Валиева Н.Ф.

Валиева Н.Ф.
Внеклассная работа по физике как фактор развития и
социализации обучающихся.
Социализации
нравственного

уклада

обучающихся
школьной

предусматривает
жизни,

формирование

обеспечивающего

создание

соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего
воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность
обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального
народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных
норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности
школы,

семьи

и

других

субъектов

общественной

жизни.

Нормативные основания организации социализации в основной школе: Закон
об образовании в РФ, Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, ФГОС НОО, ФГОС ООО, Примерная
основная образовательная программа образовательного учреждения.
Анализ требований ФГОС позволяет определить пути и средства
организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально
новых условиях. Очевидно, что механическое перенесение понимания
результатов общего образования в специальное – пусть и организованное, в
новых условиях – не обеспечивает их достижения. Обучение детей с ОВЗ с
учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером
нарушения их психического развития и оценить результаты. Только
удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно
открыть ему путь к общему образованию. Таким образом, для ребёнка с ОВЗ
система внеурочной деятельности становится важнейшим ресурсом развития и
успешной социализации.
Человек в современном мире должен уметь творчески решать научные,
производственные

и

общественные

задачи,

самостоятельно

мыслить,

вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других

людей, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания
путем самообразования.
В развитии ребенка внеклассная деятельность имеет особую психологопедагогическую ценность. В ней выражены все необходимые для полноценного
саморазвития

личности

этапы:

самоцелеполагание,

самопланирование,

самоорганизация, самореализация намеченных целей, самоанализ и самооценка
результатов. Она приобщает ребенка к освоению богатств духовной культуры,
являясь областью раскованного общения и участия в самых разнообразных
видах практической деятельности.
Именно во внеклассной деятельности удовлетворяются потребности
ребенка в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самореализации.
Эти процессы идут стихийно, спонтанно, и если ими не управлять, не
создавать специальных условий, они могут привести к негативному поведению
ребенка, к асоциальной, антикультурной и криминальной деятельности.
Поэтому во внеклассной деятельности ребенку особенно необходимы
направление, педагогическая поддержка, одобрение и ободрение, победа, успех
– а это, в свою очередь, здоровье, добрые положительные эмоции, шансы
реализоваться.
Одной из приемлемых форм внеклассной работы по физике является
предметная неделя. Ее популярность вызвана тем, что она включает разные
виды деятельности.
Работа на предметной неделе формирует составляющие познавательной,
информационной,
понимать

социальной,

поставленную

коммуникативной

задачу,

суть

компетенции:

учебного

задания,

умение
характер

взаимодействия со сверстниками и учителем, требования к представлению
выполненной работы; умение планировать конечный результат работы и
представить ее в вербальной форме; умение вносить коррективы в ранее
принятые решения; умение оценивать результаты; умение поиска и нахождения
необходимой информации самостоятельно; умение конструктивно обсуждать
результаты и проблемы каждого этапа деятельности. Помимо этого позволяет

пробудить у обучающих интерес к физике как учебному предмету; воспитать у
учащихся веру в свои силы, возможности.
Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить свое “Я”. Часто
мы считаем, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и
если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. “Но как
показывает практика, - говорит психолог О.Дьяченко, - такого невмешательства
мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все
могут сохранить надолго творческие способности”. Именно в школьные годы
наступает критический период детской креативности. Следовательно, именно в
школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот
кризис, обрести (а не потерять) возможность для самореализации, для
выражения своего “Я”.
Основными требованиями к организации внеклассной работы со
школьниками являются:

вовлечение всех детей с учетом их интересов и

способностей; органическое единство учебной и внеклассной деятельности;
увлекательность всех внеклассных занятий; повышение роли самих детей и
органов детского самоуправления.
Исходными положениями в организации внеклассной работы с детьми
ОВЗ являются общие принципы воспитания и обучения: естественность,
востребованность, преемственность, наглядность.
Предметные недели как традиционная часть внеклассной работы
достаточно привычны для любой

школы. Предметные недели являются

многолетней традицией и для нашей школы. Проводятся такие недели как
заблаговременно

подготовленный

праздник,

оказывающий

массовое

воздействие на школьников. Их популярность вызвана прежде всего тем, что
предметная неделя включает различные виды внеклассной работы: конкурсы,
викторины, устные журналы, выпуск стенгазет, вечера, утренники, КВНы,
научно-практические конференции.

Формы организации недели физики: день открытых дверей; конкурсы
стенгазет; заочные

викторины; физические вечера; информационные дни;

Ломоносовские чтения; устный журнал.
Неделя физики в нашей школе открывается и проводится каждый год
по-разному. В течение уже нескольких лет темы не повторяются. Это дает
возможность ученикам, переходящим из класса в класс, расширять свое
мировоззрение

и

развивать

больший

интерес

к

предмету.

Главной

особенностью предметной недели является то, что она объединяет разные
возрастные группы обучающихся, и создает условия для их совместной
познавательной и творческой деятельности. В день открытия предметной
недели вывешивается плакат «Идет неделя физики». Учащиеся

школу

оформляют стендами, стенными газетами и плакатами с высказываниями. Они
могут быть посвящены какой-нибудь определенной теме или физическому
событию, состоят из ряда небольших заметок или конкурсных задач,
кроссвордов. Само название газеты должно привлечь внимание учащихся. Вот
несколько названий «Физика вокруг нас», «Физика и космос», «Архимед»,
«Знаешь ли ты, что…», «Смекалка». В конце недели авторы лучших газет или
сочинений награждаются призами. В течение следующих дней в классах
проводятся КВНы, конкурсы, викторины, вечера. В завершение недели
проводятся Ломоносовские чтения,

защищаются проекты и рефераты

учащихся. Пусть даже незначительный успех на этом мероприятии вселит в
них уверенность в свои силы, а это может привести и к более усиленным
занятиям, и к действительным успехам. Особенно интересно для учащихся
младших классов «Дни открытых дверей», которые организуются и проводятся
учащимися 8, 9 классов. Они с интересом рассказывают и показывают опыты,
знакомят «Из жизни замечательных физиков». В конце недели проводится
внеклассное мероприятие «Путешествие в страну физики».
Анализ проведенной предметной недели подтверждает необходимость
применения различных видов мероприятий. Наблюдая за ходом развития
Недели, я увидела, что формирование творческих навыков тесно связано с

развитием интеллектуальных возможностей. Дети овладевают навыками
коллективного творчества, а главное: они могут жить, прикасаясь к миру
прекрасного, расти духовно и творчески.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».