Рабочая программа по чтению 7б класс

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор, O="
ГБОУ СО ""Березовская
школа""", CN=Массанова
Алёна Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого
документа
Дата: 2021.10.12 09:29:
44+05'00'

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению для обучающихся 7 класса (VIII вид) разработана и
адаптирована на основе:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями и
дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ №576 от 8 июня 2015г. «О внесении
изменений федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253»
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.
3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19)».
5. Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./
Под редакцией В. В. Воронковой. Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС»,
2017. – сб.1;
6. Учебный план ГБОУ СО «Березовская школа».
Продолжительность учебного года в 7классе - не менее 34 учебных недель, продолжительность
урока - 40 минут.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями
изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по чтению представляет собой целостный документ, включающий шесть
разделов: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического
обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; характеристика контрольноизмерительных материалов; приложения (нормы оценок).
Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на
коммуникативно-речевом
подходе
к
обучению.
По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является
одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с
авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на
вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь
естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных
героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием
социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач

нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений
художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного
поведения
человека
в
обществе.
В 7 классе продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего
этапа, поэтому в программе 7 класса используется тематический принцип подбора литературного
материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения
становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает
предпосылки
для
межпредметных
связей,
расширения социального опыта учащихся.
Курс чтения и развития речи направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих
реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,
деятельностного
подходов к обучению чтению:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению
культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой
деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию.
В методике преподавания чтения определены задачи обучения предмету детей с
отклонениями в развитии:
1. Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
2. Совершенствовать технику чтения, формировать навыки беглого чтения.
3. Повысить уровень общего развития учащихся.
4. Расширять возможности в осознании читаемого материала.
5. Учить последовательно, грамотно и достаточно самостоятельно излагать свои мысли в устной
форме.
6. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
7. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи.
8. Развивать нравственные качества школьников.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с
целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая
включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев
рук; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия,
представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие
пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие
словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между
предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и
письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности,
стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств;
формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою
деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и
письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие
лексико-грамматических средств языка.
Содержание курса 7 класса

1. Техника чтения
Осознанное,
правильное,
беглое,
выразительное
чтение вслух,
«про
себя».
Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками
препинания.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. Объем текста
для 7 класса на начало года – 80 слов, конец года – 90-100 слов.

2. Понимание читаемого
 Развитие речи, мышления, памяти.
 Выделение главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков,
подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью
учителя.
 Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.
 Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.
 Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.
 Заучивание наизусть стихотворений.
3. Внеклассное чтение
 Знание основных сведений из жизни писателей.
 Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и
детских журналах.
 Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов.
 Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.
 Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Структура курса по чтению и развитию речи 7 класса

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 7 классе рассчитана на 4 часа в неделю,
136час в год. В программу включены уроки внеклассного чтения – 9 часов, региональный компонент
– 6 часов, заучивание наизусть – 10 стихотворений.

№
п/п

1

2

Четверть

Тема раздела
1

Устное народное творчество

Произведения русской литературы

2

Итого

3

4

34

31

11

20

23

XIX века

3

Произведения русской литературы XX
века

4

Внеклассное чтение

Итого

4

4

5

4

17

35

27

39

35

136

Основные требования к знаниям и умениям учащихся за курс 7 класса по чтению и развитию
речи

Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный)
уровень

Учащиеся должны уметь:

Учащиеся должны уметь:

 читать осознанно, правильно, бегло,
выразительно вслух,
 читать «про себя»;
 выделять главную мысль
произведения;
 характеризовать главных
действующих лиц;
 пересказывать содержание
прочитанного.

Учащиеся должны знать:

наизусть десять стихотворений

 читать вслух правильно, целыми
словами, трудные слова – по слогам,
соблюдая синтаксические паузы,
интонацию конца предложения в
зависимости от знаков препинания;
 читать «про себя»
проанализированный заранее текст,
выполняя несложные задания;
 участвовать в обсуждении темы и
текста;
 оценивать поступки героев с
помощью учителя;
 отвечать на вопросы учителя,
пересказывать несложные по
содержанию тексты с помощью
наводящих вопросов, по плану.
Учащиеся должны знать:

 наизусть шесть-семь стихотворений

Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению и развитию речи. V – IX
классы

Базовый уровень
Оценка «5» ставится ученику, если он:

Минимально необходимый (сниженный)
уровень
Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, выразительно, с
переходом на беглое чтение;
- выделяет главную мысль произведения - активно участвует в выделении главной
мысли произведения;
или части;
- делит текст на части и озаглавливает их с
- делит текст на части и озаглавливает их помощью учителя;
- оценивает поступки героев;
самостоятельно;
- отвечает на вопросы и пересказывает по
- называет главных действующих лиц плану, по опорным словам;
- читает стихотворение наизусть без
произведения, характеризует их поступки;
ошибок
- отвечает на вопросы и передает
содержание
прочитанного
полно,
Оценка «4» ставится ученику, если он:
правильно;
- читает, в основном, правильно, с
- твердо знает наизусть текст стихотворения переходом на беглое чтение; допускает тричетыре ошибки при чтении, соблюдении
и читает его выразительно.
смысловых пауз, знаков препинания,
Оценка «4» ставится ученику, если он:
логических ударений;
- читает, в основном, правильно, бегло;
допускает одну-две ошибки при чтении, - допускает неточности в выделении оссоблюдении смысловых пауз, знаков новной мысли произведения или части
препинания, логических ударений;
рассказа, исправляет их с помощью
учителя;
- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части - характеризует героев по наводящим
рассказа, исправляет их самостоятельно;
вопросам учителя;
- читает правильно, бегло, выразительно;

- называет главных действующих лиц - допускает неточности в ответах и при
произведения, характеризует их поступки с пересказе, исправляет их с помощью
помощью учителя;
учителя;
- допускает неточности в ответах на - допускает при чтении наизусть две-три
вопросы при передаче содержания, но ошибки, читает наизусть недостаточно
исправляет их самостоятельно;
выразительно.
- допускает при чтении наизусть одну-две
Оценка «3» ставится ученику, если он:
самостоятельно исправляемые ошибки; - читает некоторые слова по слогам;
читает
наизусть
недостаточно допускает более пяти ошибок при чтении,
при соблюдении синтаксических пауз;
выразительно.
- затрудняется выделять основную мысль
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- читает недостаточно бегло, некоторые произведения, части рассказа;
слова — по слогам; допускает три-четыре

ошибки при чтении; одну-две ошибки - в
соблюдении синтаксических пауз; тричетыре — в соблюдении смысловых пауз,
знаков
препинания,
передающих
интонацию, логических ударений;

- называет главных действующих лиц
произведения с помощью учителя;
- пересказывает содержание произведения
фрагментарно по вопросам учителя;

отвечает
на
вопросы
неполно,
- выделяет основную мысль произведения непоследовательно, допускает искажение
или части рассказа с помощью учителя;
основного смысла произведения;
- делит текст на части и озаглавливает части
- обнаруживает при чтении наизусть
с помощью учителя;
нетвердое усвоение текста, читает
затрудняется
назвать
главных
невыразительно.
действующих
лиц
произведения,
характеризовать их поступки;
- отвечает на вопросы и пересказывает
неполно, непоследовательно, допускает
искажение основного смысла произведения;
- обнаруживает при чтении
нетвердое усвоение текста

наизусть

Проверка техники чтения

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно
следующего объема (на конец года):
V класс – 45-60 слов; VI класс - 70-80 слов; VII-IX класс - 90-100 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения
(правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли,
ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году
обучения.
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует
объему текстов предыдущего года.
Используемая литература
1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида. 5 9 классы / под ред. В. В. Воронковой / Сборник 1 .- М.: ВЛАДОС, 2000.
2. Чтение. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида / А.К.Аксёнова.- М.: Просвещение, 2011.
3. Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. – М., 2009.

Программа и составленный на её основе тематический план выдвигают требования к
знаниям, умениям и навыкам, которыми учащиеся должны овладеть к концу учебного года.
7 класс
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух сознательно, правильно, выразительно, в темпе разговорной речи; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
- определять основные черты характера главных действующих лиц;
- пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 8 стихотворений.
Навыки:
- сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами
литературного произношения;
- деление текста на части;
- составление под руководством учителя простого плана;
- пересказ прочитанного по составленному плану;
- самостоятельное чтение с различными заданиями;
- заучивание наизусть стихотворений.

Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
- А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной
«Просвещение», 2004г.

школе» Москва

- Диктанты по русскому языку. Для специальных(коррекционных) школ 8 вида. Гуманитарный
издательский центр Владос, 2003г.
- Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания
в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» пособие для
учителей, Москва «Просвещение», 2002г.
-Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы; коррекционное обучение/ авт.-сост. Т.П.Шабалкова.Волгоград: учитель, 2007г
-О.И. Волошина «Тесты. Русский язык. Начальная школа 1 – 4 класс» Москва «Дрофа», 2000г.
- Е.А. Нефедова, О.В. Узорова «Справочное пособие по русскому языку» Москва АСТ, 2000г.
- Н.Г.Кувашова «Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе»
Волгоград, 2002г.
- Е.А. Кудрявцева «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы УШ
вида . 5-7 классы Москва Владос, 2003г.
- А.Н. Матвеева «Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной
школе» М. Дрофа, 2001г.
- Е.В. Юрова «200 упражнений для развития письменной речи». Аквариум, 2000г.
-С.В. Савинова «Диктанты по русскому языку для специальных коррекционных учреждений VIII
вида» Москва «Владос», 2003г.
-Русский язык (практика) Москва «Дрофа», 2002г.
-Учебно-методический комплект по русскому языку для специальных коррекционных учреждений
8вида. Центр «Школьная книга» Москва 2006
Для учащихся:

 Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Русский язык».
Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.
Москва «Просвещение» 2006.

 Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Русский язык».
Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.
Москва «Просвещение» 2006.
 Тесты, индивидуальные карточки, контрольно-измерительные материалы, презентации,
перфокарты.
 -Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Рабочая тетрадь по русскому языку № 1, 2, 3, 4 для
учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида» Москва «Просвещение», 2004г.







-М.Р. Львов «Школьный словарь антонимов» Москва, Просвещение, 2006г.
-А.А. Бондаренко «Пишу правильно орфографический словарь» Москва, Просвещение, 2006г.
-Энциклопедия «Русский язык» Москва Дрофа, 2003
-Д.Ушаков «Большой толковый словарь», Москва, Астрель, 2008г.
-В.Даль «Иллюстрированный толковый словарь русского языка», Москва Астрель, 2006г.

Интернет-сайты:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

www.school-collection.edu.ru
http://zavuch.info/forums.html
http://www.gramma.ru
http://www.openclass.ru
http://www.gramota.ru
http://korped.rkc-74.ru
http://www.mgn.ru/~gmc/work.html

Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи в 7 классе (136 ч., 4 ч. в неделю)
Дата

Кол
-во
ч.

Название темы
Устное народное

1

творчество

1

Словарь

Статья. Жанр. Развитие
речевой
активности при анализе
статьи

Русская народная сказка «Сивка4

Коррекционная работа

бурка»

Русская народная сказка «Журавль и
цапля».

Обогащение словаря,
развитие мышления,
подбор синонимов, ответы
на вопросы

Добрые кони, добрые молодцы

Развитие мышления ч/з
соотнесение главной мысли
сказки с пословицами:
Семь раз отмерь, один раз
отрежь. Сначала думай, а
потом делай. Чтение по
ролям.
Развитие мышления ч/з
выделение главной мысли,

Русская народная сказка «Умный
1

мужик».

соотнесение с
пословицами: «Богатством
ума не купишь». Развитие
монологической речи,
краткий пересказ

Государь-батюшка

1

Внеклассное чтение. Русская
народная сказка «Волшебное
кольцо»

Развитие читательской
самостоятельности.

с. 157-168.

Былина «Три поездки
1

1

Ильи Муромца».

Народные песни: «Ах, кабы на цветы не
морозы», «По улице
мостовой».
Пословицы, загадки.

1

1

6

А.С. Пушкин. Статья.

Развитие выразительного
чтения, работа с
выразительными
средствами.
Характеристика героев

Чистое поле, ясный сокол

Развитие мышления ч/з
сравнение и соотнесение
иллюстрации с
содержанием.

По улице столбовой.

Развитие памяти ч/з
заучивание пословиц,
загадок.
Развитие памяти, развитие
речи,
обогащение словаря.
Составление плана статьи

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о
Развитие логического
сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне мышления, отработка
выразительности, развитие
Лебеди»
понятийного чтения,
обогащение словаря

Гувернер, рать, сень наук

Вымолвить,
светлица, снурок, не привальный,
бает

А.С.Пушкин. «Зимний вечер».

Обветшалая лачужка, веретено

1

Развитие памяти, образной
памяти, обогащение
словаря

Лукоморье, поэма

1

Развитие памяти,
воображения при анализе
стихотворения

М.Ю. Лермонтов. Статья.

Развитие логического
мышления, памяти ч/з
работу с текстом (деление
текста, выделение главной
мысли, составление плана
пересказа, пересказ).

Рифмы, дуэль.

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

Развивать речевую
активность, восприятие.
Заучивание наизусть
отрывка

Редут. Добраться до картечи.
Лафет.

И.А. Крылов. Статья.

Развитие речи ч/з
построение полных
ответов.

Сатира, комедия, баснописец

И.А. Крылов «Кукушка и Петух».

Развитие выразительности
ч/з чтение по ролям.
Заучивание наизусть

Протяжно божусь.

И.А. Крылов «Волк и Журавль»

Развитие воображения ч/з
устное рисование

Манить, пособить, поварный

И.А. Крылов «Слон и Моська»

Развитие речи,
выразительности ч/з

Зеваки. Речи сахарные, а за

A.C. Пушкин «У Лукоморья».

1

1

1

1

1
1

чтение по ролям.

пазухой камень

Н.А. Некрасов. Статья.

Развитие речи,
мышления ч/з
выделение главной
мысли абзаца,
озаглавливание
абзацев.

Нрав, провинность.

Н.А. Некрасов «Несжатая полоса».

Развитие речевой
активности, обогащение
словаря. Заучивание
наизусть

Станица, моченьки нет,

Развитие мышления ч/з
выборочное чтение,
объяснение названия
стихотворения, выразительное
чтение

Столбовая дорога, обратный
ямщик,

«Колумб», «Коминтерн»,

ХКК Н.П. Голубева «Там, где была
тайга».

Воспитание
любви к родному
краю,
расширение
кругозора.

Л.Н. Толстой. Статья.

Развитие речи, мышления
ч/з ответы на вопросы,
выделение главной мысли,
выборочный пересказ

1

1

Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин».
1

Внеклассное чтение.
1

1

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».

заунывная песня

смотритель, барин, материк

комсомольцы.

Усадьба, упорство

1

1

1

2

2

1 часть. Жилин попал в плен.

Разви
тие
памят
и ч/з
выбор
очны
й
перес
каз.

Татары, аул.

2 часть. Поведение Жилина и
Костылина в плену.

Развитие речи ч/з подбор
синонимов, развитие
ч выразительного чтения
ч/з чтение по ролям.

Сакля, лоханка.

3 часть. Доверие татар к Жилину.

Развитие речи,
мышления ч/з
выделение главной
мысли, абзацев, ответы
на вопросы, пересказ.

Бешмет, мечеть.

4, 5 части. Подготовка Жилина к
побегу. Неудачный побег.

Развитие мышления ч/з
озаглавливание,
сравнение, анализ
поступков героев.

Верста, аршин, рассолодел.

6 часть. Помощь Дины Жилину.

Развитие мышления ч/з
сравнение описаний,
характеристика
действующих лиц.

Забранилась.

Внеклассное чтение. ХКК
1

Н.П. Голубева «Евгений Дикопольцев»

Развитие читательской
самостоятельности,
развитие кругозора,

Форсировал,
Герой Советского Союза.

знакомство с подвигами
земляков.

1

2

1

1

2

А.П. Чехов. Статья.

Развитие
выразительности ч/з
инсценирование.

А.П. Чехов «Хамелеон».

Развитие мышления ч/з
выборочное чтение,
сравнение, анализ
поступков действующих
лиц, чтение по ролям.

В.Г. Короленко. Статья.

Расширение кругозора,
воспитание эмпатии,
развитие мышления ч/з
анализ поступков.

В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Воспитание эмпатии,
развитие мышления ч/з
анализ ситуации,
поступков.

1 часть. «Я и мой отец».

Развитие речи, мышления
ч/з составление
характеристик героев.

Часовня.

2 часть. «Я приобретаю новое
знакомство».

Развитие речи ч/з ответы
на вопросы, развитие
мышления ч/з выделение
главной мысли абзацев,
выборочное чтение.

Престол.

Сатирические, юмористические
рассказы.

Городовой, конфискованный,
мировой.

Гимназия.

1

3 часть. «Знакомство продолжается».

4 часть. «Осенью».
1
2

5 часть. «Кукла».

Пересказ по плану.
Развитие мышления
ч/з анализ,
сравнительные
описания двух
девочек.
Развитие мышления ч/з
нахождение сходства в
описании природы и
состояния Маруси.

Поглощен, лютики.

Жатва, подобострастно.
Собеседник.

Внеклассное чтение. ХКК. А.Е.
Тихонова «Кустарник, живущий под
чужим именем» с. 119-120.

Расширение
кругозора ч/з
знакомство с
растительным миром
Хабаровского края.
Развитие
воображения ч/з
рисование.

Рододендрон.

М. Горький. Статья.

Развитие речи, памяти ч/з
беседу по вопросам,
выборочный пересказ.

Псевдоним.

5

М. Горький «Детство».

Развитие речевой
активности ч/з составление
характеристик по плану,
развитие выразительности
ч/з чтение по ролям.

Семишник.

4

М. Горький «В людях».

Развитие мышления ч/з
анализ поступков
героев, нахождение

Тальма, стеклярус, фасад.

1

1

сравнений,
определений для
характеристики.
Работа с
выразительными
средствами.
Внеклассное чтение. ХКК. В.
Арсеньев «Лесное предание».
Хрестоматия по ДВ лит-ре. с. 71.

Развитие кругозора,
развитие читательской
самостоятельности.
Составление отзыва о
прочитанном.

М.В. Исаковский «Детство».

Развитие воображения ч/з
устное рисование,
развитие
выразительности ч/з
чтение по ролям.

Сирота, племя.

1

Развитие речи, работа с
выразительными
средствами, развитие
памяти ч/з заучивание
наизусть.

Пожурил.

1

M.B. Исаковский «Весна».

Развитие выразительного
чтения по ролям, развитие
воображения ч/з устное
рисование.

Гребень.

3

К.Г. Паустовский «Последний
черт».

Развитие мышления ч/з
выбор высказывания,
развитие
выразительности ч/з

Рядно. Армяк.

1

1

М.В. Исаковский «Ветер»

работу с описанием
жаркого лета.

Внеклассное чтение.
1

Н.Г. Паустовский «Жильцы старого дома».

Развитие читательской
самостоятельности,
развитие мышления ч/з
выделение главной мысли,
составление плана.

М.М. Зощенко «Великие
путешественники».

Развитие читательской
самостоятельности,
точности восприятия,
развитие мышления ч/з
работу с поговорками.

Юмористические рассказы.

4

К.М. Симонов «Сын артиллериста».

Развитие мышления,
выделение главной мысли.
Работа над выразительными
средствами

Рысь, карьер, косая сажень

2

В.П.Катаев «Сын полка».

Составление плана,
пересказ по плану

Ефрейтор

В.П. Катаев «Флаг».

Развитие речевой
активности ч/з ответы на
вопросы, развитие
мышления ч/з выделение
главной мысли.

Кирха, форт, капитуляция,
кубрик.

Внеклассное чтение по рассказам М.М.
Зощенко.

Развитие читательской
самостоятельности,
обогащение словаря,
развитие речевой
активности. Отзыв о

3

2

1

рассказе
Н.И. Рыленков «Деревья», «Весна без
вещуньи кукушки».

3

1

Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке».

Ю.И. Коваль «Капитан
4

4

Клюквин».

Ю.И. Коваль «Картофельная собака».

Внеклассное чтение.
1

3

ХКК. Ю. Таранов «Неслух».
Ю.Я. Яковлев «Багульник».

Развитие мышления ч/з
выделение главной мысли,
совершенствование навыков
выразительного чтения. Работа с
выразительными средствами.

Совершенствование техники
чтения, отработка темпа,
плавности выразительного
чтения. Заучивание наизусть
Развитие речевой активности
ч/з беседу по вопросам,
развитие мышления ч/з деление
текста на части,
озаглавливание, составление
характеристик, работа с
выразительными средствами.

Черствая душа.

Увидеть, всмотреться.

Настойчивость,
заботливость,
уважительность.

Развитие точности
восприятия, юмора, развитие
речи ч/з описание по плану.

Лохматый товар

Развитие читательской
самостоятельности. Воспитание
положительных качеств.

Неслух. Закономерность.

Развитие речи ч/з составление
характеристик героев, анализ

Дюны. Сопереживание.

поступков.

3

3

1

Ф.П. Погодин «Время говорит - пора».

Развитие мышления ч/з
выделение главной мысли,
анализ поступков героев,
развитие речевой активности ч/з
ответы на вопросы, беседу,
пересказ.

Опекунство.

А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля».

Развитие мышления ч/з
выделение главной мысли,
анализ поступков, объяснение
смысла пословиц. Деление
текста на части, составление
плана, пересказ.

Своё лицо.

К.Я. Ваншенкин «Мальчишки».

Развитие речевой активности ч/з
беседу по вопросам,
совершенствование техники
чтения (соблюдение интонаций).

Это он из детства уходил.

К.Я. Ваншенкин «Снежки».
1

1

Внеклассное чтение. ХКК. В. Сысоев «В
новой семье»

Развитие э.в.с., определение
общего настроения
стихотворения, выбор
подходящих
прилагательных
Развитие читательской
самостоятельности,
привитие интересов к чтению.

Торжественное,
радостное,
озорное, трогательное.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».