56

Обобщение знаний.

57

Весна.

58

Признаки весны.

59

Признаки весны.

60

Занятия и одежда
весной

61

Погода. Календарь
природы.

Прослушивание текста, ответы на
вопросы. Практическая работа с
текстом учебника. Определение
мышц на теле человека. Работа с
опорными словами (скелет,
мышцы). Разучивание
упражнений на разные виды
мышц.
Нахождение различий в
изображении. Прослушивание
текста. Работа с опорными
словами (весна, ручьи, почки)
Нахождение и называние
признаков сезона на
иллюстрации. Составление
рассказа о весне по опорным
знакам
Нахождение и называние
признаков сезона на
иллюстрации. Составление
рассказа о весне по опорным
знакам
Классификация и выбор
предметов по картинкам (одежда,
предметы для игр)
Перечисление зимних месяцев.
Определение на календаре
периодов зимних каникул,
времени занятий и отдыха,
праздничных дней.

Правильная
осанка, посадка

Учебник,
иллюстрации

Развитие речи,
социализация

Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация
Развитие речи,
социализация

Ярче, теплее,
ручьи, почки

Учебник,
иллюстрации

Грачи,
первоцветы,
сосульки, бабочки

Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация

Гнездо, птенцы

Учебник,
иллюстрации

Развитие речи,
социализация

Посадка, урожай

Учебник, таблицы

Применение знаний

Учебник,
иллюстрации

Развитие речи,
социализация

14

62

Лето.

63

Признаки лета.

64

Занятия и одежда
летом.

65
66

Обобщающее
занятие по теме
«Лето»

Нахождение признаков лета по
опорным схемам. Летние месяцы.
Работа с опорными словами (лето,
цветы)
Нахождение и называние
признаков сезона на
иллюстрации. Составление
рассказа о лете по опорным
знакам. Рисование по теме «Лето»
Классификация и выбор
предметов по картинкам (одежда,
предметы для игр). Знакомство с
правилами поведения в природе.
Прослушивание стихотворения.

Цветы, луг, поля,

Учебник, таблицы

Применение знаний

Жара, гроза,
ягоды, ливни

Учебник,
иллюстрации

Применение знаний

Сарафан, ливни,
купание

Учебник, таблицы

Развитие речи,
социализация

Учебник,
иллюстрации

Развитие речи,
социализация

15

Учебно-методический комплекс
Учебная программа

Учебник

Мир природы и
человека. 1 класс:
.Рабочая программа учебник
для
1-4
кл:
АООП общеобразоват.
образования
для организаций,
детей с УО
реализующих
(вариант 1)
адапт. основные
(сайт www.prosv.ru). общеобразоват.
программы. В 2 ч./
Н.Б.
Матвеева,
И.А.
Ярочкина,
М.А.Попова, Т.О.
Куртова.М.:
Просвещение,
2018.
Матвеева Н. Б.,
Попова М. А. Мир
природы и
человека. Рабочая
тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение,
2017

Методический материал
Матвеева Н.Б. Мир природы и человека.
Методические рекомендации. 1-4 классы: учеб.
пособие для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы. /Н.Б.Матвеева, И.А. Ярочкина,
М.А.Попова. - М.: Просвещение, 2016. (сайт
www.prosv.ru)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».