Рабочая программа по русскому языку 5 класс

76

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор, O="
ГБОУ СО ""Березовская
школа""", CN=Массанова
Алёна Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Дата: 2021.11.25 13:14:
54+05'00'

Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.
3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для
детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
6. Приказ Министерства образования и науки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253".
7. Учебного плана ГБОУ СО «Березовская школа».
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны,
творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
 владение разными видами чтения;
 способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;




овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать
их в устной и письменной форме;
 умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
 способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
 соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного
языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
 умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т.
д.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых основ лингвистики;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
7) проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также
группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий.
Технологии, используемые в учебном процессе:
1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе
объяснительно-иллюстративного способа обучения.
2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.

3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
4. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение
ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения (подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. А также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Виды и формы контроля: контрольные диктанты, сочинения, изложения, тесты.

Содержание курса (5 класс)
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
1.

Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

2.

Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность
1.

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

2.

Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух.
Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими
умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с
учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.

Раздел 3. Текст
1.

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые
типы речи: описание, повествование, рассуждение.

2.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и
письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1.

Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи
(рассказ, беседа).

2.

Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой
и лингвистической (языковедческой) компетенций

Раздел 5. Общие сведения о языке

1. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1.

Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.

2.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.

3.

Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Раздел 7. Графика
1.

Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].

2.

Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках,
энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование
1.

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

2.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

3.

Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике
правописания.

Раздел 9. Лексикология и фразеология
1.

Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.
Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и
их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т.
п.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

1.

Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные)
части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола,
наречия. Словари грамматических трудностей.

2.

Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 11. Синтаксис
1.

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь

2.

Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1.

Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом
предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.

2.

Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Раздел 13. Язык и культура
1.

Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

2.

Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Содержание тем учебного курса.
1. Язык – важнейшее средство общения.
2. Повторение изученного в начальных классах.
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных
окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных
глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание - тся и - ться; раздельное написание не с глаголами. Раздельное написание предлогов
со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. –
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений
по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ
как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в
сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог.
Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
4. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. –
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение
букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
5. Лексика. Культура речи.
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения
слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых
средств.
I. Морфемика. Орфография. Культура речи Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование
слов. Однокоренные слова. Основа и окончание
мостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове.чередование гласных и согласных в слове. Варианты

морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках;
буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
6. Морфология.Орфография. Культура речи
Самостоятельные и служебные части речи –
Имя существительное I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая
буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание
гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи
существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более
точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол –
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях
глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с
глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и
др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение
употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения,
нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
7. Повторение и систематизация изученного в 5 классе – 5 ч.
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном
предложении и в предложениях с прямой речью.
Раздел V. Планируемые результаты изучения курса русского языка
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 5 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по
содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и
развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе
письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в
том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты
описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи;
правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим
словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного
состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые
приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоциональнооценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться
толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство
устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

орфография:
находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные
правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения
по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Календарно-тематическое планирование
Т
е
м
а

Дата

у
р
о
к
а
1 1.Язык человек.

Комбенированный

2 2.Язык и его единицы..

Комбенированный

3

(1) Стили речи

Комбенированный.

4

1.Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Комбенированный.

5
6

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

7

Комбенированный

8

4.Правописание непроверяемых безударных гласных
в корне слова
5.Правописание проверяемых согласных в корне слова

9

6.Правописание проверяемых согласных в корне слова

Комбенированный.

10

7.Правописание непроизносимых и непроверяемых согласных в корне слова.

Комбенированный.

3.Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Урок обобщения и систематизации знаний и умений
Комбенированный.

Комбенированный

11

8.Буквы И, У, А после шипящих

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

12

9.Разделительные Ъ и Ь.

Комбенированный.

13

10.Раздельное написание предлогов с другими словами

Комбенированный

14

11. Текст.

Комбенированный

15

12.

16

13.Части речи.

Комбенированный.

17
18

Урок обобщения и систематизации знаний и умений
Комбенированный.

19

14. Глагол.
15.Правописание
-тся и -ться в глаголах
16.Тема текста

20

17.Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Комбенированный

21

18.Имя существительное.

Комбенированный.

Обучающее изложение. Упр. 70 «Хитрый заяц»

Комбенированный.

Комбенированный

Комбенированный.

Урок обобщения и систематизации знаний и умений
Комбенированный.
22
23

18Падежные окончания существительных.
19.Имя прилагательное.

Урок активизации знаний и умений

Комбенированный

24

21.Местоимение

Комбенированный

25

Повторение и обобщение изученного в 5 классе

Комбенированный.

26

Контрольная работа № 1. «Повторение изученного 5 классах»

Комбенированный.

27
28

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе
Основная мысль текста

Урок обобщения и систематизации знаний и умений
Комбенированный.

29
30

Обучающее сочинение по картине
.Синтаксис и пунктуация.

Комбенированный

31

.Словосочетание. Способы грамматической связи в словосочетании

Комбенированный

32

.Способы выражения грамматической связи в словосочетании

Комбенированный.

33

.Разбор словосочетания

Комбенированный.

Урок активизации знаний и умений

34
35

.Предложение. Простое предложение.
. Обучающее сжатое изложение. Упр. 144

Урок обобщения и систематизации знаний и умений
Комбенированный.

36
37

.Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации
Обучающее сочинение-повествование. «Памятный день» упр. 157

Комбенированный

38

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

Комбенированный

39

10.Сказуемое

Комбенированный.

40

11.Тире между подлежащим и сказуемым

Комбенированный.

41
42

12. Нераспространенные и распространенные предложения. .Второстепенные члены предложения. Дополнение.
13..Определение

Урок обобщения и систематизации знаний и умений
Комбенированный.

43
44

14.Обстоятельство
15.Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Комбенированный

45

16. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Комбенированный

46

17.Обобщающие слова при однородных членах предложения

Комбенированный.

47

18.Предложения с обращениями, Знаки препинания при обращениях.

Комбенированный.

48
49

19. Письмо
20.Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

Урок обобщения и систематизации знаний и умений
Комбенированный.

50
51

21. Контрольная работа № 2 по теме «Синтаксис простого предложения»
22. Анализ контрольной работы. Простые и сложные предложения

Комбенированный

52

23.Простые и сложные предложения

Комбенированный

53

24.Синтаксический разбор сложного предложения

Комбенированный.

54
55
56
57

25.(10) Речевой этикет. Прямая речь).Роль предложений с прямой речью в художественномтексте. Пунктуация
при прямой речи
27. Правила этикета. Диалог. Пунктуация при диалоге
28, (13) Контрольное сочинение-описание по картине Решетникова «Опять двойка»

Комбенированный.

58
59

29. Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
30 Контрольная работа № 3 по теме «Синтаксис. Пунктуация». Диктант с грамматическим заданием.

Комбенированный

60

.31Анализ контрольной работы

Комбенированный

61

1.Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звук как единица речи. Гласные звуки.

Комбенированный.

62

2. Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие

Комбенированный.

Урок активизации знаний и умений

Урок активизации знаний и умений

Урок активизации знаний и умений

Урок обобщения и систематизации знаний и умений
Комбенированный.
Урок активизации знаний и умений

63,
64

3.4. (14,15) Типы речи. Повествование и его структура. Подробное изложение «Шкатулка» (упр.283)

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

Комбенированный.

Урок активизации знаний и умений
5.Согласные звонкие и глухие

Комбенированный

66
.
67

6.Графика. Алфавит

Комбенированный

7. Описание предмета(п.59)

Комбенированный.

68

8.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

Комбенированный.

69
70
71

9. 10.Двойная роль букв е, ё, ю, я

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

11.Орфоэпия. Ударение

Комбенированный.

72
73

Комбенированный

74

12.Фонетический разбор слова
13.Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.
Культура речи»
14.Контрольная работа №4 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

75

15.Анализ контрольной работы

Комбенированный.

16. (17) Устное сочинение по картине (упр.329)

Комбенированный.

77
78
79
80
81
82
83
84
85
86

1.Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение
2,3..Однозначные и многозначные слова. Устное сочинение-рассуждение (упр.345)

Урок обобщения и систематизации знаний и умений
Комбенированный.

65.

76

4,5.Прямое и переносное значение словТворческая работа. Рассуждение.

Урок активизации знаний и умений

Комбенированный

Урок активизации знаний и умений

6,7.Омонимы

Комбенированный

8,9.Синонимы

Комбенированный

10.Антонимы

Комбенированный.

87

11.Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи»

Комбенированный.

88
89

12.Контрольная работа № 5 по теме «Лексика. Культура речи»
13.Анализ контрольной работы по теме «Лексика. Культура речи»

Урок обобщения и систематизации знаний и умений
Комбенированный.

90
91

14, 15. (20,21)

Подробное изложение «Первый снег» (упр.375)

Урок активизации знаний и умений

Комбенированный
92
93
94
95
96
97

1.Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование
слов.
2.Окончание и основа самостоятельных частей речи.

Комбенированный

3,4.Корень слова. Исторические изменения в составе слова.

Комбенированный.

5. Рассуждение. Обучающее сочинение- рассуждение
6.Суффикс

Урок обобщения и систематизации знаний и умений
Комбенированный.

Комбенированный.

98
99
10
0
101

7.Приставка
8,9. (23) Выборочное изложение «Последний лист» упр.419,420. Анализ ошибок изложения

Урок активизации знаний и умений

Комбенированный

10.Чередование гласных и согласных звуков.

Комбенированный

102

11.Полногласные и неполногласные сочетания. Беглые гласные. Варианты морфем.

Комбенированный.

103

12.Полногласные и неполногласные сочетания. Беглые гласные. Варианты морфем.

Комбенированный.

104

13.Морфемный разбор слова

Урок обобщения и систематизации знаний и умений
Комбенированный.

105

14.Правописание гласных и согласных в приставках

Комбенированный

106

15.Буквы з исна конце приставок.

Комбенированный

107

16.Чередование букв о — а в корне –лаг-/ -лож-

Комбенированный.

108

17.Чередование букв о — а в корне –раст - /-рос-

Комбенированный.

109

18.Буквы ё—опосле шипящих в корне

110

19.Буквы и — ы после ц

Урок обобщения и систематизации знаний и
умений
Комбенированный.

111
112

20.П.овторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи»
21.Контрольная работа(№6 ) по теме «Морфемика»

Комбенированный

113

22.Анализ контрольной работы.

Комбенированный

114

23. (24) Обучающее сочинение- описание картины с элементами рассуждения. (Кончаловский «Сирень»)
упр.457
1.Имя существительное как часть речи

Комбенированный.

Урок активизации знаний и умений

115

Урок активизации знаний и умений

Комбенированный.

116

2 (25) Обучающее сочинение-рассуждение. Доказательство в рассуждении. П.89

117,
118
119
120

3,4.Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.

Урок обобщения и систематизации знаний и
умений
Комбенированный.

5.Род имен существительных
6.Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Комбенированный

121

7. (26) Сжатое изложение «Перо и чернильница»,

Комбенированный

122

8.Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Комбенированный.

123

9.Три склонения имен существительных

Комбенированный.

124

10.Падеж имен существительных

125

11.Правописание падежных окончаний существительных

Урок обобщения и систематизации знаний и
умений
Комбенированный.

127
128

12.Падеж и склонение имен существительных. Особенности склонения существительных на –ИЕ, -ИЙ, -ИЯ
13. (27) Обучающее подробное изложение (упр.547 «Берёзки»)

Комбенированный

129

14.Множественное число имён существительных.

Комбенированный

130

15.Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных

Комбенированный.

131

16.Морфологический разбор имени существительного

Комбенированный.

132

17.Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном

133

18.Контрольная работа (№7) по теме «Имя существительное»

Урок обобщения и систематизации знаний и
умений
Комбенированный.

134
135

19.Анализ контрольного диктанта
20. Сочиние-описание по картине Нисского «Февраль. Подмосковье»

Комбенированный

136

1.Имя прилагательное как часть речи

Комбенированный

137
138

2,3.Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Комбенированный.

139

4.Описание животного (29). Подготовка к изложению.

140

5. Подробное изложение «Кошка Ю-ю»

Урок обобщения и систематизации знаний и
умений
Комбенированный.

141

6. Анализ контрольного изложения

Комбенированный.

упр. 513.

Урок активизации знаний и умений

Урок активизации знаний и умений

Урок активизации знаний и умений

Комбенированный.

Комбенированный.

7.Прилагательные полные и краткие
8.Морфологический разбор имени прилагательного

142
143

9.Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном
144
145
146
147
148
149
150

10.Кон контрольная работа № 8. Диктант по теме «Имя прилагательное»/ контрольная работа
11.Анализ контрольной работы
1.Глагол как часть речи.
2.Не с глаголами
3Рассказ,особенности, структура, стили. Упр. 619 (по картинкам)
4.Неопределенная форма глагола

151 5.Правописание -тсяи -тьсяв глаголах
152 6.Виды глагола
153 Итоговая контрольная работа
Ит

Урок обобщения и систематизации знаний и
умений
Комбенированный.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».