Подписан: Массанова Алёна Владимировна DN: OU=директор, O="ГБОУ СО ""Березовская школа""", CN=Массанова Алёна Владимировна, E=berezsksh@mail.ru Основание: Я являюсь автором этого документа Дата: 2021.10.12 09:31:01+05'00' Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе: 1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897). 3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями. 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». 5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 6. Приказ Министерства образования и науки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253". 7. Учебного плана ГБОУ СО «Березовская школа». Основные цели курса: 1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; 2. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; 3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; 4. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейнобытовых отношений. Задачи курса: 1. Создание условий для социализации личности; 2. Воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; 3. Формирование знаний и интеллектуальных умений; 4. Воспитания уважения к семье и семейным традициям; 5. Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры; 6. Воспитание толерантного отношения к людям другой национальности; 7. Воспитания уважения к трудовой деятельности. Коррекционная направленность У обучающихся с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов: повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий. Коррекционная направленность – процесс обучения, в котором в качестве основных применяются специальные педагогические приемы, способствующие их интеллектуальному и физическому развитию, и становлению личности. В коррекционной работе различают общую и индивидуальную коррекцию. Общая коррекция направлена на исправление высших психических функций. Наблюдаются затруднения в анализе и синтезе, абстрагировании и обобщении. Индивидуальная коррекция характерна для определенных групп учеников. Она направлена на исправление не только выраженных недостатков высших психических функций, но и нарушений пространственной ориентировки, работоспособности, моторики, т.е. различных сторон психики детей с ЗПР. Коррекционная направленность урока обществознания: Создание для каждого ученика ситуации успеха, сравнение его с самим собой. Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности. Включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития детей. Обучение приемам и способам деятельности с письменной инструкцией, дидактическими материалами, составлению алгоритма. Формирование навыков самоконтроля, самооценки. Развитие диалогической речи и культура общения. Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока. Охрана психического, физического здоровья учащихся. Развитие познавательной активности (использование продуктивных видов деятельности, включение потенциальных и творческих возможностей ученика и др.). Организация восприятия с опорой на анализаторы. Ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения нового материала. Реализация принципов дифференцированного подхода и индивидуального обучения, исходя из результатов ПМПК диагностики. Использование эффективных инновационных технологий. Обеспечение эмоционального комфорта, в том числе через доверительные межличностные отношения. Контроль за динамикой успешности (не успешности) ученика Оценка планируемых результатов Планируемые результаты основного общего образования являются основой оценки достижения стандарта и призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, с одной стороны, и образовательным процессом, и системой оценки – с другой. По сути, они являются своеобразным мостиком, соединяющим требования стандарта и учебный процесс. В структуре планируемых результатов выделены в особый раздел (универсальные учебные действия) личностные и метапредметные результаты, достижение которых обеспечивается всей совокупностью учебных предметов, представленных в инвариантной части учебного плана, междисциплинарными курсами и внеурочной деятельностью. Под личностными результатами в стандарте понимается: становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников основной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества. Особенность этой группы планируемых результатов заключаются в том, что в их описании отсутствует блок «Выпускник научится». Это значит, что личностные результаты обучающихся в полной мере с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке. Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделах: «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия». Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Другими словами, основное содержание оценки метапредметных результатов в школе строится вокруг понятия «умение учиться». В силу своей природы, являясь, по сути, ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно, уровень их сформированности может быть качественно оценен и измерен: достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД; достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебнопрактических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике и другим предметам с учетом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся; достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе или комплексных заданий, которые позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с информацией. Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. По итогам выполнения работ выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана, и внеурочной деятельности и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Личностные результаты определяются через листы наблюдений или портфолио обучающегося. Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос. Одним из средств накопления информации об образовательных результатах учащегося является портфель достижений (портфолио). Портфолио достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. Результатами, влияющими на конечную итоговую оценку и зафиксированными в портфолио ученика, могут быть грамоты, дипломы, сертификаты, подтверждающие участие и достижения обучающегося во внеурочной деятельности: участие в конкурсах, выставках различного уровня; победа в конкурсах, выставках, соревнованиях; участие в научно-практических конференциях; авторские публикации в изданиях выше школьного уровня; авторские проекты, изобретения; получение грантов, стипендий, премий, гражданских наград; лидирование в общепризнанных рейтингах. Портфолио также включает: подборку ученических работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии; систематизированные материалы текущей оценки – отдельные листы наблюдений, оценочные листы и результаты тематического тестирования; выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся; материалы итогового тестирования; результаты выполнения итоговых, комплексных работ. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание» Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Личностные результаты: 1. Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей; 2. Осознавать и проявлять себя гражданином своей страны: объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства; 3. Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; 4. Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом. Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД: 1. Умения планировать свою деятельность в учебной и жизненной ситуации используя ИКТ; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Регулятивные УУД: умения оценивать степень и способы достижения цели в учебной и жизненной ситуации, самостоятельно исправлять ошибки; умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; овладение основными способами создания текстов для решения различных задач общения; умения различать в речи оппонента мнения, доказательства, факты, гипотезы аксиомы, теории. Предметные результаты: Ученик научится: Добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию; Систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы. Ученик получит возможность научиться: Определять и объяснять другим людям своё отношение общественным нормам (нравственным, патриотическим общечеловеческим); 2. Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки. 3. Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты. Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений (получение образования, контакты с органами власти, торговые сделки). Особенности оценки предметных результатов Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения: логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс; сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития; делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук; сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам; применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия; оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса; Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла; верно освятил тему вопроса, но недостаточно полно ее раскрыл; продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами; не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения; дал определения прозвучавшим при ответе понятиям; дал ответы на уточняющие вопросы. Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров; делает элементарные выводы; путается в терминах; не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения; не может аргументировать собственную позицию; затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций; справляется с заданием лишь после наводящих вопросов. Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся не увидел проблему, не смог ее сформулировать; не раскрыл проблему; представил информацию не в контексте задания; или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует). Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию % выполнения 0-35 36-60 61-85 86-100 Отметка «2» «3» «4» «5» Содержание учебного курса Глава I. Человек в социальном измерении Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека. Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Глава II. Человек среди людей Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Глава III. Нравственные основы жизни Человек славен добрыми делами. Доброе — значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Смелость. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Календарно-тематическое планирование по обществознанию № п /п Содержание (разделы, темы) Кол иче ств о час ов Дата Тип урока 1 Вводный урок 1 Вводны й 23 Человек – личность 2 ИНМ 45 Познай самого себя 2 Комбин ированн ый 6- Человек и его дея- 2 ИНМ Виды деятельности (элементы содержания, контроль) Планируемые результаты Предметные УУД Метапредметные УД Знать значение, Получат первичные Познавательные: давать определения использование термина представления об понятиям. «обществознание» обществоведческой Коммуникативные: участвовать в Иметь представление о науке обсуждении вопроса о том, для чего связи обществознания с нужно изучать обществознания другими науками. Глава I. Человек в социальном измерении (12 ч.) Раскрывать на Научатся: понимать, Познавательные: выявляют конкретных примерах что человек особенности смысл понятия принадлежит обществу, и признаки объектов; приводят примеры «индивидуальность». живет и развивается в в качестве доказательства выдвигаемых нем. положений. Использовать элементы причинно- Получат возможность Коммуникативные: взаимодействуют в следственного анализа научиться: понимать ходе групповой работы, ведут диалог, при характеристике себя, анализировать участвуют в дискуссии; принимают друсоциальных параметров свои поступки, чувства, гое мнение и позицию, допускают сущеличности состояния, ствование различных точек зрения. приобретаемый опыт; Регулятивные: прогнозируют результаработать в группах и ты уровня усвоения изучаемого материапарах ла; принимают и сохраняют учебную задачу Научатся: характеризо- Познавательные: устанавливают при Характеризовать особенности познания вать свои потребности и чинно-следственные связи и человеком мира и способности; проявлять зависимости самого себя. личностные свойства в между объектами. основных видах дея- Коммуникативные: планируют цели и Оценивать собственные тельности. способы взаимодействия; обмениваются практические умения, Получат возможность мнениями, слушают друг друга, понипоступки, моральные научиться: работать с мают позицию партнера, в том числе и качества, выявлять их текстом учебника; отличную от своей, согласовывают дейдинамику. анализировать схемы и ствия с партнером Сравнивать себя и таблицы; высказывать Регулятивные: принимают и сохраняют свои качества с другими собственное мнение, учебную задачу; учитывают выделенные людьми. суждения учителем ориентиры действия Приводить примеры проявления различных способностей людей Научатся: формировать Познавательные: самостоятельно выдеХарактеризовать Домашнее задание Личностные УУД Формирование мотивации к изучению обществознанию Стр. 4-6 Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности 1. П. 1, п.1-2 2. П. 1, п. 3, закончить свой проект «Сильная личность – какая она?» Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности 1.П. 2, п.1,2 «В классе дома» №№1,2,5 Применяют 1. П. 3, правила 2.П. 2, п.3 и 7 тельность 89 Потребности человека 2 ИНМ 10 11 На пути к жизнен ному успеху 2 ИНМ деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинноследственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде представление о деятельности человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения ляют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания п. 1, 2, вопросы «Прове-рим себя» № 1-5 Научатся: раскрывать основные черты духовного мира человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом 1. П. 4, п. 1, «В классе и дома» №3 2. П. 4, п. 2, 3, вопросы «Проверим себя» Научатся: определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных за- Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий 1.П. 5, п. 1, 2 , «В классе и дома» №4 2. П. 4, п. 3, 4, 5, закончить проект «Мой путь к жизнен-ному успеху» 2. П. 3, п. 3, вопрос «Прове-рим себя» №6 12 13 Практикум по теме «Человек в социальном измерении» 2 ПОУ 14 15 Межличностные отношения 2 Комбин ированн ый на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа Обобщать и систематизировать знания иу мения по изученной теме Выполнять задания в тестовой форме по изученной теме Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, суждения Научатся: определять, что такое деятельность человека, его духовный мир. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения дач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Глава II. Человек среди людей (10 ч.) Научатся: определять, в Познавательные: выявляют чем состоят особенности особенности и признаки объектов; межличностных отноше- приводят примеры в качестве ний; анализировать доказательства выдвигаемых положений. взаимоотношения людей Коммуникативные: взаимодействуют в на конкретных ходе групповой работы, ведут диалог, примерах. Получат участвуют в дискуссии; принимают друвозможность гое мнение и позицию, допускают сущенаучиться: ориентиро- ствование различных точек зрения. ваться на понимание Регулятивные: прогнозируют результапричин успеха в учебе; ты уровня усвоения изучаемого материаформулировать ла; принимают и сохраняют учебную собственную точку задачу зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности Повторить записи в тетради Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности 1. П. 6, п. 1, 2, вопросы «Проверим себя» № 1-3, 2. П. 6, п. 3, «В классе и дома» № 2,3,4 16 17 18 19 Человек в группе Общение 2 2 ИНМ Комбин ированн ый лояльность, взаимопонимание Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных Научатся: определять, что такое культура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности 1. П. 7, п. 1, 2, 3, «В классе и дома « №№ 1, 2 Научатся: понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности 1. П. 8, п. 1, 2, 3, вопросы «Проверим себя» 2. П. 8, п. 4, 5, «В классе и дома» № 5 2. П. 7, п. 4, 5, 6 10 21 Конфликты в межличностных отношениях 2 Комбин ированн ый 22 23 Практикум по теме «Человек среди людей» 2 ПОУ 24 25 Человек славен добрыми делами 2 Комбин ированн ый ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации Обобщать и систематизировать знания и умения по изученной теме Выполнять задания в тестовой форме по изученной теме Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения Научатся: сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом 1. П. 9, п. 1, 2 Научатся: определять основные понятия к главе «Человек среди людей». Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения познавательных задач Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную Повторить записи в тетради Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положи тельное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности 1. П. 10, п.1, 2, «В классе и дома» №3 2. П. 10, п. 3 Глава III. Нравственные основы жизни (8 ч.) Научатся: отличать Познавательные: ориентируются в раздобрые поступки от нообразии способов решения познавазлых; тельных задач; выбирают наиболее эфопределять понятия фективные способы их решения. «нравственность» и Коммуникативные: договариваются о «безнравственность». распределении функций и ролей в Получат возможность совместной деятельности; задают научиться: работать с вопросы, необходимые для организации текстом учебника; вы собственной деятельности и сказывать собственное сотрудничества с партнёром. мнение, суждения Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий 2.П. 9, «В классе и дома» № 1, 2 26 27 28 29 Будь смелым Человек и человечность 2 2 Комбин ированн ый Комбин ированн ый 30 31 Практикум по теме «Нравственные основы жизни» 1 ПОУ 32 33 Заключительные уроки. Повторительнообобщающий урок 2 ПОУ На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла Научатся: определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нём Обобщать и систематизировать знания и умения по изученной теме Выполнять задания в тестовой форме по изученной теме Научатся: строить свои взаимоотношения с другими людьми. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения Определять все термины по изученной теме. работать с текстом учебника; Вы- Научатся: определять все термины за курс 6 класса. Получат возможность Научатся: анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности / неуспешности учебной деятельности 1. П. 11, п. 1, «В классе и дома» №2 Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям 1. П. 12, «В классе и дома» №3 Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют соб- Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности Повторить тему «Человек и общество» Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности, Повторить тему «Человек в системе общественных от- 2.П. 11, п. 2, 3, закончить проект «Мой земляк – смелый человек» 2. П. 12, вопросы «Прове-рим себя» 34 по теме «Человек и общество», Человек в системе общественных отношений Резерв сказывать собственное мнение, суждения научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения ственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль устойчивую познавательную вацию учения учебномоти- ношений»