Рабочая программа по предмету мир природы и человека 2 класс (УО)

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор, O="
ГБОУ СО ""
Березовская школа""",
CN=Массанова Алёна
Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого
документа
Дата: 2021.11.25 12:22:
32+05'00'

Мир природы и человека.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» во 2 классе
образовательной области «Естествознание» составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе Адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений
наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром, развития у
обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и
неживой природе.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании
первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших
взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционно-образовательные и
воспитательные задачи:
• уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые
знания об основных ее элементах;
• на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о
взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к
условиям внешней среды;
• выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные
описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные;
• формировать знания обучающихся о природе своего края;
• формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека,
учить детей бережному отношению к природе.
Второй год обучения продолжает работу, начатую в первом классе.
Цель: заложить основу для формирования у обучающихся с умственной отсталостью
базовых представлений о природе
Основными задачами, которые необходимо решить в этот период, будут следующие:
- развитие представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
- закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении
в жизни живой природы, смене времён года;
- изучение воды и её свойств, формирование представлений о роли и участии воды в
жизни живой природы;
- воспитание в детях интереса и бережного отношения к природе.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Мир природы и человека» закладывает основы для изучения в дальнейшем
таких базовых предметов, как «Природоведение», «Естествознание» и «География»,
создаёт преемственную систему знаний. При отборе содержания курса «Мир природы и
человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной
деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам,
который выдвигает на первый план обеспечение:
– полисенсорности восприятия объектов;
– практического взаимодействия обучающихся с интеллектуальными нарушениями с
предметами познания, по возможности в натуральном виде в естественных условиях;

– накопления представлений об объектах и явлениях окружающей среды через
взаимодействие с различными носителями информации;
– закрепления представлений в различных формах и видах деятельности;
– постепенного усложнения содержания, преемственности изучаемых тем.
Предлагаемый курс направлен на обогащение словарного запаса обучающихся
простыми понятиями; на формирование языковых обобщений и элементарного осознания
явлений языка и речи; развитие диалогической речи, связного высказывания;
формирование коммуникативной функции речи и культуры общения. У обучающихся
формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим
учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно
окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится
вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать,
конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинноследственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической
деятельности обучающихся, коррекции их мышления. Основное внимание при изучении
предмета «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об
окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе,
взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного
предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и
неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для
осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения»,
«Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».
Содержание предмета «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах
и явлениях окружающего мира и даёт учителю возможность постепенно углублять
сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между
объектами, явлениями,
состояниями природы и жизнью человека. Содержание
программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объёма
предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов
работ по той или иной теме.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации
большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для
ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и
явлениями.
Основными методами обучения являются беседа, экскурсии, практические работы
детей.
Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учителю необходимо
использовать на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на
классификацию, «Четвертый - лишний», картинное лото, домино и др.
На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной
обстановке; на предметных уроках - на основе непосредственных чувственных
восприятий.
Практические работы помогают закреплению полученных на уроках знаний и умений,
учат применять их в обычной жизнедеятельности.
Виды практических заданий:
рисование на различные темы по образцу (по трафарету, шаблону, на заданное слово),
составление устных рассказов об объектах живой и неживой природы,
раскрашивание готовых шаблонов на заданные темы,
прослушивание различных произведений на заданные темы;
рассматривание и изображение схем;
составление календаря погоды,
объяснение смысла пословиц и поговорок,

чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам;
рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями объектов живой и
неживой природы;
экскурсии;
ознакомление с историческими объектами и сооружениями;
просмотр фильмов об объектах живой и неживой природы;
викторины на темы курса «Мир природы и человека».
Правильная организация занятий, специфические приёмы и методы побуждают
обучающихся к самостоятельному высказыванию, активизируют их речевую и
познавательную деятельность.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная
основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной
школы. Предмет «Мир природы и человека» использует и тем самым подкрепляет умения,
полученные на уроках чтения и русского языка, математики, музыки и рисования,
ручного труда и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рациональнонаучному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Мир природы и человека» входит в предметную область
«Естествознание» и относится к обязательной части
учебного плана образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На изучение
предмета во 2 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа, исходя из 34 учебных
недель. Длительность уроков составляет 35 минут.
Планируемые результаты освоения предмета
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все
обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов
освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование
личностных умений и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти
действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека»
представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на
развитие личностных умений и навыков.
Личностные результаты освоения программы курса «Мир природы и человека»
формируются по следующим направлениям:
1. развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, развитие способности
вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и
созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в
организации обучения;
2. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
3. овладение навыками коммуникации;
4. дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной
организации;
5. осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих
возрасту системы ценностей и социальных ролей;
6. овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие
коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы
развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и
использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение
задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное
общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д. Работа над развитием
регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на

уроке работу по освоению общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции
или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.
Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» направлен на
овладение следующими коммуникативными навыками:
-умением вступать в контакт и работать в группах;
-умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками, сверстниками, учителями;
-умение обращаться за помощью и принимать помощь;
-умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие
регулятивные учебные действия:
-входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу
(школьный звонок, разрешение учителя);
-самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала,
учебного помещения);
-использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т. д.) в учебное время;
-самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место
под руководством учителя;
-корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией
(под руководством учителя);
-принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в рамках
предмета «Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями
научатся следующим познавательным учебным действиям:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений
окружающей действительности,
-характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру,
материалу);
-находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;
-использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;
-работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение,
текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,
предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);
-называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные
обобщения;
-знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;
-знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
Таким образом, для решения тех или иных задач в каждой теме курса представлены
задания на развитие той или иной жизненной компетенции. Так, в теме «Объекты живой и
неживой природы» отрабатываются навыки нахождения ориентировочных компонентов
по дороге в школу, домой. При изучении темы «Человек» отрабатываются навыки
коммуникативных компетенций, овладения принятыми ритуалами взаимодействия и т.д.
Предметными результатами изучения курса «Мир природы и человека» является
формирование следующих умений:
Минимальный уровень:

- иметь представления об изученных объектах и явлениях;
- различать 2—3 вида комнатных растений, называть части растений;
- ухаживать за комнатными растениями;
- различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
- различать изученных диких и домашних животных, рыб;
- различать признаки времён года;
- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
Достаточный уровень:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать 3—4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными
растениями;
- различать наиболее распространённые овощи и фрукты; объяснять, где они растут, как
используются человеком;
- различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
- выполнять элементарные гигиенические правила;
- различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе.
Основные виды организации учебного процесса
Технологии обучения

-

-

Формы обучения

Методы обучения

Формы контроля

игровые
 индивидуальные
 словесные
 устный опрос
технологии
 групповые
 наглядные
 практическая
здоровьесберегаю
(парные)
 практические
работа
щие технологии
 фронтальные
 частично индивидуальн
личностно классные
поисковые
ые задания
ориентированные
(урочные)
технологии
 внеклассные
разноуровневого
и
дифференцирован
ного обучения
проблемнопоисковые
информационно коммуникационн
ые технологии
Система оценки достижения планируемых результатов
Знания, умения и навыки обучающихся по предмету оцениваются по результатам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся. Контроль достижения
обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в
виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос и
практические работы.
Содержание учебного предмета
Раздел программы
Сезонные изменения в природе

Содержание работы
Формирование представления о смене
времён года в связи с изменением
положения солнца. Долгота дня и ночи в
зимнее и летнее время.

Название времён года, знакомство с
названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения
солнца в течение суток.
Формирование представления о явлениях и
состояниях неживой природы:
похолодание, дождь, заморозки, пасмурно,
первый снег, снегопад, снежинки, мороз,
лёд, замерзание водоёмов, потепление,
таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло,
жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые
дожди, ливень. Продолжение наблюдений
за погодой, их словесное описание.
Растения и животные в разное время года.

Труд человека в разное время года.

Наблюдения за растениями в разное время
года: тополь, дуб, сирень, калина,
шиповник. Увядание и появление трав,
цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за
зимующими птицами. Подкормка: синица,
сорока. Появление весной грачей, скворцов.
Животные в разное время года: лиса, белка,
ёж. Рыбы зимой.
Работа в саду, огороде. Поведение человека
во время грозы., дождя, при наступлении
морозов.
Детские игры в природе, предупреждение
травм, несчастных случаев.

Неживая природа

Вода. Простейшие свойства воды:
прозрачность, отсутствие запаха, текучесть.
Первичные представления о температуре, о
термометре как приборе для измерения
температуры. Вода горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений,
животных, человека. Вода в природе:
дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото.

Растения

Комнатные растения. Названия и
отличительные признаки (з-4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист,
цветок. Необходимость для жизни растений
воздуха, воды, света, тепла. Растения
влаголюбивые, засухоустойчивые:
традесканция и кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения:
фиалка и традесканция. Уход за
комнатными растениями. Огород. Овощи
(3-5 названий), их признаки. Особенности
произрастания. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и
признаки. Особенности произрастания.
Фрукты в питании человека.

Растения садов и огородов Алтая.
Уход за растениями сада и огорода
Животные

Сравнение домашних и диких животных.
Кошка – рысь собака – волк. Внешний вид,
питание, названия детёнышей, повадки,
образ жизни, места обитания. Необходимые
условия для жизни животных: вода, тепло,
воздух, пища. Разнообразие пород кошек и
собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2-3 названия рыб, распространённых
в водоёмах села). внешний вид, среда
обитания, питание, образ жизни. Польза от
рыбоводства и охрана рыбных угодий.

Человек

Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения:
ротовая полость, пищевод, желудок,
кишечник (элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для
правильного питания человека. Пища
человека. Правильное питание.
Профилактика пищевых отравлений.

Сезонные изменения в природе.
Сезонные изменения в неживой природе.
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением
положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времён года,
знакомство с названиями месяцев. Наблюдения за изменением положения солнца в
течение суток: утро, день, вечер, ночь. Формирование представлений о явлениях и
состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег,
снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи,
капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень.
Продолжение наблюдений за погодой, словесное описание.
Растения и животные в разное время года.
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года:
тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик,
ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление
весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, ёж. Рыбы зимой.
Труд человека в разное время года.
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа.
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть.
Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения
температуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных,
человека.
Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа

Растения
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений
воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и
кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за
комнатными растениями.
Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в
питании человека.
Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания.
Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов данной местности. Уход за растениями сада и огорода.
Животные
Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний
вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые
условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и
собак, их повадки. Отношение человека к животным.
Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид,
среда обитания, питание, образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.
Человек. Безопасное поведение.
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок,
кишечник (элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека. Пища человека.
Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
Экскурсии и практические работы. Экскурсия в природу. Осень - рисунок по
наблюдениям. Экскурсия. Работа в саду и огороде осенью. Практическая работа
«Наблюдение за изменением температуры воды». Экскурсия на водоём (болото). Рисунок
«Зима» по наблюдениям на экскурсии. Экскурсия. Растения весной.
Критерии оценивания
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения
детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить
примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Особенности организации контроля по предмету "Мир природы и человека"
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области
используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные
работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также
самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным
оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют учащиеся всего
класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые
учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких
контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет
необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания
фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и
умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти
причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на
уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие
формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или
явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При
оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее
существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к
описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить
от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами,
привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование
дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных
рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить
полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и
временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартных ситуациях с
применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки
уровня развития школьника, сформированного им его логического мышления,
воображения, связной речи-рассуждения.
Оценка ставится:
"5" ("отлично")
—
уровень
выполнения требований значительно выше
удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему
учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного:
использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса;
самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения.
Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2
ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики
изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи;
отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения
требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов
по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по
пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала;
неполнота раскрытия вопроса.
«2» ("плохо") — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие
более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8
недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость
обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных
положений.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки




Ошибки:
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия
несущественной;
нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда
она является существенной;



неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности,
условия протекания того или иного изученного явления;
ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным
признакам;
незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы;
неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе
изученных объектов (природоведческих и исторических).







Недочеты:
преобладание при описании объекта несущественных его признаков; неточности
при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на результат
работы; отсутствие обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не
приводящие к неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется
после наводящих вопросов;
неточности при нахождении объекта на карте.






Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Наименование разделов и тем

Всего
часов

Основные виды
учебной деятельности

1

Сезонные изменения в природе.
Сутки. Долгота дня летом.

1

Рассматривание схем,
иллюстраций. Нахождение
иллюстрации в соответствии с
темой. Чтение текста. Ответы
на вопросы по тексту.
Сравнение схемы с
иллюстрацией, выделение
признаков месяцев. Работа со
схемой частей суток.
Определение занятий в разное
время суток.

2

Долгота дня зимой.

1

Сравнение рисунков,
нахождение различий.
Чтение текста. Нахождение
объектов на рисунке. Чтение
вопросов, построение ответов.
Разгадывание загадок.

Рассматривание
рисунков.
Определение состояния воды.
Объяснение схем. Чтение
текста, ответы на вопросы.
Просмотр презентации
«Значение воды в жизни
человека».

3

Неживая природа. Вода. Простейшие
свойства воды.

1

4

Температура воды. Первичные
представления о температуре,
термометре.

1

Чтение текста учебника, ответы
на вопросы по тексту. Работа
с рисунками.

1

Чтение текста учебника,
нахождение ответов в тексте.
Рассматривание иллюстраций.

Вода горячая и холодная.
Практическая работа «Наблюдение за
изменением температуры воды»
5

Вода в природе. Атмосферные
осадки.

6

Значение воды для жизни растений,
животных и человека.

1

Нахождение знакомых
объектов на рисунках, ответы
на вопросы. Объяснение
пословицы.

7

Времена года. Экскурсия. Осень.
Изменения в природе.

1

Выявление признаков осени.
Рассматривание осенних
листьев, соотнесение их с
деревьями.

8

Осень. Изменения в природе.
Растения и животные осенью.

1

Определение признаков осени.
Объяснение схем. Чтение
текста, ответы на вопросы.
Составление рассказа об
осенних месяцах с опорой на
рисунки.

9

Занятия людей осенью

1

Целостный, социально
ориентированный взгляд на
мир в единстве его природной
и социальной частей.
Использовать принятые
ритуалы социального
взаимодействия с
одноклассниками и учителем.
Активно участвовать в
деятельности, контролировать
и оценивать свои действия.
Работать с информацией.
М.: Составление
повествовательного или
описательного рассказа из 3-5
предложений по

предложенному плану.
Д.: Ответы на вопросы и
постановка
вопросов
по
содержанию
изученного,
проявление желания рассказать
об изученном.
Рассматривание
рисунка.
Определение признаков зимы.
Объяснение схем. Чтение
текста, ответы на вопросы.
Составление рассказа о зимних
месяцах с опорой на рисунки.

10

Времена года. Зима. Изменения в
природе

1

11

Растения и животные зимой.

1

Сравнение рисунков.
Составление описательного
рассказа. Нахождение объектов
по заданию.
Прослушивание и
чтение текста. Нахождение
ответа на вопросы в тексте
учебника. Рассматривание
объектов на рисунке.
Называние знакомых
объектов. Составление рассказа
о
жизни растений и
животных зимой.

12

Занятия людей зимой.

1

Составление рассказа о жизни
растений и животных зимой.
Чтение текста. Составление
рассказа о труде людей зимой
по рисункам.

13

Времена года. Весна. Изменения в
природе

1

Определение признаков весны
по рисункам. Наблюдение за
погодой. Работа по схемам.
Чтение рассказа. Определение
свойств объекта по рисунку с
доказательством выбора.
Отгадывание загадок.

14

Растения и животные весной.

1

Отработка названий весенних
цветов. Нахождение в тексте
объектов
природы.
Составление рассказа по
рисункам. Зарисовка
муравейника в тетрадь.
Название детенышей
животных.

15

Занятия людей весной

1

Целостный, социально
ориентированный взгляд на
мир в единстве его природной

и социальной частей.
Использовать принятые
ритуалы социального
взаимодействия с
одноклассниками и учителем.
Активно участвовать в
деятельности, контролировать
и оценивать свои действия.
Работать с информацией.
М.: Составление
повествовательного или
описательного рассказа из 3-5
предложений по
предложенному плану.
Д.: Ответы на вопросы и
постановка вопросов по
содержанию изученного,
проявление желания рассказать
об изученном.
Определение признаков лета по
рисункам. Наблюдение за
погодой. Работа по схемам.
Чтение рассказа.

16

Времена года. Лето. Изменения в
природе

1

17

Растения и животные летом.

1

Просмотр иллюстраций
животных, описание по плану
растений и животных, их
зарисовка.

18

Занятия людей летом

1

Целостный, социально
ориентированный взгляд на
мир в единстве его природной
и социальной частей.
Использовать принятые
ритуалы социального
взаимодействия с
одноклассниками и учителем.
Активно участвовать в
деятельности, контролировать
и оценивать свои действия.
Работать с информацией.
М.: Составление
повествовательного или
описательного рассказа из 3-5
предложений по
предложенному плану.
Д.: Ответы на вопросы и
постановка вопросов по
содержанию изученного,
проявление желания рассказать
об изученном.

1

Самостоятельность в
выполнении учебных заданий.
Сотрудничать со взрослыми и
сверстниками.
Следовать предложенному
плану и работать в общем
темпе.
Делать простейшие обобщения,
выделять существенные, общие
и отличительные свойства
предметов.
М.: Называние сходных
объектов, отнесённых к одной
и той же изучаемой группе.
Д.: Узнавание и называние
изученных объектов в
натуральном виде в
естественных условиях.

20

Жизнь растений. Условия для жизни 1
растений.

Положительное отношение к
окружающей
действительности, готовность к
организации взаимодействия с
ней и эстетическому её
восприятию.
Обращаться за помощью и
принимать помощь.
Активно участвовать в
деятельности.
Работать с информацией.
М.: Узнавание и называние
изученных объектов на
иллюстрациях.
Д.: Узнавание и называние
изученных объектов в
натуральном виде в
естественных условиях.

21

Уход за комнатными растениями.

Положительное отношение к
окружающей
действительности, готовность к
организации взаимодействия с
ней и эстетическому её
восприятию.
Обращаться за помощью и
принимать помощь.
Активно участвовать в
деятельности.
Работать с информацией.
М.: Ухаживание за
комнатными растениями с
помощью учителя.
Д.: Ухаживание за комнатными

19

Растения.
Комнатные растения. Названия и
отличительные признаки. Растения
влаголюбивые, засухоустойчивые:
традесканция, кактус. Светолюбивые
и тенелюбивые растения: фиалка,
традесканция.

1

растениями самостоятельно.
22

Огород. Овощи, их признаки. Овощи 1
в питании человека.

Положительное отношение к
окружающей
действительности, готовность к
организации взаимодействия с
ней и эстетическому её
восприятию.
Слушать и принимать
инструкцию к учебному
заданию.
Следовать предложенному
плану и работать в общем
темпе.
Делать простейшие обобщения.
М.: Составление
повествовательного или
описательного рассказа из 3-5
предложений по
предложенному плану.
Д.: Ответы на вопросы и
постановка вопросов по
содержанию изученного,
проявление желания рассказать
об изученном.

23

Сад. Фрукты, их признаки. Фрукты в 1
питании человека.

Положительное отношение к
окружающей
действительности, готовность к
организации взаимодействия с
ней и эстетическому её
восприятию.
Слушать и принимать
инструкцию к учебному
заданию.
Следовать предложенному
плану и работать в общем
темпе.
Делать простейшие обобщения.
М.: Составление
повествовательного или
описательного рассказа из 3-5
предложений по
предложенному плану.
Д.: Ответы на вопросы и
постановка вопросов по
содержанию изученного,
проявление желания рассказать
об изученном.

24

Животные. Домашние
Дикие животные.

Самостоятельность в
выполнении учебных заданий.
Сотрудничать со взрослыми и

животные. 1

сверстниками.
Следовать предложенному
плану и работать в общем
темпе.
Делать простейшие обобщения,
выделять существенные, общие
и отличительные свойства
предметов.
М.: Называние сходных
объектов, отнесённых к одной
и той же изучаемой группе.
Д.: Узнавание и называние
изученных объектов в
натуральном виде в
естественных условиях.
25

Сравнение домашних и диких 1
животных: кошка – рысь, собака –
волк. Необходимые условия для
жизни
домашних
животных.
Отношение человека к животным

Положительное отношение к
окружающей
действительности, готовность к
организации взаимодействия с
ней.
Вступать в контакт и работать
в коллективе.
Принимать цели и произвольно
включаться в деятельность,
следовать предложенному
плану.
Работать с информацией.
М.: Иметь представления об
объектах изучения.
Д.: Иметь представления о
взаимосвязях между
изученными объектами, их
месте в окружающем мире.

26

Разнообразие пород кошек, их
повадки. Разнообразие пород собак.
Их повадки.

1

Рассматривание собак на
рисунках. Показ и называние
знакомых объектов. Описание
кошек по плану.

27

Рыбы. Внешний вид, среда обитания,
питание, образ жизни.

1

Рассматривание рыб на
рисунках. Описание рыб по
плану. Составление рассказа о
рыбах. Нахождение рыб на
рисунках.

28

Использование рыб человеком.
Охрана природы. Польза от
рыбоводства и охрана рыбных
угодий.

1

29

Человек. Гигиена тела человека, 1
закаливание.

Рассматривание схем «Как
человек использует рыбу».
Чтение текста, нахождение
ответов на вопросы в тексте
учебника.
Чтение текста, нахождение
ответов на вопросы в тексте

учебника. Просмотр
презентации.
Показ на схеме органов
человека. Чтение текста,
нахождение ответов
на вопросы в тексте учебника.

30

Органы пищеварения. Питание
человека. Органы пищеварения:
ротовая полость, пищевод, желудок,
кишечник.

1

31

Питание человека. Значение овощей
и фруктов для правильного питания.
Пища человека. Правильное питание.

1

Рассказ о правильном питании.
Рассматривание на таблице
правильных продуктов.

32

Режим питания. Питание и личная
гигиена человека. Профилактика
пищевых отравлений.

1

Чтение текста, нахождение
ответов на вопросы в тексте
учебника.

33

Здоровье человека и важность заботы

1

о нем. Предупреждение травм и
несчастных случаев.
34

Профилактика летних кишечных

1

инфекций, травм, укусов насекомых в
период каникул.
Итого

34

Учебно-методический комплекс
Учебная программа

Учебник

Учебники
Мир природы и
.Рабочая программа человека. 2 класс:
1-4
кл:
АООП учебник
для
образования
для общеобразоват.
детей с УО
организаций,
(вариант 1)
реализующих
(сайт www.prosv.ru). адапт. основные
общеобразоват.
программы. В 2 ч.
/ Н.Б. Матвеева,
И.А.
Ярочкина,
М.А.Попова, Т.О.
Куртова.М.:
Просвещение,
2018.
.Рабочие тетради
и пособия
Матвеева Н. Б.,
Попова М. А. Мир
природы и
человека. Рабочая
тетрадь. 2 класс. М.: Просвещение,
2018.
Матвеева
Н.Б.
Мир природы и
человека.

Методический материал

Методические рекомендации. 1-4 классы: учеб.
пособие для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы. /Н.Б.Матвеева, И.А. Ярочкина,
М.А.Попова. - М.: Просвещение, 2016. (сайт
www.prosv.ru)

Контрольно-измерительные материалы по предмету «Мир природы и человека» для
2 класса VIII вида
Тест № 1 по теме «Сезонные изменения в природе»
1.От чего зависит смена времён года:
а) от положения солнца;
б) от положения луны;
в) от направления ветра.
2.В какой последовательности происходит смена времён года:
а) зима, лето, весна, осень;
б) осень, зима, весна, лето;

в) осень, лето, весна, зима.
3.Допиши пропущенное слово в сутках:
утро →

→ вечер →

ночь

4.Определи, какое время суток летом длится дольше:
а) утро;
б) день;
в) ночь.
5.Определи, какое время суток зимой длится дольше:
а) утро;
б) день;
в) ночь.
6.В какое время года солнце светит меньше, листья на деревьях желтеют и опадают:
а) лето ;
б) осень;
в) весна.
7.Что означает слово «листопад»:
а) падает снег;
б) идёт дождь;
в) опадают листья.
8.Почему осенью улетаю птицы:
а) нечего есть;
б) холодно;
в) хочется путешествовать
9.Какие месяцы относятся к осенним:
а) март, апрель, май;
б) сентябрь, октябрь, ноябрь;
в) июнь, июль, август.
10.Какой месяц осени называют поздней осенью, начинаются заморозки, выпадает
первый снег:
а) сентябрь;
б) октябрь;
в) ноябрь.

Оценка результатов теста:_______________
«5» - 10-9 баллов
«4» - 8-7 баллов
«3» - 6-5 баллов

Тест №2 по теме «Живая природа. Комнатные растения»
1. Как называются растения, которые выращивают в своих домах:
а) комнатные;
б) садовые.
2. Соединить правильно названия части растений:

Лист

Стебель

Цветок

Корень

3. Корень…
а) удерживает растение в земле, всасывает воду;
б) помогает растению тянуться к свету.
4. Стебель..
а) помогает растению тянуться к свету;
б) из них образуются плоды и семена.
5. Растения очищают воздух с помощью
а) листьев;
б) корней.
6. Лист клёна покрась жёлтым цветом, лист дуба – коричневым, лист берёзы –
зелёным.

7. Растению нужны для жизни:
а) свет

в) лёд

д) тепло

б) вода

г) воздух

е) холод

8. Растения, которые любят воду называются..
а) влаголюбивые
б) засухоустойчивые
9. Растения, которые любят свет называются..
а) светолюбивые
б) тенелюбивые
10. Ухаживая за комнатными растениями их ….
а) не надо поливать;
б) надо поливать
Оценка результатов теста:_______________
«5» - 10-9 баллов
«4» - 8-7 баллов
«3» - 6-5 баллов

Тест №3 по теме «Живая природа. Животные»
1.К какой природе относятся животные?
А) к живой;
Б) к неживой.
2. Животные, которые не могут жить без заботы человека, называются…
А) дикие животные;
Б) домашние животные.
3. Животные, которые живут в лесу, сами заботятся о себе,

называются ….
А) домашние животные;
Б) дикие животные.
4. По картинкам определи названия животных (укажи стрелками)

БЕЛКА

СВИНЬЯ

ЗАЯЦ

КОШКА

5. Кто из них относится к ДОМАШНИМ, а кто к ДИКИМ?
(Укажи стрелками)
6. К каким животным относится рысь?
А) к диким;
Б) к домашним.
7. Внешне рысь похожа по форме головы, тела, лап, ушей на …
А) кошку;
Б) собаку.
8. У кошки и рыси глаза…
А) хорошо видят в темноте;
Б) плохо видят в темноте.
9. На какое дикое животное по строению тела похожа собака?
А) на волка;
Б) на лису
10. Собаки и волки …
А) быстро бегают;
Б) медленно бегают.
Оценка результатов теста:_______________
«5» - 10-9 баллов
«4» - 8-7 баллов
«3» - 6-5 баллов
Тест № 4 по теме «Живая природа. Человек»
1.К какой природе относится человек?

А) живой;
Б) неживой.
2.Здоровый человек…
А) всегда бодрый и весёлый;
Б) у него плохое настроение, слабость.
3.Что нужно делать, чтобы стать сильным, ловким, здоровым?
А) заниматься спортом, делать зарядку;
Б) теплее одеваться и сидеть дома у телевизора.
4.Наши лучшие друзья –
А) компьютер, конфеты, чипсы;
Б) солнце, воздух и вода.
5.Органы пищеварения человека:
А) нос, легкие;
Б) рот, пищевод, желудок, кишечник.
6.Полезные питательные вещества человек получает из…
А) воздуха;
Б) продуктов.
7.Из чего делают сметану, творог, сливочное масло?
А) из молока;
Б) из муки.
8.Кто хочет вырасти сильным и крепким, нужно есть…
А) мясные продукты;
Б) кондитерские изделия.
9.Много витаминов содержится …
А) в овощах и фруктах;
Б) в конфетах и печенье.
10.Во время еды нужно…
А) проглатывать большие куски пищи;
Б) пережёвывать пищу тщательно.
Оценка результатов теста:_______________
«5» - 10-9 баллов
«4» - 8-7 баллов
«3» - 6-5 баллов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».