Рабочая программа по русскому языку 7б класс

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор, O="
ГБОУ СО ""Березовская
школа""", CN=Массанова
Алёна Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Дата: 2021.10.12 09:29:
11+05'00'

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса (VIII вид) разработана и
адаптирована на основе:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями и
дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ №576 от 8 июня 2015г. «О внесении изменений
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от
31.03.2014 №253»
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 359820 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для
детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
5. Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под
редакцией В. В. Воронковой. Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2017. – сб.1;
6. Учебный план ГБОУ СО «Березовская школа».

ЦЕЛЬ:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать
средства языка в соответствии с условиями общения.
ЗАДАЧИ:
 овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо,
говорение, слушание);
 формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые
умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний
в устной и письменной форме;
 обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных
типов;
 эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие личности.
Сведения о примерной программе:
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида:
5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2000. – Сб.1. – 232с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 7
классов
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский
язык 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида под ред. Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 2-е изд. – М.:
Просвещение, 2014 г.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается
устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические
и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.
Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических
функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного
и речевого развития.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших
классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более
сложном речевом и понятийном материале.
Русский язык в специальной (коррекционной) школе изучается на
протяжении всех лет обучения.
Рабочая программа по русскому языку имеет коммуникативную
направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития
речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной
деятельности. Программа определяет оптимальный объём знаний и умений,
который доступен большинству учеников. Некоторые обучающиеся постоянно
отстают от одноклассников в усвоении знаний, однако они должны овладевать
минимальным уровнем знаний и умений, для самостоятельной же работы таким
обучающимся следует давать посильные для выполнения задания.
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание
предмета и
последовательность его прохождения по годам, учитывает
особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8
вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся,
способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское,
нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал,
помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и
умений, который необходим им для социальной адаптации.
Обучение обучающихся по программе 8 вида, носит воспитывающий
характер. Аномальное состояние ребёнка затрудняет решение задач воспитания.
Но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена
необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом,
которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
Внесённые изменения:
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения
годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на
праздничные дни и дни здоровья. На каждый изучаемый раздел отведено
определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может
меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения
темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в
обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных
обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Место и роль учебного курса
На изучение предмета «Письмо и развитие речи» в 5-10 классах отводится
748 часов
В 7 классах отведено 136 часов в год (4 часа в неделю).
Программа
обеспечивает
необходимую
систематизацию
знаний.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи,
обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное,
глагол), включены в содержание 5-ого и последующих классов с постепенным
наращиванием сведений по каждой из названных тем.

Грамматика и правописание
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается
устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические
и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.
Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших
психологических функций учащихся с целью более успешного осуществления их
умственного и речевого развития.
Звуки и буквы
В 7 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся
овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи.
Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово
В старших классах начинается систематическое изучение элементарного
курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и
части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова
направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе
упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание
гласных и согласных в корне слова и приставки). Большое значение для усвоения
правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных
по произношению, сходных по написанию (подбор гнёзд родственных слов) и
другие.
Части речи изучаются в том объёме, который необходим обучающимся для
выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и
активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с
психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема
включена в программу всех лет обучения, Необходимо организовать работу так,
чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения
простого предложения разной степени распространённости и сложного
предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные
навыки.
Связная речь
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной
речи, так как возможности школьников с психическим недоразвитием излагать
свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведётся
постоянная работа над развитием фонетического слуха и правильного
произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению
предложений, связному устному и письменному высказыванию в 2-4 классах.
Графические навыки уобучающихся формируются главным образом во 2-4
классах, хотя внимание к чёткому и аккуратному письму должно иметь место и в
старших классах.
Формы организации учебного процесса
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление
имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому

языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой
направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип
доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип
наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного
подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более
продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает
большую работу над значением таких языковых единиц, как слово,
словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового
различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть
использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом
психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей
учеников.
Технологии обучения, используемые при проведении уроков
Педагогические
технологии
на
основе
личностной
ориентации
педагогического процесса
Игровые технологии
Технология дифференцированного обучения
Технология развивающего обучения
Компьютерные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Ключевые компетенции

Ценностно-смысловые

Общекультурные

Учебно-познавательные

Информационные

Коммуникативные

Социально-трудовые
Виды и формы контроля
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся
являются:
тренировочные
упражнения,
словарные,
выборочные,
комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные,
объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор,
подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В
конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания,
контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ
(контрольного списывания с различными видами орфографических и
грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
Основные виды контрольных работ в 7 классе – диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на
опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения
на основе установление связей слов в предложении, конструирование
предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание

грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим
материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Методы урока
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
-практические – упражнения, карточки, тесты
Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются
разнообразные
Типы уроков:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения
материала;
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий
урок);
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (литературная гостиная, урок-викторина, урок-игра и
др.)
Используются: видеофрагменты фильмов
(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК,
магнитофон)
Планируемый уровень подготовки
 Получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе
изучения элементарного курса грамматики;
 научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
быть социально адаптированными в плане общего развития и
сформированности нравственных качеств

Содержание программы
Письмо и развитие речи
7 класс
( 4 ч в неделю)
Повторение. Звуковая характеристика языка: гласные и согласные звуки,
ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Их
дифференциация.
Соотношение произношения и написания (соответствие и несоответствие
произношения написанию в корне, приставке, окончании).
Общий способ решения орфографических задач. Развитие умений находить
орфограмму, устанавливать ее место (приставка, корень, окончание), выбирать
способ решения орфографической задачи (подбор или подстановка проверочного
слова).
Употребление разделительных ь и ъ знаков в словах. Работа со школьным
орфографическим словарем. Алфавит.
Единство темы, наличие основной мысли и ее развитие, части текста
(вступление, основное содержание, заключение), изобразительные средства языка
(сравнение, определение, употребление слов в переносном значении).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны уметь:
-строить простое предложение, простое предложение с однородными членами,
сложное предложение;
-дифференцировать простое и сложное предложения;
Обучающиеся должны знать:
-главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения
Межпредметные связи:
Математика. Счёт в пределах 300. Употребление числа с названием месяца.
Поиск нужной страницы в учебнике.
Изобразительное
искусство.
Различать
цвета
при
выполнении
звукобуквенного анализа слов.
Слово
Состав слова
Повторение.
Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Их
дифференциация. Определение значений слов. Выделение приставки, корня,
суффикса и окончания.
Эмоционально-оценочные слова. Их значение в тексте. Описание предметов,
обозначенных словами с различной эмоциональной оценкой (волчонок —
волчище, Маша — Машенька).
Подбор однокоренных слов. Определение значений слов. Общее и различное
в значении родственных слов. Единообразное написание гласных и согласных в
корнях однокоренных слов.
Способы проверки орфограмм в корне слова и в окончаниях
существительных. Зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

Слова с непроверяемыми безударными гласными, непроизносимыми и
двойными согласными в корне.
Правописание приставок на а и о, приставка пере-. Разделительный твердый
знак (ъ) после приставок. Составление групп слов с разделительным твердым
знаком (ъ).
Сложные слова с соединительными гласными о, е. Подбор сложных слов по
единой теме, составление текста с этими словами.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
-разбирать слова по составу;
-образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
-проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих
согласных путем подбора однокоренных слов;
- писать сложные слова с соединительными гласными о и е.
Обучающиеся должны знать:
-способы проверки написания гласных и согласных в корне слов;
-правописание приставок.
Межпредметные связи:
Чтение и развитие речи. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе
вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение
связи и отношений между реальными объектами.
География. Название рек, озер, городов.
Части речи
Имя существительное. Роль в речи. Расширение круга имен
существительных за счет слов, обозначающих состояние человека и природы,
события, действия, профессии людей, черту характера.
Существительные, близкие и противоположные по значению. Использование
их в контексте.
Определение грамматических признаков существительного (род, число,
падеж, склонение) с опорой на таблицу.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в
единственном
числе.
Проверка
окончаний
способом
подстановки
существительного того же склонения и падежа, но с ударным окончанием.
Склонение существительных во множественном числе.
Правописание существительных в родительном падеже с шипящей на конце.
Дифференциация правописания существительных с шипящей на конце в
единственном и во множественном числе (тишь, врач, туч).
Выделение опорных слов из короткого текста и восстановление
повествования с ориентацией на опорные слова. Использование средств связи
(местоимения, текстовые синонимы, наречия, разные падежные формы имен
существительных).
Анализ готового текста, описывающего место (помещение, природа), где
происходит действие. Выделение слов, называющих предметы (что?) и места их
нахождения (где?). Построение текста по аналогии.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны уметь:
-выделять имя существительное как часть речи;

- писать падежные окончания имен существительных в единственном и
множественном числе;
Обучающиеся должны знать:
-название части речи, его значение;
-основные грамматические признаки имен существительных: род, число,
падеж, склонение.
Имя прилагательное. Роль в речи. Расширение круга имен прилагательных за
счет обозначения пространственного расположения предметов (близкий,
далекий), оценочной характеристики (мужественный, добродушный).
Правописание родовых окончаний прилагательных. Дифференциация
окончаний единственного и множественного числа: -ее, -ие.
Упражнения в подборе прилагательных, помогающих описать предмет.
Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Использование
образных средств языка (определение, сравнение).
Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний
прилагательных в единственном числе. Проверка безударных окончаний
прилагательных с помощью вопроса.
Составление словосочетаний прилагательных с существительными в
косвенных падежах. Подбор словосочетаний на определенную тему, составление
текста по опорным словосочетаниям.
Обучающиеся должны уметь:
-выделять имя прилагательное как часть речи;
-согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде,
числе, падеже;
-писать падежные окончания имен прилагательных в единственном,
множественном числе.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны знать:
-название части речи, его значение;
-основные грамматические признаки имен прилагательных: род, число,
падеж.
Местоимение. Значение личных местоимений в речи.
Упражнения в правильном соотнесении местоимений с существительными.
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и
множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Упражнения в правильном использовании местоимений как средства связи
предложений в тексте.
Описание места с опорой на схему: вступление (место нахождения автора),
главная часть (где? что?), заключение (впечатление).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны уметь:
-выделять местоимения как часть речи;
-заменять имена существительные местоимениями 1,2,3 лица;

-изменять местоимения по падежам.
Обучающиеся должны знать:
-название части речи, его значение;
-основные грамматические признаки местоимений: лицо, число, род, падеж.
Глагол. Роль глагола в речи. Семантические группы глаголов (глаголы
движения, труда, чувства, цвета, звучания).
Слова, близкие и противоположные по значению. Включение их в
предложения. Сравнительные обороты с союзами как, будто.
Начальная форма глагола (неопределенная форма) на -ть, -ться, -ти, -чь, -чься
(что делать? что сделать?).
Изменение глагола по временам и числам. Лицо глагола в настоящем и
будущем времени. Род глагола в прошедшем времени.
Дифференциация глаголов 3-го лица единственного числа и неопределенной
формы (-тся, -ться).
Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение).
Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.
Выделение из текста глагольной лексики с последующим восстановлением
текста с опорой на эту лексику и средства связи.
Отбор глагольной лексики для предполагаемого текста повествовательного
характера с опорой на картинку, на предложенную ситуацию. Использование
слов, указывающих на последовательность событий, действий (сначала, потом,
затем, наконец) или на их неожиданность (вдруг, внезапно).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны уметь:
-выделять глагол как часть речи;
-изменять глаголы по временам;
-изменять глаголы по лицам и числам;
-писать личные окончания глаголов во втором лице единственного числа.
Обучающиеся должны знать:
-название части речи, его значение;
Предложение. Текст
Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение его с
простым предложением. Смысловая и интонационная законченность сложного
предложения.
Наблюдение за простым предложением с однородными членами с союзами и,
а, но и сложным предложением с теми же союзами. Их сравнение. Использование
схем. Знаки препинания.
Выделение простых и сложных предложений из литературного текста.
Составление предложений различных конструкций по картинкам, по ситуации, по
теме.
Работа с диалогом, решение в нем различных речевых задач: сообщение
новой информации или желание узнать ее, выражение согласия или несогласия с
мнением говорящего. Введение выражений: Я так не думаю. Я не могу
согласиться. Мне трудно тебя убедить и т. д.
Использование обращения в деловых бумагах.

Упражнения в составлении коротких текстов описательного или
повествовательного характера по плану. Использование простых и сложных
предложений.
Исправление в тексте нарушений логики и последовательности изложения
темы, речевых недочетов, связанных с неправильным употреблением
местоимений, текстовых синонимов, временных форм глагола, повторов
глагольной лексики (был, был... стоит, стоит...), неточного использования
изобразительных средств.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны уметь:
- писать текст под диктовку;
-строить простые и сложные предложения;
-выделять главные и второстепенные члены предложения;
-сравнивать простые предложения с однородными членами, соединенными
союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами;
-расставлять знаки препинания при однородных членах, в сложных
предложениях, при обращении.
Обучающиеся должны знать:
-виды предложений по интонации;
-главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения.
Межпредметные связи:
География. Название рек, озер, городов.
Математика. Счёт в пределах 300. Употребление числа с названием месяца.
Поиск нужной страницы в учебнике, использование числа в деловых бумагах.
Чтение и развитие речи. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе
вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение
связи и отношений между реальными объектами.
Повторение
Связная речь
Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным
анализом, составлением плана и отбором опорных слов.
Свободный диктант по тексту описательного характера.
Изложение с элементами описания предмета с предварительным анализом
текста и составлением плана.
Продолжение рассказа по данному началу с предварительным отбором
лексического материала.
Сочинение на материале уроков чтения с предварительным анализом и
подготовкой речевого материала.
Изложение описательного текста (описание природы) с предварительным
анализом и опорой на план-схему.
Сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, с
составлением плана, с опорой на схему, с отбором речевого материала.
Сочинение по картине (описание пейзажа) с предварительным анализом, с
составлением плана, с опорой на схему.
Письмо с элементами описания (предмета, места, картины, пейзажа) по
данному плану.

Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны уметь:
-связно высказываться устно и письменно;
-писать изложения и сочинения;
-оформлять деловые бумаги;
-пользоваться словарем.
Обучающиеся должны знать:
-названия деловых бумаг.
Межпредметные связи:
Чтение и развитие речи. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе
вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение
связи и отношений между реальными объектами.
Перечень контрольных мероприятий.
Диктант по теме «Предложение».
Контрольный диктант за I четверть по теме «Состав слова».
Диктант с заданием по теме «Имя существительное».
Контрольный диктант за II четверть.
Диктант по теме «Имя прилагательное»
Контрольный диктант за III четверть по теме «Глагол»
Диктант по теме «Местоимение».
Итоговый контрольный диктант.

Учебно-тематическое планирование
Наименование раздела

Кол-во часов

1

Повторение

8

2

Состав слова

18

3

Имя существительное

27

4

Имя прилагательное

18

5

Местоимение

11

6

Глагол

22

7

Предложение

18

8

Повторение

7

9

Контрольные работы

7

Всего

136

Требования к уровню подготовки
Обучающиеся научатся:
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65—70 слов);
• писать изложение по данному плану с предварительной отработкой
лексического материала (до 70 слов);
• подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
• образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;
• определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на
таблицу;
• находить орфограммы и решать орфографическую задачу (самостоятельно
или с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным
анализом;
• исправлять текст;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
• различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя,
правильно употреблять их в предложении;
• решать орфографические задачи, опираясь на таблицу, или с помощью
учителя.

Список литературы для педагога
1) Программа
специальных
коррекционных
общеобразовательных
учреждений VIII вида 5-9 классы (сборник 1) 2000 год, рекомендована
Министерством образования РФ.
2) Русский язык. Учебник для 7 кл., Галунчикова Н.Г., Якубовская
Э.В.,2006год.
3) « Учим русский с увлечением» Жиренко О.Е. М.2005.
4) « Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка»
Бетенькова Н. М. М. 2004.
5) Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 1 по русскому
языку. Состав слова. – М.: Просвещение, 2003.
6) Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 2 по русскому
языку. Имя существительное. – М.: Просвещение, 2003.
7) Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 3 по русскому
языку. Имя прилагательное. – М.: Просвещение, 2003.
8) Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.:
Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
Электронные ресурсы:
1. www.school-collection.edu.ru
2. http://zavuch.info/forums.html
3. http://www.gramma.ru
4. http://www.openclass.ru
5. http://www.gramota.ru
6. http://korped.rkc-74.ru
7. http://www.mgn.ru/~gmc/work.html

1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)

Список литературы для обучающихся
Русский язык. Учебник для 7 кл., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.,2006год.
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав
слова. – М.: Просвещение, 2003.
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя
существительное. – М.: Просвещение, 2003.
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя
прилагательное. – М.: Просвещение, 2003.
«1000 загадок (пособие)». Ярославль. Академия развития. 1997 г.
Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Москва.
«Интеллект-Центр». 2008 г.
М.Р. Львов «Школьный словарь антонимов», Москва, Просвещение, 2006г.
-А.А. Бондаренко «Пишу правильно орфографический словарь» Москва,
Просвещение, 2006г.
Д.Ушаков «Большой толковый словарь», Москва, Астрель, 2008г.

Календарно-тематическое планирование для специальной (коррекционной) школы
VIII вида 7 класс
№
п/п
темы
1

тема урока

кол-во
часов

формы и методы
контроля

Введение. Составление рассказа «Летний

1

беседа

день в лагере»

2

Повторение. Звуки и буквы. Текст.

1

опрос, практическая
работа

3

Алфавит. Гласные и согласные звуки и
буквы.

1

опрос, практическая
работа

4

Разделительные мягкий и твёрдый
знаки в словах.
Правописание безударных гласных в
словах.

1

индивидуальные
консультации
индивидуальные
консультации

Правописание звонких и глухих
согласных.
Звуки и буквы. Закрепление знаний

1

работа с диалогом

1

практическая работа

Контрольные вопросы и задания. Деловое
письмо. Адрес.
Предложение. Текст
Предложения нераспространённые и
распространённые.
Однородные члены предложения.

1

практическая работа

1

беседа, наблюдение

1

опрос, практическая
работа

11

Распространение предложений
однородными членами.

1

опрос, практическая
работа

12

Составление предложений с однородными
членами.

1

опрос, практическая
работа

13

1

беседа, наблюдение

14

Текст. Подтверждение основной мысли
текста фактами.
Обращение. Его место в предложении.

1

15

Употребление обращения в диалоге.

1

16

Предложение. Закрепление знаний.

1

опрос, практическая
работа
беседа,
практическая
работа
беседа, наблюдение

17

Контрольные вопросы и задания. Деловое
письмо. Поздравление.

1

практическая работа

Контрольный диктант. Работа над
ошибками
Состав слова. Текст
Корень. Однокоренные слова.

2

диктант

1

беседа, наблюдение

21

Приставка.

1

беседа,
практическая работа

22

Суффикс.

1

опрос, практическая
работа

23

Окончание.

1

практическая работа

5
6
7
8
9

10

18, 19
20

1

дата
проведения
план
факт

Правописание гласных и согласных в
корне.
Безударные гласные в корне.
Звонкие и глухие согласные в корне.

1

беседа,
практическая работа

1

практическая работа

Правописание корней. Закрепление
знаний.
Правописание приставок.
Гласные и согласные в приставках.
Разделительный твёрдый знак после
приставок.
Контрольный диктант. Работа над
ошибками
Правописание в корне и приставке.
Закрепление знаний.
Сложные слова.
Знакомство со сложными словами.

1
1

беседа,
практическая работа
практическая работа

1

практическая работа

2

диктант

1

практическая работа

1

беседа, наблюдение.
практическая работа

33

Правописание сложных слов.

1

беседа,
практическая работа

34

Образование сложных слов.

1

Состав слова. Закрепление знаний.

2

опрос. практическая
работа
практическая работа

Контрольные вопросы и задания. Деловое
письмо. Записка.
Части речи. Текст.
Различие частей речи.
Образование одних частей речи от других.

1

Существительное.
Значение существительных в речи.
Использование существительных для
сравнения одного предмета с другим.
Род и число существительных.

1

беседа,
практическая работа
практическая работа

1

беседа, наблюдение

1

беседа, наблюдение

45

Различение существительных м. и ж. рода
с шипящей на конце.

1

опрос, практическая
работа

46

1

опрос, практическая
работа
опрос, практическая
работа

49

Правописание существительных с
шипящей на конце.
Три склонения существительных в ед.
числе.
Существительные 1-го склонения.
Определение склонения существительных
по начальной форме.
Существительные 2-го склонения.

50
51

24

25
26
27
28
29,30
31
32

35,36
37

40
41
42
43
44

47

48

52,53
54

1
1

1

опрос, практическая
работа
беседа, наблюдение

1

беседа, наблюдение

1

опрос, практическая
работа

Существительные 3-го склонения.

1

опрос, практическая
работа

Различение существительных 1, 2 и 3-го
склонения.

1

опрос, практическая
работа

Контрольный диктант. Работа над
ошибками

2

диктант

Деловое письмо. Письмо.

1

самостоятельная
работа

1-е склонение существительных в
единственном числе.
Ударные и безударные окончания
существительных 1-го склонения.
Замена существительных с ударными
окончаниями существительных с
безударными окончаниями.
Правописание безударных падежных
окончаний существительных 1-го
склонения.
2-е склонение существительных в
единственном числе.
Ударные и безударные окончания
существительных 2-го склонения.
Правописание безударных падежных
окончаний существительных 2-го
склонения.
3-е склонение существительных в
ед.числе.
Ударные и безударные существительные
3-го склонения.
Правописание безударных падежных
окончаний существительных 3-го
склонения.
Текст. Установление последовательности
фактов в тексте.

1

беседа, наблюдение

1

беседа,
практическая работа

1

беседа,
практическая работа

1

индивидуальная
консультация

1

индивидуальная
консультация

1

опрос, практическая
работа

1

опрос, практическая
работа

1

опрос, практическая
работа

63

Склонение существительных в
единственном числе. Закрепление знаний.

1

практическая работа

64

Существительное. Закрепление знаний.

1

Контрольный диктант. Работа над
ошибками
Контрольные вопросы и задания. Деловое
письмо. Объявление.

2

опрос, практическая
работа
диктант

1

индивидуальная
консультация

Прилагательное.
Значение прилагательных в речи

1

беседа, наблюдение

68
69

Описание предмета и его частей.

1

беседа,
практическая работа

70

Использование прилагательных для
сравнения предметов.

1

опрос, практическая
работа

71

Словосочетания с прилагательными.

1

опрос, практическая
работа

72

Согласование прилагательного с
существительным в роде и числе.

1

опрос, практическая
работа

73

Различение окончаний прилагательных в
ед. и мн. числе.

1

опрос, практическая
работа

74

Склонение прилагательных м. и ср. рода.
Постановка вопросов от существительного
к прилагательному в разных падежах.
Наблюдение за окончаниями вопросов и
окончаниями прилагательных.
Правописание падежных окончаний
прилагательных м. и ср. рода.
Склонение прилагательных ж. рода.
Изменение прилагательных ж. рода по

1

опрос, практическая
работа

1

опрос, практическая
работа
беседа,
практическая работа
беседа,
практическая работа

55

56

57

58

59

60

61

62

65,66
67

75
76
77

1
1

падежам.
Постановка вопросов от существительных
к прилагательным в разных падежах.
Наблюдение за окончаниями вопросов и
окончаниями прилагательных.
Правописание падежных окончаний
прилагательных ж. рода.
Правописание падежных окончаний
прилагательных в ед. числе.
Прилагательное. Закрепление знаний.

1

2

92

Контрольный диктант. Работа над
ошибками
Контрольные вопросы и задания. Деловое
письмо. Объяснительная записка.
Глагол.
Значение глаголов в речи.
Использование глаголов для сравнения
предметов.
Время и число глаголов.
Различие глаголов по временам.
Изменение глаголов по временам.

93

Различение глаголов по числам.

1

94

Изменение глаголов по числам.

1

95

Изменение глаголов в прошедшем
времени по родам.
Различение окончаний ж. и ср. рода у
глаголов в прошедшем времени.
Время и число глаголов. Закрепление
знаний.
Текст. Составной план текста.

1

78
79
80
81,82
83,84
85,86
87

89
90
91

96
97
98

Неопределённая форма глагола.
Понятие о неопределённой форме глагола.
100,101 Правописание глаголов в неопределённой
форме.
102,103 Постановка глаголов в неопределённой
форме.
Частица не с глаголами.
104
Использование частицы не в значении
отрицания.
Наблюдение за правописанием частицы не
105
с глаголами.
106,107 Контрольный диктант. Работа над
ошибками
108
Правописание частицы не с глаголами.
99

1
1
2
2

опрос, практическая
работа
опрос, практическая
работа
беседа,
практическая работа
опрос, практическая
работа
опрос, практическая
работа
диктант

1

опрос, практическая
работа
беседа, наблюдение

1

беседа, наблюдение

1

опрос, практическая
работа
опрос, практическая
работа
индивидуальная
консультация
беседа,
практическая работа
беседа,
практическая работа
беседа,
практическая работа
беседа,
практическая работа
опрос, практическая
работа
опрос, практическая
работа
диктант

1

1

1
1
1
1
2

1

опрос, практическая
работа
беседа, наблюдение

1

беседа, наблюдение

2

диктант

1

беседа,
практическая работа
беседа,
практическая работа
беседа,
практическая работа

2

109

Глагол. Закрепление знаний.

2

Местоимение.
Личные местоимения.

1

110

111

Значение личных местоимений в речи.

1

2

опрос, практическая
работа
опрос, практическая
работа
опрос, практическая
работа
опрос, практическая
работа
опрос, практическая
работа
опрос, практическая
работа
практическая работа

112

1

113

Лицо и число местоимений.
Местоимения 1-го лица.
Местоимения 2-го лица.

114

Местоимения 3-го лица.

1

2

диктант

1

опрос, практическая
работа

1

опрос, практическая
работа

1

123

Однородные члены предложения с
союзами и, а, но
Обращение.

124

Знаки препинания при обращении.

1

125

Простое предложение. Закрепление
знаний
Сложное предложение.
Части сложного предложения.
Знаки препинания в сложном
предложении
Составление сложных предложений.

1

опрос, практическая
работа
опрос, практическая
работа
опрос, практическая
работа
практическая работа

Изменение местоимений 3-го лица ед.
числа по родам.
116
Различение местоимений по лицам и
числам.
117,118 Личные местоимения. Закрепление
знаний.
119
Контрольный диктант. Работа над
ошибками.
Предложение. Текст.
120
Простое предложение.
Однородные члены предложения без
союза и с союзом и.
121
Однородные члены предложения с
союзами а, но
115

122

126
127
128

Простое и сложное предложение.
Закрепление знаний.
130,131 Контрольный диктант. Работа над
ошибками.
132Повторение.
136
129

1

1
1

1

1
1

опрос, практическая
работа
практическая работа

2

опрос, практическая
работа
опрос, практическая
работа
диктант

5

практическая работа

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».