Рабочая программа по родной русской литературе 5 класс

76

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор, O="
ГБОУ СО ""Березовская
школа""",
CN=Массанова Алёна
Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого
документа
Дата: 2021.11.25 13:17:
56+05'00'

Пояснительная записка
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г. № 16 «Об
утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования».
6. Приказ Министерства образования и науки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный
перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253".
7. Учебного плана ГБОУ СО «Березовская школа».
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»
Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:












воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости
за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним,
проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:







понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
уважительно относиться к родной литературе;
оценивать свои и чужие поступки;
проявлять внимание, желание больше узнать.
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения
с их учетом.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:






формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая
постановку новых целей;
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под
руководством учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы
других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:






планированию пути достижения цели;
установлению целевых приоритетов;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
учитывать условия выполнения учебной задачи;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена
каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания
образовательных достижений.
Познавательные УУД:


овладение навыками смыслового чтения;











извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной
текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять
сплошной текст);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:











строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:


умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей;










планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной
речью;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке
направляющей роли учителя);
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку
зрения;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
при непосредственной методической поддержке учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и
помощь учителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа,
стиля, жанра;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:







устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы.
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки
альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах.
Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень
самостоятельности их применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:



осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;



понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого
способа познания жизни;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий
литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.





Учащийся научится:











владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя,
определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с
«читателем» как адресатом произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями,
справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Устное народное творчество

Учащийся научится:




видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов,
используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;
учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные
произведения для самостоятельного чтения.
Древнерусская литература

Учащийся научится:




характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся научится:










осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и
потомку;
характеризовать нравственную позицию героев;
формулировать художественную идею произведения;
формулировать вопросы для размышления;
участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;





сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано
оценивать их;
выразительно читать произведения лирики;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах
(работа исследовательского характера, реферат, проект).

Календарно - тематическое планирование. 5 класс
№ Тема урока
Роль книги в духовной жизни
человека и общества. Русская
1 литература как нравственный
ориентир и основа
нравственной памяти
2 Русские пословицы и
поговорки.

3

«Ворона и рак»

4

Сказка «Общее счастье»

5

В.Ф. Одоевский «Городок в
табакерке», «О четырёх
глухих»(по выбору)
Л.Н. Толстой «Работник

6

Теория литературы

Развитие речи

.

Вариативность пословиц и
поговорок.

Словари и
сборники
пословиц и
поговорок.

Особенности сказок
(присказка, зачин, повтор,
концовка, постоянные
эпитеты, сравнения и др.).
Образы животных.
Сказочный персонаж, типы
сказочных персонажей.
Литературная сказка, её
отличие от фольклорной
сказки.
отзыв о

Дата

Емельян и пустой барабан»

7

8

9

Из «Повести временных лет».
Выбор веры. Похвала учению
книжному. Завещание Ярослава
Мудрого сыновьям.
Домострой. Как детям почитать
и беречь отца и мать, и
повиноваться им, и утешать их
во всём.
В.К. Тредиаковский. Краткие
сведения о писателе. Басни
«Ворон и Лиса», «Петух и
жемчужина».

А.П. Сумароков. Краткие
сведения о писателе. Басни
«Ворона и Лиса», «Волк и
Ягнёнок».
10 М.В. Ломоносов. Краткие
сведения о писателе. Басня
«Лишь только дневной шум
замолк».
11 Толстой Л.Н «Два товарища»,
«Лгун», «Отец и сыновья».И.А.

самостоятельн
о прочитанной
литературной
сказке,
сочинение
собственной
сказки
Жанры древнерусской
литературы (летописание,
похвала, поучение
пересказ
текстов
древнерусской
литературы

Басенный сюжет; мораль,
аллегория, сравнение,

чтение
наизусть,

12

13

14

15

Крылов. Краткие сведения о
писателе. Басни «Ворона и
Лисица», «Волк на псарне»,
«Демьянова уха», «Свинья под
дубом»
С.В. Михалков. Басни:
«Грибы», «Зеркало» и другие по
выбору.
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин».
Историческая основа
произведения. Особенности
жанра. Композиция думы. Роль
пейзажа в произведении. Иван
Сусанин – идеал человека,
верного Родине и народу.
Е.А. Баратынский. «Водопад».
Звуковые образы
стихотворения.
Композиционные особенности.
Состояние души лирического
героя.
А.С. Пушкин. «Выстрел».
История создания повести.
Месть и преодоление желания
мстить через осознание
важности человеческой жизни.

16 А.В. Кольцов. «Урожай».
Традиции народной песни в
творчестве А.В. Кольцова.

гипербола

чтение по
ролям

Дума как жанр
литературы, монолог
героя, лирическое начало,
ораторский стиль
(риторические вопросы,
восклицания, обращения).

выразительное
чтение.

Звукопись, рефрен.

выразительное
чтение.

Повесть как жанр
литературы, сюжет,
конфликт.

краткий
пересказ,
словесное
рисование.

Эпитет, олицетворение,
инверсия, архаичная
лексика, рифма,

выразительное
чтение

Связь человека и природы в
стихотворении. Ритмические
особенности
17 Итоговая контрольная

стихотворный размер
(хорей).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».