Рабочая программа по родной русской литературе 6 класс

76

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор,
O="ГБОУ СО ""
Березовская школа""",
CN=Массанова Алёна
Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я
являюсь автором
этого документа
Дата: 2021.11.25 13:
12:17+05'00'

Пояснительная записка
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 6 класса составлена на основе:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г. № 16 «Об
утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 N 253 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
6. Приказ Министерства образования и науки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный
перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253".
7. Учебного плана ГБОУ СО «Березовская школа».

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей
духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:

v формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
v обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному
многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
v приобщение к литературному наследию своего народа;
v формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности
поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
v формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые
образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя
в процессе анализа художественного литературного произведения;
v обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным
языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной
специфике.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой
педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям;
чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и
академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Общая характеристика учебного курса
Школа признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина
своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет
ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в
сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как
культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного
предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической
памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной
литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную
роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность,
гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и
возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

В программе представлены следующие разделы:
v Устное народное творчество.
v Древнерусская литература.
v Русская литература XVIII в.
v Русская литература XIX в.
v Русская литература XX в.
Место учебного курса «Родная литература»
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература»
тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи
учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных
произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически
окрашенной родной речью.
Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана в 6
классе на 0,5 часов.
В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.
Контрольные работы- 1, развитие речи-1.
Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний,
закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок
развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар.
Виды и формы контроля:
·
письменный ответ на вопрос;
·
выразительное чтение (чтение наизусть);
·
сочинение на литературоведческую тему;
·
проект.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе:

Ученик научится
- понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
- осознанию российской гражданской идентичности: патриотизма, уважению к Отечеству, прошлому и
настоящему России; осознанию своей этнической принадлежности
- оценивать свои и чужие поступки;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с
их учетом.
Ученик получит возможность научиться
- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с
их учетом.
- целостному, социально-ориентированному пониманию мира в его органичном единстве и разнообразии
Регулятивные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе
Ученик научится:
- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под
руководством учителя;
- владеть всеми видами речевой деятельности:
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения речевого
высказывания
Ученик получит возможность научиться
- планированию пути достижения цели; установлению целевых приоритетов;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
- осуществлять контроль успешности своей учебной деятельности
- овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умению вести самостоятельный
поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации
Познавательные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе
Ученик научится

- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение
- строить сообщение в устной форме;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том
числе и на электронных носителях
Ученик получит возможность научиться
- владению общими приемами решения проблемных ситуаций
- умению организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы
Коммуникативные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе
Ученик научится
- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы.
- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки
альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,
услышанному, увиденному
- умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в
спорах, обсуждениях
-формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций
и учёта интересов;
Ученик получит возможность научиться
- участию в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе
речевого общения;
-способности осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого
общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления
-участвовать
в
диалогическом
и
полилогическом
общении,
создавать
устные
монологические
высказывания
разной
коммуникативной

направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета
Предметные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе
Ученик научится:
- владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет;
- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя,
определять их художественные функции;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем»
как адресатом произведения;
-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения
Ученик получит возможность научиться:
- -осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать
потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;
- воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого
способа познания жизни;
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры

2. Содержание учебного предмета
1. Введение (1 ч)
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
2. Устное народное творчество (1 ч)
Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Воплощение в фольклорных произведениях национального характера,
народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

3. Литературная сказка (1 ч).
Н.Д. Телешов. Сказка «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные
проблемы, поставленные в сказке.
4. Из литературы ХIХ века (4 ч)
Н. Г. Гарин-Михайловский. Повесть «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя.
Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное
испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе
«Экзамены».
Поэтический образ Родины.
И. С. Никитин. Стихотворения «Русь»; «Сибирь!.. Напишешь это слово…» М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!
люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»). Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов.
Н. Лесков. Рассказ «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к
окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека.
5. Из литературы ХХ века (10 ч)
Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в
литературе.
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные
средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит – пора». Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в
жизни. Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.
А.Г. Алексин. Рассказ «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна человеку?
Необходимость бережного отношения к близким.
Софья Радзиевская. Повесть «Болотные Робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война
вокруг нас кружит…» (или другие по выбору). Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети.
Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.
Кир Булычёв. Сборник рассказов «Девочка с Земли» («Девочка, с которой ничего не случится», «Путешествие
Алисы», «День рождения Алисы»). Фантастические рассказы для детей. Тема мира и гармонии.
В.К. Железников. Повесть «Чучело» Нравственные уроки книги. Проблем детской жестокости в современном мире.

3.

Календарно-тематическое планирование 6 класс 17 часов в год

№ п/п
1
2

3
4
5
6

7
8
9
10
11

12
13
14

15
16

Тема урока

Кол-во
часов

Введение (1 ч.)
Введение. Книга как духовное завещание одного поколения другому.
1
Устное народное творчество (1 час)
Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Воплощение в фольклорных 1
произведениях национального характера, народных нравственных ценностей,
прославление бескорыстного служения Отечеству.
Литературные сказки (1 час)
Н.Д. Телешов. Сказка «Белая цапля». Нравственные проблемы в произведении.
1
Из русской литературы XIX века (4 часа)
Н. Г. Гарин-Михайловский. Повесть
«Детство Тёмы» (главы «Иванов», 1
«Ябеда»). Становление личности героя.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (глава «Экзамены»). Нравственные 1
испытания подростка.
Поэтический образ Родины в стихотворениях И. С. Никитина «Русь»; «Сибирь!.. 1
Напишешь это слово…» и М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! люблю тебя, как
сын...».
Н. Лесков. Рассказ «Человек на часах». Уважение к личности в произведении.
1
Из русской литературы XX века (9 часов + 1 пр)
Глубина человеческих чувств в рассказе Л.Чарской «Тайна»
1
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Воспитание чувства милосердия, 1
сострадания, заботы о беззащитном.
Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит – пора». Взаимоотношения детей и 1
родителей. Доброта и дружба.
А.Г.Алексин. Рассказ «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. 1
Отношения с близкими людьми в рассказе.
Р/Р Подготовка к написанию сочинения по теме «Мой самый счастливый день».
Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны» (гл. «Где искать спасения?», «На 1
Андрюшкин остров»). Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека.
Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны» (гл. «Война вокруг нас кружит…»). 1
Война и дети.
Кир Булычёв. («Девочка, с которой ничего не случится», «Путешествие Алисы», 1
«День рождения Алисы»). Фантастические рассказы для детей. Тема мира и
гармонии.
В.К.Железников. Повесть «Чучело». Нравственные уроки книги.
1
В.К. Железников. Повесть «Чучело». Проблем детской жестокости в современном 1
мире.

Дата
План

Факт

17

Итоговая контрольная работа.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».