Рабочая программа по этике 7-9 классы

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор,
O="ГБОУ СО ""
Березовская школа""",
CN=Массанова Алёна
Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я
являюсь автором
этого документа
Дата: 2021.10.13 12:
00:44+05'00'

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 7-9 специальных коррекционных классов для детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида курса «Этика» составлена на основе следующих
нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 48);
2. Федеральный государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ
от 17.12.2010 г. № 1897;
3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПин № 2.4.2.3286-15от10.07.15).
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
-ГБОУ СО «Березовская школа»;
-Учебным планом ГБОУ СО «Березовская школа» на учебный 2020-2021гг.;
Изучение данного предмета в школе направлено на развитие социального опыта, а
также когнитивной и эмоциональной сферы учащихся. Специфические особенности развития личности умственно отсталых детей требуют знания учителем их индивидуальных
черт характера, интересов, наклонностей, при гуманном и уважительном отношении к
каждому учащемуся.
Предлагаемый учебный курс с общим названием «Этика» является по своему содержанию интегрированным, но его основное понятийное ядро — нравственно-этические
знания. Помимо собственно этических категорий, в него включены элементы психологии,
права, истории, литературы, без которых невозможно достаточно полно усвоить систему
нравственно-этических понятий, осуществить комплексный подход к формированию сознания и личности в целом.
Главное в работе учителя по данной программе — четыре основных содержательных
направления:
•
знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я» на основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения;
•
научить подростка понимать особенности окружающих его людей, уметь объяснять
их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и др.;
•
системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социаль-

ных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях;
•
познакомить обучающихся с основами деловой этики для лучшей социализации в
жизни.
Такая система отбора в изложении учебного материала представляется наиболее оптимальной и доступной для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Учитывая особенности мышления данной категории детей, учителю не следует добиваться решения таких задач, которые лежат в области сложных психологических категорий, и что особенно важно — не навязывать стереотипные представления о том, что «это
хорошо, а это плохо». Наиболее приемлемый путь — ставить перед учащимися те или
иные задачи нравственного содержания, решение которых может зависеть от многих обстоятельств. Поэтому, с одной стороны, обстоятельства должны быть смоделированы для
анализа, а с другой — предоставлен возможный выбор поведения, помогающий избежать
неблагоприятных последствий.
Цели данного учебного предмета
 достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте учащихся;
 формирование знаний в области этики деловых отношений, овладение ими системой
универсальных и специфических знаний, требований и норм поведения реализуемых в
процессе общественной жизни.
Такой подход исключает заучивание правил, отчеты учащихся и другие требования дидактического порядка.
Задачами предмета «Этика» являются:
 обобщение знаний, полученных в ходе бесед и практических занятий по направлениям воспитательной работы в плане этического и нравственного воспитания;
 привитие выпускнику чувства полноправного гражданина общества, имеющего
право на выбор профессии, умение построить свою собственную систему деловых
и партнёрских отношений, желание стать коммуникабельными с окружающими,
успешно адаптироваться в социуме.
Данная программа имеет хорошие коррекционные возможности:
- в развитии мышления на основе установления причинно-следственных связей;
- в формировании планирующей, развивающей и фиксирующей функций речи.
Уроки этики — это практикум по жизневедению, обращенный к сознанию учащихся,
к тому, как развивающаяся личность понимает правила социального общения и поведения. Для учителя очень важно не навязывать своего мнения, а косвенно подводить учащихся к приемлемым выводам и оценкам.
Как было указано, специфика обучения детей с интеллектуальными нарушениями не
дает возможности говорить о высоком уровне нравственного сознания, именно поэтому
возникают сложности по воспитанию устойчивых черт поведения из-за неумения учащихся переносить нравственные эталоны на свое «Я».
Работа по программе предполагает использование разнообразного наглядного материала: таблиц, схем, рисунков, сюжетных картин, просмотра кинофильмов, а также выполнение ряда практических заданий: ответы на вопросы учителя по теме, работа с простейшими психологическими тестами, деловые игры, драматизация, практические упражнения в ходе изучения правил поведения и этикета, как особо нормированных требований

общества к человеку в обществе.
Общая характеристика учебного предмета.
Актуальность данной образовательной программы определяется сложившийся в
стране ситуацией, необходимостью укрепления института семьи в нашем обществе, как
основной государственно-общественной ячейки. В настоящее время эта проблема стоит
наиболее остро, так как социально-экономическое, идеологическое развитие общества,
формирование рыночных отношений негативно сказываются в большинстве случаев на
устойчивости, прочности семейнобрачных отношений. Особенно это касается представления современной молодежи о ценности семьи и брака, о серьезном отношении к вопросу создания семьи и заключения брака.
Дети не видят или недостаточно информированы в вопросе образца отношений в семье между родителями и поэтому им необходим курс этики для становления личности семьянина. Подготовить ребенка к семейной жизни - это научить его добру, чувству товарищества, нравственности.
Целью данной программы является формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека. Помимо этого работа по данной программе направлена на выработку у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что благоприятно повлияет на их
будущую семейную жизнь, а именно будет способствовать созданию крепкой и прочной
семьи.
При выборе методов работы наряду с использованием традиционных методов обучения таких как: рассказ учителя, беседа по теме и т.д., применяются различные методы и
приемы работы, направленные на активизацию учащихся в процессе работы, а именно:
элементы проблемных методов обучения, драматизации, решение различных «этических
задач». Под этической задачей имеется ввиду жизненная ситуация (она может быть законченной или нет, тогда дети должны представить, как в дальнейшем поступят герои ситуации), заданная педагогом для совместного обсуждения поведения героев данной ситуации. Учащиеся могут выполнить это задание письменно (каждый самостоятельно). В этом
случае обсуждение происходит после того, как каждый участник занятия предложил свое
решение задачи. Важно помнить, что в ходе занятий учащиеся не должны быть пассивными слушателями. На каждом занятии происходит активное включение подростков в работу. В процессе занятия учащиеся учатся рассуждать о поступках других людей и своих
собственных поступках, учатся находить мотивы того или иного своего поступка и поведения окружающих, опираясь на собственный жизненный опыт и знания, полученные на
занятиях, находить нужное нравственное решение в сложной жизненной ситуации. В процессе занятий подростки учатся участвовать в обсуждении той или иной проблемы, учатся
высказывать свою точку зрения, доказывать и отстаивать свою позицию. Они могут изменить ее, учитывая убедительные аргументы других участников обсуждения, научившись
внимательно слушать всех участников дискуссии. При работе по программе используются
не только уроки сообщения новых знания и комбинированные, но и уроки закрепления и
применения знаний, где учитель значительную часть времени уделяет обсуждению и
углубленному изучению предложенных им вопросов. Такие уроки посвящены решению
этических задач, анализу драматизированных ситуаций, разрешению жизненных проблем.

Использование активных методов обучения позволит учащимся осваивать получаемые знания неформально. В ходе занятий происходит коррекция и развитие мышления
подростков, развитие эмоционально-волевой сферы.
Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены
межпредметные связи с курсом истории, обществознания, литературы и другими учебными дисциплинами.
Описание учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Этика» входит в предметную область «Человек» и относится к
обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю) согласно учебному плану Колледжа.
Рабочей программой предусмотрено проведение контрольно-обобщающих уроков,
1 раз в четверть.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения рабочей программы по этике обучающимися с
легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки. К ним относятся:
1)
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2)
формирование уважительного отношение к культуре других народов;
3)
формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;
4)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
5)
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7)
формировать представления о семье, ее роли в жизни человека; формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;
8)
обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной
семье;
9)
формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни; сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье
и воспитание;
10) формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Предметные результаты освоения программы по этике обучающимися с легкими и
умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.
Программные требования усложняются по мере прохождения программы с учётом психофизических возможностей учащихся.
Основные требования к умениям учащихся
 знать основные понятия
 иметь представления о человеке как биологическом виде, знать его индивидуальные
особенности; об основных видах деятельности личности; о правильном поведении и
поступках; о дружбе и взаимоотношениях; добре и зле, уметь различать их
 иметь представление о семье, ее значении в жизни человека и общества
 знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно рассчитывать
бюджет семьи на один месяц
 знать основные нравственные правила поведения людей, о различных социальных ролях людей в семье, способы взаимодействия между людьми, живущими в одной семье,
основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка
 понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка,
определять основные обязанности по отношению к своим детям
 иметь представление о деловом этикете, правилах разговора по телефону, правилах
ведения делового разговора с руководителем; деловом стиле одежды
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

11)

2. Содержание учебного предмета.
Рабочая программа по этике в 7 классе состоит из трёх разделов: «Введение», «Понять самого себя», «Отношение товарищества»:
Введение.
1. Общее представление о предмете «Этика» как системе знаний о правилах взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом, о правилах, регулирующих
поступки
людей.
2. Этические представления людей в разные эпохи, краткое знакомство с историей происхождения этических правил.
Понять самого себя.

1. Человек как биологический вид (строение тела, особенности психической деятельности).
Единство
всех
людей
как
социальная
общность.
2. Индивидуальные особенности каждого человека. Биологические характеристики: цвет
глаз, кожи, форма лица, особенности строения тела и др. Особенности психической деятельности: восприятие, ощущения, память, речь, мышление, эмоции, чувства, задатки,
темперамент.
3. Социальные факторы в формировании личности в ходе роста и развития разнообразных
видов
деятельности:
развитие
мышления,
речи,
индивидуальных
способностей
человека;
условия для формирования интересов, привычек, взглядов, убеждений, мировоззрения.
4. Основные виды деятельности личности на разных возрастных этапах: игра, учение,
труд.
Их
роль
и
влияние
на
развитие
личности
человека.
5. Направленность
личности:
желания,
потребности,
мотивы,
интересы.
6. Поведение, поступки как проявление личности, индивидуальных качеств человека, возможности для их познания другим человеком.
Отношение товарищества.
1. Дружба — чувство, присущее человеку. Когда и как возникают дружеские связи. Для
чего
человеку
нужна
дружба.
2. Дружеские связи и взаимоотношения в коллективе людей:
коллектив объединяет общая деятельность, человек учится строить межличностные отношения, помогает выработке навыков коллективного взаимодействия и дисциплины, в
коллективе формируются права личности, самоуважение, умение соотносить свои интересы
с
общественными;
дружба основана на эмоциональной и деловой привязанности к конкретному человеку,
она характеризуется избирательностью, устойчивостью, психологической глубиной. В
дружбе человек имеет возможность узнавать себя в другом человеке, он реализует потребность
в
самоанализе,
самовыражении.
3. Почему говорят: «Скажи мне, кто твой друг...»? Основа дружеских отношений — согласие интересов, убеждений, воли, уважение, доверие, преданность, сотрудничество и
партнерство.
4. «Какой ты друг?» Узы товарищества: честность, правдивость, взаимопомощь. Помощь
настоящая
и
ложная.
5. Типы
дружеских
отношений:
истинная
дружба
(единство
взглядов,
интересов
и
т. д.);
дружба-соперничество (нет равенства в отношениях, один хочет подчинить себе другого,
нет
уважения);
дружба-компанейство (отсутствуют прочные связи, избирательность в отношениях, которые
имеют
поверхностный
характер).
6. Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения, способы
преодоления
конфликтов.
7. Этические правила в отношениях друзей (друзья-мальчики, друзья мальчик и девочка,
друзья-девочки, друг-взрослый).
Рабочая программа по этике в 9 классе состоит из трёх разделов: «Условия, влияющие на деятельность человека», «Семья», «Этика производственных (деловых) отношений».

Условия, влияющие на деятельность человека
1. Что такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности.
2.Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека,
принятии решений.
3. Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки.
4. Что такое мораль и право. История происхождения некоторых правовых норм. Взаимосвязь морали и права.
5. Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести
и достоинства, лишение имущества. Наказание за проступки.
6. Основные разделы права: семейное право, уголовное право, административное право,
трудовое право (общее представление).
7.Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными
статьями Уголовного, Гражданского кодексов по выбору учителя).
8. Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством.
Семья
1. Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий. Представления о счастье у
разных людей: работа, семья, достаток. Роль мировоззрения человека в формировании
представлений о счастье.
2. Кого и за что можно любить. Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки). Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение.
3. Влюбленность и любовь. Романтическая любовь.
4. Нравственность и сексуальность.
5. Почему ссорятся влюбленные. Как прощать обиды, какие проступки непростительны
для человека.
6. Этика взаимоотношений юноши и девушки.
7. Брак и его мотивы (любовь, общность интересов, взглядов, целей — нравственная основа будущего благополучия семьи).
8. Молодая семья и ее первые шаги в семейной жизни. Помощь и поддержка друг друга,
терпимость к привычкам и особенностям характера партнера, уважение.
9 Социальная роль молодоженов. Их обязанности. Взаимопомощь в молодой семье.
10. Что такое материнство, отцовство. Забота о воспитании детей — родительский долг.
Ответственность молодых родителей за жизнь и здоровье ребенка. Формирование общих
взглядов на процесс воспитания детей. Воспитание малыша в молодой семье.
11. Взаимоотношения с родителями, родственниками. Материальная и духовная связь с
родителями. Влияние опыта прежней жизни супругов на процесс создания новой семьи.
12. Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи: естественные и искусственные,
вещизм. Организация и ведение домашнего хозяйства (на примерах домоводства).
13. Атмосфера семьи: чувства, привычки, традиции. Нравственные правила общения,
принятые в семье, в обществе друзей.
14. Нравственный портрет семьи, ее влияние на жизнь окружающих.
15. Мода: происхождение, история. Знаковая функция моды: определение принадлежности к определенному племени, классу, сословию. Ее роль в настоящее время: средство самовыражения, средство коммуникации, идентификации, средство приобретения общественного статуса. Правильное отношение к моде, свой стиль, соответствие материальным
возможностям.

16. Семейные конфликты. Их происхождение и психологическая основа: неготовность
(моральная, психологическая) супругов к выполнению своей семейной роли, различие
взглядов, интересов, привычек, традиций, вмешательство и негативное влияние родителей, друзей, отсутствие понимания, взаимопомощи и т. д.
17. Предотвращение конфликтов, способы их разрешения.
18. Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с
положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права отца и матери по
отношению к детям, раздел имущества.
Этика производственных (деловых) отношений.
1. Деловой этикет.
2. Правила делового разговора по телефону.
3. Правила делового разговора с руководителем: особенности вербального и невербального общения.
4. Деловой стиль одежды.

Календарно - тематическое

№ п/п
Тема урока

Количество часов

7 класс

1

Понятие этики

1

2

Диагностика

1

Требования к ЗУН

Словарь урока
Должен знать:

Должен уметь:

Раздел II. Понять самого себя – 15 часов
3

4

5

Человек как биологический вид
(строение тела, особенности психической деятельности).
Единство всех людей как социальная общность.
Индивидуальные особенности
каждого человека. Биологические
характеристики: цвет глаз, кожи,
форма лица, особенности строе-

1

Отличия человека и
животного

1

Словарь урока

1

Уметь вести диалог

Речь,

Привычка, характер

Дата

ния тела и др.

6

7–8

9

10

11-12

13-14

Особенности психической деятельности: восприятие, ощущения, память, речь, мышление,
эмоции, чувства, задатки, темперамент.
Социальные факторы в формировании личности в ходе роста и
развития разнообразных видов
деятельности:
Основные виды деятельности
личности на разных возрастных
этапах: игра, учение, труд.
Роль и влияние деятельности на
развитие личности человека.

Направленность личности: желания, потребности, мотивы, интересы.
Поведение, поступки как проявление личности, индивидуальных
качеств человека, возможности
для их познания другим человеком.

1

Оценивать свои и
чужие поступки с
точки зрения золотого правила нравственности

Темперамент

2

Давать односложные
и развернутые ответы на репродуктивные вопросы

Деятельность

1

1

Виды деятельности

Игра, учение,
труд
Выполнить в технике Пирамида Маслоу
оригами пирамиду и
нанести на неё информацию

2

2

Оценивать свои и
чужие поступки с
точки зрения золотого правила нравственности

15-16

Урок обобщения по теме: «Понять
самого себя»

2
Раздел III. Отношения товарищества – 15 часов

17

18

19

Дружба — чувство, присущее человеку.

Когда и как возникают дружеские
связи. Для чего человеку нужна
дружба.

Дружеские связи и взаимоотношения в коллективе людей

1

Признаки дружбы:
симпатия, общность
интересов, доверие

Давать односложные
и развернутые ответы на репродуктивные вопросы по
басне Л.Н. Толстого
«Два товарища»

1

Внешние признаки
проявления интереса

Оценивать свои и
чужие поступки с
точки зрения золотого правила нравственности

Дружба

Давать односложные
и развернутые ответы на репродуктивные вопросы по
басне Л.Н. Толстого
«Галка и голуби»

1

Основа дружеских отношений
20

21

1
Узы товарищества: честность,
правдивость, взаимопомощь.

1

Внутренние признаки дружбы - доверие
Честность, правдивость, взаимопомощь

Дружба настоящая и ложная.
22

Давать односложные
и развернутые ответы на репродуктивные вопросы работая
с притчами с сайта
http://o-druzhbe.ru
Настоящий друг, Король и его сын

1

Типы дружеских отношений:
23

1
Истинная дружба (единство
взглядов, интересов и т. д.)

1

Признаки истинной
дружбы

25

Дружба-соперничество (нет равенства в отношениях, один хочет
подчинить себе другого, нет уважения);

1

Признаки дружбысоперничества

Оценивать свои и
чужие поступки с
точки зрения золотого правила нравственности

Соперничество

26

Дружба-компанейство (отсутствуют прочные связи, избирательность в отношениях, которые
имеют поверхностный характер).

1

Признаки дружбыкомпанейства

Оценивать свои и
чужие поступки с
точки зрения золотого правила нравственности

Компанейство

1

Причины конфликтов

Оценивать свои и
чужие поступки с
точки зрения золотого правила нрав-

Конфликт

24

27

Возникновение конфликтов в отношениях друзей: причины их
возникновения

ственности
28

29

30
31
32
33-34

Возникновение конфликтов в отношениях друзей: способы преодоления конфликтов
Этические правила в отношениях друзей друзья-мальчики, друзья-девочки
Этические правила в отношениях
друзей друзья мальчик и девочка
Этические правила в отношениях
друзей друг-взрослый.
Эмоциональное отношение к
нравственным нормам
Урок обобщения по теме: «Отношения товарищества»

1

1

1
1
1
2

Способы преодоления конфликтов

Давать односложные
и развернутые ответы на репродуктивные вопросы

Конфликт

Календарно - тематическое планирование.

№ п/п
Тема урока

Количество часов

8 класс

Требования к ЗУН
Словарь урока
Должен знать:

Должен уметь:

Раздел 1. Вводное повторение - 2 часа
1.

2.

3–4

Поступки человека – зеркало его
души
Эмоциональное отношение к нравственным нормам

Оценивать свои и
чужие поступки с
точки зрения золотого правила нравственности

1

1

Раздел II. Представления людей о добре и зле. Идеал – 14 часов
Этика – результат жизненного опыта людей
2
Что такое зло

5.

1

Проявления зла

3ло

Отчего зло на свете
6.

1

Составлять устный и
письменный план
ответа по басне Л.Н.
Толстого «Отчего

Дата

зло на свете»
Что такое добро
7.

1

Проявления добра

Добро

Как проявляется добро
8.
9.

10.
11.
12.

13.
14.
15 - 16

1
Эволюция взглядов на добро и зло в
ходе истории человеческого общества
Влияние поступков человека на его
характер
Влияние поступков человека на отношение к нему других людей
Как люди распознают в человеке
доброжелательность, недоброжелательность
Нравственный идеал людей различных эпох
Идеал действительный и иллюзорный
Урок обобщения по теме: «Представления людей о добре и зле.
Идеал»

1

Оценивать отношения к детям в ходе
истории
Характер

1
1
1

1
1
2

Раздел II. Взаимоотношения с родителями – 16 часов
Разные взрослые
17

1

Вести диалог по теме
урока;

Классифицировать
Что такое семья
18

1

Что такое семья

1

Значение семьи для
каждого человека

1

Место и роль ребенка в семье

Давать развернутые
ответы на репродуктивные вопросы

Семья

Семья в жизни человека
19
Место и роль ребенка в семье
20
Связи в семье
21
22
23

1
Влияние семьи на формирование
личности
Ролевые, социальные функции членов семьи

Личность

1
1

Функции членов
семьи

Функция

Значение родителей для ребенка
24 - 25

2
Стиль взаимоотношений родителей

26

27.

1

Значение каждого типа отношений
и их влияние на характер ребенка

1

Ребенок в жизни семьи
28.

1

Иметь представления о стилях воспитания
в семье; уметь их различать по заданным
признакам

Авторитарный,
попустительский,
демократический

Конфликты с родителями
29-30
31.

Конфликт

2
Предупреждение и преодоление
конфликтов в семье

1

Правила поведения в семье
32.
33

34

1
Эмоциональное отношение к нравственным нормам

1

Урок обобщения по теме: « Взаимоотношения с родителями»

1

Календарно - тематическое планирование.

№ п/п
Тема урока

Количество часов

9 класс

Требования к ЗУН
Словарь урока
Должен знать:

Должен уметь:

Раздел 1. Вводное повторение - 2 часа

Дата

1.

2.

3.

4.
5.

6.

7.

8.

Этика – наука о правилах поведения
Поступки человека – зеркало
его души

1

1

Понятия добра и
зла

Вести диалог

Этика

Оценивать свои и
чужие поступки с
точки зрения золотого правила нравственности

Раздел II. Условия, влияющие на деятельность человека – 21 час
Что такое совесть. Её влияние
на поведение личности.
1
Что такое соСоставлять устный и
Совесть
весть
письменный план
ответа по изучаемым
произведениям
Что такое долг. Его влияние на
поведение личности.
1
Что такое долг
Долг, ответственность
Что такое общественное мнение.
Его влияние на поведение лич1
Общественное мнение
ности.
Свобода, необходимость, ответственность.
Составлять устный и
1
Свобода,
письменный план
ответа по изучаемым
необходимость,
произведениям
Роль и значение свободы, необходимости, ответственности в
1
ответственность
поведении человека, принятии
решений.
Свобода выбора, мера ответственности человека за свои по1
Что такое свобоступки.

9.

Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки.
Что такое мораль и право.

10.

11.

1

1
История происхождения некоторых правовых норм.

да, необходимость, ответственность

Признаки морали и права

Мораль, право

1

Взаимосвязь морали и права
12.
13.

1
Деяние, направленное против
другой личности (ее здоровья,
жизни), оскорбление чести и достоинства, лишение имущества.

1

Об ответственности за правонарушения

Наказание за проступки.
14.
15.
16.
17.

17
18
19

1
Общие представления об уголовном праве.

Уголовное преступление

1

Ответственность по уголовному
праву
Общие представления об административном праве.
Ответственность по административному праву
Общие представления о трудовом праве
Общие представления о трудовом праве

1

1

Давать односложные
ответы на репродуктивные и продуктивные вопросы;

Трудовое право

1
1

Административное правонарушение

Давать развернутые

Гражданское право

20
21

22

Общие представления о гражданском праве.
Нравственное и безнравственное
поведение группы людей, их
оценка обществом, государством
Обобщение по теме раздела:
«Условия, влияющие на деятельность человека»

ответы на репродуктивные и продуктивные вопросы

1
1

1

Раздел III. Семья - 10 часов
23

24

25

26

27.

Что такое любовь и счастье.
Многозначность этих понятий.

Представления о счастье у разных людей: работа, семья, достаток.

Роль мировоззрения человека в
формировании представлений о
счастье.
Кого и за что можно любить.
Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки).
Требования, предъявляемые к
предполагаемому партнеру, их
реальное воплощение.

1

Признаки любви
– дружба, влечение, жертвенность

Любовь, счастье

1

Составлять устный и
письменный план
ответа по изучаемым
произведениям

1

Давать развернутые
ответы на репродуктивные и продуктивные вопросы

1

1

Мировоззрение

28.

29

30.
31.

32.

Нравственность и сексуальность.
Почему ссорятся влюбленные.
Как прощать обиды, какие проступки непростительны для человека.
Этика взаимоотношений юноши
и девушки.
Брак и его мотивы (любовь,
общность интересов, взглядов,
целей — нравственная основа
будущего благополучия семьи).
Урок обобщения по теме: «Семья»

1

1

1

1
1

Итоговое повторение
34

Составлять устный и
письменный план
ответа по изучаемым
произведениям

1

Итоговое повторение
33

Понимать важность брака, как
основу нравственного благополучия семьи

1

Брак и семья


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».