Рабочая программа по ОСЖ 5б класс

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор, O="
ГБОУ СО ""Березовская
школа""",
CN=Массанова Алёна
Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого
документа
Дата: 2021.10.12 09:24:
01+05'00'

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Основы социальной жизни» предназначена для обучающихся 5 классов с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе
следующих документов:
 Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
 Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства
образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020
№ 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрирован 03.07.2020 №
58824).

 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во
образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
 АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ
СО «Берёзовская школа»;
 Учебный план ГБОУ СО «Берёзовская школа».
Социальная адаптация через активное освоение и принятие целей, ценностей, норм,
правил и способов поведения, принятых в современном обществе, является универсальной
основой для личностного и социального благополучия человека. Обучающийся с легкой
степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) не в состоянии
самостоятельно выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые
позволяют комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно
реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен самостоятельного
благополучного существования в современном обществе.
В связи с чем, программа «Основы социальной жизни» призвана подготовить
обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) к
самостоятельной и безопасной жизни в современном обществе; правильному рациональному
ведению домашнего хозяйства, позволить овладеть практическими умениями, связанными с
обслуживанием и самообслуживанием себя и членов семьи.
Программа «Основы социальной жизни» ориентирована на:
 развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства,
ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной
ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
 усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных
жизненных ситуациях;
 понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства,
в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического,
физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных
отношений.
Цель программы «Основы социальной жизни» - формирование знаний, умений, навыков,
способствующих практической подготовке обучающихся с легкой степенью умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой
деятельности в ближайшем и отдаленном социуме.
Основные задачи реализации программы «Основы социальной жизни»:
 расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами
повседневной жизни;
 формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с
ведением домашнего хозяйства;

 ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование
необходимых умений;
 практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной
направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий
социальной направленности;
 усвоение морально – этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе
и использованием деловых бумаг);
 развитие навыков здорового образа жизни, положительных качеств и свойств личности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

Программа «Основы социальной жизни» составлена с учетом возможностей учащихся с
легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), уровня их
знаний и умений и ориентирована на:
-развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства,
ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной
ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
-усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных
жизненных ситуациях;
-понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства,
в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и
психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.
Программа состоит из разделов, при изучении которых у учащихся формируются
социально- бытовые компетентности:
1. «Личная гигиена и здоровье» - знание и соблюдение правил личной гигиены,
пропаганда ЗОЖ.
2. «Охрана здоровья - знание и порядок оказания различных видов медицинской помощи,
уход за больным в домашних условиях.
3. «Жилище» - знание основных требований к жилищу, умение выполнять планировку,
обустройство и сохранение жилищного фонда. Умение пользоваться электробытовыми
приборами. (Пылесос, холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка, стиральные
машины).
4. «Одежда и обувь» - овладение основными способами ухода за различными видами
одежды, обуви и головных уборов. Содержание их в чистоте и порядке, ремонт и продление
срока службы вещей, покупка одежды и обуви соответствующих размеров, использование
соответствующих электробытовых приборов (утюг, стиральная машина).
5. «Питание» - знание основ организации рационального, правильного питания человека;
основных видов продуктов питания, правил и порядка приготовления пищи.
6. «Транспорт» - умение пользоваться современными видами транспорта, знание правил
пользования общественным и междугородним транспортом.
7. «Средства связи» - знание и умение пользоваться современными видами связи:
телефонной, сотовой, почтовой, интернет услугами, телеграфной и т.д.
8. «Предприятия, организации, учреждения» - знание структур образовательных
учреждений, местных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, городской и
сельской администрации.
9. «Семья» - владение правилами культуры взаимоотношений в семье, на основе
уважения, взаимопонимания и взаимной помощи; организации досуга и отдыха членов семьи.
На уроках применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения;
используются индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа.
В процессе реализации программы используются практические и наглядные методы
обучения:
-объяснительно–иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими
картинками, опорными таблицами, схемами, буклетами);
-репродуктивные (работа по образцам);

-частично–поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование
дидактических игр);
-предметно – практические методы (практикумы, экскурсии, практические пробы и т.д.);
-система специальных коррекционно – развивающих методов;
-методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);
-методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание,
поручение);
-методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимо-оценка).
Так же на уроках «Основы социальной жизни» используются загадки, проблемные
ситуации, игры, экскурсии, прогулки, наблюдение, примеры из жизненных ситуаций, сюжеты
из средств массовой информации, аудио и видео материалы. Использование перечисленных
приемов и средств обучения способствует наиболее полному и глубокому усвоению
жизненного опыта и показанию его практической значимости в глазах обучающегося с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Все общеобразовательные предметы, изучаемые в школе, дают обучающимся
определенный объем знаний и умений, необходимый им в жизни, способствуют расширению
общего кругозора, формируют культурные потребности, воспитывают морально – этические
нормы поведения.
В процессе реализации данной программы происходит связь уроков «Основы социальной
жизни» с такими предметами как: «Русский язык», «Чтение», «Математика»,
«Природоведение»,
«Биология». Реализация межпредметных связей помогает обучающемуся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представить изучаемый материал целостно, а
не отдельными разрозненными частями (отдельно по каждому предмету).
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет «Основы социальной жизни» является частью предметной области
«Человек и общество» обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой
степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). Количество часов в
неделю в 5 классе – 1 час, общее количество часов – 34 ч.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности
вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к
разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует
(соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее
последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью
воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями
различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского
сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени умственной
отсталости: легкая (IQ — 69-50), умеренная (IQ — 50-35), тяжелая (IQ — 34-20), глубокая (IQ<20).
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и
происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального
развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные
изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для
оптимистического прогноза. Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности
(слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей,
тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и
др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с
умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах

онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в
патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка:
мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая
сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение.
Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности
возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности
психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта
социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем. В структуре
психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение
познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой
подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические
функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее
нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем,
Российская дефектология (как правопреемница советской) руководствуется теоретическим постулатом Л.
С. Выготского о том, что своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей
каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «запускает»
компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ―
ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и
слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и
вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Нарушение объема и темпа восприятия,
недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития
ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация
учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение
специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и
оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение
отдельными мыслительными операциями.
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез,
сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей
обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между
частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных,
нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени
недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях
понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных
процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав
инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Однако при особой организации
учебной деятельности, направленной на обучение школьников с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) пользованию рациональными и целенаправленными способами
выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени скорригировать недостатки
мыслительной деятельности. Использование специальных методов и приемов, применяющихся в процессе
коррекционно-развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие различных видов
мышления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе и
словесно-логического.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с
особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым
рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно
воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи;
позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует
многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя
механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в
трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей

установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с
большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного
материала. Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционноразвивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов;
вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения
словесного материала. Вместе с тем, следует иметь в виду, что специфика мнемической деятельности во
многом определяется структурой дефекта каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). В связи с этим учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) разных клинических групп (по классификации М. С. Певзнер)
позволяет более успешно использовать потенциал развития их мнемической деятельности.
Особенности
познавательной
деятельности
школьников
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается
сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения.
В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого
напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания.
Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или
виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может
определенное время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием специально организованного
обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость значительно улучшаются, что позволяет
говорить о наличии положительной динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели не
достигают возрастной нормы.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение.
Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна
недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на
узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов
отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и
схематичности. Однако, начиная с первого года обучения, в ходе преподавания всех учебных предметов
проводится целенаправленная работа по уточнению и обогащению представлений, прежде всего ―
представлений об окружающей действительности.
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки
в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия
между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех
сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для
обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Недостатки речевой
деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического
мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их
личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической
коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об
окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися
различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении
качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших,
но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для
овладения более сложной формой речи ― письменной.
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными
нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся
испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В
свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями.
Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и
используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев
рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями,
требующими определенной моторной ловкости.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости
эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и
поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и
побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется
воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие

школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности
предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как
негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы
школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное
влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии
мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко
проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой
предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В
процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия,
«соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не
учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально
организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию,
планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и
конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном
возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой
категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми
навыками. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и
эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в
примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых
отношений со сверстниками и взрослыми. При этом специфическими особенностями межличностных
отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими
реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение
адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью
социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может
негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности,
вербальной или физической агрессии и т.п. Практика обучения таких детей показывает, что под
воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и
исправляются.
Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение,
сформулированное Л. С. Выгодским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального
ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые
обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система
коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на
сохранные стороны психики учащегося с умственной отсталостью, учитывающее зону ближайшего
развития. Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации для
обучающихся с умственной отсталостью, должны решать, как задачи коррекционно-педагогической
поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с
развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и
способностям обучающегося.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) программы «Основы социальной жизни» представлены
личностными и предметными результатами.
Личностные результаты
1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
2. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении.
3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
4. Овладение социально – бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

5. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
6. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
7. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности.
8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях.
9. Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.
10. Развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально –
нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей.
11. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
12. Формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Предметные результаты представлены 2 уровнями овладения знаниями: минимальным и
достаточным.
Раздел «Введение»
Минимальный уровень:
-знать название учебного предмета «Основы социальной жизни»;
-находить расположение кабинета учебного предмета «Основы социальной жизни»;
-знать и выполнять правила поведения в кабинете «Основы социальной жизни».
Достаточный уровень:
-знать краткое содержание и значение предмета «Основы социальной жизни»;
-соблюдать правила техники безопасности в кабинете;
-соблюдать санитарно – гигиенические требования на уроках «Основы социальной жизни».
Раздел «Личная гигиена и здоровье»
Минимальный уровень:
-знать правила личной гигиены и выполнять их под руководством педагога;
-знать название предметов, используемых для выполнения утреннего и вечернего туалета.
Достаточный уровень:
-уметь выполнять утренний и вечерний туалет в определенной последовательности;
-знать название и назначение индивидуальных предметов и предметов общего пользования
личной гигиены;
-выполнять санитарно-гигиенические требования пользования личными (индивидуальными)
вещами.
Раздел «Охрана здоровья»
Минимальный уровень:
-выполнять профилактику простудных заболеваний под руководством педагога.
Достаточный уровень:
-знать и выполнять простейшие меры по профилактике простудных заболеваний;
-знать названия лекарственных растений, узнавать их;
-уметь применять под руководством взрослого лекарственные растения для профилактики и
лечения простудных заболеваний.
Раздел «Жилище»
Минимальный уровень:
- знать свой домашний почтовый адрес;

-уметь пользоваться коммунальными удобствами (лифт, мусоропровод, домофон, почтовый
ящик).

Достаточный уровень:
-знать типы жилых помещений;
-знать название жилых комнат, и их назначение;
- знать свой домашний почтовый адрес и уметь записывать его.
Раздел «Одежда и обувь»
Минимальный уровень:
-знать отдельные виды одежды и обуви;
-выполнять правила ухода за одеждой и обувью под руководством педагога;
-соблюдать правила ухода за одеждой и обувью в повседневной жизни.
Достаточный уровень:
-подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону;
-различать и использовать одежду и обувь в зависимости от назначения;
-уметь самостоятельно выполнять ежедневный уход за одеждой.
Раздел «Питание»
Минимальный уровень:
-знать названия отдельных продуктов питания;
-знать значение продуктов питания для здорового образа жизни человека;
-иметь представление о санитарно - гигиенических требованиях при приготовлении пищи,
соблюдении техники безопасности;
-уметь готовить омлет, бутерброды, заваривать чай под руководством педагога.
Достаточный уровень:
-знать состав продуктов питания и их значение для развития и правильной работы организма
человека;
-знать и соблюдать режим питания;
-знать и выполнять
гигиенические требования к
продуктам питания,
кухонным принадлежностям, посуде, месту приготовления пищи;
-знать о значении завтрака для здоровья человека;
-знать и уметь составлять меню завтрака;
-знать технологию приготовления и уметь готовить для завтрака холодные и горячие блюда;
-знать и называть хлебобулочные изделия, соблюдать правила хранения хлебобулочной
продукции;
-знать и уметь определять годность яиц, соблюдать технологию хранения;
-уметь готовить блюда из яиц;
-знать основные напитки, подаваемые на завтрак;
-уметь заваривать чай, варить кофе;
-уметь выполнять сервировку стола с учетом меню завтрака.
Раздел «Транспорт»
Минимальный уровень:
-знать название транспортных средств;
-соблюдать правила поведения в общественном транспорте;
-уметь выполнять поездку на общественном транспорте под руководством педагога.
Достаточный уровень:
-знать наиболее рациональный маршрут проезда к школе;
-знать варианты проезда до школы различными видами транспорта;
-уметь оплачивать проезд в общественном транспорте;
-знать и соблюдать правила безопасного поведения в общественном транспорте, правила
передвижения по улице, при переходе проезжей части.
Раздел «Средства связи
Минимальный уровень:
-название основных средств связи.

Достаточный уровень:
-знать назначение основных средств связи.
Раздел «Семья»
Минимальный уровень:
-знать фамилию, имя, отчество членов семьи;
-правильно определять и называть степень родства членов семьи.
Достаточный уровень:
- знать возраст, дни рождения, профессию, место работы членов семьи;
-уметь определять степень родства членов семьи;
-знать и уметь выстраивать положительные взаимоотношения с членами семьи.
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для
всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся 5
класса. Отсутствие достижения минимального уровня не является препятствием к
продолжению образования по данному варианту программы.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Программа обеспечивает достижение учащимися базовых учебных действий.
Личностные учебные действия:
1. Принимать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
2. Уметь осмысливать социальное окружение, своё место в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей.
3. Испытывать гордость за достигнутые успехи и достижения как собственные, так и своих
одноклассников.
4. Понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в школе, дома.
5. Проявлять положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней.
6. Проявлять уважительное и бережное отношение к людям различных профессий и
результатам их деятельности.
7. Активно включаться в общеполезную и социальную деятельность.
8. Исполнять правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
1. Вступать в контакт, работать в коллективе (учитель − ученик, ученик–ученик, ученик–
класс, учитель− класс).
2. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками
и учителем.
3. Обращаться за помощью и принимать помощь.
4. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
5. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
6. Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
7. Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
1. Адекватно использовать ритуалы школьного поведения.
2. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач.
3. Произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в
общем темпе.

4. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учётом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учётом выявленных недочётов.
5. Действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач.
6. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
7. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с
ней свою деятельность.
8. Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Познавательные учебные действия:
1. Выделять существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.
2. Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, простейшие причинно–следственные связи) на наглядном доступном
вербальном материале.
3. Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение,
текст, устное высказывание, элементарное схематичное изображение, таблицу, предъявленных
на бумажных и электронных и других носителях).
4. Использовать в жизни и деятельности простейшие межпредметные знания.
5. Устанавливать элементарные существенные связи между объектами и процессами
окружающей действительности.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Оценка достижения обучающимися с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов.
В текущей
оценочной
деятельности целесообразно соотносить
результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками:
-оценка «5» - «отлично», если учащимся выполнено верно и в соответствии с заданием
свыше 65% заданий.
-оценка «4» - «хорошо», если выполнено от 51% до 65% заданий.
-оценка «3» - «удовлетворительно» если обучающиеся выполняют от 35% до 50% заданий;
-оценка «2» (неудовлетворительно) не ставится.
В течение учебного года проводится мониторинг базовых учебных действий, который
будут отражать индивидуальные достижения обучающихся в процессе усвоения программы
«Основы социальной жизни».
Мониторинг проводится в 3 этапа (стартовый – сентябрь, промежуточный – по мере
изучения отдельных тем, итоговый – май). Базовые учебные действия отслеживаются в
результате наблюдений за учащимися, опроса, тематической беседы; при выполнении
практических заданий социальной и бытовой направленности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

«Диагностика»
Выявление знаний и умений учащихся. Проверка знаний осуществляется по разделу «Личная
гигиена», «Охрана здоровья», «Жилище», «Одежда и обувь», «Транспорт», «Питание».
«Введение»
Вводное
занятие.
«Личная гигиена и здоровье»
Утренний и вечерний туалет. Личные вещи. Правила содержания личных вещей. Практическая
работа «Выполнение утреннего туалета».

«Охрана здоровья»
Профилактика простудных и вирусных заболеваний. Лекарственные растения. Практическая
работа «Заваривание травяного чая».
«Жилище»
Типы и виды жилых помещений. Коммунальные удобства в городе и сельской местности.
Домашний почтовый адрес. Планировка помещения, типы жилых комнат.
Практическая работа: «Написание адреса на конверте».
«Одежда и обувь»
Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека. Виды одежды. Головные
уборы и их назначение. Виды обуви. Практическая работа «Ежедневный уход за одеждой».
«Питание»
Продукты питания. Значение питания в жизни человека. Место и условия приготовления
пищи. Кухонные принадлежности и приборы. Приготовление завтрака. Меню завтрака. Хлеб и
хлебобулочные изделия. Яйца, блюда из яиц. Чай, кофе, фруктовые напитки.
Практическая работа «Приготовление бутербродов и канапе», «Блюда из яиц: яйца отварные;
яичница-глазунья, омлет», «Заваривание чая, варка кофе».
«Транспорт»
Городской общественный транспорт. Маршрут движения, стоимость проезда до школы, дома.
Виды проездных билетов, льготный проезд, стоимость проезда.
Практическая работа «Поездка в общественном транспорте»
«Средства связи»
Основные средства связи.
«Семья»
Семья. Личные взаимоотношения в семье. Состав семьи, родственные
отношения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

5 класс

Наименование раздела
Диагностика знаний и умений
Введение
Личная гигиена и здоровье
Охрана здоровья
Жилище
Одежда и обувь
Питание
Транспорт
Средства связи
Семья
Всего

Кол-во часов
2
1
3
3
5
5
9
3
1
2
34

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для обеспечения реализации содержания программы, повышения коррекционно-воспитательного
процесса, развития познавательной деятельности, выработки навыков самостоятельности и
сознательной дисциплины обучающиеся используют специально оборудованный кабинет, с четко
определенными зонами.
Также используются презентации, видеофрагменты, таблицы, плакаты, дидактический и
раздаточный материал по основным темам для формирования наиболее полных и достоверных знаний.

1.
2.

Учебно-практическое оборудование
Раздел «Личная гигиена и здоровье»
Губки, мочалки из натурального и синтетического волокна для мытья тела
Зеркало

3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
1.
2.
3.
4.
1.
2.

Зубные щетки, зубные пасты
Крем, мыло, шампуни для различных типов волос и кожи, дезодоранты, одеколон
Маникюрный набор (ножницы, пилка)
Полотенца (для тела, лица, ног)
Расчёски, массажные щетки для волос
Раздел «»Одежда и обувь»
Инструкции по эксплуатации, уходу за одеждой и обувью
Крем для обуви, блеск для обуви
Образцы взрослой детской обуви из различных материалов
Образцы взрослой и детской одежды
Образцы тканей
Щетки одежные, для чистки обуви, нанесения крема
Раздел «Жилище»
Веник
Моющие и чистящие средства
Шкаф комбинированный для одежды
Щетки для мытья стен, радиаторов отопления, для пола
Раздел «Питание»
Доски разделочные
Кухонный гарнитур
Мойка с подводкой горячей и холодной воды
Набор кухонных ножей
Набор мисок
Набор столовых приборов
Набор эмалированных кастрюль
Наборы сервировочные (солонки, горчичница, перечница)
Обеденная зона
Обеденный сервиз
Сушилка для посуды
Тарелки глубокие, мелкие, закусочные, пирожковые
Хлебница
Холодильник
Чайник электрический
Чайный сервиз
Электроплита
Яйцерезка
Раздел «Транспорт»
Знаки дорожного движения
Образцы проездных билетов
Плакаты с изображением наземного, воздушного, водного транспорта
Правила пользования автобусом
Раздел «Охрана здоровья»
Географический атлас области
Набор лекарственных трав
Технические средства обучения
1. Компьютер.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Учебная литература
1. Львова С.А., Справочник выпускника. – М., ВЛАДОС, 2009
2. Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка 5 класс. Учебное пособие для специальных
(коррекционных) школ VIII вида – М., ВЛАДОС, 2013

3. Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка 6 класс. Учебное пособие для специальных
(коррекционных) школ VIII вида – М., ВЛАДОС, 2013
4. Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка 7 класс. Учебное пособие для специальных
(коррекционных) школ VIII вида – М., ВЛАДОС, 2013

1.
2.
3.

4.

Научно – методическая литература
Воронкова В.В., Казакова С.А, Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов
специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. М., ВЛАДОС, 2006
Львова С.А., Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в
специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М., ВЛАДОС, 2005
Стариченко Т.Н. Формирование экономико-бытовых знаний и умений у старшеклассников
вспомогательной школы. Учебно-методическое пособие для студентов педвузов и учителей
вспомогательных школ. – Екатеринбург, 1996
Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие 5-9 классы. – М.,
ВЛАДОС,2012

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ» в 5 классе
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

№
п/п

Раздел/ тема

1.

Вводное занятие

2.

Диагностика
знаний и умений
учащихся.

3.

Утренний и
вечерний туалет.

Дидактическая цель

Основные виды деятельности обучающихся

Раздел «Введение» (1 час)
Познакомить с предметом
-оформление рабочей тетради;
«Основы социальной жизни», -ознакомление с кабинетом «Основы социальной жизни», зонами в кабинете
его целью и задачами,
и их назначением;
правилами поведения в
-слушание рассказа учителя;
кабинете
-участие в беседе;
-ответы на вопросы учителя.
Раздел «Диагностика знаний и умений» (1
час)
-участие беседе;
Выявить уровень социально
-ответы на вопросы учителя;
– бытовых знаний умений,
-работа с дидактическим материалом
навыков учащихся
Раздел «Личная гигиена и здоровье» (3 часа)
Формировать у учащихся
представление об утреннем и
вечернем туалете.
Ознакомление учащихся с
приёмами чистки зубов,
ушей.

Колво
часо
в
1ч

1ч

-слушание рассказа учителя о правилах выполнения утреннего и вечернего туалета, 1 ч
его значении для организма человека;
-участие в беседе по теме «Утренний и вечерний туалет»;
-рассказ о самостоятельном выполнении правил личной гигиены;
-ответы на вопросы учителя;
-выполнение записей в рабочей тетради;
-работа с дидактическим материалом;
-просмотр презентации;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

15

4.

Личные вещи.
Правила
содержания
личных вещей.

Расширить представления
учащихся о вещах личного и
общего пользования,
правилах пользования
вещами личного
пользования, повседневном
уходе за одеждой

-слушание рассказа учителя о правилах ухода за личными вещами,
предназначенными для выполнения утреннего и вечернего туалета;
-участие в беседе по теме урока;
-рассказ о самостоятельном пользовании личными вещами
-ответы на вопросы учителя;
-выполнение записей в рабочей тетради;
-работа с дидактическим материалом (рассматривание личных вещей и вещей
общего пользования);
-просмотр презентации;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1ч

16

5.

Практическая
работа
«Выполнение
утреннего
туалета»

Формировать навык
правильного выполнения
утреннего туалета

6.

Профилактика
простудных и
вирусных
заболеваний.

Формировать
представления о
профилактике простудных
и вирусных заболеваний,
правилах закаливания
организма.

7.

Лекарственные
растения.

Расширить знания о
лекарственных растениях,
произрастающих на
территории Свердловской
области.

8.

Практическая
работа
«Заваривание
травяного чая».

9.

Типы и виды
жилых
помещений.

-участие в беседе о ходе выполнения практической работы;
-ответы на вопросы учителя;
-работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана
работы);
-выполнение утреннего туалета (практическая работа);
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.
Раздел «Охрана здоровья» (3 часа)
-слушание рассказа учителя о вирусных и инфекционных заболеваниях, их вреде для
организма человека, профилактике заболеваний;
-участие в беседе по теме урока;
-рассказ о профилактических мерах по предупреждению заболеваний;
-ответы на вопросы учителя;
-выполнение записей в рабочей тетради;
-просмотр презентации,
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.
-слушание рассказа учителя о лекарственных растениях и области их применения;
-участие в беседе по теме урока;
-рассказ о применении лекарственных растений в домашних условиях;
-ответы на вопросы учителя;
-работа с дидактическим материалом (рассматривание гербария с лекарственными
растениями, произрастающими в области, определение названий растений по внешнему
виду);
-выполнение записей в рабочей тетради;
-просмотр презентации, видеофрагментов;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1ч

Формировать навык
приготовления травяного
чая

-участие в беседе о ходе выполнения практической работы;
-ответы на вопросы учителя
-работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана
работы)
-заваривание травяного чая
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.
Раздел «Жилище» (5 часов)

1ч

Систематизировать знания о
видах и типах жилых
помещений в городе, селе;

-слушание рассказа учителя о видах и типах жилых, так же о помещениях разных
исторических эпох;
-участие в беседе о жилищных условиях учащихся;
-выполнение записей в тетради;

1ч

1ч

1ч

10.

Коммунальные
удобства в городе
и сельской
местности.

Систематизировать
знания
учащихся
о
коммунальных удобствах
(отопление,
водопровод, лифт,
мусоропровод), правилах
пользования коммунальными
удобствами
Систематизировать знания
учащихся о правильном
назывании и написании
почтового адреса школы,
дома

11.

Домашний
почтовый адрес.

12.

Практическая
работа:
«Написание
адреса на
конверте».

Формировать навык
правильного написания
почтового адреса на
конверте.

13.

Планировка
помещения, типы
жилых комнат.

Систематизировать знания
учащихся о видах помещений
(жилых и подсобных), их
назначении.

-работа с дидактическим материалом (картинки с изображением зданий, комнат); просмотр презентации;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.
-слушание рассказа учителя о коммунальных удобствах, правилами пользования ими;
-участие в беседе о жилищных условиях учащихся;
-ответы на вопросы учителя;
-выполнение записей в тетради;
- работа с дидактическим материалом;
-просмотр презентации, видеофрагментов;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.
-слушание рассказа учителя о правильном названии и написании почтового адреса в
соответствии с требованиями;
-называние собственного домашнего адреса;
-ответы на вопросы учителя;
-выполнение записей в тетради;
-работа с дидактическим материалом;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.
-слушание рассказа учителя;
-участие в беседе;
-ответы на вопросы учителя;
-работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана
работы);
-написание домашнего адреса;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.
-слушание рассказа учителя о видах жилых комнат, их назначении;
-участие в беседе о жилищных условиях учащихся;
-описание личной комнаты;
-ответы на вопросы учителя;
-выполнение графического изображения планировки жилых помещений и расположения
зон в жилой комнате в рабочей тетради;
-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинки с
изображением комнат, определение назначения комнаты по внутренней обстановке);
-просмотр презентации, видеофрагментов;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.
Раздел «Одежда и обувь» (5 ч)

1ч

1ч

1ч

1ч

14.

Роль одежды и
головных
уборов для
сохранения
здоровья
человека.

Расширить представления
учащихся о роли одежды в
жизни человека, ее значении
для сохранения здоровья

15.

Виды одежды.

Систематизировать знания
учащихся о видах одежды в
зависимости от назначения,
правилах ее ношения и
ухода за ней.

16.

Головные уборы
и их назначение.

Систематизировать знания
учащихся о видах
головных уборов в
зависимости от
назначения.

17.

Виды обуви.

18.

Практическая

-слушание рассказа учителя о роли одежды в жизни человека
-ответы на вопросы учителя;
-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением
различных видов одежды, обуви, головных уборов);
-выполнение записей в рабочей тетради
-просмотр презентации, видеофрагментов;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.
-слушание рассказа учителя о видах одежды, ее назначении; правилах ухода за
одеждой;
-участие в беседе об уходе за личной одеждой, правилах ее ношения;
-ответы на вопросы учителя;
-выполнение записей в рабочей тетради (виды одежды);
-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением
различных видов одежды; соотнесение видов одежды и
времени года, посещаемого мероприятия; порядке ежедневного ухода за одеждой); просмотр презентации;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.
-слушание рассказа учителя о роли головных уборах, их назначении; правилах ухода;
-ответы на вопросы учителя;
-выполнение записей в рабочей тетради;
-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением
различных видов головных уборов, соотнесение видов головных уборов и времени
года, посещаемого мероприятия);
-просмотр презентации;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1ч

Систематизировать знания о
значении обуви, ее видах,
правилах ухода и хранения.

-слушание рассказа учителя об обуви, ее назначении; правилах ухода за обувью;
-участие в беседе об уходе за личной обувью, правилах ее ношения, ухода за ней; ответы на вопросы учителя;
-выполнение записей в рабочей тетради (виды обуви);
-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с
изображением различных видов обуви, соотнесение видов обуви и времени года,
посещаемого мероприятия);
-просмотр презентации, видеофрагментов;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1ч

Формировать навык

-слушание рассказа учителя; участие в беседе;

1ч

1ч

1ч

работа
«Ежедневный
уход за
одеждой».

повседневного ухода
за одеждой.

-работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана
работы);
-выполнение ежедневного ухода за одеждой (чистка щеткой, утюжка, вешание на
плечики);
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.
Раздел «Питание» (9 часов)
-слушание рассказа учителя о значении питания в жизни человека; о требованиях,
предъявляемых к питанию (сбалансированность, рациональность, режим питания);
-участие в беседе об организации питания в домашних условиях;
-ответы на вопросы учителя;
-выполнение записей в рабочей тетради;
-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с
изображением различных продуктов питания);
-просмотр презентации, видеофрагментов;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

19.

Продукты
питания.
Значение питания
в жизни человека.

Познакомить с основными
продуктами питания (хлеб,
мясо, овощи, фрукты и
т.д.). Дать понятие о
значении питания в жизни
и
деятельности человека.

20.

Место и
условия
приготовления
пищи.
Кухонные
принадлежности
и приборы.

Расширить знания о
назначении кухонной и
столовой посуды,
кухонного и столового
оборудования.

-слушание рассказа учителя о месте приготовления пищи, используемых при этом
1ч
оборудования и посуды, правилах ухода за ней;
-участие в беседе о месте приготовления пищи;
-ответы на вопросы учителя;
-выполнение записей в рабочей тетради;
-работа с дидактическим материалом (кухонная и столовая посуда, порядок ухода за ней);
-просмотр презентации;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

21.

Приготовление
завтрака.
Меню
завтрака.

Познакомить со значением
завтрака для полноценной
работы организма; меню
завтрака; основными
продуктами, используемыми
для приготовления блюд на
завтрак.

-слушание рассказа учителя о значении питания в жизни человека
(сбалансированность, рациональность, режим питания), меню завтрака, посуды для
завтрака, выполнении сервировки стола согласно меню завтрака;
-участие в беседе о блюдах, приготовляемых для завтрака;
-выполнение записей в рабочей тетради;
-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с
изображением посудой, используемой для сервировки стола к завтраку);
-просмотр презентации;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1ч

22.

Хлеб и
хлебобулочные

Систематизировать знания
учащихся о хлебе и

-слушание рассказа учителя о видах хлеба и хлебобулочных изделиях, виды
бутербродов, их значение для полноценного функционирования

1ч

1ч

изделия.

хлебобулочных изделиях, их
значении для обеспечения
полноценного развития
организма. Познакомить
видами и способами
приготовления
бутербродов.

23.

Практическая
работа
«Приготовление
бутербродов и
канапе».

Учить готовить бутерброды
различных видов.

24.

Яйца, блюда из
яиц.

Систематизировать знания
учащихся о яйцах, их
значении для обеспечения
полноценного развития
организма.

25.

Практическая
работа «Блюда из
яиц: яйца
отварные;
яичница-глазунья,
омлет».
Чай, кофе,
фруктовые
напитки.

Учить готовить омлет,
способами отваривания яиц.

26.

Систематизировать знания
учащихся о напитках,
способах их приготовления,
их значении для обеспечения
полноценного развития
организма.

организма, исторические сведения о хлебе и хлебобулочных изделиях, правилах и
порядке их хранения;
-ответы на вопросы учителя;
-выполнение записей в рабочей тетради (виды хлебобулочных изделий, правила
хранения);
-работа с дидактическим материалом (картинки с изображение различных видов
бутербродов);
-просмотр презентации, видеофрагментов;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.
-слушание рассказа учителя;
-участие в беседе;
-ответы на вопросы учителя;
-работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана
работы);
-приготовление простых и сложных бутербродов;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.
-слушание рассказа учителя о разнообразных блюдах из яиц, их важности для
использования в пищу, правилах и порядке их хранения;
-ответы на вопросы учителя;
-выполнение записей в рабочей тетради (определение годности яиц, правила
хранения);
-работа с дидактическим материалом (картинки с изображением блюд из яиц); -просмотр
презентации;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.
-слушание рассказа учителя; -участие в беседе;
-ответы на вопросы учителя;
-работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана
работы);
-приготовление блюд из яиц: яйцо отварное, яичница-глазунья, омлет;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.
-слушание рассказа учителя о видах напитков;
-участие в беседе об использовании напитков в меню завтрака), технологии их
приготовления;
-ответы на вопросы учителя;
-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с
изображением напитков);
-выполнение записей в рабочей тетради (виды напитков, технология

1ч

1ч

1ч

1ч

приготовления);
-просмотр презентации, видеофрагментов;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.
-слушание рассказа учителя; -участие в беседе;
-ответы на вопросы учителя;
-работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана
работы);
–заваривание чая, варка кофе;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.
Раздел «Транспорт» (3 часа)

27.

Практическая
работа
«Заваривания чая,
варка кофе»

Учить заваривать чай, варить
кофе.

28.

Городской
общественный
транспорт.
Маршрут
движения.

Систематизировать и
расширить знания о видах
городского транспорта,
правилах пользования
общественным транспортом.

-слушание рассказа учителя о видах городского транспорта, его назначении,
правилах пользования; исторические сведения о возникновении и
использовании транспорта;
-участие в беседе об опыте пользования городским общественным транспортом; ответы
на вопросы учителя;
-выполнение записей в рабочей тетради (виды транспорта, правила поведения);
-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с
изображением различных видов общественного транспорта);
-просмотр презентации, видеофрагментов;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1ч

29.

Виды проездных
билетов, льготный
проезд, стоимость
проезда.

Систематизировать и
расширить знания о способах
оплаты проезда в городском
транспорте.

1ч

30.

Практическая
работа «Поездка в
общественном
транспорте»

Формирование навыка
пользования общественным
транспортом, определение
маршрута передвижения,
оплаты проезда

31.

Основные
средства связи.

Дать представление об
основных видах связи (почта,

-слушание рассказа учителя о порядке и видах оплаты проезда;
-участие в беседе об оплате за проезд; ответы на вопросы учителя;
-выполнение записей в рабочей тетради (виды билетов);
-работа с дидактическим материалом (рассматривание проездных билетов
общественного городского транспорта);
-просмотр презентации, видеофрагментов;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.
-слушание инструкции учителя;
-ответы на вопросы учителя (правила поведения в общественном транспорте,
определение маршрута, порядок оплаты билета);
-поездка в автобусе;
-выполнение самооценки, взаимооценки.
Раздел «Средства связи» (1час)
-слушание рассказа учителя о современных средствах связи, их назначении, правилах
безопасного пользования; исторических сведениях

1ч

1ч

1ч

радио, телевидение, телефон,
компьютер).

возникновении средств связи;
-участие в беседе об опыте пользования различными средствами связи;
-ответы на вопросы учителя;
-выполнение записей в рабочей тетради (виды средств связи);
-работа с дидактическим материалом (соотнесение видов средств связи и области их
применения, рассматривание картинок с изображением различных средств связи); просмотр презентации, видеофрагментов;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.
Раздел «Семья» (2 часа)
-слушание рассказа учителя о семье, взаимоотношениях членов семьи между собой,
определении степени родства членов семьи;
-участие в беседе сложившихся семейных отношениях;
-рассказ о членах своей семьи (называние ФИО, дня рождения месте работы); ответы на вопросы учителя;
-выполнение записей в рабочей тетради (определение семьи);
-работа с дидактическим материалом (заполнение данных о членах своей семьи); просмотр презентации, видеофрагментов;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.
-слушание рассказа учителя о семье, взаимоотношениях членов семьи между собой,
определении степени родства членов семьи;
-участие в беседе сложившихся семейных отношениях;
-рассказ о членах своей семьи (называние ФИО, дня рождения месте работы);
-ответы на вопросы учителя;
-выполнение записей в рабочей тетради (запись ФИО родителей, близких
родственников);
-просмотр презентации, видеофрагментов;
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

32.

Семья. Личные
взаимоотношения
в семье.

Систематизировать знания
об родственных
отношениях в семье, месте
работы членов семьи.

33.

Состав

Систематизировать знания
о составе семьи (родовая
связь), взаимоотношениях
членов своей семьи

семьи
, родственные
отношения.

34.

Диагностика
знаний и умений
учащихся.

Определение уровня
социально – бытовых знаний
умений, навыков учащихся
по ранее изученному
материалу.

Раздел «Диагностика знаний и умений» (1 час)
-участие беседе;
-самостоятельная работа по карточкам;
-выполнение тесты;
-ответы на вопросы учителя.

1ч

1ч

1ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».