Рабочая программа по чтению 1 класс (УО)

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор,
O="ГБОУ СО ""
Березовская
школа""",
CN=Массанова Алёна
Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я
являюсь автором
этого документа
Дата: 2021.11.25 12:
00:01+05'00'

Чтение
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» в 1 классе образовательной области
«Язык и речевая практика» составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1).
Программа составлена с учётом уровня обученности учащихся, максимального развития
познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в
целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включён учебноигровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на
повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Цель обучения:
формирование навыков плавного послогового чтения.
Образовательная задача:
научить правильно и осмысленно читать доступный пониманию текст.
Коррекционно-развивающая задача:
повысить уровень общего и речевого развития учащихся.
Воспитательная задача:
привить интерес к чтению, формировать нравственные качества.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Основные задачи добукварного периода:
•
подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма;
•
привить интерес к обучению;
•
выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
В этот период ведётся работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию
слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной
ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе
ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации
дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках чтения в добукварный период обучающиеся практически знакомятся с понятием
слово, часть слова (слог), звук. Учатся составлять предложения по заданиям и вопросам
учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова,
слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки направлены на подготовку
к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими
буквами.
К концу добукварного периода обучающиеся должны уметь делить предложения (из двух-трёх
слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть
графическими навыками.
Задачи букварного периода:
•
формировать звукобуквенный анализ и синтез;
•
заложить основы овладения навыков чтения.
Учащиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчётливо его произносить, различают в
сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие
общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими,
ранее изученными буквами, соотнесение буквы и звука.
При обучении чтению обучающиеся учатся правильному названию букв (название буквы
соответствует названию звука) и соединению их в слоги, слова, предварительно выполнять
звукобуквенный анализ, составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки. Слияние звуков в
слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова,

затем обратные слоги, после этого прямые слоги, требующие особого внимания при обучении
слитному чтению, и после них слоги со стечением согласных.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На изучение предмета в 1 классе отводится 3
часа в неделю, всего 99 часов, исходя из 33 учебных недель. Длительность уроков составляет 35
минут.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения курса «Чтение» является формирование следующих
умений:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметными результатами изучения курса «Чтение» является формирование следующих
умений:
1) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых
средств устной выразительности речи;
2) участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к
поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в
обществе норм и правил;
3) представления о мире, человеке, обществе и социальных нормах, принятых в нем;
4) выбор с помощью взрослого интересующей литературы.

Планируемые результаты освоения программы по чтению
Минимальный уровень
- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам
и целыми словами;
- пересказывать содержание прочитанного текста по
вопросам;
- участвовать в коллективной работе по оценке
поступков героев и событий;
- выразительно читать наизусть 5-7 коротких
стихотворений.

Достаточный уровень
- читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами
(сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением
пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;
- определять основную мысль текста после предварительного его анализа;
- читать текст про себя, выполняя задание учителя;
- выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их
поступкам;
- читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного разбора);
- пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя,
картинный план или иллюстрацию; - выразительно читать наизусть 7-8
стихотворений

Личностные:
-осознать себя как ученика, заинтересованного обучением, занятиями;
-проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических
нормах и правилах поведения в современном обществе;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком; -ориентироваться в пространстве
класса;
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (понимать руку, вставать выходить из-за
парты и т.д.) -работать с учебными принадлежностями, организовывать рабочее место;
Познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; наблюдать;
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик - класс,
учитель – класс); -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности в быту;

5

Технологии обучения

Основные виды организации учебного процесса
Формы обучения
Методы обучения

-

игровые технологии



индивидуальные

-

здоровьесберегающие технологии



-

личностно-ориентированные

групповые
(парные)



слоговой

-

технологии разноуровневого и
дифференцированного обучения



фронтальные



словесный



классные
(урочные)



наглядный



практический



частично-поисковый

-

проблемно-поисковые

-

информационно коммуникационные технологии



внеклассные



звуковой аналитикосинтетический

Формы контроля


устный опрос



индивидуальные задания



самостоятельная работа



контрольные чтения

Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся
Виды контроля
Формы контроля
Количество работ
Методическое обеспечение
Текущий
устный опрос
в течение учебного года
Резникова
Е.В.
Контрольно-диагностический
инструментарий по русскому языку, чтению,
Тематический
--математике для обучающихся 1-4 классов с
Диагностический
проверка техники чтения 1
нарушением интеллекта. - М.: ВАКО, 2016.
Итоговый
(контрольные чтения)

Система оценки достижения планируемых результатов
Во время обучения в первом классе целесообразно всячески поощрять и
стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не
является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того
или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом
является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых
является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным
руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во
взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Требования к оцениванию
Безотметочное оценивание.
Промежуточная аттестация обучающихся первых классов не проводится. Текущий
контроль успеваемости учащихся первых классов в течение учебного года осуществляется
педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы
без фиксации достижений учащихся в виде отметок по пятибалльной системе и отражается
учителем в Листке достижений обучающегося.
Содержание учебного предмета «Чтение» в 1 классе
№
1.

2.

3.

4.

Раздел

Содержание
Добукварный период
Формирование учебного Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том,
поведения
что находится в классе. Беседы на темы: «Школьные вещи»,
«Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество
учителя», «Имена и фамилии учеников», «Перемены в школе,
их назначение», «Семья», «Утро школьника», «Окружающий
меня мир».
Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения
правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и
указания учителя, поднимать руку при желании что-то
сказать, просить разрешения выйти из класса.
Диагностика
Изучение уровня общего развития и подготовленности
учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и
индивидуальной работы.
Развитие устной речи
Формирование умения выполнять простые поручения по
словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и
желания; слушать сказки и рассказы в устной передаче
учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с
голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по
иллюстрациям и вопросам; называть слова по предметным
картинкам, составлять простые предложения по своим
практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
Совершенствование произношения.
Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки
произношения (совместно с логопедом) в течение первого
года обучения и в последующих классах до полного
исправления дефекта.
Развитие
слухового Различение звуков окружающей действительности, узнавание
внимания,
их. Определение источника звука: «Кто позвал?», «По звуку
фонематического слуха. отгадай предмет»; направление звука «Укажи, где пищит
(как этап каждого урока) мышка»; силы звука: «Найди спрятанный предмет,
7

Звуковой анализ

ориентируясь на силу хлопков» и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает),
узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек,
сходные звуки детских музыкальных инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками:
у-у-у – воет волк, ш-ш-ш – шипит гусь, р-р-р – рычит собака и
др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови
предметы», «Повтори все слова, которые сказали»).
Фиксация слова условно-графическим изображением.
«Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с
конкретными предметами
(«Покажи, где слово и где предмет»)
Называние
окружающих
предметов,
предметов,
изображенных на картинке, «запись» слов условнографической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три –
без ошибок повтори: дом-дым, удочка-уточка, бабушкабабочка. Выделение слова в ряде предложенных на слух (2-3),
фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на
основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает.
Фиксация предложения условно-графическим изображением.
«Чтение» предложения.
Составление предложений (из 2, затем из 3 слов) по картинке,
Запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого
предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их условнографической схеме с последующим выделением каждого
слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений: (На
полке мишка. На полу мышка. У веры шары. У Иры шар. Это
гриб.
Это
грибок.)
с
обязательным
выбором
соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части
(слоги): И-ра, А-ля, Ва-ся. Фиксация части слова условнографическим изображением. «Чтение» слов по слогам,
соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма-на, са-за,
и т. д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями.
Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по
парте» и т. д. Отработка четкого произношения на материале
коротких стихотворений, чистоговорок.
Дифференциация оппозиционных звуков: м-н, б-п, д-т, з-с, с-ш
и т. д.
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в
двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков а, о, у, м, н, с в
начале слова при акцентированном произнесении этих звуков
учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов,
начинающихся с заданного звука, с опорой на предметы или
8

5.

Изучение звуков и букв
1-й этап.

2-й этап.

3-й этап.

4-й этап.

картинки.
Букварный период
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных
слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и
согласными звуками.
 Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
 Правильное и отчетливое произношение изучаемых
звуков, различение их в начале и в конце слова (в
зависимости от того, в каком положении этот звук легче
выделяется).
 Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам,
ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых
слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих
слогов.
 Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых:
ш, л, н, ы, р.
 Достаточно
быстрое
соотнесение
звуков
с
соответствующими
буквами,
определение
местонахождения их в словах (в начале или в конце).
 Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов
из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и
слитно.
 Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых
структур (ма-ма, мы-ла).
 Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из
одного закрытого слога (сом, сыр, нос, шар).
 Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к,
п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
 Подбор слов с заданным звуком и определение его
нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
 Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и
глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих в слогах
и словах: з-с, д-т, б-п (бочка-почка, коса-коза).
 Образование и чтение открытых и закрытых слогов с
твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли,
лук, вил).
 Составление и чтение слов из усвоенных слоговых
структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).
 Чтение предложений из двух-трех слов.
 Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
 Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е,
ё, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
 Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и
глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих в слогах
и словах: (ф) – (в), (с) – (ц), (ч) – (щ); ма-мя, су-цу, цветсвет.
 Практическое различение при чтении и письме гласных и
согласных; согласных звонких и глухих (в сильной
позиции); твердых и мягких.
 Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур
9





со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с
чтением двух согласных (тра, кни).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных
текстов.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки
слов из трех-четырех букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с
доски.

Промежуточная аттестация по учебному предмету проводится в конце учебного года в
форме проверочной работы.

1
0

Календарно-тематическое планирование
№

Тема урока

Цель и задачи урока,
коррекционно-развивающая деятельность

Наглядный материал,
оборудование

Дата

01.09

1

Знакомство с классом. Беседа о Знакомство с классной комнатой, школой.
начале
учебного
года. Формирование настроя на учебную деятельность.
Школьные вещи.
Заучивание правил, стихотворений о правильном
поведении в школе, посадке за партой.

1

2

Семья. Знакомство
составом семьи.

1

3

Игрушки. Понятие «слово».

детей

Плакаты ко Дню Знаний. Плакат
с изображением учащегося,
правильно сидящего за партой.
Картинки
с
изображением
классной комнаты, школьной
мебели,
учебных
принадлежностей. Стихи о
правильном поведении в школе,
посадке за партой.
с Знакомство детей с понятием семья, с названиями Картинки с изображениями членов
членов семьи.
семьи.
Расширение представлений об окружающем мире. Плакат «Моя семья».
Развитие навыка связной устной речи.
Упражнения в составлении предложений по
иллюстрациям, вопросам учителя.
Знакомство детей с различными видами Предметные
картинки
с
игрушек.
изображениями
игрушек.
Заучивание стихотворения «Игрушки».
Пособие «Предложение».
Расширение представлений об окружающем Текст стихотворения.
мире. Развитие слуховой памяти, связной
устной речи.
Понятие о слове.
Знакомство детей со словом как структурной
единицей предложения.

Кол-во
часов

1

4

5

6

7

Предложение. Составление и Знакомство детей с предложением как
анализ предложений.
основной единицей речи, выражающей
законченную мысль.
Умение делить предложения (из двух –
трёх слов) на слова.
Определение
количества
слов
в
предложении.
Развитие слуховой
памяти, связной устной речи.
Утро школьника
Знакомство с режимом дня школьника.
Привитие учащимся навыков учебной
деятельности: умения правильно сидеть
за партой, слушать объяснения и
указания учителя, поднимать руку при
желании что – то сказать, вставать,
просить разрешения выйти из класса.
Заучивание правил, стихотворений о
правильном поведении в школе, посадке
за партой.
Развитие слуховой памяти, связной,
устной речи.
Составление
и
анализ Называние слов по предметным
предложений.
картинкам, умение составлять простые
предложения по своим практическим
действиям, картинкам, по вопросам, по
предложенной теме.
Умение делить предложения (из двух –
трёх слов) на слова.
Развитие
устной
речи,
памяти,
зрительного анализатора.
Упражнения
в
составлении
предложений
по
практическим
действиям, картинкам, по вопросам.
Сад – сбор урожая. Понятия Знакомство детей с предметами и
«слог» и «часть слова».
явлениями окружающего мира.
Формирование
понятий
«сад»,

Пособие «Предложение».

1

Плакат с изображением учащегося,
правильно сидящего за партой.
Картинки с изображением классной
комнаты, школьной мебели, учебных
принадлежностей.
Стихи о правильном поведении в
школе, посадке за партой.

1

Картинки для составления простых
предложений.
Схемы предложений.

1

Предметные картинки.
Слоговые
схемы
вертикальной чертой).

1

(полоса

с

8

9

Беседа на тему:
Работа над словом.

«Огород».

Деление слов на слоги.

1
0

Составление рассказа. Понятие
«звук». Выделение из слова
звук [а]. Выделение звука [а] в
начале слова.

1

Выделение звука [у] из слова.

«фрукты», «урожай».
Понятие слога.
Деление слова на слоги (части);
определение порядка и количества
слогов в слове; составление слова
заданной
структуры.
Развитие
произвольного внимания, логического
мышления, связной речи.
Упражнение «Отгадай загадку, выбери
схему слова».
Знакомство детей с предметами и
явлениями окружающего мира.
Формирование
понятий
«огород»,
«овощи».
Продолжить знакомство детей сословом
как структурной единицей предложения.
Деление слова на слоги (части);
определение порядка и количества
слогов в слове; составление слова
заданной
структуры.
Развитие
внимания, логического мышления, речи.
Деление слова на слоги (части);
определение порядка и количества
слогов в слове; составление слова
заданной
структуры.
Развитие
произвольного внимания, логического
мышления, связной речи.
Первоначальное представление о звуках
речи; определение звука [а] в начале
слова.
Развитие фонематического слуха, речи.
Упражнение в узнавании и назывании
слов, начинающихся со звука [а].
Конструирование буквы из палочек.
Расширение представлений детей о

Загадки о животных.

Предметные картинки.
Слоговые
схемы
вертикальной чертой).

(полоса

с

Предметные картинки.
Слоговые
схемы
вертикальной чертой).

(полоса

с

1

1

Схемы
(красный
квадрат,
обозначающий гласный звук).
Палочки.

1

Схемы

1

(красный

квадрат,

1

1
2

1
3

1
4

звуках речи; определение звука [у] в
начале слова.
Развитие фонематического слуха, речи.
Упражнение в узнавании и назывании
слов, начинающихся со звука [у].
Игра «Хлопочки».
Конструирование буквы из палочек.
Выделение звука [м] из слова.
Первоначальное
представление
о
согласном звуке; определение звука [м]
в начале слова.
Развитие фонематического слуха, речи.
Упражнение в узнавании и назывании
слов, начинающихся со звука [м].
Конструирование буквы из палочек.
Рассказ и работа над сказкой Слушание сказки в устной речи
«Колобок».
учителя.
Формирование
навыка
пересказа
небольшой
сказки
на
основе
иллюстрации к ней, схем предложений,
по вопросам, пользуясь помощью
учителя.
Развитие навыка связной устной речи.
Упражнение
в
составлении
предложений
по
иллюстрациям,
вопросам учителя.
Рассказ и работа над сказкой Слушание сказки в устной речи
«Репка».
учителя.
Формирование
навыка
пересказа
небольшой
сказки
на
основе
иллюстрации к ней, схем предложений,
по вопросам, пользуясь помощью
учителя.
Развитие навыка связной устной речи.
Упражнение
в
составлении
предложений
по
иллюстрациям,

обозначающий гласный звук).
Схемы слов.
Палочки.

Схемы (синий квадрат, обозначающий
согласный звук).
Схемы слов.
Палочки.

1

Иллюстрации к сказкам.
Схемы предложений.

1

Иллюстрации к сказкам.
Схемы предложений.

1

1
5

1
6

1
7

1
8

вопросам учителя.
Звук и буква А, а.
Знакомство с гласным звуком а и буквой
Аа.
Формирование представления о гласных
звуках.
Развитие
фонематического
слуха,
внимания, зрительной памяти, связной
речи.
Игра «Хлопочки».
Фонетическая зарядка на выделение
звука.
Заучивание стихотворения о букве.
Звук и буква У, у.
Знакомство с гласным звуком у и буквой
Уу.
Расширение представлений о гласных
звуках.
Развитие
фонематического
слуха, внимания, зрительной памяти,
речи.
Игра «Хлопочки».
Фонетическая зарядка на выделение
звука.
Заучивание стихотворения о букве.
Слова ау, уа. Звуко – буквенный Образование слов из звуков и буква, у;
анализ слов. Составление слов чтение с протяжным произношением.
из разрезной азбуки.
Развитие артикуляционного аппарата,
памяти. Фонетическая зарядка.
Работа с чистоговорками.
Звук и буква М, м.
Знакомство с новым согласным звуком
м и буквой Мм.
Формирование
представления
о
согласных звуках.
Развитие
фонематического
слуха,
произвольного внимания, зрительной
памяти, устной речи.
Игры
«Хлопочки»,
«Кто

Предметные и сюжетные картинки.
Магнитная азбука.
Схемы
(красный
квадрат,
обозначающий гласный звук).
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

Предметные и сюжетные картинки.
Магнитная азбука.
Схемы
(красный
квадрат,
обозначающий гласный звук).
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

Предметные картинки.
Магнитная азбука.
Звукобуквенные
схемы
(буквы,
красные квадраты).
Чистоговорки.
Предметные и сюжетные картинки.
Магнитная азбука.
Схемы (синий квадрат, обозначающий
согласный звук).
Схемы слов (полоса).
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

1

1
9

Обратные слоги ам, ум. Звуко –
буквенный анализ слов.

2
0

Составление и чтение прямых
открытых слогов ма, му. Звуко –
буквенный анализ слогов ам –
ма, ум – му.

2
1

Звук и буква О, о.

2
2

Составление и чтение слогов
ом – мо. Звукобуквенный
анализ слогов. Упражнения в
составлении и чтении слогов ам

внимательный?».
Фонетическая зарядка на выделение
звука.
Заучивание стихотворения о букве.
Формирование
первоначального
представления о слиянии гласного с
согласным (закрытый слог).
Умение
составлять
и
протяжно
произносить, читать из усвоенных
звуков и букв слоги.
Развитие фонематического слуха, речи.
Фонетическая зарядка.
Формирование
первоначального
представления о слиянии согласного и
гласного звука (открытый слог).
Умение
составлять
и
протяжно
произносить, читать из усвоенных
звуков и букв слоги. Развитие
артикуляционного аппарата, памяти.
Работа с чистоговорками.
Знакомство с гласным звуком о и буквой
Оо.
Развитие умения вычленять звук о в
словах.
Развитие
фонематического
восприятия
и
артикуляционного
аппарата.
Игры
«Хлопочки»,
«Кто
внимательный?».
Фонетическая зарядка на выделение
звука.
Заучивание стихотворения о букве.
Умение
составлять,
протяжно
произносить, читать слоги со звуком и
буквой о.
Развитие фонематического восприятия и

Звуковые схемы (красный и синий
квадраты), обозначающие гласные и
согласные звуки.
Магнитная азбука.

1

Звукобуквенные схемы.
Магнитная азбука.
Предметные картинки.
Схемы слов и слогов (длинные и
короткие полоски).
Чистоговорки.

1

Предметные и сюжетные картинки.
Магнитная азбука.
Схемы
(красный
квадрат,
обозначающий гласный звук).
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

Звукобуквенные схемы слов.

1

– ма, ум – му, ом – мо.
2
3

Составление и чтение слова
«мама» и предложений с этим
словом.

2
4

Звук и буква С, с. Составление
и чтение слогов и слов с буквой
С, с.

2
5

Чтение слогов и слов с
изученными буквами. Чтение
предложений.

2
6

Звук и буква Х, х. Составление
и чтение слогов с буквой х.

артикуляционного аппарата.
Игра «Слоговой аукцион».
Формирование навыка составления и
чтения слов из изученных букв и слогов.
Развитие памяти, артикуляционного
аппарата, фонематического восприятия.
Повторение стихов о пройденных
буквах.
Знакомство с новым согласным звуком с
и буквой Сс.
Развитие умения вычленять звук с в
словах.
Умение
составлять,
произносить, читать слоги, слова со
звуком и буквой с.
Развитие фонематического восприятия и
артикуляционного аппарата.
Развитие зрительной памяти и речи,
сукцессивных функций учащихся на
основе чтения слоговой таблицы.
Активизация
мыслительной
деятельности учащихся. Фонетическая
зарядка на выделение звука.
Игры «Узнайте звук», «Кто больше?»,
«Придумай слова на букву «с», «Назови
предметы вокруг, в названии которых
есть буква с».
Закрепление навыка образования и
чтения слогов и слов из изученных
слоговых структур.
Чтение предложений с изученными
словами. Развитие фонематического
слуха
и
правильного
звукопроизношения.
Знакомство с новым согласным звуком х
и буквой Хх.

Звуковые схемы слов.
Предметные и сюжетные картинки.

1

Магнитная азбука. Схемы (синий
квадрат, обозначающий согласный
звук).
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.
Магнитная азбука.
Слоговая таблица.
Звуковые схемы слов. Предметные и
сюжетные картинки
Предметы, в названии которых есть
буква «с».

1

Магнитная азбука. Слоговая таблица.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные и сюжетные картинки.

1

Магнитная азбука.
Схемы (синий квадрат, обозначающий

1

Формировать
умение
составлять,
произносить, читать слоги с буквой х.
Формирование правильной артикуляции,
развитие фонематического слуха.
Игры «Где звук?», «Доскажи словечко».
2
7

2
8

2
9

Повторение пройденных звуков Закрепление навыка образования и
и букв.
чтения слогов и слов из изученных
слоговых структур.
Чтение предложений с изученными
словами. Развитие фонематического
слуха
и
правильного
звукопроизношения.
Игра «Услышал - повтори».
Артикуляционная зарядка.
Звук и буква Ш,ш. Составление Знакомство с новым согласным звуком
и чтение слогов с буквой ш.
ш и буквой Шш.
Умение составлять, произносить, читать
слоги со звуком и буквой ш.
Умение составлять и читать слова из
усвоенных слоговых структур.
Чтение предложений с изученными
словами.
Развитие
тактильной
и
зрительной памяти, мелкой моторики
рук с помощью конструирования
изученных букв из палочек.
Заучивание стихотворения о букве.
Развитие
слуховой
памяти,
фонематического слуха, артикуляции.
Игры «Буква потерялась», «Доскажи
словечко».
Дифференциация звуков [с] – Развитие умения составлять, читать
[ш].
слоги и слова с буквами с – ш.
Умение соотносить звуки с - ш с
буквами с — ш.

согласный звук).
Предметные и сюжетные картинки.
Слоговая таблица.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.
Магнитная азбука. Слоговая таблица.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные и сюжетные картинки.

1

Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Слоговые схемы.
Слоговая таблица
Предметные
и
сюжетные
картинки.Палочки.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

Слоговая таблица.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные картинки.

1

3
0

3
1

3
2

Развитие
слуховой
памяти,
фонематического слуха, артикуляции.
Игра «Эхо». Развитие словесно логического мышления.
Составление и чтение слогов с Развитие умения составлять, читать
буквами с, ш.
слоги и слова с буквами с – ш.
Умение соотносить звуки с - ш с
буквами с — ш.
Развитие
слуховой
памяти,
фонематического слуха, артикуляции.
Игра «Отгадай слово».
Звук и буква Л, л. Составление Знакомство с новым согласным звуком л
и чтение слогов с буквой л.
и буквой Лл.
Различение звука л изолированно, в
слогах, в словах, в предложениях на
слух.
Умение составлять и читать слоги.
Развитие зрительного восприятия буквы
и
мелкой
моторики
руки
при
составлении образа буквы из палочек.
Развитие
зрительной
памяти,
артикуляции.
Заучивание стихотворения о букве.
Игры
«Узнайте звук»,
«Доскажи
словечко».
Работа с чистоговорками.
Развитие фонематического слуха и
правильного звукопроизношения.

Слоговая таблица.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные картинки.

1

Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Слоговые схемы.
Предметные и сюжетные картинки.
Палочки.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве. Чистоговорки

1

Чтение односложных слов с Обучение составлению и чтению Магнитная азбука.
изученными буквами.
односложных слов с изученными Цветные (звуковые) карточки.
буквами. Работа с чистоговорками
Чистоговорки.
Развитие фонематического слуха и
правильного звукопроизношения.
.

1

3
3

3
4

3
5

3
6

3
7

Звук и буква ы. Чтение слогов с Знакомство с гласным звуком ы и буквой
буквой ы.
ы.
Умение составлять и читать слоги со
звуком и буквой л.
Обучение составлению и чтению слов из
усвоенных слоговых структур.
Развитие фонематического восприятия.
Игры «Покажи букву», «Кто больше?»,
«Один – много», «Слоговой аукцион».
Развитие слуховых и произносительных
дифференцировок.
Чтение слогов и слов с Развитие умения составлять и читать
изученными буквами. Чтение слоги, слова, небольшие предложения с
предложений.
изученными буквами.
Развитие сукцессионных функций на
основе чтения столбиков слогов.
Игра «Кто быстрее».
Звук и буква Н, н. Составление Знакомство с новым согласным звуком н
и чтение слов и предложений с и буквой Нн.
буквой н.
Умение составлять и читать слоги со
звуком и буквой н. Игра «Где звук?».
Развитие фонематического слуха.
Развитие
зрительной
памяти,
тактильных ощущений при составлении
образа буквы из палочек.
Заучивание стихотворения о букве.
Развитие слуховой памяти, артикуляции.

Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные и сюжетные картинки.
Сказка о букве.

1

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные и сюжетные картинки.
Палочки.
Стихотворение о букве.

1

Составление и чтение слов и Тренировка в составлении и чтении слов
предложений с буквой н.
из знакомых слоговых структур.
Развитие мышления, зрительной памяти.
Игра «Слоговой аукцион».
Составление и чтение слов и Тренировка в составлении и чтении слов
предложений с изученными из знакомых слоговых структур, чтение
буквами.
небольших предложений с изученными

Слоговая таблица.
Цветные (звуковые) карточки.
Слоговые схемы. Предметные
сюжетные картинки.
Слоговая таблица.
Цветные (звуковые) карточки.
Слоговые схемы. Предметные

1
и
1
и

3
8

3
9

4
0

4
1

словами.
Развитие зрительной памяти, устной
связной речи, произвольного внимания.
Упражнения в повторении стихов о
буквах. Игра «Хлопочки»
Звук и буква Р, р. Составление и Знакомство с новым согласным звуком р
чтение слогов с буквой р.
и буквой Рр.
Различение звука р изолированно, в
слогах, в словах, в предложениях на
слух и правильное обозначение буквами.
Умение составлять и читать слоги со
звуком и буквой р.
Развитие
фонематического
слуха,
правильного произношения.
Артикуляционная
и
фонетическая
гимнастика.
Игры «Покажи букву», «Кто больше?».
Дифференциация звуков [р] – Различение
согласных
звуков
р[л].
лизолированно, в слогах и словах, в
предложениях на слух.
Развитие артикуляционного аппарата и
фонематического слуха.
Упражнение
на
сравнение
звукобуквенного состава двух слов. Игра
«Узнай букву».
Чтение слов и предложений.
Тренировка в чтении по слогам слов из
изученных слоговых структур, чтении
предложений с изученными словами.
Развитие сукцессионных функций на
основе чтения столбиков слогов.
Игра «Кто быстрее».
Звук и буква К, к.Составление Знакомство с новым согласным звуком к
и чтение слогов с буквой к.
и буквой Кк.
Умение составлять и читать слоги со
звуком и буквой к.

сюжетные
картинки.
пройденных буквах.

Стихи

о

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные и сюжетные картинки.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные картинки.

1

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные и сюжетные картинки.

1

11.12

4
2

Чтение слов и предложений с
изученными буквами.

4
3

Звук и буква П, п. Составление
и чтение слов с буквой п.

4
4

Составление и чтение слов и
предложений с изученными
буквами.

Развитие
зрительной
памяти,
тактильных ощущений при составлении
образа буквы из палочек.
Развитие фонематического слуха и речи,
артикуляции.
Игра «Где гостит звук?»
Формирование навыка составления и
чтения слов из изученных слоговых
структур. Обучение правильному и
осознанному
чтению
небольших
предложений.
Развитие у учащихся мышления,
аналитико - синтетической деятельности
при составлении таблицы слогов из
изученных
букв,
звукобуквенного
состава слов.
Знакомство с новым согласным звуком п
и буквой Пп.
Составление и чтение слогов, слов с
буквой п при помощи знакомых
слоговых структур.
Развитие фонематического восприятия.
Игра «Кто внимательный?».
Развитие памяти, артикуляции.
Заучивание стихотворения о букве.
Составление и чтение слогов, слов с
буквой п при помощи знакомых
слоговых структур.
Тренировка в чтении небольших
предложений.
Развитие
памяти,
зрительного
и
слухового восприятия в выборе букв,
слоговых структур при составлении
слова.
Игры «Подбери букву», «По одной

Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Слоговая таблица.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные и сюжетные картинки.
Слоговая таблица
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.

1

4
5

4
6

4
7

букве», «Звук заблудился».
Звук и буква Т, т. Составление и Знакомство с новым согласным звуком т
чтение слогов с буквой т.
и буквой Тт.
Составление и чтение слогов с буквой т.
Развитие зрительной ориентации в
задании на нахождение слогов с буквой
т в общей слоговой таблице.
Развитие артикуляции, фонематического
восприятия при звукоподражании и
выделении звука т в словах из текста,
читаемого учителем.
Развитие слуховой памяти.
Заучивание стихотворения о букве.
Чтение слов и предложений с Составление и чтение слов из
изученными буквами.
изученных слоговых структур.
Умение осознанно читать предложения.
Развитие
фонематического
слуха,
слуховой памяти, речи учащихся при
составлении слов различной слоговой
структуры.
Развитие
устойчивости
внимания,
зрительного и слухового восприятия при
последовательном чтении предложений
коротких букварных текстов.
Звук и буква И, и. составление и Знакомство с новым гласным звуком и и
чтение слов с буквой и.
буквой Ии. Понятие о букве и, как об
отдельном слоге и связующей части
между словами.
Составление и чтение слогов и слов со
звуком и буквой и.
Фонетическая зарядка на выделение
гласного звука и.
Игры «Узнайте звук», «Где звук?», «Кто
больше», «Доскажи словечко».
Развитие фонематического слуха, речи,

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные и сюжетные картинки.
Слоговая таблица.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

Магнитная азбука.
Слоговые схемы.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные и сюжетные картинки.
Слоговая таблица. Палочки.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

4
8

Составление и чтение слов и
предложений с изученными
буквами.
Повторение
изученного материала.

4
9

Повторение изученных букв. И
– как отдельное слово. Чтение
предложений с этим звуком.

5
0

Звук и буква и как показатель
мягкости
согласных.
Закрепление
пройденного
материала.
Дифференциация ы-и.

артикуляции.
Развитие
зрительной
памяти,
тактильных ощущений при составлении
образа буквы из палочек.
Закрепление навыка составления слов из
знакомых
букв,
слогов;
чтение
предложений из этих слов.
Развитие
фонематического
слуха,
памяти, речи учащихся при составлении
словразличной слоговой структуры.
Развитие
устойчивости
внимания,
зрительного и слухового восприятия и
зрительной
памяти
при
последовательном чтении предложений,
коротких букварных текстов.
Формирование
навыка
плавного
послогового чтения слов, предложений,
коротких букварных текстов.
Закрепление понятия о букве и как об
отдельном слоге и связующей части
между словами.
Развитие словесно – логического
мышления,
зрительной
памяти,
произвольного внимания, самоконтроля
на основе работы по слоговой таблице.
Обозначение мягкости согласных при
помощи гласной и, твёрдости согласных
при помощи гласной ы.
Составление и чтение слов из
изученных слоговых структур. Чтение
предложений из этих слов.
Развитие
аналитико-синтетической
деятельности,
фонематического
восприятия, произвольного внимания,
зрительной
памяти,
речи
при

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.

1

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.

1

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.
Предметные и сюжетные картинки.
Слоговые схемы.
Цветные (звуковые) карточки (синие и
зелёные квадраты - твёрдые и мягкие
согласные).

1

5
1

Звук и буква З,з. Составление и
чтение слогов с буквой з.

5
2

Чтение слогов и слов с буквой
З, з в твердом и мягком
варианте.
Дифференциация
букв и звуков [з] - [с].

5
3

Звук и буква В, в. Составление
и чтение слогов с буквой в.

составлении слов из знакомых букв,
слогов.
Игры «Буква потерялась», «Слоговой
аукцион».
Знакомство с новым согласным звуком з
и буквой Зз.
Фонетическая
и
артикуляционная
зарядка.
Игра «Хлопочки».
Развитие
фонематического
слуха,
слуховой памяти, артикуляции.
Составление и чтение слогов со звуком
и буквой з.
Развитие зрительного и слухового
восприятия, совершенствование навыка
чтения на основе отчётливого чтения
слоговой таблицы.
Развитие мелкой моторики руки,
зрительного
представления
образа
буквы с помощью её конструирования
из шнурков.
Игра «Угадай букву».
Различение звуков з – с изолированно, в
слогах, в словах, в предложениях на
слух и в процессе чтения и правильное
их обозначение буквами.
Развитие сукцессионных функций на
основе работы по слоговой таблице.
Игра «Кто внимательный?».
Знакомство с новым согласным звуком
ви буквой Вв.
Формирование умения вслушиваться в
слова, узнавать, различать отдельный
звук в.
Артикуляционная
и
фонетическая

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные и сюжетные картинки.
Шнурки.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве. Шкатулка с
набором пройденных букв.

1

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные и сюжетные картинки.
Шкатулка с набором изученных букв
Сказка о букве.

1

5
4

5
5

зарядка.
Игры «Узнайте звук», «Догадайся»,
«Угадай букву».
Составление и чтение слогов со звуком
и буквой в.
Развитие зрительного и слухового
восприятия, совершенствование навыка
чтения на основе отчётливого чтения
слоговой таблицы
Развитие слуховой памяти, артикуляции,
зрительного
представления
и
тактильного восприятия образа буквы.
Чтение слов с буквой в.
Составление и чтение слов из знакомых
букв, слоговых структур.
Чтение предложений из 2 – 3 слов.
Развитие фонематического слуха и
артикуляционного аппарата.
Фонематическая зарядка.
Игры«Отгадайте слово», «Твердыймягкий».
Звук и буква Ж, ж. Составление Знакомство с новым согласным звуком ж
и чтение слогов с буквой ж.
и буквой Жж. Составление и чтение
слогов со звуком и буквой ж.
Фонетическая
и
артикуляционная
зарядка. Игры «Хлопочки», «Кто
больше?»
Заучивание стихотворения о букве.
Развитие
фонематического
слуха,
артикуляции, произвольного внимания,
зрительной памяти.
Развитие мелкой моторики руки,
зрительного представления буквы с
помощью
составления
буквы
из
палочек,
тактильного
определения
образа буквы.

Стихотворение о букве.

Магнитная азбука.
Слоговые схемы.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Слоговые схемы.
Предметные и сюжетные картинки.
Палочки.
Шкатулка с набором изученных букв.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

5
6

Чтение слогов и слов с буквой
Ж, ж.

5
7

Дифференциация букв и звуков
[ж] – [ш]. Чтение слов и
предложений
с
данными
буквами. Сочетание жи – ши.

5
8

Звук и буква Б,б.Чтение слогов
с буквой б.

Игра «Угадай букву».
Составление и чтение слогов со звуком
и буквой ж.
Составление и чтение слов из
изученных слоговых структур.
Чтение предложений из этих слов.
Развитие
аналитико-синтетической
деятельности,
фонематического
восприятия,произвольного
внимания,
памяти, связной речи.
Развитие слуховой дифференциации
звуков ж – ш.
Умение соотносить звуки ж - ш с
буквами ж и ш.
Различение звуков ж – ш изолированно,
в слогах, в словах, в предложениях на
слух. Чтение предложения.
Развитие фонематического восприятия,
правильной артикуляции.
Игры «Эхо», «Слово рассыпалось».
Знакомство с правилом написания
сочетаний жи – ши.
.
Знакомство с новым согласным звуком б
буквой Бб.
Развитие фонематического слуха, речи,
артикуляции при выделении звука б в
слогах и словах.
Игры «Кто внимательный?», «Кто
больше?», «Доскажи словечко».
Составление и чтение слогов со звуком
и буквой б.
Развитие
аналитико-синтетической
деятельности,
фонематического
восприятия, произвольного внимания,

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.

1

Магнитная азбука.
Слоговые карточки.
Слоговая таблица.
Магнитная азбука.
Плакат
с
правилом
сочетаний жи – ши.
.

1

написания

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные и сюжетные картинки.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

5
9

6
0

6
1

памяти, речи.
Чтение слогов и слов с буквой Составление и чтение слогов со звуком
Б,б.
и буквой б.
Составление и чтение слов из
изученных слоговых структур.
Чтение предложений из этих слов.
Развитие
аналитико-синтетической
деятельности,
фонематического
восприятия, произвольного внимания,
памяти, связной речи.
Развитие мелкой моторики руки,
зрительного представления буквы с
помощью тактильного определения
образа буквы.
Игра «Угадай букву».
Дифференциация букв и звуков Различение звуковб - п изолированно в
[б] – [п].
слогах
и
словах
на
слух
и
произношении,
(при
чтении)
и
обозначение их соответствующими
буквами.
Формирование
навыков
языкового
анализа и синтеза.
Артикуляционная зарядка.
Игры «Соотнесение картинки и слова»,
«Соотнесение слова и буквы».
Развитие мелкой моторики руки,
зрительного
памяти
с
помощью
составления букв из палочек, шнурков.
Звук и буква Г, г. Чтение слогов Знакомств с новым согласным звуком г
с буквой Г, г.
ибуквойГг.
Составление и чтение слогов со звуком
и буквой г.
Развитие фонематического слуха, речи
учащихся при выделении звука в словах.
Развитие зрительного представления

Магнитная азбука.
Слоговая таблица
Шкатулка с набором изученных букв.

1

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные и сюжетные картинки.
Палочки. Шнурки.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Слоговые схемы.
Предметные и сюжетные картинки.
Палочки.
Шкатулка с набором изученных букв.

1

6
2

6
3

6
4

буквы и мелкой моторики руки при
конструировании буквы из палочек.
Игра «Угадай букву».
Чтение слогов и слов с буквой Составление и чтение слогов со звуком
Г, г.
и буквой г.
Развитие зрительного и слухового
восприятия, совершенствование навыка
чтения на основе отчётливого чтения
слоговой
таблицы Фонематическая
зарядка.
Игры «Твёрдый – мягкий», «Узнайте
звук».
Дифференциация букв и звуков Различение звуков к – г изолированно, в
[г] – [к].
слогах, в словах, в предложениях на
слух и правильное обозначение буквами.
Закрепление навыка послогового чтения
коротких предложений.
Развитие
памяти,
восприятия,
мышления в подборе букв, слогов при
составлении слов.
Игры
«Покажи
букву»,
«Буква
потерялась».
Звук и буква Д, д.Чтение слогов Знакомство с новым согласным звуком д
с буквой Д, д.
и буквой Д д.
Развитие
фонематического
слуха,
памяти.
Фонетическая
и
артикуляционная
зарядка. Игры ««Кто больше, «Узнайте
звук», «Где звук?»
Составление и чтение слогов со звуком
и буквой д.
Развитие зрительного и слухового
восприятия, совершенствование навыка
чтения на основе отчётливого чтения
слоговой таблицы.

Сказка о букве.
Магнитная азбука.
Слоговая таблица.
Цветные (звуковые) карточки.
Слоговые схемы

1

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные и сюжетные картинки.
Слоговая таблица.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве. Палочки.

1

6
5

Чтение слогов и слов с буквой
Д, д.

6
6

Чтение предложений и текстов
с
изученными
буквами.
Дифференциация букв и звуков
[д] – [т].

6
7

Звук и буква Й, й.

Развитие
образного
представления
буквы, мелкой моторики руки при
конструировании буквы из палочек.
Составление и чтение слогов со звуком
и буквой д.
Развитие зрительного и слухового
восприятия, совершенствование навыка
чтения на основе отчётливого чтения
слоговой таблицы.
Развитие
образного
представления
буквы, мелкой моторики руки при
конструировании буквы из палочек.
Чтение
предложений,
данных
в
учебнике. Развитие зрительного и
слухового
восприятия,
совершенствование навыка чтения на
основе отчётливого чтения слоговой
таблицы. Развитие памяти, восприятия,
мышления в подборе букв, слогов при
составлении слов.
Игры «Покорение вершин», «Закончи
слово». Различение звуков д
- т
изолированно в слогах и словах на слух
и произношении, (при чтении) и
обозначение
их
соответственными
буквами.
Чтение слогов с парными согласными.
Развитие слуховой дифференциации
звуков.
Фонетическая
и
артикуляционная
зарядка.
Игры
«Покажи букву», «Добавьте слог».
Знакомство с новым согласным звуком и
буквой й.
Фонетическая
и
артикуляционная
гимнастика. Игры «Где звук?», «Узнайте

Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Слоговая таблица.
Палочки.

1

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.
Предметные и сюжетные картинки.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные и сюжетные картинки.

1

6
8

Чтение слов, предложений и
текстов с заданной буквой.
Дифференциация букв и звуков
[й] – [и].

6
9

Мягкий знак – ь.

7
0

ь – показатель мягкости
согласных в конце слова.
Разделительный ь.

звук»,
«Кто
больше?»,
«Кто
внимательный?».
Развитие
памяти,
артикуляции,фонетической
стороны
речи.
Чтение слогов, слов, предложений со
звуком и буквой й.
Дифференцирование
гласного
и
согласного звуков и – й, выделение
буквы и определение их места в словах;
подбор слов с этими буквами.
Развитие
памяти,
восприятия,
мышления в подборе букв, слогов при
составлении слов.
Игры «Покорение вершин», «Закончи
слово».
Развитие языковой наблюдательности.
Звукобуквенный
анализ
слов,
отличающихся буквами й – и.
Работа с пословицами, загадками
(дополнить словом, словосочетанием;
выделить слово, найти букву).
Знакомство с буквой ь.
Понятие о значении ьв слогах и словах.
Развитие фонематического восприятия,
мыслительных
операций
анализа,
сравнения и обобщения, памяти,
артикуляции.
Игра «Кто внимательный?», «Кто
больше?»
Заучивание стихотворения о букве.
Закрепление понятия о значении ь знака
в слогах и словах.
Составление и чтение слогов сбуквой ь.
Развитие фонематического слуха.

Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.
Схемы предложений. Пословицы.
Загадки.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Предметные и сюжетные картинки.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

Магнитная азбука.
Слоговые схемы.
Предметные и сюжетные картинки.

1

7
1

Составление и чтение слов со
стечением двух согласных в
начале слова.

7
2

Составление и чтение слов со
стечением двух согласных на
конце слова.

7
3

Звук и буква Е, е. Чтение
слогов, слов и предложений с
буквой Е, е.

7
4

Буква е как показатель мягкости
согласных.

Упражнения в сравнении буквы с
другими буквами.
Составление,
чтение
слогов
со
стечением двух согласных в начале
слова.
Формирование навыка звукобуквенного
анализа и синтеза слов сложной
слоговой структуры.
Игра «Угадай букву».
Составление,
чтение
слогов
со
стечением двух согласных на конце
слова.
Формирование навыка звукобуквенного
анализа и синтеза слов сложной
слоговой структуры.
Игра «Угадай букву».
Знакомство с новым гласным звуком и
буквой Ее.
Составление
и
чтение
слоговых
структур с буквой е.
Совершенствование навыка отчётливого
послоговогочтения коротких букварных
текстов.
Развитие фонематических процессов,
памяти, артикуляции.
Игры
«Узнайте звук»,
«Доскажи
словечко».
Составление
и
чтение
слоговых
структур с буквой е.
Знакомство с особенностью буквы
еобозначать мягкость согласного звука в
слогах.
Развитие мелкой моторики руки и
образного восприятия на основе
конструирования буквы из палочек и

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.
Слоговые схемы.

1

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.
Слоговые схемы.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные и сюжетные картинки.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

Магнитная азбука.
Цветные карточки – звуковые схемы.
Слоговые схемы.
Палочки.

1

7
5

Звук и буква Ё, ё. Чтение и
составлениеслогов,
слов
с
буквой ё в начале слова.

7
6

Буква ё как показатель мягкости
согласных.
Составление
и
чтение слов с буквой ё после
согласных.

7
7

Чтение
предложений
изученными буквами.

7
8

Звук и буква Я, я. Чтение слогов
с буквой я.

с

сравнения со знакомыми предметами.
Знакомство с новым гласным звуком и
буквой Ёё. Составление и чтение слогов,
слов с буквой ё в начале слова.
Развитие фонематического восприятия,
памяти, артикуляции.
Игра
«Узнайте
звук»,
«Доскажи
словечко».
Составление и чтение слогов с буквой ё.
Знакомство с особенностью буквы ё
обозначать мягкость согласного звука в
слогах.
Развитие
операций
анализа
и
обобщения. Упражнения наделение
группы слогов (на открытые и закрытые
слоги с буквой ё, слоги с другими
гласными).
Формирование навыка отчётливого
послогового
чтения предложений,
коротких букварных текстов.
Развитие
слухового
восприятия,
внимания, логического мышления при
чтении предложений, беседе по их
содержанию.
Знакомство с новым гласным звуком и
буквой Яя.
Составление и чтение слогов, слов с
буквой я. Развитие фонематического
слуха.
Игра «Кто внимательный?», «Угадай
букву».
Развитие образной и тактильной памяти,
координации движений с помощью
конструирования буквы из палочек,
шнурка.

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные и сюжетные картинки.
Сказка о букве.

1

Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Слоговые схемы.

1

Магнитная азбука.
Схемы предложений.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки.Палочки, шнуровка.
Шкатулка с набором пройденных букв.

1

7
9

8
0

8
1

8
2

Буква я – показатель мягкости
согласных. Чтение слов и
предложений, коротких текстов
с буквой я.

Развитие
фонематического
слуха.
Дифференциация слогов с твёрдыми и
мягкими согласными.
Чтение слогов с гласными а - я в
специальной таблице.
Совершенствование навыка отчётливого
послогового чтения коротких букварных
текстов.
Развитие вербальной памяти, операций
сравнения, анализа в заданиях найти
букву, слог в столбиках слов.
Игры «Дополни слово», «Составь имя».
Звук и буква Ю, ю. Чтение Знакомство с новым гласным звуком и
слогов с буквой ю.
буквой Юю.
Развитие
зрительного
и
фонематического восприятия, памяти,
артикуляции.
Игры «Хлопочки», «Доскажи словечко»,
«Буква потерялась».
Составление, чтение слогов с буквой ю.
Развитие зрительного и слухового
восприятия, совершенствование навыка
чтения на основе отчётливого чтения
слоговой таблицы.
Чтение слов и предложений с Составление, чтение слов, предложений
буквой Ю, ю.
с буквой ю.
Развитие зрительного анализатора и
слухового восприятия, артикуляции при
чтении слоговой таблицы.
Знакомство с особенностью буквы
юобозначать мягкость согласного звука
в
слогах.
Игры
«Эхо»,
«Кто
внимательный?».
Сравнительный
Закрепление понятия о гласных и
звукобуквенный анализ слогов с согласных; согласных твёрдых и мягких

Магнитная
азбука.
предложений.
Сюжетные картинки.
Слоговые схемы.
Слоговая таблица.

Схемы

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные и сюжетные картинки.
Слоговая таблица.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) схемы.
Слоговая таблица.

1

Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.

1

8
3

8
4

8
5

8
6

твердыми и мягкими
звуках и буквах.
согласными. Чтение рассказа с Закрепление
навыка
правильного,
изученными буквами.
отчётливого чтения по слогам коротких
букварных текстов. Уточнение и
различение артикуляции гласных и
согласных; согласных твёрдых и мягких
звуков через произношение отдельных
звуков, слогов, слов с твёрдыми и
мягкими согласными.
Звук и буква Ц, ц. Чтение Знакомство с новым согласным звуком
слогов.
ци буквой Цц. Составление и чтение
слоговых структуры с буквой ц.
Развитие
фонематического
слуха,
памяти, артикуляции. Артикуляционная
зарядка.
Игры «Хлопочки», «Доскажи словечко».
Развитие мелкой моторики руки и
наглядно – образного представления при
составлении буквы изшнурков.
Чтение и разбор слов с буквой Составление и чтение слов из
Ц, ц.
усвоенных слоговых структур с буквой
ц.
Развитие зрительного анализатора и
слухового восприятия, артикуляции при
чтении слов с буквой ц.
Игры «Эхо», «Кто внимательный?».
Чтение предложений с буквой Совершенствование навыка отчётливого
Ц, ц.
послогового
чтения
предложений,
коротких букварных текстов.
Развитие
слухового
восприятия,
внимания, логического мышления при
чтении предложений, беседе по их
содержанию.
Звук и буква Ч, ч. Чтение слогов Знакомство с новым согласным звуком ч
и слов.
и буквой Чч.

Слоговая таблица.

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные и сюжетные картинки.
Шнурки.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Слоговые таблицы.

1

Схемы предложений.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.

1

8
7

8
8

Составление
и
чтение
слоговых
структур с буквой ч.
Развитие фонематического слуха и
восприятия,
зрительной
памяти,
артикуляции.
Фонетическая
и
артикуляционная
гимнастика.
Игры
«Эхо»,
«Хлопочки»,
«Кто
внимательный?»,
Развитие мелкой моторики руки и
наглядно – образного представления при
конструировании буквы из палочек.
Чтение
предложений
и Составление и чтение слов из
рассказов с буквой Ч, ч.
усвоенных слоговых структур.
Совершенствование навыка отчётливого
послогового чтения коротких букварных
текстов.
Развитие слухового и зрительного
восприятия, памяти, внимания, устной
речи, навыков самоконтроля при работе
с
текстом
(самостоятельное
и
выборочное чтение, ответы на вопросы
по содержанию прочитанного, по
иллюстрации).
Чтение слов и предложений со Составление и чтение слов из
слогами ча, чу. Чтение и разбор усвоенных
слоговых
структур.
сказки «Курочка Ряба».
Знакомство с особенностью написания
слогов ча, чу.
Совершенствование
навыка отчётливогопослогового чтения
коротких букварных текстов.
Развитие памяти и внимания путём
запоминания
и
ориентирования
вслоговой
таблице;
выполнения
упражнений на вставку пропущенной
буквы в словах.

Цветные (звуковые) карточки.
Предметные и сюжетные картинки.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве. Палочки.

Сюжетные и предметные картинки.
Слоговая таблица.

1

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.
Цветные (звуковые) карточки.
Плакат с правилом.

1

8
9

Звук и буква Щ, щ. Чтение
слогов и слов.

9
0

Чтение слов и предложений с
буквами ц, ч, щ.

9
1

Слоги ща, щу. Слова и
предложения
с
данными
слогами.
Дифференциация
слогов: ча – ща, чу – щу.

Игра «Покорение вершин».
Знакомство с новым согласным звукомщ
и буквой Щщ. Составление и чтение
слоговых структур с буквой щ.
Развитие артикуляции, речеслуховой
памяти,
умения
производить
фонематический
анализ.
Артикуляционная гимнастика.
Игры
«Узнайте звук»,
«Доскажи
словечко».
Развитие зрительного восприятия через
конструирование буквы из палочек.
Отработка звуков ц,ч,щ при чтении
чистоговорок.
Составление и чтение слов из
усвоенных слоговых структур.
Совершенствование навыка отчётливого
послогового чтения коротких букварных
текстов.
Развитие слухового и зрительного
восприятия, памяти, внимания, устной
речи, навыков самоконтроля при работе
с
текстом
(самостоятельное
и
выборочное чтение, ответы на вопросы
по содержанию прочитанного, по
иллюстрации).
Знакомство с особенностью написания
слога ща, щу.
Составление и чтение слов из
усвоенных слоговых структур.
Дифференциация слогов: ча – ща, чу –
щу. Развитие фонематического слуха.
Артикуляционная зарядка.
Развитие звукобуквенного анализа и
синтеза слов при вставке буквы в словах

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные и сюжетные картинки.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве. Палочки.

1

Сюжетные и предметные картинки.
Слоговая таблица.
Чистоговорки.

1

Магнитная азбука..
Специальная слоговая таблица к играм
и упражнениям.
Плакат с правилом.

1

9
2

9
3

9
4

под картинками.
Развитие
памяти,
восприятия,
мышления в подборе букв, слогов при
составлении слов.
Звук и буква Ф, ф. Чтение Знакомство с новым согласным звуком ф
слогов и слов с буквой ф.
и буквой Фф.
Составление
и
чтение
слоговых
структур с буквой ф.
Развитие
артикуляции
и
фонематического слуха.
Фонетическая гимнастика.
Игры «Хлопочки», «Доскажи словечко».
Отработка звука ф при чтении
чистоговорок.
Дифференциация букв и звуков Соотнесение звуков в – ф с буквами в –
[в] – [ф].
ф, определение их места в словах;
подбор слов с этими буквами.
Отработка
навыка
правильного
послогового чтения коротких букварных
текстов.
Развивать слуховую дифференциацию
звонких и глухих согласных в – ф.
Артикуляционная гимнастика.
Игра «Буква потерялась», «Доскажи
словечко».
Звук и буква Э, э. Чтение слогов Знакомств с гласным звуком э и буквой
и слов с данной буквой.
Ээ. Составление и чтение слоговых
структур с буквой э.
Развитие фонематического слуха и
зрительного восприятия буквы.
Игра «Хлопочки», «Доскажи словечко».
Развитие памяти, артикуляции.
Развитие образной и тактильной памяти,
координации движений с помощью
составления буквы из шнурков.

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные и сюжетные картинки.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.Схемы слов.
Чистоговорки.

1

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.
Предметные и сюжетные картинки.
Схемы предложений.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные и сюжетные картинки.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.
Схемы слов.
Шнурки.
Шкатулка с набором букв

1

9
5
9
6

9
7

Игра «Угадай букву».
Проверочная работа в рамках Проверка знаний, умений и навыков
промежуточной аттестации
Чтение слов и предложений с Составление
и
чтение
слоговых
разделительным
твердым структур, слов с буквой ъ.
знаком
Развитие фонематического слуха и
звукопроизношения.
Игра «Буква потерялась».
Развитие операций анализа, сравнения,
классификации при сравнении пары
слов по звукобуквенному составу.
Закрепление
навыка
правильного
послогового чтения коротких букварных
текстов.
Закрепление
изученного Закрепление понятия о гласных и
материала.
согласных; согласных твёрдых и мягких
звуках
и
буквах. Уточнение и
различение артикуляции гласных и
согласных; согласных твёрдых и мягких
через произношение отдельных звуков,
слогов, слов с твёрдыми и мягкими
согласными.
Развитие
зрительного
анализатора и слухового восприятия,
внимания, артикуляции при чтении
слоговой таблицы.
Закрепление
навыка
плавного
послогового чтения слов, предложений,
коротких букварных текстов
Развитие внимания, памяти, восприятия,
самоконтроля при чтении текстов.

Диагностический материал

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Предметные и сюжетные картинки.
Сказка о букве.

1

Алфавит.
Лента букв. Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Слоговая таблица.

2

Учебно-методический комплекс
Учебная программа

Учебник

Букварь. 1 класс:
учебник
для
.Рабочая программа общеобразоват.
1-4
кл:
АООП организаций,
образования
для реализующих
детей с УО
адапт. основные
(вариант 1)
общеобразоват.
(сайт www.prosv.ru). программы. В 2 ч.
Ч.
2
/А.К.
Аксёнова,
С.В.
Комарова,
М.И.
Шишкова. - М.:
Просвещение,
2018.
Аксёнова А. К.,
Комарова С. В.,
Шишкова М. И.
Прописи
в
3
частях.М.:
Просвещение,
2018.

Методический материал

Аксёнова А.К.Обучение грамоте. Методические
рекомендации. 1 класс: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы.
/А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова.
- М.: Просвещение, 2016. (сайт www.prosv.ru)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».