Рабочая программа по математике 1 класс (УО)

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор,
O="ГБОУ СО ""
Березовская школа""",
CN=Массанова Алёна
Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я
являюсь автором
этого документа
Дата: 2021.11.25 11:
51:49+05'00'

Математика
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» в 1 классе образовательной
области «Математика» составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1).
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в
образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой
категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
формирование доступных у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для
решения учебно-познавательных, учебно- практических, житейских и профессиональных задач
и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств,
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами
математики с учетом их индивидуальных возможностей;
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности,
настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений
планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и
самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми
знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных
ситуациях.
Цель программы:
- заложить основы элементарных математических знаний и умений учащихся с учётом
их индивидуальных особенностей.
Образовательная задача: дать знания об элементарных математических
представлениях.
Коррекционно-развивающая задача: развивать основные мыслительные операции.
Воспитательная задача: воспитывать интерес к математике, любознательность,
настойчивость, терпеливость, трудолюбие.
Методы обучения математике: словесный, наглядный, практический: работа с
учебником, упражнение, самостоятельная работа, экскурсия, наблюдение, демонстрация и т.д.
Приёмы работы: дидактические игры; игровые приёмы; занимательные упражнения;
создание увлекательных ситуаций; сравнение (один из важных приёмов обучения);
материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в
жизненной ситуации;
Форма учебного занятия: вводный урок; урок формирования (сообщения) новых
знаний; обобщающий урок; контрольный урок; урок формирования и закрепления умений и
навыков; комбинированный урок.
Виды контроля: индивидуальный; фронтальный; проверочная работа; математический
диктант.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части
множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия,
позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий
(понятия числа, величины, геометрической фигуры).

Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться
оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во
внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не
только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо
оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого
ученика. Необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным
изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно
только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений,
создании увлекательных для детей ситуаций.
Одним из важных приёмов обучения математике является сравнение, так как
большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их
усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия,
выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов
классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между
понятиями. Не менее важный приём — материализация, т. е. умение конкретизировать любое
отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными
ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения,
беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к
формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах
учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся,
вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической
деятельности и действий с числами.
Процесс обучения опирается на наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, с
помощью чего формируются элементы абстрактного мышления. Через математическое
содержание формируются и корригируются и такие формы мыслительной деятельности, как
сравнение, анализ, синтез.
При отборе учебного материала учитываются разные возможности учащихся по
усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в
зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому в каждом классе
предлагаемый учителем материал усваивается учащимися на различном уровне, т. е. программа
предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении.
Программа в целом определяет оптимальный объём знаний и умений по математике,
который доступен большинству учащихся, обучающихся по программе для детей с умственной
отсталостью. Однако есть в классе часть учащихся, которые постоянно отстают от
одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны
учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом (решать более лёгкие
примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать
с помощью учителя арифметические задачи). Для самостоятельного выполнения этим ученикам
требуется предлагать облегчённые варианты примеров, задач, других заданий. Учитывая
указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила два уровня
требований к знаниям и умениям учащихся (минимальный и достаточный). Усвоение этих
знаний и умений даёт основание для перевода учащихся в следующий класс.
Понижать уровень требований можно только тогда, когда учитель использовал все
возможные коррекционно-развивающие меры воздействия.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На изучение предмета в 1 классе отводится 3
часа в неделю, всего 99 часов, исходя из 33 учебных недель. Длительность уроков составляет 35
минут.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика»
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Личностные:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) развитие навыков
сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые предметные результаты освоения программы по математике:
1)элементарные математические представления о количестве, форме, величине
предметов; пространственные и временные представления;
2) начальные математические знания о числах, мерах, величинах и геометрических
фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а
также оценки, их количественных и пространственных отношений;
3) навыки измерения, пересчета, измерения, прикидки и оценки наглядного
представления числовых данных и процессов, записи и выполнения несложных
алгоритмов;
4) способность применения математических знаний для решения учебнопознавательных, учебно-практических, жизненных и профессиональных задач;
5) оперирование математическим содержанием на уровне словесно-логического
мышления с использованием математической речи; 6) элементарные умения
пользования компьютером.

Минимальный уровень
знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке;
понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные части).
знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения,
деления;
знать таблицу умножения однозначных чисел до 5;
понимать связь таблиц умножения и деления;
знать переместительное свойство сложения и умножения;
знать порядок действий в примерах в два арифметических
действия;
знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы,
времени, стоимости и их соотношения;
называть порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года;
знать различные случаи взаимного положения двух геометрических
фигур;
знать названия элементов четырехугольников.
откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах
100;
выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания

Достаточный уровень
знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;
усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие
двух видов деления на уровне практических действий, способы
чтения и записи каждого вида деления;
знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения,
деления;
знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10,
правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на
1, на 10;
понимать связь таблиц умножения и деления;
знать переместительное свойство сложения и умножения;
знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;
знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы,
времени, стоимости и их соотношения;
знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года;
знать различные случаи взаимного положения двух геометрических
фигур;
знать названия элементов четырехугольников.
6

чисел в пределах 100;
пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для
нахождения произведения, так и частного;
практически пользоваться переместительным свойством сложения и
умножения;
различать числа, полученные при счете и измерении; записывать
числа, полученные при измерении двумя мерами;
определять время по часам хотя бы одним способом; пользоваться
календарем для установления порядка месяцев в году, количества
суток в месяцах, месяцев в году;
решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические
задачи;
решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью
учителя);
различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять
длину ломаной;
узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение фигур
без вычерчивания;
чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг;
чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника
на нелинованной бумаге (с помощью учителя).

считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными
числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывать,
используя счетный материал, любые числа в пределах 100;
выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания
чисел в пределах 100;
использовать знание таблиц умножения для решения
соответствующих примеров на деление;
пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для
нахождения произведения, так и частного;
практически пользоваться переместительным свойством сложения и
умножения;
различать числа, полученные при счете и измерении;
записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с
полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см;
определять время по часам хотя бы одним способом с точностью до 1
мин; пользоваться календарем для установления порядка месяцев в
году, количества суток в месяцах, месяцев в году;
решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые
арифметические задачи;
кратко записывать, моделировать содержание, решать составные
арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);
различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии,
вычислять длину ломаной;
узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение
двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей,
находить точки пересечения;
чертить окружности разных радиусов, различать окружность и
круг;
чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного
треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя).
7

Личностные:
-осознать себя как ученика, заинтересованного обучением, занятиями;
-проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических
нормах и правилах поведения в современном обществе;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса;
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (понимать руку, вставать выходить из-за
парты и т.д.)
-работать с учебными принадлежностями, организовывать рабочее место;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе; -активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; -наблюдать;
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученикученик, ученик - класс, учитель –класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности в быту;

Технологии обучения

Основные виды организации учебного процесса
Формы обучения
Методы обучения

Формы контроля

-

игровые технологии



индивидуальные



словесные



устный опрос

-

здоровьесберегающие технологии





наглядные



письменный опрос

-

личностно-ориентированные

групповые
(парные)



практические



практическая работа

-

технологии разноуровневого и
дифференцированного обучения



частично-поисковые



индивидуальные задания



решение упр. и задач



самостоятельная работа



контрольная работа

-

проблемно-поисковые

-

информационно коммуникационные технологии



фронтальные



классные
(урочные)



внеклассные

Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся
Виды контроля
Формы контроля
Количество работ
Методическое обеспечение
Текущий
самостоятельная работа
в течение учебного года
Резникова
Е.В.
Контрольно-диагностический
инструментарий по русскому языку, чтению,
математике для обучающихся 1-4 классов с
Тематический
контрольная работа
--нарушением интеллекта. - М.: ВАКО, 2016.
Диагностический
Итоговый
контрольная работа
1

Система оценки достижения планируемых результатов
Во время обучения в первом классе целесообразно всячески поощрять и
стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не
является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того
или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является
появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является
способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и
контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с
учителем и одноклассниками.
Требования к оцениванию
Безотметочное оценивание.
Промежуточная аттестация обучающихся первых классов не проводится. Текущий контроль
успеваемости учащихся первых классов в течение учебного года осуществляется педагогическим
работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы без фиксации
достижений учащихся в виде отметок по пятибалльной системе и отражается учителем в Листке
достижений обучающегося.
Содержание программы
Пропедевтический период (Подготовка к изучению математики)
1.
Свойства предметов: цвет, форма, величина, назначение. Слова: каждый, все, кроме,
остальные (оставшиеся), другие.
2.
Сравнение предметов: 2-3-х предметов по величине, по размеру
(больше, меньше, равны, одинаковые); 3-4-х предметов по длиннее, по ширине, глубине,
толщине (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); по массе, по весу
(тяжелее, легче).
3.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих:
сравнение 2-3 предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько
же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного. Сравнение предметных
совокупностей после изменения количества предметов, её составляющих. Установление взаимнооднозначного соответствия путём сравнения небольших предметных совокупностей путём
установления взаимно-однозначного соответствия их элементов.
4.
Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ: сравнение объёмов жидкостей и
сыпучих веществ, находящихся в одинаковых ёмкостях. Слова: больше, меньше, одинаково,
равно, столько же. Сравнение объёмов жидкостей, сыпучего вещества в одной ёмкости до и
после изменения объёма.
5.
Положение предметов в пространстве, на плоскости: относительно учащегося, по
отношению друг к другу, впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже,
далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под,
напротив, между, в середине, в центре. Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа,
слева, в середине (в центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; тоже для сторон:
верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Отношение порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.
6.
Временные представления: сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на
следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро. Сравнение по
возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Числа и величины. Первый десяток.
7.
Названия, обозначение чисел от 1 до 9. Счёт по 1 и равными группами по 2, 3 (счёт
предметов и отвлеченный счёт). Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0.
Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду (0—9).
Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно.
8.
Число и цифра 10. Десять единиц — 1 десяток.
9

Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приёмы сложения и вычитания. Таблицы
состава чисел в пределах 10, её использование при выполнении действия вычитания. Название
компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство
сложения (практическое использование).
Числа и величины. Второй десяток.
9.
Название, обозначение, десятичный состав чисел 11—20. Числа однозначные, двузначные.
Сопоставление чисел 1—10 с рядом чисел 11—20. Числовой ряд 1—20, сравнение чисел (больше,
меньше, равно, лишние, недостающие единицы, десяток). Счёт от заданного числа до заданного,
присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5. Сложение десятка и единиц, соответствующие
случаи вычитания.
10.
Единицы (меры) стоимости — копейка, рубль. Обозначение: 1 к., 1 р. Монеты: 1 к., 5 к., 10
к, 1 р., 2 р., 5 р. Размен и замена.
11.
Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.
12.
Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в
различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка.
Черчение прямых, проходящих через 1—2 точки.
13.
Единицы (меры) длины — сантиметр. Обозначение: 1 см. Измерение отрезка,
вычерчивание отрезка заданной длины.
14.
Единицы (меры) массы, ёмкости — килограмм, литр. Обозначение: 1 кг, 1 л.
15.
Единица времени — сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя — семь суток, порядок дней
недели.
Геометрические фигуры и формы
Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.

Учебно-тематический план

№

тем

1

Нумерация
Арифметические
действия
Единицы измерения и
их соотношение
Геометрический
материал
Повторение
Итого:

2
3
4
5

Кол-во часов

Наименование
теория

практика

23

23

48

48

8

8

5

5

15

15
99 часа

1
0

всего

Тематическое планирование по предмету «Математика»
№
урока

Тема урока

1

День Знаний
Числа 1- 5. Числовой
ряд в пределах 5

2

Основные вопросы

Наглядные
пособия,
оборудование

Словарь
Прямой
обратный счет

Числа 1-5. Состав
чисел 2-5.

Числовой ряд в пределах 5.
Счёт предметов в пределах
5
Состав чисел в пределах
5.Сравнение чисел.

3

Числа 1-5. Решение
задач на сложение

Монеты достоинством 1р,
2р, 5р.

Математическая
задача

4

Числа 1-5. Сложение
и вычитание в
пределах 5.
Числа 1-5. Решение
задач на нахождение
суммы.

Сложение и вычитание
чисел в пределах 5.

Сложение, слагаемые,
сумма

Коррекция
памяти,
внимания,
развитие
речевых навыков.
Таблица
на Коррекция
памяти,
состав числа 3, 4 мышления,
установление
причинно
следственных
связей.
Таблица
на Коррекция логического
состав числа 5
мышления, внимания

Составление и решение
арифметических задач на
нахождение суммы в
пределах 5 по
предложенному сюжету
Составление задач по

Сложение, слагаемые,
сумма

Коррекция логического
мышления, внимания

5

счет, Учебник,
рабочая тетрадь

Обратная связь

Соседи числа

9

Коррекция
памяти.

внимания,

Числовой ряд

6

Числа 1-5.
Составление и
решение задач на
нахождение остатка.

7

Геометрический
материал. Точка,
линия.

8

Геометрический
материал. Овал.

9

Число и цифра 0.

10

Число и цифра 6.
Образование числа,
место в числовом
ряду
Число и цифра 6.
Следующее и

11

готовому решению.
Составление и решение
арифметических задач на
нахождение остатка в
пределах 5 по
предложенному сюжету
Составление задач по
готовому решению.
Распознавание и называние
точки и линии.
Дифференциация точки и
круга. Линии кривые и
прямые ( нахождение и
изображение).
Распознавание и
называние.
Дифференциация круга и
овала. Нахождение
предметов одинаковой и
разной формы.
Число 0 как обозначение
ситуации отсутствия
предметов. Ноль как
результат вычитания.
Составление примеров.
Образование числа, место в
числовом ряду. Счёт
предметов в пределах 6.
Соотношение количества,
числительного и цифры.

Вычитание,
уменьшаемое,
вычитаемое, сумма

Учебник,
рабочая тетрадь

Коррекция логического
мышления, внимания

Точка, прямая, линия,
начертить

Использование в быту,
на уроках трудового
обучения

Овал, кривая, линии

Использование в быту,
на уроках трудового
обучения

Куст, земляника,
ягоды

Учебник,
рабочая тетрадь

Следующий,
Учебник,
увеличение, матрешки рабочая тетрадь
Следующий,
увеличение,

10

Таблица
состав числа

Установление
закономерности

Коррекция
памяти.

внимания,

на Коррекция
внимания,

памяти,
развитие

предыдущее число

Следующее и предыдущее
число. Сравнение чисел.
Состав числа 6. Счёт по 2.
Число и цифра 6.
Решение примеров на
Решение примеров на прибавление (вычитание)
прибавление
числа 3 с помощью
(вычитание) числа 3
последовательного
присчитывания

профессии,
спасения

Число и цифра 6.
Монеты
Число и цифра 6.
Решение задач на
нахождение суммы
Число и цифра 6.
Решение задач на
нахождение остатка

Получение 6 р. путём
набора из монет 1р,2р, 5р.
Решение текстовых
арифметических задач на
нахождение суммы.
Решение текстовых
арифметических задач на
нахождение остатка.

Деньги, монеты,
купюры
Задача, условие,
вопрос задачи,
решение, ответ
Задача, условие,
вопрос задачи,
решение, ответ

16

Число и цифра 6.
Составление и
решение
арифметических
задач

Задача, условие,
вопрос задачи,
решение, ответ

17

Число и цифра 6.
Состав числа 6

Составление и решение
арифметических задач на
нахождение остатка в
пределах 6 по
предложенному сюжету
Составление задач по
готовому решению.
Составление и решение
арифметических задач на
нахождение остатка в
пределах 6 по
предложенному сюжету
Составление задач по

12

13
14

15

службы

речевых навыков.

Инструменты, соседи
числа

Пропущенное число,
сложение вычитание

11

Учебник,
рабочая тетрадь

Коррекция
памяти,
мышления,
установление
причинно
следственных
связей.
Коррекция логического
мышления, внимания
Коррекция логического
мышления, внимания

Таблица
на Коррекция
памяти,
состав числа 6
мышления,
установление
Причинно
следственных связей.
Коррекция логического
мышления, внимания

Учебник,
рабочая тетрадь

Коррекция логического
мышления, внимания

18

Построение прямой
через 1,2 точки.

19

Число и цифра 7.
Образование числа,
место в числовом
ряду

20

Число и цифра 7. .
Сравнение чисел

21

Число и цифра 7.
Сложение и
вычитание числа 1

22

23

готовому решению.
Построение прямой линии
с помощью линейки в
различном положении по
отношению к краю листа
бумаги. Построение
прямой линии через 1,2
точки.
Образование числа, место в
числовом ряду. Счёт
предметов в пределах 7.

Точка, прямая линия,
пространственные
представления

Иллюстративный Использование в быту,
материал
на уроках трудового
обучения

Числовой ряд,
увеличение на…

Учебник,
рабочая тетрадь

Овощи, цветы,
сравнение

Радуга, основные
цвета

Таблица
на Коррекция логического
состав числа 7
мышления, внимания

Число и цифра 7.
Деньги

Соотношение количества,
числительного и цифры.
Следующее и предыдущее
число. Сравнение чисел.
Состав числа 7.
Решение примеров на
прибавление (вычитание)
с помощью
последовательного
присчитывания
(отсчитывания) по 1.
Получение 7 р. путём
набора из монет 1р,2р, 5р.

Коррекция
памяти,
мышления,
установление
причинно
следственных
связей.
Таблица
на Коррекция логического
состав числа 7
мышления, внимания

Канцелярский
магазин,
принадлежности

Учебник,
рабочая тетрадь

Число и цифра
7.Решение задач на

Решение текстовых
арифметических задач на

Число и цифра

Сюжетные
картинки

12

Коррекция
памяти,
мышления,
установление
Причинно
следственных связей.
Коррекция логического
мышления, внимания

24

нахождение суммы
Единицы измерения.
Сутки, неделя.

25

Единицы измерения.
Сутки, неделя.

26

27

28

29

Отрезок.

Число и цифра 8.
Образование числа,
место в числовом
ряду
Число и цифра 8.
Следующее и
предыдущее число

Число и цифра 8.
Практическое
знакомство с

нахождение суммы.
Понятие о сутках как о
мере времени. Краткое
обозначение суток (сут).
Понятие недели.
Соотношение: неделя- семь
суток.
Название и порядок дней
недели.

Неделя, дни недели,
выходные дни

Учебник,
рабочая тетрадь

Коррекция логического
мышления, внимания

Неделя, дни недели,
выходные дни

Методический
материал

Получение отрезка как
Точки, длина отрезка,
части прямой линии.
длиннее, короче
Построение отрезка
произвольной длины с
помощью линейки.
Образование числа, место в Соседи числа
числовом ряду. Счёт
предметов в пределах 8.

Методический
материал

Коррекция
памяти,
мышления,
установление
Причинно
следственных связей.
Коррекция логического
мышления, внимания

Учебник,
рабочая тетрадь

Коррекция логического
мышления, внимания

Соотношение количества,
Числа последующее,
числительного и цифры.
предыдущее
Следующее и предыдущее
число. Сравнение
чисел. Состав числа 8.
Счёт по 2.
Сложение и вычитание
Дни недели
чисел в пределах
8.Практическое знакомство

Таблица
на Коррекция
памяти,
состав числа 8
мышления,
установление
причинно
следственных связей.

13

Таблица
на Коррекция логического
состав числа 7, 8 мышления, внимания

30

31

32

33

переместительным
свойством сложения.
Число и цифра 8.
Деньги

с переместительным
свойством сложения.
Получение 8 р. путём
набора из монет 1р,2р, 5р.

Число и цифра 8.
Решение задач на
нахождение суммы.
Число и цифра 8.
Решение задач на
нахождение остатка
Число и цифра 8.
Составление задач по
готовому решению

Решение текстовых
арифметических задач на
нахождение суммы.
Решение текстовых
арифметических задач на
нахождение остатка.
Составление и решение
арифметических задач на
нахождение остатка в
пределах 8 по
предложенному сюжету
Составление задач по
готовому решению.
Составление и решение
арифметических задач на
нахождение остатка в
пределах 8 по
предложенному сюжету
Составление задач по
готовому решению.
Построение треугольника,
квадрата, прямоугольника
по точкам (вершинам) с
помощью линейки.

34

Число и цифра 8.
Составление задач по
готовому решению

35

Построение
треугольника,
квадрата,
прямоугольника.

Супермаркет

Учебник,
рабочая тетрадь

Квадрат, ромб

Учебник,
рабочая тетрадь

Коррекция
памяти,
мышления,
установление
причинно
следственных
связей.
Коррекция логического
мышления, внимания

Грузовик,
грузоперевозки

Учебник,
рабочая тетрадь

Коррекция логического
мышления, внимания

Название
мебель

Таблица
на Коррекция
памяти,
состав числа 9
мышления,
установление
причинно
следственных связей.

одежды,

Орнамент

Учебник,
рабочая тетрадь

Коррекция логического
мышления, внимания

Орнамент, полоска

Геометрический
материал

Коррекция
памяти,
мышления,
установление
причинно
следственных

14

36

Число и цифра 9.
Образование числа,
место в числовом
ряду
Число и цифра 9.
Следующее и
предыдущее число.
Сравнение чисел

Образование числа, место в Футбол,
числовом ряду. Счёт
правила
предметов в пределах 9.

38

Число и цифра 9.
Практическое
знакомство с
переместительным
свойством сложения.

Соотношение количества,
числительного и цифры.
Следующее и предыдущее
число. Сравнение чисел.
Состав числа 9. Счёт по
2.по 3.
Сложение и вычитание
чисел в пределах 9.
Практическое знакомство с
переместительным
свойством сложения.

39

Число и цифра 9.
Состав числа 9
Число и цифра 9.
Решение задач на
нахождение суммы.

Получение 9 р. путём
набора из монет 1р,2р, 5р.
Решение текстовых
арифметических задач на
нахождение суммы.

41

Число и цифра 9.
Решение задач на
нахождение остатка.

Решение текстовых
арифметических задач на
нахождение остатка.

Цветы,
цветов

42

Число и цифра 9.
Состав числа 9.

Составление и решение
арифметических задач на
нахождение остатка в
пределах 9 по

Лестница,
подниматься,
спускаться

37

40

ворота, Учебник,
рабочая тетрадь

связей.
Коррекция логического
мышления, внимания

Насекомые,
пчелы,
божьи коровки

Таблица
на Коррекция логического
состав числа 7
мышления, внимания

Числа последующее,
предыдущее

Аптека и оптика

Таблица
на Коррекция
памяти,
состав числа 8
мышления,
установление
причинно
следственных
связей.
Таблица
на Коррекция логического
состав числа 9
мышления, внимания
Учебник,
Коррекция
памяти,
рабочая тетрадь
мышления,
установление
Причинно
следственных связей.
Сюжетные
Коррекция логического
картинки
для мышления, внимания
составления
задачи
Таблица
на Коррекция логического
состав числа 9
мышления, внимания

Числа последующее,
предыдущее

15

названия

43

Число и цифра 9.
Составление задач по
готовому решению

44

Повторение и
обобщение
пройденного.
Повторение и
обобщение
пройденного.
Решение примеров и
задач
Числа 1-9 Состав и
сравнение чисел

45

46

47

48

Числа 1-9. Сложение
и вычитание чисел в
пределах 9
Числа 1-9. Решение
арифметических
задач

предложенному сюжету
Составление задач по
готовому решению.
Составление и решение
арифметических задач на
нахождение остатка в
пределах 9 по
предложенному сюжету
Составление задач по
готовому решению.
Решение примеров и задач.

Предметы
гигиены

личной Таблица
состав числа

на Коррекция
памяти,
мышления,
установление
причинно
следственных связей.

Птичий двор

Таблица
состав числа

на Коррекция логического
мышления, внимания

Решение примеров и задач.

Состав числа

Учебник,
рабочая тетрадь

Числовой ряд в пределах 9.
Состав и сравнение чисел.

Зимние месяцы

Сложение и вычитание
чисел в пределах 9.

Числа последующее,
предыдущее

Таблица
на Коррекция
памяти,
состав числа 7, 8, мышления,
9
установление
причинно
следственных
связей.
Учебник,
Коррекция логического
рабочая тетрадь
мышления, внимания

Решение арифметических
задач на нахождение
суммы и остатка в
пределах 9 по

Схема задачи

16

Коррекция логического
мышления, внимания

49

Мера длинысантиметр.

50
51

Мера длины сантиметр.
Число и цифра 10.
Образование числа,
место в числовом
ряду

52

Число 10. Состав
числа 10.

53

Число 10. Сложение
и вычитание чисел в
пределах 10

54

Число 10. Получение
10 р.

предложенному сюжету.
Знакомство с мерой длинысантиметром. Краткое
обозначение (см).
Построение длины
предметов и отрезков с
помощью линейки.
Построение отрезка
заданной длины.
Образование числа, место в
числовом ряду. Запись
числа 10. Соотношение
количества, числительного
и цифры. Сравнение
чисел.
Состав числа 10. .
Получение 1 дес. из 10
единиц. Счёт по 2.по 3.
Сложение и вычитание
чисел в пределах 10.
Решение примеров на
последовательное
присчитывание
(отсчитывание) по 2
единицы (4+2+2=8, 8-22=4). Практическое
знакомство с
переместительным
свойством сложения.
Получение 10 р. путём
набора из монет 1р,2р, 5р.

Длина,
измерение,
сантиметр

Числа последующее,
предыдущее

Колосок,
чертить

Таблицы на тему

Коррекция
памяти,
мышления,
установление
причинно
следственных связей.

Таблицы на тему

Коррекция логического
мышления, внимания
Коррекция
памяти,
мышления,
установление
причинно
следственных связей.

Учебник,
рабочая тетрадь

линейка, Числовой ряд

Коррекция логического
мышления, внимания

Двузначные числа

Учебник,
рабочая тетрадь

Коррекция логического
мышления, внимания

Гастроном, цена

Учебник,
рабочая тетрадь

Коррекция
мышления,

17

памяти,

Число 10. Решение
задач на нахождение
суммы.
Число 10. Решение
задач на нахождение
остатка

Решение текстовых
арифметических задач на
нахождение суммы.
Решение текстовых
арифметических задач на
нахождение остатка.

Предыдущее
снегопад

Порядковый счет

Учебник,
рабочая тетрадь

57

Число 10.
Составление задач по
готовому решению

Десяток

Учебник,
рабочая тетрадь

58

Число 10.
Построение отрезка
заданной длины

Куб, кубик

Учебник,
рабочая тетрадь

Коррекция логического
мышления, внимания

59

Меры стоимости.

Составление и решение
арифметических задач на
нахождение остатка в
пределах 10 по
предложенному сюжету
Составление задач по
готовому решению.
Измерение длины отрезка с
помощью линейки.
Построение отрезка
заданной длины.
Рубль как мера стоимости.
Чтение и запись мер
стоимости: 1р., 1 к., 10 р.,
10 к.

Коррекция
памяти,
мышления,
установление
причинно
следственных
связей.
Коррекция логического
мышления, внимания

Учебник,
рабочая тетрадь

60

Меры стоимости.

Коррекция
памяти,
мышления,
установление
Причинно
следственных связей.
Коррекция логического
мышления, внимания

55

56

Меры
рубль

число,

стоимости,

Учебник,
рабочая тетрадь

установление
причинно
следственных связей.
Коррекция логического
мышления, внимания

Учебник,
рабочая тетрадь

Чтение и запись чисел,
полученных при измерении
одной мерой. Размен
монет.

18

61

Мера массы килограмм.

62

Мера ёмкости - литр.

63

Повторение и
обобщение
пройденного.
Повторение и
обобщение
пройденного.

64

65

Число 11.
Образование,
название, запись
числа 11

Знакомство с мерой массыкилограммом. Запись и
чтение меры массы: 1 кг.
Прибор для измерения
массы- весы. Чтение и
запись чисел, полученных
при измерении массы.
Знакомство с мерой
ёмкости- литром. Запись и
чтение меры ёмкости: 1 л.
Практические упражнения
по определению ёмкости с
использованием мерной
кружки.Чтение и запись
чисел, полученных при
измерении ёмкости.
Решение примеров и задач.

Масса, килограмм

Наглядный
материал

Коррекция
памяти,
мышления,
установление
причинно
следственных связей.

Жидкость,
бидон

объем,

Наглядный
материал

Коррекция логического
мышления, внимания

Числа последующее,
предыдущее

Наглядный
материал

Коррекция логического
мышления, внимания

Решение примеров и задач.

Числа последующее,
предыдущее

Учебник,
рабочая тетрадь

Образование, название,
запись числа 11.
Десятичный состав числа.
Практические упражнения
по откладыванию числа на
счётах. Место числа в
числовом ряду. Счёт

Второй десяток

Числовой ряд

Коррекция
памяти,
мышления,
установление
причинно
следственных
связей.
Коррекция логического
мышления, внимания

19

66

Число 11.
Десятичный состав
числа.

67

Число 12.
Образование,
название, запись
числа 12

68

Число 12.
Десятичный состав
числа.

69

Число 13.
Образование,
название, запись
числа 13

предметов в пределах 11.
Сложение и вычитание на
Насекомые, названия
основе десятичного состава насекомых
числа 11 (10+1=11, 111=10)
Образование, название,
запись числа 12.
Десятичный состав числа.
Практические упражнения
по откладыванию числа на
счётах. Место числа в
числовом ряду. Счёт
предметов в пределах 12.
Сложение на основе
десятичного состава числа
12, переместительного
свойства сложения
(10+2=12, 122=10),сложение и
вычитание на основе
присчитывания и
отсчитывания единицы
(11+1=12, 12-1=11).
Образование, название,
запись числа 13.
Десятичный состав числа.
Практические упражнения
по откладыванию числа на
счётах. Место числа в
числовом ряду. Счёт

Наглядный
материал

Коррекция
памяти,
мышления,
установление
Причинно
следственных связей.
Коррекция логического
мышления, внимания

Числа последующее,
предыдущее

Числовой ряд

Числа последующее,
предыдущее

Наглядный
материал

Коррекция логического
мышления, внимания

Числа последующее,
предыдущее

Числовой ряд

Коррекция
памяти,
мышления,
установление
причинно
следственных связей.

20

70

Число 13. .
Десятичный состав
числа.

71

Повторение и
обобщение
пройденного.
Число 14.
Образование,
название, запись
числа 14

72

73

Число 14. Сложение
на основе
десятичного состава
числа 14

предметов в пределах 13.
Сложение на основе
десятичного состава числа
13, переместительного
свойства сложения
(10+3=13, 133=10),сложение и
вычитание на основе
присчитывания и
отсчитывания единицы
(12+1=13, 13-1=12).
Решение примеров и задач.
Образование, название,
запись числа 14.
Десятичный состав числа.
Практические упражнения
по откладыванию числа на
счётах. Место числа в
числовом ряду. Счёт
предметов в пределах 14.
Сложение на основе
десятичного состава числа
14, переместительного
свойства сложения
(10+4=14, 144=10),сложение и
вычитание на основе
присчитывания и

Числа последующее,
предыдущее

Наглядный
материал

Числа последующее,
предыдущее

Наглядный
материал

Числа последующее,
предыдущее

Числовой ряд

Коррекция
памяти,
мышления,
установление
причинно
следственных связей.

Числа последующее,
предыдущее

Наглядный
материал

Коррекция логического
мышления, внимания

21

Коррекция логического
мышления, внимания

74

Число 15.
Образование,
название, запись
числа 15

75

Число 15. Сложение
на основе
десятичного состава
числа 15

76

Число 16
Образование,
название, запись
числа 16

77

Число 16. Сложение
на основе
десятичного состава
числа 16

отсчитывания единицы
(13+1=14, 14-1=13).
Образование, название,
запись числа 15.
Десятичный состав числа.
Практические упражнения
по откладыванию числа на
счётах. Место числа в
числовом ряду. Счёт
предметов в пределах 15.
Сложение на основе
десятичного состава числа
15, переместительного
свойства сложения
(10+5=15, 155=10),сложение и
вычитание на основе
присчитывания и
отсчитывания единицы.
Образование, название,
запись числа 16.
Десятичный состав числа.
Практические упражнения
по откладыванию числа на
счётах. Место числа в
числовом ряду. Счёт
предметов в пределах 16.
Сложение на основе
десятичного состава числа
16, переместительного
свойства сложения

Числа последующее,
предыдущее

Числовой ряд

Коррекция логического
мышления, внимания

Компоненты
сложения

Учебник,
рабочая тетрадь

Коррекция
памяти,
мышления,
установление
причинно
следственных связей.

Числа последующее,
предыдущее

Числовой ряд

Коррекция логического
мышления, внимания

Условие задачи

Наглядный
материал

Коррекция
памяти,
мышления,
установление
Причинно
следственных

22

78

Число 17.
Образование,
название, запись
числа 17

79

Число 17. Сложение
на основе
десятичного состава
числа 17

80

Число 18.
Образование,
название, запись
числа 18

(10+6=16, 166=10),сложение и
вычитание на основе
присчитывания и
отсчитывания единицы).
Образование, название,
запись числа 17.
Десятичный состав числа.
Практические упражнения
по откладыванию числа на
счётах. Место числа в
числовом ряду. Счёт
предметов в пределах 17.
Сложение на основе
десятичного состава числа
17, переместительного
свойства сложения
(10+7=17, 177=10),сложение и
вычитание на основе
присчитывания и
отсчитывания единицы.
Образование, название,
запись числа 18.
Десятичный состав числа.
Практические упражнения
по откладыванию числа на
счётах. Место числа в
числовом ряду. Счёт
предметов в пределах 18.

связей.

Числа последующее,
предыдущее

Числовой ряд

Коррекция логического
мышления, внимания

Слагаемое, сумма

Учебник,
рабочая тетрадь

Коррекция логического
мышления, внимания

Числа последующее,
предыдущее

Числовой ряд

Коррекция
памяти,
мышления,
установление
причинно
следственных связей.

23

81

Число 18. Сложение
на основе
десятичного состава
числа 18

82

Число 19.
Образование,
название, запись
числа 19

83

Число 19. Сложение
на основе
десятичного состава
числа 19

84

Число 20.
Образование,
название, запись
числа 20

Сложение на основе
десятичного состава числа
18, переместительного
свойства сложения
(10+8=18, 188=10),сложение и
вычитание на основе
присчитывания и
отсчитывания единицы .
Образование, название,
запись числа 19.
Десятичный состав числа.
Практические упражнения
по откладыванию числа на
счётах. Место числа в
числовом ряду. Счёт
предметов в пределах 19.
Сложение на основе
десятичного состава числа
19, переместительного
свойства сложения
(10+9=19, 199=10),сложение и
вычитание на основе
присчитывания и
отсчитывания единицы .
Образование, название,
запись числа 20.
Десятичный состав числа.
Практические упражнения
по откладыванию числа на

Переместительный
закон сложения

Наглядный
материал

Коррекция логического
мышления, внимания

Числа последующее,
предыдущее

Числовой ряд

Коррекция
памяти,
мышления,
установление
причинно
следственных связей.

и Учебник,
рабочая тетрадь

Коррекция логического
мышления, внимания

Числовой ряд

Коррекция логического
мышления, внимания

Отсчитывание
присчитывание

Десяток, единицы

24

85

Число 20.

86

Число 20. Знакомство
с понятиями
«однозначные»,
«двузначные» числа.
Число 20. Сложение
и вычитание на
основе
присчитывания и
отсчитывания
единицы
Число 20.

87

88

89

90

91

Повторение и
обобщение
пройденного.
Сравнение чисел
Повторение и
обобщение
пройденного.
Решение задач
Повторение и

счётах. Место числа в
числовом ряду. Счёт
предметов в пределах 20.
Сложение на основе
десятичного состава числа
20.

Числа последующее,
предыдущее

Наглядный
материал

Коррекция
памяти,
мышления,
установление
причинно
следственных
связей.
Коррекция логического
мышления, внимания

Знакомство с понятиями
«однозначные»,
«двузначные» числа.

Однозначные
двузначные числа

и Учебник,
рабочая тетрадь

Сложение и вычитание на
основе присчитывания и
отсчитывания единицы.

Однозначные
двузначные числа

и Числовой ряд

Коррекция
памяти,
мышления,
установление
причинно
следственных связей.

Сложение и вычитание на
основе присчитывания и
отсчитывания единицы.
Решение примеров и задач.

Однозначные
двузначные числа

и Числовой ряд

Коррекция логического
мышления, внимания

Решение примеров и задач.

Условие задачи

Учебник,
рабочая тетрадь

Решение примеров и задач.

Ребус

Наглядный

Математическая
задача

25

Коррекция логического
мышления, внимания
Коррекция
памяти,
мышления,
установление
причинно
следственных связей.
Коррекция логического

92

93

94

95-99

обобщение
пройденного. Состав
чисел 2-10
Повторение и
обобщение
пройденного.
Занимательная
математика
Повторение и
обобщение
пройденного.
Решение задач
Повторение и
обобщение
пройденного. Состав
чисел 2-10
Повторение и
обобщение
пройденного.
Занимательная
математика

материал
Решение примеров и задач.

Ребус

Учебник,
рабочая тетрадь

Решение примеров и задач.

Условие задачи

Учебник,
рабочая тетрадь

Решение примеров и задач.

Ребус

Наглядный
материал

Решение примеров и задач.

Ребус

Учебник,
рабочая тетрадь

26

мышления, внимания

Коррекция
памяти,
мышления,
установление
причинно
следственных
связей.
Коррекция логического
мышления, внимания

Учебно-методический комплекс
Учебная программа

Учебник

Математика.
1
класс: учебник для
.Рабочая программа общеобразоват.
1-4
кл:
АООП организаций,
образования
для реализующих
детей с УО
адапт. основные
(вариант 1)
общеобразоват.
(сайт www.prosv.ru). программы. В 2 ч.
Ч.2
/Т.В.
Алышева. - М.:
Просвещение,
2019.
Алышева
Т.В.
Рабочие тетради
на
печатной
основе
для
1
класса в 2 частях.
М.:
Просвещение,
2016.

Методический материал

Алышева Т.В. Математика. Методические
рекомендации. 1-4 классы: учебное пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы.
/Т.В. Алышева. - М.: Просвещение, 2016 (сайт
www.prosv.ru).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».