Рабочая программа по литературе 6 класс

76

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор, O="
ГБОУ СО ""
Березовская школа""",
CN=Массанова Алёна
Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого
документа
Дата: 2021.11.25 13:
09:14+05'00'

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования и «Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Литература» В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, М. Просвещение 2012 год.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую
характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане школы, содержание тем учебного предмета,
тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся, перечень учебно-методического и материальнотехнического обеспечения, планируемые результаты обучения.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:
 формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и
общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
 поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
 овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности,
планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников,
включая Интернет и др.);
 использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.
Общая характеристика учебного предмета
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах
слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость
активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному
эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских
умений, развития культуры устной и письменной речи.
В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок,
стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных
фактов биографии писателя.
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное
произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема
литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе —
начало курса на историко-литературной основе).
В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
• Устное народное творчество.
• Древнерусская литература.

• Русская литература XVIII века.
• Русская литература XIX века.
• Русская литература XX века.
• Литература народов России.
• Зарубежная литература.
• Обзоры. • Сведения по теории и истории литературы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к семье
Метапредметные результаты
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
 понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,
литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
 понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
 умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
 определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
 приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями
других народов;






формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста,
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести
диалог;

 написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние
творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
 понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
формирование эстетического вкуса;
 понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных
образов литературных произведений.
 Введение
Содержание тем учебного предмета «Литература»

 Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
 Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые
песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
 Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный
смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
 Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
 «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
 Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
 Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
 Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага.
Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое
изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
 Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
 ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.
 Русские басни
 Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над
ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
 Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
 ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
 Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
 Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
 Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага.
Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое
изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.















Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль
антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика),
навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как
художественный приём.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и
мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и
несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история
любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения
стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы
одиночества в лирике Лермонтова.

 Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные
представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
 Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
 «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость,
любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.
 Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
 Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих
противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» —
символ краткой, но яркой жизни.
 «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость
человека.
 Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
 Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее
начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её
утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и
любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность
поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
 Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
 Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
 «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной
поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических
картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
 Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
 Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
 «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект,
создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.
 Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
 Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация.
Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
 Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
 Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
 Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...»,
«Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».
 Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные
состояния в пейзажной лирике.
 Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
 ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.





















Михаил Михайлович Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образы главных героев. Тема служения людям.
Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести.
Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и
обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа —
честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна),
особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова.
Человек и природа в «тихой» ли-рике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.
Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед
весной бывают дни такие...».

 Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков»,
правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.
 ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.
 Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
 Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье,
традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная
душа».
 Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
 «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний
и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех
пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
 Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
 ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
 Мифы народов мира
 Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид » .
 Геродот. «Легенда об Арионе».
 Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
 Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде».
Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного.
Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем.
«Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях
 Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
 ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ.
 Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
 Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на
рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство
Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
 Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
 Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
 Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь —
герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
 Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
 Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

 Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся
устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
 Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
 «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия
мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
 Теория литературы. Притча (начальные представления).
 Итоговый контроль по результатам изучения курса – 2 ч.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные издания, в том числе библиотечный фонд:
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты
второго поколения).
2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством
образования и науки РФ,2010г.
3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 6 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.6 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.
5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 6 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.
– 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные
материалы).
7. Литература. 6 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташкина. – 3-е изд., перераб. и доп. –
Волгоград : Учитель, 2011. – 237 с.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Калганова Т. А. Литература: 6 класс: Сборник упражнений. — 64 с. — Обл.
2. Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим... :6 класс: Дидактические материалы по литературе. — 2 4 0 с . : и л . — О б л .
3. Коровина В. Я. Литература: 6 класс: Учебник: В 2 ч. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 320 с.: ил. — Пер. . М., «Просвещение»,2010.
4. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.
Фонохрестоматия
ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ
1. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Интернет ресурсы:
Художественная литература:
1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Планируемые результаты изучения предмета «Литература»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в
состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов
разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества
групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и
без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения

Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного
чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи
характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его
смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного
чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми
установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства
и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1

2

3

4

5

Тема урока

Характеристика
деятельности
учащихся
Художественн Формировани Работа с текстом.
ое
е стартовой
Развернутый ответ
произведение. мотивации к по теме урока.
Содержание и обучению.
Устное и
форма.
письменное
высказывание.
Элементы
содержания

Познавательные
УУД
Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему,
составляют простой
план статьи учебника.

Регулятивные УУД
Осознают качество и
уровень усвоения.
Самостоятельно
формулируют
познавательную цель и
строят свои действия.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 час)
Решение частных Извлекают
Вносят коррективы и
задач необходимую
дополнения в
осмысление,
информацию, знают
составленные планы.
конкретизация и
теоретический
отработка способа материал по теме.
действия при
решении задач.
Пословицы,
Структура,
Постановка и
Умеют заменять
Осознают качество и
поговорки как особенность, решение учебной
термины
уровень усвоения,
малый жанр
отличие
задачи, открытие
определениями.
корректируют свою
фольклора.
пословиц от
нового способа
работу.
поговорок, их действий.
народная
мудрость.
Загадки
Загадки как
Обобщение и
Знают теоретический Вносят коррективы и
малый жанр
систематизация
материал по теме,
дополнения в способ
фольклора.
знаний.
умеют делать
своих действий в случае
Афористично
морфемный разбор
расхождения эталона,
сть загадок
реального действия и его
продукта.
Оценивают
Контрольная Письменное Контроль.
Структурируют
достигнутый результат.
работа №1 по сочинениезнания.
теме УНТ
рассуждение
Обрядовый
фольклор.
Обрядовые
песни

Устное
народное
творчество.
Виды и
жанры УНТ

Коммуникативные
УУД
Используют
адекватные
языковые средства
для отображения
своих чувств,
мыслей и
побуждений.

Личностные УУД
Освоение личностного
смысла учения,
желания учиться.

Устанавливают
Признание высокой
рабочие отношения, ценности жизни во
учатся эффективно всех ее проявлениях.
сотрудничать

Умеют
представлять
конкретное
содержание в
форме устного
высказывания

Знание основных
принципов и правил
отношения к природе.

Умеют слушать и
слышать друг
друга.

Знание основ здорового
образа жизни и
здоровье-сберегающих
технологий.

Умеют создавать
связный текст

Освоение
личностного смысла
учиться.

6
7

8

«Повесть
временных
лет».
«Сказание о
белгородском
киселе».
И. И.
Дмитриев.
Слово о
баснописце.
«Муха».
Развитие
понятия об
аллегории.

Исторически
е события и
вымысел.
Отражение
народных
идеалов.
Осуждение
безделья,
лени,
хвастовства.
Аллегория и
мораль в
басне.
Особенности
языка 18
века.

Формирование
разных способов и
форм действия
оценки.

Осознанно и
произвольно строят
речевые высказывания
устной и письменной
форме.

Осознают качество и
уровень усвоения,
корректируют свою
работу.

Используют
адекватные
языковые средства
для отображения
своих мыслей

Уважение истории,
культурных и
исторических
памятников.

Комплексное
применение ЗУН
и СУД.

Выбирают наиболее
эффективные способы
решения задачи в
зависимости от
конкретных условий.

Определяют
последовательность
промежуточных целей с
учетом конечного
результата.

Умеют работать в
парах, эффективно
сотрудничать

Ориентация в
особенностях
социальных отношений
и взаимодействий.

Используют
языковые средства
для отображения
своих чувств,
мыслей и
побуждений.
Устанавливают
рабочие
отношения, учатся
работать в группе

Ориентация в системе
моральных норм и
ценностей и их
иерархизация.

Умеют создавать
связный текст

Освоение
личностного смысла
учиться.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (54 час)
Комическое
Определение
Анализируют объект, Предвосхищают
изображение границы знания и выделяя
временные
«знатока», не незнания,
существенные и
характеристики
понимающег фиксация задач
несущественные
достижения результата
о истинного
года в форме
признаки.
(когда будет результат?).
искусства.
"карты знаний".
10 И. А. Крылов. Роль власти и Коррекция знаний Определяют основную Определяют
«Осел и
последовательность
народа
и способов
и второстепенную
Соловей».
промежуточных целей с
в достижении действий.
информацию.
учетом конечного
общественног Обобщение и
результата.
о блага.
систематизация
знаний.
11 Контрольная Тестирование Контроль.
Оценивают
Структурируют
достигнутый результат.
работа №2 по + творческое
знания.
теме «Басни» задание
А. С. ПУШКИН (18 ЧАС)
9

И. А. Крылов.
«Листы и
корни»,
«Ларчик».

Ориентация в
особенностях
социальных отношений
и взаимодействий

12 А. С.
Пушкин.
Стихотворени
е «Узник»

Слово о
поэте.
«Узник» как
выражение
вольнолюбив
ых
устремлений
поэта.
13 Тема и
Роль
поэтическая
композиции в
идея
понимании
стихотворени смысла
я А. С.
стихотворени
Пушкина
я. Обучение
Стихотворени анализу
е «Зимнее
одного
утро».
стихотворени
я.
14 А. С.
«Чувства
Пушкин. Тема добрые» в
дружбы в
лирике
стихотворени А. С.
и «И. И.
Пушкина.
Пущину».
Жанр
послания.
15 Лирика
Пушкина

Урокрефлексия.
Обучение
анализу
одного
стихотворени
я.

Вводный урок постановка
учебной задачи.
Обучение
выразительному
чтению.

Извлекают
необходимую
информацию из
прослушанных текстов
различных жанров.

Самостоятельно
формулируют
познавательную цель и
строят действия в
соответствии с ней.

Умеют
представлять
конкретное
содержание в
устной форме

Уважение личности и
ее достоинства.

Решение частных
задач осмысление,
конкретизация и
отработка нового
способа действия
при решении
практических
задач.
Развернутое
предъявление
результатов
освоения способа
действия и его
применения в
практических
ситуациях.
Коррекция знаний
и способов
действий.

Осуществляют поиск и
выделение
необходимой
информации.

Сличают способ и
результат своих действий
с заданным эталоном,
обнаруживают
отклонения и отличия от
эталона.

Описывают
содержание
совершаемых
действий с целью
ориентировки
предметнопрактической или
иной
деятельности.

Любовь к природе,
бережное отношение к
природному богатству
страны.

Осознанно и
произвольно строят
речевые высказывания
в устной и письменной
форме.

Осознают качество и
уровень усвоения,
корректируют свою
работу.

Умеют применять
конкретные
правила на письме
и в устной речи.

Гражданский
патриотизм.

Ориентируются и
воспринимают
тексты
художественного
стиля.

Оценивают достигнутый Умеют представлять Выбор дальнейшего
результат.
конкретное
образовательного
содержание в
маршрута.
устной форме

16 А. С.
Пушкин.
«Барышнякрестьянка»

Цикл
«Повести
покойного
Ивана
Петровича
Белкина».
Особенности
цикла.
17 Образ автора- Речевая и
повествовател портретная
я в повести
характеристи
«Барышняка героякрестьянка».
рассказчика.
18 Контрольная Контрольное
работа по
списывание
повести
А.С.Пушкин
а «Барышнякрестьянка»
19 Анализ к/р.
Анализ
Изображение эпизода
русского
«Ссора двух
барства в
помещиков»,
повести
роль эпизода
А.С.Пушкина в повети.
«Дубровский»
20 Дубровский –
старший и
Троекуров в
повести
А.С.Пушкина
«Дубровский»

Авторское
отношение к
героям.
Развитие
понятия о
композиции
худ.
произведения
.

Вводный урок постановка
учебной задачи.

Выделяют и
формулируют
проблему.

Вносят коррективы и
дополнения в способ
своих действий в случае
расхождения эталона,
реального действия и его
продукта.

Проявляют
готовность
оказывать помощь
и эмоциональную
поддержку
партнерам.

Уважение личности и
ее достоинства.

Решение учебной
задачи - поиск и
открытие нового
способа действия.

Строят логические
цепи рассуждений.

Осознают качество и
уровень усвоения.

Демонстрируют
способность к
эмпатии.

Контроль.

Структурируют
знания.

Оценивают
Умеют создавать
достигнутый результат. связный текст

Стремятся
устанавливать
доверительные
отношения
взаимопонима ния.
Освоение
личностного смысла
учиться.

Работа над
причинами
ошибок и поиск
путей их
устранения.
Вводный урок постановка
учебной задачи.
Решение частных
задач осмысление,
конкретизация и
отработка нового
способа действия

Выделяют и
формулируют
познавательную цель

Самостоятельно
формулируют
познавательную цель и
строят действия в
соответствии
с ней

Извлекают
Определять цель
необходимую
выполнения заданий на
информацию из
уроке
прослушанного текста

Умеют
представлять
конкретное
содержание и
сообщать его в
письменной и
устной форме

Уважение ценностей
семьи.

Учатся разрешать
конфликтную
ситуацию через
анализ условий.

Готовность к
равноправному
сотрудничеству

21 Протест
Владимира
Дубровского
против
произвола и
деспотизма в
повести
А.С.Пушкина
«Дубровский».
22 Бунт крестьян
в повести
А.С.Пушкина
«Дубровский

Роль эпизода
«Пожар в
Кистеневке»
в повести
«Дубровский
»

Решение учебной
задачи - поиск и
открытие нового
способа действия.

Извлекают
необходимую
информацию из
прослушанных
текстов различных
жанров.

Самостоятельно
формулируют
познавательную цель и
строят действия в
соответствии с ней.

Образы
крестьян в
повести.

Коррекция знаний
и способов
действий.

Применяют методы
информационного
поиска, в том числе с
помощью
компьютерных
средств.

Предвосхищают
временные
характеристики
достижения результата
(когда будет результат?).

23 Осуждение
пороков
общества в
повести
А.С.Пушкина
«Дубровский»
24 Защита чести,
независимости
личности в
повести
А.С.Пушкина
«Дубровский»
25 Романтическа
я история
любви
Владимира
Дубровского
и Маши
Троекуровой.

Анализ
образов
судьи,
присяжных,
обывателей.

Формирование
Определяют основную
разных способов и и второстепенную
форм действия
информацию.
оценки.

Образ
Владимира
Дубровского.

Комплексное
применение ЗУН
и СУД.

Выдвигают и
обосновывают
гипотезы, предлагают
способы их проверки.

Самостоятельно
формулируют
познавательную цель и
строят действия в
соответствии с ней.

Выделяют и осознают
то, что уже усвоено и
что еще подлежит
усвоению, осознают
качество и уровень
усвоения.
Анализ
Формирование
Умеют выразительно Осознают качество и
эпизода
разных способов и читать текст,
уровень усвоения,
«Последняя
форм действия
определять его тему, корректируют свою
встреча Маши оценки.
основную мысль, стил работу.
и
и тип речи, средства
Дубровского»
связи, составлять план
текст

Развивают умение
интегрироваться в
группу
сверстников и
строить
продуктивное
взаимодействие со
сверстниками и
взрослыми.
Устанавливают
рабочие
отношения, учатся
эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной
кооперации.
Определяют цели
и функции
участников,
способы
взаимодействия.

Признание ценности
здоровья, своего и
других людей.

Планируют общие
способы работы.

Чувство гордости при
следовании моральным
нормам.

Умеют
представлять
конкретное
содержание

Чувство гордости при
следовании
моральным нормам.

Позитивная моральная
самооценка.

Оптимизм в
восприятии мира.

26 Авторское
отношение к
героям
повести
«Дубровский»
27 Обобщение
по теме
«Дубровский»
.
28 Контрольная
работа №4 по
повести
А. С.
Пушкина
«Дубровский
».
29 Анализ к\р,
работа над
ошибками
30 Чувство
одиночества и
тоски в
стихотворении
М.Ю.Лермонто
ва «Тучи».
31 Тема красоты и
гармонии с
миром в
стихотворении
М.Ю.Лермонто
ва «Листок»,
«На севере
диком…»

Образ
Коррекция знаний
повествователя и способов
и автора.
действий.

Строят логические
цепи рассуждений.

Понятие
«открытый
финал»

Выбирают основания и Осознают качество и
критерии для
уровень усвоения.
сравнения, объектов.

Обобщение и
систематизация
знаний.

Оценивают достигнутый Обмениваются
результат.
знаниями между
членами группы .
Планируют общие
способы работы.

Контроль.
Сочинениерассуждение
на
поставленны
й вопрос

Структурируют
знания.

Проводят
анализ
способов
решения

Структурируют знания Оценивают достигнутый Планируют общие
результат.
способы работы.

Обобщение и
систематизация
знаний.

Слово о поэте. Вводный урок Основное
постановка
настроение и учебной задачи.
композиция
стихотворения.
Антитеза как
основной
композиционн
ый прием в
данных
стихотворения
х.
Поэтическая
интонация.

Решение учебной
задачи - поиск и
открытие нового
способа действия.

Оценивают
Умеют создавать
достигнутый результат. связный текст

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (4 час)
Определяют
Извлекают
последовательность
необходимую
промежуточных целей с
информацию из
прослушанных текстов учетом конечного
результата.
различных жанров.
Выделяют и
формулируют
проблему.

Самостоятельно
формулируют
познавательную цель и
строят действия в
соответствии с ней.

Обмениваются
знаниями между
членами группы

Позитивная моральная
самооценка.

Готовность к
равноправному
сотрудничеству
Освоение
личностного смысла
учиться.

Готовность к
равноправному
сотрудничеству
Стремятся
устанавливать
доверительные
отношения
взаимопонима ния.

Любовь к природе.
Учатся выявлять,
идентифицировать
проблемы, искать и
оценивать
альтернативные
способы его
разрешения.

32 Особенности
выражения
темы
одиночества в
стихотворения
х
М.Ю.Лермонто
ва «Утес»,
«Три пальмы»
33 Контрольная
работа по
стихотворения
м
М.Ю.Лермонт
ва
34 Анализ к\р.
И.С.Тургенев.
Литературный
портрет
писателя.

35 Сочувствие к
крестьянским
детям в
рассказе И. С.
Тургенева
«Бежин луг».
36 Портреты и
рассказы
мальчиков в
рассказе
И. С.
Тургенева
«Бежин луг».

Разрушение
красоты и
гармонии
человека с
миром.
Двусложные и
трехсложные
размеры стиха.

Решение частных
задач осмысление,
конкретизация и
отработка нового
способа действия
при решении
конкретных
задач.
Художественн Контроль.
ый анализ
стихотворени
я

Слово о
писателе.
Цикл
рассказов
«Записки
охотника» и их
гуманистическ
ий пафос.
Духовный мир
крестьянских
детей.
Народные
верования и
предания.
Портреты
героев как
средство
изображения
их характеров.

Выделяют и
Ставят учебную задачу на
формулируют
основе соотнесения того,
познавательную цель. что уже известно и
усвоено, и того, что еще
неизвестно.

Структурируют
знания.

Учатся управлять
поведением
партнера контролировать,
корректировать и
оценивать его
действия.

Оценивают
Умеют создавать
достигнутый результат. связный текст

Уважение
общечеловеческих
ценностей,
экологическое
воспитание.

Освоение
личностного смысла
учиться.

И.С. ТУРГЕНЕВ (5 час)
Осуществляют поиск Самостоятельно
и выделение
формулируют
необходимой
познавательную цель и
информации.
строят действия в
соответствии с ней.

Учатся
устанавливать и
сравнивать разные
точки зрения и
делать выбор.

Позитивная моральная
самооценка.

Решение учебной
задачи - поиск и
открытие нового
способа действия.

Умеют выбирать
Предвосхищают
обобщенные стратегии результат и уровень
решения задачи.
усвоения (какой будет
результат?).

Понимают
возможность
различных точек
зрения.

Нетерпимость к любым
видам насилия и
готовность
противостоять им

Решение частных
задач осмысление,
конкретизация и
отработка нового
способа действия
при задач.

Устанавливают
причинноследственные связи.

Проявляют
готовность к
обсуждению
разных точек
зрения и
выработке общей
(групповой)
позиции.

Уважение ценностей
семьи.

Вводный урок постановка
учебной задачи.

Ставят учебную задачу на
основе соотнесения того,
что уже известно и
усвоено, и того, что еще
неизвестно.

37 Роль картин
природы в
рассказе
«Бежин луг».

Тургенев –
мастер
портрета и
пейзажа.

38 Проект
«Составление
электронного
альбома
«Словесные и
живописные
портреты
русских
крестьян» (по
рассказам из
цикла
«Записки
охотника»).

Обобщение и Постановка и
систематизаци решение учебной
я изученного. задачи, открытие
нового способа
действий.

39 Ф. И. Тютчев.
Литературный
портрет
писателя.
40 Природа в
стихотворени
ях Ф. И.
Тютчева
«Неохотно и
несмело...»,
«Листья».

Особенности
изображения
природы. Роль
антитезы в
стихотворении
Обучение
выразительном
у чтению и
анализу
стихотворения

Коррекция знаний
и способов
действий.

Вводный урок постановка
учебной задачи.
Постановка и
решение учебной
задачи, открытие
нового способа
действий.

Строят логические
цепи рассуждений.

Осуществляют поиск
и выделение
необходимой
информации.

Определяют
последовательность
промежуточных целей с
учетом конечного
результата.

Учатся
аргументировать
свою точку зрения,
спорить и
отстаивать свою
позицию.
Ставят учебную задачу на С достаточной
основе соотнесения того, полнотой и
что уже известно и
точностью
усвоено, и того, что еще выражают свои
неизвестно.
мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации.

Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 час)
Определяют основную Самостоятельно
и второстепенную
формулируют
информацию.
познавательную цель и
строят действия в
соответствии с ней.
Анализируют объект, Составляют план и
выделяя
последовательность
существенные и
действий.
несущественные
признаки.

Любовь к природе.

Умение вести диалог
на основе
равноправных
отношений и
взаимного уважения.

Умеют слушать и
слышать друг
друга.

Готовность к
выполнению прав и
обязанностей ученика.

Адекватно
используют
речевые средства
для дискуссии и
аргументации
своей позиции.

Любовь к Родине.

41 Противопоста
вление судеб
человека и
коршуна:
земная
обреченность
человека в
стихотворени
и
Ф.И.Тютчева
«С поляны
коршун
поднялся...».
42 Жизнеутверж
дающее
начало в
стихотворени
ях А. А. Фета
«Ель рукавом
мне тропинку
завесила...», .
«Еще майская
ночь», «Учись
у них – у
дуба, у
березы…»
43 Краски и
звуки в
пейзажной
лирике
А.А.Фета

Природа как
воплощение
прекрасного.
Эстетизация
конкретной
детали.

Природа как
мир истины и
красоты, как
мерило
человеческой
нравственност
и.
Переплетение
и
взаимодействи
е тем природы
и любви.
«Учись у них –
у дуба, у
березы...».
Урок
рефлексии

Потребность в
самовыражении и
самореализации,
социальном
признании.

Определяют основную Выделяют и осознают то,
и второстепенную
что уже усвоено и что
информацию.
еще подлежит усвоению,
осознают качество и
уровень усвоения.

Решение частных
задач осмысление,
конкретизация и
отработка нового
способа действия
при решении
конкретнопрактических
задач.

А.А.ФЕТ (2 час)
Умеют выразительно Вносят коррективы и
читать текст,
дополнения в
определять его тему,
составленные планы.
основную мысль,
стиль и тип речи,
средства связи,
выбирают наиболее
эффективные способы
решения задачи в
зависимости от
конкретных условий.

Решение учебной
задачи - поиск и
открытие нового
способа действия.

Вступают в диалог,
участвуют в
коллективном
обсуждении
проблем, учатся
владеть
монологической и
диалогической
формами речи.

Представление
результатов
самостоятельной
работы.

Умеют
представлять
конкретное
содержание и
сообщать его в
письменной и
устной форме.

Любовь к родной
природе. Чувство
гордости за свою
страну.

Применяют методы
Выделяют и осознают то, Интересуются
информационного
что уже усвоено и что
чужим мнением и
поиска, в том числе с еще подлежит усвоению, высказывают свое.
помощью
осознают качество и
компьютерных
уровень усвоения.
средств.
Н.А. НЕКРАСОВ (6 час)

Чувство гордости за
свою страну.

44 Н. А.
Некрасов.
Стихотворение
«Железная
дорога».
Картины
подневольного
труда.
45 Народ –
созидатель в
стихотворени
и
Н.А.Некрасов
а «Железная
дорога».
46 Мечта поэта о
прекрасной
поре в жизни
народа
ценностей в
стихотворени
и
Н.А.Некрасов
а «Железная
дорога»
47 Своеобразие
языка и
композиции в
стихотворени
и
Н.А.Некрасов
а «Железная
дорога»

Своеобразие Вводный урок композиции
постановка
стихотворения: учебной задачи.
эпиграф,
диалог-спор,
роль пейзажа.

Осознанно и
Оценивают достигнутый Умеют слушать и
произвольно строят
результат.
слышать друг
речевые высказывания
друга.
в устной и
письменной форме.

Доброжелательное
отношение к
окружающим.

Величие
народасозидателя.
Тема, идея,
сюжет и
композиция
стихотворения.
Особенности
поэтических
интонаций.

Определяют
основную и
второстепенную
информацию.

Уважение русского
народа как творца и
созидателя.

Решение учебной
задачи - поиск и
открытие нового
способа действия.

Решение частных
задач осмысление,
конкретизация и
отработка нового
способа действия
при решении
конкретнопрактических
задач.
Особенности Развернутое
поэтического предъявление
языка, разные результатов
ритмы в
освоения способа
произведении. действия и его
применения в
конкретнопрактических
ситуациях.

Вносят коррективы и
дополнения в
составленные планы.

Адекватно
используют
речевые средства
для дискуссии и
аргументации
своей позиции.

Самостоятельно
Осознают качество и
создают алгоритмы
уровень усвоения.
деятельности при
решении проблем
творческого и
поискового характера.

Вступают в диалог, Оптимизм в
участвуют в
восприятии мира.
коллективном
обсуждении
проблем, учатся
владеть
монологической и
диалогической
формами речи.

Выбирают основания
и критерии для
сравнения и
классификации
объектов.

Интересуются
чужим мнением и
высказывают свое.

Вносят коррективы и
дополнения в способ
своих действий в случае
расхождения эталона,
реального действия и
его продукта.

Позитивная моральная
самооценка.

48 Сочетание
реалистическ
их и
фантастическ
их картин в
стихотворени
и
Н.А.Некрасов
а «Железная
дорога»
49 Контрольная
работа №6 по
произведения
м поэтов XIX
века.
50 Н.С. Лесков.
Литературный
портер
писателя.
51 Гордость
Н.С.Лескова
за народ в
сказе
«Левша».

Сочетание
реальности и
фантастики в
произведении.

Представление
результатов
самостоятельной
работы.
Обобщение и
систематизация
знаний.

Тестирование Контроль.
+ творческое
задание

Знакомство с
творчеством
писателя.
Понятие о
сказе

Трудолюбие,
талант,
патриотизм
русского
человека из
народа.
52 Особенности Лексическая
языка повести работа с
Н.С. Лескова текстом.
«Левша».

Вводный урок постановка
учебной задачи.

Умеют
представлять
конкретное
содержание и
сообщать его в
письменной и
устной форме.

Выделяют и
формулируют
проблему.

Сличают способ и
результат своих действий
с заданным эталоном,
обнаруживают
отклонения и отличия от
эталона.

Структурируют
знания.

Оценивают
Умеют создавать
достигнутый результат. связный текст

Н.С. ЛЕСКОВ (6 час)
Анализируют объект, Выделяют и осознают то,
выделяя
что уже усвоено и что
существенные и
еще подлежит усвоению,
несущественные
осознают качество и
признаки.
уровень усвоения.

Решение учебной
задачи - поиск и
открытие нового
способа действия.

Устанавливают
причинноследственные связи.

Составляют план и
последовательность
действий.

Решение частных
задач осмысление,
конкретизация и
отработка нового
способа действия
при решении
конкретнопрактических
задач.

Понимают и
адекватно оценивают
язык средств
массовой
информации.

Предвосхищают
результат и уровень
усвоения (какой будет
результат?).

Чувство гордости при
следовании
моральным нормам.

Освоение
личностного смысла
учиться.

Понимают
возможность
различных точек
зрения, не
совпадающих с
собственной.
Проявляют
готовность к
обсуждению
разных точек
зрения

Чувство гордости при
следовании
моральным нормам.

Учатся
устанавливать и
сравнивать разные
точки зрения,
прежде чем
принимать
решение и делать
выбор.

Чувство гордости за
свою страну.

Любовь к Родине.

53 Комический
эффект,
создаваемый
народной
этимологией,
игрой слов в
сказе
Н.С.Лескова
«Левша»
54 Сказовая
форма
повествовани
я.

Составление
толкового
словаря.
Проект.

Коррекция знаний
и способов
действий.

Обобщение и Представление
систематизаци результатов
я изученного. самостоятельной
работы.

55 Контрольная Сочинение –
работа №7 по рассуждение
произведения
м
Н.А.Некрасов
аи
Н.С.Лескова.

Контроль.

56 А.П. Чехов.
Литературный
портер
писателя.

Рассказ о
писателе на
основе
презентации

Вводный урок постановка
учебной задачи.

57 Речь героев
рассказа
Чехова
«Толстый и
тонкий».
Юмористическ
ая ситуация.

Речь героев и
художественна
я деталь как
источник
юмора

Решение учебной
задачи - поиск и
открытие нового
способа действия.

Выдвигают и
обосновывают
гипотезы, предлагают
способы их проверки.

Строят логические
цепи рассуждений.

Структурируют
знания.

Ставят учебную задачу на
основе соотнесения того,
что уже известно и
усвоено, и того, что еще
неизвестно.

Учатся
аргументировать
свою точку зрения,
спорить и
отстаивать свою
позицию
невраждебным для
оппонентов
образом.
Принимают
Определяют цели
познавательную цель,
и функции
сохраняют ее при
участников,
выполнении учебных
способы
действий.
взаимодействия.
Оценивают
Умеют создавать
достигнутый результат. связный текст

А.П.ЧЕХОВ (3 час)
Выделяют
Принимают
обобщенный смысл и познавательную цель,
формальную
сохраняют ее при
структуру задачи.
выполнении учебных
действий.
, регулируют весь
Умеют выводить
следствия из
имеющихся в
условии задачи
данных.

Определяют
последовательность
промежуточных целей с
учетом конечного
результата.

Обмениваются
знаниями между
членами группы
для принятия
эффективных
совместных
решений.
Умеют (или
развивают
способность)
брать на себя
инициативу в
организации
совместного
действия.

Чувство гордости за
свою страну.

Уважение истории,
культурных и
исторических
памятников.
Освоение
личностного смысла
учиться.

Уважение истории,
культурных и
исторических
памятников.

Любовь к Родине.

58 Разоблачение
лицемерия в рассказе
«Толстый итонкий».

59

Я. Полонский
«По горам двехмурых
тучи…»,
«Посмотри – какая
мгла…»

60 Е.А.
Баратынский.
«Весна, весна!Как
воздух чист...»,
«Чудный градпорой
сольется...»..

Роль
Решение
Выбирают,
Составляют план и
Умеют (или
художественн частных
сопоставляют и
последовательность
развивают
ой детали.
задач обосновывают
действий.
способность) с
осмысле
способы решения
помощью
ние,
задачи.
вопросов добывать
конкрет
недостающую
изация и
информацию.
отработк
а нового
способа
действия
при
решении
конкрет
ных
задач.
РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XIX ВЕКА (4 час)
Выражение
Вводн
Выделяют объекты и Определяют
Учатся принимать
последовательность
переживаний ый
процессы с точки
решение и
промежуточных целей с реализовывать его.
и
урок зрения целого и
учетом конечного
мироощущен постан
частей.
результата.
ияв
овка
стихотворени учебно
я
й
хо
задачи.
родной
Компле
природе
ксное
примене
ние ЗУН
и СУД.
Особенност Разв
Выделяют
Самостоятельно
Учатся управлять
и пейзажной ерну
обобщенный смысл и формулируют
поведением
лирики
тое
формальную
познавательную цель и
партнера Баратынског пред
структуру задачи.
строят действия в
убеждать его,
о
ъявл
соответствии с ней.
контролировать,
ение
корректировать и
резу
оценивать его
льта
действия.
тов

Гражданский
патриотизм.

Экологическое
сознание.

Экологическое
сознание.

освоения
способа
действия
и его
примене
ния в
конкретн
ых
ситуация
х.
61 А.К. Толстой.
Анализ
Решение
«Где
гнутся над
стихотворени учебной
омутомлозы...».
я.
задачи поиск и
открытие
нового
способа
действия.
62 Контрольная
работа Художествен Контроль.
№8 по стихотворения ный анализ
м поэтов 19века
стихотворен
ия.

Выполняют операции Оценивают достигнутый Планируют общие
со знаками и
результат.
способы работы.
символами.

Структурируют
знания.

Оценивают
Умеют создавать
достигнутый результат. связный текст

Любовь к родной
природе.

Освоение
личностного смысла
учиться.

63
М.М.Пришвин.
Сказка-быль
«Кладовая
солнца»
64 Тема
трудолюбия в
сказке-были
«Кладовая
солнца»
65 А.П.Платонов.
Литературный
портрет
писателя.
66 А.П.Платонов
.
«Неизвестный
цветок».

Реальная
основа и
содержание
рассказа.

Вводный урок постановка
учебной задачи.

Образ главного Решение учебной
героя в
задачи - поиск и
рассказе
открытие нового
способа действия.
Знакомство с
творчеством
писателя.
Прекрасное
вокруг нас.

Вводный урок постановка
учебной задачи.

Решение частных
задач осмысление,
конкретизация и
отработка нового
способа действия
при решении
практических
задач.
67 Жестокая
Победа
Вводный урок реальность и
романтической постановка
романтическая мечты над
учебной задачи.
мечта в
реальностью
повести
жизни.
А.С.Грина
«Алые паруса»

Анализируют
Самостоятельно
условия и требования формулируют
задачи.
познавательную цель и
строят действия в
соответствии с ней.
Умеют выбирать
Осознают качество и
обобщенные
уровень усвоения.
стратегии решения
задачи.

Учатся принимать
решение и
реализовывать его.

Признание ценности
здоровья, своего и
других людей.

Проявляют
внимание к
личности другого.

Уважение ценностей
семьи.

Выделяют и
Оценивают достигнутый Стремление
формулируют
результат.
устанавливать
познавательную цель.
доверительные
отношения.
Создают структуру
Вносят коррективы и
Проявляют
взаимосвязей
дополнения в способ
готовность
смысловых единиц
своих действий в случае оказывать помощь
текста. Умеют
расхождения эталона,
и эмоциональную
заменять термины
реального действия и его поддержку
определениями.
продукта.
партнерам.

Оптимизм в
восприятии мира.

Умеют выбирать
смысловые единицы
текста и
устанавливать
отношения между
ними.

Признание ценности
здоровья, своего и
других людей.

Сличают свой способ
действия с эталоном.

Проявляют
уважительное
отношение к
партнерам,
внимание к
личности другого,
адекватное
межличностное
восприятие.

Оптимизм в
восприятии мира.

68 Душевная
чистота
главных
героев в
повести
А.С.Грина
«Алые
паруса»
69 Отношение
автора к
героям
повести
«Алые
паруса»
70 К. М.
Симонов «Ты
помнишь,
Алеша,
дороги
Смоленщины.
..»
71 Д.С.
Самойлов.
«Сороковые».

ТЛ: понятие
феерии

Решение учебной
задачи - поиск и
открытие нового
способа действия.

Выражают структуру
задачи разными
средствами.

Вносят коррективы и
дополнения в способ
своих действий в случае
расхождения эталона,
реального действия и его
продукта.

Проявляют
внимание к
личности другого,
адекватное
межличностное
восприятие.

Нетерпимость к
любым видам насилия
и готовность
противостоять им.

Обобщение и Решение частных Выделяют и
Оценивают достигнутый Проявляют
систематизаци задач формулируют
результат.
готовность
я изученного осмысление,
познавательную цель.
оказывать помощь
конкретизация и
и эмоциональную
отработка нового
поддержку
способа действия.
партнерам.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (2 час)
Солдатские
Вводный урок Выбирают,
Составляют план и
Используют
будни в
постановка
сопоставляют и
последовательность
адекватные
стихотворения учебной задачи.
обосновывают
действий.
языковые средства
х о войне.
способы решения
для отображения
задачи.
своих чувств.

Доброжелательное
отношение к
окружающим.

Патриотически
е чувства
авторов и их
мысли о
Родине и о
войне

Уважение ценностей
семьи.

Решение учебной
задачи - поиск и
открытие нового
способа действия.

Выбирают,
сопоставляют и
обосновывают
способы решения
задачи.

Составляют план и
последовательность
действий.

В.П. АСТАФЬЕВ (2 час)

Описывают
содержание
совершаемых
действий .

Готовность к
равноправному
сотрудничеству

72 Картины жизни
и быта
сибирской
деревни в
послевоенные
годы в рассказе
В. П.
Астафьева
«Конь с
розовой
гривой».
73 Яркость и
самобытность
героев
рассказа.
Юмор в
рассказе.

.
Вводный урок Нравственные постановка
проблемы
учебной задачи.
рассказа

Самобытность Решение частных
героев
задач рассказа
осмысление,
конкретизация и
отработка нового
способа действия
при решении
практических
задач.
74 Контрольная Письменный Контроль.
работа №9 по ответ на
рассказу
вопрос.
В.П.Астафьев
а «Конь с
розовой
гривой»
75 Отражение
трудностей
военного
времени в
повести
В.Г.Распутина
«Уроки
французского»

Слово о
Вводный урок писателе.
постановка
Чтение и
учебной задачи.
анализ
произведения.

Умеют выводить
следствия из
имеющихся в условии
задачи данных.

Предвосхищают
результат и уровень
усвоения (какой будет
результат?).

Выделяют и
Предвосхищают
формулируют
временные
познавательную цель. характеристики
достижения результата
(когда будет результат?).

Структурируют
знания.

С достаточной
полнотой и
точностью
выражают свои
мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации.

Чувство гордости за
свою страну.

Интересуются
чужим мнением и
высказывают свое.

Любовь к природе.

Оценивают
Умеют создавать
достигнутый результат. связный текст

В. Г. РАСПУТИН (3 час)
Определяют основную Самостоятельно
и второстепенную
формулируют
информацию.
познавательную цель и
строят действия в
соответствии с ней.

Интересуются
чужим мнением и
высказывают свое.

Освоение
личностного смысла
учиться.

Освоение
общекультурного
наследия России и
общемирового
культурного наследия.

76 Роль учителя
Лидии
Михайловны
в жизни
мальчика.
77 Нравственные
проблемы
рассказа В.Г.
Распутина
«Уроки
французского
».
78 Тема дружбы
и согласия в
сказке-были
М.М.Пришви
на «Кладовая
солнца»
79 Образ
природы в
сказке-были
М.М.
Пришвина
«Кладовая
солнца».

Нравственная Решение учебной
проблематика задачи - поиск и
повести.
открытие нового
способа действия.

Выделяют и
формулируют
проблему.

Обобщение и Решение частных
систематизаци задач я изученного. осмысление,
конкретизация и
отработка нового
способа действия
Нравственная Вводный урок суть
постановка
взаимоотноше учебной задачи.
ния Митраши
и Насти
Анализ
эпизода
«Рассказ о ели
и сосне,
растущих
вместе» .
Особенности
композиции и
смысл
названия
сказки.

Ориентация в системе
моральных норм и
ценностей.

Выбирают основания
и критерии для
сравнения,
классификации
объектов.

Оценивают достигнутый С достаточной
результат.
полнотой и
точностью
выражают свои
мысли.
Составляют план и
Вступают в диалог,
последовательность
участвуют в
действий.
коллективном
обсуждении
проблем.

Строят логические
цепи. Выделяют и
формулируют
познавательную цель.

Предвосхищают
результат и уровень
усвоения (какой будет
результат?).

Умеют слушать и
слышать друг
друга.

Основы социальнокритического
мышления.

Самостоятельно
формулируют
познавательную цель и
строят действия в
соответствии с ней.

Умеют
представлять
конкретное
содержание и
сообщать его в
письменной и
устной форме.

Ориентация в
особенностях
социальных отношений
и взаимодействий.

Решение частных Выделяют и
задач - осмысление, формулируют
конкретизация и
проблему.
отработка нового
способа действия
при решении
конкретнопрактических
задач.

РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XX ВЕКА (4 час)

Понимание
конвенционального
характера морали.

80 А. Блок
«Летний
вечер», «О, как
безумно за
окном...»

81 С. А. Есенин
«Мелколесье.
Степь и
дали...»,
«Пороша».

82 Н. М. Рубцов.
Слово о
поэте. «Звезда
полей»,
«Листья
осенние»,
«В горнице».
83 Контрольная
работа №10
по
стихотворени
ям о природе
поэтов XX
века.

Средства
создания
поэтических
образов.
Чувство
радости и
печали, любви
к родной
природе.
Связь ритмики
и мелодики
стиха с
эмоциональны
м состоянием
лирического
героя.

Вводный урок постановка
учебной задачи.

Анализируют объект,
выделяя
существенные и
несущественные
признаки.

Ставят учебную задачу на
основе соотнесения того,
что уже известно и
усвоено, и того, что еще
неизвестно.

Вступают в диалог,
участвуют в
коллективном
обсуждении
проблем, учатся
владеть
монологической и
диалогической
речью.
Проявляют
уважительное
отношение к
партнерам,
внимание к
личности другого,
адекватное
межличностное
восприятие.

Решение частных
задач осмысление,
конкретизация и
отработка нового
способа действия
при решении
конкретнопрактических
задач.
Тема Родины в Решение учебной
поэзии
задачи - поиск и
Рубцова.
открытие нового
Человек и
способа действия.
природа в его
«тихой»
лирике

Определяют
основную и
второстепенную
информацию.

Принимают
познавательную цель,
сохраняют ее при
выполнении учебных
действий, регулируют
весь процесс

Самостоятельно
Составляют план и
создают алгоритмы
последовательность
деятельности при
действий.
решении проблем
творческого и
поискового характера.

Освоение
общекультурного
наследия России и
общемирового
культурного наследия.

Художественн Контроль.
ый анализ
стихотворени
я.

Структурируют
знания.

Освоение
личностного смысла
учиться.

Проявляют
готовность
адекватно
реагировать на
нужды других,
оказывать помощь
и эмоциональную
поддержку
партнерам.
Оценивают
Умеют создавать
достигнутый результат. связный текст

Признание высокой
ценности жизни во
всех ее проявлениях.
Экологическое
сознание.

Знание основных
принципов и правил
отношения к природе.

84 Особенности
героев«чудиков» в
рассказах В.
М. Шукшина
«Чудик» и
«Критик».
85 Итоговая
контрольная

Слово о
Вводный урок писателе.
постановка
Чтение и
учебной задачи.
анализ
произведений.

.

Выдвигают и
Оценивают достигнутый Проявляют
обосновывают
результат.
уважительное
гипотезы, предлагают
отношение к
способы их проверки.
партнерам,
внимание к
личности другого
.

Ориентация в системе
моральных норм и
ценностей и их
иерархизация.

.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».