Рабочая программа по истории 7б класс

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор,
O="ГБОУ СО ""
Березовская
школа""",
CN=Массанова Алёна
Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я
являюсь автором
этого документа
Дата: 2021.10.13 11:
58:07+05'00'

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для

специального коррекционного 7 класса для детей с

ограниченными возможностями здоровья VIII вида курса « История Отечества»
составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ст. 48);
2. Федеральный государственный стандарт начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования, утв. Приказом Министерства образования и
науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПин № 2.4.2.3286-15от10.07.15).
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)».
5. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СО
«Березовская школа»;

Цель: сформировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический
материал и использовать его в своей деятельности.
Задачи:
образовательные:


усвоить важнейшие факты истории;



создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;



усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых
закономерностей общественного развития;



овладеть умением применять знания по истории в жизни;



выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

воспитательные;


гражданское воспитание учащихся,



патриотическое воспитание,



воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,



нравственное воспитание,



эстетическое воспитание,



трудовое воспитание,



правовое воспитание,



формирование мировоззрения учащихся.

Коррекционно – развивающие:


развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления,
речи, эмоционально – волевой сферы.



Учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.



Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.



Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

Принципы:


принцип коррекционной направленности в обучении;



принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;



принцип научности и доступности обучения;



принцип систематичности и последовательности в обучении;



принцип наглядности в обучении;



принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы:



словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой



наглядные – наблюдение, демонстрация



практические – упражнения, работа с исторической картой.

Занятия провожу в классно урочной форме.
Типы уроков:


Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)



Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)



Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)



Комбинированный урок

История в школе для детей с нарушением интеллекта учебный предмет, в который
заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями,
умениями, навыками. Отводится большая роль коррекционного воздействия изучаемого
материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина,
подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни.
В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях
отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается отчетливый образ
наиболее яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период
истории. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их
последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание
материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом использую уровневый
подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и
индивидуальных особенностей учеников.
Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках использую
информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий
успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних
времен до конца XVII века. Материал интересный и разнообразный по содержанию, он
помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом,
культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою
независимость, обладает большим воспитательным потенциалом.
Кроме того, в программу включены региональные компоненты исторического
образования – история Брянской области. На данных уроках особое внимание уделяется
краеведческой работе с использованием местного исторического материала.
Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств
ученика.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как
жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных
классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории,
предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса
фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому
помогают игры, викторины с использованием исторических дат.

Завершается курс «История моей Родины» знакомством с современной жизнью России.
Этот материал представлен уроками обобщающего характера.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Введение.
Что такое история. Что изучает история.
Как пользоваться книгой по истории.
Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом. Устные, вещественные
и письменные памятники истории.
Древняя Русь.
Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли
русской. ., Роды и племена восточных славян и их старейшины.
Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом. Славянская семья и
славянский поселок. Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян.
Обычаи и верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы,
вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские
воины и богатыри. Оружие и доспехи восточных славян. Дружинники.
Объединение восточных славян под властью Рюрика.
Итогово-обобщающий урок
Двнерусское государство Киевская Русь.
Образование государства восточных славян - Киевской Руси или Древней Руси. Об
Аскольде,Дире и и их походах в Византию. Князь Игорь из рода Рюриковичей. Первые
русские князья: Олег, Игорь, Святослав. Княгиня Ольга.Как княгиня Ольга отомстила
древлянам. Сын князя Игоря и Ольги – Святослав.
Итогово-обощающий урок
Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства.
Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская
Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.
Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Образование Русской Церкви
под управлением патриарха Константинополя. Священники и проповедники. Святые
люди и подвижники. Образование первых русских монастырей.
Правление Ярослава Мудрого и укрепление единого русского государства. Первые
русские монеты. Создание первого русского сборника законов «Русская правда». Первые
русские библиотеки Ярослава Мудрого.
Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г.

Причины распада Киевской Руси. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств.
Период раздробленности: ослабление обороноспособности Руси.
Киевское княжество в XII веке. Борьба князей за титул «великого Киевского князя»
Итогово-обобщающий урок
Русь в борьбе с иноземными завоевателями.
Монголо-татары: жизнь и быт кочевников, основные занятия, торговля, военные походы.
Монголо-татарское войско и его вооружение, военная дисциплина. Объединение монголотатарских орд под властью Чингисхана.
Нашествие монголо-татар на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя на Русь.
Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Русь под монголо-татарским
игом. Монголо-татарское государство Золотая Орда.. Сопротивление русских людей
монголо-татарам и против Золотой Орды.
Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт.
Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва и «Ледовое побоище».
Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на
русской земле.
Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Сергий Радонежский.
Отражение ордынских набегов. Борьба Дмитрия Донского против хана Мамая. Битва на
Куликовом поле (1380), итог битвы.
Наследники Дмитрия Донского. Государь всея Руси - Иван III. Монархия. Принятие
единого сборника законов Российского государства - Судебника.
Итогово-обобщающий урок
Единое Московское государство.
Русь в XVI веке.Царь Иван Грозный.Начало правления
окружение царя.Земский собор,реформы Избранной Рады.

Ивана

Грозного.Близкое

Воины Ивана Грозного с западными странами.Опричнина.Погромы в Новгороде и конец
опричнины.Покорение Сибири.
Россия после Ивана Грозного: Лжедмитрий 1=-самозванец.Лжедмитрий
Семибоярщина.Русская православная церковь в Смутное время. Минин и Пожарский.

2.

Воцарение династии Романовых.Царь Алексей Михайлович Романов.
Раскол в Русской православной церкви,укрепление южных границРоссии.
Развитие России в XVII веке. .Культура России в XVI-XVII веках.
Общая характеристика учебного предмета.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный
предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение
определёнными знаниями, умениями, навыками, коррекционное воздействие изучаемого
материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина,

подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая
адаптация воспитанника в общество.
Исторический материал за 7 класс интересный и разнообразный по содержанию, он
помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в прошлом, культурные
достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость,
обладает большим воспитательным потенциалом. Процесс обучения истории носит
развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При
обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоциональноволевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Представляется, что в курсе «Мир истории» для детей с нарушениями интеллекта
целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях истории, жизни, быте
людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося
деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации
событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание
материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован
уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития,
типологических и индивидуальных особенностей учеников. Учитель имеет право
использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и
иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с
содержанием статьи, рассказа.
Содержание обучения по предметам имеет практическую направленность. В программе
принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней
конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и
нравственного воспитания детей, обучающихся по программе 8 вида в процессе овладения
учебным предметом.
Обучение учащихся, обучающихся по программе 8 вида, носит воспитывающий характер.
Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их.
При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования
таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать
полезными членами общества. Данная рабочая программа составлена на один учебный
год.
Структурным
принципом
построения
программы
явился линейноконцентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные
связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень
важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других
предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления
неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том,
что описательность и образность сведений исторического содержания не должны
подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить
анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием
опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле.
При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами
и
дидактическими принципами, особое внимание
уделялось
соблюдению
следующих принципов:
• цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в
интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их
исторической ретроспективе;

• экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным
оценкам, нравственным категориям;
• объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании
исторических фактов.
Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать детей на
уроках истории с учетом того, что соблюсти строгую хронологическую
последовательность в программе для специальной школы невозможно из-за специфики
развития учащихся.
На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются:
рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с
исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.


Осознание себя как гражданина России



Уважительно относиться к чужому мнению



Гордиться своей Родиной, её историей



Владение навыками
взаимодействия

коммуникации

и

принятыми

ритуалами

социального

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях:


пользоваться учебником;



соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;



употреблять исторические термины, понятия;



пересказывать содержание изучаемого материала;

объяснять значение словарных слов и понятий, а также устанавливать причины:
- влияние образа жизни на развитие ремёсел и торговых отношений, культуры;
-возникновение государства, его структуры, функций;
-развитие православия, смены языческой культуры на христианскую;
-распада Киевской Руси;
- захватов чужих земель, войн между племенами;
- -возвышение и укрепление Московского государства.


описывать:

- образ жизни восточных славян, места расселения;
-отдельных исторических лиц.


названия древних городов Руси (3-6 названий)



основные события периодов

- Киевская Русь

- Крещение Руси
- Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром
- Расцвет культуры Древней Руси
- Раздробленность русских земель.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:


устный опрос;



практическая работа;



тестирование;



анализ текста;



творческая работа (реферат, сообщение, доклад и т.д.);

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Номер
урока

Наименование раздела программы.
Тема урока

Параграф
учебника
(номер,название),
или страницы

Количество
часов

Виды работ,
практические
работы

Дата проведения урока
7 класс
Планируемая

1 четверть (18 часов)
Введение в историю.
1

Что такое история. Что изучает история.
Как пользоваться книгой по истории.

Стр.3-4

1

2

Счет лет в истории.

Стр. 4-5

1

Стр. 8-9

1

Глава 1. Древняя Русь.
3

Происхождение славян.

4

В каких местах селились славяне.

Стр.10-12

1

5

Славяне и соседние народы.

Стр. 12-16

1

6

Облик славян и черты их характера.

Стр. 16-18

1

7

Развитие торговли. Путь «из варяг в греки»

Стр. 18-21

1

8

Земледелие- основное занятие славян.

Стр. 21-22

1

9

Организация жизни славян.

Стр.23-25

1

10

Как менялась жизнь людей в общине.

Стр. 25-26

1

11

Жилища, одежда, семейные обычаи
восточных славян

Стр.27-30

1

12

Языческие традиции восточных славян.

Стр. 30-35

1

Фактическая

Примечания

13

Повторительно-обобщающий урок по 1
главе.

1

Глава 2. Древнерусское государство.
14

Как возникло древнерусское государство.

Стр. 28-40

1

15

О чём рассказывает древняя летопись.

Стр. 40-43

1

16

Об Аскольде, Дире и их походах в
Византию.

Стр. 43-45.

1

17

Повторительно-обобщающий урок.

1

18

Контрольное тестирование по итогам 1
четверти

1
2 четверть(14 часов).

19

Князь Олег.

Стр. 45-48.

1

20

Князь Игорь (913-945)

Стр. 49-53.

1

21

Княгиня Ольга.

Стр.54- 58.

1

22

Сын князя Игоря и Ольга-Святослав.

Стр.59-67.

1

23

Повториетльно-обобщающий урок по 2
главе.

1

Глава 3. Крещение Древней Руси.
Расцвет Русского государства.
24

Сыновья князя Святослава.

Стр. 70-72

1

25

Князь Владимир Красное Солнышко.

Стр.73-75

1

26

Крещение Руси.

Стр. 75-78

1

27

Расцвет русского государства при Ярославе
Мудром( 1019- 1054).

Стр. 79-82

1

28

Русская Правда Ярослава Мудрого.

Стр. 82-85

1

29

Русь после смерти Ярослава Мудрого.

Стр. 85-86

1

30

Князь Владимир Мономах.

Стр. 87-90

1

31

Распад Руси на отдельные княжества в XII
веке.

Стр.91-92

1

32

Контрольное тестирование по итогам 2
четверти.

1
3 четверть(20 часов).

33

Новгородская республика. Господин
Великий Новгород.

Стр. 92-94

34

Торговля и ремёсла Новгородской земли.

Стр. 94-98

35

Князь Юрий Долгорукий(1132- 1157)

Стр.99-102

36, 37

Культура Руси в X-XIII веках.

Стр. 102-111.

1

1
2

Глава 4. Русь в борьбе с завоевателями.
38

Монголо-татары.

Стр. 114-117

1

39

Битва на реке Калке.

Стр. 117-119

1

40

Нашествие монголов на Русь

Стр.120-125

1

41

Князь Александр Невский(1236-1263).

Стр.125-128

1

42

Ледовое побоище.

Стр. 128-133

1

43

Объединение русских земель против
Золотой орды.

Стр. 134-136

1

44

Князь Иван Калита(1325-1340)

Стр.136-141

1

45

Московский князь Дмитрий Иванович
Донской(1350-1389)

Стр. 141-145

1

46

Куликовская битва

Стр.145-151

1

47

Наследники Дмитрия Донского. Василий
Тёмный.

Стр. 152-154

1

48

Собирание Руси Иваном III. Освобождение
Руси от Золотой Орды.

Стр. 154-159

1

49

Управление государством Иваном III.

Стр. 160-167

1

50

Укрепление Московского государства.

1

51

Повторительно-обобщающий урок по 4
главе.

1

52

Контрольное тестирование по итогам 3
четверти.

1
4 четверть(16 часов).

Глава 5. Единое Московское государство.

1

Первый русский царь Иван IV Грозный.

Стр. 172-177

1

Земский собор, реформы Избранной рады.

Стр.178-180

1

54

Войны Ивана Грозного.

Стр.180-186

1

55

Опричнина.

Стр. 186-188

1

56

Покорение Сибири.

Стр. 188-192

1

57

Россия после Ивана Грозного. Борис
Годунов.

Стр.193-195

1

58

Лжедмитрий I – самозванец.

Стр.195-197

1

59

Лжедмитрий II. Семибоярщина.

Стр.197-200

1

60

Минин и Пожарский: за веру и Отечество!

Стр. 200-203

1

61

Воцарение династии Романовых. Царь
Алексей Михайлович Романов(1645-1676).

Стр.203-208

1

62

Раскол в русской православной церкви.

Стр.208-209

1

63

Укрепление южных границ России.

Стр. 209-211

1

63

Развитие России в XVII веке.

Стр.211-213

1

Культура России в XVI- XVII веках.

Стр.213-220

2

53

65,66
67

Повторительно-обобщающий урок по 5
главе.

1

68

Контрольное тестирование по итогам 4
четверти.

1

Итого

68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».