Рабочая программа по природоведению 5б класс

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор, O="
ГБОУ СО ""Березовская
школа""", CN=Массанова
Алёна Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Дата: 2021.10.12 09:13:
51+05'00'

1.Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Природоведение» разработана в соответствии
соследующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими
документами:
 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ,
от23.07.2013 N 203-ФЗ);
 Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом министерства образования и науки Российской
Федерацииот 19.12.2014 года № 1599;
 Примерная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
 Постановление от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарноэпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)».
 Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8
вида, «Владос», 2000 год под редакцией В.В.Воронковой.
2.Характеристика учащихся с умственной отсталостью.
Умственная отсталость - это состояния задержанного или неполного развития психики, которое
в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период
созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых,
моторных и социальных способностей.
В других источниках термин умственной отсталости определяется следующим образом:
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности,
всех психических функций с особенным недоразвитием абстрактно – логического мышления,
возникающее вследствие органического поражения головного мозга.
Причины умственной отсталости
1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
- пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы,
наследственность;
- натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды,
вмешательство медиков;
- постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально - биологического характера – это
экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.
Структура дефекта:
 Необратимое недоразвитие мозга с преимущественно незрелой корой
 Недоразвитие собственно мыслительной деятельности
 Недоразвитие мотивационно-волевых и эмоциональных компонентов
 Недостаточность высших психических функций
Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической
деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов.
Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных

проявлений, и познания. Таким образом, умственно отсталые ни в коей мере не могут быть
приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста.
Такие дети способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, но оно вносит
качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.
Особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников:
 Патологическая инертность нервных и психических процессов;
 Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему;
 Снижение мотивации деятельности;
 Тугоподвижность, косность и стереотипность мышления;
 Нарушение критичности мышления;
 Нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной
деятельности;
 Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия;
 Низкая точность и прочность запоминания;
 Непреднамеренность запоминания;
 Нарушения речи;
 Низкая целенаправленность деятельности
Ощущение и восприятие
Зрительное восприятие учащихся замедленно. А это значит, что, для того чтобы разглядеть и
узнать знакомый объект, ученикам, младших классов, требуется больше времени, чем их
нормально развивающимся сверстникам. Это — важная особенность, оказывающая определенное
влияние на ориентировку детей в пространстве и, вероятно, на процесс обучения чтению.
Восприятие отличается недифференцированностью. Рассматривая предмет, дети видят его в
общих чертах, не замечая специфических особенностей. Особенно сложным для умственно
отсталых детей оказывается активное приспособление восприятия к изменяющимся условиям.
Они неправильно узнают перевернутые изображения хорошо знакомых предметов, принимая их за
другие предметы, находящиеся в обычном положении. Особым является вопрос о восприятии
школьниками сюжетных картин.
При легкой степени УО: Сужен объем зрительного восприятия, затруднено ориентирование.
При умеренной степени УО: Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов,
аномалии зрения и слуха, не ориентируется самостоятельно в ситуации.
При тяжелой степени УО: Восприятие поверхностно, окружающие предметы воспринимаются и
различаются удовлетворительно.
При глубокой степени УО: Психика на низких ступенях развития, с трудом ориентируются, не
отличают съедобное от несъедобного.
Внимание и память
Исследователи подчеркивают существенную роль внимания в выполнении учебной и трудовой
деятельности. Среди основных недостатков внимания умственно отсталых школьников отмечают
нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемость и объем внимания. У
учащихся с нарушениями интеллекта непроизвольное внимание несколько сохраннее
произвольного, но и оно отличается своеобразием. Внимание умственно отсталого ребенка
находится в прямой зависимости от особенностей его работоспособности.
Обучение умственно отсталых детей в большей мере опирается на процессы памяти, которая
имеет многие своеобразные особенности. Объем запоминаемого учениками с УО материала
существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников.
Так, ряды слов ученики запоминают менее успешно, чем ряды картинок.
Точность и прочность запоминания и словесного и наглядного материала низкая.
Запоминание текстов даже несложных, страдает у школьников несовершенством, поскольку они
недостаточно умеют разделять материал на абзацы, выделять основную мысль, определять
опорные слова и выражения, устанавливать смысловые связи между частями и т. п. В результате
ученики сохраняют в своей памяти лишь часть материала.
Весьма характерным для учеников с УО является их неумение пользоваться хорошо усвоенным
материалом, воспроизводить те знания, которые необходимы для решения поставленной перед
ними конкретной задачи.

Существенным для характеристики памяти умственно отсталых учеников, а также для
обоснования благоприятного прогноза их развития является то, что они способны с большим
успехом запомнить материал который им понятен.
При легкой степени УО: Уменьшен объем внимания, ухудшена концентрация внимания,
произвольное внимание нестойкое; не прочное запоминание, быстрое забывание, механическая
память сформирована.
При умеренной степени УО: Неустойчивое внимание, память развита недостаточно, нарушено
произвольное запоминание, механическая память страдает.
При тяжелой степени УО: Внимание серьезно нарушено, малый объем памяти.
При глубокой степени УО: Внимание и память не развиты.
Мышление
Мышление — обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов,
общественно обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень. Оно
осуществляется при помощи мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения,
классификации, абстрагирования, сравнения).
Оно имеет последовательно возникающие в онтогенезе ребенка и затем взаимодействующие
практически действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы.
У умственно отсталых младших школьников обнаруживается недостаточность всех уровней
мыслительной деятельности. Их затрудняет решение простейших практических задач, таких, как
объединение разрезанного на 2-3 части изображения знакомого объекта, выбор геометрической
фигуры, по своей форме и величине идентичной данной.
Еще большие трудности вызывают у учеников 1-2 классов задачи, предусматривающие
использование наглядно-образного мышления. Наибольшую сложность представляют собой
задания, требующие от учащихся словесно-логического мышления, такие, как понимание
несложных текстов, содержащих те или иные зависимости — временные, причинные и т. п. Дети
воспринимают материал упрощенно, много опускают, изменяют последовательность смысловых
звеньев, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними.
Мыслительные процессы умственно отсталых младших школьников весьма своеобразны.
Выполняемый ими мыслительный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его
изображения отличается бедностью и фрагментарностью. Анализ объектов будет более
подробным, если он выполняется с помощью взрослого — по его вопросам.
Еще более сложной задачей для умственно отсталых учащихся является обобщение предметов или
явлений, т. е. объединение их на основе выявленной общей черты, для всех них существенной.
При легкой степени УО: Ограничена способность к абстрактному мышлению. Относительная
сохранность наглядно-образного мышления
При умеренной степени УО: Отсутствует обобщение, непонимание скрытого смысла,
механическое заучивание.
При тяжелой степени УО: Хаотично. Бессистемно. Отсутствие смысловых связей.
При глубокой степени УО: Отсутствие элементарных процессов мышления
Речь
Для социальной адаптации человека очень важно его общение с другими людьми, умение
вступить в беседу и поддержать ее, т. е. необходим определенный уровень сформированности
диалогической речи. Ученики младших классов редко бывают инициаторами диалога. Это связано
с недоразвитием их речи, с узким кругом интересов и мотивов. Они не умеют в достаточной мере
слушать то, о чем их спрашивают, и не всегда отвечают на заданный вопрос. В одних случаях —
молчат, в других отвечают невпопад.
При легкой степени УО: Запаздывание речи (немота, гнусавость, заикание).
При умеренной степени УО: Запаздывание речи на 3-5 лет, косноязычие, бедный словарный запас.
При тяжелой степени УО: Недоразвита устная речь, состоит из отдельных слов, структура слов
нарушена, пользуются жестами и нечленораздельными звуками.
При глубокой степени УО: Речь заменяется нечленораздельными звуками.
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей
1. В мотивационно-потребностной сфере начальная стадия становления. Интерес направлен
на текущую деятельность

2. Эмоции отстают в развитии. Нестабильность чувств (у детей с легкой степенью умственной
отсталости отмечается добродушный настрой, с глубокой – больше злостно-тоскливый).
3. Самооценка подвержена контрастным изменениям. Уровень притязаний понижен.
Отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха.
4. Особенности деятельности заключаются в своеобразие целей, мотивов, средств. Нарушена
целенаправленная деятельность. Низкая работоспособность, отсутствует ролевая игра.
Мотивация
Многие дети, имеющие легкую умственную отсталость, достаточно смышлены, чтобы учиться в
обычных школах, хотя они более подвержены чувству беспомощности и разочарования, что
дополнительно усложняет их социальное и когнитивное развитие. В результате они начинают
ожидать неудачи даже при выполнении тех задач, с которыми могут справиться; при отсутствии
надлежащего обучения их мотивация выполнять новые требования понижается.
Следовательно, по сравнению с нормально развивающимися детьми одного с ними умственного
возраста, дети с умственной отсталостью ожидают меньшего успеха, ставят для себя низкие цели
и довольствуются минимальным успехом, когда могут достичь большего. Взрослые
непреднамеренно могут потворствовать этой приобретенной беспомощности. Когда, например,
ребенок считается «отстающим», взрослые менее склонны настаивать на его упорстве в
достижении цели, чем если бы он был нормальным ребенком на том же уровне когнитивного
развития. Это явление объясняет некоторые из проявляющихся недостатков, обнаруживаемых в
деятельности детей с умственной отсталостью по мере их роста. Особенно это касается задач, для
которых требуются навыки обработки вербальной информации, например: чтения, письма и
решения проблем.
Педагогические приемы коррекционной работы отличаются тем, что они стимулируют
компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать у них
новые положительные качества.
Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определенным
объемом знаний, конкретных умений и навыков.
В результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщенные учебные и трудовые
умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных и
учебно-трудовых заданий.
3.Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью.
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в
качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их
социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а
иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребенка. При этом, несмотря на
многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы
образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом
образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить
образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические .
К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка
и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения,
расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и
определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны
следующие специфические образовательные потребности:
 раннее получение специальной помощи средствами образования;

обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как
через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
 научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
 доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
 систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;
специальное обучение их "переносу" с учетом изменяющихся условий учебных,
познавательных, трудовых и других ситуаций;
 обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной
среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и
нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение
к ним;
 развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со
средой;

специальное обучение способам усвоения общественного опыта - умений действовать
совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;
 стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к
окружающему миру.
Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно
на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению
обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов
работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования
и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных
предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.


Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер
обучающихся с умственной отсталостью разных групп проявляется не только в
качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их
социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно,
атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При
этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного
нарушения, перспективы образования обучающихся с умственной отсталостью
детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при
этомобразование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях
психофизического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью
позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с
ОВЗ, так и специфические.





К общим потребностям относятся:
обязательность
непрерывности
коррекционно-развивающего
процесса,
реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
раннее получение специальной помощи средствами образования;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с
педагогами и соучениками;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.

Специфические образовательные потребности, характерные для обучающихся с
легкой умственной отсталостью, осваивающих вариант:

 наглядно-действенный характер содержания образования;
 упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в
процессеобразования;
 введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об
естественных и социальных компонентах окружающего мира; отработка средств
коммуникации, социально-бытовых навыков;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
 необходимость постоянной актуализации знаний, умений;
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и
нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
 стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании
окружающего мира и во взаимодействии с ним.
Основные направления коррекционной работы:
 Развитие зрительного восприятия и узнавания;
 Развитие пространственных представлений и ориентации;
 Развитие основных мыслительных операций;
 Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
 Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
 Обогащение активного и пассивного словаря;
 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Особенности организации учебного курса
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается и
корректируются наблюдательность,
память
воображение,
речь,
логическое мышление(умение анализировать, сравнивать, обобщать,
классифицировать,устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).
Первые природоведческие знания умственно отсталые школьники получают в
дошкольном возрасте и в начальных классах. При ознакомлении с окружающим миром у
учебников формируются начальные знания о природе: они изучают сезонные изменения
в природе, знакомятся с временами года и из признаками, наблюдают за явлениями
природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают
элементарныесведения об охране здоровья.
Заложенный в программу обязательный минимум знаний обеспечивает
преемственность на разных ступенях обучения школьников. В рамках природоведения
расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные на
уроках. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом
систематизации знаний об объектах природы и формировании первоначальных
представлений о человеке как части Вселенной, о взаимосвязи между миром живой и
неживой природы, между живыми организмами, между деятельностью человека и
происходящими изменениями в окружающей среде. Такой подход к отбору содержания
соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у
школьников с нарушениями интеллекта, так и экологическим требованиям современной
жизни.
Таким образом, предлагаемый в программе минимум природоведческих знаний
предоставляет возможность более успешного продолжения образования на последующих
уровнях развития в процессе изучения географии и биологии.
Кроме вертикальной преемственности, программа обеспечивает и горизонтальные
межпредметные связи. Содержание программы по природоведению взаимосвязано с
математикой, русским языком, с основами социальной жизни, физической культурой,

изобразительным искусством, трудовой подготовки.
4. Формирование базовых учебных действий

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании
школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая
обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и
овладения доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
 формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
 овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих
операционныйкомпонент учебной деятельности;
 развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать
знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на
организационную помощь педагога.
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных
действий обучающихся с умственной отсталостью определяется на момент завершения
обучения школе.
Требования к формированию БУД за курс основного общего образования при
освоении учебного предмета «Природоведение»:
Личностные результаты:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением,занятиями;
 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
• гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своихтоварищей.


Коммуникативные учебные действия:
 умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель-класс);
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельностии быту;
 слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
 использовать доступные источники и средства получения информации для
решениякоммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
 принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практическихзадач,
 осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
 осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решенияпрактических и учебных задач;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
 обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
 адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать
всоответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
 дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

 использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
 использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
5.Личностные и предметные результаты.

Планируемые личностные результаты:
 проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке
природоведения, при выполнении домашнего задания;
 желание выполнить письменные и устные задания правильно, с использованием
учебника в соответствии с данным образцом или пошаговой инструкцией учителя;
 умение понимать инструкцию учителя, высказанную с использованием
необходимой терминологии, следовать ей при выполнении учебного задания;
 умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с
использованием в собственной речи терминологии по природоведению, и
обосновать его (с помощью учителя);
 элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных
видов деятельности на уроке, доброжелательное отношение к учителю и
одноклассникам;
 умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации; при необходимости
попросить о помощи в случае возникновения затруднений в выполнении задания;
 умение корригировать собственную деятельность по выполнению задания в
соответствии с замечанием (мнением), высказанным учителем или
одноклассниками, а также с учётом оказанной при необходимости помощи;
 знание правил поведения в кабинете природоведения, элементарные навыки
безопасного использования инструментов (компас, глобус, модель литосферных
плит и т.д.) при выполнении заданиий;
 элементарные
навыки
организации
собственной
деятельности
по
самостоятельному выполнению операции (учебного задания) на основе
усвоенного пошагового алгоритма и самооценки выполненной практической
деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности
вычислений, измерений, построений и пр.; умение осуществлять необходимые
исправления в случае неверно выполненного задания;
 элементарные навыки самостоятельной работы с учебником, другими
дидактическими материалами;
 понимание связи отдельных знаний по природоведению с жизненными
ситуациями; умение применять знания для решения доступных жизненных задач
(спомощью учителя);
 элементарные представления о здоровом образе жизни, бережном отношении к
природе; умение использовать в этих целях усвоенные знания и умения;
Планируемые предметные результаты представлены двумя уровнями
овладениязнаниями: минимальным и достаточным:
Минимальный уровень:
 узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
 представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
 отнесение изученных объектов к определенным группам (осина –
лиственноедерево леса);



называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой
группе(полезные ископаемые);
 соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа
жизни,понимание их значение в жизни человека;
 соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе
иобществе (под контролем взрослого);
 выполнение несложных заданий под контролем учителя;
 адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения,
понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
 узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых
объектах по заданию педагога;
 представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте
вокружающем мире;
 отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение;
 растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
 называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были
изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
 выделение существенных признаков групп объектов;
 знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил
здорового образа жизни;







участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о
предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников,
проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное
восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществлениедеятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
6.Содержание учебного материала

Всего за год: 68 час (2 час в неделю)
Содержание курса «Природоведение» предусматривает усвоение элементарных
естественно-научных понятий и формирование умений оперировать ими в повседневной
жизни.
Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих
разделов:1 раздел – «Вселенная»;
2 раздел – «Наш дом – Земля»;
3 раздел – «Есть на земле страна Россия.».
При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной
системой, звездами и планетами, историей исследования космоса, современными
достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле.
Так же содержит информацию, направленную на изучение времен года, связанных
с ними явлений природы, влиянием сезонности на жизнь растений, животных и
человека.
При изучении раздела «Наша страна» учащиеся узнают основные свойства воды,
полезных ископаемых, воды и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны.
Этот раздел программы предусматривает знакомство с поверхностью Земли — сушей

(материки, равнины, горы, холмы, овраги) и водоемами (моря, реки, озера, болота).
В данном разделе рассматриваются вопросы природоохранной деятельности человека,
существующие проблемы экологии и способы их решения.
Раздел «Есть на Земле страна Россия». В процессе изучения этого раздела
предполагается сформировать у учащихся элементарные страноведческие понятия.
Учащиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его
занятиями, крупнейшими географическими объектами.
Курс рассчитан на 68 учебных часов (2 часа в неделю).
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к
изучению предметов естествоведческого цикла, с этой целью в программе
предусмотрены экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на
личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные
на уроках. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими
особенностями учащихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных
условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений
и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и
явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению
учащимися). Предусмотренные программой практические работы проводятся при
непосредственным контролем учителя.
Учебно-методический комплект представлен учебником для 5 класса для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы. Рекомендовано Министерством просвещения
Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2020 год, авторы Т.М. Лифанова, Е.Н.
Соломина. Также используется наглядный, демонстрационный, раздаточный,
дидактический материал по предмету.
С целью реализации национально-регионального образовательного компонента, а
также в связи с отсутствием учебно-методических пособий по данной тематике, при
изучении материала учебные занятия по предмету строятся так, чтобы учащимся
наглядно демонстрировать окружающую действительность, особенности развития своего
края, района через практические занятия, уроки-беседы, уроки-экскурсии, содержание
учебного материала по НРК отражается в поурочных планах учителя в заданиях,
предлагаемых учащимся.
Цель и задачи программы.
Цель настоящего курса – усвоение и обобщение знаний обучающихся об
окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями,
встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем
лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и
исторических знаний.
Задачи:
• формирование некоторых элементарных представлений о живой и неживой
природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, здоровье человека;
• развитие умений наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать,
устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и
взаимозависимостьприродных явлений;
• воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с
основныминаправлениями природоохранительной работы;
• воспитание социально значимых качеств личности.
Решение данных задач имеет непосредственно большое значение для коррекции
недостатков психофизического развития для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья, их познавательных возможностей и интересов.
Данный учебный предмет для пятиклассников является подготовительным,
способствующим в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих,
биологических, географических и исторических знаний.

1. «Вселенная»
Небесные тела. Солнце — раскаленное небесное тело (звезда). Солнце — источник
тепла и света на земле. Планеты солнечной системы. Освоение космоса людьми. Первый
полет человека в космос.Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в
разное время года. Осень. Зима. Весна. Лето. Признаки времени года. Изменения в жизни
растений и животных. Особенности жизни и трудовой деятельности человека.
2. «Наш дом – Земля»
Неживая
природа.
(Использование
физической
карты.)Разнообразив
поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая,
черноземная; плодородная, неплодородная. Вода в природе, реки, озера, болота, ручьи,
родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды д ля жизни человека Вода и пар, снег
и лед. Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха. Ветер — движение воздуха. Температура
воздуха, Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.
Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ,
каменная соль. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние).
Использование человеком.
3. «Есть на Земле страна Россия»
Российская Федерация (расположение на географической карте). Москва -столица
нашей Родины. (Достопримечательности: музеи, театры, исторические и культурные
памятники, центральные улицы. Транспорт в Москве.). Многонациональное население
России. Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт:
железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный). Дом, в котором я живу: моя школа,
мой дом (полный адрес).

7. Особенности оценки результатов.
Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового контроля,
направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания
являются:
 соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся
требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;
 динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.
Устный ответ
Оценка « 5»
 Обнаруживает понимание материала
 Самостоятельно формулирует ответы
 Умеет привести примеры
 Допускает единичные ошибки и сам исправляет.
Оценка « 4»
 Обнаруживает понимание материала
 Самостоятельно формулирует ответы
 Допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью
учителя (1-2 ошибки).
 Допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).
Оценка « 3»
 Обнаруживает знание и понимание основных положений темы.
 Излагает материал недостаточно полно и последовательно.
 Допускает ряд ошибок в речи.
 Затрудняется самостоятельно подтвердить пример.
 Нуждается в постоянной помощи учителя.
Тестовый контроль
Все тестовые задания разработаны с учётом групп обученности учащихся и предназначены для
выявления уровня знаний по заданной теме. 1 группа – выполняет все задания тестов. 2 группа –
сокращённый объём заданий. 3 группа – задания выбираются индивидуально для каждого
ребенка. Оценка уровня знаний проводится после изучения темы.
Критерии оценивания
1 группа
Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа выполнена самостоятельно.
Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка 3 ставится, если допущены более 2 ошибок.
Не справился с заданием, если допущены более 3 ошибок.
2 группа
Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа выполнена с небольшой помощью.
Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка 3 ставится, если допущены более 2 ошибок
3 группа
Оценка 5 не ставится
Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена небрежно и допущены более 3 ошибок.

8.Примерное календарно-тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.

4.

Наименование разделов

Введение.
Вселенная.
Наш дом – Земля:
Воздух
Полезные ископаемые
Вода
Поверхность суши. Почва.
Есть на земле страна Россия.

Количество
часов
2
6
44
9
14
14
6
14

В т.ч. практические работы,
экскурсии

6

5

Всего за год: 68 часов (2 часа в неделю)
№
Наименование разделов,
Ко
В т.ч.
Основные виды учебной
ур
тем
ли практичес
деятельности
ок
чес
кие,
а
тдемонстра
во
ция
час
опытов,
ов экскурсии
Введение
2
1.
Вводный урок. Что такое
1
1. Слушание рассказа учителя.
природоведение?
2. Разбор и запись терминов.
3. Зарисовка звездного неба.
4. Запись
необходимой
информации.
5. Составление связного рассказа
по вопросам учителя.
2.
Предметы и явления живой
1
1. Слушание рассказа учителя.
и неживой природы.
2. Разбор и запись терминов.
3. Составление схем.
4. Поиск
информации
в
дополнительной литературе.
5. Составление связного рассказа
по вопросам учителя.
Вселенная
6
3.

Небесные тела: планеты,
звезды.

1

6. Слушание рассказа учителя.
7. Разбор и запись терминов.
8. Зарисовка звездного неба.
9. Поиск
информации
в
дополнительной литературе.
10.
Составление
связного
рассказа по вопросам учителя.

4.

Солнечная
Солнце.

система.

1

5.

Исследование
космоса.
Спутники.
Космические
корабли.

1

6.

Полет в космос.

1

7.

Смена дня и ночи.

1

8.

Смена
времен
года.
Сезонные изменения в
природе.

1

Наш дом – земля.

44

Планета Земля. Оболочки
Земли.

1

9.

10. Воздух. Воздух и его
охрана. Значение воздуха
для жизни на земле.

1

1. Слушание рассказа учителя.
2. Разбор и запись терминов.
3. Зарисовка планет солнечной
системы.
4. Поиск
информации
в
дополнительной литературе.
Составление связного рассказа по
опорным карточкам.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Просмотр
видеофрагмента
«Первый полет человека в космос».
3. Обсуждение видеофрагмента.
4. Поиск
информации
в
дополнительной литературе.
Составление связного рассказа по
тесту.
5. Слушание рассказа учителя.
6. Просмотр
видеофрагмента
«Первый полет человека в космос».
7. Обсуждение видеофрагмента.
8. Поиск
информации
в
дополнительной литературе.
Составление связного рассказа по
тесту.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Разбор и запись терминов.
3. Поиск информации в учебнике.
4. Игра «Да, Нет».
Формулировка итогового вывода по
плану.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Разбор и запись терминов.
3. Поиск информации в учебнике.
4. Игра «Угадай время года».
5.Формулировка итогового вывода
по плану.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение текста учебника.
3. Ответы на вопросы учителя.
4. Работа
с
дидактическими
карточками.
5. Составление связного рассказа
по плану.
1.Слушание рассказа учителя.
11. Чтение текста учебника.
12.
Ответы
на
вопросы
учителя.
13.
Работа с дидактическими
карточками.
5. Составление связного рассказа
по плану.

11. Свойства воздуха.

12. Давление
воздуха.

и

13. Температура
Термометр.

1

движение

1

воздуха.

1

14. Движение
воздуха
природе. Ветер.

в

1

15. Состав воздуха. Кислород,
его значение и применение.

1

16. Состав
воздуха.
Углекислый газ и азот.

1

17. Охрана воздуха.

1

1.Слушание рассказа учителя.
2.Чтение текста учебника.
3. Ответы на вопросы учителя.
4.Работа
с
дидактическими
карточками.
5.Составление связного рассказа по
плану.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Поиск
информации
в
дополнительной литературе.
3. Работа
с
раздаточным
материалом.
4. Работа с деформированным
текстом.
5. Составление связного рассказа
по иллюстрациям.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Слушание
рассказа
одноклассника.
3. Выполнение
графического
диктанта.
4. Формулировка
итогового
вывода по плану.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Демонстрация опытов.
3. Работа с иллюстрациями.
4. Формулировка итогового
вывода по плану.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Демонстрация опытов.
3. Работа с иллюстрациями.
4. Формулировка
итогового
вывода по плану.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Демонстрация опытов.
3. Работа с иллюстрациями.
4. Формулировка
итогового
вывода по плану.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение текста учебника.
3. Обсуждение прочитанного.
4. Работа с иллюстрациями.
5. Заполнение таблицы «Меры по
охране воздуха».
6. Формулировка
итогового
вывода по плану.

18. Значение
воздуха
для
жизни на Земле и его
охрана.

Полезные ископаемые

1

Обобщающ
ий урок

1. Составление плана работы.
2. Работа
с
технологической
картой.
3. Выполнение
практической
работы «Измерение температуры
воздуха, воды, своего тела».
4. Анализ выполненной работы.
Формулировка итогового вывода
по плану.

14

19. Виды
полезных
ископаемых. Их значение,
способы добычи.

1

1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение текста учебника.
3. Обсуждение прочитанного.
4. Работа с иллюстрациями.
5. Заполнение таблицы «Виды
полезных ископаемых».
Формулировка итогового вывода
по плану.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.
20. Гранит. Известняк.

1

21. Песок. Глина.

1

Слушание рассказа учителя.
Чтение текста учебника.
Обсуждение прочитанного.
Изучение коллекции полезных
ископаемых.
5. Заполнение
таблицы
«Полезные ископаемые».
6. Игра «Угадай-ка».
Составление связного рассказа по
вопросам учителя.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение текста учебника.
3. Обсуждение прочитанного.
4. Изучение коллекции полезных
ископаемых.
5. Заполнение
таблицы
«Полезные ископаемые».
6. Игра «Угадай-ка».
Составление связного рассказа по
вопросам учителя.
1.
2.
3.
4.

Горючие полезные ископаемые.
22. Горючие
полезные
ископаемые. Торф.

1

1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение текста учебника.
3. Обсуждение прочитанного.
4. Работа с иллюстрациями.
5. Разгадывание кроссворда.
6. Формулировка
итогового
вывода по плану.

23. Каменный уголь.

Слушание рассказа учителя.
Чтение текста учебника.
Обсуждение прочитанного.
Составление схемы «Значение
каменного угля».
5. Составление связного рассказа
по плану урока.
24. Добыча и использование 1
1. Слушание рассказа учителя.
каменного угля.
2. Слушание
сообщений
одноклассников.
3. Изучение иллюстраций.
4. Просмотр видеофрагментов о
добыче полезных ископаемых.
5. Разгадывание кроссворда.
6.Формулировка итогового вывода
по плану урока.
25. Нефть.
1
1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение текста учебника.
3. Обсуждение прочитанного.
4. Формулировка
итогового
вывода по плану.
26. Добыча и использование 1
1. Слушание рассказа учителя.
нефти.
2. Слушание
сообщений
одноклассников.
3. Изучение иллюстраций.
4. Просмотр видеофрагментов о
добыче полезных ископаемых.
5. Разгадывание кроссворда.
6.Формулировка итогового вывода
по плану урока.
27. Природный газ. Добыча, 1
1. Слушание рассказа учителя.
использование.
Правила
2. Работа
с
дидактическим
обращение с газом в быту.
материалом.
3. Обсуждение
выполненного
задания.
4. Работа с иллюстрациями.
5. Формулировка
итогового
вывода по плану.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
28. Черные
Чугун.

металлы.

29. Цветные металлы.

Сталь.

1

1.
2.
3.
4.

1

1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение текста учебника.
3. Обсуждение прочитанного.
4. Работа с терминами.
5. Работа с иллюстрациями.
Составление связного рассказа по
вопросам учителя.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение текста учебника.
3. Обсуждение прочитанного.
4. Работа с терминами.
5. Работа с иллюстрациями.
Составление связного рассказа по
вопросам учителя.

1

30. Благородные (драгоценные)
металлы.

1

31. Охрана
ископаемых.

полезных

1

32. Контрольное тестирование
«Полезные ископаемые».

1

Вода.

14

33. Вода в природе. Роль воды
в
питании
живых
организмов.

1

34. Свойства воды.

1

35. Растворимые
нерастворимые
Питьевая вода.

1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение текста учебника.
3. Обсуждение прочитанного.
4. Работа с терминами.
5. Работа с иллюстрациями.
Составление связного рассказа по
вопросам учителя.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение текста учебника.
3. Обсуждение прочитанного.
4. Работа с терминами.
5. Работа с иллюстрациями.
Составление связного рассказа по
вопросам учителя.
Обобщающ 1. Составление плана работы.
ий урок
2. Работа
с
технологической
картой.
3. Выполнение тестирования.
4. Анализ выполненной работы.
5. Формулировка
итогового
вывода по плану.

и
вещества.

1

36. Прозрачная и мутная вода.
Очистки мутной воды.

1

1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение текста учебника.
3. Разбор и запись терминов.
4. Обсуждение прочитанного.
5. Работа с иллюстрациями.
6. Составление связного рассказа
по опорным карточкам.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение текста учебника.
3. Обсуждение прочитанного.
4. Работа с иллюстрациями.
5. Заполнение таблицы «Свойства
воды».
6. Формулировка
итогового
вывода по плану.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение
дополнительной
литературы.
3. Обсуждение прочитанного.
4. Разбор и запись терминов.
Составление связного рассказа по
плану урока.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение дополнительной
литературы.
3. Обсуждение прочитанного.
4. Разбор и запись терминов.
5. Составление связного рассказа
по плану урока.

37. Три
состояния
воды.
Температура воды и ее
измерение.

1

38. Расширение
воды
при
нагревании и сажание при
охлаждении, расширение
при замерзании.

1

39. Лабораторная
Свойства воды.

1

работа.

40. Работа воды в природе.

1

41. Значение воды в природе.
Использование воды в быту,
промышленности
и
сельском хозяйстве.

1

42. Вода в природе: осадки,
воды суши. Круговорот
воды в природе.

1

43. Воды суши: ручьи, реки.

1

1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение дополнительной
литературы.
3. Обсуждение прочитанного.
4. Разбор и запись терминов.
5. Составление связного рассказа
по плану урока.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение дополнительной
литературы.
3. Обсуждение прочитанного.
4. Разбор и запись терминов.
5. Составление связного рассказа
по плану урока.
Лаборатор 1. Составление плана работы.
ная работа 2. Работа
с
технологической
картой.
3. Выполнение
лабораторной
работы «Свойства воды».
4. Анализ выполненной работы.
5. Формулировка итогового вывода
по плану.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Слушание
сообщений
одноклассников.
3. Работа с информационными
брошюрами.
4. Работа
с
дидактическим
материалом.
Составление связного рассказа по
плану урока.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Демонстрация опытов.
3. Работа с иллюстрациями.
4. Составление связного рассказа
по плану урока.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение текста учебника.
3. Обсуждение прочитанного.
4. Работа с иллюстрациями.
5. Формулировка
итогового
вывода по плану.
5. Слушание рассказа учителя.
6. Демонстрация опытов.
7. Работа с иллюстрациями.
8. Формулировка
итогового
вывода по плану.

44. Воды суши: озера, болота,
пруды, водохранилища.

1

45. Моря и океаны.

1

46. Охрана воды.

1

Поверхность суши. Почва.
47. Формы поверхности суши:
равнины, холмы, овраги.

6
1

48. Горы.

1

49. Почва – верхний слой
земли. Состав почвы.

1

1. Слушание рассказа учителя.
2. Слушание
сообщений
одноклассников.
3. Работа с информационными
брошюрами.
4. Работа
с
дидактическим
материалом.
5. Составление связного рассказа
по плану урока.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение текста учебника.
3. Обсуждение прочитанного.
4. Запись терминов.
5. Зарисовка схемы «Моря и
океаны».
6. Составление связного рассказа
с опорой на тест.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение текста учебника.
3. Обсуждение прочитанного.
4. Работа с терминами.
5. Работа с иллюстрациями.
6. Составление связного рассказа
по вопросам учителя.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение текста учебника.
3. Обсуждение прочитанного.
4. Заполнение таблицы «Формы
поверхности суши».
5. Игра «Угадай-ка».
Составление связного рассказа по
вопросам учителя.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Слушание
сообщений
одноклассников.
3. Изучение иллюстраций.
4. Просмотр видеофрагментов о
горах.
5. Разгадывание кроссворда.
6.Формулировка итогового вывода
по плану урока.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение текста учебника.
3. Обсуждение прочитанного.
4. Изучение коллекции полезных
ископаемых.
5. Заполнение таблицы «Состав
почвы».
6. Игра «Угадай-ка».
7. Составление связного рассказа
по вопросам учителя.

50. Разнообразие почв.

1
6.
7.
8.
9.

51. Основные свойства почвы –
плодородие.
Обработка
почвы.

1

52. Охрана почвы.

1

Есть на земле страна
Россия.
53. Место России на земном
шаре. Знакомство с картой.

14

54. Моря
и
океаны,
омывающие берега России.
55. Равнины
и
горы
на
территории нашей страны.
56. Реки и озера России.
57. Москва – столица России.

1

1

1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение текста учебника.
3. Обсуждение прочитанного.
Составление схемы «Разнообразие
почв».
Выполнение
графического
диктанта.
5. Составление связного рассказа
по плану урока.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Поиск
информации
из
дополнительных источников.
3. Изучение видов обработки
почв.
4. Разгадывание кроссворда.
5. Составление связного рассказа
с опорой на тест.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Слушание
сообщений
одноклассников.
3. Изучение иллюстраций.
4. Просмотр видеофрагментов об
охране почв.
5. Разгадывание кроссворда.
6.Формулировка итогового вывода
по плану урока.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Просмотр
видеофрагмента
«Российская Федерация».
3. Обсуждение видеофрагмента.
4. Зарисовка
государственного
флага Российской Федерации.
5. Разгадывание кроссворда.
6. Формулировка
итогового
вывода по плану.

1
1
1

1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение текста учебника.
3. Обсуждение прочитанного.
4. Просмотр
видеофрагмента
«Москва
–
столица нашей
Родины».
5. Обсуждение видеофрагмента.
6. Работа с деформированным
текстом.
7. Формулировка итогового
вывода по плану.

58. Санкт – Петербург.

1

59. Города золотого кольца
России:
Ярославль,
Владимир, Ростов Великий.

1

60. Нижний Новгород, Казань,
Волгоград.

1

61. Новосибирск, Владивосток.

1

62. Население нашей страны.

1

63
64

Ваш город. Важнейшие
географические
объекты
региона.

2

1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение текста учебника.
3. Обсуждение прочитанного.
4. Просмотр
видеофрагмента
«Санкт-Петербург – северная
столица нашей Родины».
5. Обсуждение видеофрагмента.
6. Работа с деформированным
текстом.
Формулировка итогового вывода
по плану.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение текста учебника.
3. Обсуждение прочитанного.
4. Заполнение таблицы «Города
России».
5. Разгадывание кроссворда.
Составление связного текста по
вопросам учителя.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение текста учебника.
3. Обсуждение прочитанного.
4. Заполнение таблицы «Города
России».
5. Разгадывание кроссворда.
Составление связного текста по
вопросам учителя.
1. Слушание рассказа учителя.
2. Чтение текста учебника.
3. Обсуждение прочитанного.
4. Заполнение таблицы «Города
России».
5. Разгадывание кроссворда.
Составление связного текста по
вопросам учителя.
1. Слушание рассказа учителя.
Слушание
сообщений
2. 2.
одноклассников.
3. 3. Просмотр видеофрагментов о
многонациональности
нашей
страны.
4. Игра «Угадай-ка».
5.Составление связного рассказа
по опорным словам.
Экскурсия 1. Составление плана работы.
2. Экскурсия по Эжве.
3. Работа с дневником наблюдений.
4. Формулировка итогового
вывода по плану.

65
66

Экскурсия.

2

67

Обобщающий
урок
по
разделу «Есть на Земле
страна Россия».

1

68

Повторение
по
курсу
«Неживая природа».

1

Экскурсия 1. Составление плана работы.
2. Экскурсия «Знакомство с
окружающей местностью, с
особенностями ее
поверхности».
3. Работа с дневником наблюдений.
4. Формулировка итогового вывода
по плану.
Обобщающ 1. Слушание рассказа учителя.
ий урок
2. Работа
с
дидактическим
материалом.
3. Обсуждение
выполненного
задания.
4. Работа с иллюстрациями.
5. Формулировка итогового
вывода по плану.
Обобщающ 1. Слушание рассказа учителя.
ий урок
2. Работа
с
дидактическим
материалом.
3. Обсуждение
выполненного
задания.
4. Работа с иллюстрациями.
5. Формулировка
итогового
вывода по плану.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».