Учебный план начального общего образования обучающихся с НОДА на 2025-2026 учебный год 1-4 класс

Ачимова
Людмила
Владимир
овна

Подписано
цифровой
подписью:
Ачимова Людмила
Владимировна
Дата: 2025.10.09
11:49:44 +05'00'

УТВЕРЖДАЮ:
И. о. директора
ГБОУ СО «Березовская школа»
____________Л.В. Ачимова
«__»_____________2025 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования обучающихся
с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2, 6.3,6.4)
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области
«Березовская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
на 2025 - 2026 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области
«Березовская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего
образования для детей с ОВЗ (нарушениями опорно-двигательного аппарата и ЗПР) (вариант 6.2) в
рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования для обучающихся с ОВЗ на 2025-2026 учебный год
Учебный план начального общего образования обучающихся с НОДА (далее – учебный план)
обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем
нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей по классам (годам обучения).
Учебный план сформирован с учетом требований федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, примерной
основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с
нарушением опорно-двигательного аппарата.
Недельный учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4,5-летний нормативный срок
освоения образовательных программ начального общего образования.
Все классы обучаются по 5-дневной учебной неделе в первую смену.
Продолжительность учебного года для обучающихся 1 классов составляет 33 учебные недели; для
обучающихся 2-4 классов - 34 учебных недель.
Продолжительность урока (академический час) в 1 -4 классах составляет 40 минут. В первом
полугодии 1 класса устанавливается «ступенчатый» режим обучения в соответствии с требованиями
СанПиН 2.4.3648-20.
При реализации учебного плана используются учебники в соответствии с федеральным перечнем
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательной деятельности в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и
имеющих государственную аккредитацию.
Учебный план предусматривает введение учебных курсов, обеспечивающих образовательные
потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурных.
Вариант 6.2 (5 лет обучения)
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с НОДА и ЗПР учебным планом предусматриваются
пролонгированные сроки обучения на уровне начального общего образования за счет введения первого
дополнительного класса. Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять более 3732
часа.
Образование НОО пролонгировано в первые два года обучения (1 класс – первый год обучения, 1
доп. класс – второй год обучения).
Предметная область «Филология » включает обязательные учебные предметы «Русский язык»,
«Литературное чтение» и «Иностранный язык».
При 5-дневной учебной неделе обязательная часть учебного предмета «Русский язык» в 1-4
классах составляет 4 часа в неделю, «Литературное чтение» в 1-3 классах - 4 часа в неделю, в 4 классе - 3
часа в неделю.
С 1 по 4 классы вводится дополнительный час в неделю на изучение предмета «Русский язык» из
части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Это позволяет учитывать
трудности в формировании графомоторных навыков, а также формировать альтернативные способы
письма в случаях, если формирование графо-моторных навыков затруднено или невозможно.
Учебный предмет «Иностранный язык» ведется в 3-4 классах в объеме 1 часа в неделю. Во всех
классах изучается английский язык.
Предметная область «Математика и информатика» представлена обязательным учебным
предметом «Математика» в 1-4 классах (4 часа в неделю).
В 1-1 доп. классах введено дополнительно по 1 часу в неделю на изучение предмета
«Математика», что позволяет корректировать или формировать пространственные, плоскостные
представления, сформировать элементарные математические представления, заложить основы счета.

Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена обязательным учебным
предметом «Окружающий мир (человек, природа, общество), на который в 1-1 доп. классах отводится 1
час в неделю, а во 2-4 классах по 2 часа в неделю.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ)
реализуется как обязательный в объеме 1 часа в неделю в 4 классе. Один из модулей ОРКСЭ («Основы
религиозных культур и светской этики», «Основы православной культуры», «Основы иудейской
культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры») выбирается родителями
(законными представителями) обучающихся. Все родители обучающихся 4 класса на добровольной
основе в заявлении выбрали модуль «Основы религиозных культур и светской этики».
В предметную область «Искусство» включены обязательные учебные предметы «Музыка» и
«Изобразительное искусство» по 1 часу в неделю.
На обязательный учебный предмет «Технология» отводится 1 час в неделю в 1-4 классах.
Обязательный учебный предмет «Адаптивная физическая культура» изучается в объеме 3-х часов
в неделю.
Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе в 1- 1 доп. классе
составляет 21 час в неделю, во 2-4 классах - 23 часа в неделю, что соответствует требованиям СанПиН
2.4.3648-20.
Формы промежуточной аттестации
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с
«Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации» ГБОУ СО «Березовская школа».
Объем времени, отведённого на промежуточную аттестацию обучающихся, определяется
рабочими программами учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей и календарным учебным
графиком начального общего образования. Формы промежуточной аттестации представлены в таблице:
Предметы, курсы,
модули

Классы

Формы промежуточной аттестации

1-й

Листы индивидуальных достижений

1-й доп.

Контрольное списывание, диктант с грамматическим заданием

2-й

Контрольное списывание, диктант с грамматическим заданием

3-й

Диктант с грамматическим заданием

4-й

Комплексная контрольная работа

1-й

Таблицы отслеживания динамики учебных достижений
обучающихся

1-й доп.

Техника чтения

2–3-й

Техника чтения

4-й

Техника чтения. Выразительное чтение, сочинение

3–4-й

Словарный диктант, перевод с иностранного языка на русский.
Контрольная работа

1-й, 1-й доп.

Листы индивидуальных достижений

2–4-й

Контрольная работа

1-й, 1-й доп.

Листы индивидуальных достижений

2–3-й

Тематический тест

4-й

Проект

ОРКСЭ

4-й

Тематический тест

Изобразительное

1-й, 1-й доп.

Условная шкала

Русский язык

Литературное
чтение

Иностранный язык
(английский)
Математика

Окружающий мир

искусство
Музыка

Технология
Физическая
культура

2–4-й

Выполнение рисунков

1-й, 1-й доп.

Тетрадь открытий

2–4-й

Тематический тест

1-й, 1-й доп.

Тетрадь открытий

2–4-й

Проект

1-й, 1-й доп.

Условная шкала

2–4-й

Тематический тест

Недельный учебный план
ГБОУ СО «Березовская школа» на уровне начального общего образования для обучающихся с ОВЗ
(НОДА+ЗПР) (вариант 6.2) на 2025-2026 учебный год
(5-дневная учебная неделя)
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в
неделю
/ Класс

Подгот.

I

II

III IV Всего

Русский язык

4

4

4

4 4

20

Литературное чтение

4

4

4

4 3

19

1

1 1

3

Обязательная часть
Русский язык и литературноечтение

Иностранный язык

Иностранный язык

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4 4

20

Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)

Окружающий мир

1

1

2

2 2

8

Основы религиозных культури
светской этики

Основы религиозных культури
светской этики

-

-

-

- 1

1

Музыка

1

1

1

1 1

5

Изобразительное искусство

1

1

1

1 1

5

Технология

Технология

1

1

1

1 1

5

Физическая культура

Адаптивная
культура

3

3

3

3 3

15

19

19 21 21 21

101

участниками

2

2

2 2

10

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при5-дневной
учебной неделе

21

21 23 23 23

111

Кол-во учебных недель

33

33 34 34 34

168

Внеурочная деятельность

10

10 10 10 10

50

5

5

25

Искусство

физическая

Итого:
Часть
учебного
плана,
формируемая
образовательного процесса при 5-дневной неделе

индивидуальные
и
коррекционной работы

групповые

занятия

по

программе

2

5

5 5

другие направления внеурочной деятельности

5

5

5 5

25

Всего

31

31 33 33 33

161

5

Годовой учебный план ГБОУ СО «Березовская школа» на уровне начального общего образования для
обучающихся с ОВЗ (НОДА+ЗПР) (вариант 6.2) на 2025-2026 учебный год
(5-дневная неделя)
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов внеделю
/ Класс

Подгот. I

II

III IV Всего

Обязательная часть
Русский язык и литературное
чтение

Русский язык

132

132 136 136 136 672

Литературное чтение

132

132 136 136 102 638

Иностранный язык

Иностранный язык

Математика и информатика

Математика

132

132 136 136 136 672

Обществознание и
естествознание(Окружающий
мир)

Окружающий мир

33

33

68

68 68

270

Основы религиозных культури
светской этики

Основы религиозных культури
светской этики

-

-

-

- 34

34

Музыка

33

33

34

34 34

168

Изобразительное искусство

33

33

34

34 34

168

Технология

Технология

33

33

34

34 34

168

Физическая культура

Адаптивная
культура

99

99

102 102 102 504

627

627 714

714 714 3396

66

66

68 68

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при5дневной учебной неделе

693

693 782

Кол-во учебных недель

33

33

Внеурочная деятельность

330

330 340

165

165 170 170 170 840

другие направления внеурочной деятельности

165

165 170 170 170 840

Всего

1023

1023 1122 1122 1122 5412

Искусство

34 34

физическая

Итого:
Часть
учебного
плана,
формируемая
образовательного процесса при 5-дневной неделе

индивидуальные
и
коррекционной работы

групповые

занятия

участниками

по

программе

68

34

68

336

782 782 3732

34 34

168

340 340 1680

Пояснительная записка к учебному плану
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области
«Березовская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ
(нарушениями опорно-двигательного аппарата) в рамках федерального образовательного
стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 6.3)
на 2025-2026 учебный год
Учебный план начального общего образования умственно отсталых обучающихся с НОДА (далее
– учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет
общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам
обучения).
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования
умственно отсталых детей сНОДА может включать как один, так и несколько учебных планов.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности
в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования умственно отсталых детей с НОДА определяет образовательная организация.
Учебные планы обеспечивают в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов
Российской Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий,
отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
Примерный учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса.
Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
организациях,
реализующих
основную
образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть примерного учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным,
национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного
общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Образовательная организация самостоятельна в организации образовательного процесса, в выборе
видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии и
т. д.).
Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для
данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Время,
отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в
подготовительном и 1 классе в соответствии с санитарно­гигиеническими требованиями эта часть
отсутствует), может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих
различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана,
формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:
учебные
занятия,
обеспечивающие
удовлетворение
особых
образовательных
потребностейумственно отсталых детей с НОДА и необходимую коррекцию недостатков в психическом
и/или физическом развитии;
- учебные занятия для факультативного изучения отдельных учебных предметов;

- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы умственно отсталых обучающихся с
НОДА, в том числе этнокультурные (например: история и культура родного края, этика, музыкальные
занятия и др.).
Коррекционно-развивающая область учебного плана реализуется через учебные предметы,
включающие в себя систему фронтальных и индивидуальных занятий с обучающимися.
В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность.
В соответствии с требованиями Стандартавнеурочная деятельностьорганизуется по направлениям
развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное,
адаптивно- спортивное).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательной организации. Образовательные организации
предоставляют родителям обучающихся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных
на развитие их детей. Одно из направлений внеурочной деятельности – проведение коррекционноразвивающих занятий, которые являются обязательными дляумственно отсталых обучающихся с НОДА.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования определяет образовательная
организация. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов
финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
Образовательная организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная
учебная неделя). Для учащихся 1 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет
5 дней.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в
подготовительных и 1 классах – 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года
составляет не менее 30 календарных дней, летом –не менее 8 недель.
Для обучающихся в подготовительных и 1 классах устанавливаются в течение года
дополнительные недельные каникулы. Продолжительность урока составляет: в подготовительных и
1 классах – 35 минут; во 2-4 классах – 35-45 минут (по решению образовательной организации).
Образовательную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при
этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
- для обучающихся подготовительных и первых классов – не более 4 уроков, и один день в неделю
– не более 5 уроков с учетом урока адаптивной физической культуры;
- для обучающихся вторых – четвертых классов – не более 5 уроков.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его
выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3-х классах – 1,5 ч., в 4-х – 2 ч.
Обучение в подготовительных и первых классах осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме
обучения.
При обучении по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего
образования умственно отсталые школьники с НОДА обучаются в условиях специального
малокомплектного класса для детей с двигательными нарушениями и сходными образовательными
потребностями. Наполняемость специального класса не может превышать 7 детей; в классах для детей с
множественными нарушениями развития – до 5 детей.
Предметы (курсы) коррекционно-развивающей направленности (индивидуальные и групповые
занятия по логопедии, по психологической коррекции, по двигательной коррекции, а также занятия,
направленные на развитие осознания, ощущений, ориентировки в пространстве и на плоскости) являются
основой для развития жизненных компетенций. Чем сложнее дефект развития, тем более необходимы
данные коррекционно-развивающие занятия.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию
ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения
является принцип единства диагностики и коррекции развития. Важно и создание условий, в
максимальной степени способствующих развитию ребенка.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся с умственно отсталыми обучающимися с НОДА
по мере выявления педагогом, психологом, дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и

обучении. При изучении индивидуальных особенностей школьника принимаются во внимание
следующие показатели: психофизическое состояние и развитие ребенка, особенности и уровень развития
познавательной сферы, особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.
При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются индивидуальные
особенности каждого учащегося.
Групповые коррекционно-развивающие занятия могут быть включены в программы внеурочной
деятельности. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (их место в режиме
образовательной организации) определяется организацией самостоятельно, в соответствии с
существующими нормативными документами и локальными актами образовательной организации.
Коррекционно-развивающие занятия с умственно отсталыми обучающимися с НОДА
предусматривают: занятия АФК, логопедические занятия и индивидуальные и групповые занятия по
коррекции и развитию когнитивных функций.
Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других
нарушений. Продолжительность групповых и индивидуальных занятий до 25-30 минут.
Задачами коррекционно-развивающих занятий являются:
предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих
образование и социализацию ребенка;
исправление нарушений психофизического развития медицинскими, психологическими,
педагогическими средствами;
формирование у учащихся средств компенсации дефицитарных психомоторных функций, не
поддающихся исправлению;
формирование способов познавательной деятельности, позволяющих учащемуся осваивать
общеобразовательные предметы.
Комплексная абилитация умственно отсталых учащихся с НОДА предусматривает медицинское
воздействие, коррекцию физических недостатков с помощью массажа и лечебной физической культуры,
логопедическую работу, психологическую коррекцию.
Коррекционно-компенсаторный подход реализуется всеми участниками образовательного
процесса. Ведущими специалистами при этом являются врачи, учителя АФК, педагоги-психологи,
учителя-логопеды, которые осуществляют диагностику, определяют программу коррекции развития
ребенка и проводят коррекционные занятия. Кроме того, специалисты дают рекомендации по включению
коррекционных компонентов во все формы образовательного процесса.
В коррекционно-развивающей области учитывается специфика контингента учащихся, ее
содержание направлено на коррекцию психофизического развития личности, создание компенсаторных и
социально-адаптационных способов деятельности. Коррекционно-развивающая область может быть
представлена курсами, направленными на развитие ощущений, ориентировки в пространстве.
В связи с необходимостью развития коммуникативных навыков для умственно отсталых учащихся
1-3-х классов возможно введение коррекционно-развивающих занятий «Основы коммуникации».
Сумственно отсталыми детьми, имеющими выраженные двигательные нарушения в сочетании с
нарушениями пространственных представлений, могут быть введены коррекционно-развивающие курсы
«Психомоторика», «Развитие мануальной деятельности», обеспечивающие коррекцию и компенсацию
нарушений мелкой моторики. Количество часов определяется необходимостью дополнительных занятий
с учащимися по классам.
Для данной категории умственно отсталых детей характерно сочетание нескольких нарушений
(ДЦП в сочетании с нейросенсорной тугоухостью, нейровизуальными нарушениями, различными
неврологическими синдромами и др.) затрудняющих формирование навыков самообслуживания. В связи
с этим возможно введение коррекционно-развивающих курсов «Формирование самообслуживания»,
«Социально бытовая ориентировка» с обучающимися, нуждающимися в особых условиях обучения и
воспитания для более эффективного обучения самостоятельности.
Коррекция и компенсация двигательных расстройств обучающихся реализуется под контролем
руководителя физического воспитания, учителями АФК. Ежедневно занятия АФК чередуются с
общеобразовательными уроками. Это обусловлено необходимостью ежедневной организации
динамических и/или релаксационных пауз между уроками в зависимости от структуры и степени
тяжести индивидуального двигательного дефекта.
Индивидуальные занятия по АФК обеспечивают коррекцию индивидуального двигательного
дефекта. Количество часов на каждого учащегося определяется медицинской службой в зависимости от
тяжести двигательного нарушения.

Недельный учебный план
ГБОУ СО «Березовская школа», для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и
интеллектуальными нарушениями (вариант 6.3.) на 2025-2026 учебный год (5-дневная учебная неделя)
Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

/ Класс

Подготовительный I

II III IV Всего

Обязательная часть
Язык и речеваяпрактика

Русский язык

4

4 4

4

4

20

Чтение

4

4 4

4

4

20

Речевая практика

1

1 1

1

1

5

Математика

Математика

4

4 4

4

4

20

Естествознание

Мир природы и человека

1

1 2

2

2

8

Искусство

Музыка

1

1 1

1

1

5

Рисование

1

1 1

1

1

5

Технология

Технология

1

1 2

2

2

8

Физическая культура

Адаптивная физическаякультура

3

3 3

3

3

15

Итого:

20

20 22 22 22 106

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного
процесса при 5-дневной неделе

1

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной
учебной неделе

21

21 23 23 23 111

Кол-во учебных недель

33

33 34 34 34 168

Всего часов

693

693 782 782 782 3732

Внеурочная деятельность

10

10 10 10 10 50

Индивидуальные и групповые занятия по программе коррекционной
работы

5

5 5

5

5

25

другие направления внеурочной деятельности

5

5 5

5

5

25

Всего

31

31 33 33 33 161

1 1

1

1

5

Годовой учебный план
ГБОУ СО «Березовская школа», для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и
интеллектуальными нарушениями (вариант 6.3.) на 2025-2026 учебный год (5-дневная учебная неделя)
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в неделю
/ Класс

Подготовительный I
Обязательная часть

II

III

IV Всего

Язык и речевая практика

Русский язык

132

132 136 136

136 672

Чтение

132

132 136 136

136 672

Речевая практика

33

33

34

Математика

Математика

132

132 136 136

136 672

Естествознание

Мир природы и человека

33

33

68

68

68

270

Искусство

Музыка

33

33

34

34

34

168

Рисование

33

33

34

34

34

168

Технология

Технология

33

33

68

68

68

270

Физическая культура

Адаптивная физическая
культура

99

99 102 102

Итого:

660

660 748 748 748 3564

Часть учебного плана, формируемая участниками
образовательного процесса при 5-дневной неделе

33

33

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5дневной учебной неделе

693

693 782 782 782 3732

Кол-во учебных недель

33

33 34

Всего часов

693

693 782 782 782 3732

Внеурочная деятельность

330

330 340 340 340 1680

Индивидуальные и групповые занятия по программе
коррекционной работы

165

165 170 170 170 840

другие направления внеурочной деятельности

165

165 170 170 170 840

Всего

1023

1023 1122 1122 1122 5412

34

34

34

34

34

168

102 504

34

34

168

168

Пояснительная записка к учебному плану
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской
области «Березовская школа, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы», реализующей адаптированные основные
общеобразовательные программы для детей с ОВЗ (нарушениями опорно-двигательного
аппарата) в рамках федерального образовательного стандарта образования обучающихся с
умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), ТМНР (вариант 6.4) на 2025-2026 учебный год
Учебный план для образовательных организаций, реализующих ООП НОО на основе ИП для
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с ТМНР (вариант 6.4)
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для
данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих
различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана,
формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей
детей с НОДА и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с НОДА, в том числе
этнокультурные (например: история и культура родного края, этика, музыкальные занятия и др.).
Коррекционно-развивающая область учебного плана реализуется через учебные предметы,
включающие в себя систему фронтальных и индивидуальных занятий с обучающимися.
В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная
деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется
по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное, адаптивно- спортивное).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в образовательной организации. Образовательные организации
предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их
развитие. Одно из направлений внеурочной деятельности – проведение коррекционно-развивающих
занятий, которые являются обязательными для обучающихся с НОДА и ТМРН.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной
основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательная
организация. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении
объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
Образовательная организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или
6-дневная учебная неделя). Для учащихся 1 классов максимальная продолжительность учебной
недели составляет 5 дней.
Для обучающихся с ТМНР с подготовительного по 4 классы устанавливаются дополнительные
недельные каникулы в середине третьей четверти (33 учебные недели в год).
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом –не менее 8 недель.
Продолжительность урока составляет: в подготовительных и 1 классах – 35 минут; во 24 классах – 35-45 минут (по решению образовательной организации).
Образовательную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели,
при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
- для обучающихся подготовительных и первых классов – не более 4 уроков, и один день в
неделю – не более 5 уроков с учетом урока адаптивной физической культуры;
- для обучающихся вторых – четвертых классов – не более 5 уроков.
Обучение в классах для детей с ТМНР осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
При обучении по адаптированной основной образовательной программе начального общего
образования школьники с НОДА обучаются в условиях специального малокомплектного класса для
детей с двигательными нарушениями и сходными образовательными потребностями.
Наполняемость в классах для детей с множественными нарушениями развития – до 5 детей.
Предметы (курсы) коррекционно-развивающей направленности (индивидуальные занятия по
логопедии, по психологической коррекции, по двигательной коррекции, а также занятия,
направленные на развитие осознания, ощущений, ориентировки в пространстве и на плоскости)
являются основой для развития жизненных компетенций. Чем сложнее дефект развития, тем более
необходимы данные коррекционно-развивающие занятия.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию
ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их
решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Важно и создание условий,
в максимальной степени способствующих развитию ребенка.
При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются
индивидуальные особенности каждого учащегося.
Групповые коррекционно-развивающие занятия могут быть включены в программы
внеурочной деятельности. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (их
место в режиме образовательной организации) определяется организацией самостоятельно, в
соответствии с существующими нормативными документами и локальными актами
образовательной организации.
Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с ТМНР предусматривают:
логопедические занятия и индивидуальные занятия по коррекции и развитию когнитивных
функций. Все эти занятия проводятся в индивидуальной форме. Продолжительность занятий до 2530 минут.
Задачами коррекционно-развивающих занятий являются:
предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии,
затрудняющих образование и социализацию ребенка;
исправление нарушений психофизического развития медицинскими, психологическими,
педагогическими средствами;
формирование у учащихся средств компенсации дефицитарных психомоторных функций, не
поддающихся исправлению;
формирование способов познавательной деятельности, позволяющих учащемуся осваивать
общеобразовательные предметы.
Комплексная абилитация учащихся с НОДА предусматривает медицинское воздействие,
коррекцию физических недостатков с помощью массажа и лечебной физической культуры,
логопедическую работу, психологическую коррекцию.
Коррекционно-компенсаторный подход реализуется всеми участниками образовательного
процесса. Ведущими специалистами при этом являются врачи, учителя АФК, педагоги-психологи,
учителя-логопеды, которые осуществляют диагностику, определяют программу коррекции развития
ребенка и проводят коррекционные занятия. Кроме того, специалисты дают рекомендации по
включению коррекционных компонентов во все формы образовательного процесса.
В коррекционно-развивающей области учитывается специфика контингента учащихся, ее
содержание направлено на коррекцию психофизического развития личности, создание
компенсаторных и социально-адаптационных способов деятельности.
В области «Физическая культура» в учебном плане должен быть предмет «Адаптивная
физическая культура» (АФК). В случае необходимости целесообразно замены групповых занятий
АФК индивидуальными занятиями для детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Учитель
АФК в таком случае может эффективно работать по коррекции индивидуального двигательного
дефекта.Решение об изучении учебного предмета «Адаптивная физическая культура» принимается
образовательной организацией исходя из степени тяжести двигательных нарушений. В случае
исключения данного предмета из учебного плана, освободившиеся часы могут быть добавлены на
изучение каких-либо предметов из обязательной части учебного плана.
Количество индивидуальных часов по коррекции двигательного дефекта для каждого
учащегося определяется медицинской службой в зависимости от тяжести двигательного нарушения.

Учебный план для обучающихся с ТМНР (вариант 6.4.) разработан на основе федерального
базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской
Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии», методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации
по вопросам обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных
возможностей обучающегося. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением
элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков,
обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а
также развитие социально значимых качеств личности.
Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей
относится к пропедевтическому уровню образованности. Это отражается в названиях учебных
предметов: альтернативное чтение, графика и письмо, развитие речи и окружающий мир,
математические представления и конструирование, здоровье и основы безопасности
жизнедеятельности, музыка и движение, социально-бытовая ориентировка, ручной труд, адаптивная
физкультура.
Коррекционно-развивающие занятия для варианта 6.4. строятся на основе предметнопрактической деятельности детей, осуществляются учителем через систему специальных
упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых
и занимательных моментов.
Коррекционная работа проводится в виде индивидуально-групповых
занятий;
продолжительность занятий и перемен, чередование занятий определяются учителем, исходя из
психофизических особенностей и возможностей, эмоционального состояния детей.
Недельный учебный план
ГБОУ СО «Березовская школа», для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с
умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
(вариант 6.4) на 2025-2026 учебный год (5-дневная учебная неделя)
Предметные
Учебные предметы
Количество часов в неделю
области
/ Класс
Подготов. I II
III IV Всего
Обязательная часть
Общение (общение и чтение)

4

4

4

4

4

20

Общение (письмо)

3

3

3

3

3

15

Математические представления

4

4

4

4

4

20

Развитие
мир

1

1

2

2

2

8

Человек

1

1

1

1

1

5

Домоводство (самообслуживание)

1

1

1

1

1

5

Музыка

1

1

1

1

1

5

Искусство

Изобразительная
деятельность(лепка,
рисование, аппликация)

1

1

1

1

1

5

Технология

Предметные действия

1

1

1

1

1

5

Физическая
культура

Адаптивная физическая культура

3

3

3

3

3

15

Язык и речевая
практика
Математика

Окружающий
мир

речи

и окружающийприродный

Итого:

20

20 21

21 21 103

Часть учебного плана, формируемая участникамиобразовательного
процесса при 5-дневной неделе

1

1

2

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузкапри 5-дневной
учебной неделе

21

21 23

23 23 111

Кол-во учебных недель

33

33 34

34 34 168

Внеурочная деятельность:

10

10 10

10 10

50

индивидуальные и групповые занятия по программекоррекционной
работы

5

5

5

5

5

25

другие направления внеурочной деятельности

5

5

5

5

5

25

Всего

31

31 33

2

2

8

33 33 161

Годовой учебный план
ГБОУ СО «Березовская школа», для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с
умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
(вариант 6.4) на 2025-2026 учебный год (5-дневная учебная неделя)
Предметные
Учебные предметы
Количество часов в неделю
области
/ Класс
Подготовительный I II
III IV Всего
Обязательная часть
Общение (общение и чтение)

132

132 136 136 136 672

Общение (письмо)

99

99 102 102 102 504

Математические представления

132

132 136 136 136 672

Развитие речи
природный мир

33

33 68

68

68 270

Человек

33

33 34

34

34 168

Домоводство
(самообслуживание)

33

33 34

34

34 168

Музыка

33

33 34

34

34 168

Искусство

Изобразительная
деятельность
(лепка, рисование, аппликация)

33

33 34

34

34 168

Технология

Предметные действия

33

33 34

34

34 168

Физическая
культура

Адаптивная физическая культура

99

99 102 102 102 504

Итого:

660

660 714

714 714 3462

Часть учебного плана, формируемая участниками
образовательного процесса при 5-дневной неделе

33

33 68

68

Язык и речевая
практика
Математика

Окружающий
мир

и окружающий

68 270

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузкапри 5дневной учебной неделе

693

693 782

Кол-во учебных недель

33

33 34

Внеурочная деятельность:

330

330 340

индивидуальные и групповые занятия по программе
коррекционной работы

165

165 170 170 170 840

другие направления внеурочной деятельности

165

165 170 170 170 840

Всего

1023

1023 1122 1122 1122 5412

782 782 3732

34

34 168

340 340 1680


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».