Рабочая программа по домоводству 8б класс

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор, O="
ГБОУ СО ""Березовская
школа""", CN=Массанова
Алёна Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Дата: 2021.10.13 12:01:
34+05'00'

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по домоводству для обучающихся с УО 8 класса разработана и
адаптирована на основе:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями и
дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ №576 от 8 июня 2015г. «О внесении изменений
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от
31.03.2014 №253»
4. Учебного плана ГБОУ СО «Березовская школа».
5. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности
учащегося, содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и
коррекционной направленности обучения и воспитания.
Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить о целях,
содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся. Программа содействует
сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для
реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных
способностей и потребностей учащегося.
Данная программа предназначена для обучающихся УО 8 класса. В соответствии с базисным
учебным планом школы программа рассчитана на 2ч в неделю (68ч в год).
Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно
актуальна в отношении детей и подростков с нарушением интеллекта, так как они являются
полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание
детей, право на личную и частную собственность.
Цель предмета «Домоводство» — формирование у обучающихся знаний о самостоятельной жизни,
практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.
Задачи предмета «Домоводство» — научить обучающихся правилам ведения семейного хозяйства,
практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи, и
заложить основы нравственного поведения, норм этики в семейном окружении.
Умение вести хозяйство должно складываться из знакомых, привычных им обязанностей и дел,
которые на первый взгляд просты, но, когда они сталкиваются с ними в быту, это вызывает
значительные затруднения.
Занятия по «Домоводству» создают богатейшие возможности для развития познавательной
деятельности и личностной сферы обучающихся. Ролевые, деловые игры, экскурсии и практические
занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического
поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений,
мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.
Содержание программы помогает комплексно решать основные задачи коррекции
(выравнивания) личностного развития детей с нарушением интеллекта, практически подготовить их к
самостоятельной жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуальна
в отношении детей и подростков с умственной недостаточностью, так как они являются
полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание
детей, право на личную и частную собственность.

Вместе с тем надо учесть, что школе обучаются и воспитываются дети в основном из неполных
или социально неблагополучных семей, не имеющие необходимых нравственно-этических знаний и
практических навыков.
Изменения в жизни нашего общества вызвали необходимость возрождения социального статуса
семьи, укрепления в ней устойчивых, уважительных семейных отношений. Учебно-воспитательные
задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных видах деятельности самих
обучающихся, организованных учителем на доступных и понятных для них заданиях и упражнениях.
Именно практические упражнения являются основным методом обучения школьников 8 класса.
На занятиях по домоводству следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать
пословицы, поговорки, загадки для развития устной речи, для практического применения знаний,
умений и навыков. На всех этапах занятий необходимо приучать повторять за учителем полную и
развёрнутую фразу, отвечать полным ответом. В поле зрения учителя должно находиться развитие
диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятия, в ходе которых
обучающиеся вовлекаются в беседу. Беседа на занятиях по домоводству является одним из основных
методов обучения и применяется в сочетании с различными практическими работами: зарисовками,
упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное
назначение и должна сопровождаться наглядностью. Продолжительность беседы может быть
различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии.
При обучении по данной программе так же следует применять следующие специфические методы:
моделирование реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на этапе закрепления
пройденного материала и для формирования навыков общения; экскурсии; широко использовать
наглядные средства обучения. Особое место в формировании социально-бытовых навыков отводится
использованию предыдущего опыта, то есть умению переносить уже сформированные умения и
навыки в новые ситуации. Для закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять
повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов,
логично связанный с изучаемой темой.
Результаты освоения учебного предмета
 осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за Родину;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущном необходимом
жизнеобеспечении;
 овладение начальными навыками в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
 овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия,
формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно
вести себя в обществе;
 выработка положительного отношения к посильным видам труда, готовность к помощи в
хозяйственно - бытовом труде в школе (семье) и умение выполнять несложные виды этого
труда (уборка помещения, мытьё посуды, подготовительные и несложные работы по
приготовлению пищи - мытьё и чистка овощей и пр.);
 выработка твёрдых навыков выполнения ряда операций в посильном виде труда;
 умение работать совместно с товарищами, соблюдая принятые нормы и правила поведения,
правила расчетов за коммунальные и бытовые услуги; основные гигиенические требования к
охране здоровья; правила вызова врача, ухода за больными в семье, правила гигиены и ухода за
собой; смысловые различия между досуговой деятельностью, развлечением и отдыхом.
Содержание учебного предмета
Российские традиции гостеприимства Повторение (3 ч)
Гостеприимство как форма нравственного поведения людей.
Подготовка квартиры к приему гостей. Дизайн праздничного дома.
Разумная экономика (14 ч)
Заработная плата. Бюджет семьи.
Планирование расходов в семье из четырех человек: коммунальные платежи; продуктовая корзина,
цена, стоимость продуктов; приобретение одежды, обуви.
Вещи долговременного пользования, их стоимость.
Планирование денежных средств на отдых, непредвиденные расходы.

Практические работы
Расчет показаний расхода электроэнергии с электросчетчика, расчет платы на коммунальные услуги,
заполнение бланков для оплаты коммунальных услуг, платежные документы, их хранение.
Деловые игры
Планирование бюджета семьи.
Наши ближайшие планы (4 ч)
Организация режима жизни членов семьи. Планирование рабочих и выходных дней. Распределение
обязанностей на неделю. Анализ программы членов семьи на неделю (практическое занятие).
Здоровье (8ч)
Гигиенический режим, его правила в течение дня, недели. Источники заболеваний. Профилактика
воспалительных и вирусных заболеваний. Травмы, ожоги. Помоги себе сам при порезах, ожогах
(правила, средства). Правила вызова врача, «скорой помощи». Уход за больными в доме.
Домашняя аптека (4 ч)
Правила комплектования аптеки. Средства от головной боли, кишечных расстройств, простудных
заболеваний. Народные безопасные средства для дезинфекции, полоскания, ожогов и др. Правила
обращения с лекарствами. Хранение лекарств.
Повторение (1 ч)
Здоровье и красота (10 ч).
Толкование пословиц о красоте и здоровье. Понятие о здоровом образе жизни. Здоровье, спорт,
интересный досуг — красота жизни.
Внешняя красота, ее правила.
Гигиенические средства по уходу за кожей, волосами. Гигиенические правила для девушек.
Гигиенические правила для юношей. Косметические средства для молодых людей. Гигиенические
уголки в доме, их оборудование. Нравственное здоровье (культура поведения и речи, этика отношений
между юношами и девушками, младшими и старшими).
Правила этики (4 ч)
Поведение в общественных местах.
Правила обращения к незнакомому человеку. Правила знакомства. Правила выхода из конфликтной
ситуации в семье, с друзьями. Правила поведения в гостях.
Организация досуга (10 ч)
Составление перечня любимых и нелюбимых занятий. Понятия досуг, отдых, развлечения.
Организация досуга как источника получения новых знаний. Досуг как укрепление и развитие
здоровья. Досуг как развитие постоянного интереса к какому-то виду деятельности
(коллекционирование, фотография, походы и др.).
Отдых, его разновидности. Отдых как часть режима дня, недели. Бездеятельность и отдых.
Развлечения, виды развлечений (прогулки, дискотеки, слушание музыки, настольные игры и др.).
Практические работы
Самостоятельное планирование досуговой деятельности. Планирование отдыха для членов семьи.
Список любимых развлечений. Анализ и обсуждение практических работ.
Летний отдых (8 ч)
Планирование отдыха на лето. Отпуск, расчет дней для отдыха. Бюджет отдыха. Выбор места для
отдыха. Подготовка к путешествию: выбор транспорта, оплата проезда. Собираем вещи для турпохода
(перечень), отдыха на море (перечень), отдыха на даче (перечень), поездки к друзьям на неделю
(перечень).
Повторение
Критерии оценки
Устный опрос учащихся является одним из методов учёта знаний. При оценке ответов принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевого оформления ответа.

5 – ставится, если ученик обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно
обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам
исправляет.
4 – ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает
неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в
речи; при работе над текстом допускает 1 -2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
3 – ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положение данной темы, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, нуждается в постоянной помощи учителя.

№п/
п

1
2

3
4-5
6
7
8
9
10
1112
13
14
15
1617
18
19
20
21

22
23
24

Календарно-тематическое планирование
Тема урока

Колво ч.
Российские традиции гостеприимства Повторение (2ч)
Гостеприимство как форма нравственного поведения людей
Подготовка квартиры к приему гостей. Дизайн праздничного
дома
Разумная экономика (15ч)
Заработная плата.
Бюджет семьи.
Планирование расходов в семье из четырех человек:
коммунальные платежи
Практическая работа. Расчет показаний расхода
электроэнергии
Практическая работа. Расчет платы на коммунальные услуги
Заполнение бланков для оплаты коммунальных услуг
Платежные документы, их хранение
Продуктовая корзина, цена, стоимость продуктов

1
1

Приобретение одежды, обуви
Вещи долговременного пользования, их стоимость
Планирование денежных средств на отдых, непредвиденные
расходы
Деловая игра. Планирование бюджета семьи

1
1
1

Наши ближайшие планы (4ч)
Организация режима жизни членов семьи
Планирование рабочих и выходных дней
Распределение обязанностей на неделю.
Анализ программы членов семьи на неделю (практическое
занятие)
Здоровье (8ч)
Гигиенический режим, его правила в течение дня, недели
Источники заболеваний.
Профилактика воспалительных и вирусных заболеваний

1
2
1
1
1
1
1
2

2

1
1
1
1

1
1
1

Дат
а

Примечан
ие

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

45
46
47
48
49
50
51

52
53
54
55
56
57
58

59
60
6162

Травмы
Ожоги
Помоги себе сам при порезах, ожогах (правила, средства)
Правила вызова врача, «скорой помощи»
Уход за больными в доме
Домашняя аптека (4ч)
Правила комплектования аптеки
Средства от головной боли, кишечных расстройств,
простудных заболеваний
Народные безопасные средства для дезинфекции, полоскания,
ожогов и др.
Правила обращения с лекарствами. Хранение лекарств
Повторение материала «Здоровье» , «Домашняя аптека»
Здоровье и красота (10ч)
Толкование пословиц о красоте и здоровье.
Понятие о здоровом образе жизни.
Здоровье, спорт, интересный досуг — красота жизни
Внешняя красота, ее правила
Гигиенические средства по уходу за кожей, волосами
Гигиенические правила для юношей. Косметические средства
для молодых людей
Гигиенические уголки в доме, их оборудование
Нравственное здоровье (культура поведения и речи)
Нравственное здоровье (этика отношений между юношами и
девушками)
Нравственное здоровье (этика отношений между младшими и
старшими)
Правила этики (4ч)
Поведение в общественных местах
Правила обращения к незнакомому человеку. Правила
знакомства
Правила выхода из конфликтной ситуации в семье, с друзьями
Правила поведения в гостях
Организация досуга (10ч)
Составление перечня любимых и нелюбимых занятий.
Понятия досуг, отдых, развлечения
Организация досуга как источника получения новых знаний.
Практическая работа. Самостоятельное планирование
досуговой деятельности. Планирование отдыха для членов
семьи
Досуг как укрепление и развитие здоровья

1
1
1
1
1

Досуг как развитие постоянного интереса к какому-то виду
деятельности (коллекционирование, фотография, походы и др.)
Отдых, его разновидности. Отдых как часть режима дня, недели
Практическая работа. Список любимых развлечений.
Анализ и обсуждение практических работ
Бездеятельность и отдых
Развлечения, виды развлечений (прогулки, дискотеки,
слушание музыки, настольные игры и др.)
Летний отдых (8ч)
Планирование отдыха на лето
Отпуск, расчет дней для отдыха
Бюджет отдыха.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

1
1
2

63
64
65
66
67
68

Выбор места для отдыха
Подготовка к путешествию: выбор транспорта, оплата проезда
Собираем вещи для турпохода
Собираем вещи для отдыха на море
Собираем вещи для отдыха на даче, поездки к друзьям на
неделю
Повторение. Корректирующий урок

1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».