Рабочая программа по профильному труду (столярное дело) 7 класс

76
27

августа

Подписан: Массанова Алёна
Владимировна
DN: OU=директор, O="ГБОУ СО
""Березовская школа""",
CN=Массанова Алёна
Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Дата: 2021.10.19 13:39:51+05'00'

1.
2.
3.
4.

5.

6.

7.

8.

Пояснительная записка
Наиболее полно задачам максимально открытого для трудовой подготовки и
обеспечения трудовой занятости лиц с особыми образовательными потребностями
отвечает образовательно-развивающая реабилитационная среда школы
VIII вида.
Созданные в ней условия способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его
возможностями трудовых умений и навыков, формирование общей культуры личности,
адаптацию к общественной жизни и решению соответствующих проблем; социальнобытовых, досуговых, нравственно-этических.
Специальная коррекционная развивающая программа трудового обучения во
вспомогательной школе позволяет активно использовать процесс трудового обучения для
исправления существенных недостатков процессов познавательной деятельности и
воспитания положительных качеств личности ученика, обеспечивающих включение в
трудовые отношения людей в обычных коллективах.
Программа составлена для учащихся 7 класса с особыми образовательными
потребностями (УО). Программа рассчитана на 238 часов в год, по 7 уроков в неделю.
Данная рабочая программа является компилятивной и составлена на основе:
Базовой Программы (Типовые образовательные программы под. ред. В.В. Воронковой для
школ 8 вида. Сб.2 гуманитарный изд. Центр «Владос» 2010 год).
Федеральный закон об образовании Р Ф от 29 .12.2012 №273-ФЗ.
Организация итоговой аттестации выпускников специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы для детей с умственной отсталостью, г. Екатеринбург, 2008
Постановление от 10.07.2015г №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.
3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 N 253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования».
Приказ Министерства образования и науки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.
№ 253".
Учебного плана ГКОУ СО Березовская школа».
Цель программы – обучить учащихся трудовым навыкам по профилю
«Столярное дело».
Задачи программы:
1. дать учащимся предпрофессиональную подготовку по изучаемому предмету.
2. коррекция недостатков развития умственно отсталого ребенка в процессе
трудового обучения.
Программа включает теоретические и практические знания. При составлении
программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и

постепенного ввода нового. Обучение базируется на знаниях, полученных учащимися на
уроках рисования, естествознания, математики. В процессе обучения школьники
знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины,
скреплением деталей в изделие и украшением их.
Учебная программа трудового обучения по профилю «Столярное дело», под
редакцией В. В. Воронковой.
Формы организации образовательного процесса:
• Индивидуальные
• Коллективные
• Групповые
Технология обучения:
• Дифференцированное
• Индивидуальное
Виды и формы контроля:
• текущий контроль
• собеседование
• итоговый контроль
• тестирование















При прохождении полного курса данной программы учащийся имеет возможность
усвоить:
Профессиональные особенности данной специальности, её назначение и социальную
значимость, права и обязанности рабочего.
Виды материалов и инструментов, используемых в работе столяра, их свойства,
назначение и устройство.
Правила безопасного труда.
Способы обработки материалов и способы соединения деталей из этих материалов.
Учащийся имеет возможность освоить умения:
Рассказывать о теоретических основах предмета, технологиях обработки и сборки,
правилах техники безопасности, о социальной значимости профессии, правах и
обязанностях рабочего.
Различать материалы по виду и свойствам, разбирать, собирать, готовить инструмент к
работе и работать им.
Соблюдать технику безопасности.
Обрабатывать древесину всеми способами, выполнять соединения деталей из древесины в
соответствии с изученной программой и требованиями к качеству выполняемой работы.
При оценке знаний и умений учащихся, необходимо учитывать их типологические
возможности в соответствии с их педагогическими группами по Мирскому С. Л.
Коррекционное сопровождение учебного процесса должно быть непрерывным,
строго систематизированным. Эта работа должна строится на индивидуальном и
дифференцированном подходе, и проходить на всех этапах урока:
отвлечение внимания корригировать через повышение устойчивости внимания,
повышения его переключаемости, включении помех в область концентрации.
повышая уровень самоконтроля и саморегуляции, тренировать координацию движения,
повышать организованность в работе.
через развитие фантазии, тренируя ассоциативные процессы и зрительные представления
(варианты образов), снимать блокаду продуктивного воображения.
повышая объём и прочность слуховой вербальной памяти, объём и прочность зрительнообразной памяти, развивая логику мышления, стремиться повышать продуктивность
запоминания и воспроизведения учебного материала.




через развитие функций аналитического мышления, умения нестандартно мыслить,
критически мыслить, через развитие операций синтеза, навыков общения, умения
классифицировать, повышать продуктивность понимания учебного материала.
вычленяя факторы и содержание работы, имеющие положительный результат, дающие
динамику и перспективу, закреплять их до состояния алгоритма.
С целью улучшения запоминания и усвоения теоретического материала и развития
речи можно широко использовать рифмованные тексты по столярному профилю.
Учитывая, что итоговую аттестацию во вспомогательной школе проходят только
по трудовому обучению, предмет «Столярное дело» относится к ведущим дисциплинам в
учебном процессе.
Основной задачей обучения является дача общих сведений о профессии столяра,
материалах и инструментах, с которыми он работает. Программа этого года обучения
носит ярко выраженный политехнический характер. Дети знакомятся с элементами
простейшего конструирования с использованием, помимо древесины, бумаги, картона и
металлической проволоки.
Вся выше перечисленная работа ведётся строго дифференцированно с учетом
индивидуальных психофизических особенностей каждого ученика.
Имеется комплект ручного инструмента и приспособлений для учеников.
Используются плакаты и таблицы по основным темам, макеты, чертежи, эскизы и
индивидуальный раздаточный материал.
Для выполнения практических заданий имеется необходимое количество
материалов и крепёж, в том числе клей.
При прохождении определённых тем программы используются ТСО и ИКТ.

Основное содержание тем 1 триместр.
Вводное занятие.

1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.

1.

Теоретическая часть.
Породы деревьев: лиственные и хвойные. Изготовление игрушки «Бобик» Токарный
станок по дереву.
Операция
пиление.
Работа
ножовкой. Детали
строительного
конструктора прямоугольной формы. Пиление в стусле.
Практическая часть.
Пиление в стусле. Практическое повторение: ящик для строительного конструктора.
Самостоятельная работа. Крышка для ящика. Обработка деталей: куб, параллелепипед,
призма
2 триместр.
Вводное занятие
Итоги 1 триместра и задачи на 2 триместр (ТБ) Теоретическая
часть.
Изготовление счёт из древесины, проволоки и ДСП. Соединение деталей на саморез,
шуруп. Изготовление изделия из реек
Практическая часть.
Практическое повторение. Самостоятельная работа.
Изготовление игрушечного стола. Изготовление неподвижных игрушек. Подставка под
карандаши
3 триместр.
Вводное занятие
Итоги 2 триместра и задачи на 3 триместр. ТБ
Теоретическая часть.
Соединение на нагелях. Подвижные игрушки
Практическая часть.
Практическое повторение. Самостоятельная работа.
Изготовление подставки под горячее из реек. Изготовление круглых палочек. Контрольная
работа
Изделия: игрушка «Ёлочка»; геометрические фигуры куб, параллелепипед, призма;
ящик; счёты; игрушечная мебель (масштабные модели); подставка под карандаши.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны уметь:
размечать, выполнять строгание, пиление и сверление, а также склеивать детали;
собирать столярные изделия (с помощью шурупов, гвоздей и саморезов);
бережно обращаться с инструментами и приспособлениями;
соблюдать требования безопасности труда, пожарной безопасности и охраны природы.
Учащиеся должны знать:
основные породы, свойства древесины;
способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, сверления;
устройство и правила обращения с ручной пилой и дрелью, коловоротом, рубанком;
правила безопасности труда, пожарной безопасности, внутреннего распорядка и
организации рабочего места;
специальную терминологию.
Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно
отсталых подростков и их социально-бытовой ориентации.
Формы контроля уровня достижений учащихся
Устный опрос

2.
3.
4.
5.
6.

Тестирование
Контрольные работы
Самостоятельные работы
Кроссворды
Практические работы
Критерии оценки.

Проявления

Отлично «5»

Знает

- Содержание ответа
соответствует
поставленному вопросу
(проблеме).
Знает
факты,
понятия,
термины, законы.

Хорошо
«4»
- При воспроизводстве
фактов, понятий и
терминов, законов
допущены неточности.

Удовлетворительно «3»
Ответ на вопрос
содержит ошибки или
большое количество
неточностей, искажающих
содержание ответа.
Ответ не в полной
мере соответствует вопросу
(проблеме).

Понимает

- Умеет объяснить,
привести примеры. Понимает
необходимость
выполнения правил
ТБ.

Затрудняется
самостоятельно
объяснить материал,
допускает неточности в
приведении примеров.
Понимает
необходимость
выполнения основных
правил ТБ.

Не умеет привести
примеры и объяснить
материал.
Понимает
необходимость выполнения
основных правил ТБ.

Применяет

- Демонстрирует
автоматизированное
безошибочное
выполнение действий. Демонстрирует
выполнение правил ТБ.

Умеет
последовательно
выполнять действия по
алгоритму (решает
типовые трудовые
задачи).
Демонстрирует
выполнение основных
правил ТБ.

Затрудняется в
решении типовых трудовых
задач, нуждается в помощи
педагога.
Демонстрирует
частичное выполнение
правил ТБ.

Оценивает

- Объективно
оценивает свои
трудовые возможности
и способности,
перспективы
дальнейшего
трудоустройства. Определяет качество
выполненной работы,
исправляет недостатки.

- С организующей
помощью педагога
оценивает свои
трудовые возможности и
способности,
перспективы
дальнейшего
трудоустройства. - Со
стимулирующей и
организующей помощью
педагога исправляет

Не всегда адекватно
оценивает свои трудовые
возможности и
способности, перспективы
дальнейшего
трудоустройства.
Видит грубые
недостатки выполненной
работы, исправляет
недостатки с помощью
педагога.

недостатки.

Критерии оценки практической работы учащихся
«5»
Успешно
ориентируется
в задании;
Хорошо
усваивает
план
работы;
Знает название технологических
операций и выполняет их в
последовательности;
Определяет нужные инструменты
и материалы;
Рационально организовать
рабочее место;
Полностью соблюдаются
правила
техники
безопасности;
Приемы
труда выполняет
правильно;
Темп работы
и
качество хорошее;
Сознание, привычка и приемы
контроля
сформированы
хорошо;
Ошибки находит самостоятельно,
может объяснить причины, но
явление и пути их исправления;
Отчет о работе осознанный и
полный.

«4»
В задании ориентируется с
помощью учителя;
Допускает незначительные
недостатки в планировании,
знаний технологических
операций;
В
основном
правильно
работает
инструментом;
движения иногда не
устойчивы;
Незначительные недостатки
в организации рабочего
места;
Правила
техники
безопасности соблюдаются;
Недостаточно сформированы
сознание и привычка на
самоконтроль;
Ошибки в работе находит не
всегда
самостоятельно;
Отчет о работе составить
может.

«3»
Плохо
ориентируется
в задании;
Слабо
усваивает
план
работы;
Инструменты
знает,
но путает;
В организации рабочего
места имеются недостатки;
Выполнение
отдельных
приемов
труда
не
правильное, много лишних
движений;
Приемы контроля усвоил
слабо ошибки почти не
видит;
Отвечает по наводящим
вопросам учителя.

Учебно-тематический план
7 класс (245 часов)
Раздел

№
п/п

1 триместр
1.

Вводное занятие

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Хвойные деревья.
Лиственные
Изготовление игрушки «Ёлочка».
Операция пиление
Детали строительного конструктора прямоугольной формы
Практическое повторение
Самостоятельная работа. Крышка для ящика.
Пиление в стусле.
Игрушечная мебель из древесины, ДВП и проволоки.
2 триместр
Вводное занятие.
Изготовление счёт из древесины, проволоки и ДСП.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа. Изготовление игрушечного стола.
Соединение деталей на саморез
Изготовление неподвижных игрушек
Подставка под карандаши
Изготовление изделия из реек
3 триместр
Вводное занятие
Практическое повторение.
Самостоятельная работа.
Изготовление подставки под горячее из реек.
Соединение на нагелях
Подвижные игрушки
Изготовление круглых палочек
Контрольная работа
Итого:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Кол-во
часов
80
2
6
6
14
14
10
10
7
7
4
90
2
15
18
12
9
12
10
12
75
2
18
12
12
14
13
4
245

Календарно-тематический план 7 класс (245 учебных часов)
№
п/
п

Кол
-во
часов

Раздел, тема

Содержание образования
(фед. компонент)

Качество образования как результат
Предметно информационная

Учебнометодическое
обеспечение

Деятельностнокоммуникативная

1 триместр 80 часов
1

Вводное занятие.

2

Задачи на 1 триместр. Правила
работы и поведения в
мастерской.
ТБ

2

Устройство токарного
станка

6

Рассказать
о
токарном
станке по дереву.

3

Приемы работы
станке.

6

4

Изготовление игрушки
«Бобик».
-Знакомство с заданием.
Обработка деталей.
Сборка.

на

16
4
8
4

Показать порядок
изготовления игрушки
«БОБИК» ТБ.

Уметь отличать
основные части
станка.

Вспомнить
геометрическую
фигуры «треугольник
ромб». Показать
приёмы работы с
наждачной бумагой.
ТБ.

Уметь отличать
треугольник от
круга и квадрат от
ромба. Уметь
отличать детали по
величине. Уметь
правильно держать
брусок с н. бумагой.
ТБ

Плакат. Образцы.

5

Операция пиление. Ножовка.

6

Детали
строительного
конструктора
прямоугольн ой формы
- Знакомство с заданием.
Обработка деталей.
- Куб
- Параллелепипед
- Призма

7

8

Практическое
повторение.
Ящик
для
строительного
конструктора
- Знакомство с заданием.
- Обработка деталей
бортиков.
- Обработка дна.
- Обработка крышки.
- Сборка.
Самостоятельная
работа. Крышка для
ящика.

16

10

Рассказать о рабочей операции
«Пиление» её назначении и
инструментах для её
выполнения.
ТБ
Строительный конструктор,
его назначение и
возможности
(куб, параллелепипед)

Показать
инструменты и
приемы
работы. ТБ

Знать назначение
операции «Пиление»
и устройство
ножовки.

На образцах показать
эти детали и
технологию их
обработки.
ТБ.

Уметь отличать
детали по форме,
правильно держать
брусок с н. бумагой.
Уметь составить из
деталей букву Т. ТБ.

Повторение изученного и
закрепление практических
умений. (ТБ).

Повторение темы
«хвойные
деревья»
и
отработка
приёмов работы
(ТБ).

Развитие умения
проговаривать слова
«СОСНА»
«ЕЛЬ»
и
способность
работать
в
коллективе.

2

Плакат.
Ножовка.

Заготовки деталей
конструктор
а.

4
2
4

12
4

10
2
2
4
8

Проверить самостоятельность
выполнения и его качество
(ТБ).

Самостоятельность
выполнения и его
качество.
(ТБ).

Заготовки деталей
для ящика

9

Пиление

в стусле.

10 Игрушечная мебель из
древесины, ДВП и
проволоки.
- Знакомство с заданием.
-Изготовление деталей
дивана
Обработка деталей.
Сборка.

8

4
2
2

Рассказать о приспособлении
«Стусло» и его назначении.

Показать приемы
пиления в
стусле. ТБ

Умение выполнять
пиление в
стусле. Т\Б

Основная домашняя мебель и
её назначение. Понятие
большого и малого.
Простейший сравнительны й
анализ.

Рассказать о мебели,
её особенности и
показать порядок
изготовления
игрушечной мебели.
ТБ.

Умение различать
мебель по её
назначению. Умение
правильно
обрабатывать детали
игрушечной мебели и
собирать её.
ТБ.

Образцы.
Тех.карта.

Уметь составить
простой рассказ об
использовании счёт
и о своей работе. ТБ.

Образцы твёрдых
пород древесины.

2
2

Стусло.

2 триместр 90 часа
1

Вводное занятие.

2

Изготовление счёт из
древесины, проволоки и
ДСП. Древесные
материалы.
- Знакомство с заданием.
- Изготовление деталей
- Обработка деталей.
- Сборка.

2

16

4
4
4
4

Итоги 1 триместра и задачи на
2 триместр (ТБ).
Древесные плиты: ДСП, ДВП,
ЛДСП, ЛДВП, Фанера, шпон

Рассказать о счётах
и показать, как на
них
считают.
Рассказать
и
показать порядок
изготовления
счётов.
ТБ.
Рассказать
о
разновидностях
древесных
материалов.

3

4

5

6

Практическое
повторение.
- Знакомство с заданием.
- Изготовление деталей
изделия.
- Обработка деталей.
- Сборка.
Самостоятельная работа.
Изготовление
игрушечного стола.

Соединение деталей
на саморез.

Изготовление
неподвижных игрушек.
- Знакомство с заданием.
- Изготовление деталей
изделия.
- Обработка деталей.
- Сборка.

22
4
8
4
6
12

12

Закрепить изученный материал Повторение
теоретического
практической работой (ТБ).
материала о мебели и
отработка приёмов
работы (ТБ).

Способность
работать
в
коллективе и умение
вести
деловой диалог.

Проверить самостоятельность
планирования и
качество
выполнения
(ТБ).

Самостоятельность
планирования
и
качество
выполнения
(ТБ).

Рассказать о способе
соединения деталей при
помощи
саморезов. и инструменте для
этой работы.

12
2
4
4
2

Неподвижные игрушки и их
особенность.

Показать приемы
работы отверткой.
Т\Б

Рассказать и показать
неподвижные
игрушки, объяснить
их особенность.
Показать порядок
изготовления
неподвижной
игрушки. ТБ.

Уметь выполнять
приемы работы
отверткой и
знать Т\Б

Уметь отличать
неподвижные
игрушки от
подвижных.

Самореза. Отвертка.

Образцы.
Таблица.
Тех. карта.

Подставка под карандаши, её
назначение.

Рассказать о
назначении
подставки под
карандаши и
показать
порядок
её
изготовления.
ТБ.
3 триместр 75 часов

Подставка под
карандаши
-Знакомство с заданием.
- Изготовление деталей
изделия.
- Обработка деталей.
- Сборка.

12

1

Вводное занятие.

2

Итоги 2 триместра и задачи на
3 триместр (ТБ).

2

Практическое
повторение.
Пороки
древесины.
Основные
виды
пороков
древесины.
- Знакомство с заданием.
- Изготовление деталей
изделия.
- Обработка деталей.
- Сборка.
Самостоятельная
работа. Изготовление
подставки под горячее из
реек.

22

Проверка самостоятельности в
работе при повторении
пройденного учебного
материала (ТБ).
Основные пороки дерева.
Виды пороков.

7

3

4

Соединение на нагелях

2
4
4
2

4

4

Проверка самоконтроля
качества работы (ТБ).

Нагель, его назначение и
способ изготовления.
ТБ

Повторение
теоретического
материала
и
отработка приёмов
работы (ТБ).

Умение работать
в
коллективе и
владение приёмом
работы
бруском
с
н.бумагой. ТБ.

Образец. Эскиз.
Технологическая
карта.

Развитие умения
проговаривать тех.
инструкцию и
способность
работать
в
коллективе.

Наличие
самоконтроля
качества работы (ТБ).

Рассказать и показать Знать назначение
приемы изготовления нагелей и уметь их
нагелей. Т\Б
изготавливать.

Образец.
Пробивная плита.
Киянка.

5

6

7

Подвижные игрушки
-Знакомство с заданием.
-Изготовление деталей
изделия.
Обработка деталей.
Сборка.

22
4

Изготовление круглых
палочек.
-Знакомство с заданием.
-Изготовление заготовок.
-Изготовление деталей.
- Зачистка.

8

Контрольная работа

4

Итого:

Подвижные игрушки и их
отличие от неподвижных

Рассказать и показать Умение работать в
подвижные игрушки коллективе.
и показать порядок
их изготовления.
ТБ.

Технология изготовления
круглых палочек.

Рассказать о круглых
палочках и показать
порядок их
изготовления. ТБ

6
6
4

1
3
3
1

245

Сделать анализ степени
усвоения учащимися учебной
программы.
ТБ.

Осознавать
важность правил ТБ
и применять в
работе безопасные
приёмы труда.
Самостоятельность
планирования работы
и её качество. ТБ

Образцы.
Эскиз.
Тех.карта.

Образцы.
Пробивные плиты.

Список используемой литературы.
Для учителя:
1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида под редакцией В.В.Воронковой: М. 2010 г.
2. Мирский С.Л.. Методика профессионального трудового обучения во
вспомогательной школе. М. 2004 г..
3. Мирский С.Л. Образовательный стандарт в трудовом обучении во вспомогательной
школе. Дефектология. 2003 г.
4. Старобина Е. М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью.
Коррекционная школа. М.НЦ ЭНОС 2003 г.
5. Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный
компонент), 2004
6. Организация итоговой аттестации выпускников специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы для детей с умственной отсталостью, г.
Екатеринбург, 2008.
7. Программы обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
(Подготовительный, 1-10 классы) Новосёлова Н. А., Шлыкова А. А. Екатеринбург
2004.
8. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии М. 2002.
Для ученика:
1.Журавлёв Б.А. Столярное дело. М. 2009 г.
2.Мызников В.А. Столярное дело. М. 2007 г.
3.Переплётов А.Н., Лебедев П.М., Сековец Л.С.. Столярное дело. М. 2008


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».