Рабочая программа по географии 5а класс

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор, O="
ГБОУ СО ""Березовская
школа""",
CN=Массанова Алёна
Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого
документа
Дата: 2021.10.12 09:12:
08+05'00'

1. Пояснительная записка
1.
2.

3.

4.

5.
6.
7.
8.

Рабочая программа составлена на основе:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»),
Приказ Минобрнауки России №253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.
3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19)».
Постановление от 10.07.2015г №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15»
Примерные программы по учебным предметам. М., Просвещение, 2011 год. Серия
«Стандарты второго поколения»;
Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. - 2-е изд.,
перераб. - М.: Просвещение, 2011.- 75с. - (Стандарты второго поколения).
География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы:
пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К.
Липкина. - М.: Просвещение, 2011. - 144с.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов
линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.
Рабочая программа по географии составлена на основе:
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего
образования второго поколения;
- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной
(обязательной) части учебного курса;
- программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального
общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности
обучающихся.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования
трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в
единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного
знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве)
человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных
географических условиях;

- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно – общественных
территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план,
карта и тд.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими,
демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально
ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития
природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных,
экологических, социально – экономических , политических процессов, протекающих в
географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации
человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому
развитию территорий.
Цели географии:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях (планета в
целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с
учетом исторических факторов;
- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических
процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных,
коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное
поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих
ценностей, связанных с пониманием значимости
географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни
на Земле;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные
достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование
приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического
пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных
способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных
потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально –
коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы,
проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в
связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем
адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения,
природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости,
ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их
пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для
устойчивого развития страны;

- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а
также, формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической
деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к
частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено
взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно –
деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи
глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся
включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте
учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее
виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать
в сотрудничестве ( паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной
форме, вступать в диалог и т.д.
Содержание курса географии 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о
неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах
оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических
знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения
человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле
как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца;
о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.
Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в
опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с
математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые
вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
География в основной школе изучается с 5 класса. Общее число учебных часов в 5 классе 35
часов (1 час в неделю), в 6 классе отводится 35 часов из базисного плана.
В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего
образования предшествует курс « Окружающий мир», включающий определенные географические
сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения
общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в
системе непрерывного географического образования и является основой для последующей
уровневой и профильной дифференциации.
2.Коррекционная направленность.
Адаптированная программа по географии составлена на основе Фундаментального ядра
содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной
программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, с учѐтом преемственности с
примерными программами для основного общего образования по географии.
В ней также учитываются доминирующие идеи и положения программы развития и
формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые
обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств

личности и способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального
общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности
обучающихся.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в
образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное
распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию
современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение
географических знаний.
Отбор содержания проведѐн с учѐтом культуросообразного подхода, в соответствии с
которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной,
нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного
здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к
частному с учѐтом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено
взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического,
личностно- деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного
подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу
которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся
включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие еѐ виды, как
умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в
группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог
и т. д.
Целью адаптированной рабочей программы по географии является обеспечение прочных и
сознательных географических знаний, умений и навыков, необходимых учащимся с ЗПР в
повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих коррекционных задач:
- развивать общеучебные умения и знания;
- через обучение географии повышать уровень общего развития учащихся с ОВЗ и по
возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и
личностных качеств;
- способствовать развитию и коррекции мыслительных процессов, включающих
сравнение, анализ, синтез, обобщение и классификацию;
- развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление и воображение, точность
и глазомер;
- способствовать развитию и коррекции речи учащихся, обогащая словарный запас
- формировать умение использовать в речи новую лексику;
- воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность,
настойчивость,трудолюбие, самостоятельность;
- прививать обучающимся навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу
идоводить начатое дело до завершения;
- определение особенностей организации образовательной деятельности для категории
обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой речевого
нарушенияразвития и степенью его выраженности;
- коррекция индивидуальных недостатков речевого развития, нормализация и

совершенствование учебной деятельности, формирование общих способностей к учению.
Для реализации намеченной цели и задач, обеспечения качественного усвоения материала,
для активизации мыслительной и познавательной деятельности, для развития логического
мышления, речи, применяются различные методы и приѐмы личностно – ориентированного,
развивающего, коррекционно-развивающего, деятельностного, диалогического обучения, а также
ИКТ.
Коррекционно-развивающая модель обучения способствуют работе всех высших
психических функций (мышления, памяти, речи, восприятия, внимания), направленные на
решение поставленных целей и задач урока. Учитель выступает не в роли основного источника
информации (объяснительно-иллюстративный рассказ), а в роли организатора эффективных
условий обучения, который применяет различные дидактические приемы, коррекционноразвивающие упражнения и разнообразные виды деятельности на уроках. Коррекционноразвивающие занятия имеют большое значение для развития устной и письменной речи
учащихся. В процессе их выполнения обогащается словарь учащихся, они отвечают на вопросы и
формулируют их, им приходиться планировать предстоящие действия и составлять словесные
ответы.
География является школьным предметом с большим образовательным и
мировоззренческим потенциалом. Учитель географии имеет широкие возможности для
использования самых разнообразных методов и видов деятельности на уроках. От методов
работы на уроке, выбранных учителем, во многом зависит усвоение содержания образования.
Каждый метод можно рассматривать как совокупность приемов деятельности учителя и
учащихся.
Методы и приемы:
 Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
 Наглядные методы: демонстрация натуральных объектов, ТОО, таблиц, схем,
иллюстраций ит.п.
 Практические методы.
 Объяснительно-иллюстративный метод (учитель объясняет, а дети воспринимают,
осознают ификсируют в памяти).
 Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации).
 Метод проблемного изложения (учитель ставит проблему и показывает
путь еерешения).
 Частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).
 Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
 Создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа
Большое значение имеет сочетание разных методов на различных этапах урока. Методы,
выбранные соответственно содержанию, возрасту, особенностям познавательной деятельности
учащихся с нарушениями речи обеспечивают эффективное обучение. Под этим понимается
непросто овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и развитие и коррекция их
личности.
От эффективности применяемых на уроках географии методов и приемов коррекционноразвивающего обучения в большей мере зависит развитие высших психических функций детей
(мышления, памяти, речи, внимания, восприятия). Чтобы учащиеся хорошо усваивали
географические знания, умения и навыки надо для них создать условия работы на уроке
(наглядные пособия, карточки, карты-опоры, схемы, таблицы с математическими названиями,
объемные пособия и др.), а также подобрать такие методы и приемы, которые способствуют
преодолению возникающих трудностей в процессе изучения географии.
На уроках географии широко используется метод практических работ, который
способствует развитию и коррекции, мышления, памяти, внимания, речи, внимания, моторики,
пространственной ориентировки и активизации познавательной деятельности. Примерами таких
работ являются: работа с таблицами, схемами, работы по изготовлению макетов и моделей
геометрических фигур и др. Такие работы позволяют формировать у детей с ЗПР более прочные
знания по предмету и способствуют овладению практическими умениями и навыками, которые

необходимы им для самостоятельной жизни.
В коррекционно-развивающем обучении большая роль принадлежит использованию
приемов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с нарушениями
интеллекта.
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении – это всестороннее развитие
личности ребенка, сознательный и активный характер обучения, наглядность и предметность в
обучении, и практическая направленность учебных занятий. При этом можно достичь
определенного прогресса в решении педагогических задач по формированию представлений об
окружающем мире, предупредить механическое за поминание материала.
Разработанные технологии коррекционно-развивающего обучения, применяемые на уроках
математики,
способствуют
развитию
познавательной
деятельности
учащихся
с
интеллектуальным недоразвитием, формируют географические представления и понятия, а также
пространственное восприятие мира, стимулируют компенсаторные процессы развития учащихся
с нарушениямиинтеллекта и позволяют формировать у них новые положительные качества.
Таким образом, систематическое применение специально разработанных коррекционноразвивающих упражнений, приемов, игр и занятий на различных методах обучения географии
исправляют недостатки психофизического развития учащихся с нарушениями интеллекта и в
значительной степени сглаживают (возмещают, уравнивают) их нарушенные функции в
результате которого происходит повышение их жизненной компетентности.
В основу обучения учащихся с ЗПР по адаптированной программе положены
следующие принципы:
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся;
- учет типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- коррекционная направленность образовательной деятельности;
- развивающая направленность образовательной деятельности, развитие личности и
расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей обучающегося;
- онтогенетический принцип;
- принцип
комплексного
подхода,
использования
в
полном
объеме
реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных
потребностей, обучающихся;
- принцип преемственности;
- принцип целостности содержания образования (в основе содержания образования
не понятие предмета, а понятие предметной области);
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с ЗПР всеми видами доступной им деятельности,
способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
- переноса усвоенных знаний, умений, и навыков, и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
В основу разработки адаптированной рабочей программы по географии обучающихся с
задержкой психического развития заложены дифференцированный, деятельностный,
компетентностный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей
обцчающихся с ОВЗ, обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Системно-деятельностный подход предполагает развитие на основе освоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его
активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию;

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей
образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки
образовательных результатов.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей
этих обучающихся, которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом,
характером нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в
неоднородности по возможностям освоения содержания образования. АООП создается в
соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС ООО, обучающихся с ОВЗ
требованиями к: структуре образовательной программы; условиям реализации образовательной
программы; результатам образования. Применение дифференцированного подхода обеспечивает
разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического
творчества, создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую
логопедическую коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.
Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с ЗПР ООО определяется характером организации доступной им деятельности.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как
процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающей овладение ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования
социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта
разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в
изучаемых предметных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения; создание условий для общекультурного
и личностного развития обучающихся с ЗПР на основе формирования универсальных учебных
действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний,
умений и навыков, позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и
социальной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем
собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая обеспечивает:
тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок
овладенияучебными знаниями, действиями, умениями и навыками.
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей
образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки
образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
— Смысл образования заключается в развитие у учащихся способности самостоятельно
решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования
социального опыта, элементом которого является и собственный опыт.
— Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный
опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных
проблем.
— Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для
формирования
у
учащихся
опыта
самостоятельного
решения
познавательных,
коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих
содержание образования.
—
Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности,
достигнутых учащимися на определѐнном этапе обучения.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга
знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система
методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура
соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.
Создание специальных педагогических условий

Важным условием успешной коррекции и компенсации недостатков в психическом
развитии детей с ОВЗ является адекватность педагогического воздействия, которое возможно
при правильно организованных условиях, методах обучения, соответствующих индивидуальным
особенностям ребенка.
Основной задачей в обучении рассматриваемой категории детей является создание условий
для успешной учебной и внеклассной деятельности как средства коррекции их личности,
формирования положительных устремлений и мотиваций поведения, обогащения новым
положительным опытом отношений с окружающим миром.
Специальными педагогическими условиями являются:
Коррекционная работа по нормализации познавательной деятельности обучающихся
данной категории осуществляется на всех уроках математики .
Организуется система внеклассной работы, направленной на повышение уровня развития
обучающихся, развитие познавательного интереса, преодоления трудностей усвоения материала
по математике.
Создается благоприятная обстановка на уроках, щадящий режим через акцентирование
внимания на хороших оценках; ориентировку более на позитивное, чем негативное;
использование вербальных поощрений.
 Обучение в процессе деятельности всех видов – игровой, трудовой, предметнопрактической, учебной путем изменения способов подачи информации, особой подачи
предъявления учебных заданий
Для снятия усталости и напряжения необходимо чередовать занятия и физкультурные
паузы.
Обязательным условием урока является четкое обобщение каждого его этапа (проверка
выполнения задания, объяснение нового, закрепление материала и т.д.). Новый учебный
материал также следует объяснять по частям.
Вопросы учителя и инструкции должны быть сформулированы четко и ясно.
Необходимо уделять большое внимание работе по предупреждению ошибок: возникшие
ошибки не просто исправлять, а обязательно разбирать совместно с учеником.
Формировать навыки последовательного выполнения практических и умственных
действий, необходимых для усвоения знаний: поэтапно разъяснять; учить последовательно
выполнять задания, повторять инструкции; осуществлять поэтапную проверку задач, примеров,
упражнений.
Значительное время необходимо отводить на обучение выполнять инструкцию с
несколькими заданиями. У детей с ОВЗ может иметь место утеря одного из звеньев инструкции,
поэтому надо приучать их внимательно слушать инструкцию, пытаться представить ее себе и
запомнить, что следует делать.
Учитывая индивидуальный темп выполнения заданий предоставлять дополнительное время
для завершения задания; предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания.
Для самостоятельной работы необходима индивидуализация заданий, с разработанным
дидактическим материалом различной степени трудности и с различным объемом помощи:
задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения; задания
тренировочного характера, аналогичные образцу; задания контрольного характера и т.д.
 Наглядное подкрепление информации, инструкций
Картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки»,
графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером
затруднений при усвоении учебного материала;
Планы - алгоритмы с указанием последовательности операций и т.д.
Специальные педагогические средства для обучающихся с ЗПР
1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить
ученику субъективное переживание успеха при определенный усилиях. Трудность заданий

должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребѐнка.
2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке
обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом
переключаются с предыдущей деятельности.
3. Не нужно ставить ребѐнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа,
обязательно дать некоторое время для обдумывания.
4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени
большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их
постепенно.
5. Не требовать от ребѐнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить
ответить его через некоторое время.
6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать обучающегося на какиелибо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
7. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на
уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объѐм восприятия снижен.
8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового,
кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
9. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно
находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
10. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и
количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых
заданий.
11. Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать
кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления,
проводить равномерные включения в урок динамических пауз (примерно через 10 минут).
12. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться
активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
13. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед
зданиями, применять особую интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки,
музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).
14. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования,
жетоны, фишки, наклейки и др.). Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.
15. Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии,
поддерживать атмосферу доброжелательности.
16. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с
многократным повтором основных моментов.
17. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их
особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворѐнности и чувство уверенности
в своих силах.
18. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках
общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.
19. На уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание
коррекции всех видов деятельности детей.
20. Создавать систему доверительных отношений со взрослыми.
Коррекционные педагогические приемы для обучающихся с ЗПР обучающихся в
инклюзии
Работа в классе
 Альтернативные замещения письменных заданий (рисование, моделирование из
картона,работа с готовыми чертежами).
 Четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся.
 Акцентирование внимания на задании.
 Предоставление альтернативы объемным письменным заданиям
 Близость учеников к учителю (не дальше 3 парты).
 Предоставление краткого содержания глав учебников.

 Использование маркеров для выделения важной информации.
 Использование заданий с пропущенными словами, тестовая форма заданий с
выбором ответов
 Предоставление учащимся списка вопросов к задаче до чтения текста.
 Указание номеров страниц для нахождения верных ответов.
 Сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий.
 Сокращенные тесты для контроля и коррекции знаний и умений
 Сохранение достаточного пространства между партами.
Обучение и задания
 Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
 Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
 Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных
карточек.
 Использование указаний, как в устной, так и письменной форме.
 Поэтапное разъяснение заданий.
 Последовательное выполнение заданий.
 Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
 Обеспечение аудио - визуальными техническими средствами обучения.
 Демонстрация уже выполненного задания
 Близость к учащимся во время объяснения задания.
 Перемена видов деятельности
 Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
 Чередование занятий и физкультурных пауз.
 Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
 Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
 Письменные задания.
 Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
 Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
 Обеспечение школьника с ограниченными возможностями здоровья копией
конспекта других учащихся или записями учителя, а также карт-схем по темам.
Оценка достижений и знаний
 Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и
затраченнымиусилиями.
 Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
 Оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями.
 Акцентирование внимания на хороших оценках.
 Использование дополнительной системы оценок достижений учащихся.
Организация учебного процесса
 Распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из
учеников могподать пример другому.
 Обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать.
 Использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах.
 Использование поощрений для учащихся,
которые
выполняют
правила
(например,похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши).
 Свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более
напозитивное, чем негативное.
 Составление индивидуальных планов, позитивно ориентированных и учитывающих
навыкии умения школьника.
 Разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его

поведениеявляется недопустимым на данный момент.
 Игнорирование незначительных поведенческих нарушений.
3. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса «География. Природа и люди»
Учащиеся научатся понимать:
 значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей;
 результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий;
 основные источники географической информации, методы изучения Земли;
 географические следствия движений Земли вокруг своей оси, Солнца
 различия между планом местности, картой, глобусом, современные способы создания
карт; как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли,
произошли основные расы;
 состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них;
 изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием человеческой деятельности;
 географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.
Учащиеся получат возможность научиться:
 показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической
карте мира, карте океанов, глобусу географические объекты, обозначать и надписывать
географические объекты на контурной карте;
 давать описание существенных признаков географических объектов и явлений;
 находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана,
статистических материалов, справочников, научно-популярной литературы, Интернета;
 приводить примеры:
 развития представлений человека о Земле;
 крупнейших по площади и населению стран;
 крупнейших рас и народов мира;
 крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности;
 адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей
среды; влияния природы на формирование культуры людей;
 источников загрязнения сфер Земли;
 использования и охраны природных ресурсов;
 составлять:
 простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи;
 описание образа природных объектов;
 описание природных объектов по типовому плану;
 описание природных явлений и процессов (погода, климат, течение, природные зоны,
тепловые пояса, ветры, природно-культурные и социально-экономические явления) по
картам, наблюдениям, статистическим показателям;
 определять:
 на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты, географические
координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в коллекции);
 применять:
 приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной
форме;
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для
ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт
различного содержания;
 учета фенологических изменений в природе своей местности;
 проведения простейших наблюдений за отдельными географическими объектами;
 наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы, горных пород в своей
местности;



 определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов
своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений;
 решения практических задач по определению качества окружающей среды своей
местности, ее использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер
в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
 самостоятельного поиска географической информации на местности из различных
источников: статистических, картографических, геоинформационных
Оценивать:
 роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично;
 универсальное значение природы.

4.Особенности оценивания предметных результатов.
Промежуточная аттестация на уровне ООО проводится в соответствии с Законом Российской
Федерации «Об образовании», требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, предъявляемыми Федеральным государственным
образовательным стандартом, школьным «Положением о формах, периодичности порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» (пр. №116 от 01.09.2015 г.).
Основные виды контроля:
 Стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года (или перед
изучением новых крупных разделов). Носит диагностический характер. Цель стартового
контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания,
умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью;
 Промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса) в конце четверти;
проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических
результатов или выполненных операций с образцом;
 Контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной
оценки портфолио);
 Итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов в
конце учебного года.
Формы контроля:
 Стартовые диагностические работы на начало учебного года;
 Стандартизированные письменные и устные работы;
 Комплексные диагностики метапредметных и личностных результатов на начало и конец
учебного года;
 Самоанализ и самооценка;
 Индивидуальные накопительные портфолио обучающихся
 практические работы;
 защита учебно-исследовательских работ и проектов, творческих проектов;
 тестирование, в том числе с использованием контрольно-измерительных материалов,
информационно-коммуникационных технологий.
Система оценки предметных результатов освоения географии с учетом уровневого подхода, принятого в
Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей
системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися.
Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него
как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Уровни освоения учебных достижений учащихся:
В ходе оценивания для описания достижений учащихся используются следующие уровни.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с
опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач. Достижению базового уровня
соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»). Превышение
базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного

произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности)
интересов:
Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка«4»);
Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Система оценки включает следующие процедуры: стартовую диагностику, текущий и тематический
контроль, итоговый контроль.
Преобладающими формами текущего контроля являются: географический диктант, устный опрос,
работа
по
карточкам,
обучающая
практическая
работа,
работа
с
контурными
картами. Тематический контроль проверяет степень усвоение материала по изученному разделу.
Основные формы тематического контроля, предусмотренные в рабочей программе, - это итоговая
практическая работа, тестирование. Итоговый контроль проводится в конце учебного года,
накануне перевода в следующий класс. Его задача - зафиксировать уровень обученности ученика.
Итоговый контроль проводится в форме теста.
Оценка проверочных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
 выполнил работу без ошибок и недочетов или допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
 не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
 не более двух грубых ошибок; не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного
недочета;
 или не более двух-трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
 или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
 допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть
выставлена оценка "3";
 или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
 Не приступал к выполнению работы;
 Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена
нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,
предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для
выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения
практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации
материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и
самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не
влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при
характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем
источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из
статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и
овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются
неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо
подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы

затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали
знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с
картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой
работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью
расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и
отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо
подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все
географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и
аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов.
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно
указаны основные географические объекты.
Основными объектами оценки метапредметных результатов являются:
 способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному
пополнению, переносу и интеграции;
 способность к сотрудничеству и коммуникации;
 способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных
решений в практику;
 способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
 способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе промежуточных и
итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку
сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении
учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита
итогового индивидуального проекта
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне
образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных
мировоззренческих
взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных,
гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов
личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному
многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом
познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков
самостоятельной
работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и
техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального
и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья
людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных
инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование основ социально – критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной,
учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России,
творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результами освоения географии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и
познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно
использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться
справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения,
моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе
координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности,
слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение
понятиям;

- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение
самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения географии являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком,
географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения
современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы
географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро
изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для
определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как
одного из « языков» международного общения ;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической
информации.
6. Содержание учебного предмет
География Земли.
Раздел 1. Источники географической информации
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире.
Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе.
Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной
поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас.
Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы
изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение
практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда
карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты,
определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и
сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.
Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек.
Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма,
размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного
света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.
Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее
строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие.
Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах

распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние
процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры.
Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и
внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин
по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни
и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на
литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.
Атмосфера - воздушная
оболочка Земли.
Атмосфера. Состав атмосферы, ее структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.
Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые
колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды,
условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на
жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и
сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования
и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и
инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов.
Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение
преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение
изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды.
Прогноз погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила
обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека
к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических
условиях.
Гидросфера - водная оболочка Земли.
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового
океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического положения
морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль мирового океана в
формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и
хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. источники загрязнения вод
Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли - их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек.
Озера, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения
водных объектов. частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления
течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком.
Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород.
Минеральные воды.
Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники,
многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную
деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с
ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные
явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила
обеспечения личной безопасности.
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности
распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и
взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания.
Географический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в
растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного
мира Земли. Наблюдение за растительностью животным миром как способ определения качества
окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в
почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия)
почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль
человека и его хозяйственной деятельности в сохранение и улучшении почв.
Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической
оболочки, взаимосвязи между ее составными частями. Территориальные комплексы: природные,
природно - антропогенные. Географическая оболочка - крупнейший природный комплекс Земли.
Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия
компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.
Географическая оболочка как окружающая человека среда.
7. Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Название темы

Количество часов

5 класс
Развитие географических знаний о
Земле
Земля – планета Солнечной системы
План и карта
Человек на Земле
Литосфера – твердая оболочка
Земли
Обобщающее повторение
Итого

Практическая работа

5

1

4
11
3
11

1
4
1

1
35

7

Календарно - тематическое планирование
5 класс
№

Урок

Тема урока

Основное
содержание урока

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле – 5 ч
1.
1
Географические методы
Что изучает география. Значение
изучения окружающей среды
географических знаний в современной
жизни. Профессии, связанные с географией.
Методы географической науки. Способы
организации собственной учебной
деятельности. Развитие навыков создания и
поддержки индивидуальной
информационной среды
2.
2
Как люди открывали Землю (1) Развитие представления человека о мире от
древности до наших дней. Аристотель,
Эратосфен, Птолемей. Великие
географические открытия, их вклад в
развитие цивилизации. Марко Поло,
Афанасий Никитин, Васко да Гама.
Открытие и исследование материков.
Христофор Колумб, Фернан Магеллан.
Составление таблицы «Путешественники и
учёные».
3.

3

Как люди открывали Землю.
Практическая работа №1
Нанести на контурную карту
маршруты путешественников и
мореплавателей

4.

4

Современный этап научных
географических исследований

Открытие и исследование материков. А.
Тасман, Дж. Кук,
Ф.
Беллинсгаузен и
М. Лазарев. Русские
землепроходцы – исследователи Сибири и
Дальнего Востока: Ермак, И. Москвитин, С.
Дежнёв. Покорение Северного полюса. Р.
Амундсен, Р. Пири
Источники географической информации.
Географические информационные системы
(ГИС).Значение космических исследований
для развития науки и практической
деятельности людей

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

Практическая работа

Определить значение географических
знаний в современной жизни, главные
задачи современной географии. Выявлять
методы географической науки. Оценивать
роль географической науки в жизни
общества. Устанавливать основные
приёмы работы с учебником
Выявлять изменения географических
представлений у людей в древности, в
эпоху географических открытий.
Определять вклад величайших учёных и
путешественников в развитие
географической науки.
Систематизировать информацию о
путешествиях и открытиях

Практическая
работа №1 Нанести
на контурную карту
маршруты
путешественников и
мореплавателей
Определять значение современных
географических исследований для жизни
общества. Выделять и анализировать
источники географической информации.
Оценивать роль космических

Обобщение по теме: «
Развитие географических
знаний о Земле»
Тема 2. Земля – планета Солнечной системы – 4 ч
6.
1
Земля – планета Солнечной
Земля – одна из планет Солнечной системы.
системы. Практическая
Влияние космоса на Землю и условия
работа №2 Обозначение на
жизни на ней. Как устроена наша планета:
контурной карте материков и
материки и океаны, земные оболочки.
океанов
Форма и размеры Земли
7.
2
Движение Земли
Движения Земли. Виды движения Земли.
Продолжительность года. Високосный год.
Экватор, тропики и полярные круги
5.

8.

5

3

Солнечный свет на Земле

Обобщение по теме
«Земля – планета Солнечной
системы»
Тема 3. План и карта – 11 ч
10. 1
Ориентирование на местности
9.

Неравномерное распределение тепла и
света на Земле. Высота Солнца над
горизонтом. Географические следствия
движения Земли. Смена дня и ночи, смена
сезонов года. Дни летнего и зимнего
солнцестояния, дни весеннего и осеннего
равноденствия. Полярные день и ночь
Пояса освещённости

4

11.

2

Земная поверхность на плане и
карте (1)

12.

3

Практическая работа.
Практическая работа №3

Ориентирование на местности. Стороны
горизонта. Компас. Азимут.
Ориентирование по Солнцу, Полярной
звезде, «живым ориентирам». План
местности. Особенности изображения
местности на плане
Условные знаки. Масштаб и его виды.
Измерение расстояний с помощью
масштаба

исследований и геоинформационных
систем для развития географии
Уметь применять полученные знания по
теме
Приводить доказательства тому, что
Земля – одна из планет Солнечной
системы. Выявлять зависимость
продолжительности суток от вращения
Земли вокруг своей оси. Составлять и
анализировать схему «Географические
следствия вращения Земли вокруг своей
оси». Объяснять смену времён года на
основе анализа схемы орбитального
движения Земли
Наблюдать действующую модель
движения Земли вокруг Солнца
(«Орбитальное движение Земли») и
фиксировать особенности положения
планеты в дни солнцестояний и
равноденствий. Определять высоту
Солнца и продолжительность дня и ночи
на разных широтах в разное время года
Уметь применять полученные знания по
теме

Практическая
работа №2
Обозначение на
контурной карте
материков и океанов

Определять направление по компасу,
Солнцу, Полярной звезде, «живым
ориентирам». Определять азимут.
Выявлять особенности плана местности
Определять с помощью условных знаков
изображённые на плане объекты.
Измерять расстояния и определять
направления на местности и плане.
Составлять и читать простейший план

Практическая
работа №3

Определение масштаба
13.

4

Земная поверхность на плане и
карте (2)

14.

5

Учимся с "Полярной звездой"
(1) Практическая работа №4
Топографический диктант

15.

6

Географическая карта

16.

7

Градусная сетка.
Практическая работа №5.
Определение географических
расстояний и направлений

17.

8

Географическая широта

18.

9

Географическая долгота.
Практическая работа №6
Определение по карте
географической долготы и
широты

19.

10

Учимся с "Полярной звездой"
(2)

местности
Способы изображения неровностей земной
поверхности на плоскости. Относительная
высота. Абсолютная высота. Определение
относительной высоты точек и форм
рельефа на местности
Топографическая карта. Способы
глазомерной съёмки местности

Определение
масштаба

Практическая
работа №4
Топографический
диктант

Глобус – объёмная модель Земли.
Географическая карта, её отличие от плана.
Свойства географической карты. Легенда
карты, виды условных знаков.
Классификация карт по масштабу, охвату
территории и содержанию. Географические
карты в жизни человека
Градусная сетка, её предназначение.
Параллели и меридианы. Градусная сетка
на глобусе и картах. Определение
направлений и расстояний на карте

Сравнивать планы местности и
географические карты. Определять
направления на глобусе. Выделять
основные свойства карты.
Систематизировать карты атласа по
охвату территории, масштабу,
содержанию
Выявить на глобусе и карте полушарий
элементы градусной сетки. Определять
направления и измерять расстояния по
карте

Географические координаты.
Географическая широта. Определение
географической широты объектов
Географическая долгота. Определение
географической долготы объектов. Часовые
пояса

Определять географические координаты
объектов на карте

Чтение карты. Определение направлений,
расстояний, местоположения и взаимного
расположения объектов, абсолютных высот
и глубин на плане и карте. Составление
описания местности по планам и картам

Определять направления и расстояния
между географическими объектами по
планам и картам с помощью линейного,
именованного и численного масштабов.
Определять абсолютные и относительные
высоты точек земной поверхности по

Практическая
работа №5.
Определение
географических
расстояний и
направлений

Практическая
работа №6
Определение по
карте
географической
долготы и широты

Обобщение по теме
« План и карта»
Тема 4. Человек на Земле – 3 ч
21. 1
Как люди заселяли Землю
20.

топографической и физической карте.
Составлять описание маршрута по
топографической карте. Находить объект
на карте по его координатам. Выполнять
проектное задание в сотрудничестве
Уметь применять полученные знания по
теме.

11

22.

2

Расы и народы

23.

3

Учимся с "Полярной
звездой"(3)

Основные пути расселения древнего
человека. Влияние природных условий и
ресурсов на расселение. Рост населения.
Возникновение земледелия и
животноводства. Приспособление людей к
условиям жизни на разных этапах развития
общества
Расы и народы мира. Их отличительные
особенности. Численность населения на
Земле. Плотность населения,
неравномерность его размещения на Земле.
Языки. Крупные государства и города мира.
Нахождение на политической карте
крупнейших государств мира, их столиц

Сравнение стран мира по политической
карте

Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли – 11 ч.
24. 1
Земная кора и литосфера
Внешние и внутренние силы Земли.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия,
земная кора. Типы земной коры, её
строение под материками и океанами.

Определять по карте гипотетические
места происхождения человека и пути его
расселения по Земле. Систематизировать
информацию о приспособлении людей к
разным условиям жизни
Выявлять внешние признаки людей
различных рас. Анализировать различные
источники информации с целью
выявления регионов проживания
представителей различных рас.
Приводить доказательства о
равноценности рас и аргументированно
отстаивать свою точку зрения. Определять
наиболее и наименее заселённые
территории суши. Выделять самые
крупные по площади государства на
Земле
Находить и показывать на карте свою
страну. Находить на политической карте
страны – соседи, наиболее крупные и
известные страны мира. Сравнивать
страны по величине территории,
расположению. Систематизировать новую
информацию
Выявлять особенности внутренних
оболочек Земли. Устанавливать по карте
границы столкновения и расхождения
литосферных плит

25.

2

Горные породы, минералы,
полезные ископаемые

26.

3

27.

4

Горные породы, минералы,
полезные ископаемые
Движение земной коры (1)

28.

5

Движение земной коры (2).
Практическая работа №7.
Обозначение на контурной
карте крупнейших гор,
равнин, районов размещения
землетрясений и вулканов.

29.

6

30.

7

Литосфера, её соотношение с земной корой.
Литосферные плиты
Горные породы и минералы.
Магматические, осадочные,
метаморфические горные породы, их
происхождение и свойства. Виды полезных
ископаемых, их значение для человека.
Охрана земных недр

Классифицировать горные породы.
Описывать по плану минералы и горные
породы школьной коллекции. Сравнивать
свойства горных пород различного
происхождения

Движения земной коры: вертикальные,
горизонтальные. Землетрясения и их
причины. Сейсмические районы и пояса
Земли. Условия жизни людей в
сейсмоопасных районах, обеспечение
безопасности населения
Вулканизм. Строение вулкана. Типы
вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское
огненное кольцо

Выявлять закономерности
распространения землетрясений и
вулканизма. Устанавливать с помощью
географических карт сейсмические
районы и пояса Земли. Наносить на
контурную карту районы землетрясений и
вулканизма

Рельеф Земли. Равнины

Рельеф Земли. Неоднородность земной
поверхности как следствие взаимодействия
внутренних сил Земли и внешних
процессов. Выветривание. Основные
формы рельефа суши. Горы и равнины,
особенности их образования. Различия
равнин по размеру, характеру поверхности,
абсолютной высоте. Крупнейшие равнины
мира и России. Жизнь людей на равнинах.
Описание равнин по карте

Рельеф Земли. Горы

Различия гор по высоте, возрасту,
размерам. Крупнейшие горные системы
мира и России. Жизнь человека в горах.
Изменение гор во времени. Изменение гор

Определять по географическим картам
количественные и качественные
характеристики крупнейших равнин мира
и России, особенности их
географического положения. Выявлять
черты сходства и различия крупных
равнин мира. Наносить на контурную
карту крупнейшие равнины мира и
России. Описывать равнину по карте.
Представлять информацию в письменной
форме в виде плана – конспекта
Определять по географическим картам
количественные и качественные
характеристики крупнейших гор Земли,
особенности их географического

Практическая
работа №7.
Обозначение на
контурной карте
крупнейших гор,
равнин, районов
размещения
землетрясений и
вулканов.

31.

8

Учимся с "Полярной звездой"
(4)

32.

9

Человек и литосфера

Итоговая работа по теме
"Литосфера"
34. 11
Обобщающий урок по теме
"Литосфера"
Повторение - 1ч
35. 1
Повторение и обобщение
изученного
33.

10

и равнин под воздействием воды, ветра,
живых организмов, хозяйственной
деятельности людей. Менее крупные
формы рельефа в горах и на равнинах.
Опасные природные явления, их
предупреждение. Описание гор по карте
Разработка проектного задания
«Скульптурный портрет планеты». Правила
работы с контурной картой

Значение литосферы для человека.
Воздействие хозяйственной деятельности
человека на литосферу

положения. Сравнивать по плану горные
системы мира. Наносить на контурную
карту крупнейшие горные системы мира и
России. Описывать горы по карте.
Описывать рельеф своей местности
Находить географические объекты на
карте в атласе и с помощью
географических координат и основных
ориентиров (рек, гор и т.д.). Находить
положение географических объектов на
контурной карте и наносить их на неё.
Выполнять проектное задание в
сотрудничестве
Определять значение литосферы для
человека. Выявлять способы воздействия
человека на литосферу и характер
изменения литосферы в результате его
деятельности
Уметь применять полученные знания по
теме
Уметь применять полученные знания по
теме
Уметь применять полученные знания по
теме


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».