Рабочая программа по ОБЖ 8 класс

Подписан: Массанова Алёна
Владимировна
DN: OU=директор, O="ГБОУ
СО ""Березовская школа""",
CN=Массанова Алёна
Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Дата: 2021.10.12 09:23:
01+05'00'

Рабочая программа по ОБЖ, 8 класс
Аннотация
Законодательные акты и нормативные правовые документы
Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
Закон Российской Федерации «Об образовании» (последняя редакция).
Федеральный закон «О безопасности» (последняя редакция).
Федеральный закон «Об обороне» (последняя редакция).
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера» (последняя редакция).
Федеральный закон «О гражданской обороне» (последняя редакция).
Федеральный закон «О пожарной безопасности» (последняя редакция).
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (последняя редакция).
Федеральный закон «О противодействии терроризму» (последняя редакция).
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (последняя редакция).
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (последняя редакция).
Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» (последняя редакция).
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля
2006 года № 116).
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской
Федерации 5 октября 2009 года).
Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента Российской
Федерации от 15 февраля 2006 года № 116).
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 го (утв. Указом Президента
Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537).
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утв.
Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690).
Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (последняя редакция).
Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера» (последняя редакция).
Постановление Правительства Российской Федерации «О подготовке населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций» (последняя редакция).

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
(Зарегистрирован 03.07.2020 № 58824).
Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).
Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Программа направлена на достижение следующих целей:
– усвоение учащимися правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
– понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной и
общественной ценности;
– уяснение и принятие учащимися достижений гражданского общества: права человека, правовое
государство, семейные ценности, справедливость и ответственность органов власти;
– антиэкстремистское и антитеррористическое мышление и поведение учащихся, их нетерпимость к
действиям и намерениям, представляющим угрозу для жизни человека;
– отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков,
табакокурению и употреблению алкогольных напитков;
– готовность и стремление учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Организация и проведение занятий по предлагаемой программе позволяют эффективно использовать
образовательный и воспитательный потенциал образовательного учреждения, создавать благоприятные

условия для личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивают формирование важнейших
компетенций школьников.
Курс предназначен для решения следующих задач:
– освоение учащимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных
ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
– обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в
случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую
помощь;
– развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа
жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
– воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за
личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
– формирование у школьников антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и
отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Место предмета в базисном учебном плане ГБОУ СО «Берёзовская школа»
Федеральный базисный учебный план предусматривает обязательное изучение предмета ОБЖ в
количестве 34 часа (1 час в неделю). Данная рабочая программа по ОБЖ разработана для 8 класса.
Количество часов за год – 34.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 и Примерной программой, подготовленной в рамках проекта
«Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования
второго поколения».
В рабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных
законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О
радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности»,
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации.
Структура документа
Рабочая
программа представляет собой целостный
пояснительную записку; учебно-тематический план, УМК.

документ,

включающий

разделы:

Учебный материал 8 класса структурирован в три раздела:
– раздел 1 «Основы безопасности личности, общества и государства»;
– раздел 2 «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи»;
– раздел 3 «Основы здорового образа жизни».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как
величайшей ценности;
- ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и
необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом,
психическом и социально-нравственном здоровье;
- ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и
милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви;
- ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды,
обеспечивающей жизнеспособность российского общества;
- ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального
человеческого существования;

- ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно
ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути
является человек;
- ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами
справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;
- ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя
страны и государства;
- ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к
России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
- ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и
прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Планируемые результаты изучения курса
Учащийся должен знать:
– наиболее распространенные чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального
характера, их последствия и классификацию;
– опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее распространенные в
повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
– основы государственной стратегии Российской Федерации в области обеспечения безопасности
личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
– законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации
противодействия терроризму;
– основные виды террористических актов, их цели и способы проведения;
– правила безопасного поведения при угрозе террористических актов;
– основы государственной политики Российской Федерации противодействию наркотизму;
– основные меры по профилактике наркомании и токсикомании;
– наиболее популярные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности
при этом.
Учащийся должен уметь:
– предвидеть возникновение наиболее распространенных опасных ситуации по их характерным
признакам;
– принимать грамотные решения и умело действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций,
обеспечивая личную безопасность;
– уверенно действовать при угрозе террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
– правильно пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
– оказывать первую помощь при неотложных состояниях.
Учащиеся должны обладать компетенциями по практическому применению полученных знаний и
умений:
– для обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
– для подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
– для оказания первой помощи пострадавшим;
– для формирования убеждений и потребности в соблюдении норм разумного и здорового образа
жизни.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения курса
Личностные результаты:
– усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и
экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
– формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
– усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и
самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего
образования;

– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного
мира;
– формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
– развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование
моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
– формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях
и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей
соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности
жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах
деятельности;
– умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми
результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями
обстановки;
– умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности
жизнедеятельности и правильность их решения;
– овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами
самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;
– умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и
выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на
деятельность человека;
– умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к
обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
– освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
– умение разрабатывать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов;
– умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
при решении различных учебных и познавательных задач;
– формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
– формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в
познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
– формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и
понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
– формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;
– понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и
общества;
– понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной
безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

– понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
– формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;
– формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
– понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни
человека;
– знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;
– знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их
на практике;
– умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
– умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на
основе информации из различных источников;
– умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально
складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
– овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом
природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Описание особенностей контингента учащихся
В 8 коррекционном классе VII вида обучаются подростки разного возраста, они приходят из разных школ
города. У учащихся класса не только разный возраст, но и разный уровень развития, разный опыт
социализации в различных социальных средах.
Многие ученики школы соматически ослаблены, быстро утомляются после длительной умственной и
физической нагрузки. Для детей с ЗПР характерны сниженный уровень познавательной деятельности и
неустойчивое, непродолжительное внимание, низкая работоспособность и кратковременная, механическая
память, дезадаптивные формы общественного поведения. У подростков нарушена эмоционально-волевая
сфера, затруднено общение, понимание друг друга, педагогов и родителей, доминируют установки на
силовое решение проблем, приняты ценности и стандарты асоциальных слоев общества.
Особенностью учащихся с ЗПР является перенос показанного действия на практику. Но подросток видит
только действие, а осознать, обдумать последствия в силу нарушения восприятия, задержки психического
развития не может. Может сыграть свою роль и дезадаптивное поведение, и неприятие норм
общественного поведения, и желание выделиться.
Учитывая, что в школе обучаются подростки «группы риска» из асоциальных семей, родители которых
злоупотребляют алкоголем, не имеют постоянного места работы, делаем вывод, что дома подросткам никто
не объясняет правила поведения в различных ситуациях. Тем более что сами родители показывают
отрицательный пример, зачастую нарушая их.
Коррекционная направленность на уроках ОБЖ
Цель коррекционной работы на уроках ОБЖ – воспитание “личности безопасного типа”, хорошо
знакомой с современными проблемами безопасности жизни и деятельности человека, осознающего
важность, стремящегося решить эти проблемы, разумно сочетать свои интересы с интересами общества.
Так же развитие самостоятельности и ответственности.
На уроках необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять
неукоснительно, так как от этого зависит их безопасность, жизнь и здоровье. Подробно разъяснять и четко
следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не только сумма
усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Предмет ОБЖ имеет множественные межпредметные связи (чтение, русский язык, развитие речи,
знакомство с окружающим миром, рисованием, трудом). На уроке это комплекс обучения не только
безопасной жизни, но и развитие, закрепление, систематизация и коррекция всего пройденного материала.
Уроки ОБЖ позволяют решать основные задачи как: - развитие речи, чтения, письма, орфографии,
грамматики, развитие словарного запаса, понимание речи, закрепление практической стороны математики,
привитие навыков самообслуживания, воспитание культуры в общении с окружающими, воспитание
чувства патриотизма, привитие любви к своей Родине, знакомство с русской культурой;

- многие коррекционные задачи: - развитие всех психических процессов; игротерапия; пропедевтика
страхов, тревожных состояний; снижение агрессии; воспитание адекватности поведения; работа над
правильным произношением.
Ситуативный метод наиболее приемлем для детей с задержкой психического развития, т.к. во время
анализа опасных ситуаций развивается мыслительная деятельность подростков, вырабатываются навыки
целостного и осмысленного восприятия, развиваются воссоздающее воображение, концентрированное
внимание, оперативная память, формируется социально-нравственное поведение.
На уроках применяются как традиционные так и нетрадиционные формы обучения и проведения
занятий (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа, моделирование ситуаций, показ и
обсуждение презентаций, тренинги, тренировки), уделяю больше внимания организации различных видов
деятельности и приобретению детьми жизненно важного опыта.
Содержание курса
8 класс
Основы безопасности личности, общества и государства
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях природного характера.
Землетрясения. Вулканы. Оползни. Сели. Обвалы. Снежные лавины. Ураганы. Бури. Смерчи. Наводнения.
Цунами. Лесные и торфяные пожары. Психологические основы выживания в ЧС природного характера.
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные и экстремальные
ситуации в природе. Психологические основы выживания в природных условиях. Как избежать попадания
в
экстремальную
ситуацию.
Автономное
существование
человека
в
природе.
Смена
климатогеографических условий.
Производственные аварии и катастрофы
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация. Понятие об аварии,
производственной и транспортной катастрофе, чрезвычайной ситуации техногенного характера.
Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера по масштабу
распространения и тяжести последствий. Типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их
классификация и характеристика (транспортные аварии, аварии с выбросом биологически опасных
веществ, аварии на электроэнергетических и коммунальных системах, обрушения зданий и сооружений и
др.).
Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них. Понятие о
потенциально опасном объекте. Основные причины аварий и катастроф техногенного характера.
Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Заблаговременные меры по предупреждению и защите от чрезвычайных ситуаций.
Взрывы и пожары
Из истории катастроф.
Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах. Наиболее распространенные причины пожаров и
взрывов на промышленных предприятиях, транспорте, в складских помещениях. Понятие о пожаро- и
взрывоопасных объектах. Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах.
Общие сведения о взрыве и пожаре. Понятие о взрыве. Характеристика взрывов, их причины и
последствия. Зоны действия взрыва. Действие взрыва на здания, сооружения, оборудование, степени
разрушения. Понятие о пожаре и горении. Условия для протекания процесса горения. Классификация
веществ и материалов по группам возгораемости.
Классификация пожаров. Виды пожаров по внешним признакам горения и месту возникновения.
Классификация пожаров по масштабам интенсивности и времени прибытия первых пожарных
подразделений. Стадии развития пожара. Линейное и объемное распространение пожара.
Причины пожаров и взрывов, их последствия. Причины возникновения пожаров в жилых и
общественных зданиях, на промышленных и взрывоопасных предприятиях. Основные причины взрывов в
жилых домах и связанных с ними пожаров. Террористическая деятельность как причина взрыва.
Последствия взрывов и пожаров на объектах экономики и в жилых зданиях.
Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов. Основные поражающие факторы
пожара: открытый огонь и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты
горения и др. Вторичные факторы поражения пожара. Основные и вторичные поражающие факторы
взрывов. Поражения людей при взрывах.
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Правила безопасного поведения при
пожаре в здании, при опасной концентрации дыма и повышении температуры. Действия по спасению
пострадавших из горящего здания, после взрыва. Правила безопасного поведения в случае взрыва.
Действия по спасению из завала. Тушение на человеке одежды.

Пожары и паника. Понятие о панике. Опасность паники в чрезвычайных ситуациях. Механизм
панического бегства, движение людей при вынужденной эвакуации. Правила безопасного поведения при
панике во время пожара в общественном месте. Меры по предотвращению паники.
Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ.
Из истории химических аварий.
Виды аварий на химически опасных объектах. Понятие об опасном химическом веществе,
химически опасном объекте, химической аварии. Классификация промышленных объектов, городов,
городских и сельских районов, областей, краев и республик по степени химической опасности.
Аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека.
Классификация опасности веществ по степени воздействия на организм человека. Понятие об аварийно
химически опасном веществе. Наиболее распространенные аварийно химически опасные вещества (хлор,
аммиак, фосген и др.), характеристика, воздействие на человека, меры по предотвращению отравления и
оказанию первой помощи.
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Причины химических аварий и
их возможные последствия. Понятие об очаге химического поражения и зонах химического заражения.
Характеристика зон химического поражения, их глубина и форма. Стойкость аварийно химически опасных
веществ.
Защита населения от аварийно химически опасных веществ. Основные способы защиты населения
от аварийно химически опасных веществ. Принципы работы системы оповещения. Использование средств
индивидуальной защиты органов дыхания. Защитные свойства гражданских противогазов. Изготовление
ватно-марлевой повязки. Укрытие людей в защитных сооружениях и последовательность герметизации
помещений. Организация эвакуации населения.
Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ.
Меры предосторожности, действия в случае оповещения об аварии и правила движения по зараженной
местности. Правила безопасного поведения после выхода из зоны заражения. Действия при подозрении на
поражение аварийно химически опасными веществами.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ
Из истории радиационных аварий.
Радиация вокруг нас. Понятие об ионизирующем излучении, его влияние на человека. Виды
ионизирующего излучения (альфа-, бета- и гамма-излучения) и их характеристика. Измерение дозы
облучения. Естественные и искусственные источники ионизирующего излучения. Внешнее и внутреннее
облучение человека. Дозы облучения от различных источников излучения.
Аварии на радиационно опасных объектах. Понятие о радиационно опасном объекте.
Классификация аварий с выбросом радиоактивных веществ и их причины. Деление районов
радиоактивного заражения на зоны. Четыре фазы аварии на радиационно опасном объекте и их
характеристика.
Последствия радиационных аварий. Специфические свойства радиоактивных веществ. Понятие о
периоде полураспада. Радиоактивное загрязнение местности. Виды радиационного воздействия на людей и
животных и их последствия. Понятие о радиочувствительности органов человека, их классификация по
этому признаку и установленные для них значения основных дозовых пределов. Определение допустимых
доз облучения. Последствия однократного и многократного облучения. Допустимые значения заражения
продуктов питания и воды.
Защита от радиационных аварий. Меры предосторожности, принимаемые проживающими вблизи от
радиационно опасных объектов людьми. Действия в случае поступления сигнала об аварии на радиационно
опасном объекте (подготовка к эвакуации, действия при отсутствии убежища и средств защиты). Режим
поведения при проживании на загрязненной местности. Комплекс мер по защите населения: режим
радиационной защиты, использование средств индивидуальной защиты, проведение йодной профилактики,
радиометрический контроль продуктов питания.
Гидродинамические аварии
Из истории гидродинамических аварий.
Аварии на гидродинамически опасных объектах, их причины и последствия. Классификация
гидродинамических аварий. Затопление как последствие гидродинамической аварии. Понятие о зоне
затопления, зоне катастрофического затопления и их характеристика. Классификация гидродинамически
опасных объектов, основные причины аварий на них. Поражающие факторы и последствия
гидродинамических аварий.
Защита от гидродинамических аварий. Мероприятия по уменьшению последствий аварий на
гидродинамически опасных объектах. Основные меры по защите населения. Правила безопасного
поведения при авариях на гидродинамически опасных объектах.
Чрезвычайные ситуации на транспорте

Из истории транспортных аварий.
Автомобильные аварии и катастрофы. Автомобильные аварии и катастрофы и их основные
причины. Автомобиль как источник опасности на дороге. Безопасное поведение на дорогах.
Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов. Правила движения по
проезжей части на велосипедах и мопедах. Сигналы поворота и торможения. Запрещенные для водителей
велосипедов и мопедов действия на дороге.
Чрезвычайные ситуации экологического характера
Состояние природной среды и жизнедеятельность человека. Антропогенные изменения в природе:
преднамеренные преобразования и попутные изменения. Формы воздействия человека на биосферу.
Понятие о чрезвычайной ситуации экологического характера, их классификация. Источники загрязнения
окружающей среды и их классификация. Понятие о токсичности. Экологические последствия
хозяйственной деятельности человека.
Изменение состава атмосферы (воздушной среды). Функции воздушной среды. Зависимость
климата от прозрачности атмосферы. Влияние хозяйственной деятельности человека на воздушную среду.
Опасные явления, связанные с изменением состава атмосферы: парниковый эффект, разрушение озонового
экрана, кислотные осадки. Основные источники загрязнения воздушной среды вредными веществами.
Меры по улучшению ситуации.
Изменение состояния гидросферы (водной среды). Значение воды для жизни на Земле. Физикохимические свойства питьевой воды. Причины ухудшения качества пресных природных вод. Понятие о
сточных водах. Классификация и характеристика сточных вод. Отрицательная динамика состояния
питьевой воды.
Изменение состояния суши (почвы). Функции и значение почвы. Основные причины сокращения
сельскохозяйственных угодий. Причины опасного влияния почвы на здоровье человека. Опасность,
исходящая из почвенных покровов в связи с широким применением пестицидов. Деградация почвы и ее
причины. Классификация отходов и их влияние на загрязнение почвы.
Нормативы предельно допустимых воздействий на природу. Понятие о предельно допустимых
концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве. Нормы качества воздуха, воды и почвы.
Правила поведения для уменьшения влияния на здоровье вредных экологических факторов.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
Первая помощь в природных условиях. Средства оказания ПМП. Укусы насекомых. Укусы змей.
Ожог кожи. Солнечный ожог. Обморожение и общее охлаждение организма.
Первая помощь при различных видах повреждений (травм). Правила наложения повязок. ПМП при
переломах и их переноска. ПМП при различных видах кровотечений.
Первая помощь при массовых поражениях. Основные факторы поражения людей при чрезвычайных
ситуациях. Главная задача и основная цель первой помощи. Мероприятия первой помощи при массовых
поражениях.
Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами. Воздействие
химических веществ на организм человека. Пути попадания ядовитых веществ в организм человека: через
органы дыхания, через желудочно-кишечный тракт, через кожу. Наиболее характерные и общие признаки
химического отравления. Общие правила оказания первой помощи при поражении аварийно химически
опасными веществами: удушающего действия; общеядовитого действия; удушающего и общеядовитого
действия; нейротропного действия; удушающего и нейротропного действия. Первая помощь при
поражении метаболическими ядами; при отравлении соединениями тяжелых металлов и мышьяка; при
ожогах химическими веществами.
Первая помощь при бытовых отравлениях. Признаки отравления средствами бытовой химии
(инсектицидами, уксусной эссенцией, перекисью водорода и др.) и оказание первой помощи. Причины,
последствия и признаки отравления минеральными удобрениями. Оказание первой помощи при первых
признаках отравления минеральными удобрениями (при отравлении через органы пищеварения,
дыхательные пути, глаза и кожу).
Основы здорового образа жизни
Физическая культура и закаливание. Влияние физических упражнений на развитие растущего
организма. Развитие необходимых физических качеств. Составляющие хорошей физической формы. Пути
развития сердечно-дыхательной выносливости, мышечной силы, гибкости и скоростных качеств. Понятие о
закаливании. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Принципы закаливания. Факторы
окружающей среды, применяемые для закаливания организма: воздушные и солнечные ванны, закаливание
водой. Правильное питание. Значение жиров, белков и углеводов. Гигиена и культура питания.

Семья в современном обществе. Роль и задачи семьи в современном обществе. Создание семьи путем
заключения брака. Понятие о законном браке. Права и обязанности супругов. Пути достижения
взаимопонимания в семье. Особенности подросткового возраста.

Календарно- тематическое планирование курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс.
При обозначении типов уроков использованы следующие сокращения:
Нов. – урок изучения нового материала.
Пр. – урок комплексного применения знаний.
ОС+К – урок обобщения, систематизации и контроля
Контр. – урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Зак. – урок закрепления изученного материала.
№
п/п

Тема урока

Тип
урока

1

Вводный инструктаж по
ТБ. Безопасность и
защита человека в
чрезвычайных ситуациях
природного характера

2

Безопасность и защита
человека в
чрезвычайных
ситуациях.

Чрезвычайные и экстремальные ситуации
в природе. Психологические основы
выживания в природных условиях. Как
избежать попадания в экстремальную
ситуацию.

3

Безопасность и защита
человека в
чрезвычайных
ситуациях.

Автономное существование человека в
природе. Смена климатогеографических
условий.

Нов.

Содержание

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные
результаты

Землетрясения. Вулканы. Оползни. Сели.
Обвалы. Снежные лавины. Ураганы. Бури.
Смерчи. Наводнения. Цунами. Лесные и
торфяные пожары. Психологические
основы выживания в ЧС природного
характера.

Понимать роль и значение основ
безопасности
жизнедеятельности. Соблюдать
правила ТБ и профилактика
травматизма при занятиях ОБЖ.
Овладение знаний о
землетрясениях, оползнях,
селях, обвалах, бурях, смерчах,
наводнениях, цунами, лесных и
торфяных пожарах,
психологических основах
выживания в ЧС природного
характера.
Уметь действовать в
чрезвычайных и экстремальных
ситуациях в природе. Знать
психологические основы
выживания в природных
условиях. Знать, как
действовать, чтобы избежать
попадания в экстремальную
ситуацию.
Знать определение автономное
существование. Уметь
действовать при автономном
существовании. Узнать о смене
климатогеографических
условий.

Уметь определять цели и
задачи обучения на уроках
ОБЖ. Уметь работать на
уроке в сотрудничестве с
учителем и со сверстниками.

Знать правила
поведения на занятиях
ОБЖ. Уметь ставить
вопросы, обращаться за
помощью.
Формулировать
собственное мнение,
проявлять
дисциплинированность
, трудолюбие и
упорство в достижении
поставленных целей.

Формирование и развитие
компетентностей в области
использования
информационнокоммуникативных
технологий.

Развитие
познавательных
интересов, учебных
мотивов.

Уметь определять цели и
задачи на уроках. Уметь
строить продуктивное
взаимодействие со
сверстниками и учителем во
время урока.

Уметь ставить
вопросы, обращаться за
помощью.
Формулировать
собственное мнение,
проявлять
дисциплинированность
, трудолюбие и
упорство в достижении
поставленных целей.

4

Чрезвычайные ситуации
техногенного характера
и их классификация.

Нов.

Понятие об аварии, производственной и
транспортной катастрофе, чрезвычайной
ситуации техногенного характера.
Классификация и характеристика
чрезвычайных ситуаций техногенного
характера по масштабу распространения и
тяжести последствий. Типы чрезвычайных
ситуаций техногенного характера, их
классификация и характеристика
(транспортные аварии, аварии с выбросом
биологически опасных веществ, аварии на
электроэнергетических и коммунальных
системах, обрушения зданий и
сооружений и др.).

5

Причины чрезвычайных
ситуаций техногенного
характера и защита от
них.

Нов.

Понятие о потенциально опасном объекте.
Основные причины аварий и катастроф
техногенного характера. Обеспечение
личной безопасности при чрезвычайных
ситуациях техногенного характера.
Заблаговременные меры по
предупреждению и защите от
чрезвычайных ситуаций.

6

Аварии на пожаро- и
взрывоопасных
объектах.

Нов.

Наиболее распространенные причины
пожаров и взрывов на промышленных
предприятиях, транспорте, в складских
помещениях. Понятие о пожаро- и
взрывоопасных объектах. Виды аварий на
пожаро- и взрывоопасных объектах.

Формировать понятие об
аварии, производственной и
транспортной катастрофе,
чрезвычайной ситуации
техногенного характера.
Классификация и
характеристика чрезвычайных
ситуаций техногенного
характера по масштабу
распространения и тяжести
последствий. Типы
чрезвычайных ситуаций
техногенного характера, их
классификация и
характеристика (транспортные
аварии, аварии с выбросом
биологически опасных веществ,
аварии на
электроэнергетических и
коммунальных системах,
обрушения зданий и
сооружений и др.).
Формировать понятие о
потенциально опасном объекте.
Уметь выявлять основные
причины аварий и катастроф
техногенного характера. Узнать
основные аспекты обеспечения
личной безопасности при
чрезвычайных ситуациях
техногенного характера и
заблаговременные меры по
предупреждению и защите от
чрезвычайных ситуаций.

Уметь определять цели и
задачи на уроках. Уметь
строить продуктивное
взаимодействие со
сверстниками и учителем во
время урока

Знать основные
понятия об ЧС
техногенного
характера. Знать
классификацию ЧС
техногенного характера
по масштабам
распространения

Уметь выделять основное из
текста учебника.

Формирование
современной культуры
безопасности
жизнедеятельности на
основе понимания
необходимости защиты
личности в условиях
ЧС.

Уметь выделять причины
пожаров и взрывов в различных
условиях, изучит понятия
пожароопасный объект и
взрывоопасный объект

Умение
организовывать учебное
сотрудничество и
совместную деятельность с
учителем и
сверстниками; работать
индивидуально и в группе
находить общее решение и
разрешать конфликты на
основе согласования позиций
и учёта

Развитие
познавательных
интересов, учебных
мотивов.

интересов; формулировать,
аргументировать и
отстаивать своё мнение.
7

Общие сведения о
взрыве и пожаре.
Понятие о взрыве.

ОС+К

Характеристика взрывов, их причины и
последствия. Зоны действия взрыва.
Действие взрыва на здания, сооружения,
оборудование, степени разрушения.
Понятие о пожаре и горении. Условия для
протекания процесса горения.
Классификация веществ и материалов по
группам возгораемости

Уметь анализировать причины и
последствия взрывов и пожаров,
узнать зоны действия взрывов и
степени разрушения. Изучить
условия, при которых протекает
процесс горения и
классификацию веществ и
материалов по группам
возгораемости

8

Классификация пожаров.

Пр.

9

Причины пожаров и
взрывов, их последствия.

Зак.

Виды пожаров по внешним признакам
горения и месту возникновения.
Классификация пожаров по масштабам
интенсивности и времени прибытия
первых пожарных подразделений. Стадии
развития пожара. Линейное и объемное
распространение пожара.
Причины возникновения пожаров в жилых
и общественных зданиях, на
промышленных и взрывоопасных
предприятиях. Основные причины
взрывов в жилых домах и связанных с
ними пожаров. Террористическая
деятельность как причина взрыва.
Последствия взрывов и пожаров на
объектах экономики и в жилых зданиях

Уметь определять пожары по
внешним признакам, по
масштабам интенсивности и
времени прибытия первых
пожарных подразделений. Знать
стадии развития пожара и его
распространение.
Уметь анализировать причины
возникновения пожаров в
жилых и общественных зданиях,
на промышленных и
взрывоопасных предприятиях,
изучить причины взрывов в
жилых домах и связанных с
ними пожаров,
Террористическая деятельность
как причина взрыва

10

Опасные факторы
пожаров и поражающие
факторы взрывов.

Контр.

Основные поражающие факторы пожара:
открытый огонь и искры, повышенная
температура окружающей среды,
токсичные продукты горения и др.
Вторичные факторы поражения пожара.
Основные и вторичные поражающие
факторы взрывов. Поражения людей при
взрывах.

Понимать основные
поражающие факторы пожара.
Вторичные факторы поражения
пожара. Основные и вторичные
поражающие факторы взрывов.
Поражения людей при взрывах.

Умение
организовывать учебное
сотрудничество и
совместную деятельность с
учителем и
сверстниками; работать
индивидуально и в группе
находить общее решение и
разрешать конфликты на
основе согласования позиций
и учёта
интересов; формулировать,
аргументировать и
отстаивать своё мнение.
Уметь определять цели и
задачи на уроках. Уметь
строить продуктивное
взаимодействие со
сверстниками и учителем во
время урока.

Формирование
современной культуры
безопасности
жизнедеятельности на
основе понимания
необходимости защиты
личности, общества и
государства по
средствам осознания
значимости
безопасного поведения
в условиях ЧС.

Формирование и развитие
компетентностей в области
использования
информационнокоммуникативных
технологий.

Формирование
современной культуры
безопасности
жизнедеятельности на
основе понимания
необходимости защиты
личности, общества и
государства по
средствам осознания
значимости
безопасного поведения
в условиях ЧС.
Уметь ставить
вопросы, обращаться за
помощью.
Формулировать
собственное мнение,
проявлять
дисциплинированность
, трудолюбие и
упорство в достижении

Уметь определять цели и
задачи на уроках. Уметь
строить продуктивное
взаимодействие со
сверстниками и учителем во
время урока.

Развитие
познавательных
интересов, учебных
мотивов.

поставленных целей.

11

Правила безопасного
поведения при пожарах
и взрывах.

Нов.

Правила безопасного поведения при
пожаре в здании, при опасной
концентрации дыма и повышении
температуры. Действия по спасению
пострадавших из горящего здания, после
взрыва. Правила безопасного поведения в
случае взрыва. Действия по спасению из
завала. Тушение на человеке одежды.

12

Пожары и паника.

Закр.

13

Из истории химических
аварий. Виды аварий на
химически опасных
объектах.

Нов.

Понятие о панике. Опасность паники в
чрезвычайных ситуациях. Механизм
панического бегства, движение людей при
вынужденной эвакуации. Правила
безопасного поведения при панике во
время пожара в общественном месте.
Меры по предотвращению паники.
Понятие об опасном химическом
веществе, химически опасном объекте,
химической аварии. Классификация
промышленных объектов, городов,
городских и сельских районов, областей,
краев и республик по степени химической
опасности.

14

Аварийно химически
опасные вещества и их
поражающее действие на
организм человека.

ОС+К

Классификация опасности веществ по
степени воздействия на организм
человека. Понятие об аварийно химически
опасном веществе. Наиболее
распространенные аварийно химически
опасные вещества (хлор, аммиак, фосген и
др.), характеристика, воздействие на
человека, меры по предотвращению
отравления и оказанию первой помощи.

Овладеть знаниями Правила
безопасного поведения при
пожаре в здании, при опасной
концентрации дыма и
повышении температуры. Уметь
правильно действовать при
спасении пострадавших из
горящего здания, после взрыва и
в случае взрыва, а также при
спасении из завала. Узнать, как
правильно тушить одежду на
человеке.
Уметь правильно действовать во
время паники, при вынужденной
эвакуации. Знать меры по
предотвращению паники.

Формирование умений
взаимодействовать с
окружающими, выполнять
различные социальные роли
во время и при ликвидации
последствий ЧС.

Изучить понятия опасное
химическое вещество,
химически опасный объект.
Уметь классифицировать
промышленные объекты,
города, городские и сельские
районы, области, края и
республики по степени
химической опасности.
Знать понятие АХОВ. Наиболее
распространенные аварийно
химически опасные вещества
(хлор, аммиак, фосген и др.),
характеристика, воздействие на
человека, меры по
предотвращению отравления и
оказанию первой помощи.

Работать индивидуально и в
группе находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и
учёта интересов

Работать индивидуально и в
группе находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и
учёта интересов

Формирование умения
воспринимать и
перерабатывать
информацию, генерировать
идеи, моделировать
индивидуальные подходы к
обеспечению личной
безопасности в повседневной
жизни и в чрезвычайных
ситуациях.

Формирование
современной культуры
безопасности
жизнедеятельности на
основе понимания
необходимости защиты
личности, общества и
государства по
средствам осознания
значимости
безопасного поведения
в условиях ЧС.
Усвоение правил
индивидуального и
коллективного
безопасного поведения
в ЧС, угрожающих
жизни и здоровью
людей.
Развитие
познавательных
интересов, учебных
мотивов.

Формирование
современной культуры
безопасности
жизнедеятельности на
основе понимания
необходимости защиты
личности, общества и
государства по
средствам осознания
значимости
безопасного поведения
в условиях ЧС.

15

Причины и последствия
аварий на химически
опасных объектах.

Пр.

Причины химических аварий и их
возможные последствия. Понятие об очаге
химического поражения и зонах
химического заражения. Характеристика
зон химического поражения, их глубина и
форма. Стойкость аварийно химически
опасных веществ.

Уметь анализировать причины
химических аварий и их
возможные последствия. Знать
понятие об очаге химического
поражения и зонах химического
заражения. Характеристика зон
химического поражения, их
глубина и форма.
Изучить основные способы
защиты населения от аварийно
химически опасных веществ.
Узнать принципы работы
системы оповещения. Уметь
пользоваться СИЗОД.

Развитие умения выражать
свои мысли и способности
слушать собеседника,
понимать его точку зрения,
признавать право другого
человека на иное мнение

Развитие
познавательных
интересов, учебных
мотивов.

16

Защита населения от
аварийно химически
опасных веществ.

Нов.

Основные способы защиты населения от
аварийно химически опасных веществ.
Принципы работы системы оповещения.
Использование средств индивидуальной
защиты органов дыхания. Защитные
свойства гражданских противогазов.
Изготовление ватно-марлевой повязки.
Укрытие людей в защитных сооружениях
и последовательность герметизации
помещений. Организация эвакуации
населения.

Умение находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и
учета интересов,
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое мнение.

Меры предосторожности, действия в
случае оповещения об аварии и правила
движения по зараженной местности.
Правила безопасного поведения после
выхода из зоны заражения. Действия при
подозрении на поражение аварийно
химически опасными веществами.

Знать меры предосторожности,
действия в случае оповещения
об аварии и правила движения
по зараженной местности.
Правильно действовать после
выхода из зоны заражения и при
подозрении на поражение
аварийно химически опасными
веществами.

Формирование умений
взаимодействовать с
окружающими, выполнять
различные социальные роли
во время и при ликвидации
последствий ЧС.

Понятие об ионизирующем излучении и
его влияние на человека. Виды
ионизирующего излучения (альфа-, бета- и
гамма-излучения) и их характеристика.
Измерение дозы облучения. Естественные
и искусственные источники
ионизирующего излучения. Внешнее и
внутреннее облучение человека. Дозы
облучения от различных источников
излучения.

Изучить понятие об
ионизирующем излучении и его
влияние на человека. Уметь
различать виды ионизирующего
излучения. Знать естественные и
искусственные источники
ионизирующего излучения,
внешнее и внутреннее
облучение человека, дозы
облучения от различных
источников излучения.

Умение находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и
учета интересов,
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое мнение.

Формирование
современной культуры
безопасности
жизнедеятельности на
основе понимания
необходимости защиты
личности, общества и
государства по
средствам осознания
значимости
безопасного поведения
в условиях ЧС.
Формирование
современной культуры
безопасности
жизнедеятельности на
основе понимания
необходимости защиты
личности, общества и
государства по
средствам осознания
значимости
безопасного поведения
в условиях ЧС.
Развитие
познавательных
интересов, учебных
мотивов.

17

Правила безопасного
поведения при авариях с
выбросом аварийно
химически опасных
веществ.

ОС+К

18

Из истории
радиационных аварий.
Радиация вокруг нас.

Нов.

Аварии на радиационно
опасных объектах.

Пр.

Понятие о радиационно опасном объекте.
Классификация аварий с выбросом
радиоактивных веществ и их причины.
Деление районов радиоактивного
заражения на зоны. Четыре фазы аварии на
радиационно опасном объекте и их
характеристика.

Знать понятие радиационно
опасный объект. Уметь
классифицировать аварии с
выбросом радиоактивных
веществ и их причины. Изучить
зоны заражения, а также фазы
аварии на радиационно опасном
объекте

Формирование умений
взаимодействовать с
окружающими, выполнять
различные социальные роли
во время и при ликвидации
последствий ЧС

20

Последствия
радиационных аварий.

Закр.

Изучить свойства
радиоактивных веществ, их
воздействие на людей и
животных и их последствия.
Уметь определять допустимые
дозы облучения. Узнать
последствия однократного и
многократного облучения

Работать индивидуально и в
группе находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и
учёта интересов

21

Защита от радиационных
аварий.

ОС+К

Специфические свойства радиоактивных
веществ. Понятие о периоде полураспада.
Радиоактивное загрязнение местности.
Виды радиационного воздействия на
людей и животных и их последствия.
Понятие о радиочувствительности органов
человека, их классификация по этому
признаку и установленные для них
значения основных дозовых пределов.
Определение допустимых доз облучения.
Последствия однократного и
многократного облучения. Допустимые
значения заражения продуктов питания и
воды.
Меры предосторожности, принимаемые
проживающими вблизи от радиационно
опасных объектов людьми. Действия в
случае поступления сигнала об аварии на
радиационно опасном объекте (подготовка
к эвакуации, действия при отсутствии
убежища и средств защиты). Режим
поведения при проживании на
загрязненной местности. Комплекс мер по
защите населения: режим радиационной
защиты, использование средств
индивидуальной защиты, проведение
йодной профилактики, радиометрический
контроль продуктов питания.

Знать меры предосторожности,
принимаемые проживающими
вблизи от радиационно опасных
объектов людьми. Уметь
правильно действовать в случае
поступления сигнала об аварии
на радиационно опасном
объекте (подготовка к
эвакуации, действия при
отсутствии убежища и средств
защиты). Изучить комплекс мер
по защите населения: режим
радиационной защиты,
использование средств
индивидуальной защиты,
проведение йодной
профилактики,
радиометрический контроль
продуктов питания.

Формирование умений
взаимодействовать с
окружающими, выполнять
различные социальные роли
во и при ликвидации
последствий ЧС

19

Формирование
современной культуры
безопасности
жизнедеятельности на
основе понимания
необходимости защиты
личности, общества и
государства по
средствам осознания
значимости
безопасного поведения
в условиях ЧС.
Усвоение правил
индивидуального и
коллективного
безопасного поведения
в чрезвычайных
ситуациях,
угрожающих жизни и
здоровью людей.

Развитие
познавательных
интересов, учебных
мотивов

22

Из истории
гидродинамических
аварий. Аварии на
гидродинамически
опасных объектах, их
причины и последствия.

Нов.

Классификация гидродинамических
аварий. Затопление как последствие
гидродинамической аварии. Понятие о
зоне затопления, зоне катастрофического
затопления и их характеристика.
Классификация гидродинамически
опасных объектов, основные причины
аварий на них. Поражающие факторы и
последствия гидродинамических аварий.

Знать классификацию
гидродинамических аварий.
Уметь различать понятия зона
затопления и зона
катастрофического затопления.
Знать причины аварий на
гидродинамически опасных
объектах. Уметь анализировать
поражающие факторы и
последствия гидродинамических
аварий.
Знать мероприятия по
уменьшению последствий
аварий на гидродинамически
опасных объектах и основные
меры по защите населения.
Уметь правильно себя вести при
авариях на гидродинамически
опасных объектах

Развитие умения выражать
свои мысли и способности
слушать собеседника,
понимать его точку зрения,
признавать право другого
человека на иное мнение.

Развитие
познавательных
интересов, учебных
мотивов.

23

Защита от
гидродинамических
аварий.

Пр.

Мероприятия по уменьшению
последствий аварий на гидродинамически
опасных объектах. Основные меры по
защите населения. Правила безопасного
поведения при авариях на
гидродинамически опасных объектах

Умение организовывать
учебное сотрудничество и
совместную деятельность с
учителем и сверстниками.

Автомобильные аварии и катастрофы и их
основные причины. Автомобиль как
источник опасности на дороге. Безопасное
поведение на дорогах.
Правила движения по проезжей части на
велосипедах и мопедах. Сигналы поворота
и торможения. Запрещенные для
водителей велосипедов и мопедов
действия на дороге.

Уметь анализировать основные
причины автомобильных аварий
и катастроф. Знать правила
безопасного поведения на
дорогах, правила движения на
проезжей части, а также
запрещенные для водителей
мопедов и велосипедов действия
на дороге.

Работать индивидуально и в
группе находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и
учёта интересов.

Антропогенные изменения в природе:
преднамеренные преобразования и
попутные изменения. Формы воздействия
человека на биосферу. Понятие о
чрезвычайной ситуации экологического
характера, их классификация. Источники
загрязнения окружающей среды и их
классификация. Понятие о токсичности.
Экологические последствия
хозяйственной деятельности человека

Узнать виды антропогенных
изменений в природе, как
человек воздействует на
природу. Изучить источники
загрязнения окр. Среды и
последствия хозяйственной
деятельности человека

Формирование и развитие
компетентностей в области
использования
информационнокоммуникативных
технологий.

Формирование
современной культуры
безопасности
жизнедеятельности на
основе понимания
необходимости защиты
личности, общества и
государства по
средствам осознания
значимости
безопасного поведения
в условиях ЧС.
Формирование
современной культуры
безопасности
жизнедеятельности на
основе понимания
необходимости защиты
личности, общества и
государства по
средствам осознания
значимости
безопасного поведения
в условиях ЧС.
Усвоение правил
индивидуального и
коллективного
безопасного поведения
в ЧС, угрожающих
жизни и здоровью
людей.

24

Автомобильные аварии и
катастрофы. Безопасное
поведение на дорогах
велосипедистов и
водителей мопедов.

Повт.

25

Состояние природной
среды и
жизнедеятельность
человека.

Нов.

26

Изменение состава
атмосферы (воздушной
среды).

ОС+К

Функции воздушной среды. Зависимость
климата от прозрачности атмосферы.
Влияние хозяйственной деятельности
человека на воздушную среду. Опасные
явления, связанные с изменением состава
атмосферы: парниковый эффект,
разрушение озонового экрана, кислотные
осадки. Основные источники загрязнения
воздушной среды вредными веществами.
Меры по улучшению ситуации.

Узнать функции воздушной
среды, как климат зависит от
прозрачности атмосферы; как
человек воздействует на
атмосферу. Знать определения
парниковый эффект.
разрушение озонового экрана,
кислотные осадки. Изучить
основные источники
загрязнения воздушной среды
вредными веществами.

Работать индивидуально и в
группе находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и
учёта интересов

27

Изменение состояния
гидросферы (водной
среды). Изменение
состояния суши (почвы).

ОС+К

Значение воды для жизни на Земле.
Физико-химические свойства питьевой
воды. Причины ухудшения качества
пресных природных вод. Понятие о
сточных водах. Классификация и
характеристика сточных вод.
Отрицательная динамика состояния
питьевой воды. Функции и значение
почвы. Основные причины сокращения
сельскохозяйственных угодий. Причины
опасного влияния почвы на здоровье
человека. Опасность, исходящая из
почвенных покровов в связи с широким
применением пестицидов. Деградация
почвы и ее причины. Классификация
отходов и их влияние на загрязнение
почвы.

Умение находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и
учета интересов,
формулировать,
аргументировать и
отстаивать

28

Нормативы предельно
допустимых воздействий
на природу.

Нов.

Понятие о предельно допустимых
концентрациях вредных веществ в
атмосфере, воде и почве. Нормы качества
воздуха, воды и почвы. Правила поведения
для уменьшения влияния на здоровье
вредных экологических факторов.

Изучить Значение воды для
жизни на Земле; свойства
питьевой воды. Уметь
анализировать причины
ухудшения качества пресных
природных вод. Знать
классификацию и
характеристику сточных вод.
Изучить функции и значение
почвы. Знать основные причины
сокращения
сельскохозяйственных угодий,
причины опасного влияния
почвы на здоровье человека.
Знать определение деградация
почвы. Узнать классификацию
отходов и их влияние на
загрязнение почвы.
Знать понятие ПДК вредных
вещ-в в атмосфере, воде и
почве. Изучить нормы качества
воздуха, воды и почвы.
Ознакомиться с правилами
поведения для уменьшения
влияния на здоровье вредных
экологических факторов

29

Первая помощь в
природных условиях.
Первая помощь при
различных видах

Повт.

Средства оказания ПМП. Укусы
насекомых. Укусы змей. Ожог кожи.
Солнечный ожог. Обморожение и общее
охлаждение организма. Правила

Знать Средства оказания ПМП,
правила оказания ПМП при
укусах змей, при ожоге кожи,
при солнечном ожоге, при

Умение организовать
учебное сотрудничество и
совместную деятельность с
учителем и сверстниками.

Формирование умений
взаимодействовать с
окружающими, выполнять
различные социальные роли
во время и при ликвидации
последствий ЧС.

Формирование
современной культуры
безопасности
жизнедеятельности на
основе понимания
необходимости защиты
личности, общества и
государства по
средствам осознания
значимости
безопасного поведения
в условиях ЧС
Развитие
познавательных
интересов, учебных
мотивов.

Формирование
современной культуры
безопасности
жизнедеятельности на
основе понимания
необходимости защиты
личности, общества и
государства по
средствам осознания
значимости
безопасного поведения
в условиях ЧС.
Развитие
познавательных
интересов, учебных
мотивов.

повреждений (травм).

наложения повязок. ПМП при переломах и
их переноска. ПМП при различных видах
кровотечений.

обморожении и общем
охлаждении организма.

30

Первая помощь при
массовых поражениях.

Повт.

Основные факторы поражения людей при
чрезвычайных ситуациях. Главная задача
и основная цель первой помощи.
Мероприятия первой помощи при
массовых поражениях.

Изучить основные факторы
поражения людей при
чрезвычайных ситуациях. Знать
главную задачу и основную цель
первой помощи, а также
мероприятия первой помощи
при массовых поражениях.

Формирование и развитие
компетентности в области
использования
информационнокоммуникационных
технологий.

31

Первая помощь при
поражении аварийно
химически опасными
веществами.

Нов.

Изучить воздействие
химических веществ на
организм человека, пути
попадания ядовитых веществ в
организм человека. Знать общие
правила оказания первой
помощи при поражении
аварийно химически опасными
веществами.

Формирование умений
взаимодействовать с
окружающими, выполнять
различные социальные роли
во время и при ликвидации
последствий ЧС.

Первая помощь при
поражении аварийно
химически опасными
веществами. Первая
помощь при бытовых
отравлениях.

ОС+К

Воздействие химических веществ на
организм человека. Пути попадания
ядовитых веществ в организм человека:
через органы дыхания, через желудочнокишечный тракт, через кожу. Наиболее
характерные и общие признаки
химического отравления. Общие правила
оказания первой помощи при поражении
аварийно химически опасными
веществами: удушающего действия;
общеядовитого действия; удушающего и
общеядовитого действия; нейротропного
действия; удушающего и нейротропного
действия.
Первая помощь при поражении
метаболическими ядами; при отравлении
соединениями тяжелых металлов и
мышьяка; при ожогах химическими
веществами. Признаки отравления
средствами бытовой химии
(инсектицидами, уксусной эссенцией,
перекисью водорода и др.) и оказание
первой помощи. Причины, последствия и
признаки отравления минеральными
удобрениями. Оказание первой помощи
при первых признаках отравления
минеральными удобрениями (при
отравлении через органы пищеварения,
дыхательные пути, глаза и кожу).

Знать правила оказания ПМП
при поражении
метаболическими ядами; при
отравлении соединениями
тяжелых металлов и мышьяка;
при ожогах химическими
веществами. Знать правила
оказания ПМП при отравлениях
средствами бытовой химии
(инсектицидами, уксусной
эссенцией, перекисью водорода
и др.), при первых признаках
отравления минеральными
удобрениями (при отравлении
через органы пищеварения,
дыхательные пути, глаза и
кожу).

Формирование и развитие
компетентности в области
использования
информационнокоммуникационных
технологий.

32

Усвоение правил
индивидуального и
коллективного
безопасного поведения
в чрезвычайных
ситуациях,
угрожающих жизни и
здоровью людей.
Формирование
современной культуры
безопасности
жизнедеятельности на
основе понимания
необходимости защиты
личности, общества и
государства по
средствам осознания
значимости
безопасного поведения
в условиях ЧС.
Развитие
познавательных
интересов, учебных
мотивов

33

Физическая культура и
закаливание.

34

Годовая контрольная
работа

Нов.

Влияние физических упражнений на
развитие растущего организма. Развитие
необходимых физических качеств.
Составляющие хорошей физической
формы. Пути развития сердечнодыхательной выносливости, мышечной
силы, гибкости и скоростных качеств.
Понятие о закаливании. Роль закаливания
в профилактике простудных заболеваний.
Принципы закаливания. Факторы
окружающей среды, применяемые для
закаливания организма: воздушные и
солнечные ванны, закаливание водой.
Правильное питание. Значение жиров,
белков и углеводов. Гигиена и культура
питания

Изучить влияние физических
упражнений на развитие
растущего организма, пути
развития сердечно-дыхательной
выносливости, мышечной силы,
гибкости и скоростных качеств.
Уметь применять факторы
окружающей среды для
закаливания организма. Узнать
о значении жиров, белков и
углеводов и о гигиене и
культуре питания

Умение осознанно
использовать речевые
средства в соответствии с
задачей коммуникации для
выражения своих чувств,
мыслей и потребностей,
планирования и регуляции
своей деятельности; владение
устной и письменной речью,
монологической контекстной
речью.

Формирование
антиэкстремистского
мышления и
антитеррористического
поведения,
потребностей
соблюдать нормы
здорового образа
жизни, осознанно
выполнять правила
безопасности
жизнедеятельности.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебно-методические комплексы по основам безопасности деятельности
8 класс
Вангородский С. Н., Кузнецов М. И., Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник. — М.:
Дрофа.
Латчук В. Н., Марков В. В., Маслов А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа.
Программы, методические и учебные пособия, дидактические материалы
Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое
пособие. — М.: Дрофа.
Стационарные наглядные пособия
Таблицы по основам безопасности жизнедеятельности
– Гражданская оборона Российской Федерации.
– Средства индивидуальной защиты.
– Средства коллективной защиты.
– Личная гигиена.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по основным темам и разделам курса ОБЖ в основной школе.
Мультимедийный компьютер с пакетом программ и пособий по курсу ОБЖ.
Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет).
Таблицы
Правила поведения при обнаружении взрывоопасных предметов
Взрывоопасные предметы
Правила поведения после взрыва
Стендовый материал
Первая медицинская помощь
Действия населения при чрезвычайных ситуациях
Презентации, методическая литература.
Дополнительные источники информации – Интернетресурсы:
 Законы РФ и указы Президента РФ.






Сайты Министерства обороны РФ, Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий,
Министерства внутренних дел РФ.
Правила поведения в экстремальных ситуациях.
Данные о ЧС техногенного характера.
Инструкции, рекомендации и сведения медицинского характера.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».