Рабочая программа по мир профессий 9 класс

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор, O="
ГБОУ СО ""Березовская
школа""", CN=Массанова
Алёна Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Дата: 2021.10.19 13:42:
45+05'00'

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана на основе:
1.

Постановление от 10.07.2015г №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с
изменениями.
2.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации

от 30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.
3598-20

«Санитарно-эпидемиологические

организации

работы

образовательных

требования
организаций

к
и

устройству,
других

содержанию

объектов

и

социальной

инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19)».
3.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 N 253 «Об утверждении

федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования».
4.
Приказ Министерства образования и науки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О
внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253".
5.
Учебного плана ГКОУ СО Березовская школа».

Программа включает
цели и
задачи
предмета
«Технология»,
общую характеристику учебного курса, личностные, метапредметные и предметные
результаты его освоения, содержание курса, тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности. Функции программы по учебному предмету
«Технология»:
 нормирование учебного процесса, обеспечивающее в рамках необходимого объёма
изучаемого материала чёткую дифференциацию по разделам и темам учебного
предмета;
 плановое
построение содержания учебного
процесса,
включающее
планирование последовательности освоения технологии в основной школе,
учитывающее увеличение сложности материала, исходя из возрастных особенностей
обучающихся;
 общеметодическое руководство учебным процессом.
Рабочая программа составлена с учётом полученных обучающимися при обучении
в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.

В концепции модернизации Российского образования до 2016 г. говорится, что
одной из важнейших задач воспитания является «формирование у школьников
способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
Составной частью социализации является профессиональное самоопределение. Умение
анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности
и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из
ключевых компетенции выпускника современной общеобразовательной школы. В
современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры,
сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование
осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально производственным условиям. Поэтому при проведении профориентационной работы
важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и
определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно нравственнойориентации.
Профориентация в программе рассматривается как система воспитательных социальнопсихологических и обучающих мероприятий, способствующих
свободному
профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного
динамичного рынка труда. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс,
внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Профессиональное самоопределение рассматривается здесь как важная часть
социализации.
Цель
программы:
содействовать
становлению
профессионального
самоопределения учащихся и воспитанников и обогащению их знаний, умений и
навыков
в
выборе жизненного и
профессионального
пути
на
основе
целенаправленной педагогической деятельности. Для достижения цели необходимо
решить следующие задачи:
1. Повышение уровня психологической компетенции учащихся и воспитанников
посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями,
пробуждения потребности в самосовершенствовании.
2. Формирование у школьников и воспитанников положительного отношения к себе,
чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих
способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
3. Ознакомление учащихся и воспитанников со спецификой профессиональной
деятельности города Екатеринбурга, новыми формами организации труда в
условиях безработицы и конкуренции.
4. Активное привлечение к деятельности в рамках программы всех участников
педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся.
Актуальность.
Жизненный
выбор,
социальное
и
профессиональное
самоопределение
очень трудный и ответственный момент в жизни каждого молодого человека. В
современных условиях профессиональное самоопределение затруднено рядом новых
обстоятельств:
 Отсутствует ясный образ социального будущего;
 Изменился и сократился «набор» доступных, известных и реально
существующих профессий, изменилась
престижность
различных

профессий в обществе, изменилось содержание давно существующих
профессий;
 Исчезли многие из существовавших прежде источников информации о мире
профессий
(перестали
снимать
фильмы
и телепередачи на
производственную тематику, закрылись фабрики и заводы);
 наличии неосведомленность старшеклассников о мире профессии вообще, о
конкретном содержании даже известных им видов профессиональной
деятельности
Но особую сложность при выборе дальнейшего профессионального определения
испытывают категории детей, которые принято считать «оказавшимися в трудной
жизненной ситуации»: дети-инвалиды, дети из неполных семей, дети группы риска.
Поэтому профессиональная работа с такими детьми строится с учетом их
особенностей и направлена не столько на конкретную профориентацию, сколько на
формирование психологической готовности к самостоятельной жизни, развитие у них
социальной компетенции, развитие социальной активности, принятию на себя
ответственности за свое будущее, на трудовой образ жизни вообще. Следовательно,
необходимо проектировать и создавать специальные условия, требующие и дающие
возможность ребенку проявить свои лучшие, социально одобряемые качества.
К таким условиям относятся:
 Развитие самоуправления на уровне организации собственной жизни
подростков.
 Реализация различных творческих проектов, построенных на основе
использования существующих полезных навыков – мелкий ремонт,
помощь в быту, забота о младших и пожилых, спортивные мероприятия и
т.п.
Экскурсии на различные предприятия, где можно видеть профессионализм в
действии. Включение детей и подростков в реальные трудовые дела с видимым
результатом – озеленение, уборка территории, ремонт.
Встречи с «состоявшимися» людьми-профессионалами высокого уровня.
Просветительские мероприятия. Возможность планирования и самоорганизации
собственного времени.
Профориентационная работа в школе направлена на развитие интересов,
корректировку ценностей, мотивов и формирование целей. В этом контексте большая
роль в профориентационной работе отводится изучению личности школьника.
Необходимо вовремя выявить, какими ценностными ориентациями руководствуется
старшеклассник, каковы его мотивы выбора профессии, способности, профессиональные
интересы.
Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим
направлениям:
1. профессиональное
просвещение,
включающее
профинформацию,
профессиональную пропаганду и профагитацию.
2. Профессиональная диагностика –изучение личности школьника в целях
профориентации. В
процессе
профдиагностики
изучают
характерные
особенности личности: потребности, ценностные ориентации, интересы,
способности, склонности, мотивы, профессиональную направленность.

3. Профессиональная консультация имеет целью установление соответствия
индивидуальных личностных особенностей специфическим требованиям той или
иной профессии.
4. Профессиональный отбор, как правило, осуществляется вне школы в специальных
лабораториях и по преимуществу к тем профессиям, которые связаны с
условиями максимальной трудности. Цель профессионального отбора –
выявление пригодности человека к конкретному труду.
5. Социально-профессиональная адаптация представляет собой активный процесс
приспособления молодого человека к новому социальному окружению, условиям
труда и особенностями конкретной специализации. Успешность профессиональной
адаптации –один из главных критериев правильного выбора профессии, оценка
эффективности всей профориентационной работы.
6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у
учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его.
Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной
профессиональной деятельности. Именно на уроке педагог сообщает учащимся
определенные знания о профессиях; раскрывает социальные, экономические и
психологические стороны профессий; информирует учащихся о путях овладения
избранными
профессиями;
формирует ценностные
ориентации,
стойкие
профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех профориентационной
работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный
материал с программным, сформировать положительное отношение у старшеклассников к
тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения. Вне
урока возможна организация бесед, экскурсий, встреч с представителями той или иной
профессии.
При этом педагогическая деятельность направлена на:
• формирование добросовестного отношения к труду, понимание роли труда в жизни
• человека и общества, развитие интереса к трудовой деятельности;
• актуализацию и развитие интересов, склонностей и способностей школьников;
• создание поля самоактуализации детей и младших подростков в различных сферах
• деятельности;
• формирование потребности школьников в профессиональном самоопределении.
•
•
•
•
•
•
•

информирование о профессиях, перспективах профессионального роста и
мастерства;
ознакомление с правилами выбора профессии;
помощь подросткам в формулировке конкретных личностных задач
самоопределения и в сфере профессиональной жизнедеятельности в соответствии с
личностными потребностями;
психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей
школы (9-го класса) для получения ими полного среднего образования;
определение предрасположенности учеников к направлениям деятельности в
условиях предпрофильной подготовки;
формирование у школьников навыков эффективного взаимодействия и
способности к рефлексии;

•

способствовать готовности выпускников школы к обоснованному выбору
профессии, карьеры жизненного пути с учетом их склонностей, способностей,
состояния
здоровья и
потребностей
рынка
труда,
способствовать
профессиональному
самоопределению
выпускников.
Направления
профориентационной работы:
1.Учебная, информационная и организационная работа.
• Выполнение соответствующих требований программ предметов федеральной части
базисного учебного плана.
• Предпрофильная подготовка, активное использование элективных курсов.
• Проведение тематических классных часов, бесед, игр, викторин и т.д.
Вовлечение школьников в деятельность кружков, клубов, студий, факультативов,
детских организаций в школе и в учреждении дополнительного образования.
• Вовлечение школьников в разнообразную коллективную творческую деятельность.
Проведение встреч с родителями, как с профессионалами в тех или иных сферах
труда.
• Изучение технологических основ производственной деятельности на уроках
технологии.
• Организация различных видов познавательной, трудовой деятельности.
• Трудовая деятельность в каникулярное время.
• Ознакомление с картой муниципальной и областной образовательной сети,
возможностями при выборе продолжения образования в профессиональных ОУ.
• Система многоплановых мероприятий по профориентации с участием учителей,
родителей, представителей службы занятости, предприятий, учебных заведений.
• Знакомство выпускников с реальной ситуацией на рынке труда.
2.Психолого-педагогическая диагностика, консультирование.
Важным звеном в профориентационной работе школы является работа
с родителями.
Проблемы профессионального самоопределения старшеклассников нередко являются
следствием их личностной незрелости, в основе которого лежат трудности семейного
воспитания –непонимание родителей своих задач в отношении взрослеющих детей,
склонность родителей к авторитарному давлению и к гиперопеке, что тормозит развитие
личности, и главное мешает профессиональному самоопределению. Родители обычно
принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов
своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования
представляет трудную задачу как для самих учащихся, так и их родителей. Попытки
родителей ускорить, форсировать процесс профессионального самоопределения путем
прямого психологического нажима, как правило, дают отрицательные результаты,
вызывая у детей рост тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого
самоопределения, нежелания вообще что-либо выбирать. Представления родителей
о “правильном” выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже
прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в
появлении на рынке труда большого количества новых профессий. Не всегда родители
знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы
основываются на “престижности” той или иной профессии. Зачастую родители

современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях,
находятся в ситуации тотального неуспеха.
Ожидаемые результаты:
 сформированность мотивационно потребностной сферы личности, наличие
 развитых интересов, склонностей и способностей;
 самоопределение выпускника школы;
 ориентированность выпускника в поле профессионального выбора в
условиях
 реального и потенциального рынка труда и образования.
 Эффективность.
Главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера
сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в СПТУ,
техникумы и вузы по профессиям, отвечающим актуальным потребностям села,
района, региона, общества в целом.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по
курсу профессиональное самоопределение
Учащиеся должны знать:
 социальную и личностную значимость правильного профессионального
самоопределения
 ситуацию выбора профессии;
 возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора
профессии;
 понятие о профессиях, специальностях, должностях;
 отрасли экономики;
 способы классификации профессий, понятия о психологических особенностях
личности, связанных с выбором профессии;
 сущность и этапы выполнения профессиональных проб;
 требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Мой выбор»;
 значение труда в жизни человека и общества; 
современные
формы
организации труда;
 потребность в рынке труда города Екатеринбурга.
Учащиеся должны уметь:









анализировать профессиональную
деятельность по основным признакам;
составлять формулу профессии;
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной
профессии;
составлять план подготовки к профессиональному самоопределению;
анализировать профессиограммы и психограммы;
выполнять профессиональные пробы;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования
и возможностях трудоустройства;




выполнять и защищать творческий проект «Мой выбор»;
заполнять
карту
самоконтроля
готовности
к
самоопределению.

профессиональному

Календарно-тематическое планирование (поурочное) курса профессиональное
самоопределение в 9 классе

сентябрь

1
2
3

4
октябрь

5
6

7
8

ноябрь

9
10
11
12

декабрь

13.
14.
15.
16.

Разделы, темы урока
Введение (1ч.) Цели и задачи курса
Мир профессий (2ч.) Профессия и карьера.
Классификация профессий
Профессия, специальность, должность. Значение,
ситуация и правила выбора профессии. Составление
профессиограммы. Внутренний мир человека и
система представлений о себе (2ч.)
Структура личности. Сущность концепции «Я»
Самооценка и её роль в профессиональном
самоопределении личности
Профессиональные интересы и склонности (2ч.) Общие
представления о склонностях и интересах. Учет
интересов и склонностей при выборе профессии
Определение профессиональных склонностей
Способности, условия их проявления и развития (2ч.)
Способности, задатки и индивидуальные различия
людей.
Развитие
способностей.
Общие
и
специальные способности.
Деятельность как важнейшее условие проявления и
развития способностей
Природные свойства нервной системы (5ч.)
Природные
свойства
нервной системы
в
профессиональной деятельности.
Темперамент и его влияние на выбор профессии.
Определение типа темперамента
Характер и его проявления в деятельности.
Определение черт характера.
Понятие о воле. Волевые качества личности в
профессиональной деятельности.
Виды и роль эмоций и жизни человека. Влияние
эмоций
на
познавательные процессы и
деятельность. Психические процессы и их роль
профессиональной деятельности (5ч.)
Общая характеристика психических процессов.
Совершенствование психических процессов
Память. Виды и особенности памяти. Развитие памяти,
способность к запоминанию

январь

17
18
19
20

февраль

21
22
23
24

март

25
26
27
28

апрель

29
30
31
32

май

33
34

Восприятие и воображение, их виды и
свойства. Развитие пространственного восприятия
и воображения
Мышление. Виды мышления. Определение типа
мышления. Развитие мышления. Внимание. Функции и
виды внимания. Развитие внимания, способность быть
внимательным
Мотивы, ценностные ориентации и их роль в
профессиональном самоопределении (2ч.)
Мотивы и ценностные ориентации. Значение
мотивов деятельности и ценностных ориентаций в
профессиональном самоопределении. Определение
ведущих мотивов деятельности Профессиональные и
жизненные планы, профессиональная
Здоровье и выбор профессии (2ч.)
Понятие о взаимосвязи здоровья и выбор
профессии. Важнейшие характеристики здоровья
человека. Выявление индексов здоровья, координации
движения,
глазомера
Отрасли
общественного
производства. Профессии, специальности, должности
(2ч.) Классификация профессий по отраслям,
предметам, целям орудиям и условиям труда в городе
Екатеринбурге. Необходимые профессии в городе
Екатеринбурге. Формула профессии
Профессиональная
проба,
её
роль
в
профессиональном самоопределении (2ч.)
Роль профессиональных проб в
профессиональном самоопределении. Выявление
профессиональных интересов учащихся с
помощью ОПГ Творческий проект «Мой выбор»
(3ч.)
Работа над темой, документацией и оформление
творческого проекта «Моя профессия в моем городе»
Защита проекта «Моя профессия в моем городе»
Защита проекта (продолжение)
Экскурсии на производство города Екатеринбурга


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».