Рабочая программа по русскому языку 9а класс

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор,
O="ГБОУ СО ""
Березовская школа""",
CN=Массанова Алёна
Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я
являюсь автором
этого документа
Дата: 2021.10.19 13:
24:23+05'00'

Пояснительная записка.
Программа разработана для обучения учащихся 9 класса русскому языку в
общеобразовательной школе и является адаптированной для обучающихся с задержкой
психического развития. Программа представляет собой один из возможных вариантов
построения курса русского языка в коррекционной школе 7 вида. Составлена на основе
примерной программы основного общего образования по русскому языку в соответствии
с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования
и на основе программы основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов
Т.А.Ладыженской и др. ( Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 59 классы, авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, - Москва,
«Просвещение», 2012).
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего
стандартам Министерства образования Российской Федерации
Цель программы состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся,
сформировать умения и навыки грамотного письма.
Задачи. Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися
прочными и осознанными знаниями.
Специальной задачей преподавания русского языка является формирование
языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Учебный
предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую
направленность.
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование
языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных
задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения
их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих
практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений
и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно
излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык»,
ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об
этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Характеристика предмета.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он
является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и
усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к
богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом

определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его
социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает
особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как
средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и
усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и
развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и
культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях
общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение
необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского
литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов,
необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться
различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной
специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой
межнационального общения.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование
речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского
языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения
основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что
сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается
общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе
усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности
ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка,
способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме,
соблюдать этические нормы общения.
Специфика предмета.
Изучение русского языка в основной школе предусматривает формирование
таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная

переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность
передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает
общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных
образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных
заведениях.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное
развитие учащихся. Русский язык представлен в данной программе перечнем не только
тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые
обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает
перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления,
указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды
учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Таким образом, данная рабочая
программа создает условия для реализации
деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в
структуре данной рабочей программы. Программа состоит их трех тематических блоков.
В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков
речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство
языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем –
дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие
культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или
интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают
соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и
совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а
также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.
Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования
языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно
связанными друг с другом.
Значение данного предмета для решения общих задач образования,
определённых в образовательной программе данной ступени обучения.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет
общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного
предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены
стандартом.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей,
обеспечивающих
реализацию
личностно-ориентированного,
когнитивно
коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного
отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

воспитание интереса и любви к русскому языку;


совершенствование
речемыслительной
деятельности,
коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение
русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся;

развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и
функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических
ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о
русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие
создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык
выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает
возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности,
которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие
речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются
следующие общеучебные умения:

коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях
общения),

интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез,
обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

информационные (умение осуществлять библиографический поиск,
извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

организационные (умение формулировать цель деятельности,
планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Период обучения в 5 – 11 классах охватывает практически все этапы становления
языковой личности. В связи с этим приоритетной задачей обучения в основной школе
(5- 9 классы) является развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся;
коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к
речевому
взаимодействию
и
взаимопониманию,
потребности
в
речевом
самосовершенствовании. Именно поэтому
содержание обучения
на этом этапе
составляет освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в
различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах
русского литературного языка и речевого этикета. Именно на этом этапе происходит

интенсивное обогащение словарного запаса
используемых ими грамматических средств.

школьников

и

расширение круга

Изменения, внесенные в авторскую программу:
В связи с тем, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности при
изучении русского языка, в примерную основную образовательную программу и
авторскую программу внесены следующие изменения:
− выделено дополнительное время для изучения наиболее важных вопросов,
− отведено больше времени на повторение пройденного материала, отработки навыков
правописания, усвоение правил орфографии и пунктуации;
− некоторые темы учебного материала даны в ознакомительном плане;
− отдельные темы, данные стандартом для изучения, но не включенные в Требования к
уровню подготовки выпускников по русскому языку, вообще исключены из изучения, что
способствует уменьшению объема изучаемого материала.

Программа состоит из 8 разделов

№
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема
Введение.
Повторение изученного в 5-8 классе.
Сложное предложение . Культура речи.
Сложносочиненное предложение.
Сложноподчиненное предложение
Бессоюзные сложные предложения.
Сложные предложения с различными видами
связи.
Повторение и систематизация изученного в 5-9
классах.

В преподавании курса русского языка используются следующие методы
и формы работы с учащимися:
Виды опроса: устный опрос и его варианты, письменные работы
(работа по карточкам). Формы опроса: индивидуальный, фронтальный,
уплотненный.
Виды заданий на уроках русского языка: работа с карточками,
построение схем и таблиц, списывание и др. Виды упражнений и
письменных работ по русскому языку.
Домашние задания, их виды, способы дифференциации,
индивидуализации, разнообразие содержания, правильная дозировка.
Разнообразие форм проверки домашних заданий. Реализация
индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся на уроках
русского языка.
Формы работы на уроке: коллективная (фронтальная),
групповая, индивидуальная.
Оценка знаний, умений и навыков учащихся, мотивировка оценок на
уроке и их стимулирующая роль. Проблема «поурочного балла».

Классификации методов
по дидактической цели (методы обучения и методы контроля);
по источнику получения знаний (слово учителя, беседа, наблюдение,
языковой анализ (разбор), работа по учебнику (учебному пособию),
упражнения;
по пути познания (индукция и дедукция, сопоставление и
противопоставление, анализ и синтез);
по характеру работы (методы
устной и письменной работы).
методы проблемного и развивающего обучения как основа активизации
учебной деятельности учащихся на уроках русского языка: создание
проблемной ситуации, частично-поисковый, исследовательский методы.
Лингвистические игры.
цели и задачи:
1. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
 актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или
проблеме;
 вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной
деятельности;
 сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
 побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
2. – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
 получить новую информацию;
 осмыслить ее;
 соотнести с уже имеющимися знаниями;
 искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
3– рефлексия. Здесь основным является:
 целостное осмысление, обобщение полученной информации;
 присвоение нового знания, новой информации учеником;
 формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому
материалу.
Исходя из уровня подготовки класса, при изучении курса русского языка используются
технологии коррекционно-развивающего обучения, дифференцированного подхода и
личностно– ориентированного образования.
Методы обучения: репродуктивный (объяснительно – иллюстративный) и продуктивный
(частично-поисковый). Форма организации познавательной деятельности - групповая и
индивидуальная. Методы обучения русскому языку можно разделить на несколько групп:
- Метод сообщения знаний в готовом виде ориентирован на рецептивную деятельность
учащихся: знания сообщаются ученику в готовом виде, он должен их воспринять и
запомнить. Методом сообщения вводится материал, не нуждающийся в осмыслений, а
требующий только запоминания: списки слов с непроверяемыми орфограммами, так
называемые прямые орфографические правила, некоторые нормы литературного языка и
др. Метод сообщения знаний хорош тем, что он экономичен и позволяет освободить на
уроке время для проведения работ тренировочного характера. Однако нужно помнить, что
он обращен только к вниманию и памяти учащихся, слуховой или зрительной, которая
всегда требует подкрепления в виде повторного восприятия.
- Метод объяснения нового материала так же, как и метод сообщения, основывается на
рецептивной деятельности учащегося. Знания вводятся в готовом виде или учителем, или
через учебник. Однако в отличие от метода сообщения метод объяснения предполагает
наличие элементов проблемного изложения: учитель (или автор учебника) использует для
объяснения тип речи — рассуждение и, таким образом, не только вводит какое-либо новое
понятие или правило, по и доказывает вводимое положение, приводя логические

аргументы и примеры, раскрывает связи и зависимости, существующие между явлениями
и фактами.
- Метод эвристической беседы, или метод наблюдения над языком, соотносится как с
рецептивной, так и с продуктивной деятельностью учащихся. Он состоит в том, что от
наблюдения специально подобранных примеров, опираясь на вопросы учителя, ученики
приходят к нужным выводам.
- Метод закрепления введенных знаний основывается на репродуктивной деятельности
учащихся. Чтобы удержать в памяти полученные знания, ученик должен неоднократно
возвращаться к ним и воспроизводить формулировки правил или определения понятий,
перечни фактов языка. Наблюдения показывают, что лучше удерживаются в памяти
знания, в формировании которых принимал активное участие сам ученик.
Основной формой обучения является урок, на котором предусматриваются важные
виды деятельности обучающихся:
− практическая деятельность учащихся по выполнению упражнений, написанию тестов,
диктантов, творческих работ;
− развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации:
энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой с учетом
психофизических особенностей детей, ресурсами Internet.
Для контроля знаний, умений и навыков, обучающихся проводятся:
− на начало года - входная диагностическая контрольная работа
− на конец учебного года– диагностическая контрольная работа
В течение года проводятся тематические контрольные работы, тестовые контрольные
работы, выборочные изложения, диктанты, сочинения-описания, сочинения-рассуждения
Словарные работы, которые организуются в соответствии с календарно-тематическим
планированием.
В ходе реализации рабочей программы используются следующие формы учета знаний и
умений:
− текущая аттестация;
− аттестация по итогам четверти;
− аттестация по итогам года.
Результаты изучения курса «Русский язык 8 класс» приведены в содержании программы
для каждой темы, а также в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» и
полностью соответствуют стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, коррекционно-развивающего,
практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение
учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и
умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в
окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного
здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который
усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах
деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать,
выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить
самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и
нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Коррекционная направленность уроков.
При проведении уроков русского языка в 9 классе соблюдается коррекционная
направленность обучения. Она выражается в соблюдении следующих направлений:
− Формирование социально-нравственного поведения детей, обеспечивающих успешную
адаптацию к новым условиям обучения: осознание изменившихся условий, осознание
необходимости самоконтроля.
− Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность,
самостоятельность)
− Формирование навыка планирования своей деятельности в соответствии с
определенными запросами.
− Индивидуальная коррекция имеющихся недостатков.
− Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья.
− Создание благоприятной среды, обеспечивающей развитие школьника и
стимулирующей его познавательную деятельность.
− Системный разносторонний контроль динамики развития учащегося.
− Обеспечение учебно-методического и материально-технического оснащения.
− Социально-трудовая, профориентационных адаптация учащихся.
На уроках русского языка используются следующие виды коррекционно-развивающей
работы:
1. Совершенствование движения сенсомоторного развития:
− Развитие навыков каллиграфии.
− Развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
− Развитие зрительного восприятия и узнавания.
− Развитие зрительной памяти и внимания.
− Формирование обобщенных представлений о свойствах предмета (цвет, форма,
величина).
− Развитие фонетико – фонематических представлений, формирование звукового анализа
и синтеза.
- Развитие связной речи
- Развитие лексико-грамматической стороны речи
− Развитие пространственных представлений и ориентация.
− Развитие представлений о времени.
− Развитие слухового внимания и памяти.
3. Коррекция развития основных мыслительных операций:
− Навыков соотносительного анализа.
− Навыков группировки и классификации.
− Умение работать по словесной и письменной инструкции алгоритму.
− Умение планировать деятельность.
− Развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
− Развитие словесно – логического мышления.
− Развитие наглядно – образного мышления.
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально – личностной сферы.
6. Развитие речи, овладение техникой чтения.
7. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение пассивного и активного
словаря.

Содержание тем учебного курса.
Международное значение русского языка (1 ч)
Международное значение русского языка.
Повторение пройденного в 5 - 8 классах (9ч)
Комплексное повторение. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Комплексное
повторение. Стили языка. Сжатое изложение. Простое предложение и его грамматическая
основа. Предложения с обособленными членами. Обращение, вводные слова и вставные
конструкции. Изложение с продолжением.
Сложное предложение. Культура речи. ( 14ч)
Сложные предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения.

Сложносочинённые предложения.(7ч)
Основные группы ССП. Сложносочинённые предложения с противительными союзами.
Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них. Повторение «Правописание
союзов». Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.
Сочинение.
Сложноподчиненные предложения.(17ч.)
Строение СПП и пунктуация в нём. Обучающее сочинение на лингвистическую тему.
Обучающее сочинение на лингвистическую тему. Союзы
и союзные слова в
сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом
предложении. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными
изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные
предложения образа действия, степени и сравнительные. Придаточные предложения
места и времени. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Обучающее сочинение
по прочитанному тексту. Придаточные предложения причины и следствия. Придаточные
предложения условные. Придаточные предложения уступительные. Придаточные
предложения цели. Закрепление темы «СПП». СПП с несколькими придаточными. СПП с
несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения.
Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. Контрольный диктант.
Бессоюзные сложные предложения.(9ч.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных
предложениях. Запятая и точка с запятой в БСП. Сжатое изложение. Сжатое изложение.
Двоеточие в БСП. Закрепление темы «БСП». Синтаксический и пунктуационный разборы.
Контрольный диктант.
Сложные предложения с различными видами связи.(3ч.)

Сложные предложения с различными видами связи. Сложные предложения с различными
видами связи. Тестирование формата ГИА.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию,
культуре речи(5ч)
Повторение «Фонетика. Графика. Орфография». Повторение «Лексика. Фразеология.
Орфография». Повторение «Состав слова и словообразование. Орфография».
Контрольное выборочное изложение по тексту(№259). Повторение темы «Морфология».
Повторение темы «Морфология». Контрольное сжатое изложение. Контрольное сжатое
изложение. Тестирование формата новой формы. Повторение темы «Предлог. Союз.
Частица». Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация». Знаки завершения предложения и
их функции. Запятая и её функции. Двоеточие и тире и их функции. Скобки и кавычки и
их функции и правила постановки. Способы введения чужой речи. Контрольное
сочинение на лингвистическую тему.

Учебно-тематическое планирование по русскому языку в 9 классе.

№ п.п

Темы

Кол-во часов

1

Международное значение русского языка

1

2

Повторение пройденного в 5 - 8 классах

9

3

Сложное предложение. Культура речи.

14

4

Сложносочинённые предложения.

7

5

Сложноподчиненные предложения.

17

6

Бессоюзные сложные предложения.

9

7

Сложные предложения с различными видами связи.

3

8

Систематизация изученного
правописанию, культуре речи
ИТОГО

по

фонетике,

лексике,

грамматике,

5

68

Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по русскому языку.
В результате изучения русского языка ученик
должен:
знать и понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа,
государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация
peчевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально
делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования,
описания рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
РЕЧЕВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов,
конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного
языка;
ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим
организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического
и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социальнокультурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие
теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического
материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану),
наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и
выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов,
мимики);
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания:
соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы;
достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание
содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие
грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя компо-

зиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного
текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
проводить анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип
речи,
стиль.
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их
произношения;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- владеть приемом морфемного разбора;
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических
словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем
изобразительно-выразительные приемы.
- МОРФОЛОГИЯ:
-распознавать части речи и их формы.
- правильно образовывать формы слов ;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении
орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять
орфографические
правила, объяснять
правописание
слов
с
проверяемыми орфограммами;
- проводить орфографический анализ текста;
- СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать
предложения по заданным схемам;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь
косвенной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления
выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в
простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обо
значения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;

Литература и материально-техническая база.
Для учителя:
1.

Федеральный компонент государственного стандарта. Дрофа.2007.

2.

Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений.- М.:2009.

3.
Баранов
М.Т.,
Ладыженская
Т.А..,
Шанский
Н.М.
Программы
общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.- М.:, Просвещение, 2008.
4.
Русский язык.
общеобразовательных
Просвещение, 2014.

Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей
учреждений/ Л.А.Тростенцова, А.И. Запорожец. – М.:

5.
Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т.М.Пахнова.М.: Издательство «Экзамен», 2011.
6.
Контрольно-измерительные материалы. 9 класс. / Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО,
2014.

Для обучающихся:
1.
Основной учебник: Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учереждений /
Л.А. Тростенцовва, Т.А. Ладыженская.- М.: Просвещение, 2010.
2.
Орфографический словарь: Для учащихся средних школ. / Под редакцией
Д.Н.Ушакова. М.:Просвещение. 1986
3.
Ожегов С.Н., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и
фразеологических выражений./ РАН. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.М.:Азбуковник, 1999.
4.
Толковый словарь русских глаголов./ Под редакцией проф. Л.Г.Бабенко.- М.: АСТПРЕСС,1999.
5.

Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1979.

Лист коррекции.
Запланировано

Откорректировано

Календарно-тематическое планирование в 9 классе на 2019-2020 учебный год.

№
урок
а

Тема

Кол-во

Планируемые

Виды

Виды и формы

Домашнее

Дата проведения урока

Урока

часов

Результаты

коррекционной

Контроля

Задание

План

обучения

работы

1

Международное значение
русского языка

2

Устная и письменная речь.
Монолог и диалог

Научиться
Формирование и Составление
оформлять прямую развитие
всех диалога
речь и диалог на видов памяти
письме

П. 1-2 упр.15

3

Стили языка

Научиться
определять
языка

П.3 упр.16

4

Диагностическая
контрольная работа

5

Повторение правописания
приставок,
корней,

Развитие
творческого
воображения

Научиться
определять

стили

Развитие
образного
мышления

Ответы
вопросы

на конспект

Редактировани
е

Развитие
Объяснительн
зрительной памяти

карточки

Факт

суффиксов

6

Н-НН в различных частях
речи

7

НЕ с различными частями
речи

8

Повторительнообобщающий урок по теме
«Орфография»

9

Простое предложение и
его грамматическая основа

10

Предложения
с
обособленными членами

11

Обращения, вводные слова
и вставные конструкции

орфограммы
в
приставках ,корнях,
суффиксах

и внимания

ый диктант

карточки

Словарный
диктант
Научиться
составлять
использовать
алгоритм
нахождения
проверки
орфограммы

Коррекция
и навыков
классификации

Свободный
диктант

и

П.4 упр.31

Развитие словесно- Составление
логического
предложений
мышления
Научиться применять
правила постановки
запятой
в
предложениях
с
обращениями,
вводными словами

Составление
предложений
по схемам

П.5 упр.35

П.6 карточки

12

Предложения
с
причастным
и
деепричастным оборотами

Развитие
долговременной
памяти

13

Предложения
уточняющими членами

14

Повторительнообобщающий урок по теме
«Простое предложение»

Научиться применять Развитие
алгоритм различения комбинаторных
простых
способностей
предложений

15

Контрольный диктант по
теме «Повторение»

Развитие
долговременной
памяти

Диктант

16

Работа над ошибками

Коррекция
навыков
группировки
классификации

Словарный
диктант

карточки

Комментирова
нное письмо

П.7 упр.44

с

17

Понятие
о
предложении

сложном

18

Союзные и бессоюзные
сложные предложения

19

Союзные и бессоюзные
сложные предложения

Научиться
определять
структуру сложного
предложения

Выборочный
диктант

карточки

Конструирован
ие
предложений

карточки

Ответы
на П.4-6 упр.39
вопросы.
Объяснительн
ый диктант

и

П.8 упр.48

Научиться различать Развитие
союзные
и различных
бессоюзные сложные

Конструирован
видов ие
предложений

П.8 упр.51

предложения
20

Р.Р. Текст. Сжатие как вид
информационной
переработки текста

21

Р.Р. Сжатое изложение

22

Разделительные
и
выделительные
знаки
препинания
между
частями
сложного
предложения

23

Разделительные
и
выделительные
знаки
препинания
между
частями
сложного
предложения

24

Интонация
предложения

сложного

25

Повторительнообобщающий урок по теме
«Сложное предложение»

мышления

по схемам

Научиться применять Развитие
различные
виды письменной речи
сжатия

Составление
плана

Письменная
работа
Научиться
определять разницу
между
понятиями
«разделительные» и
«выделительные»
знаки препинания

Комментирова П.9 упр.54
нное письмо.
Объяснительн
ый диктант

Развитие
слухового
внимания
памяти

Научиться
аудированию
сложного
предложения

П.9 упр.55
и

Интонировани
е предложений

Развитие
нагляднообразного
мышления

П.10 упр.58

тест

26

Контрольная работа по
теме
«Сложное
предложение»

27

Понятие
сложносочиненном
предложении

28

Смысловые отношения в
сложносочиненных
предложениях

29

Контрольный диктант

30

Работа над ошибками

31

Сложносочиненные
предложения
с
соединительными союзами

32

Сложносочиненные
предложения
с
соединительными союзами

Научиться применять Развитие
правила постановки долговременной
запятой в сложных памяти
предложениях

Письменная
работа

о

Научиться узнавать Обогащение
сложносочиненные
словарного запаса
предложения

Научиться
Коррекция
составлять
и навыков
использовать
группировки
алгоритм
классификации
нахождения
и ошибок
проверки орфограмм
и пунктограмм

Предупредител
ьный диктант

П.11 упр.60

Словарный
диктант

П.12 упр.62

Самостоятельн
ая работа по
и карточкам

Конструирован
ие
предложений
Научиться
Развитие
составлять
комбинаторных
сложносочиненные
способностей
предложения
с
соединительными

П.13 упр.

П.13 упр. 64

союзами
Сложносочиненные
предложения
с
разделительными союзами

Научиться
составлять ССП
разделительными
союзами

Сложносочиненные
предложения
с
противительными союзами

Научиться
составлять ССП
противительными
союзами

35

Разделительные
знаки
препинания
в
сложносочиненном
предложении

36

Контрольный диктант

37

Работа над ошибками

38

СПП с придаточными
определительными

39

СПП с придаточными
изъяснительными

33

34

Составление
предложений
по схемам

П.14 упр.65

Комментирова
нное письмо

П.15 упр.66

Научиться применять Развитие
Объяснительн
правила постановки зрительной памяти ый диктант
запятой
в
ССП и внимания
предложениях

П.16 упр.69

с

Развитие
различных
мышления

видов

с

Развитие
долговременной
памяти
Словарный
диктант
Научиться
Развитие словесноопределять ССП с логического
придаточными
мышления
определительными

П.17-22
упр.107

Конструирован
ие
предложений

П.23 упр.117

40

СПП с придаточными
обстоятельственными

41

СПП с придаточными
времени и места

42

СПП с
причины

придаточными

Научиться
Развитие
составлять
аналитического
предложения
с мышления
придаточными
обстоятельственным
и

П.24 карточки

Ответы
на П.25 упр.128
вопросы.
Комментирова
нное письмо
Конструирование
предложений
придаточными
причины

с

Развитие
лингвистического
мышления

П.26 упр.132

43

Р.Р. Обучающее сочинение

Развитие устной речи

Пересказ
плану.

44

Р.Р .Сочинение

Развитие письменной Развитие
речи
воображения,
творческого
мышления

Письменная
работа

45

Придаточные предложения
условные

46

Придаточные предложения
уступительные

по

Развитие
внимания. Работа
по письменному
алгоритму
Умение создавать и
применять
схемы
для
решения

П.26 упр.138

Объяснительн
ый диктант

П.26 упр.147

учебных задач
47

Придаточные предложения
цели и следствия

Конструирование
предложений по
схемам

48

СПП
предложения
с
придаточными
образа
действия

49

Закрепление темы «СПП»

50

СПП
с
несколькими
придаточными

51

СПП
с
несколькими
придаточными

52

Синтаксический
разбор
сложноподчиненного
предложения

Умение производить Развитие
Разбор
синтаксический
внимания. Работа предложений
разбор СПП
с
письменной
конструкцией

П.29 упр.176

53

Пунктуационный разбор
сложноподчиненного
предложения

Разбор
предложений

П.30 упр.182

54

Контрольный диктант

Строить рассуждение
на основе сравнения
предметов

П.26 упр.155

Словарная
работа
Составление
прдложений
Развитие
долговременной
памяти

П.27 упр.158

Упр
карточки

Конструирование
Конструирование
Предупредител
ССП с несколькими предложений по ьный диктант
придаточными
схемам

163

П.28 упр.169

П.28 упр.173

Развитие
долговременной

Письменная

памяти
55

Понятие о бессоюзном
сложном предложении

Конструирование
Развитие
предложений
по слухового
схемам
внимания
памяти

работа
Словарная
работа

П.31-32
упр.190

и

56

Запятая и точка с запятой в
БСП

Научиться применять
правила постановки
запятой и точки с
запятой в БСП

57

Р.Р. Сжатое изложение

Развитие устной
письменной речи

58

Двоеточие в БСП

59

Тире в БСП

Конструирование
предложений

П.35 упр.200

60

Повторительно
обобщающий урок по теме
«БСП»

Объединять
Конструирование
Словарная
предметы и явления предложений по работа.
в
группы
по схемам
Составление
определенным
предложений
признакам
по схемам

карточки

61

Синтаксический
и
пунктуационный разборы

и Развитие
долговременной
памяти

П.33 упр.193

Составление
плана.
Пересказ
по
плану
Конструирован
ие
предложений

П.34 упр.198

П.36 упр.206

62

Контрольный диктант

63

Сложные предложения с
различными видами связи

64

Знаки
препинания
в
предложениях
с
различными видами связи

65

Тестирование
ГИА

66

Контрольный диктант

67

Повторение.
Фонетика.
Графика. Орфография.

68

Морфология.
Синтаксис.

Развитие
долговременной
памяти
Умение
различать
СП с различными
видами связями

П.37 упр212

Развитие
Комментирова
внимания. Работа нное письмо
по письменному
алгоритму

формата

Лексика.

Письменная
работа

Тестирование

Развитие
долговременной
памяти
Умение применять
орфограммы
и
пунктограммы
на
прктике

Письменная
работа

Словарная
работа.
Составление
предложений
Развитие
различных
мышления

видов

П.38
п.39

тест

упр.216

Система оценивания.

Тип работы

«5»

Диктант

«4»

1
негрубая 2/2, 1/3, 0/4
орфографи-ческая
или
1
негрубая
пунктуаци-онная

«3»

«2»

«1»

4/4, 3/5, 07,
5/4, 6/2

7/7, 6/8, 5/9,
8/6

Более

Словарный
диктант

-

1,2

До 5

До 7

Более

Дополнительное задание
к диктанту

-

Не менее
3/4 задания

Не менее половины

Не более половины

Ни одного задания

Изложения
сочинения

и 1 орф. или 1 пункт., 2/2, 1/3, 0/4, 2 4/4, 3/5, 0/7. 5/4, 6/2 Не 7/7, 6/8, 4/9. 8/6, не Более
или 1 грамм.
грамматических более 4 грамматических более
7
грамматических

При проверке диктанта исправляются, но не учитываются логопедические ошибки (считаются негрубыми).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».