Рабочая программа по русскому языку 8б класс

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор, O="
ГБОУ СО ""Березовская
школа""", CN=Массанова
Алёна Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого
документа
Дата: 2021.10.12 09:14:
35+05'00'

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 8 класса (VIII вид) разработана и
адаптирована на основе:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями и
дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ №576 от 8 июня 2015г. «О внесении изменений
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от
31.03.2014 №253»
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 359820 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для
детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
5. Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под
редакцией В. В. Воронковой. Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2017. – сб.1;
6. Учебный план ГБОУ СО «Березовская школа».
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности
учащегося, содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и
коррекционной направленности обучения и воспитания.
Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить о целях,
содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся. Программа содействует
сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для
реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных
способностей и потребностей учащегося.
Данная программа предназначена для обучающихся 8 класса (VIII вид). В соответствии с базисным
учебным планом программа рассчитана на 4ч в неделю (136 ч в год).
Главная цель обучения русскому языку специальном (коррекционном) учреждении состоит в
том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью:
сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия
звучащей речи, научить их свободно, правильно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в
жизни, как основным средством общения.
В школе для умственно отсталых детей в старших (5 – 9) классах осуществляются задачи, решаемые
в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Учащиеся должны:
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса
грамматики;
- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных
качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является
составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков,
воспитания личности.
Грамматика и правописание. В процессе изучения грамматики и правописания у школьников
развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и
пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики
направлен на коррекцию высших психических функций, учащихся с целью более успешного
осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы. В 5 – 9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся
овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при
этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и
правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение
состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и
активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания
(единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для
усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по
произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических
навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков
грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого
школьника к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения.
Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников
навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного
предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.
к. возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма
ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и
правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению
предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2 – 4 классах. Подготовительные
упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков,
работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся 5 – 9 классов
овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется
по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг
(бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого,
правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при
составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание
к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В конце учебного курса по русскому языку 8 класса

Учащиеся должны уметь:
-писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
-различать части речи;
-строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами,
сложное предложение;
-писать изложение и сочинение;
-оформлять деловые бумаги;
-пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
-части речи;
-наиболее распространенные правила правописания слов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Повторение. Предложение (8 ч.)
Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях.
Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.
Слово (18 ч.)
Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям
речи, разбор их по составу.
Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях
слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), ь, приставка пере-, единообразное
написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных
гласных.
Имя существительное (16 ч.). Основные грамматические категории имени существительного.
Склонение имен существительных.
Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа.
Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное (19 в.). Согласование имени прилагательного с именем существительным в
роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и
множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье их склонение и правописание.
Личные местоимения (13 ч.). Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание
личных местоимений.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Глагол (39 ч.). Значение глагола.
Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти.
Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение
окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов).
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ться и -тся.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Предложение (13 ч.)

Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и
второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки
препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со
сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков
препинания перед этими словами.
Связная речь
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.
Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными
произведениями).
Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»). Отзыв о
прочитанной книге.
Деловое письмо; заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, производственной
практике, о выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о
материальной помощи и др.), автобиография, анкета.
Повторение пройденного за год (9ч.)
Словарь (44 слова).
Работа со словарными словами ведется в процессе изучения всего программного материала по
русскому языку.
Абонемент, аэродром, бандероль, бюллетень, галантерея, гарнитур, гражданин, демократия,
демонстрация, искусство, капитализм, кафе, квалификация, квитанция, клиент, коловорот,
конституция, континент, кулинария, национальность, образование, операция, отечество, парашют,
пациент, пианино, почтамт, промышленность, радиоприемник, регистратура, рентген, санаторий,
секретарь, телеграф, территория, типография, фестиваль, фойе, швея, экскаватор, экспедиция,
элеватор, электростанция, эскалатор.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

1. Программы для 5-9 кл. специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. /Под ред. В.В.
Воронковой: Сб. 1. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.
2. Н.Г. Галунчикова,Э.В. Якубовская. Русский язык 8 класс: Учеб. для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2014г.
3. Рабочая тетрадь. Н.Г. Галунчикова,Э.В. Якубовская. Русский язык. 8 класс
Тематический план
№
раздела

Наименование разделов

Кол-во час

Контрольная
работа

1

Повторение. Предложение.

8

1

2

Состав слова

18

1

3

Части речи

1

_

4

Имя существительное

16

1

5

Имя прилагательное

19

1

6

Местоимение

13

1

7

Глагол

39

2

8

Предложение

13

_

9

Повторение

9

1

136

8

Итого:

Примерное календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Раздел, тема урока

колво
урок

I. Повторение. Предложение ( 8час.)
1

Простое и сложное предложение

1

2

Главные члены в простом и сложном предложениях

1

3

Простое предложение с однородными членами.

1

4

Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов

1

5

Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов

1

6

Деловое письмо. Объяснительная записка

1

7

Контрольная работа по теме «Предложение»

1

8

Анализ контрольной работы

1

II. Состав слова (18час.)
9

Однокоренные слова

1

10

Однокоренные слова. Разбор слова по составу.

1

11

Образование слов с помощью приставок, суффиксов

1

12

Правописание звонких и глухих согласных в корне.

1

13

Правописание ударных и безударных гласных в корне.

1

14

Правописание непроизносимых согласных в корне.

1

15

Правописание приставок.

1

16

Гласные и согласные в приставках.

1

17

Гласные и согласные в приставках.

1

18

Правописание слов с приставками и предлогами.

1

19

Правописание слов с приставками и предлогами

1

Примеча
ние

20

Сложные слова. Образование сложных слов

1

21

Сложные слова с соединительными гласными О и Е.

1

22

Р/р. Работа по картине И.Шевандроновой «В сельской
библиотеке».

1

23

Повторение темы «Состав слова».

1

24

Контрольный тест по теме «Сложные слова»

1

26

Работа над ошибками

1

27

Деловое письмо. Автобиография

1

28

III. Части речи. Различение частей речи

1

IV. Имя существительное (16ч.)
28

Имя существительное

1

29

Собственные и нарицательные существительные.

1

30

Существительные с шипящей на конце слова.

1

31

Существительные с шипящей на конце слова.

1

32

Склонение существительных в единственном числе

1

33

Окончания существительных в единственном числе.

1

34

Окончания существительных в единственном числе.

1

35

Падежные окончания существительных
множественного числа

1

36

Существительные с шипящей на конце

1

37

Несклоняемые существительные.

1

38

Несклоняемые существительные.

1

39

Р/р. Изложение по данным вопросам .

1

40

Закрепление темы «Имя существительное».

1

41

Контрольный диктант по теме «Имя
существительное»

1

42

Работа над ошибками

1

43

Деловое письмо. Адрес

1

V. Имя прилагательное (19ч.)
44

Имя прилагательное.

1

25.11.19

45

Согласование прилагательных с существительными

1

26

46

Родовые окончания прилагательных

1

27

47

Окончания прилагательных единственного числа

1

28

48

Окончания прилагательных единственного числа

1

2.12

49

Окончания прилагательных множественного числа

1

3.12

50

Окончания прилагательных единственного числа

1

4.12

51

Имена прилагательные на -ий, -ье, -ья, -ьи

1

5.12

52

Имена прилагательные на -ий, -ье, -ья, -ьи

1

9

53

Склонение прилагательных на -ий, -ье.

1

10

54

Склонение прилагательных на -ий, -ье.

1

11

55

Склонение прилагательных женского рода на -ья.

1

12

1

16

56

Склонение прилагательных

мн. числа на -ьи.

57

Упражнения на правописание окончаний
прилагательных

1

17

58

Упражнения на закрепление темы «Правописание
окончаний прилагательных»

1

18

59

Контрольный работа по теме «Правописание
окончаний прилагательных»

1

60

Работа над ошибками

1

61

Р/р Подготовка к сочинению по картине Н.Рериха
«Поход князя Игоря»

1

62
????????

1
Корректир урок
VI. Местоимение (13ч.)

63

Лицо и число местоимений

1

64

Склонение местоимений 1 лица

1

65

Склонение местоимений 2 лица

1

66

Склонение местоимений 3 лица

1

67

Склонение местоимений 1, 2, 3 лица

1

68

Упражнения в правописании местоимений

1

69

Правописание предлогов с местоимениями

1

70

Правописание предлогов с местоимениями

1

71

Обобщение по теме «Склонение местоимений»

1

72

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1

73

Работа над ошибками

1

74

Р/р Сочинение по опорным словам

1

75

Деловое письмо. Заявление.

1

VII. Глагол (39ч.)
76

Глагол. Роль глаголов в речи.

1

77

Неопределённая форма глагола.

1

78

Правописание шипящих на конце слова.

1

79

Изменение глаголов по временам

1

80

Прошедшее время глагола. Род и число.

1

81

Не с глаголами.

1

82

Изменение глаголов по лицам и числам.

1

83

Изменение глаголов по лицам и числам.

1

84

Глаголы 2-го лица единственного числа.

1

85

Глаголы 2-го лица единственного числа.

1

86

Глаголы 3-го лица.

1

87

Правописание глаголов на -ться, -тся.

1

88

Правописание глаголов на -ться, -тся.

1

89

Упражнения на правописание глаголов на –тся, -ться

1

90

Р/р Обучение краткому пересказу текста

1

91

Упражнения на правописание окончаний глаголов.

1

92

Закрепление темы «Правописание окончаний
глаголов».

1

93

Контрольный диктант по теме «Правописание
глаголов на -тся, -ться.

1

94

Работа над ошибками

1

95

Изменение глаголов по лицам и числам.

1

96

Изменение глаголов по лицам и числам.

1

97

I-е и II-е спряжение глаголов.

1

98

Ударные и безударные личные окончания глаголов.

1

99

Проверка безударных личных окончаний глаголов

1

100

II-е спряжение глагола.

1

101

I-е спряжение глагола.

1

102

Различение глаголов I-го и II-го спряжения.

1

103

Различение глаголов I-го и II-го спряжения.

1

104

Глаголы на –им, -ем; -ешь, -ишь.

1

105

Различение глаголов 2-го и 3-го лица (-ишь, -ешь; -ит, ет.)

1

106

Различение безударных окончаний глаголов 3-го лица
(-ит и –ет, -ат(-ят) и –ут(-ют))

1

107

Деловое письмо. Ответ на открытое письмо в
стенгазету

1

108

Способы проверки безударных окончаний глагола.

1

109

Способы проверки безударных окончаний глагола.

1

110

Обобщение по теме «Окончания глаголов 1-2
спряжения»

1

111

Контрольный диктант по теме «Окончания глаголов
1-2 спряжения»

1

112

Работа над ошибками

1

113

Р/р. Сочинение по данному плану.

1

114

Деловое письмо. Анкета.

1

VIII. Предложение (13ч.)
115

Предложение нераспространённое и распространённое.

1

116

Предложение нераспространённое и распространённое.

1

117

Запятая при однородных членах предложения.

1

118

Запятая при однородных членах предложения

1

119

Нераспространённые и распространённые однородные
члены предложения.

1

120

Обращение.

1

121

Знаки препинания при обращении

1

122

Вопросительные и восклицательные предложения.

1

123

Сложные предложения. Знаки препинания.

1

124

Союзы и союзные слова в сложном предложении.

1

125

Союзы и союзные слова в сложном предложении.

1

126

Упражнения в правописании сложного предложения.

1

127

Обобщение по теме: «Знаки препинания в
предложении»

1

IX. Повторение (9ч.)
128

Личные окончания глаголов

1

129

Однородные члены предложения

1

130

Итоговая контрольная работа

1

131

Работа над ошибками

1

132

Деловое письмо. Объявление.

1

133

Сложные предложения с союзами и союзными словами

1

134

Сложные предложения с союзами и союзными словами

1

135

Знаки препинания в сложном предложении

1

136

Итоговый урок

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».