Рабочая программа по русскому языку 5б класс

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор,
O="ГБОУ СО ""
Березовская школа""",
CN=Массанова Алёна
Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я
являюсь автором
этого документа
Дата: 2021.10.13 12:
07:31+05'00'

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Русскому язык» для обучающихся с УО 8 класса
разработана и адаптирована на основе:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями и
дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ №576 от 8 июня 2015г. «О внесении изменений
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от
31.03.2014 №253»
4. Учебного плана ГБОУ СО «Березовская школа».
5. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В системе общего образования русский язык является государственным языком Российской
Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
Изучение русского языка способствует формированию у обучающихся представлений о языке как
основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального
самосознания. Овладение русским языком для каждого человека важно, так как знание русского языка,
умение свободно выражать свои мысли просто необходимо.
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и учитывает
особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе VIII вида. Она
направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию,
обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал,
помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который
необходим им для социальной адаптации.
Основные задачи обучения грамматике и правописанию:
-развитие у обучающихся устной и письменной речи, формирование практически значимых
орфографических и пунктуационных навыков;
-коррекция активного(пассивного) словаря на основе чтения и выполнения упражнений, составления
предложений, ответов на вопросы, объяснения действий;
- коррекция слухового восприятия на основе упражнений запоминания;
- коррекция вербальной памяти на основе выполнения упражнений, заучивания правил;
- коррекция наглядно – образного мышления на основе демонстрации учебных таблиц, иллюстраций,
словарной работы;
Цели:
- выработать навыки грамотного письма через выполнение упражнений;
- развивать речь, память, внимание на основе ответов на вопросы, составления предложений,
объяснения действий, выполнения упражнений по запоминанию;
- осуществлять нравственное воспитание; прививать интерес к родному языку.
Общая характеристика учебного предмета
Основное направление коррекционной работы: коррекция речи и мышления учащихся.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по
основным разделам русского языка, является развитие речи школьников, особенно её
коммуникативной функции.

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит
успешность всего школьного обучения. Все знания учащихся, получаемые ими, в основном при
выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и
реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников с ОВЗ
обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием
их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Программный раздел «Письмо и развитие речи» определяет содержание обучения, умения и
навыки, которые должны быть отработаны в период со 2-го по 9-ый класс. Структурно процесс
обучения по данному предмету распадается на два этапа: 2-4 и 5-9 классы. Рабочая программа по
русскому языку в 5 классе учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на разностороннее развитие личности детей
с нарушением интеллекта, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское,
нравственное, трудовое, эстетическое и физическое развитие. Программа содержит материал,
помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который
необходим им для социальной адаптации.
В начале учебного года идёт повторение, учитывающее умственные и возрастные возможности
учащихся. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей направлено на
обогащение и активизацию словаря, формирование у обучающихся навыков единообразного написания
гласных и согласных в корне и приставке. Части речи изучаются в 5 классе в том объёме, который
необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи, формирования
навыков грамотного письма.
Тема «Предложение» включена в календарно-тематическое планирование всех лет обучения. В
процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространения
простого и сложного предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и
пунктуационных навыков.
На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связной речи.
Поэтому в 5 классе проводятся 9 творческих работ, что позволяет учащимся овладеть такими видами
работ, как изложение и сочинение. Прививаются навыки делового письма, написание объявления,
заметки в стенгазету.
Основные виды организации учебного процесса.
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах,
коллективная работа.
Методы обучения:
- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),
- наглядные (наблюдения, демонстрация),
- практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры).
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные;
проблемно-поисковые;
личностно-ориентированные;
технологии
разноуровнего
и
дифференцированного обучения.
Способы и формы оценки образовательных результатов
Знания и умения обучающихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального
опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа согласно учебному плану школы рассчитана в 5 классе - на 4 часа в неделю, 135 часов
за учебный год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
• осознавать роль речи в жизни людей;
• знание основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств - стыда, вины, совести
как регуляторов морального поведения.
• оценивать и объяснять некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности
в данной ситуации;
• понимать ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни
человека и общества, ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере
и т.д;

• соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
• делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметные:
1-й уровень
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;
• писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45 слов);
• участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
• коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
• подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
• различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой
на таблицу;
• находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
2-й уровень
• списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;
• писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;
• участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
• проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с
помощью учителя);
• учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
Содержание учебного предмета
Звуки и буквы. Текст. Повторение.
Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и
безударные) и согласных (мягкие -твердые, звонкие -глухие). Буквенная азбука - алфавит. Знакомство
с орфографическим словарем.
Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости согласных на письме
буквами ь, е, ё, ю, я.
Разделительный ь. Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в
слогах (ля - лья). Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного.
Согласные звонкие и глухие. Их дифференциация. Установление несоответствия звука и буквы.
Правописание
звонких
и
глухих
согласных
на
конце
и
в
середине
слова.
Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в
безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной гласной.
Непроверяемые безударные гласные.
Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок. Выделение основной мысли.
Предложение. Текст. Предложение как единица речи. Его смысловая и интонационная
законченность. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.
Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с помощью
текста — развить ее в двух и более предложениях). Деление текста на предложения. Границы
предложений. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте
(нахождение местоимений и текстовых синонимов — без называния терминов).
Слово. Текст. Состав слова.
Корень и однокоренные слова. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих
согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
Непроверяемые безударные гласные.
Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря
слов с непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне.

Составление словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием
орфограмм в ряду однокоренных слов. Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания.
Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Составление
словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион — ушел со стадиона). Приставка
и предлог. Их различение. Разделительный ъ в словах с приставками.
Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительноласкательным
значением
(-оньк—
-еньк-,
-ушк—
-юшк-,
-ики
др.)
Тема и основная мысль. Отражение темы или основной мысли в заголовке текста: о ком или, о чем
говорится в тексте (тема); что главное говорится о предмете темы (основная мысль). Выбор заголовка,
отражающего тему или основную мысль («Ежик», «Ежик-спаситель»).
Части речи.
Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи. Имя
существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как средство для выявления
этих частей речи.
Имя существительное. Значение в речи. Разделение существительных на слова различных
смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т. д.
Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению.
Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как
(один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).
Имена существительные собственные и
нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Большая буква в именах собственных. Адрес на
конверте. Поздравительная открытка. Правильное написание названий праздников. Изменение имен
существительных по числам. Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце слов
у существительных женского рода. Изменение существительных по падежам (склонение). Склонение
существительных в единственном числе с ударным окончанием.
Выделение из предложений различных словосочетаний с именем существительным, постановка
вопросов
от
главного
слова
к
зависимому
и
определение
падежа.
Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.
Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Упражнения в
правильном
выборе
падежной
формы
существительного
после
предлога.
Выделение опорных слов (существительных) в тексте и коллективное восстановление текста по
плану и опорным словам. Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития
основной мысли (из ряда предложенных).
Имя прилагательное. Значение в речи (оценить предмет, определить его качественные стороны).
Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан
предмет, его оценочная характеристика. Упражнения в образовании прилагательных от
существительных.
Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен
прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок), художественных определений
(синее море), переносного значения (грозные тучи).
Выделение из текста словосочетаний
существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным
словосочетаниям. Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Наблюдение
за родовыми окончаниями. Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их
согласование
с
существительным.
Распространение
предложений
именами
прилагательными. Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета (на уровне
словосочетаний) с опорой на сам предмет или картинку. Создание текста по опорным
словосочетаниям.
Глагол. Значение в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда,
чувства). Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных временных
категорий. Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным
словам. Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или
вопросы.

Предложение. Текст (16 ч)
Нераспространенное и распространенное предложения. Главные и второстепенные члены
предложения (без деления на виды). Распространение предложения. Использование структурных схем
с
изменением
порядка
слов
в
предложении.
Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к зависимому.
Составление
предложений
с
данными
словосочетаниями.
Наблюдение над интонацией предложения. Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце
предложения.
Выделение вопросительных слов в предложении. Составление вопросительных предложений с
данными
вопросительными
словами
и
без
них.
Правильное
интонирование.
Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном
предложении.
Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). Определение речевых задач
диалога:
хотим
узнать
(спрашиваем),
хотим
сообщить
(отвечаем,
рассказываем).
Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или словосочетании).
Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перемены места логического
ударения.
Паузы
в
связи
со
знаками
препинания.
Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления.
Структура текста. Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с
данным планом, деление текста на части по данному плану, связь частей и предложений в тексте с
помощью слов однажды, вдруг, как-то раз. Работа с деформированным текстом.
ПОВТОРЕНИЕ. Связная речь.
Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи
предложений и частей текста. Озаглавливание текста в связи с выделенной темой. Запись текста на
доске и в тетрадях.
Свободный диктант. Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение опорных слов из
каждой части. Наблюдение за изобразительными средствами языка. Коллективная запись каждой
части с опорой на выделенные слова.
Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам.
Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи текста. Наблюдение за средствами
связи и образными словами, использование их в качестве опорных слов. Запись текста на доске и в
тетрадях.
Коллективное составление рассказа по опорным словам с обсуждением темы, структуры текста и
средств связи. Использование образных слов и выражений. Запись текста на доске и в тетрадях.
Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры
текста, отбором словаря, построением предложений, использованием средств связи между ними.
Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала рассказа с последующим самостоятельным
воспроизведением частей текста (наиболее простых).
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в тетрадях.
Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и средств связи из каждой
части. Самостоятельная запись каждой части. Использование изобразительных средств языка.
Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста
средствам
связи
предложений.
Самостоятельная
запись
основной
части.
Составление текста письма к родственникам (друзьям). Анализ структуры письма. Отбор
содержания и речевых средств для основной части письма. Коллективная запись на доске и в тетрадях.
СЛОВАРЬ: адрес, аккуратно, берег, беседа, библиотека, благодарю, вместе, внезапно, герой,
граница, диалог, до свидания, жалеть, желтый, забота, здравствуй, идти, иней, каникулы, килограмм,
коллекция, конверт, конструктор, корабль, Красная площадь, космос, космонавт, лестница, лягушка,
минута, область, облако, огромный, однажды, отряд, охрана, пассажир, победа, природа, салют,
свобода, случай, столица, телефон, телевизор, ураган, человек, черный (48 слов).

№
п/п
1

Раздел

Колич. часов

Повторение за курс начальных классов.

10

2

Звуки и буквы.

14

3

Состав слова.

30

4

Части речи.

10

5

Имя существительное.

67

6

Предложение.

17

7

Повторение за курс 5 класса.

22

Итого:

170

Формируемые БУД:
Личностные учебные действия: осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного
коллектива, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями; способствовать развитию
интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности. Гордиться
школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; уважительно и
бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; понимать личную ответственность
за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе. Проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей.
Коммуникативные учебные действия : вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в
диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; дифференцированно использовать
разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в
коммуникативных ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый
– незнакомый и т.п.); использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых
задач.
Формировать вербальные способы коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю,
спрашиваю); формировать невербальные способы коммуникации – посредством контакта глаз,
мимики, жестов, позы, интонации и т.п.); формировать умение работать в парах и малых группах.
Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и
познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных
и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно
действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль и совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих; осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности,
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с нею свою
деятельность
Познавательные учебные действия: Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную организацию; использовать логическое действие (сравнение. Анализ,
синтез, обобщение. Классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном, вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; применять начальные сведения о

сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности(природных, социальных,
культурных и т.д.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения
познавательных и практических задач; использовать в жизни и деятельности некоторые
межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами
и процессами.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Грамматика, правописание и развитие речи
Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому
языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию,
свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение
практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью
учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры;
допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на
«5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью
учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения
допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы,
но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи,
затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя,
нуждается в постоянной помощи учителя.
«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части
изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с
текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ
учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие
работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по
карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты
неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием
изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в
начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением
моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта,
грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными
видами орфографических и грамматических заданий).
Основные виды контрольных работ во II-IV классах – списывание и диктанты, в V-IX классах диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм,
определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов по
грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматикоорфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать
включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие
слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на
раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков

препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся
специальных (коррекционных) классов.
Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое правило. Количество
орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием объем текста
следует уменьшить.
Примерный объем текстов контрольных работ:
V – 45-50 слов;
VI – VII – 65-70 слов;
VIII–IХ 75-80 слов;
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием объем текста
следует уменьшить.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в
классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного
материала каждым таким учеником.
V-IX классы
Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
«4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
«3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
«2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.
«1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».
В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие
трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1
орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются. За одну
ошибку в диктанте считается:
а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце
«ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.
б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:
 повторение одной и той же буквы (например, «посуда»);
 не дописывание слов;
 пропуск одной части слова при переносе;
 повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать
индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену
согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенного состава слов
(пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение
структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются
к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий,
правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без
ошибок или допускает 1-2 исправления.
«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет
применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала,
затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из
заданий.
«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с
большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При
проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его
объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В IV-V классах

для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов, в последующие
годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в VI-VII- 45-70 слов, VIII-IX классах
– 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под
руководством учителя, в VIII-IX классах допускается самостоятельное составление планов
учащимися.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность
передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны
данной работы.
Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского
текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2
орфографические ошибки.
«4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с
пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в
построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.
«3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы),
с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного
смысла, 5-6 орфографическими ошибками.
«2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от
авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и
употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
«1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения.
Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На
самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается
пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.
В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче
содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за
грамотность и изложение содержания.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
1-й уровень
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;
• писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45 слов);
• участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
• коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
• подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
• различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой
на таблицу;
• находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
2-й уровень
• списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;
• писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;
• участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
• проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с
помощью учителя);
• учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса;
Учебник : В.В.Воронкова Русский язык 5 класс М. , «Просвещение», 2020 г.
Дополнительная литература:
А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская «Дидактические игры на уроках русского языка» М., «Просвещение»
2000 г.
А.К.Аксенова «Методика русского языка» М., «Просвещение» 2000 г.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

кол-во
часов
Тема урока

Тип урока
(форма и вид
деятельности)

Примечание

1
2.

ПОВТОРЕНИЕ.
Звуки и буквы.
Звуки гласные и согласные.
Твердые и мягкие согласные.

Комбинированный
1
Комбинированный
1

3.
4.
5.

6.

7.

8.

Обозначение мягкости согласных
буквами Ь, Е,Ё,И,Ю.
Согласные звонкие и глухие.

Комбинированный
1
Комбинированный

Правописание звонких и глухих
согласных на конце слов.

1

Комбинированный

Буквы Е,Ё,Ю,Я. В начале слова и
после гласных.

1

Комбинированный

Гласные ударные и безударные.
Проверка написания безударных
гласных путем изменения слова

1

Алфавит.

1

Комбинированный
Комбинированный

9.
10.
11.

Звуки и буквы.
Предложение.
Практические упражнения в
составлении и распространении
предложений.

12.

1
1

Урок обобщения и
систематизации знаний
и умений

1
1

Комбинированный

Связь слов в предложении.
Комбинированный

13.
Главные и второстепенные члены
предложения.
14.

1
Комбинированный
1

Различие предложений по интонации.
15.

Комбинированный
1
Комбинированный

Предложение. Составление
предложений
16.
17.

18.
19.
20.

21.

22.

23.
24
25
26

27

28

1
СЛОВО. ТЕКСТ.
СОСТАВ СЛОВА

Корень и однокоренные слова.
Практические упражнения в
нахождении и обозначении корня в
словах.

Обобщения и
систематизации знаний

1

1

Комбинированный

1

Комбинированный

1

Комбинированный

Окончание.
Сочинение по картинкам (стр. 26.Упр.
66).
Приставка
Образование слов при помощи
приставок.
Суффикс
Образование слов при помощи
суффиксов.
Образование слов при помощи
приставок и суффиксов.
Контрольный диктант по теме «Состав
слова».
Работа над ошибками.
Две безударные гласные в словах.
Непроверяемые безударные гласные в
корне слова.
Звонкие и глухие согласные.
Правило проверки звонких и глухих
согласных в корне слова.

1
Урок активизации
знаний и умений
1
Комбинированный
1

Комбинированный

1
Комбинированный
1
1

Урок контроля и
коррекции знаний и
умений

1
Урок
закрепления знаний и
умений
1
Комбинированный

30

Непроизносимые согласные.
Упражнение в написании слов с
непроизносимым согласным.

31

Двойные согласные.

29

1

Комбинированный

1
Комбинированный
1

Сочинение «На экскурсии»
Комбинированный
32
33

Контрольный диктант по теме
«Правописание гласных и согласных в
корне».

1
Комбинированный
1

Работа над ошибками.
34

1

Урок активизации
знаний и умений

Приставки и предлоги.
Правописание приставок.
35

1
Буква Ъ после приставок.

Урок контроля и
коррекции знаний и
умений

36

37
38

Изложение «Вьюга в лесу».

1

Части речи
Общее понятие о частях речи.
Различие частей речи по вопросам.

1

Определение частей речи.

1

Сочинение по вопросам.
«Отзыв о прочитанной книге».

1

Урок закрепления
знаний и умений

1
Комбинированный

39
Комбинированный

40
41

Контрольный диктант по теме «Части
речи».
Работа над ошибками.

1

Урок активизации
знаний и умений

42
43

Понятие об имени существительном.
Имена существительные собственные
и нарицательные.

1

Комбинированный

1

Комбинированный

1

Урок активизации
знаний и умений

Определение собственных имен.
44
45

Названия газет, журналов, книг,
кинофильмов и др.

1

Деловое письмо. Адрес на конверте.
46
47

1
Имена существительные
одушевленные и неодушевленные.

Урок контроля и
коррекции знаний и
умений

1
Урок закрепления
знаний и умений

Число имен существительных.
1
48.

4
50

51
52

Род имен существительных.
Определение рода имен
существительных.
Правописание имен существительных
женского и мужского рода С шипящей
(Ж,Ш,Ч,Щ,) на конце.

Число и род имен существительных.
Контрольный диктант по теме «Род
имен существительных»

Комбинированный
1
Комбинированный
1
1

1

Комбинированный
Урок изучения нового
материала и
первичного
закрепления знаний

1
Работа над ошибками.
53

Комбинированный
1

54

Изменение имен существительных по
падежам.

1

55

Именительный падеж.

1

Комбинированный

Комбинированный
56

Родительный падеж

1
Комбинированный

57

Дательный падеж

1

58

Винительный падеж

1

59

Творительный падеж.

1

Предложный падеж.
60

1
Три склонения имен существительных

61

Комбинированный

Комбинированный
Урок контроля и
коррекции знаний и
умений

1
Первое склонение имен
существительных.

62

1

Урок закрепления
знаний и умений

Второе склонение.
63
1
64

Третье склонение.

65

Контрольный диктант по теме
«Склонение имен существительных».
Работа над ошибками.

1

Написание ударных и безударных
окончаний существительных 1-го
склонения в И.п.

1

66

67

Урок изучения нового
материала и
первичного
закрепления
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный

1
Окончания имен существительных 1го склонения в Родительном падеже.

68

Комбинированный
1

Окончания имен существительных 1го склонения в Дательном падеже.

Комбинированный
Комбинированный

69

Написание падежных окончаний сущых 1-го склонен. в Родительном и
Дательном падежах.

70

1

1
Окончания имен существительных 1го склонения в Винительном падеже.

71

Урок изучения нового
материала и
первичного
закрепления

1
Окончания имен существительных 1го склонения в Творительном падеже.

Комбинированный

72

73

Окончания имен существительных 1го склонения в Предложном падеже.

1

Комбинированный

Написание падежных окончаний сущых 1-го склонен. в Дательном и
предложном падежах.

1

Комбинированный

Правописание окончаний имен
существительных 1-го склонения.

1

Урок контроля и
коррекции знаний и
умений

Правописание окончаний имен
существительных 1-го склонения,
обозначающих имена и отчества.

1

Урок закрепления
знаний и умений

74

75

76

Комбинированный
1

Сочинение по картине «Весна».
77
78

Контрольный диктант по теме
«Первое склонение имен
существительных».

79

Работа над ошибками.

80

Второе склонение имен
существительных в единственном
числе.

1

Комбинированный

1

Комбинированный

1

Комбинированный

1

Комбинированный

81

82

83

84

Ударные и безударные окончания
имён существительных 2-го
склонения.

1

Комбинированный

Окончания имен существительных 2го склонения в И. п. и В.п.

1

Комбинированный

Окончания имен существительных 2 –
го склонения в Родительном падеже.

1

Комбинированный

Определение Родительного и
Винительного падежей
существительных 2-го склонения.

1
Комбинированный
1

85

Окончания имен существительных 2го склонения в Дательном падеже.

86

Комбинированный

1
Окончания имен существительных 2го склонения в Творительном падеже.

87

Урок активизации
знаний и умений
1

Окончания имен существительных 2го склонения в Предложном падеже.
88
89

1
Изложение рассказа «Храбрый
сторож».

Урок контроля и
коррекции знаний и
умений

1
90

Контрольный диктант по теме
«Второе склонение имен
существительных».

91

Урок закрепления
знаний и умений
1
1

Работа над ошибками.

Комбинированный

92

Третье склонение имен
существительных в единственном
числе.

Комбинированный
1
Комбинированный

93

94

Написание ударных и безударных
окончаний существительных 3-го
склонения.
Окончания имен существительных 3го склонения в Родительном,
Дательном, Предложном падежах
ед.ч..

95

96

1
Комбинированный

1

Комбинированный

1
Неодушевленные имена
существительные 3-го склонения в
Именительном и Винительном
падежах.

Комбинированный
1

97

Окончания имен существительных 3го склонения в Творительном падеже.

1

Комбинированный

98

Написание падежных окончаний имен
существительных 3-го склонения.

1

Комбинированный

Падежи и падежные окончания имен
существительных.

Урок активизации
знаний и умений
1

99

Правописание окончаний имен
существительных 1-го, 2-го и 3-го
склонения.
1

Урок контроля и
коррекции знаний и
умений

100 Изложение по вопросам «Как спасся
зайчишка?»
Использование существительных 1101 го, 2-го и 3-го склонения в различных

Урок закрепления
знаний и умений
1

падежах при составлении ответов на
102 вопросы.

Комбинированный
1

103 Контрольный диктант по теме
«Правописание падежных окончаний
104 имен существительных»

1
1

105 Работа над ошибками.

1

Комбинированный
Комбинированный

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Комбинированный

106
Главные члены предложения.
Подлежащее и сказуемое.

1

107
108 Грамматический разбор предложений.

1

109 Второстепенные члены предложения.

1

Комбинированный
Комбинированный

110 Связь между словами в предложении.

1

111 Нераспространенные и
распространенные предложения.

1

Комбинированный
Комбинированный

112 Распространение предложений с
помощью вопросов.

1

113 Составление рассказа по картинкам.
Однородные члены предложения.

1

114 Однородные подлежащие и
сказуемые.

1

115 Однородные второстепенные члены.

1

116
1

Урок активизации
знаний и умений
Урок обобщения и
систематизации знаний
и умений

Составление ответов на вопросы
предложениями с однородными
117 членами.
Знаки препинания при однородных
118 членах.

1

Урок контроля и
коррекции знаний и
умений

1

Союз И между однородными членами
119 предложения.

1

Контрольный диктант по теме
120 «Повторение пройденного».

1

Урок закрепления
знаний и умений

Комбинированный
Работа над ошибками.

1

121
Сочинение «Мой товарищ» («Моя
122 подруга».) (557)

Комбинированный
1
Комбинированный

Повторение
123 Состав слова. Корень и однокоренные
слова. Составление рассказа по
124 опорным словам.
Разбор слов по составу. Рассказ по
сюжетным картинкам.
125

Приставка, корень, суффикс,
окончание.
Составление рассказа по началу.

126

1

Комбинированный
Комбинированный

1
Комбинированный

1

Урок активизации
знаний и умений

1
Правописание гласных и согласных в
корне слова. Работа с текстом.

127

Комбинированный
1

Комбинированный

Части речи. Работа с диалогом.
Комбинированный
128 Составление текста письма другу.
(родственнику)

1

129 Грамматические признаки имен
существительных. Работа с диалогом.
130 Морфологический разбор имени
существительного. Составление
131 рассказа по картинке.

1

132 Предложение. Главные и
второстепенные члены предложения.
133
Нераспространенные и
распространенные предложения.
134
Грамматический разбор предложений.
Работа с текстом.
135
Однородные члены предложения.
Работа с диалогом.

1

Знаки препинания при однородных
членах. Работа с текстом.
Составление предложений с
однородными членами.
Поздравительная открытка.

1
1

Урок закрепления и
систематизации знаний
и умений
Комбинированный

Комбинированный
1

1

Урок контроля и
коррекции знаний и
умений

1
Урок закрепления
знаний и умений
Урок активизации
знаний и умений
Комбинированный

Работа с текстом.
Работа с диалогом.

Комбинированный

Изложение по мотивам повести
Н.Гарина –Михайловского «Тема и
Жучка».

Урок повторения и
закрепления

Грамматический разбор предложений.

Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Урок активизации
знаний и умений

Комбинированный
Урок закрепления и
систематизации знаний
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Урок закрепления и
систематизации знаний
Комбинированный

Урок активизации
знаний и умений
Комбинированный

Календарно-тематическое планирование русского языка в 5 классе
№

Тема раздела/урока Кол-во
Основные виды учебной
часов/К.Р. деятельности обучающихся
п/п
(номера заданий учебника)

Предметные результаты Технологические Коррекционная работа
средства ИКТ
по теме урока
Дата

Предложение 11 часов
1

Актуализация
знаний по теме.

2

Распространение
предложения.
Выражения в нём
мысли коротко и
подробно.

1

Составление предложения на
тему «1 сентября» (1-4)

Умение составлять
предложение на
заданную тему

1

Составление и
распространение
предложений (5-7)

Умение составить и
распространить
предложение

Соблюдать порядок слов в
предложении (8-10)

Уметь правильно
строить предложение,
соблюдая порядок слов

Определение границ
предложений. Работа по
восстановлению и
распространению текста (1113)

Умение устанавливать
связь (слов) между
словами в предложении

Порядок слов в
предложении.
3

1

Связь слов в
предложении.
4

1

Коррекция внимания,
памяти.
Электр. прилож.
Коррекция внимания,
к учебнику
речи, памяти,
расширение знаний об
окружающем мире.

03.09

04.09

Коррекция
06.09
познавательных
процессов и
грамматического строя
речи.

Электр. прилож. Коррекция
к учебнику
артикуляционного
аппарата и
познавательных
процессов.

10.09

5

Главные члены
предложения.
Сказуемое.

Вставить в текст
пропущенные сказуемые.
1

Подлежащее.
6

7

1

Второстепенные
члены
предложения.

1

8

Наблюдение за
знаками
препинания в
конце
предложения.

1

9

Вопросительные
предложения.

1

10

Восклицательные
предложения

1

Предложения,
разные по
интонации

1

Звуки и буквы.

11

Актуализация
знаний по теме.
Алфавит.

1

11

12

Умение ставить вопрос к Электр. прилож. Коррекция
11.09
сказуемому.
к учебнику
познавательных
процессов,
Составление предложений на
грамматического строя
тему «Неожиданная история»
речи
(14-16)
Постановка вопроса к
подлежащему. Дополнения
предложений подлежащими.
(17,18)

Умение ставить вопрос к Электр. прилож. Коррекция
13.09
подлежащему (находить к учебнику
познавательных
его в предложении)
процессов,
грамматического строя
речи

Определение темы текста.
Выборочное списывание (1921)

Умение устанавливать
связь между словами в
предложении с
помощью вопросов.

Текст, заглавие текста. Работа
с деформированным текстом.
Подбор подписи к рисункам.
Составление предложений из
данных в разбивку слов(22,23)

Умение различать
предложение по
интонации, ставить
соответствующий знак в
конце предложения.

Составление рассказа по
серии картинок, по вопросам.
Составление устного связного
высказывания (24-26)

Умение определять
вопросительные
предложения и ставить
вопросительный знак.

(27,28)

(29-31)

Умение определять
восклицательные
предложения и ставить
восклицательный знак.

Расположение слов в
алфавитном порядке. (32,33)

Умение различать звуки
и буквы. Знать алфавит.

Электр. прилож.
17.09
Коррекция
к учебнику
грамматического строя
речи
Коррекция слухового и 18.09
зрительного
восприятия.

20.09
24.09
Коррекция
познавательных
процессов,
грамматического строя 25.09
речи

Коррекция
фонематического
слуха, памяти

27.09

13

Характеристика
гласных и
согласных звуков.
Несовпадение
звука и буквы в
слове.

1

Работа с деформированным
текстом. Сравнение понятий
текст и не текст (34-36)

Умение различать
гласные и согласные

Коррекция
фонематического
слуха, памяти

01.10

14

Твёрдые и мягкие 1
согласные.
Обозначение
мягкости
согласных
гласными и, е, ё, ю.
я.

Запись слов, подчёркивание
слогов с буквами Е, Ё, Ю, Я
(37-39)

Умение различать
согласные твердые и
мягкие.

Электр. прилож. Коррекция
к учебнику
фонематического
слуха, памяти

02.10

15

Мягкий знак для
1
обозначения
мягкости
согласных на
конце и в середине
слова.

Обозначение мягких
Дифференциация «Ь»:
Электр. прилож. Коррекция
согласных буквами: ь, е, ё, ю,
к учебнику
артикуляционного
Ь – показатель мягкости;
ы. Сравнение текста с
аппарата
набором предложений (40-42) Ь – разделительный.

16

Правописание слов 1
с разделительным
мягким знаком.
Дифференциация
мягкого знака и
разделительного
мягкого знака.

Заглавие текста. Тема текста.
Составление предложений из
данных в разбивку слов. (4345)

Умение различать
Электр. прилож. Коррекция
08.10
функцию мягкого знака. к учебнику
познавательных
процессов,
фонематического слуха

17

Парные и звонкие
глухие согласные.
Правописание
звонких и глухих
согласных на
конце слова.

1

Проверка парных согласных
на конце слова. (46-48)

Умение подбирать
Электр. прилож. Коррекция
проверочные слова
к учебнику
фонематического
путём изменение формы
слуха, памяти
слова, подбора
однокоренных слов.

18

Ударные и
безударные
гласные в слове.

1

Расстановка ударения в
Умение различать
словах, вставка пропущенных ударные и безударные
букв. (49-51)
гласные.

Электр. прилож. Коррекция
к учебнику
фонематического
слуха, памяти,
внимания,
познавательных
процессов

04.10

08.10

09.10

19

Проверка
безударных
гласных путём
изменения формы
слова

1

Составление предложений на
тему «Поздняя осень»
закончить предложения
словами по смыслу. (52-54)

Умение проверять
безударную гласную
путем изменения формы
слова.

Коррекция
фонематического
слуха, памяти,
внимания,
познавательных
процессов

11.10

20

Закрепление
знаний по теме.

1

Работа с деформированным
текстом «Март». (55-57)

Умение проверять
безударную гласную
путем изменения формы
слова.

Коррекция
фонематического
слуха, памяти,
внимания,
познавательных
процессов

15.10

21

Контрольный
диктант

1/1

Запись текста под диктовку
учителя, выполнение
грамматического задания.

Умение правильно
писать все орфограммы
под диктовку.

16.10

22

Работа над
1
ошибками.
Контрольные
вопросы и задания.

Коррекция
фонематического
слуха, памяти,
внимания,
познавательных
процессов,
артикуляционного
аппарата.

Коррекция
познавательных
процессов

22.10

Состав слова.

Нахождение словарных слов в Правильная запись
диалоге (с. 36-37)
словарных слов

18.10

35

23

Актуализация
1
знаний по теме
«Родственные
слова». Понятие об
однокоренных
словах.

Текст. Заглавие и основная
мысль. Составление
предложений из данных в
разбивку слов(58,59)

Умения выделять
общую часть всех
однокоренных слов.

24

Корень –
1
выразитель общего
значения в группе
однокоренных
слов.

Составление рассказа по
рисунку, вопросам, данным
словам. Озаглавливание
текста. (60-62)

Умение правильно
выделять корень в
родственных словах

25

Практическое
использование
однокоренных
слов в тексте.

Составление предложений по Умение находить
плану. (63-65)
однокоренные слова.

1

Электр. прилож. Коррекция слухового и 23.10
к учебнику
зрительного
восприятия

Коррекция
познавательных
процессов

25.10

26

Окончание как
изменяемая часть
слова.

1

Составление предложений по Умение выделять
рисунку. Составление
окончание слова в ряду
предложений из данных в
словоформ.
разбивку слов по сказке
«Золотые руки»(66-68)

Электр. прилож. Коррекция слухового и 29.10
к учебнику
зрительного
восприятия

27

Образование
смысловой связи
между словами с
помощью
окончаний.

1

(69-71)

Умение ставить слова в
нужную форму, меняя
окончания

Коррекция
30.10
грамматического строя
речи

28

Приставка как
часть слова.

1

Составления рассказа по
серии картинок.
Озаглавливание.(72-74)

Коррекция слухового и 01.11
зрительного
восприятия

29

Образование
однокоренных
слов с помощью
приставки

1

(75-78)

Умение выделять
Электр. прилож.
приставку, образовывать к учебнику
новое слово с помощью
приставок, понимать
значение приставок.

Коррекция
познавательных
процессов

12.11

30

Суффикс как
часть слова.

1

Вставить пропущенные слова
в текст. Игра «Собери слово».
Разбор слова по составу.(7981)

Умения выделять
Электр. прилож.
суффикс в словах.
к учебнику
Образовать новые слова
с помощью суффиксов

Коррекция
познавательных
процессов,
фонематического
слуха.

13.11

31

Разбор слова по
составу.

1

Восстановление
Умения разбирать слово
деформированного текста.(82- по составу. Подбирать
84)
однокоренные слова.

Коррекция памяти,
познавательных
процессов

15.11

32

Образование слов
с помощью
приставки и
суффикса.

1

Образовать новые слова с
помощью приставок и
суффиксов. (85-87)

Умения выделять
суффикс и приставку в
словах. Образовать
новые слова с помощью
суффикса и приставки

Коррекция памяти,
познавательных
процессов

19.11

33

Различение
ударных и
безударных
гласных в корне.
Проверка
безударной

1

Вставить слова в
предложение. Подбор
проверочных слов. (88-90)

Умение комментировать
своё письмо. Умение
различать ударные и
безударные гласные.

Коррекция слухового и 20.11
зрительного
восприятия

гласной в корне
путём изменения
формы слова
34

Единообразное
написание корней
в группе
однокоренных
слов.

1

Составление рассказа из
деформированных
предложений.

Умение отвечать на
Электр. прилож. Коррекция
вопросы, составлять
к учебнику
познавательных
связный рассказ. Умение
процессов
проверять безударные
Ответить на вопросы к сказке, гласные в корне.
использую иллюстрацию. (9193)

22.11

35

Слово-корень с
ударной гласной
как проверочное
слово.

1

Составление предложений.
Ответы на вопросы.
Составления рассказа по
вопросам. (94-96)

26.11

36

Проверяемые и
1
проверочные слова
в группе
однокоренных
слов.

Выбрать проверяемые слова и Умение различать
проверочные. (97-99)
однокоренные слова с
безударной и ударной
гласной в корне.

37

Проверка
безударных
гласных в корне
путём подбора
однокоренных
слов.

Составление предложений с
данными словами. (100-103)

Умение подбирать
однокоренные слова с
ударной гласной в
корне.

Электр. прилож. Коррекция
к учебнику
артикуляционного
аппарата, памяти

38

Проверка парных 1
звонких и глухих
согласных в корне
путём изменения
формы слова.

Выборочное списывание.
Карточка

Умение правильно
записывать слова,
применяя правило

Электр. прилож. Коррекция
03.12
к учебнику
познавательных
процессов,
фонематического
слуха, волевых усилий.

Единообразное
1
написание корня в
группе
однокоренных
слов. Проверяемые
и проверочные
слова.

Работе с текстом. Вставить
Умение подбирать
пропущенные слова из текста проверочные слова.
сказки. Допиши пословицу.
(107-109)

39

1

«Сомневаюсь, проверяю,
пишу». (104-106)

Умение записывать
правильно словарные
слова.

Коррекция
познавательных
процессов

Коррекция
27.11
познавательных
процессов,
фонематического
слуха, волевых усилий.

Коррекция памяти,
познавательных
процессов

29.11

04.12

40

Проверка парных 1
звонких и глухих
согласных в корне
путём подбора
однокоренного
слова.

Составление предложений на
тему «Поздняя осень» (110112)

Умение подбирать
проверочные слова для
проверки парных
согласных.

Коррекция
06.12
познавательных
процессов,
фонематического
слуха, волевых усилий.

41

Проверяемые
1
гласные и
согласные в корне.

Вставить пропущенные
буквы.

Умение подбирать
проверочные слова для
проверки парных
согласных и безударных
гласных.

Коррекция памяти,
познавательных
процессов

10.12

Непроверяемые
1
написания в корне.

В пословицы вставить
пропущенные слова.

Умение писать
правильно словарные
слова

Коррекция
артикуляционного
аппарата, памяти

11.12

Умение подбирать
проверочное слово в
группе однокоренных
слов

Электр. прилож. Коррекция памяти,
к учебнику
познавательных
процессов.

13.12

42

(113-115)

Составление
словосочетаний(116-117)
Единообразное
1
написание корня в
группе
однокоренных
слов.

Разбор слов по составу.
Подбор однокоренных слов.

44

Проверяемые и
1
непроверяемые
написания в корне.

Выделение в слове корня,
подбор однокоренных слов.
(122-125)

Умение правильно
писать изученные
словарные слова и
проверяемые корни

Коррекция
17.12
грамматического строя
речи.

45

Закрепление
знаний по теме.
Подготовка к
контрольному
диктанту.

1

Выделение в слове корня,
подбор однокоренных слов.
(126, 127)

Умение применять
изученные правила
написания гласных и
согласных в корне

Коррекция памяти,
познавательных
процессов

18.12

46

Контрольный
диктант.

1/1

Правильно писать под
диктовку.

Коррекция внимания,
памяти.

20.12

47

Работа над
ошибками. Итоги

1

Объяснение допущенных
ошибок.

Коррекция волевых
усилий.

24.12

43

(118-121)

Умение находить свои
ошибки, проверять и
объяснять их

успеваемости
учащихся.
48

Повторение
материала,
пройденного за 1ю четверть.

1

Работа со связным текстом.

Умение подбирать
проверочные слова

49

Приставка и
предлог

1

Распространение

Умение различать
приставку и предлог.

Правописание
твердого знака
после приставок.

1

50

текста данными словами.
Составление предложений.
(128-130)

Образование слов с помощью Умение писать по
приставок. Составление
памяти.
предложений на
тему «Правила дорожного
движения».

Коррекция памяти,
внимания.

25.12

Электр. прилож. Коррекция слухового и 27.12
к учебнику
зрительного
восприятия

Электр. прилож. Коррекция
к учебнику
артикуляционного
аппарата, памяти,
волевых усилий

14.01

(131-133)
51

52

Дифференциация 1
написаний с
твёрдым знаком и
без твёрдого знака
после приставок.

Составление словосочетаний
на тему «В швейной
мастерской».

Разбор слова по
составу.

Составление предложений на
тему «Как нужно переходить
дорогу?» Разбор слов по
составу, вставка
пропущенных букв.

1

Умение разбирать слово
по составу.

Коррекция памяти,
фонематического
слуха, познавательных
процессов

Умения выделять в
слове корень, подбирать
однокоренные слова.
Умение разбирать слово
по составу.

Коррекция слухового и 17.01
зрительного
восприятия

Образование слов с данными
приставками и корнем. (134136)

15.01

(137, 138)
53

Правописания в
1
корне и приставке.

Подчеркнуть в словах из
Умения выделять в
текста знакомые орфограммы, слове корень и
пересказать текст.
приставку, подбирать
проверочные слова.
(139-140)

Коррекция
фонематического
слуха, памяти,
внимания,
познавательных
процессов,

21.01

артикуляционного
аппарата.
54

Сочинение по
картине или на
тему сказок.

1

Составлять связные
предложения на тему с
опорой на словосочетания.
(141)

55

Сочинение по
картине или на
тему сказок.

1

Составлять связные
предложения на заданную
тему с опорой на картину.

56

Деловое письмо.
Записка.

1

Упражнения с
однокоренными словами;
составление записки.

Умение писать
сочинение по картине.

Коррекция
22.01
грамматического строя
речи.

Коррекция
24.01
грамматического строя
речи.

Умение подбирать
проверочные слова

Коррекция
28.01
грамматического строя
речи.

Умение подбирать
проверочные слова

Коррекция памяти,
мышления.

Коррекция слухового и 31.01
зрительного
восприятия, внимания

(142-143)
57

Контроль и учёт
знаний.

1

Упражнения с
однокоренными словами.

29.01

(с. 87-88)
Части речи.

6

58

Название
предметов,
действий и
признаков.

1

Закончить предложение
данными словами. (144-146)

Умение ставить вопросы
к разным частям речи.

59

Общее понятие о
частях речи. Имя
существительное.

1

Ответить на вопросы,
используя рисунки. (147-149)

Умение ставить вопросы Электр. прилож. Коррекция
к существительному.
к учебнику
познавательных
процессов,
артикуляции

60

Глагол.

1

Найти в тексте глаголы,
поставить к ним вопросы.
(150-152)

Умение ставить вопросы Электр. прилож. Коррекция
05.02
к глаголу.
к учебнику
познавательных
процессов,
артикуляции, внимания

61

Имя
прилагательное.

1

Пересказать текст, опираясь
на запись. Распространить

Умение комментировать Электр. прилож. Коррекция
записанное. Умение
к учебнику
познавательных

04.02

07.02

предложения
прилагательными. (153-155)

ставить вопросы к
прилагательному.

процессов,
артикуляции, внимания

62

Различение частей 1
речи по вопросам и
значению.

Составление предложений на
тему «Зима стучится». (156158)

Умение различать слова
разных частей речи.

Коррекция слухового и 11.02
зрительного
восприятия

63

Употребление
1
разных частей речи
в предложении и в
тексте.

(159, 160)

Умение использовать в
речи слова разных
частей речи.

Коррекция внимания,
мышления,
познавательных
процессов.

12.02

Имя
86
существительное.
64

Определение
грамматических
признаков.

1

Составление предложений с
данными словами. (161-163)

Умение ставить вопросы
к именам
существительным и
определять значение.

Коррекция
14.02
познавательных
процессов,
артикуляции, внимания

65

Одушевленные и
неодушевленные
имена
существительные

1

Замена глаголов и
прилагательных
существительными.

Умение различать
одушевлённые и
неодушевлённые
существительные.

Коррекция
18.02
познавательных
процессов,
артикуляции, внимания

66

Собственные и
нарицательные
имена
существительные.

1

67

68

(164-167)
Работа с иллюстрацией.
Составление небольшого
рассказа по ней. (168-170)

Умение различать имена Электр. прилож. Коррекция
19.02
собственные и
к учебнику
грамматического строя
нарицательные.
речи, внимания

Правописание
1
имён собственных.

Озаглавливание текста,
определение главной мысли.
Составление предложений на
тему «Мой город». (171-173)

Умения различать
собственные и
нарицательные
существительные.

Коррекция
21.02
грамматического строя
речи, внимания,
волевых усилий

Понятие о
единственном и

1

Определение темы, основной
мысли. Вставить в текст
существительные. (174-176)

Умение определять
тему, основную мысль,
подбирать правильно
существительное.

Коррекция
25.02
познавательных
процессов,
артикуляции, внимания

1

Составление предложений с
Умение различать число Электр. прилож. Коррекция
26.02
данными словами. Изменение имён существительных. к учебнику
грамматического строя

множественном
числе.
69

Различение имён
существительных
единственного и

множественного
числа.

числа слов, данных в
предложении. (177-179)

речи, внимания,
волевых усилий

70

Изменение имён
существительных
по числам.

1

(180-182)

Умение изменять
существительное по
числам.

71

Знакомство с
понятием рода.

1

Составление предложений на
тему «Моя деревня».

Умение различать
существительные
мужского и женского
рода, ставить вопрос.

Работа с деформированным
текстом. (183-185)

Коррекция
28.02
грамматического строя
речи.
Электр. прилож. Коррекция
к учебнику
познавательных
процессов,
артикуляции, памяти

04.03

72

Мужской род имён 1
существительных.

Подобрать к
существительным
прилагательные. (186-188)

Умение согласовывать
прилагательное с
существительным
мужского рода.

Коррекция
познавательных
процессов,
артикуляции, памяти

05.03

73

Женский род имён 1
существительных.

Найти существительные
заданного рода. (181-191)

Умение различать
мужской и женский род
существительных

Коррекция
познавательных
процессов,
артикуляции, памяти

07.03

74

Средний род имён 1
существительных.

Вставить пропущенное
местоимение вместо
существительного.(192-194)

Умение различать
средний род
существительных

Коррекция
познавательных
процессов,
артикуляции, памяти

11.03

75

Различение имён
существительных
по родам.

1

Найти существительные и
указать их род. (195-197)

Умение определять род
существительного

Коррекция памяти и
внимания. Коррекция
слухового и
зрительного
восприятия

12.03

76

Правописание
имен
существительных
мужского и
женского рода с
шипящей на
конце.

1

Подбор к существительным
прилагательных.

Умение выбрать нужные Электр. прилож.
существительные
к учебнику
(мужского и женского
рода).

Коррекция
познавательных
процессов,
фонематического
слуха, волевых усилий

14.03

Правописание
имен
существительных

1

Коррекция
познавательных

18.03

77

Восстановление текста по
опорным словам.(198-200)

Распространение
Умение видеть
предложений подходящими
шипящую и ставить Ь в
по смыслу существительными

мужского и
женского рода с
шипящей на
конце.

мужского и женского
рода.(201-202)

78

Грамматический
1
разбор имени
существительного.

Распространение
Умение ставить вопросы
предложения
и по вопросам различать
существительными.(203, 204) падежи.

79

Закрепление
знаний по теме.

1

(205-207)

Умение различать род
существительных с
шипящей на конце.

Коррекция
познавательных
процессов, памяти

80

Деловое письмо.
Адрес.

1

(208)

Умение правильно
подписать адрес.

Коррекция
01.04
грамматического строя
речи, памяти

81

Контрольный
диктант.

1

Умение применять
изученные правила;
находить и исправлять
свои ошибки

Коррекция
познавательных
процессов, памяти

02.04

82

Работа над
ошибками.

1

Коррекция внимания,
артикуляционного
аппарата

04.04

83

Повторение
пройденного.
Контроль и учёт
знаний.

1

84

Повторение
материала.
Пройденного за 2ю четверть.

1

85

Понятие о
склонении.

1

(с. 130-131)

существительных
женского рода.

процессов,
фонематического слуха

Коррекция
19.03
грамматического строя
речи, памяти

21.03

Умение применять
изученные правила;
знать и определять
грамматические
признаки имени
существительного

Коррекция
08.04
грамматического строя
речи, памяти,
познавательных
процессов
09.04

Опираясь на
Умение определять
рисунок, вставить
падеж по вопросам.
пропущенные слова. (209-211)

Коррекция
11.04
грамматического строя
речи, памяти

86

Определение
падежей имён
существительных
по вопросам.

1

Упражнения в определении
падежа существительных по
вопросам. (212-214)

Умение определять
падеж по вопросам.

Электр. прилож. Коррекция слухового и 15.04
к учебнику
зрительного
восприятия

87

Именительный
падеж имён
существительных.

1

Текст, главная мысль,
заглавие. Составление
предложений с данными
словами. (215-217)

Умение определять
падеж по вопросам.

Электр. прилож. Коррекция
16.04
к учебнику
грамматического строя
речи, памяти

88

Родительный
падеж имён
существительных.

1

Составление рассказа с
образованными
словосочетаниями.(218-220)

Умение определять
падеж по вопросам.

Электр. прилож. Коррекция
18.04
к учебнику
грамматического строя
речи, памяти

89

Дательный падеж
имён
существительных.

1

Составлений предложений.
(221-223)

Умение определять
падеж по вопросам.

Электр. прилож. Коррекция
22.04
к учебнику
грамматического строя
речи, памяти

90

Винительный
падеж имён
существительных.

1

Составление предложений.
(224-226)

Умение определять
падеж по вопросам.

Электр. прилож. Коррекция
23.04
к учебнику
грамматического строя
речи, памяти

91

Творительный
падеж имён
существительных.

1

Пересказать текст, опираясь
на выписанные
словосочетания.

Умение определять
падеж по вопросам,
комментировать
написанное.

Электр. прилож. Коррекция
25.04
к учебнику
грамматического строя
речи, памяти

Умение определять
падеж по вопросам.

Электр. прилож. Коррекция
29.04
к учебнику
грамматического строя
речи, памяти

Диалог. (227-229)
92

Предложный
падеж имён
существительных.

1

Текст. Заглавие и основная
мысль. (230-233)

93

Различение
падежей.

1

Распространение
Умение правильно
предложения
определять падежи
существительными. (234-237) существительных по
вопросам

94

Понятие о 1, 2, 3
склонении имён
существительных

1

Запись имён
Умение правильно
существительных. Выделение выделить падежное
падежных окончаний.
окончание.

Коррекция
30.04
грамматического строя
речи, памяти
Электр. прилож. Коррекция
06.05
к учебнику
грамматического строя
речи, памяти, внимания

95

Понятие о типах
склонения. 1-е
склонение имён
существительных.

1

Выписать существительные в
начальной форме.
Составление предложений на
тему «Зимние каникулы».
(238-241)

Умение различать род
Электр. прилож. Коррекция
07.05
существительных путем к учебнику
грамматического строя
подстановки другого
речи, памяти, внимания
слова («он мой», «она
моя», «оно моё»)

96

2-е склонение
имен
существительных.

1

Текст. Заглавие и основная
мысль текста. (242-244)

Умение определять
склонение по роду
существительных
начальной формы.

97

3-е склонение
имен
существительных.

1

Подобрать существительные
к прилагательным.
Составление предложений с
данными словосочетаниями.
(245- 247)

Умение определять
Электр. прилож.
склонение по роду имен к учебнику
существительных,
ставить
существительное в
начальную форму.

Коррекция
познавательных
процессов, памяти,
внимания

14.05

98

Различение имён
существительных
по склонениям.

1

Составление предложений.
Тема текста. (248, 249)

Умение составлять
предложения с опорой
на вопрос.

Коррекция внимания,
артикуляционного
аппарата

16.05

99

Определение
склонения имён
существительных.

1

Составление словосочетаний, Умение определять
предложений. Объяснение
склонение
смысла пословиц. (250-253)
существительных

Коррекция внимания,
памяти,
артикуляционного
аппарата

20.05

100 Контрольный
диктант.

1

Запись текста под диктовку
учителя с соблюдением
правил орфографии и
пунктуации

Коррекция памяти,
внимания,
эмоциональной сферы

21.05

101 Контрольный
диктант с
грамматическим
заданием.

1

Запись текста под диктовку
учителя с соблюдением
правил орфографии и
пунктуации

102 Работа над
ошибками. Итоги
работы за год.

1

Исправление ошибок в
Умение правильно писать падежные
диктанте, объяснение; подбор окончания существительных.
слов с данной орфограммой

Электр. прилож. Коррекция
к учебнику
познавательных
процессов

Умение правильно
писать безударные
окончания
существительных

13.05

23.05

Коррекция
долговременной
памяти и внимания

27.05

Коррекция
познавательных
процессов, памяти,
внимания,
грамматического строя
речи

№ п/п

Тема урока

1
2
3
4
5
6

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Твердые и мягкие согласные.
Обозначение мягкости согласных буквами Ь,Е,Ё,И,Ю,Я.
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Текст. Различение текста и не текста.
Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных
на конце слов.
Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных
на конце слов.
Гласные ударные и безударные.
Проверка написания безударных гласных путем изменения слова.
Определение темы текста. Заголовок.

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

Звуки и буквы. Закрепление знаний.
Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы».
Работа над ошибками.
Выражение в предложении законченной мыслью.
Распространение предложений.
Распространение предложений.
Порядок слов в предложении. Связь слов в предложении.
Порядок слов в предложении. Связь слов в предложении.
Главные члены предложения. Сказуемое.
Главные члены предложения. Подлежащее.
Главные и второстепенные члены предложения.
Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения.
Различение предложений по интонации. Вопросительное предложение.
Восклицательное предложение.
Предложение. Составление предложений.
Предложение. Составление предложений.
Контрольный диктант по теме «Предложение».
Работа над ошибками.
Состав слова. Корень и однокоренные слова.
Практические упражнения в нахождении и обозначении корня в словах.
Практические упражнения в нахождении и обозначении корня в словах.
Включение однокоренных слов в предложение.
Окончание.
Окончание. Практические упражнения в нахождении и определении
окончания.
Сочинение по картинкам.
Приставка как часть слова.
Образование слов при помощи приставок.
Образование слов при помощи приставок.
Приставка и предлог.
Сочинение по серии картинок.
Суффикс как часть слова.
Образование слов при помощи суффиксов.
Образование слов при помощи суффиксов.
Урок закрепления знаний по теме.

Примеча
ние

45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97

Контрольный диктант по теме «Состав слова».
Работа над ошибками.
Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне.
Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне.
Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов.
Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов.
Слово-корень с ударной гласной.
Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.
Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.
Проверка безударных гласных в корне слова.
Проверка безударных гласных в корне слова.
Звонкие и глухие согласные.
Звонкие и глухие согласные.
Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне
слов.
Правило проверки звонких и глухих согласных в корне слова.
Правило проверки звонких и глухих согласных в корне слова.
Проверяемые гласные и согласные в корне слова.
Непроверяемые написания в корне.
Непроверяемые написания в корне.
Единообразное написание корня в группе однокоренных слов.
Урок закрепления по теме.
Контрольный диктант по теме « Правописание гласных и согласных в
корне».
Работа над ошибками.
Части речи. Текст.
Название предметов, действий, признаков.
Понятие о частях речи.
Существительное.
Глагол.
Прилагательное.
Различение частей речи по вопросам и значению.
Сочинение по вопросам «Отзыв о прочитанной книге».
Употребление различных частей речи в предложении и тексте.
Урок закрепление знаний по теме.
Контрольный диктант по теме « Части речи».
Работа над ошибками.
Имя существительное. Значение имен существительных в речи.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Собственные и нарицательные существительные.
.Правописание имен собственных.
Правописание имен собственных. Закрепление.
Текст. Тема и основная мысль текста.
Изложение « Вьюга в лесу».
Анализ изложения, работа над ошибками.
Понятие о единственном и множественном числе существительных.
Употребление существительных в единственном и множественном числе.
Изменение существительных по числам.
Род существительных. Знакомство с понятием рода.
Существительные мужского рода.
Существительные мужского рода.
Существительные женского рода.
Существительные женского рода.
Существительные среднего рода.
Существительные среднего рода.

98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148

Различение существительных по родам.
Различение существительных по родам.
Существительное. Закрепление знаний.
Урок закрепления и повторения знаний.
Контрольный диктант по теме : « Имя существительное».
Работа над ошибками.
Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи.
Различение признаков, обозначаемых прилагательными.
Зависимость рода прилагательных от рода существительных.
Зависимость рода прилагательных от рода существительных.
Окончания прилагательных мужского рода.
Окончания прилагательных мужского рода. Отработка навыков определения
окончания.
Окончания прилагательных женского рода.
Окончания прилагательных женского рода. Отработка навыков определения
окончания.
Окончания прилагательных среднего рода.
Окончания прилагательных среднего рода. Отработка навыков определения
окончания.
Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода. Закрепление
материала.
Изменение прилагательных по родам.
Прилагательное. Закрепление знаний.
Изложение « Ненадежный хвост».
Урок повторения и закрепления знаний по теме: «Прилагательное».
Контрольный диктант по теме: « Прилагательное».
Работа над ошибками.
Глагол. Значение глаголов в речи.
Различение действий, обозначаемых глаголами.
Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов.
Прошедшее время глаголов.
Будущее время глаголов.
Различение глаголов по временам.
Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли.
Глагол. Закрепление знаний.
Контрольный диктант по теме: «Глагол».
Работа над ошибками.
Предложение. Текст.
Главные члены предложения.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Второстепенны члены предложения.
Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным.
Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным.
Различение нераспространенных и распространенных предложений.
Распространение предложений.
Распространение предложений.
Знакомство с однородными членами предложения.
Дополнение предложения однородными членами.
Дополнение предложения однородными членами.
Дополнение предложения однородными членами.
Предложение. Закрепление знаний.
Контрольный диктант по теме: «Предложение».
Работа над ошибками.
Повторение. Состав слова. Корень и однокоренные слова.

149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164

Составление рассказа по опорным словам.
Разбор слов по составу. Рассказ по сюжетным картинкам.
Приставка, корень, суффикс, окончание.
Составление рассказа по началу.
Правописание гласных и согласных в корне слова. Работа с текстом.
Части речи. Работа с диалогом.
Составление текста письма другу (родственнику).
Грамматические признаки имен существительных. Работа с диалогом.
Морфологический разбор имени существительного.
Составление рассказа по картинке.
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
Нераспространенные и распространенные предложения.
Грамматический разбор предложений. Работа с текстом.
Однородные члены предложения. Работа с диалогом.
Знаки препинания при однородных членах предложения. Работа с текстом.
Составление предложений с однородными членами. Поздравительная открытка.

165

Работа с текстом.

166
167
168
169
170
171

Работа с диалогом.
Изложение по мотивам повести Н. Гарина-Михайловского « Тема и Жучка».
Грамматический разбор предложений.
Итоговый контрольный диктант.
Работа над ошибками.
Обобщающий урок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».