Ачимова Подписано
цифровой
Людмила подписью:
Ачимова Людмила
Владимир Владимировна
Дата: 2025.10.09
овна
11:38:22 +05'00'
УТВЕРЖДАЮ:
И. о. директора ГБОУ СО
«Березовская школа»
Л.В. Ачимова____________
«__»_____________2025 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области
«Березовская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» на 2025 - 2026 учебный год
5-9 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
(ВАРИАНТ 1)
Учебный план ГБОУ СО «Березовская школа» (далее ― Учебный план) для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по
классам и учебным предметам.
Учебный план для ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), составлен в соответствии с требованиями нормативноправовых документов:
1) Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
2) Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3) Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Березовская школа»;
4) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
5) Устав ГБОУ СО «Березовская школа».
Организация временного режима обучения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) соответствует их особым образовательным потребностям и
учитывать их индивидуальные возможности.
Устанавливается следующая продолжительность учебного года 5-9 классы - 34 учебные
недели. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане
предусмотрены промежутки учебного времени и каникул.
В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся устанавливается
продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических требований к
максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно действующему
СанПиН). Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность
перемен не менее 10 минут, для приема пищи – не менее 30 минут.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом — не менее 8 недель.
Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя из реальных
условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных
особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с
ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе
выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося к индивидуальной трудовой
деятельности.
Учебный план состоит из четырех структурных компонентов:
обязательная часть учебного плана;
часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений;
коррекционно-развивающая область;
внеурочная деятельность.
Обязательная часть учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) включает:
состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных
учреждениях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
учебное время, отводимое на изучение обязательных учебных предметов по классам
(годам) обучения.
Основные задачи реализации содержания предметных областей.
Предметная область «Язык и речевая практика». Учебные предметы: Русский язык, Чтение
(Литературное чтение).
Основные задачи реализации содержания: Русский язык. Формирование первоначальных
навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных
представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний.
Использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач.
Чтение (литературное чтение). Осознание значения чтения для решения социально
значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного,
элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных
позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по
содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в
процессе чтения литературных произведений.
Предметная область «Математика». Учебные предметы: Математика, Информатика.
Основные задачи реализации содержания: Математика. Овладение началами математики
(понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и др.). Овладение
способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту
житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени,
температуры и др. в различных видах практической деятельности). Развитие способности
использовать некоторые математические знания в жизни.
Информатика. Представление о персональном компьютере как техническом средстве, его
основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и
другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы; выполнение компенсирующих физических
упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с
простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
Предметная область «Естествознание». Учебные предметы: Природоведение, Биология,
География.
Основные задачи реализации содержания: Природоведение. Формирование элементарных
знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними. Применение
полученных знаний в повседневной жизни. Развитие активности, любознательности и разумной
предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Биология. Формирование элементарных научных представлений о компонентах живой
природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье.
Практическое применение биологических знаний: усвоение приемов выращивания и ухода за
некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, ухода за своим
организмом; использование полученных знаний для решения бытовых, медицинских и
экологических проблем.
География. Усвоение элементарных знаний по физической и экономической географии
России. Формирование элементарных представлений о географии материков и океанов.
Расширение географических представлений о родном крае.
Предметная область «Человек и общество». Учебные предметы: Мир истории, Основы
социальной жизни, История Отечества.
Мир истории. Формирование первоначальных временных исторических представлений.
Установление простейших взаимосвязей между историческим временем и изменениями,
происходящими в предметном мире (мире вещей); жизни отдельного человека и общества.
Основные задачи реализации содержания: Основы социальной жизни. Развитие навыков
самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем
окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности
жизнедеятельности. Усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в
разных жизненных ситуациях. Понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека,
общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его
соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада
семейных отношений.
История Отечества. Формирование представлений о наиболее значимых исторических
событиях в жизни нашей страны, о традициях, трудовых и героических делах народов,
проживающих на территории нашей Родины, о примерах служения своему Отечеству в борьбе за
свободу и независимость.
Предметная область «Искусство». Учебные предметы: Рисование (изобразительное
искусство), Музыка.
Основные задачи реализации содержания: Рисование (изобразительное искусство).
Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения
практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать «красивое» от
«некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в художественном
творчестве.
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих
адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению. Развитие интереса к
музыкальному искусству; формирование простейших эстетических ориентиров.
Предметная область «Физическая культура». Учебный предмет: Адаптивная физическая
культура.
Основные задачи реализации содержания: Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение
индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту,
формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах
спорта. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы,
ловкости и др. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов спорта
(легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и
психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной сферы и
психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание
нравственных качеств и свойств личности.
Предметная область «Технология». Учебный предмет: Профильный труд.
Основные задачи реализации содержания: Профильный труд. Формирование трудовых
умений, необходимых в разных жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять
доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации,
социального и трудового взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и в
коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных
для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена следующими
учебными предметами:
1) Музыка (в 5, 6, 7 и 9 классах по 1 часу);
2) Информатика (в 5 классе 1 час);
3) Рисование (изобразительное искусство) (в 6, 7 классе 1 час).
Коррекционно-развивающая область представлена ритмикой и коррекционными занятиями
(логопедическими и психокоррекционными).
Основные задачи реализации содержания.
Ритмика. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в
том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие координации
движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной
ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности. Ритмика
способствует общему развитию школьников, исправлению недостатков физического развития,
общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств
личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной речи
(разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об
окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова,
развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и
совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков
письменной речи (чтения и письма).
Психокоррекционные занятия. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорноперцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального
состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе,
повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию, формирование продуктивных
видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса
ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.
Внеурочная деятельность.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса. Образовательные организации предоставляют обучающимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор
направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно
осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов,
предусмотренных примерным учебным планом (4 часа).
Внеурочная деятельность в ГБОУ СО «Березовская школа» организуется по направлениям:
спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая, общеинтеллектуальная.
Основной целю внеурочной деятельности в ГБОУ СО «Березовская школа» создание
условий для достижения обучающимся необходимого для жизни в обществе социального опыта и
формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего
развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью, создание
воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов
учащегося в свободное время.
Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение обучающимися с
умственной отсталостью социального знания, формирование положительного отношения к
базовым ценностям, приобретение опыта самостоятельного общественного действия.
Внеурочная деятельность в ГБОУ СО «Березовская школа» реализуется следующими
программами:
1) «Разговоры о важном»
2) «Резьба по дереву»
3) «Волшебная кисточка»
4) «Шаг к профессии»
5) «Россия – мои горизонты»
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет
образовательная организация. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу своего психофизического
развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут
разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные
планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание
дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных планов,
программ сопровождается тьютерской поддержкой.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной
программой.
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
объективное установление фактического уровня освоения обучающимися
образовательной программы и достижения ими результатов освоения предметов, курсов,
дисциплин (модулей) на конец учебного года;
соотнесение этого уровня с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов;
оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить пробелы в
освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности
обучающегося в осуществлении образовательной деятельности.
Промежуточная аттестация проводится по всем учебным предметам учебного плана 1 раз
в год за каждый год обучения на уровне основного общего образования.
Промежуточная аттестация в 5-9-х классах осуществляется в мае текущего учебного года
без прекращения образовательной деятельности.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о проведении
промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости в
ГБОУ СО «Березовская школа».
Предметные
области
Недельный учебный план АООП УО (ИН) (вариант 1)
обучающихся V-IX классов
Класс
Количество часов
Учебные предметы
V
VI
Всего
VII
VIII
IX
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
Русский язык
4
4
4
4
4
20
Чтение (литературное
чтение)
4
4
4
4
4
20
2. Математика
Математика
4
4
3
3
3
17
Информатика
-
-
1
1
1
3
Природоведение
2
2
-
-
-
4
Биология
-
-
2
2
2
6
География
-
2
2
2
2
8
Основы социальной
жизни
2
2
2
2
2
10
Мир истории
-
2
-
-
-
2
История Отечества
-
-
2
2
2
6
Музыка
1
-
-
-
-
1
Рисование
(изобразительное
искусство)
2
-
-
-
-
2
6.Физическая
культура
Адаптивная
физическая культура
2
2
2
2
2
10
7. Технология
Профильный труд
6
6
7
7
7
33
Итого
27
28
29
29
29
142
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений:
2
2
1
1
1
7
Музыка
1
1
1
-
1
4
Информатика
1
-
-
-
-
1
Рисование (изобразительное искусство)
-
1
-
1
-
2
29
30
30
30
30
149
3. Естествознание
4.Человек и
общество
5. Искусство
Максимально
допустимая
годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия и ритмика):
6
6
6
6
6
30
Ритмика
1
1
1
1
1
5
Логопедические занятия
2
2
2
2
2
10
Психокоррекционные занятия
3
3
3
3
3
15
Внеурочная деятельность:
4
4
4
4
4
20
«Разговоры о важном»
1
1
1
1
1
5
«Резьба по дереву»
1
1
1
1
1
5
«Россия – мои горизонты»
-
1
1
1
1
4
«Шаг к профессии»
1
1
1
1
1
5
«Волшебная кисточка»
Всего к финансированию
1
39
40
40
40
40
1
199
Предметные
области
Годовой учебный план АООП УО (ИН) (вариант 1)
обучающихся V-IX классов
Класс
Количество часов
Учебные предметы
V
VI
Всего
VII
VIII
IX
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
Русский язык
136
136
136
136
136
680
Чтение (литературное
чтение)
136
136
136
136
136
680
2. Математика
Математика
136
136
102
102
102
578
-
-
34
34
34
102
68
68
-
-
-
136
Биология
-
-
68
68
68
204
География
-
34
34
34
34
272
34
34
34
34
34
170
Мир истории
-
34
-
-
-
34
История Отечества
-
-
34
34
34
102
Музыка
34
-
-
-
-
34
Рисование
(изобразительное
искусство)
68
-
-
-
-
68
6.Физическая
культура
Адаптивная
физическая культура
68
68
68
68
68
340
7. Технология
Профильный труд
204
204
238
238
238
1122
Итого
918
952
986
986
986
4828
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений:
68
68
34
34
34
238
Музыка
34
34
34
-
34
136
Информатика
34
-
-
-
-
34
-
34
-
34
-
34
986
1020
1020
1020
1020
5066
Информатика
3. Естествознание
4.Человек и
общество
5. Искусство
Природоведение
Основы социальной
жизни
Рисование (изобразительное искусство)
Максимально
допустимая
годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия и ритмика):
204
204
204
204
204
1020
Ритмика
34
34
34
34
34
170
Логопедические занятия
68
68
68
68
68
340
Психокоррекционные занятия
102
102
102
102
102
510
Внеурочная деятельность:
136
136
136
136
136
680
«Разговоры о важном»
34
34
34
34
34
170
«Резьба по дереву»
34
34
34
34
34
170
-
34
34
34
34
136
34
34
34
34
34
170
34
1326
1360
1360
1360
1360
34
6766
«Россия – мои горизонты»
«Шаг к профессии»
«Волшебная кисточка»
Всего к финансированию
Предметные
области
Недельный учебный план АООП УО (ИН) (вариант 1)
обучающихся с НОДА V-IX классов
Класс
Количество часов
Учебные предметы
V
VI
Всего
VII
VIII
IX
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
Русский язык
4
4
4
4
4
20
Чтение (литературное
чтение)
4
4
4
4
4
20
2. Математика
Математика
4
4
3
3
3
17
Информатика
-
-
1
1
1
3
Природоведение
2
2
-
-
-
4
Биология
-
-
2
2
2
6
География
-
2
2
2
2
8
Основы социальной
жизни
2
2
2
2
2
10
Мир истории
-
2
-
-
-
2
История Отечества
-
-
2
2
2
6
Музыка
1
-
-
-
-
1
Рисование
(изобразительное
искусство)
2
-
-
-
-
2
6.Физическая
культура
Адаптивная
физическая культура
2
2
2
2
2
10
7. Технология
Профильный труд
6
6
7
7
7
33
Итого
27
28
29
29
29
142
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений:
2
2
1
1
1
7
Музыка
1
1
1
-
1
4
Информатика
1
-
-
-
-
1
Рисование (изобразительное искусство)
-
1
-
1
-
2
29
30
30
30
30
149
3. Естествознание
4.Человек и
общество
5. Искусство
Максимально
допустимая
годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия и ритмика):
5
5
5
5
5
25
Ритмика
1
1
1
1
1
5
Логопедические занятия
2
2
2
2
2
10
Психокоррекционные занятия
2
2
2
2
2
10
Внеурочная деятельность:
5
5
5
5
5
25
«Разговоры о важном»
1
1
1
1
1
5
«Резьба по дереву»
1
1
1
1
1
5
«Россия – мои горизонты»
-
1
1
1
1
4
«Шаг к профессии»
1
1
1
1
1
5
«Волшебная кисточка»
«Школа здоровья»
Всего к финансированию
1
1
39
1
40
1
40
1
40
1
40
1
5
199
Предметные
области
Годовой учебный план АООП УО (ИН) (вариант 1)
обучающихся с НОДА V-IX классов
Класс
Количество часов
Учебные предметы
V
VI
Всего
VII
VIII
IX
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
Русский язык
136
136
136
136
136
680
Чтение (литературное
чтение)
136
136
136
136
136
680
2. Математика
Математика
136
136
102
102
102
578
-
-
34
34
34
102
68
68
-
-
-
136
Биология
-
-
68
68
68
204
География
-
34
34
34
34
272
34
34
34
34
34
170
Мир истории
-
34
-
-
-
34
История Отечества
-
-
34
34
34
102
Музыка
34
-
-
-
-
34
Рисование
(изобразительное
искусство)
68
-
-
-
-
68
6.Физическая
культура
Адаптивная
физическая культура
68
68
68
68
68
340
7. Технология
Профильный труд
204
204
238
238
238
1122
Итого
918
952
986
986
986
4828
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений:
68
68
34
34
34
238
Музыка
34
34
34
-
34
136
Информатика
34
-
-
-
-
34
-
34
-
34
-
34
986
1020
1020
1020
1020
5066
Информатика
3. Естествознание
4.Человек и
общество
5. Искусство
Природоведение
Основы социальной
жизни
Рисование (изобразительное искусство)
Максимально
допустимая
годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия и ритмика):
170
170
170
170
170
850
Ритмика
34
34
34
34
34
170
Логопедические занятия
68
68
68
68
68
340
Психокоррекционные занятия
68
68
68
68
68
340
Внеурочная деятельность:
170
170
170
170
170
850
«Разговоры о важном»
34
34
34
34
34
170
«Резьба по дереву»
34
34
34
34
34
170
-
34
34
34
34
136
34
34
34
34
34
170
34
34
1326
34
1360
34
1360
34
1360
34
1360
34
170
6766
«Россия – мои горизонты»
«Шаг к профессии»
«Волшебная кисточка»
«Школа здоровья»
Всего к финансированию