Учебный план основного общего образования обучающихся с ЗПР на 2025-2026 учебный год 5-9 класс

Ачимова
Людмила
Владимиро
вна

Подписано
цифровой подписью:
Ачимова Людмила
Владимировна
Дата: 2025.10.09
11:39:54 +05'00'

УТВЕРЖДАЮ:
И.о. директора ГБОУ СО
«Березовская школа»
Л.В. Ачимова____________
«__»_____________2025 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области
«Березовская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» на 2025-2026 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Учебный план - нормативный документ, определяющий объем учебной нагрузки
обучающихся, сохраняющий преемственность образовательных и коррекционно-развивающей
областей, обеспечивающий усвоение обучающимися:
- обязательной части;
- части, формируемой участниками образовательного процесса, выражающегося в коррекции
индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития ребенка для
дальнейшей социальной адаптации в обществе.
Учебный план обеспечивает достижение следующих целей и задач ГБОУ СО «Березовская
школа»:
Цель — создание условий для получения качественного образования обучающимся с
задержкой психического развития в соответствии с требованиями ФГОС основного общего
образования, коррекция и компенсация недостатков в развитии обучающихся.
Задачи:
1. обеспечить достижение обучающимися с задержкой психического развития личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов
освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной программы основного общего образования;
2. обеспечить формирование у обучающихся с задержкой психического развития
универсальных учебных действий, способность к организации самостоятельной деятельности;
3. обеспечить формирование познавательной мотивации у обучающихся с задержкой
психического развития, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности
обучающихся с учителем, одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения;
4. обеспечить возможности для продолжения социально-личностного развития
обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, формирование осознанных представлений об
окружающем мире, о себе о нравственноэтических нормах общества;
5. сформировать готовность и способность обучающихся с задержкой психического
развития к сохранению и укреплению собственного здоровья.
Содержание образования ориентировано на преодоление недоразвития познавательной
деятельности, на формирование универсальных учебных действий, на достижения личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов.
Содержание
образования
реализуется
преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира,
системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным триместрам.
Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по 5
дневной учебной неделе, в субботу возможны организация проведения внеурочной деятельности.
Учебный год начинается 01.09.2025 и заканчивается 26.05.2026. Для 9 классов окончание
учебного года определяется в соответствии с расписанием государственной итоговой аттестации.
Продолжительность учебного года при получении основного общего образования составляет
34 недели.
В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся устанавливается продолжительность
учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам
недельной образовательной нагрузки согласно действующему СанПиН). Продолжительность
учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность перемен не менее 10 минут, для
приема пищи – не менее 30 минут.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом — не менее 8 недель.
Характеристика учебных предметов основного общего образования.
В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:
Предметная область «Русский язык и литература» является обязательным для изучения и
включает два учебных предмета: Русский язык и Литературу.
Русский язык

Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей,
мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования. Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие
функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты,
использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Литература
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию
духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее
место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении
основ их миропонимания и национального самосознания.
Предметная область «Иностранный язык» в основной школе включает учебный предмет:
Иностранный язык (английский).
Иностранный язык (английский)
Предмету «Иностранный язык (английский)» принадлежит важное место в системе общего
образования и воспитания современного школьника в условиях поликультурного и многоязычного
мира. Изучение иностранного языка направлено на формирование коммуникативной культуры
обучающихся, осознание роли языков как инструмента межличностного и межкультурного
взаимодействия, способствует их общему речевому развитию, воспитанию гражданской
идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций. Наряду с этим иностранный
язык выступает инструментом овладения другими предметными областями в сфере гуманитарных,
математических, естественнонаучных и других наук и становится важной составляющей базы для
общего и специального образования.
Предметная область «Математика и информатика» включает учебные предметы:
Математика, Алгебра, Геометрия, Вероятность и статистика, Информатика.
Математика
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и
информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические,
графические средства для выражения суждений и наглядного их представления. Необходимым
компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами
познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от
методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для
решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой
вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики также способствует
эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических
рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Алгебра
Предмет «Алгебра» является разделом курса «Математика». Алгебра является одним из
опорных курсов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин, как
естественнонаучного, так и гуманитарного циклов, её освоение необходимо для продолжения
образования и в повседневной жизни.
Геометрия
Предмет «Геометрия» является разделом курса «Математика». Цели изучения «Геометрии»:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в
практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
формирование интеллекта, а также личностных качеств, необходимых человеку для полноценной
жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции,
логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений,
способности к преодолению трудностей; формирование представлений об идеях и методах
математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и
процессов; воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры,
формирование понимания значимости математики для научнотехнического прогресса.
Вероятность и статистика

При изучении курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления
вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами,
вероятностными законами позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят
начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках. Также в рамках
этого курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над
множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в
других математических курсах и учебных предметах.
Информатика
Осознание значения информатики в повседневной жизни человека; формирование
представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической
науки; понимание роли информационных процессов в современном мире; формирование
представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки,
позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
Предметная область «Общественнонаучные предметы» включает учебные предметы:
История, Обществознание, География.
История
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его
познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в
становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни
людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным
ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи
до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека
и общества в связи прошлого, настоящего и будущего. В 9-м классе в соответствии с ФАОП ООО и
Методическими рекомендациями, которые Минпросвещения направило письмом от 03.03.2023 №
03-327, в учебный предмет «История» помимо учебных курсов «История России» и «Всеобщая
история» включен модуль «Введение в новейшую историю России» объемом 17 часов. Увеличение
количества часов проходит за счет предмета труд (технология).
Обществознание
Изучение курса «Обществознание», включающего знания о российском обществе и
направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя 6 нашей
страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской
гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным
ценностям. Привлечение при изучении курса различных источников социальной информации,
включая СМИ и Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной,
социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование
метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и
применять их. Изучение учебного курса «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в
мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного
«Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего
места в обществе.
География
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему
комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных
закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о
динамике основных природных, экологических и социальноэкономических процессов, о проблемах
взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию
территорий. Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации
краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и
гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования,
основой для последующей уровневой дифференциации.
Предметная область «Естественнонаучные предметы» включает учебные предметы: Физика,
Химия, Биология.
Физика
Курс физики — системообразующий для естественнонаучных учебных предметов,
поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией,

астрономией и физической географией. Физика — это предмет, который не только вносит основной
вклад в естественнонаучную картину мира, но и предоставляет наиболее ясные образцы
применения научного метода познания, т.е. способа получения достоверных знаний о мире.
Наконец, физика — это предмет, который наряду с другими естественнонаучными предметами
должен дать школьникам представление об увлекательности научного исследования и радости
самостоятельного открытия нового знания
Химия
Изучение предмета: 1) способствует реализации возможностей для саморазвития и
формирования культуры личности, её общей и функциональной грамотности; 2) вносит вклад в
формирование мышления и творческих способностей подростков, навыков их самостоятельной
учебной деятельности, экспериментальных и исследовательских умений, необходимых как в
повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности; 3) знакомит со спецификой научного
мышления, закладывает основы целостного взгляда на единство природы и человека, является
ответственным этапом в формировании естественно-научной грамотности подростков; 4)
способствует формированию ценностного отношения к естественно-научным знаниям, к природе, к
человеку, вносит свой вклад в экологическое образование школьников. Названные направления в
обучении химии обеспечиваются спецификой содержания предмета, который является
педагогически адаптированным отражением базовой науки химии на определённом этапе её
развития.
Биология
Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и
методах её познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах,
умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях. Биологическая подготовка
обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе,
закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни. В соответствии с ФГОС
ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Учебный
предмет формирует знание обучающихся об основных нормах морали, культурных традиций
народов России, представление об исторической роли традиционных религий и гражданского
общества в становлении российской государственности.
Предметная область «Искусство» включает учебные предметы: Изобразительное искусство и
Музыка.
Изобразительное искусство
Основная цель предмета — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как
формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Искусство рассматривается
как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный
и нравственный мировой опыт.
Музыка
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка,
развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким
образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и
нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Предметная область «Технология» включает учебный предмет: Труд (технология). Основной
методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и структуры
технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа
разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичь когнитивно-продуктивного уровня
освоения технологий.
Предметная область «Основы безопасности и защиты Родины» включает учебный предмет:
Основы безопасности и защиты Родины.
Основы безопасности и защиты Родины
Предмет является обязательным для изучения на уровне основного общего образования.
Изучение ОБЗР направлено на обеспечение: понимания обучающимися современных проблем
безопасности и формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного

поведения; прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих
преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем уровне
образования; возможности выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков,
необходимых для последующей жизни; выработку практико-ориентированных компетенций,
соответствующих
потребностям
современности;
реализацию
оптимального
баланса
межпредметных связей и их разумное взаимодополнение, способствующее формированию
практических умений и навыков.
Предметная область «Физическая культура» включает учебный предмет: Адаптивная
физическая культура.
Адаптивная физическая культура
При реализации предмета учитываются потребности современного российского общества в
физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном 8 активно включаться в
разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем использовать ценности физической
культуры для самоопределения, саморазвития и самоактуализации. При изучении предмета
сохраняется исторически сложившееся предназначение дисциплины «Физическая культура» в
качестве средства подготовки учащихся к предстоящей жизнедеятельности, укрепления их
здоровья, повышения функциональных и адаптивных возможностей систем организма, развития
жизненно важных физических качеств.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся,
их родителей (законных представителей), обеспечивает реализацию особых образовательных
потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, представлена
учебными предметами «Информатика» (в 5 и 6 классах п 1 часу), «Мир профессий» (в 7 и 8 классах
по 1 часу). Индивидуальные и групповые коррекционные занятия (психокоррекционные занятия и
логопедические занятия) проводятся во второй половине дня и не входят в максимальную
недельную нагрузку.
Внеурочная деятельность.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса. Образовательные организации предоставляют обучающимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор направлений
внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется
общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных
примерным учебным планом (5 часов).
Внеурочная деятельность в ГБОУ СО «Березовская школа» организуется по направлениям:
спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая, общеинтеллектуальная.
Основной целю внеурочной деятельности в ГБОУ СО «Березовская школа» создание
условий для достижения обучающимся необходимого для жизни в обществе социального опыта и
формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего
развития и социализации каждого обучающегося, создание воспитывающей среды,
обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащегося в свободное время.
Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение обучающимися
социального знания, формирование положительного отношения к базовым ценностям,
приобретение опыта самостоятельного общественного действия.
Внеурочная деятельность в ГБОУ СО «Березовская школа» реализуется следующими
программами:
1) «Разговоры о важном»
2) «Спортивные игры»
3) «Игра на гитаре»
4) «Волшебная кисточка»
5) «Школа здоровья»
6) «Россия – мои горизонты»
7) «Функциональная грамотность: учимся для жизни».
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет
образовательная организация.

Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой.
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
 объективное
установление
фактического
уровня
освоения
обучающимися
образовательной программы и достижения ими результатов освоения предметов, курсов, дисциплин
(модулей) на конец учебного года;
 соотнесение этого
уровня с требованиями
федеральных
государственных
образовательных стандартов;
 оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить пробелы в
освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности обучающегося
в осуществлении образовательной деятельности.
Промежуточная аттестация проводится по всем учебным предметам учебного плана 1 раз в
год за каждый год обучения на уровне основного общего образования.
Промежуточная аттестация в 5-9-х классах осуществляется в мае текущего учебного года без
прекращения образовательной деятельности.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о проведении
промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости в ГБОУ
СО «Березовская школа».
Успешное прохождение промежуточной аттестации в конце 5-8-го классов является
основанием для перевода обучающихся в следующий класс, а в конце 9-го класса – допуском к
государственной итоговой аттестации.

Недельный учебный план основного общего образования обучающихся с ЗПР
Учебные предметы

Предметные области

Количество часов в неделю
Классы V VI VII VIII IX Всего

Обязательная часть
Русский язык и литература
Иностранные языки

Математика и информатика

Русский язык

5

6

4

4

4

23

Литература

3

3

2

2

3

13

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

Математика

5

5

Алгебра

3

3

3

9

Геометрия

2

2

2

6

Вероятность и статистика

1

1

1

3

Информатика

1

1

1

3

3

2

История
Общественно-научные предметы

3

3

Обществознание
География

1

1

Физика
Естественно-научные предметы

Искусство
Технология

10

2,5 13,5

1

1

2

2

2

2

8

2

2

3

7

2

2

4

2

2

7

Химия
Биология

1

1

1

Музыка

1

1

1

3

Изобразительное искусство

1

1

1

3

Труд (технология)

2

2

2

2

0,5

8,5

1

1

2

2

2

2

10

Итого

27 28 30

32

33

150

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2

2

1

0

5

Информатика

1

1

Основы безопасности и защиты Основы безопасности и защиты
Родины
Родины
Физическая культура

Адаптивная физическая культура

2

2

Мир профессий

2

2
1

1

Максимально допустимая недельная нагрузка

29 30 32

33

33

157

Внеурочная
область)

10 10 10

10

10

50

деятельность

(включая

коррекционно-развивающую

2

Коррекционный
курс:
«Коррекционно-развивающие
занятия:
3
психокоррекционные (психологические и дефектологические)»

3

3

3

3

15

Коррекционный курс: «Логопедические занятия»

2

2

2

2

2

10

Другие направления внеурочной деятельности

5

5

5

5

5

25

«Разговоры о важном»

1

1

1

1

1

5

«Спортивные игры»

1

1

1

1

1

5

«Игра на гитаре»

1

1

1

1

1

5

«Россия – мои горизонты»

-

1

1

1

1

4

«Школа здоровья»

1

-

-

-

-

1

«Функциональная грамотность: учимся для жизни»

1

1

1

1

1

5

Годовой учебный план основного общего образования обучающихся с ЗПР
Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю
Классы V

VI

VII

VIII IX

Всего

Обязательная часть
Русский язык и литература
Иностранные языки

Математика и информатика

Русский язык

170 204

136

136

136

782

Литература

102 102

68

68

102

442

Иностранный язык

102 102

102

102

102

510

Математика

170 170

Алгебра

102

102

102

306

Геометрия

68

68

68

204

Вероятность и статистика

34

34

34

102

Информатика

34

34

34

102

170

68

85

663

34

34

68

68

68

68

272

68

68

102

238

68

68

136

68

68

238

История
Общественно-научные
предметы

170 170

Обществознание
География

34

34

Физика
Естественно-научные
предметы

Искусство
Технология
Основы
безопасности
защиты Родины
Физическая культура

340

Химия
Биология

34

34

34

Музыка

34

34

34

102

Изобразительное искусство

34

34

34

102

Труд (технология)

68

68

68

и Основы безопасности и защиты
Родины
Адаптивная
культура

физическая

68

68

68

68

17

289

34

34

68

68

68

340

Итого

918 952 1020 1088 1122 5100

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

34

68

Информатика

34

34

34

34

0

170
68

Мир профессий

34

Максимально допустимая недельная нагрузка
Внеурочная
деятельность
развивающую область)

(включая

34

68

986 1020 1088 1122 1122 5338
коррекционно-

340 340

340

340

340

1700

Коррекционный курс: «Коррекционно-развивающие занятия:
102 102
психокоррекционные (психологические и дефектологические)»

102

102

102

510

Коррекционный курс: «Логопедические занятия»

68

68

68

68

68

340

Другие направления внеурочной деятельности

170 170

170

170

170

850

«Разговоры о важном»

34

34

34

34

34

170

«Спортивные игры»

34

34

34

34

34

170

«Игра на гитаре»

34

34

34

34

34

170

-

34

34

34

34

136

«Школа здоровья»

34

-

-

-

-

34

«Функциональная грамотность: учимся для жизни»

34

34

34

34

34

170

«Россия – мои горизонты»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».