Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор, O="
ГБОУ СО ""Березовская
школа""", CN=Массанова
Алёна Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого
документа
Дата: 2021.10.12 09:31:
55+05'00'

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе ФГОС ООО,
Примерных программ основного общего образования по обществознанию (5 – 9 классы. –
М.: Просвещение, 2010 г.), авторской программы «Обществознание» (Л.Н. Боголюбов, Н.
И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011 г.).
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с
изменениями и дополнениями).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г.
№ 1897).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации
обучения
в
общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.
3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19)».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 N 253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования».
6. Приказ Министерства образования и науки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №
253".
7. Учебного плана ГБОУ СО «Березовская школа».
Основные цели курса:
1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закреплённым в Конституции Российской Федерации;
2. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15
лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения
собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа
мышления, способности к самоопределению и самореализации;
3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
4. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности;
межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений;
семейно-бытовых отношений.
Задачи курса:

1.
Создание условий для социализации личности;
2.
Воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам
человека, демократическим принципам общественной жизни;
3.
Формирование знаний и интеллектуальных умений;
4.
Воспитания уважения к семье и семейным традициям;
5.
Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической,
правовой и экономической культуры;
6.
Воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
7.
Воспитания уважения к трудовой деятельности.
Коррекционная направленность
У обучающихся с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения,
чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов:
повышенная
утомляемость
и
быстрая
истощаемость,
несформированность
целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных
определений и понятий.
Коррекционная направленность – процесс обучения, в котором в качестве основных
применяются
специальные
педагогические
приемы,
способствующие
их
интеллектуальному и физическому развитию, и становлению личности.
В коррекционной работе различают общую и индивидуальную коррекцию. Общая
коррекция направлена на исправление высших психических функций. Наблюдаются
затруднения в анализе и синтезе, абстрагировании и обобщении. Индивидуальная
коррекция характерна для определенных групп учеников. Она направлена на исправление
не только выраженных недостатков высших психических функций, но и нарушений
пространственной ориентировки, работоспособности, моторики, т.е. различных сторон
психики детей с ЗПР.
Коррекционная направленность урока обществознания:

Создание для каждого ученика ситуации успеха, сравнение его с самим собой.

Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к
учебной деятельности.

Включение в содержание учебного материала информации, способствующей
повышению уровня общего интеллектуального развития детей.

Обучение приемам и способам деятельности с письменной инструкцией,
дидактическими материалами, составлению алгоритма.

Формирование навыков самоконтроля, самооценки.

Развитие диалогической речи и культура общения.

Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на
материал урока.

Охрана психического, физического здоровья учащихся.

Развитие познавательной активности (использование продуктивных видов
деятельности, включение потенциальных и творческих возможностей ученика и др.).

Организация восприятия с опорой на анализаторы.

Ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения нового материала.

Реализация принципов дифференцированного подхода и индивидуального
обучения, исходя из результатов ПМПК диагностики.

Использование эффективных инновационных технологий.

Обеспечение эмоционального комфорта, в том числе через доверительные
межличностные отношения.

Контроль за динамикой успешности (не успешности) ученика
Оценка планируемых результатов
Планируемые результаты основного общего образования являются основой оценки

достижения стандарта и призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, с
одной стороны, и образовательным процессом, и системой оценки – с другой. По сути, они
являются своеобразным мостиком, соединяющим требования стандарта и учебный процесс.
В структуре планируемых результатов выделены в особый раздел (универсальные учебные
действия) личностные и метапредметные результаты, достижение которых
обеспечивается всей совокупностью учебных предметов, представленных в инвариантной
части учебного плана, междисциплинарными курсами и внеурочной деятельностью.
Под личностными результатами в стандарте понимается: становление самоопределения
личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование
внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной
деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников основной школы, в
том числе морально-этической ориентации, отражающие их индивидуально-личностные
позиции, социальные чувства и личностные качества.
Особенность этой группы планируемых результатов заключаются в том, что в их описании
отсутствует блок «Выпускник научится». Это значит, что личностные результаты
обучающихся в полной мере с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.
Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов,
представленных в разделах: «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные
учебные действия», «Познавательные учебные действия».
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности
– познавательные, коммуникативные, и способы регуляции своей деятельности, включая
планирование, контроль и коррекцию.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность
ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е.
таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей
познавательной деятельностью.
Другими словами, основное содержание оценки метапредметных результатов в школе
строится вокруг понятия «умение учиться».
В силу своей природы, являясь, по сути, ориентировочными действиями, метапредметные
действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности
решения учащимися учебных задач. Соответственно, уровень их сформированности может
быть качественно оценен и измерен:

достижение метапредметных результатов может проверяться в результате
выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на
оценку уровня сформированности конкретного вида УУД;

достижение метапредметных
результатов может
рассматриваться как
инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности
выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть
в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике и другим
предметам с учетом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда
познавательных и регулятивных действий учащихся;

достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности
выполнения комплексных заданий на межпредметной основе или комплексных заданий,
которые позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с
информацией.
Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных
процедур. По итогам выполнения работ выносится оценка (прямая или опосредованная)
сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с
информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и
регулятивных действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов
образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части

базисного учебного плана, и внеурочной деятельности и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях. Личностные результаты определяются через листы наблюдений или
портфолио обучающегося.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный
обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного
предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а
также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе
современной научной картины мира.
При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не
только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных
ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти
знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на
предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить
необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение
сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение
критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на
поставленный вопрос.
Одним из средств накопления информации об образовательных результатах учащегося
является портфель достижений (портфолио). Портфолио достижений представляет собой
специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и
достижения обучающегося в различных областях. Результатами, влияющими на конечную
итоговую оценку и зафиксированными в портфолио ученика, могут быть грамоты,
дипломы, сертификаты, подтверждающие участие и достижения обучающегося во
внеурочной деятельности: участие в конкурсах, выставках различного уровня; победа в
конкурсах, выставках, соревнованиях; участие в научно-практических конференциях;
авторские публикации в изданиях выше школьного уровня; авторские проекты,
изобретения; получение грантов, стипендий, премий, гражданских наград; лидирование в
общепризнанных рейтингах. Портфолио также включает:

подборку ученических работ, которая демонстрирует нарастающие успешность,
объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества,
рефлексии;

систематизированные материалы текущей оценки – отдельные листы наблюдений,
оценочные листы и результаты тематического тестирования; выборочные материалы
самоанализа и самооценки учащихся;

материалы итогового тестирования;

результаты выполнения итоговых, комплексных работ.

Личностными результатами являются:
сформированность
идентичности;

гражданско-патриотических

качеств,

российской

гражданской

овладение гуманистическими и демократическими ценностными ориентациями; принятие
ценностных идеалов гражданского общества;
сформированность уважительного отношения к иному мнению, толерантность;
развитие самостоятельности и личной ответственности, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о гражданско-правовых нормах;

самоуважение и позитивная самооценка, чувство собственного достоинства.
умение оценивать с позиций социальных, морально-нравственных и этических норм
поступки (собственные и других людей);
проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и
сопереживание чувствам других людей (эмпатия);
умения оценивать с эстетической (художественной) точки зрения произведение искусства и
результат творческого труда (своего и других людей);
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
ставить
и
формулировать
цель
на
четверть,
самосовершенствования, цель проекта, исследования.

год

учебного

характера,

самостоятельно анализировать условия достижения цели.
прогнозировать, предвосхищение результатов.
составлять сложный план.
составлять алгоритм решения задач, уравнений; структурно-логических схем к описанию
различных видов знания (понятий, явлений, фактов, законов).
понимать роль самооценки в развитии личности.
разрабатывать критерии оценки отдельных видов работ, отдельных умений.
рецензировать (устное и письменное) ответы товарища и осуществлять взаимооценивание.
понимать термины «рефлексия», «самоанализ».
осознавать роль анализа - как способа глубокого познания действительности.
развивать письменную и устную рефлексию событий, отношений, процессов познания.
Коммуникативные:
осознавать роль, ценности общения, важности наличия настроенности, расположенности к
общению.
развивать способность адекватно выражать и передавать необходимые эмоции, мысли,
ощущения, быть внимательным к психологическому состоянию партнеров по общению.
развивать способности к самоконтролю в общении.
разрабатывать правила общения в группе и выполнять их.
развивать навыки невербального общения, изучение языка жестов, мимики, пластики.

передавать текст адекватно, подробно, сжато, выборочно; в составлении текстов различных
жанров и их передачи.
осознавать критерии оценивания высказываний и суждений в ходе дискуссии - точность,
ясность, доказательность.
разрабатывать правила ведения диспута и их применять.
понимать различия видов вопросов (гипотетические, побуждающие, поощряющие,
зондирующие).
Познавательные
проводить наблюдение и социальный эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
интернета;
давать определение понятиям.
устанавливать причинно-следственные связи.
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение
понятия.
обобщать понятия .
осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций.
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении
слов.
Предметные результаты: Ученик научится:
понимать и правильно использовать основные экономические термины;
распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы,
экономические явления и процессы, сравнивать их;
характеризовать функции денег в экономике;
анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и
процессы;

получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный
социальный опыт.
характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников
экономической деятельности;
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные
социальные группы современного общества; на
основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их
сущностные признаки;
характеризовать собственные основные социальные роли;
использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических
данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
проводить несложные социологические исследования.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики.
наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с
опорой на экономические знания;
анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения
потребителя;
решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные
ситуации в экономической сфере деятельности человека;
ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и
социальных отношений в современном обществе;
адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую
из различных источников.

Особенности оценки предметных результатов
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном
объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение
описать то или иное общественное явление или процесс;
сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников),
выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной
позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать
практические действия;
оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм,
экономической рациональности;
раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но
при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
верно освятил тему вопроса, но недостаточно полно ее раскрыл;
продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических
положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал
аргументами;
не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с
помощью конкретных примеров;
делает элементарные выводы;
путается в терминах;
не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
не может аргументировать собственную позицию;
затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
не увидел проблему, не смог ее сформулировать;
не раскрыл проблему;
представил информацию не в контексте задания;
или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию
% выполнения

0-35

36-60

61-85

86-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

1. Личность и общество
Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке.
Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к
творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность.
Познание человеком мира и самого себя. Что такое природа? Биосфера и ноосфера.
Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек
и Вселенная. Человек. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы
общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и
их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на
нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы.
Глобальные проблемы современности. Личность. Социальные параметры личности.
Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида.
Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
2. Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Диалог
культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в
современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм
и гражданственность. Добро и зло — главные понятия морали. Критерии морального
поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг
общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое
поведение. Нравственные чувства и самоконтроль. Значимость образования в условиях
информационного общества. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, её
значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного.
Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм
культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные
организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
3. Экономика
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и
экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы
экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы
экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности.
Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос
и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы
производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, её
основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства.
Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике.
Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги,
уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение
доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное
потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Экономические основы защиты прав потребителя. Рынок. Рыночный механизм
регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Занятость и
безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия
безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на
рынке труда. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют.
Внешнеторговая политика.
4. Социальная сфера
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство.
Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные
конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в
постиндустриальное общество. Социальная позиция человека в обществе: от чего она

зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и
женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между
поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к
историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в
многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость
здорового образа жизни.

Календарно-тематическое планирование по обществознанию
№
п/
п

Содержани
е (раздела,
темы)

Кол
-во
час
ов

1

Вводный
урок

1

Дата

4.09

Тип
урока

Вводны
й

Планируемые результаты

Виды деятельности (элементы
содержания, контроль)

Дом.
задание

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Получат
возможность
научиться:
как
добиваться успехов в
работе в классе и дома

Познавательные:
давать
определения понятиям.
Коммуникативные:
участвовать в обсуждении
вопроса о том, для чего
нужно
изучать
обществознания

Формирование мотивации
изучению обществознания

к

Вспомнить основные итоги прошлого
года обучения. Познакомиться с
основным содержанием курса 8 класса.
Наметить
перспективу
совершенствования умений и навыков
в процессе учебной деятельности.
Определить основные требования к
результатам обучения и критерии
успешной работы учащихся

С.
4-6
прочитать

Познавательные: выявляют
особенности
и
признаки
объектов;
приводят примеры
в качестве доказательства
выдвигаемых
положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют
в
ходе
групповой работы, ведут
диалог,
участвуют
в
дискуссии; принимают другое мнение и позицию,
допускают
существование
различных точек зрения.
Регулятивные:
прогнозируют
результаты
уровня усвоения изучаемого
материала; принимают и
сохраняют учебную задачу
Познавательные:
устанавливают при чинноследственные
связи
и
зависимости
между объектами.
Коммуникативные:

Сохраняют мотивацию к учебной
деятельности;
проявляют
интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу
познания; адекватно понимают
причины
успешности/неуспешности
учебной
деятельности

Выявить
отличия
человека
от
животных. Объяснять человеческие
качества. Различать биологические и
природные
качества
человека.
Характеризовать и конкретизировать
примерами
биологическое
и
социальное в человеке. Определять
своё
отношение
к
различным
качествам человека. Выявлять связь
между
мышлением
и
речью.
Объяснять понятие «самореализация».
Определять
и
конкретизировать
примерами
сущностные
характеристики
деятельности.
Приводить примеры основных видов
деятельности

Записи
в
тетради
§1
Вопросы стр
12-13

Проявляют заинтересованность
не только в личном успехе, но и
в решении проблемных заданий
всей группой; выражают положительное отношение к процессу
познания; адекватно понимают

Раскрывать
смысл
понятия
«ноосфера». Оценивать утверждение о
связи природы и общества и
аргументировать
свою
оценку.
Характеризовать
возможности
человеческого разума. Раскрывать

§2 Вопросы и
задания
стр18-19
Заполнение
сравнительно
й таблицы

Глава I. Личность и общество (6 ч.)
2

Что делает
человека
человеком

1

11.09

ИНМ

Научаться:
выявлять
природное
и
общественное
в
человеке.
Получат
возможность
научиться: определять
способность человека к
творчеству

3

Человек,
общество
и
природа.

1

18.09

Комбин
ированн
ый

Научаться:
различать
понятия
ноосфера,
биосфера.
Получат возможность
научиться
определять
место человека в мире

природы.

4

Общество
как форма
жизнедеяте
льности
людей

1

25.09

Комбин
ированн
ый

Научаться:
называть
сферы
общественной
жизни и давать краткую
характеристику.
Получат возможность
научиться
определять
взаимосвязь
сфер
общественной жизни на
конкретных примерах.
Называть
ступени
развития
общества,
исторические
типы
общества.

5

Развитие
общества

1

2.10

ИНМ

Научаться:
характеризовать
социальные изменения и
их формы.
Получат возможность
научиться: определять
термин
«глобальные
проблемы
современности»

планируют цели и способы
взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг
друга, понимают позицию
партнера, в том числе и
отличную
от
своей,
согласовывают действия с
партнером
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу;
учитывают
выделенные
учителем
ориентиры
действия
Познавательные:
самостоятельно выделяют и
формулируют
цели;
анализируют
вопросы,
формулируют
ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном
обсуждении
проблем;
обмениваются
мнениями,
понимают позицию партнера.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу;
самостоятельно выделяют и
формулируют
цель;
составляют
план
и
последовательность действий
Познавательные:
самостоятельно выделяют и
формулируют
цели;
анализируют
вопросы,
формулируют
ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном
обсуждении
проблем;
обмениваются
мнениями,
понимают позицию партнера.
Регулятивные:
ставят
учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что
ещё неизвестно

причины успешности/
неуспешности
деятельности

учебной

значение
моральных
норм.
Конкретизировать
на
примерах
влияние природных условий на людей.
Анализировать и оценивать текст с
заданных позиций. Анализировать
факты и обосновывать сделанные
выводы

Применяют правила делового
сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают
собственную
учебную
деятельность; выражают положительное отношение к процессу
познания

Выделять существенные признаки
общества.
Называть
сферы
общественной жизни и характерные
для
них
социальные
явления.
Показывать на конкретных примерах
взаимосвязь
основных
сфер
общественной жизни

§3 прочитать.
Вопросы
и
задания
стр26-27

Оценивают
собственную
учебную деятельность, свои
достижения; анализируют и
характеризуют эмоциональное
состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом

Выявлять
изменения
социальной
структуры, связанные с переходом в
постиндустриальное
общество.
Анализировать факты социальной
действительности,
связанные
с
изменением
структуры
общества.
Раскрывать
смысл
понятия
«общественный прогресс». Приводить
примеры
прогрессивных
и
регрессивных изменений в обществе.
Характеризовать и конкретизировать
фактами социальной жизни перемены,
происходящие
в
современном
обществе (ускорение общественного
развития). Использовать элементы
причинно-следственного анализа при
характеристике глобальных проблем

§4Вопросы и
задания
стр33-34

6

Как стать
личностью

1

9.10

Комбин
ированн
ый

Научаться:
давать
определения
понятиям
личность,
индивидуальность,
социализация,
мировоззрение.
Получат возможность
научиться: определять
качества
сильной
личности,
жизненные
ценности и ориентиры

7

Практикум
по
теме
«Личность
и
общество»

1

16.10

ПОУ

Научаться: определять
основные понятия к
главе
«Личность
и
общество»

Познавательные:
овладевают
целостными
представлениями о качествах
личности
человека;
привлекают
информацию,
полученную
ранее,
для
решения учебной задачи.
Коммуникативные:
планируют цели и способы
взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в
коллективном
обсуждении
проблем; распределяют обязанности,
проявляют
способность
к
взаимодействию.
Регулятивные:
учитывают
ориентиры, данные учителем,
при
освоении
нового
учебного материала
Познавательные:
овладевают
целостными
представлениями о качествах
личности
человека;
привлекают
информацию,
полученную
ранее,
для
решения
познавательных
задач

Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную
учебную
деятельность;
сохраняют мотивацию к учебной
деятельности

Раскрывать на конкретных примерах
смысл понятия «индивидуальность».
Использовать элементы причинноследственного
анализа
при
характеристике
социальных
параметров личности. Выявлять и
сравнивать
признаки,
характеризующие
человека
как
индивида,
индивидуальность
и
личность.
Описывать
агенты
социализации, оказывающие влияние
на личность. Исследовать несложные
практические ситуации, в которых
проявляются
различные
качества
личности,
её
мировоззрение,
жизненные ценности и ориентиры

Сохраняют мотивацию к учебной
деятельности;
проявляют
интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу
познания; адекватно понимают
причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Обобщать и систематизировать знания
и умения по изученной теме
Выполнять задания в тестовой форме
по изученной теме

Познавательные: выявляют
особенности
и
признаки
объектов; приводят примеры
в качестве доказательства выдвигаемых
положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют
в
ходе
групповой работы, ведут
диалог,
участвуют
в
дискуссии; принимают другое мнение и позицию,
допускают
существование
различных точек зрения.
Регулятивные:
прогнозируют
результаты
уровня усвоения изучаемого

Сохраняют мотивацию к учебной
деятельности;
проявляют
интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу
познания; адекватно понимают
причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Определять
сущностные
характеристики понятия «культура».
Различать и описывать явления
духовной культуры. Находить и
извлекать социальную информацию о
достижениях и проблемах культуры из
адаптированных
источников.
Характеризовать духовные ценности
российского народа. Выражать своё
отношение к тенденциям в культурном
развитии

§5
Подготовка к
тестировани
ю по итогам
главы
Стр. 43-44

Глава II. Сфера духовной культуры (8 ч.)
8

Сфера
духовной
жизни

1

23.10

Комбин
ированн
ый

Научаться:
давать
определение
понятия культура.
Получат возможность
научиться: определять
тенденции
развития
духовной культуры в
современной России

§6 Вопросы и
задания
стр.53-54

материала; принимают и
сохраняют учебную задачу

9

Мораль.

1

6.11

ИНМ

Научаться:
выявлять
основные ценности и
нормы морали.
Получат возможность
научиться: определять
критерии
морального
поведения

Познавательные:
овладевают
целостными
представлениями о качествах
личности
человека;
привлекают
информацию,
полученную
ранее,
для
решения учебной задачи.
Коммуникативные:
планируют цели и способы
взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в
коллективном
обсуждении
проблем; распределяют обязанности,
проявляют
способность
к
взаимодействию.
Регулятивные:
учитывают
ориентиры, данные учителем,
при
освоении
нового
учебного материала

Проявляют заинтересованность
не только в личном успехе, но и
в решении проблемных заданий
всей
группой;
выражают
положительное отношение к
процессу познания; адекватно
понимают
причины
успешности/неуспешности
учебной
деятельности

Объяснять роль морали в жизни
общества. Характеризовать основные
принципы морали. Характеризовать
моральную
сторону
различных
социальных ситуаций. -

§7,
Вопросы
и
задания стр
77-78

10

Долг
совесть

и

1

13.11

Комбин
ированн
ый

Научаться:
различать
понятия «объективные
обязанности»
и
«моральная
ответственность».
Получат возможность
научиться: использовать
элементы
причинноследственного анализа
для объяснения влияния
моральных устоев на
развитие общества и
человека.

Познавательные:
устанавливают
причинноследственные
связи
и
зависимости
между
объектами.
Коммуникативные:
планируют цели и способы
взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг
друга, понимают позицию
партнера, в том числе и
отличную
от
своей,
согласовывают действия с
партнером.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу;
учитывают
выделенные
учителем
ориентиры
действия

Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную
учебную
деятельность;
сохраняют мотивацию к учебной
деятельности

Осуществлять
рефлексию
нравственных ценностей

§8 Вопросы и
задания стр
70-71

11

Моральный
выбор —

1

20.11

Комбин
ированн

Научаться: определять
понятия
свобода
и

Познавательные:
самостоятельно выделяют и

Оценивают
собственную
учебную деятельность, свои

Приводить
примеры
морального
выбора. Давать нравственные оценки

своих

это
ответствен
ность

ый

ответственность.
Получат возможность
научиться: сопоставлять
моральные знания и
практическое поведение.

формулируют
цели;
анализируют
вопросы,
формулируют
ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном
обсуждении
проблем;
обмениваются
мнениями,
понимают позицию партнера.
Регулятивные:
ставят
учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что
ещё неизвестно

достижения; анализируют и
характеризуют эмоциональное
состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом

собственным поступкам, поведению
других людей

12

Образовани
е

1

27.11

Урок
«откры
тия»
нового
знания

Научаться:
характеризовать
термин самообразование
Получат возможность
научиться:
выявлять
значимость образования
в
условиях
информационного
общества.

Познавательные:
устанавливают
причинноследственные
связи
и
зависимости
между
объектами.
Коммуникативные:
планируют цели и способы
взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг
друга, понимают позицию
партнера, в том числе и
отличную
от
своей,
согласовывают действия с
партнером.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу;
учитывают
выделенные
учителем
ориентиры
действия

Проявляют заинтересованность
не только в личном успехе, но и
в решении проблемных заданий
всей
группой;
выражают
положительное отношение к
процессу познания; адекватно
понимают
причины
успешности/неуспешности
учебной
деятельности

Оценивать значение образования в
информационном обществе. Извлекать
информацию о тенденциях в развитии
образования из различных источников.
Характеризовать с опорой на примеры
современную
образовательную
политику РФ. Обосновывать своё
отношение
к
непрерывному
образованию

§10 Вопросы
и
задания
стр85-86

13

Наука
в
современно
м обществе

1

4.12

Комбин
ированн
ый

Научаться:
характеризовать
термин
наука,
её
значение
в
жизни
современного общества.
Получат возможность
научиться: определять
нравственные принципы
труда учёного.

Познавательные:
самостоятельно выделяют и
формулируют
цели;
анализируют
вопросы,
формулируют ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном
обсуждении
проблем;
обмениваются
мнениями,
понимают позицию партнера.
Регулятивные:
ставят
учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже из-

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют
эмоциональное
состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом

Характеризовать науку как особую
систему
знаний.
Объяснять
возрастание роли науки в современном
обществе

§11 Вопросы
и
задания
стр93-94

вестно и усвоено, и того, что
ещё неизвестно

14

Религия как
одна
из
форм
культуры

1

11.12

Комбин
ированн
ый

Научаться:
характеризовать
религиозные
организации
и
объединения, их роль в
жизни
современного
общества.
Объяснять
роль религии в жизни
общества.
Называть
религиозные
организации
и
объединения.
Получат возможность
научиться: определять
роль
религии
в
культурном развитии.

15

Практикум
по
теме
«Сфера
духовной
культуры»

1

18.12

ПОУ

Научаться: определять
основные понятия к
главе «Сфера духовной
культуры»

Комбин
ированн
ый

Научаться определять
термины потребности и
ресурсы, свободные и
экономические блага
Получат возможность
научиться:
характеризовать понятие
альтернативная
стоимость (цена выбора)

Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу;
учитывают выделенные
учителем
ориентиры
действия в новом учебном
материале в сотрудничестве
с учителем.
Познавательные: ставят и
формулируют
проблему
урока;
самостоятельно
создают
алгоритм
деятельности при решении
проблемы.
Коммуникативные:
проявляют активность во
взаимодействии для решения
коммуникативных
и
познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои
затруднения;
предлагают
помощь и сотрудничество)
Познавательные:
овладевают
целостными
представлениями
о
категориях
духовной
культуры
человека;
привлекают
информацию,
полученную
ранее,
для
решения
познавательных
задач

Определяют целостный, социально ориентированный взгляд
на мир в единстве и разнообразии народов,
культуры и религий

Определять
сущностные
характеристики религии и её роль в
культурной
жизни.
Объяснять
сущность и значение веротерпимости.
Раскрывать сущность свободы совести.
Оценивать своё отношение к религии и
атеизму

Сохраняют мотивацию к учебной
деятельности;
проявляют
интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу
познания; адекватно понимают
причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Обобщать и систематизировать знания
и умения по изученной теме
Выполнять задания в тестовой форме
по изученной теме

Познавательные: выявляют
особенности
и
признаки
объектов, приводят примеры
в качестве доказательства
выдвигаемых
положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют
в
ходе
групповой работы, ведут
диалог,
участвуют
в
дискуссии, принимают другое

Проявляют заинтересованность
не только в личном успехе, но и
в решении проблемных заданий
всей
группой,
выражают
положительное отношение к
процессу познания, адекватно
понимают
причины
успешности/неуспешности
учебной деятельности.

Раскрывать роль экономики в жизни
общества.
Объяснять
проблему
ограниченности
экономических
ресурсов. Различать свободные и
экономические
блага.
Приводить
примеры принятия решения на основе
экономического выбора

§12
Вопросы
и
задания стр
101-102

Глава III. Экономика (13 ч.)
16

Экономика
и ее роль в
жизни
общества

1

25.12

§17
§19
Вопросы
и
задания стр

17

Главные
вопросы
экономики

1

15.01

ИНМ

Научаться: определять
функции
и
типы
экономических систем.
Получат возможность
научиться:
давать
ответы на основные
вопросы экономики: что,
как
и
для
кого
производить

18

Собственно
сть

1

22.01

ИНМ

Научаться: определять
термины собственность,
формы собственности
Получат возможность
научиться:
защищать
свою собственность

19

Рыночная
экономика

1

29.01

ИНМ

Научаться: определять
термины
спрос
и
предложение, рынок

мнение
и
позицию,
допускают
существование
различных точек зрения.
Регулятивные:
прогнозируют
результаты
уровня усвоения изучаемого
материала, принимают и
сохраняют учебную задачу
Познавательные:
привлекают
информацию,
полученную
ранее,
для
решения учебных задач.
Коммуникативные:
обмениваются
мнениями,
участвуют в коллективном
обсуждении
проблем,
распределяют обязанности в
группе,
проявляют
способность
к
взаимодействию.
Регулятивные:
планируют
цели
и
способы
взаимодействия
Познавательные:
ориентируются
в
разнообразии
способов
решения
познавательных
задач, выбирают наиболее
эффективные способы их
решения.
Коммуникативные:
распределяют функции и
роли
в
совместной
деятельности,
задают
вопросы, необходимые для
организации
собственной
деятельности
и
сотрудничества с партнером.
Регулятивные: определяют
последовательность
промежуточных
целей
с
учетом конечного результата,
составляют
план
и
последовательность действий.
Познавательные: выявляют
особенности
и
признаки
объектов, приводят примеры

Оценивают способную учебную
деятельность, свои достижения;
анализируют и характеризуют
эмоциональное
состояние
и
чувства окружающих, строят
свои взаимоотношения с их
учётом.

Описывать
и
иллюстрировать
примерами
решения
основных
вопросов участниками экономики.
Различать и сопоставлять основные
типы
экономических
систем.
Характеризовать
способы
координации хозяйственной жизни в
различных экономических системах

Проявляют заинтересованность
не только в личном успехе, но и
в решении проблемных заданий
всей
группой,
выражают
положительное отношение к
процессу познания, адекватно
понимают
причины
успешности/неуспешности

Объяснять
смысл
понятия
«собственность». Характеризовать и
конкретизировать примерами формы
собственности. Называть основания
для
приобретения
права
собственности.
Анализировать
несложные практические ситуации,
связанные с реализацией и защитой
прав собственности

Сохраняют мотивацию к учебной
деятельности,
проявляют
интерес к новому учебному

Характеризовать рыночное хозяйство
как один из способов организации
экономической
жизни.

§18
§19 Вопросы
и
задания
стр166-167

§20
Вопросы
задания

и

Получат возможность
научиться:
Формулировать
собственное мнение о
роли
рыночного
механизма
регулирования
экономики
в
жизни
общества

20

Производст
во- основа
экономики

1

5.02

ИНМ

Научаться: определять
термины производство,
товары
и
услуги,
факторы производства,
разделение
труда
и
специализация.
Получат возможность
научиться: исследовать
несложные
практические ситуации,
связанные
с
использованием
различных
способов
повышения
эффективности
производства

в качестве доказательства
выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют
в
ходе
совместной работы, ведут
диалог,
участвуют
в
дискуссии, принимают другое
мнение
и
позицию,
допускают
существование
других т.з.
Регулятивные:
прогнозируют
результаты
уровня усвоения изучаемого
материала, принимают и
сохраняют учебную задачу
Познавательные:
находят
нужную
социальную
информацию в различных
источниках; адекватно ее
воспринимают,
применяют
основные обществоведческие
термины
и
понятия;
преобразовывают
в
соответствии с решаемой
задачей.
Коммуникативные:
адекватно
используют
речевые
средства
для
эффективного
решения
коммуникативных задач.
Регулятивные:
планируют
свои действия в соответствии
с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в
т.ч. во внутреннем плане.
определяют
свою
личностную
позицию,
адекватную
дифференцированную оценку
своей успешности.

материалу,
выражают
положительное отношение к
процессу познания.

Характеризовать
условия
функционирования
рыночной
экономической системы. Описывать
действие
рыночного
механизма
формирования цен на товары и услуги.

стр174-175

Определяют свою личностную
позицию,
адекватную
дифференцированную
оценку
своей успешности

Объяснять
решающую
роль
производства
как
источника
экономических благ. Различать товары
и услуги как результат производства.
Называть
и
иллюстрировать
примерами факторы производства.
Находить и извлекать социальную
информацию о производстве из
адаптированных источников.

§21
Вопросы
и
задания
стр183-184

21

Предприни
мательская
деятельност
ь

1

12.02

Комбин
ированн
ый

Научаться: определять
термины
предпринимательство.
основные
организационноправовые формы фирмы.
Получат возможность
научиться:
оценивать
возможности
своего
участия
в
предпринимательской
деятельности

22

Роль
государства
в
экономике

1

19.02

ИНМ

Научаться: определять
термины
государственный
бюджет, налоги
Получат возможность
научиться:
приводить
примеры
государственной
политики регулирования
доходов и расходов

23

Распределе
ние доходов

1

26.02

ИНМ

Научаться: определять
термины распределение,
неравенство
доходов,
перераспределение
доходов.
Получат возможность
научиться:
иллюстрировать
примерами
государственные меры
социальной поддержки
населения

Познавательные: выявляют
особенности
и
признаки
объектов, приводят примеры
в качестве доказательства
выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют
в
ходе
групповой работы, ведут
диалог,
участвуют
в
дискуссии,
допускают
существование
различных
точек зрения.
Регулятивные: формулируют
цель, планируют действия по
ее достижению, принимают и
сохраняют учебную задачу.
Познавательные:
овладевают
целостными
представлениями о качествах
личности
человека,
привлекают
информацию,
полученную
ранее,
для
решения учебной задачи.
Коммуникативные:
планируют цели и способы
взаимодействия,
обмениваются
мнениями,
участвуют в коллективном
решении
проблем,
распределяют обязанности,
проявляют способность к
взаимодействию.
Регулятивные:
учитывают
ориентиры, данные учителем
при изучении материала.
Познавательные:
самостоятельно выделяют и
формулируют
цели,
анализируют
вопросы,
формулируют ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном
обсуждении
проблем,
обмениваются
мнениями,
понимают позицию партнера.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу,

Сохраняют мотивацию к учебной
деятельности,
проявляют
интерес к новому учебному
материалу,
выражают
положительное отношение к
процессу познания

Описывать социально-экономические
роль и функции предпринимательства.
Сравнивать
различные
организационно-правовые
формы
предпринимательской деятельности.
Объяснять преимущества и недостатки
малого бизнеса. Выражать собственное
отношение к проблеме соблюдения
морально-этических
норм
в
предпринимательстве.

§22 Вопросы
и задания стр
192-193

Оценивают
собственную
учебную деятельность, свои
достижения, анализируют и
характеризуют эмоциональное
состояние
и
чувства
окружающих,
строят
свои
взаимоотношения с их учетом

Характеризовать
экономические
функции
государства.
Описывать
различные
формы
вмешательства
государства в рыночные отношения.
Различать прямые и косвенные налоги.
Раскрывать
смысл
понятия
«государственный бюджет».

§23
Вопросы
и
задания
стр200-201

Применяют правила делового
сотрудничества,
сравнивают
разные точки зрения, оценивают
собственную
учебную
деятельность,
выражают
положительное отношение к
процессу познания

Называть основные источники доходов
граждан.
Раскрывать
причины
неравенства
доходов
населения.
Объяснять
необходимость
перераспределения доходов.

§24
Вопросы
и
задания
стр207-208

самостоятельно выделяют и
формулируют
цель,
составляют
план
и
последовательность действий.
24

Потреблени
е

1

5.03

Комбин
ированн
ый

Научаться: определять
термины
семейное
потребление,
прожиточный минимум,
страховые услуги
Получат возможность
научиться:
характеризовать
экономические основы
защиты
прав
потребителя

25

Инфляция и
семейная
экономика

1

12.03

ИНМ

Научаться: определять
термины
семейная
экономика,
экономическое
равновесие
Получат возможность
научиться:
оценивать
способы использования
сбережений своей семьи
с
точки
зрения
экономической
рациональности

Безработиц
а,
ее
причины и
последстви
я

1

26

19.03

ИНМ

Научаться: определять
термины занятость и
безработица
Получат возможность
научиться:
оценивать
собственные

Познавательные:
устанавливают
причинноследственные
связи
и
зависимости
между
объектами.
Коммуникативные:
планируют цели и способы
взаимодействия,
обмениваются
мнениями,
слушают
друг
друга,
понимают позицию партнера,
в т.ч и отличную от своей,
согласовывают действия с
партнером.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу,
учитывают
выделенные
учителем
ориентиры
действия.
Познавательные: выявляют
особенности
и
признаки
объектов, приводят примеры
в качестве доказательства
выдвигаемых
положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют
в
ходе
групповой работы, ведут
диалог,
участвуют
в
дискуссии, принимают другое
мнение
и
позицию,
допускают
существование
различных точек зрения.
Регулятивные:
прогнозируют
результаты
уровня усвоения изучаемого
материала, принимают и
сохраняют учебную задачу
Познавательные:
ориентируются
в
разнообразии
способов
решения
познавательных
задач, выбирают наиболее
эффективные способы их

Проявляют заинтересованность
не только в личном успехе, но и
в решении проблемных заданий
всей
группой,
выражают
положительное отношение к
процессу познания.

Описывать закономерность изменения
потребительских расходов семьи в
зависимости
от
доходов.
Характеризовать
виды
страховых
услуг, предоставляемых гражданам.
Раскрывать на примерах меры защиты
прав потребителей

§25
Вопросы
и
задания
стр214-215

Сохраняют мотивацию к учебной
деятельности,
проявляют
интерес к новому учебному
материалу,
выражают
положительное отношение к
процессу познания, адекватно
понимают
причины
успешности/неуспешности
учебной деятельности

Различать номинальные и реальные
доходы граждан. Показывать влияние
инфляции на реальные доходы и
уровень жизни населения. Называть и
иллюстрировать примерами формы
сбережения граждан. Объяснять связь
семейной
экономики
с
инфляционными процессами в стране.
Характеризовать роль банков в
сохранении и приумножении доходов
населения.

§26
Вопросы
задания
стр223

Проявляют заинтересованность
не только в личном успехе, но и
в решении проблемных заданий
всей
группой,
выражают
положительное отношение к
процессу познания, адекватно

Характеризовать безработицу как
закономерное
явление
рыночной
экономики. Называть и описывать
причины
безработицы.
Различать
экономические
и
социальные
последствия безработицы. Объяснять

§27
Вопросы
и
задания
стр232-233

и

возможности на рынке
труда

27

28

Мировое
хозяйство и
междунаро
дная
торговля

1

Практикум
по
теме
«Экономик
а»

1

26.03

2.04

Глава IV. Социальная сфера (5 ч.)

ИНМ

ПОУ

Научаться: определять
термины
мировое
хозяйство,
международная
торговля.
Получат возможность
научиться: объяснять и
конкретизировать
примерами направления
внешнеторговой
политики государства.

Научаться: определять
основные понятия к
главе «Экономика»

решения.
Коммуникативные:
распределяют функции и
роли
в
совместной
деятельности,
задают
вопросы, необходимые для
организации
собственной
деятельности
и
сотрудничества с партнером.
Регулятивные: определяют
последовательность
промежуточных
целей
с
учетом конечного результата,
составляют
план
и
последовательность действий.
Познавательные: выявляют
особенности
и
признаки
объектов, приводят примеры
в качестве доказательства
выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют
в
ходе
совместной работы, ведут
диалог,
участвуют
в
дискуссии, принимают другое
мнение
и
позицию,
допускают
существование
других т.з.
Регулятивные:
прогнозируют
результаты
уровня усвоения изучаемого
материала, принимают и
сохраняют учебную задачу
Познавательные:
овладевают
целостными
представлениями
о
категориях
духовной
культуры
человека;
привлекают
информацию,
полученную
ранее,
для
решения
познавательных
задач

понимают
причины
успешности/неуспешности

роль государства
занятости.

в

обеспечении

Сохраняют мотивацию к учебной
деятельности,
проявляют
интерес к новому учебному
материалу,
выражают
положительное отношение к
процессу познания.

Описывать реальные связи между
участниками
международных
экономических
отношений.
Характеризовать
причины
формирования мирового хозяйства.
Характеризовать
влияние
международной торговли на развитие
мирового хозяйства. Раскрывать смысл
понятия «обменный валютный курс»

Сохраняют мотивацию к учебной
деятельности;
проявляют
интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу
познания; адекватно понимают
причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Обобщать и систематизировать знания
и умения по изученной теме
Выполнять задания в тестовой форме
по изученной теме

§28
Вопросы
и
задания стр
239-240

Стр 241-246

29

Социальная
структура
общества

1

9.04

ИНМ

Научаться: определять
термины
социальное
неравенство,
социальный конфликт,
социальная группа
Получат возможность
научиться:
выявлять
изменения социальной
структуры с переходом в
постиндустриальное
общество

Познавательные: выявляют
особенности
и
признаки
объектов; приводят примеры
в качестве доказательства выдвигаемых
положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют
в
ходе
групповой работы, ведут
диалог,
участвуют
в
дискуссии; принимают другое мнение и позицию,
допускают
существование
различных точек зрения.
Регулятивные:
прогнозируют
результаты
уровня усвоения изучаемого
материала; принимают и
сохраняют учебную задачу

Проявляют заинтересованность
не только в личном успехе, но и
в решении проблемных заданий
всей
группой;
выражают
положительное отношение к
процессу познания; адекватно
понимают
причины
успешности/неуспешности
учебной
деятельности

Выявлять
и
различать
разные
социальные общности и группы.
Раскрывать причины социального
неравенства.
Приводить
примеры
различных
видов
социальной
мобильности.
Характеризовать
причины социальных конфликтов,
используя
межпредметные
связи,
материалы СМИ; показывать пути их
разрешения. Находить и извлекать
социальную информацию о структуре
общества и направлениях её изменения
из
адаптированных
источников
различного типа

§13 Вопросы
и задания стр
113-114

30

Социальны
е статусы и
роли
Социальная
сфера

1

16.04

ИНМ

Научаться: определять
ролевой
репертуар
личности,
выделять
гендерные
различия:
социальные
роли
мужчин
и
женщин.
Изменение статуса с
возрастом.
Получат возможность
научиться: определить
социальную
позицию
человека в обществе: от
чего она зависит.

Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную
учебную
деятельность;
сохраняют мотивацию к учебной
деятельности

Называть позиции, определяющие
статус
личности.
Различать
предписанный и достигаемый статусы.
Раскрывать
и
иллюстрировать
примерами
ролевой
репертуар
личности.
Объяснять
причины
ролевых различий по тендерному
признаку, показывать их проявление в
различных социальных ситуациях.
Описывать основные социальные роли
старших подростков. Характеризовать
межпоколенческие
отношения
в
современном обществе. Выражать
собственное отношение к проблеме
нарастания
разрыва
между
поколениями

§14Вопросы
и
задания
стр121-122

31

Нации
и
межнацион
альные
отношения

1

23.04

Комбин
ированн
ый

Научаться:
характеризовать
этнические
группы.
Межнациональные
отношения.
Получат возможность

Познавательные:
ориентируются
в
разнообразии способов решения
познавательных
задач;
выбирают
наиболее
эффективные
способы
их
решения.
Коммуникативные:
договариваются
о
распределении функций и
ролей
в
совместной
деятельности;
задают
вопросы, необходимые для
организации
собственной
деятельности
и
сотрудничества с партнёром.
Регулятивные: определяют
последовательность
промежуточных целей с учётом конечного результата;
составляют
план
и
последовательность действий
Познавательные:
ориентируются
в
разнообразии способов решения
познавательных
задач;
выбирают
наиболее
эффективные
способы
их

Сохраняют мотивацию к учебной
деятельности;
проявляют
интерес к новому учебному материалу; выражают положительное
отношение к процессу познания;
адекватно понимают причины

Знать и правильно использовать в
предлагаемом
контексте
понятия
«этнос», «нация», «национальность».
Конкретизировать
примерами
из
прошлого и современности значение
общего
исторического
прошлого,

§15Вопросы
и
задания
стр129-130

научиться:
характеризовать
взаимодействие людей в
многонациональном
и
многоконфессиональном
обществе

32

Отклоняющ
ееся
поведение

1

30.04

ИНМ

Научаться: определять
термин отклоняющееся
поведение.
Получат возможность
научиться:
выявлять
опасность наркомании и
алкоголизма
для
человека и общества.

33

Практикум
по
теме
«Социальн
ая сфера»

1

14.05

ПОУ

Научаться: определять
основные понятия к
главе
«Социальная
сфера»

решения.
Коммуникативные:
договариваются
о
распределении функций и
ролей
в
совместной
деятельности;
задают
вопросы, необходимые для
организации
собственной
деятельности
и
сотрудничества с партнёром.
Регулятивные: определяют
последовательность
промежуточных целей с учётом конечного результата;
составляют
план
и
последовательность действий
Познавательные: выбирают
наиболее
эффективные
способы
решения
задач;
контролируют и оценивают
процесс
и
результат
деятельности.
Коммуникативные:
договариваются
о
распределении функций и
ролей
в
совместной
деятельности
Регулятивные:
адекватно
воспринимают предложения
и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей.
Познавательные:
овладевают
целостными
представлениями
о
категориях социальной сферы
жизни человека; привлекают
информацию,
полученную
ранее,
для
решения
познавательных задач

успешности / неуспешности
учебной деятельности

традиций
в
сплочении
народа.
Характеризовать
противоречивость
межнациональных
отношений
в
современном
мире.
Объяснять
причины
возникновения
межнациональных
конфликтов
и
характеризовать возможные пути их
разрешения

Определяют свою личностную
позицию;
адекватную
дифференцированную
самооценку своей успешности

Объяснять причины отклоняющегося
поведения.
Оценивать
опасные
последствия
наркомании
и
алкоголизма для человека и общества.
Оценивать
социальное
значение
здорового образа жизни

Сохраняют мотивацию к учебной
деятельности;
проявляют
интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу
познания; адекватно понимают
причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Обобщать и систематизировать знания
и умения по изученной теме
Выполнять задания в тестовой форме
по изученной теме

Подготовка к
итоговому
тестировани
ю стр.139-142

34

Заключите
льный урок

1

21.05

ПОУ

Повторительнообобщающий урок
курс 8 класса

за

Познавательные:
овладевают
целостными
представлениями
о
категориях социальной сферы
жизни человека; привлекают
информацию,
полученную
ранее,
для
решения
познавательных задач

Сохраняют мотивацию к учебной
деятельности;
проявляют
интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу
познания; адекватно понимают
причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Обобщать и систематизировать знания
и умения по изученной теме
Выполнять задания в тестовой форме
по изученной теме


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».