Рабочая программа по окружающему природному миру 4 класс (УО)

Подписан:
Массанова Алёна
Владимировна
DN: OU=директор,
O="ГБОУ СО ""
Березовская
школа""",
CN=Массанова
Алёна
Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я
являюсь автором
этого документа
Дата: 2021.11.25 11:
30:47+05'00'

1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:






Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие
нормативно-правовые акты в области образования,
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО
«Березовская школа».
Устав ГБОУ СО “Березовская школа”.

Ввиду психологических особенностей детей с УО, с целью усиления практической
направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие цели
и задачи.
Цель:
Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина России,
уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному
достоянию своей страны и всего человечества.
Развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
в
соответствии
с
требованиями
современного
общества,
обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.
Задачи:
 Развитие представлений о взаимосвязи живой и неживой природы.





Формирование личностных качеств культурного человека: доброты, терпимости,
ответственности.

Развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества,
обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.
Формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и
социальной среде.
Ввиду психологических особенностей детей с УО, с целью усиления
практической направленности обучения проводится коррекционная работа,
которая включает следующие направления:
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
 развитие зрительного восприятия и узнавания;
 развитие зрительной памяти и внимания;
 формирование обобщенных представлений о взаимосвязи живой и неживой
природы;
 развитие пространственных представлений и ориентации;
 развитие представлений о времени;
 развитие слухового внимания и памяти;
2.Развитие различных видов мышления:
 развитие наглядно-образного мышления;
 развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и событиями).
3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.
4. Коррекция и развитие речи.

5. Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
6. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
2. Общая характеристика предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный
интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие,
исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных
наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и
взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления
окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем
окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами
природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное
благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и
общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет
изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии,
биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же
данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний
могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника
решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных
национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на
этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее
национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения
значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и
социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу,
без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего
поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия,
эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает
нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё
место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и
планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают
основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать
причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале
природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у
младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и
соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты,
соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это
позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в
окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими
предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании
личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в
соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа
для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет
«Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения,
русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической
культуры, совместно с ними приучая детей к эмоционально-ценностному постижению
окружающего мира.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет окружающий природный мир входит в образовательную область «Окружающий мир».
В соответствии с АООП (2 вариант) и учебным планом программа по предмету рассчитана на 34
учебных недели (68 часов по 2 часа в неделю).
Материал предмета «Окружающий природный мир» представлен следующими
содержательными линиями:

4. Планируемые результаты освоения программы.
личностные
 освоение доступной социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
 основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определённому полу, осознание себя как «Я»;
 социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
 слушание и понимание инструкции педагога;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 обращение за помощью и принятие помощи педагога.

предметные
 узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
 сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;
 понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
 осознавать свою неразрывную связь с природой;
 оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
5. Содержание учебного предмета

№
п/п

Содержательна
я линия

Коррекционно - развивающие задачи

Долгота дня 8ч.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь).
Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер,
ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение
частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней
недели. Формирование понятия об изменении долготы дня и ночи в
разные времена года.

Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о
последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами
года.
Знакомство учащихся со свойствами воды, ее значением для жизни
живых организмов. Формирование представлений о различных
состояниях воды, о воде в природе.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание
(различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист,
цветок).

Времена года
14ч.
Вода 4ч.

Растения 15 ч.

Знание значения частей растения. Знание значения растений в
природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза,
дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева
(ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых
деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение)
лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе
и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник,
шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание
особенностей внешнего строения кустарника.
Узнавание (различение)лесных и садовых кустарников. Знание
значения кустарников в природе и жизни человека.
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище,
шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши).
Знание основных признаков животного. Установление связи строения
тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение)
домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот,
собака). Знание питания домашних животных. Знание способов
передвижения домашних животных.

Животные
(19ч.)

Объединение животных в группу «домашние животные». Знание
значения домашних животных в жизни человека.
Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей
домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок,
ягненок, котенок, щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь,
лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание
способов передвижения диких животных. Объединение диких
животных в группу «дикие животные». Знание значения диких
животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей
диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок,
бельчонок, ежонок).

Природные
явления (5ч.)

Называть такие природные явления, как роса, туман, снег, град, гроза.
Соотносить их с временами года.
6. Календарно-тематическое планирование

№

1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Тема

Основные виды учебной
Дата
деятельности
по
обучающихся
плану
Долгота дня -8ч
Влияние солнца на смену времен года
Узнавание (различение)
частей суток (утро, день,
Влияние солнца на смену времен года.
вечер, ночь).
Экскурсия.
Представление о сутках
Сутки. День и ночь.
как о последовательности
Сутки. Утро, день, вечер, ночь.
(утро, день, вечер, ночь).
Долгота дня летом.
Соотнесение
частей суток с
Долгота дня летом.
видами деятельности.
Долгота дня зимой.
Определение
частей суток
Долгота дня зимой.
по расположению солнца.
Узнавание (различение)
дней недели.
Формирование понятия об
изменении долготы дня и
ночи в разные времена года.
Времена года 14ч.
Осень. Экскурсия.
Узнавание (различение)
месяцев.
Растения осенью.
Животные осенью
Представление
Занятия людей осенью.
о годе как о
Зима.
последовательности
12
Животные зимой.
месяцев. Соотнесение
Занятия людей зимой.
месяцев
с временами года.
Весна.
Расширить кругозор
Растения весной.
учащихся
о видах растений
Животные весной.
и животных.
Лето.
Формировать
Растения летом.
представление о
Животные летом.
разнообразии растений, их
Занятия людей летом.
приспособление к разным
условиям жизни и
временам года.
Знакомство учащихся со
свойствами воды, ее
значением для жизни
живых организмов.
Формирование
представлений о различных
состояниях воды, о воде в
природе.

23
24
25
26
27

Вода-7 ч.
Вода в природе
Вода горячая и холодная.
Температура воды.
Вода в природе.
Свойства воды

Знакомство учащихся со
свойствами воды, ее
значением для жизни
живых организмов.
Формирование

Дата
по
факту

28
29

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

Свойство воды
Значение воды для жизни живых
организмов
Растения 15ч.
Комнатные растения.
Части растений.
Цветы.
Жизнь растений.
Растения светолюбивые и тенелюбивые
Уход за комнатными растениями.
Огород.
Овощи.
Овощи в питании человека.
Какие овощи выращивают там, где ты
живешь?
Сад. Фрукты.
Уход за растениями сада и огорода.
Фрукты в питании человека.
Что такое витамины.
Какие фрукты выращивают там, где ты
живёшь?

представлений о различных
состояниях воды, о воде в
природе.
Узнавание (различение)
растений (дерево, куст,
трава). Узнавание
(различение) частей
растений (корень, ствол/
стебель, ветка, лист,
цветок).
Знание значения частей
растения. Знание значения
растений в природе и жизни
человека. Узнавание
(различение) деревьев
(берёза, дуб, клён, ель,
осина, сосна, ива, каштан).
Знание строения дерева
(ствол, корень, ветки,
листья). Узнавание
(различение) плодовых
деревьев (вишня, яблоня,
груша, слива). Узнавание
(различение) лиственных и
хвойных деревьев. Знание
значения деревьев в
природе и жизни человека.
Узнавание (различение)
кустарников (орешник,
шиповник, крыжовник,
смородина, бузина,
боярышник). Знание
особенностей внешнего
строения кустарника.
Узнавание
(различение)лесных и
садовых кустарников.
Знание значения
кустарников в природе и
жизни человека.

45
46
47
48
49
50
51
52
53

Животные 19ч.
Домашние животные.
Моё любимое домашнее животные
Животные нашего края.
Охрана животных.
Красная книга Урала
Красная книга России
Дикие животные.
Кошка и рысь.
Породы кошек.

Объединение животных в
группу «домашние
животные». Знание
значения домашних
животных в жизни
человека.
Уход за домашними
животными. Узнавание

54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

Собака и волк.
Породы собак.
Рыбы.
Где живут рыбы.
Рыбы нашего края.
Как растёт рыба.
Морская рыба.
Речная рыба.
Строение рыбы.
Экскурсия в Мини - зоопарк.

64
65
66
67
68

Природные явления (5ч.)
Роса, туман.
Снег, град.
Дождь, звёздный дождь.
Гроза: гром, молния, радуга.
Природные явления. Викторина.

(различение) детенышей
домашних животных
(теленок, поросенок,
жеребенок, козленок,
ягненок, котенок, щенок).
Узнавание (различение)
диких животных (лиса,
заяц, волк, медведь, лось,
белка, еж, кабан, тигр).
Знание питания диких
животных. Знание способов
передвижения диких
животных. Объединение
диких животных в группу
«дикие животные». Знание
значения диких животных в
жизни человека. Узнавание
(различение) детенышей
диких животных (волчонок,
лисенок, медвежонок,
зайчонок, бельчонок,
ежонок).
Называть такие природные
явления, как роса, туман,
снег, град, гроза.
Соотносить их с временами
года.

7.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Печатные пособия Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой,
определённой в программе по окружающему социальному миру.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы,
указанными в программе и методических пособиях по окружающему
социальному миру.
Магнитная классная доска. Настенная доска с набором приспособлений для
Технические
средства обучения крепления картинок. Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран.
Ноутбук. Принтер.
Экранно - звуковые Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по окружающему
пособия
социальному миру.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие
тематике примерной программы по окружающему социальному миру.
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк,
Игры и игрушки
ферма, транспорт, магазин и др.).

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Оборудование
класса

Ученические столы одноместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

Учебно-методическое обеспечение
Для учителя
Матвеева Н,Б. «Живой мир». Учебник для
специальных (коррекционных) учреждений
VIII вида. Москва ВЛАДОС, 2017г.

Для обучающихся
Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О.
Куртова «Живой мир». Учебник для
специальных (коррекционных)
учреждений VIII вида. Москва
«Просвещение» 2017г.
Рабочая тетрадь
Н.Б.Матвеевой,М.А.Поповой.

Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова
«Живой мир». Учебник для специальных
(коррекционных) учреждений VIII вида.
Москва «Просвещение» 2017г.

Аудио и видеоматериалы, презентации,
мультипликационные фильмы,
иллюстрирующие социальную жизнь
людей, правила поведения в
общественных местах;
Альбомы с различными объектами
окружающего социального мира для
раскрашивания, вырезания, наклеивания.
Натуральные объекты, муляжи, макеты,
предметные и сюжетные картинки,
пиктограммы с изображением объектов (в
школе, во дворе, в городе), действий,
правил поведения;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».