Рабочая программа по информатике 7 а класс

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор, O="
ГБОУ СО ""
Березовская школа""",
CN=Массанова Алёна
Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого
документа
Дата: 2021.10.12 08:56:
52+05'00'

Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 7 класса составлена на основе:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с
изменениями и дополнениями).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №
1897).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», с изменениями.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.
3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей
и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 N 253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования».
6. Приказ Министерства образования и науки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253".
7. Учебного плана ГБОУ СО «Березовская школа».
Изучение информатики и ИКТ в 7 классах направлено на достижение следующих целей:
 формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов
информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами
информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную
информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
 пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий
основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование
общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
 воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие
познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
необходимо решить следующие задачи:
 создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных
дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
 сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности,
включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на
подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для
достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование –
предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его
соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия
(обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план
действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько
качественно им решена учебно-познавательная задача;
 сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как
основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы
в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить

разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы,
графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной
знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости
от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
 сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация
информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
 сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых
инструментальных средств;
 сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы,
первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления
объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
 сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно
формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения
выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Коррекционная направленность
У обучающихся с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения,
чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов:
повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной
деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий.
К настоящему времени не разработаны специальные государственные учебные
программы для коррекционных классов VII вида, в том числе и по информатике, не издано
специальной учебной и учебно-методической литературы. Обучение проводится на основе
программ для общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с
требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования.
Учитель должен адаптировать содержание обучения с учетом уровня и особенностей
развития обучающихся.
При составлении программы учитывались следующие особенности детей:
неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного
материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо
развитые навыки чтения, устной и письменной речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер,
направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в
знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью.
В представленном варианте программы учтены и сохранены принципы коррекционной
направленности:
- обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения
знаний;
- доступность материала;
- научность;
- осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;
- концентрический принцип размещения материала, при котором одна и та же тема
изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сложности. Сначала
происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки
использования компьютерных технологий путем систематического повтора и усложнения
тренинга.
Планируемые результаты обучения

Введение в информатику.
Ученик научится:
1. Декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
2. Оперировать единицами измерения количества информации;
3. Оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем
памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
4. Записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
5. Составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение
логического выражения; строить таблицы истинности;
6. Анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
7. Перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое представление
(визуализацию) числовой информации;
8. Выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в
соответствии с поставленной задачей;
9. Строить простые информационные модели объектов и процессов из различных
предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул
и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
Ученик получит возможность:
1. Углубить и развить представления о современной научной картине мира, об
информации как одном из основных понятий современной науки, информационных процессах
и их роли в современном мире;
2. Научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
3. Научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами
произвольного алфавита;
4. Переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной
системы счисления в десятичную систему счисления;
5. Познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с
двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
6. Научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
7. Научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их
преобразования с использованием основных свойств логических операций;
8. Сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о
компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
9. Познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных
объектов и процессов;
10.
Научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и
результаты, выявлять соотношения между ними.
Алгоритмы и начала программирования.
Ученик научится:
1. понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать
предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма,
как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
2. оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл»
(подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации;
переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и
обратно);
3. понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя»,
«система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой
исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
4. исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой
команд;
5. составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
6. ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм,
обрабатывающий цепочки символов;

7. исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
8. исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
9. понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром
или цикл с условием продолжения работы;
10.
определять значения переменных после исполнения простейших циклических
алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
11.
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Ученик получит возможность научиться:
1. исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального
исполнителя с заданной системой команд;
2. составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального
исполнителя с заданной системой команд;
3. определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной
задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой
команд;
4. подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся
результатом работы алгоритма;
5. по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
6. исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки
одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов
массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными
свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск
наибольшего/наименьшего элементов массива и др.);
7. разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие
базовые алгоритмические конструкции;
8. разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Информационные и коммуникационные технологии.
Ученик научится:
1. называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
2. описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
3. подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
4. оперировать объектами файловой системы;
5. применять основные правила создания текстовых документов;
6. использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании
текстовых документов;
7. использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;
8. работать с формулами;
9. визуализировать соотношения между числовыми величинами;
10. осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
11. основам организации и функционирования компьютерных сетей;
12. составлять запросы для поиска информации в Интернете;
13. использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.
Ученик получит возможность:
1. научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы,
основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального
информационного пространства;
2. научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного
обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой
деятельности с применение средств информационных технологий;
3. научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств
электронной таблицы;
4. расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена
информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением
соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;

5. научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в
Интернете, полученных по тем или иным запросам;
6. познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности
источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
7. закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий;
8. сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их
возможностей, технических и экономических ограничений.
Оценка планируемых результатов
Планируемые результаты основного общего образования являются основой оценки
достижения стандарта и призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, с одной
стороны, и образовательным процессом, и системой оценки – с другой. По сути, они являются
своеобразным мостиком, соединяющим требования стандарта и учебный процесс.
В структуре планируемых результатов выделены в особый раздел (универсальные
учебные действия) личностные и метапредметные результаты, достижение которых
обеспечивается всей совокупностью учебных предметов, представленных в инвариантной части
учебного плана, междисциплинарными курсами и внеурочной деятельностью.
Под личностными результатами в стандарте понимается: становление самоопределения
личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование
внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной
деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников основной школы, в том
числе морально-этической ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные чувства и личностные качества.
Особенность этой группы планируемых результатов заключаются в том, что в их
описании отсутствует блок «Выпускник научится». Это значит, что личностные результаты
обучающихся в полной мере с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.
Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов,
представленных в разделах: «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные
действия», «Познавательные учебные действия».
Под метапредметными
результатами
понимаются
универсальные способы
деятельности – познавательные, коммуникативные, и способы регуляции своей деятельности,
включая планирование, контроль и коррекцию.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность
ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких
умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей
познавательной деятельностью.
Другими словами, основное содержание оценки метапредметных результатов в школе
строится вокруг понятия «умение учиться».
В силу своей природы, являясь, по сути, ориентировочными действиями, метапредметные
действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности
решения учащимися учебных задач. Соответственно, уровень их сформированности может
быть качественно оценен и измерен:
 достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения
специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня
сформированности конкретного вида УУД;
 достижение
метапредметных
результатов
может
рассматриваться
как
инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения
учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от
успешности выполнения проверочных заданий по математике и другим предметам с учетом
допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и
регулятивных действий учащихся;
 достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности
выполнения комплексных заданий на межпредметной основе или комплексных заданий,

которые позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с
информацией.
Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных
процедур. По итогам выполнения работ выносится оценка (прямая или опосредованная)
сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с
информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и
регулятивных действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов
образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части
базисного учебного плана, и внеурочной деятельности и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях. Личностные результаты определяются через листы наблюдений или
портфолио обучающегося.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный
обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной
картины мира.
При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не
только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных
ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти
знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на
предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить
необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять,
анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически
осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.
Одним из средств накопления информации об образовательных результатах учащегося
является портфель достижений (портфолио). Портфолио достижений представляет собой
специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и
достижения обучающегося в различных областях. Результатами, влияющими на конечную
итоговую оценку и зафиксированными в портфолио ученика, могут быть грамоты, дипломы,
сертификаты, подтверждающие участие и достижения обучающегося во внеурочной
деятельности: участие в конкурсах, выставках различного уровня; победа в конкурсах,
выставках, соревнованиях; участие в научно-практических конференциях; авторские
публикации в изданиях выше школьного уровня; авторские проекты, изобретения; получение
грантов, стипендий, премий, гражданских наград; лидирование в общепризнанных рейтингах.
Портфолио также включает:
 подборку ученических работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем
и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии;
 систематизированные материалы текущей оценки – отдельные листы наблюдений,
оценочные листы и результаты тематического тестирования; выборочные материалы
самоанализа и самооценки учащихся;
 материалы итогового тестирования;
 результаты выполнения итоговых, комплексных работ.
Особенности оценки предметных результатов
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении,
как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в
целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного
опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными
контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в
соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания

Отметка

95% и более
80-94%%
66-79%%
менее 66%

отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе,
определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность
усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых
ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
• грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком
представлении рассматриваемого объекта;
• недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на
знания, определенные программой обучения;
• мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие
смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является
обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях
выставляете отметка:
 «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких
погрешностей;
 «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;
 «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
 «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не
владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере (незнание основного
программного материала).
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей
устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение
проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на
сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
 ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил
материал
грамотным
языком
в
определенной
логической
последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
 ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям
на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа,
исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных
вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
 отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения
программного материала определенные настоящей программой;
 отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее
важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной
терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких
наводящих вопросов учителя.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета, курса
Сформулированные цели реализуются через образовательные результаты, которые
структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные,
общественные и государственные потребности. Они включают предметные, метапредметные и
личностные результаты.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит
основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по
информатике.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса,
самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной
деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении
информатики в основной школе, являются:
 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном
мире;
 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного
общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения
с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации
средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких
или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными
метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе,
являются:
 владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.
 владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими:
целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и
того, что требуется установить; планирование – определение последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,
разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при
помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата;
контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с
целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция –
внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения
ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебнопознавательная задача;
 опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью
составленных для них алгоритмов (программ);

 владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
 владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики,
диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой
системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от
стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
 широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и
коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных
видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности
по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основными
предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе,
являются:
 формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие
основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
 формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель – и их свойствах;
 развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для
конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях,
логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и
основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
 формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы,
схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики
и права.
Содержание курса
1. Информация и информационные процессы (9 часов)
Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации,
зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации:
важность, своевременность, достоверность, актуальность и т. п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ
представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного)
кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины
(разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации.
Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества

информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка
информаций. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в
современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэшпамять). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации:
объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации.
Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Обработка
информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с
изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов)
Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и
долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные
характеристики (по состоянию на текущий период времени). Состав и функции программного
обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение,
системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.
Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню).
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме:
создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Гигиенические, эргономические и технические условия
безопасной эксплуатации компьютера
3. Обработка графической информации (5 часов)
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета.
Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы
графических файлов
4. Обработка текстовой информации (8 часов)
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ).
Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование
текстовых документов на компьютере. Стилевое форматирование. Включение в текстовый
документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание
ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом.
Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация,
размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа
в различных текстовых форматах.
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский
стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных
алфавитов.
Представление о стандарте Юникод
5. Мультимедиа (4 часа)
Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как
составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты
слайдов.
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.
Возможность дискретного представления мультимедийных данных

Календарно-тематическое планирование
№

Тема урока

1

Цели изучения курса
информатики. Техника
безопасности и
организация рабочего
места.

1

Информация и её
свойства

Количество
часов

1

1

2

3.

4.

5.

6.

7.

Информационные
процессы. Обработка
информации
Информационные
процессы. Хранение и
передача информации
Всемирная паутина как
информационное
хранилище
Представление
информации
Дискретная форма
представления
информации

Единицы измерения
информации

Дата

05.09

Основное содержание
Техника безопасности при работе с
компьютером

19.09

1

26.09

1

03.10

1

17.10

Основные информационные процессы:
сбор, хранение, обработка, передача

Классифицировать информационные
процессы.

Основные понятия: гиперссылки,
гиперсвязи, Wеb-сайт; пользоваться
известными поисковыми системами;
перечислять основные типы поисковых
запросов.
Пиктограмма, символы, знаковая система,
кодирование.

Пользоваться всемирной паутиной,
известными поисковыми системами.

Кодирование и декодирование сообщения
по известным правилам кодирования.

1

Соблюдать требования к организации
компьютерного рабочего места,
требования безопасности и гигиены при
работе со средствами ИКТ

«Информация и информационные процессы» (9 часов)
Общие представления об информации и её Оценивать информацию с позиции ее
свойствах; общие представления об
свойств (актуальность, достоверность,
12.09 информационных процессах и их роли в
полнота и пр.).
современном мире.

1

1

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

24.10

31.10

Основные единицы измерения
информации: бит, байт, килобайт,
мегабайт, терабайт. Правила перевода из

Формируется представление о языке, его
роли в передаче собственных мыслей и
общении с другими людьми.
Понимание универсальности двоичного
кодирования; навыки представления
информации в разных формах; навыки
анализа информации; способность
выявлять инвариантную сущность на
первый взгляд различных процессов.
Понимание сущности измерения как
сопоставления измеряемой величины с
единицей измерения.

8.

9.

1.

2.
3.

4.

Контрольная работа по
теме «Информация и
информационные
процессы»
Корректирующий урок
Основные компоненты
компьютера и их
функции
Персональный
компьютер
Программное
обеспечение
компьютера. Системное
программное
обеспечение
Системы
программирования и
прикладное
программное
обеспечение

одних единиц измерения в другие
Основные понятие темы «Информация и
информационные процессы»

Основные универсальные умения
информационного характера: постановка
07.11
и формулирование проблемы; поиск и
2
выделение необходимой информации,
применение методов информационного
14.11
Поиска.
«Компьютер как универсальное устройство обработки информации» (7 часов)
Устройства компьютера и их функции.
Обобщенные представления о
1
28.11
компьютере как универсальном
устройстве обработки информации
Элементы внутреннего и внешнего
Понимание назначения основных
1
05.12
устройства компьютера.
устройств персонального компьютера
Основные характеристики операционной
Понимание назначения системного
системы; отличать установку
программного обеспечения
1
12.12 операционной системы от загрузки
персонального компьютера
операционной системы.

1

5.

Файлы и файловые
структуры.
Пользовательский
интерфейс

1

19.12

26.12

Компьютер как модель
человека, работающего с информацией;
схема информационного обмена в
компьютере; различие программы и
данных; персональный компьютер –
компьютер для личного пользования;
основные устройства ПК; минимальный
комплект устройств; магистральный
принцип взаимодействия устройств ПК,
характеристики микропроцессора:
тактовая частота, разрядность.

Умение подключать
внешние устройств компьютера:
монитора, клавиатуры, мыши;
понимание значимости
информационной деятельности для
современного человека

Основные операции с файлами и папками.

Формирование умения организации
файловой структуры в личном
информационном пространстве

6.

7.
1.

2.

Контрольная работа по
теме «Компьютер как
универсальное
устройство для работы
с информацией».
Корректирующий урок

2

Формирование
изображения на экране
компьютера
Компьютерная графика

1

1

3.

4.

5.
1.

Создание графических
изображений
Контрольная работа по
теме «Обработка
графической
информации»
Корректирующий урок

1

2

09.01

Основные понятия темы «Компьютер как
универсальное устройство для работы с
информацией»

16.01
«Обработка графической информации» (5 часов)
Функции видеопроцессора, рассчитывать
23.01 объем видеопамяти

30.01

06.02

13.02

Понятия компьютерная графика, формат
графического файла; объяснять разницу
между растровым и векторным способами
представления изображения; определять
основное различие универсальных
графических форматов
Основные элементы интерфейса
графического редактора; приемы работы в
графическом редакторе
Основные понятия темы «Обработка
графической информации»

20.02
«Обработка текстовой информации» (8 часов)
06.03 Определение основных структурных
единиц текстового документа.

Текстовые документы и
технологии их создания
1

2.

3.
4.

Создание текстовых
документов на
компьютере
Прямое
форматирование
Стилевое

13.03

Правила, которых необходимо
придерживаться при клавиатурном
письме.

20.03

Правила форматирования текста, отрывка

27.03

Правила форматирования текста, отрывка

1

1
1

Основные навыки и умения
использования компьютерных устройств;
навыки создания личного
информационного пространства

Формирование умения определять код
цвета в палитре графического редактора.
Формирование умения правильно
выбирать формат (способ представления)
графических файлов в зависимости от
решаемой задачи
Создавать и редактировать изображения
с помощью различных графических
редакторов.
Основные навыки и умения
использования инструментов
компьютерной графики для решения
практических задач
Создавать небольшие текстовые
документы средством
квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых
средств текстового редактора.
Создавать небольшие текстовые
документы средством
квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых
средств текстового редактора.
Формирование умения форматировать
текст по заданным параметрам
Формирование умения форматировать

5.

6.

7.

8.

1
2

3

4.

форматирование
Визуализация
информации в
текстовых документах
Распознавание текста и
системы
компьютерного
перевода
Контрольная работа по
теме «Обработка
текстовой информации»
Корректирующий урок
Технология
мультимедиа.
Компьютерные
презентации
Создание
мультимедийной
презентации
Итоговый урок за курс
7 класса

03.04
1
10.04
1
24.04

Правила, которых необходимо
придерживаться при оформлении таблиц;
включать графические объекты в
текстовые документы.
Инструменты распознавания текстов и
компьютерного перевода
Основные понятия темы «Обработка
текстовой информации»

2

текст по заданным параметрам
Вставлять в документ формулы,
таблицы, списки, изображения.
Широкий спектр умений и навыков
использования средств информационных
И коммуникационных технологий для
работы с текстовой информацией
Основные навыки и умения
использования инструментов создания
текстовых документов для решения
практических задач

01.05

1

08.05
15.05

Понятия презентация и компьютерная
презентация; определять основные этапы
создания презентации.

22.05

Понятия презентация и компьютерная
презентация; определять основные этапы
создания презентации.

1

1

1

«Мультимедиа» (4 часа)
Основные технологии мультимедиа

29.05

Пользоваться новыми программными
средствами.
Основные навыки и умения
использования инструментов создания
мультимедийных презентаций для
решения практических задач
Основные навыки и умения
использования инструментов создания
мультимедийных презентаций для
решения практических задач


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».