Рабочая программа по информатике 8 а класс

Подписан: Массанова
Алёна Владимировна
DN: OU=директор, O="
ГБОУ СО ""Березовская
школа""", CN=Массанова
Алёна Владимировна,
E=berezsksh@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Дата: 2021.10.12 08:58:
12+05'00'

Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 8 класса составлена на основе:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с
изменениями и дополнениями).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №
1897).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», с изменениями.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.
3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19)».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 N 253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования».
6. Приказ Министерства образования и науки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О
внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №
253".
7. Учебного плана ГБОУ СО «Березовская школа».
Основные цели курса:
1. Формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации,
теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и
способов деятельности в области информатик.
2. Совершенствование обще учебных и общекультурных навыков работы с
информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности
и т.д.
3. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности обучающихся.
4. Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом
правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной
деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Задачи изучения курса:
1. Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью
компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий,
организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
средствами ИКТ.
3. Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной
информации.
4. Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при
выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности,
дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Коррекционная направленность
У обучающихся с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм
поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных
компонентов: повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность
целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных
определений и понятий.
К настоящему времени не разработаны специальные государственные учебные
программы для коррекционных классов VII вида, в том числе и по информатике, не издано
специальной учебной и учебно-методической литературы. Обучение проводится на основе
программ для общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с
требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования.
Учитель должен адаптировать содержание обучения с учетом уровня и особенностей
развития обучающихся.
При составлении программы учитывались следующие особенности детей:
неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного
материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение),
плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер,
направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов
в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью.
В представленном варианте программы учтены и сохранены принципы
коррекционной направленности:
- обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов
усвоения знаний;
- доступность материала;
- научность;
- осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;
- концентрический принцип размещения материала, при котором одна и та же тема
изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сложности. Сначала
происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки
использования компьютерных технологий путем систематического повтора и усложнения
тренинга.
Планируемые результаты обучения
Введение в информатику
Ученик научится:
1. декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
2. оперировать единицами измерения количества информации;
3. оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов
(объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и
др.);
4. записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
5. составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение
логического выражения; строить таблицы истинности;
6. анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и
др.);
7. перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое представление
(визуализацию) числовой информации;

8. выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в
соответствии с поставленной задачей;
9. строить простые информационные модели объектов и процессов из различных
предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм,
формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям
моделирования.
Ученик получит возможность:
1. углубить и развить представления о современной научной картине мира, об
информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных
процессах и их роли в современном мире;
2. научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
3. научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами
произвольного алфавита;
4. переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной
системы счисления в десятичную систему счисления;
5. познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с
двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
6. научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
7. научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и
их преобразования с использованием основных свойств логических операций;
8. сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о
компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего
мира;
9. познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании
реальных объектов и процессов;
10.
научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные
данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Алгоритмы и начала программирования
Ученик научится:
1. понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения;
анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких
свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность,
массовость;
2. оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл»
(подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации;
переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блоксхеме и обратно);
3. понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда
исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения,
накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых
исполнителем;
4. исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой
команд;
5. составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
6. ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм,
обрабатывающий цепочки символов;
7. исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
8. исполнять алгоритмы с ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
9. понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с
параметром или цикл с условием продолжения работы;

10. определять значения переменных после исполнения простейших циклических
алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
11. разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Ученик получит возможность научиться:
1. исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального
исполнителя с заданной системой команд;
2. составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального
исполнителя с заданной системой команд;
3. определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение
поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с
заданной системой команд;
4. подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся
результатом работы алгоритма;
5. по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
6. исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы
обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива;
суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов
массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными
свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.);
7. разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие
базовые алгоритмические конструкции;
8. разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Оценка планируемых результатов
Планируемые результаты основного общего образования являются основой оценки
достижения стандарта и призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, с одной
стороны, и образовательным процессом, и системой оценки – с другой. По сути, они являются
своеобразным мостиком, соединяющим требования стандарта и учебный процесс.
В структуре планируемых результатов выделены в особый раздел (универсальные
учебные действия) личностные и метапредметные результаты, достижение которых
обеспечивается всей совокупностью учебных предметов, представленных в инвариантной
части учебного плана, междисциплинарными курсами и внеурочной деятельностью.
Под личностными результатами в стандарте понимается: становление самоопределения
личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование
внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной
деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников основной школы, в том
числе морально-этической ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные чувства и личностные качества.
Особенность этой группы планируемых результатов заключаются в том, что в их
описании отсутствует блок «Выпускник научится». Это значит, что личностные результаты
обучающихся в полной мере с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.
Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов,
представленных в разделах: «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные
действия», «Познавательные учебные действия».
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы
деятельности – познавательные, коммуникативные, и способы регуляции своей
деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность
ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких

умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей
познавательной деятельностью.
Другими словами, основное содержание оценки метапредметных результатов в школе
строится вокруг понятия «умение учиться».
В силу своей природы, являясь, по сути, ориентировочными действиями,
метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием
успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно, уровень их
сформированности может быть качественно оценен и измерен:
 достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения
специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня
сформированности конкретного вида УУД;
 достижение
метапредметных
результатов
может
рассматриваться
как
инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения
учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости
от успешности выполнения проверочных заданий по математике и другим предметам с учетом
допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и
регулятивных действий учащихся;
 достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности
выполнения комплексных заданий на межпредметной основе или комплексных заданий,
которые позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с
информацией.
Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе
различных процедур. По итогам выполнения работ выносится оценка (прямая или
опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и
навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда
коммуникативных и регулятивных действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов
образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части
базисного учебного плана, и внеурочной деятельности и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях. Личностные результаты определяются через листы наблюдений или
портфолио обучающегося.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный
обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного
предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а
также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной
научной картины мира.
При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не
только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных
ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти
знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на
предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить
необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять,
анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически
осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.
Одним из средств накопления информации об образовательных результатах учащегося
является портфель достижений (портфолио). Портфолио достижений представляет собой
специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и
достижения обучающегося в различных областях. Результатами, влияющими на конечную
итоговую оценку и зафиксированными в портфолио ученика, могут быть грамоты, дипломы,
сертификаты, подтверждающие участие и достижения обучающегося во внеурочной
деятельности: участие в конкурсах, выставках различного уровня; победа в конкурсах,
выставках, соревнованиях; участие в научно-практических конференциях; авторские

публикации в изданиях выше школьного уровня; авторские проекты, изобретения; получение
грантов, стипендий, премий, гражданских наград; лидирование в общепризнанных рейтингах.
Портфолио также включает:
 подборку ученических работ, которая демонстрирует нарастающие успешность,
объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества,
рефлексии;
 систематизированные материалы текущей оценки – отдельные листы наблюдений,
оценочные листы и результаты тематического тестирования; выборочные материалы
самоанализа и самооценки учащихся;
 материалы итогового тестирования;
 результаты выполнения итоговых, комплексных работ.
Особенности оценки предметных результатов
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при
изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных
технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного
опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными
контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в
соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
95% и более
80-94%%
66-79%%
менее 66%

Отметка
отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе,
определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота,
прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и
незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных
учащимися.
• грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком
представлении рассматриваемого объекта;
• недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на
знания определенные программой обучения;
• мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие
смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является
обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях
выставляете отметка:
 «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких
погрешностей;
 «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;
 «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

 «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не
владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере (незнание основного
программного материала).
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос).
Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько
определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания
учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
 ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической
последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной
дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
 ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям
на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа,
исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных
вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
 отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения
программного материала определенные настоящей программой;
 отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее
важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной
терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких
наводящих вопросов учителя.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета, курса
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса,
самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной
деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении
информатики в основной школе, являются:
• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
• понимание роли информационных процессов в современном мире;
• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;

• ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
• способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми
в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой
деятельности;
• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких
или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными
метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:
• владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
• владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
• владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,
определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация
информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
• владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики,
диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой
системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от
стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
• ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание
письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых

сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и
социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ
информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и
применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование
научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах
отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего
образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе
отражают:
• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие
основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
• формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель – и их свойствах;
• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для
конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях,
логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и
основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
• формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы,
схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе
с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной
этики и права.
Содержание курса
1. Математические основы информатики (12 ч)
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных
системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами
счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых
чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц
истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических
задач. Логические элементы.
2. Основы алгоритмизации (9 ч)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные
исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.), как примеры
формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий
исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи
алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа –
запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление
исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий:
ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие
вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные,
строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами
(массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по
проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных
результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь.
Управление в живой природе, обществе и технике.
3. Начала программирования (10 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков
программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления
данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и
вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма –
кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде
программирования.

Календарно-тематическое планирование
№

Тема урока

Количество
часов

Дата

Основное содержание

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

«Математические основы информатики» (13 часов)

1

2

3

4

Цели изучения курса
информатики. Техника
безопасности и
организация рабочего
места.

Общие сведения о
системах счисления

Двоичная система
счисления. Двоичная
арифметика

Восьмеричная и
шестнадцатеричная
системы счисления.
Компьютерные
системы счисления

1

1

1

1

03.09

10.09

17.09

24.09

Техника безопасности при работе с
компьютером.

Система счисления; цифра; алфавит;
позиционная система счисления;
основание; развёрнутая форма записи
числа; свёрнутая форма записи числа.

Система счисления; цифра; алфавит;
позиционная система счисления;
основание; развёрнутая форма записи
числа; свёрнутая форма записи числа,
двоичная система счисления; двоичная
арифметика.
Система счисления; цифра; алфавит;
позиционная система счисления;
основание; развёрнутая форма записи
числа; свёрнутая форма записи числа,
восьмеричная система счисления,
шестнадцатеричная система счисления

Соблюдать требования к организации
компьютерного рабочего места,
требования безопасности и гигиены при
работе со средствами ИКТ.
Иметь общие представления о
позиционных и непозиционных системах
счисления. Знать алфавит римской
системы счисления. Уметь переходить из
римской системы счисления в
десятичную и обратно, уметь определять
основание и алфавит системы счисления,
переходить от свёрнутой формы записи
числа к его развёрнутой записи;
анализировать любую позиционную
систему счисления как знаковую
систему.
Иметь навыки перевода небольших
десятичных чисел в двоичную систему
счисления и двоичных чисел в
десятичную систему счисления.
Иметь навыки перевода небольших
десятичных чисел в восьмеричную
(шестнадцатеричную) системы
счисления, и восьмеричных
(шестнадцатеричных) чисел в
десятичную систему счисления. Уметь

5

6

7

8

9

10

Правило перевода
целых десятичных
чисел в систему
счисления с
основанием q

1

01.10

Представление целых
чисел

1

15.10

1

22.10

Представление
вещественных чисел
Высказывание.
Логические операции.
Построение таблиц
истинности для
логических выражений
Контрольная работа по
теме «Математические
основы информатики»
Корректирующий урок

1

29.10

05.11
2
12.11

11

Свойства логических
операций

1

26.11

Система счисления; цифра; алфавит;
позиционная система счисления;
основание; развёрнутая форма записи
числа; свёрнутая форма записи числа;
двоичная система счисления;
восьмеричная система счисления;
шестнадцатеричная система счисления
Ячейка памяти; разряд; беззнаковое
представление целых чисел;
представление целых чисел со знаком.
Ячейка памяти; разряд; представление
вещественных чисел; формат с
плавающей запятой; мантисса; порядок.
Алгебра логики; высказывание;
логическая переменная; логическое
значение, логическая переменная;
логическое значение; логическая
операция; конъюнкция; дизъюнкция;
отрицание; таблица истинности.
Система счисления; двоичная,
восьмеричная, шестнадцатеричная
система счисления; представление целых
и вещественных чисел; высказывание;
логическое выражение; таблица
истинности; законы логики.
Логическая операция; конъюнкция;
дизъюнкция; отрицание; таблица
истинности; свойства логических

анализировать любую позиционную
систему счисления как знаковую
систему.
Иметь навыки перевода небольших
десятичных чисел в восьмеричную
(шестнадцатеричную) системы
счисления, и восьмеричных
(шестнадцатеричных) чисел в
десятичную систему счисления. Уметь
анализировать любую позиционную
систему счисления как знаковую
систему.
Иметь представление о научной форме
записи целых чисел; представление о
формате с плавающей запятой.
Иметь представление о научной форме
записи вещественных чисел;
представление о формате с плавающей
запятой.
Иметь представления о разделе
математики алгебре логики,
высказывании как её объекте, об
операциях над высказываниями, о
таблице истинности для логического
выражения; о свойствах логических
операций (законах алгебры логики).
Понимать роль фундаментальных знаний
как основы современных
информационных технологий

Уметь преобразовывать логические
выражения в соответствии с
логическими законами; навыки анализа и

12

Решение логических
задач.
1

13

Логические элементы
1

1

Алгоритмы и
исполнители. Способы
записи алгоритмов
1

2

Объекты алгоритмов

3

Алгоритмическая
конструкция
«следование»
Алгоритмическая
конструкция
«ветвление». Полная
форма

4

5

03.12

Алгоритмическая
конструкция
«ветвление». Непоная

1
1

1

1

10.12

операций.
Логическое высказывание; логическое
выражение; логическое значение;
логическая операция; таблица истинности;
законы алгебры логики.
Логический элемент; конъюнктор;
дизъюнктор; инвертор; электронная
схема

«Основы алгоритмизации» (9 часов)
Алгоритм, свойства алгоритма:
дискретность, понятность,
определенность, результативность,
массовость. Исполнитель, характеристики
исполнителя: круг решаемых задач, среда,
17.12
режим работы, система команд;
формальное исполнение алгоритма.
Словесное описание, построчная запись,
блок-схема, школьный алгоритмический
язык
Величина, константа, переменная, тип,
24.12
имя, присваивание, выражение, таблица.
Следование, ветвление, повторение,
29.12 линейные алгоритмы, разветвляющиеся
алгоритмы, циклические алгоритмы
Следование, ветвление, повторение,
линейные алгоритмы, разветвляющиеся
14.01 алгоритмы, циклические алгоритмы.
Разветвляющиеся алгоритмы

21.01

Алгоритм; ветвление; разветвляющийся
алгоритм; блок-схема; операции
сравнения; простые условия; составные

преобразования логических выражений.
Иметь представление о электронных
схемах; умения анализа электронных
схем. Уметь представлять информации в
разных формах (таблица истинности,
логическое выражение, электронная
схема).
Иметь представление о логических
элементах (конъюнкторе, дизъюнкторе,
инверторе) и электронных схемах;
умения анализа электронных схем.
Иметь представление об исполнителе,
алгоритме. Знать свойства алгоритма и
возможности автоматизации
деятельности человека. Иметь
представление об исполнителе,
алгоритме. Иметь представление о
словесных способах записи алгоритмов,
блок-схемах, алгоритмических языках.
Иметь представление об объектах
алгоритмов (величина).
Иметь представление об
алгоритмическом конструировании
«Следование»
Иметь представление об
алгоритмическом конструировании
«Ветвление». Иметь представление об
алгоритмическом конструировании
«Ветвление»
Умение исполнять алгоритм с
ветвлением для формального
исполнителя с заданной системой

6

7

8

форма

условия.

Алгоритмическая
конструкция
«повторение». Цикл с
заданным условием
продолжения работы
Контрольная работа по
теме «Основы
алгоритмизации»
Корректирующий урок

Алгоритм; повторение; циклический
алгоритм (цикл); тело цикла.
1

28.01

11.02

Алгоритм, свойства алгоритма,
исполнитель, формальное исполнение
алгоритма, словесное описание, блоксхема, величина, константа, переменная,
тип, имя, присваивание, выражение,
линейные алгоритмы, разветвляющиеся
алгоритмы, циклические алгоритмы.

25.02

Алгоритм; повторение; циклический
алгоритм (цикл); тело цикла.

04.02

2

9

1

2

Цикл с заданным
условием окончания
работы, с заданным
числом повторений

Общие сведения о
языке
программирования
Паскаль. Организация
ввода и вывода данных.
Программирование
линейных алгоритмов

1

1

«Начала программирования» (10 часов)
04.03 Язык программирования, программа,
алфавит, служебные слова, типы данных,
структура программы, оператор
присваивания
11.03

1

Служебные слова, типы данных,
структура программы, оператор
присваивания.

команд; умение составлять простые
(короткие) алгоритмы с ветвлением
для формального исполнителя с
заданной системой команд.
Представления об алгоритмической
конструкции «цикл», о цикле с заданным
условием продолжения работы
Иметь представление об исполнителе,
алгоритме. Знать свойства алгоритма и
возможности автоматизации
деятельности человека, о словесных
способах записи алгоритмов, блоксхемах, алгоритмических языках, об
объектах алгоритмов (величина),
алгоритмическом конструировании
«Следование», «Ветвление»,
«Повторение».
Умение исполнять циклический
алгоритм для формального исполнителя
с заданной системой команд; умение
составлять простые (короткие)
циклические алгоритмы для
формального исполнителя с заданной
системой команд.
Иметь представление о языках
программирования, о языке Паскаль, об
алфавите и словаре языка, типах данных,
о структуре программы, об операторе
присваивания
Иметь представление о типах данных, о
структуре программы, об операторе
присваивания.

3

4

5

6

7

8

9

10

Программирование
разветвляющихся
алгоритмов. Условный
оператор.
Составной оператор.
Многообразие способов
записи ветвлений.
Программирование
циклов с заданным
условием продолжения
работы.
Программирование
циклов с заданным
условием окончания
работы
Программирование
циклов с заданным
числом повторений

Различные варианты
программирования
циклического
алгоритма
Контрольная работа
«Начала
программирования»
Корректирующий урок

18.03
1
25.03
1
01.04

Вещественный тип данных,
целочисленный тип данных, символьный
тип данных, строковый тип данных,
логический тип данных
Условный оператор, сокращенная форма
условного оператора, составной оператор,
вложенные ветвления
While (цикл – ПОКА), repeat (цикл – ДО),
for (цикл с параметром).

1

15.04

repeat (цикл – ДО)

22.04

for (цикл с параметром)

29.04

While (цикл –ПОКА), repeat (цикл – ДО),
for (цикл с параметром)

06.05

Язык программирования, программа,
алфавит, служебные слова, типы данных,
структура программы, оператор
присваивания, служебные слова, типы
данных, структура программы, оператор
присваивания.

1

1

1

2

13.05

Иметь представление об условном
операторе
Иметь представление о составном
операторе и многообразии способов
записи ветвлений
Иметь представление о
программирование циклов с заданным
условием продолжения работы . Иметь
представление о программирование
циклов с заданным условием
продолжения работы
Иметь представление о
программирование циклов с заданным
условием окончания работы . Иметь
представление о программирование
циклов с заданным условием
продолжения работы
Иметь представление о
программирование циклов с заданным
числом повторений. Иметь
представление о программирование
циклов с заданным условием
продолжения работы
Знать различные варианты
программирования циклического
алгоритма
Иметь представление о языках
программирования, о языке Паскаль, об
алфавите и словаре языка, типах данных,
о структуре программы, об операторе
присваивания, о типах данных, о
структуре программы, об операторе

присваивания
1

Математические
основы информатики.
Основы
алгоритмизации.

20.05

1

2

Начала
программирования.
Итоговый урок за курс
8 класса

27.05

1

«Повторение» (2 часа)
Система счисления; двоичная,
восьмеричная, шестнадцатеричная
система счисления; представление целых
и вещественных чисел; высказывание;
логическое выражение; таблица
истинности; законы логики. Алгоритм,
свойства алгоритма, исполнитель,
формальное исполнение алгоритма,
словесное описание, блок-схема,
величина, константа, переменная, тип,
имя, присваивание, выражение, линейные
алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы,
циклические алгоритмы.
Язык программирования, программа,
алфавит, служебные слова, типы данных,
структура программы, оператор
присваивания, служебные слова, типы
данных, структура программы, оператор
присваивания.

Понимать роль фундаментальных знаний
как основы современных
информационных технологий, об
исполнителе, алгоритме. Знать свойства
алгоритма и возможности автоматизации
деятельности человека, о словесных
способах записи алгоритмов, блоксхемах, алгоритмических языках, об
объектах алгоритмов (величина),
алгоритмическом конструировании
«Следование», «Ветвление»,
«Повторение».
Иметь представление о языках
программирования, о языке Паскаль, об
алфавите и словаре языка, типах данных,
о структуре программы, об операторе
присваивания, о типах данных, о
структуре программы, об операторе
присваивания


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».